СЮЖЕТНО РОЛЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 7
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 12
1.3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по
иностранному языку 17
Выводы по 1 главе 21
Г лава II. Опытно-практическое исследование развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по иностранному языку через игровую деятельность 22
2.1. Выборка, организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 24
2.3. Программа коммуникативных навыков старших дошкольников 31
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
Исследования 33
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава I. Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 7
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 12
1.3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по
иностранному языку 17
Выводы по 1 главе 21
Г лава II. Опытно-практическое исследование развитие коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по иностранному языку через игровую деятельность 22
2.1. Выборка, организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 24
2.3. Программа коммуникативных навыков старших дошкольников 31
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
Исследования 33
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Дети в дошкольном возрасте легче овладевают иностранными языками, ведь они быстро запоминают различную информацию, способны анализировать и систематизировать много речевых потоков на иностранных языках, способны к имитации, у них отсутствует языковой барьер. Это является прекрасной возможностью, чтобы у детей появилась мотивация к изучению языкового и культурного многообразия нашего современного мира, способствовать формированию коммуникативно-речевого такта. Именно поэтому проблема изучения иностранных языков остаётся в центре внимания многих учёных.
Как отечественные исследователи, как Л.С. Выготский и С.И. Рубинштен, а также зарубежные - Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т.Элиот отмечают, что дети на данном возрастном этапе очень легко овладевают иностранными языками, в отличие от взрослых.
Для общего совершенствования речемыслительных процессов при обучении иностранным языкам очень эффективны различные игры и игровые ситуации.
Но самый эффективный вид игры, на наш взгляд, - это сюжетноролевая игра, т.к. именно она представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей в данном возрасте. В общении с взрослым сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции ребёнок приобретает основной социокультурный опыт. Таким
образом, сюжетно-ролевая игра являются основным материалом для использования в качестве содержательной основы на ранней ступени обучения дошкольников иностранному языку, никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом. Она способствует формированию мотивации учения, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета и является прекрасным средством обучения общению на английском языке.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что старший дошкольный возраст максимально сенситивен для развития коммуникативных способностей при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр. Следовательно, необходимо изучить сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Объект исследования - развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Задачи исследования:
1. Систематизация основных теоретических подходов и концепций в изучении особенностей развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетноролевой игры.
2. Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
3. На основе полученных результатов разработать и апробировать программу занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
4. Определить результативность опытно-экспериментальной работы программы занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и задачами исследования, мы выдвинули гипотезу исследования: если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно.
Методологические основания исследования. В данной работе мы опирались на исследования в области сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников А.Г. Аршанова, М.А. Ариян, Т.И. Белова, В.Я. Воронова, Е.М. Гаспарова, Н.Ф. Голованова, О.С. Ушакова, В.П. Гашкова, Р.И. Жуковская, А.В. Конышева, Л.Л. Лыкова, С.М. Чемортан, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др..
Методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической литературы по проблеме
исследования, систематизирование результатов имеющихся исследований;
2. эмпирические: 4 психодиагностические методики разработанные Е.Е. Кравцовой;
3. экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента).
Практическая значимость исследования:
- составленная и апробированная программа занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетно-ролевых может быть использована воспитателями дошкольных учреждений, психологами различных образовательных учреждений;
- результаты исследования могут быть использованы педагогами с целью разработки практических рекомендаций, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» Бугульминского муниципального района РТ.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.
Дети в дошкольном возрасте легче овладевают иностранными языками, ведь они быстро запоминают различную информацию, способны анализировать и систематизировать много речевых потоков на иностранных языках, способны к имитации, у них отсутствует языковой барьер. Это является прекрасной возможностью, чтобы у детей появилась мотивация к изучению языкового и культурного многообразия нашего современного мира, способствовать формированию коммуникативно-речевого такта. Именно поэтому проблема изучения иностранных языков остаётся в центре внимания многих учёных.
Как отечественные исследователи, как Л.С. Выготский и С.И. Рубинштен, а также зарубежные - Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т.Элиот отмечают, что дети на данном возрастном этапе очень легко овладевают иностранными языками, в отличие от взрослых.
Для общего совершенствования речемыслительных процессов при обучении иностранным языкам очень эффективны различные игры и игровые ситуации.
Но самый эффективный вид игры, на наш взгляд, - это сюжетноролевая игра, т.к. именно она представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей в данном возрасте. В общении с взрослым сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции ребёнок приобретает основной социокультурный опыт. Таким
образом, сюжетно-ролевая игра являются основным материалом для использования в качестве содержательной основы на ранней ступени обучения дошкольников иностранному языку, никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом. Она способствует формированию мотивации учения, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета и является прекрасным средством обучения общению на английском языке.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что старший дошкольный возраст максимально сенситивен для развития коммуникативных способностей при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр. Следовательно, необходимо изучить сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Объект исследования - развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников.
Задачи исследования:
1. Систематизация основных теоретических подходов и концепций в изучении особенностей развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников средствами сюжетноролевой игры.
2. Исследовать особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
3. На основе полученных результатов разработать и апробировать программу занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
4. Определить результативность опытно-экспериментальной работы программы занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетноролевых.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и задачами исследования, мы выдвинули гипотезу исследования: если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно.
Методологические основания исследования. В данной работе мы опирались на исследования в области сюжетно-ролевой игры как средство развития коммуникативных навыков при обучении иностранному языку дошкольников А.Г. Аршанова, М.А. Ариян, Т.И. Белова, В.Я. Воронова, Е.М. Гаспарова, Н.Ф. Голованова, О.С. Ушакова, В.П. Гашкова, Р.И. Жуковская, А.В. Конышева, Л.Л. Лыкова, С.М. Чемортан, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др..
Методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической литературы по проблеме
исследования, систематизирование результатов имеющихся исследований;
2. эмпирические: 4 психодиагностические методики разработанные Е.Е. Кравцовой;
3. экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента).
Практическая значимость исследования:
- составленная и апробированная программа занятий по иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами сюжетно-ролевых может быть использована воспитателями дошкольных учреждений, психологами различных образовательных учреждений;
- результаты исследования могут быть использованы педагогами с целью разработки практических рекомендаций, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» Бугульминского муниципального района РТ.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.
Данное исследование было предпринято с целью выявления роли сюжетно-ролевых игр при развитии коммуникативных навыков дошкольников на занятиях по иностранному языку.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что сюжетно-ролевая игра одна из самых эффективных приемов, чтобы реализовать коммуникативный принцип на занятиях по иностранному языку. Сюжетно-ролевая игра является обучением в игровом действии, где дети дошкольного возраста могут отработать в игровом действии реальную жизненную ситуацию, что способствует механической тренировке в использовании иностранного языка. В ходе сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста происходит эмоциональный подъем, который оказывает положительное влияние на качество обучения данному предмету.
Любая сюжетно-ролевая игра построена на принципах работы всего коллектива воспитанников, в ней присутствует дух соревновательности, занятости всех детей и реализации творческого потенциала в рамках игры. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит осознание, что каждый ребёнок - это маленькая часть большого коллектива, они чувствуют взаимосвязь и взаимозависимость от друг друга при решении различных задач. Сама же сюжетно-ролевая игра у дошкольников способствует развитию логического мышления, речи, речевого этикета, умения взаимодействовать и общаться друг с другом.
В ходе исследования было проведено опытно-практическое обучение с целью проверки истинности гипотезы. Было доказано, что участвуя в различных сюжетно-ролевых играх, дети выбирают для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. В игре ребенок приобретает столь необходимый ему опыт ориентации в социуме.
Таким образом, предположение о том, что если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно, подтвердилось.
Цель достигнута, задачи решены, данное исследование требует дальнейших научных исследований.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что сюжетно-ролевая игра одна из самых эффективных приемов, чтобы реализовать коммуникативный принцип на занятиях по иностранному языку. Сюжетно-ролевая игра является обучением в игровом действии, где дети дошкольного возраста могут отработать в игровом действии реальную жизненную ситуацию, что способствует механической тренировке в использовании иностранного языка. В ходе сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста происходит эмоциональный подъем, который оказывает положительное влияние на качество обучения данному предмету.
Любая сюжетно-ролевая игра построена на принципах работы всего коллектива воспитанников, в ней присутствует дух соревновательности, занятости всех детей и реализации творческого потенциала в рамках игры. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит осознание, что каждый ребёнок - это маленькая часть большого коллектива, они чувствуют взаимосвязь и взаимозависимость от друг друга при решении различных задач. Сама же сюжетно-ролевая игра у дошкольников способствует развитию логического мышления, речи, речевого этикета, умения взаимодействовать и общаться друг с другом.
В ходе исследования было проведено опытно-практическое обучение с целью проверки истинности гипотезы. Было доказано, что участвуя в различных сюжетно-ролевых играх, дети выбирают для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. В игре ребенок приобретает столь необходимый ему опыт ориентации в социуме.
Таким образом, предположение о том, что если при обучении иностранному языку дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры, соответствующие их возрастным особенностями реальной действительности, соблюдать требования к их организации и проведению, создавать благоприятный психологический климат на занятии, то процесс развитии коммуникативных навыков дошкольников будет проходить наиболее эффективно, подтвердилось.
Цель достигнута, задачи решены, данное исследование требует дальнейших научных исследований.



