Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО РОЛЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №32136

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
775
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 7
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 12
1.3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по
иностранному языку 17
Выводы по 1 главе 21
Г лава II. Опытно-практическое исследование развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по иностранному языку через игровую деятельность 22
2.1. Выборка, организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 24
2.3. Программа коммуникативных навыков старших дошкольников 31
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
Исследования 33
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения

Актуальность исследования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Дети в дошкольном возрасте легче овладевают иностранными языками, ведь они быстро запоминают различную информацию, способны анализировать и систематизировать много речевых потоков на иностранных языках, способны к имитации, у них отсутствует языковой барьер. Это является прекрасной возможностью, чтобы у детей появилась мотивация к изучению языкового и культурного многообразия нашего современного мира, способствовать формированию коммуникативно-речевого такта. Именно поэтому проблема изучения иностранных языков остаётся в центре внимания многих учёных.
Как отечественные исследователи, как Л.С. Выготский и С.И. Рубинштен, а также зарубежные - Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т.Элиот отмечают, что дети на данном возрастном этапе очень легко овладевают иностранными языками, в отличие от взрослых.
Для общего совершенствования речемыслительных процессов при обучении иностранным языкам очень эффективны различные игры и игровые ситуации.
Но самый эффективный вид игры, на наш взгляд, - это сюжетноролевая игра, т.к. именно она представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей в данном возрасте. В общении с взрослым сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции ребёнок приобретает основной социокультурный опыт. Таким
образом, сюжетно-ролевая игра являются основным материалом для использования в качестве содержательной основы на ранней ступени обучения дошкольников иностранному языку, никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом. Она способствует формированию мотивации учения, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета и является прекрасным средством обучения общению на английском языке.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что старший дошкольный возраст максимально сенситивен для развития коммуникативных способностей при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр. Следовательно, необходимо изучить сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Объект исследования - развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Задачи исследования:
1. Систематизация основных теоретических подходов и концепций в изучении особенностей развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетноролевой игры.
2. Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
3. На основе полученных результатов разработать и апробировать программу занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
4. Определить результативность опытно-экспериментальной работы программы занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и задачами исследования, мы выдвинули гипотезу исследования: если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно.
Методологические основания исследования. В данной работе мы опирались на исследования в области сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников А.Г. Аршанова, М.А. Ариян, Т.И. Белова, В.Я. Воронова, Е.М. Гаспарова, Н.Ф. Голованова, О.С. Ушакова, В.П. Гашкова, Р.И. Жуковская, А.В. Конышева, Л.Л. Лыкова, С.М. Чемортан, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др..
Методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической литературы по проблеме
исследования, систематизирование результатов имеющихся исследований;
2. эмпирические: 4 психодиагностические методики разработанные Е.Е. Кравцовой;
3. экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента).
Практическая значимость исследования:
- составленная и апробированная программа занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетно-ролевых может быть использована воспитателями дошкольных учреждений, психологами различных образовательных учреждений;
- результаты исследования могут быть использованы педагогами с целью разработки практических рекомендаций, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» Бугульминского муниципального района РТ.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было предпринято с целью выявления роли сюжетно-ролевых игр при развитии коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по иностранному языку.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что сюжетно-ролевая игра одна из самых эффективных приемов, чтобы реализовать коммуникативный принцип на занятиях по иностранному языку. Сюжетно-ролевая игра является обучением в игровом действии, где дети дошкольного возраста могут отработать в игровом действии реальную жизненную ситуацию, что способствует механической тренировке в использовании иностранного языка. В ходе сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста происходит эмоциональный подъем, который оказывает положительное влияние на качество обучения данному предмету.
Любая сюжетно-ролевая игра построена на принципах работы всего коллектива воспитанников, в ней присутствует дух соревновательности, занятости всех детей и реализации творческого потенциала в рамках игры. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит осознание, что каждый ребёнок - это маленькая часть большого коллектива, они чувствуют взаимосвязь и взаимозависимость от друг друга при решении различных задач. Сама же сюжетно-ролевая игра у дошкольников способствует развитию логического мышления, речи, речевого этикета, умения взаимодействовать и общаться друг с другом.
В ходе исследования было проведено опытно-практическое обучение с целью проверки истинности гипотезы. Было доказано, что участвуя в различных сюжетно-ролевых играх, дети выбирают для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. В игре ребенок приобретает столь необходимый ему опыт ориентации в социуме.
Таким образом, предположение о том, что если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно, подтвердилось.
Цель достигнута, задачи решены, данное исследование требует дальнейших научных исследований.



1. Аршанова, А.Г. Раз - словечко, два - словечко: Книга для занятий с детьми / А.Г. Аршанова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2015. - 78 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: МИРОС, 2016.240 с.
3. Ариян, М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе/ М.А. Ариян. - М.: Авторед. Кон. Дис., 2011 - 203 с.
4. Английский язык для детей подготовительной группы детского сада и 1 - го класса начальной школы / Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»,
2013. - 60 с.
5. Белова, Т.И. Игровое освоение мира средствами иностранного языка // Актуальные проблемы психолого-педагогической науки и практики: Тезисы, доклады и выступления / Т.И. Белова. - Глазов: Изд-во ГПУ, 2017. - С. 54-56.
6. Борисова, Л.Г. Психологическая служба в системе образования / Л.Г. Борисова. - Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 2011. - 55 с.
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 2014. - 241 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2011. - 164 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 139 с.
10. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение,
2013. - 437 с.
11. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 128 с.
12. Витоль, А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? / А.Б. Витоль // Иностранные языки в школе. -2014. - № 6. - С. 34-35.
13. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / В.Я. Воронова. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
14. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2014. - 427 с.
15. Венгер, А.А., Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконина и А.А. Вегнер. - М.: Просвещение, 2011. - 283 с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2011. - 355 с.
17. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / В.М. Гамезо. - М.: Просвещение, 2012. - 190 с.
18. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психологопедагогическая диагностика детей» / Э.Д. Гейци. - Н.: ООО «БОРА - ПРЕСС», 2016. - 506 с.
19. Гаспарова, Е.М. Отображение социальных отношений в игре/ Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С.143-179.
20. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- СПб.: Питер, 2014. - 283 с.
21. Гашкова, В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка // Иностранные языки в школе / В.П. Г ашкова. - 2013. - №5. - С.14-26.
22. Дианова, Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку / Е.М. Дианова, Л.Т. Костина // Иностранные языки в ДОУ. - 2015. - №3. - С.33-38.
23. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2014. - 128с.
24. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464с.
25. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2011. - 87 с.
26.Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2013. - 270 с.
27.Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: «Новая волна», 2015. - 132 с.
28.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2013. - 383 с.
29.Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
30. Играйте с нами / Учебно-методическое пособие / Под редакцией: Епанчинцевой Н.Д. - Белгород:ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2013. - 102 с.
31. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение,2015. - 286 с.
32. Князева, О.Л., Стеркина Р.Б. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М: Просвещение, 2013. - 179 с.
33. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимуллина // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С. 17-20.
34. Куликовская, Т. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников / Т. Куликовская. - М.: Детсво-Пресс, 2016. - 176 с.
35. Куликова, Т.А., Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова, С.А. Козлова. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
36. Короткова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84-87.
37. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С.27-33.
38. Комаров, А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А.С. Комаров. - Ростов/Д.: Феникс, 2013. - 224 с.
39. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку/ А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, 2017. - 180 с.
40. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. - М.: Владос, 2014. - 208 с.
41. Лыкова, Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников / Л.Л. Лыкова. - М.: Академия развития, 2013. - 96 с.
42. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2013. - 261 с.
43. Логинова, В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, М.А. Саморукова. - М.: Просвещение, 2012. - 460 с.
44. Менджритская, Д.В. Воспитателю о детской игре / Менджритская. - М.: Просвещение, 2012. - 210 с.
45. Матусик, А.И., Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.И. Матусик, А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
46. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия,
2013. - 373 с.
47. Мильруд, М.П. Методика преподавания английского языка / М.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2017. - 256 с.
48. Миронова, В.Г. Английский язык для начальной школы / В.Г. Миронова. - Ростов/Д.: Феникс, 2012. - 160 с.
49. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 2011. - 309 с.
50. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 410 с.
51. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 2014. - 350с.
52. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. - М.: Смысл, 2016. -145 с.
53. Пассов, В.И., Кузовлев В.П., Коростелов В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / В.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелов // Иностранные языки в школе. -
2014. - №6. - С.19-24.
54. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапа в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2012. - 232 с.
55. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2016. - 109 с.
56. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2015. - 315 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,
2012. - 720 с.
58. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2011. - 239 с.
59. Сторонин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Сторонин. - М.: Просвещение, 2014. - 187 с.
60. Скрипкина, Т.П., Гулъянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь практическим психологам: Учебное пособие / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гулъянц. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2016. - 354 с.
61. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011.
368 с.
62. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой
деятельности / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. -
С. 70-74.
63. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 21-24.
64. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2012. - 280 с.
65. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2011. - 237 с.
66. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 2011. - 96 с.
67.Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников / С.М. Чемортан. - М.: Смысл, 2016. - 110 с.
68. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О.Ю. Филимонова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
69. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2013. - 128 с.
70. Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски / И.Л. Шолпо. - М.: Проспект-М, 2014. - 255 с.
71. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 2015. - 225 с.
72. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2012. - 188 с.
73.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2012. - 233 с.
74.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М: Просвещение,
2011. - 300 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ