МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес» и
«внеклассная работа» 9
1.2 Методы и формы формирования профессиональных интересов,
применяемые в образовательном процессе 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Опыт работы учителей по профориентации старшеклассников в школе 33
2.2 Исследование профессиональных интересов
старшеклассников 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес» и
«внеклассная работа» 9
1.2 Методы и формы формирования профессиональных интересов,
применяемые в образовательном процессе 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Опыт работы учителей по профориентации старшеклассников в школе 33
2.2 Исследование профессиональных интересов
старшеклассников 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указаны ведущие тенденции, которые определили основные задачи и направления деятельности профессиональных образовательных учреждений, в число которых входят:
1) повышение профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности, что обусловливается динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сфер неквалифицированного или малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости;
2) интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения, в связи с возрастанием роли человеческого капитала.
Отсюда следует, что особенности профессиональной подготовки будущих специалистов детерминированы потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.
До настоящего времени в существующей системе профессиональной подготовки прослеживается явное противоречие между целью обучения, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности, и результатами профессиональной подготовки. Развитие учебнопознавательной деятельности обусловливается сформированностью познавательных интересов, а освоение профессиональной деятельности связано с наличием профессиональных интересов. Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность трансформировалась в учебнопрофессиональную.
В процессе профессиональной подготовки должно осуществляться осознание личностью мотивов учения, реализация связи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях (А.А. Вербицкий, Б.З. Вульфов, М.Е. Дуранов, В.К. Дьяченко, Т.П. Демидова, В.А. Климов, В.Н. Кругликов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, Г.В. Сорокоумова, Г.А. Сухобская, Л.М. Фридман, Л. Б. Юшкова и др.) говорится о том, что познавательные и профессиональные интересы взаимосвязаны.
Исследователями установлено, что познавательная природа является основой для формирования профессиональных интересов, которые, в свою очередь, становясь устойчиво доминирующими мотивами, побуждают к активному овладению студентами необходимыми для успешной производственной деятельности знаниями и умениями. Поиски путей решения проблемы познавательных и профессиональных интересов имеет особую научную и практическую ценность, что объясняется следующими причинами.
Во-первых, несмотря на то, что данная проблема в психологии и педагогике разрабатывается длительное время (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, З.И. Васильева, В.К. Дьяченко, Л.Б. Ительсон, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Д. Сазонов, Г.А. Сухобская, Г.И. Щукина и др.), но в большей мере она касается обучения в общеобразовательной школе, поэтому нахождение конструктивных направлений ее решения в процессе профессиональной подготовки представляется весьма актуальной.
Во-вторых, в работах Г.Х. Айсиной, Н.А Бакшаевой, Т.Д. Бадоева, А.А. Вербицкого, Б.С. Волкова, Б.И. Додонова, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Ю.М. Орлова, З.А. Решетовой, Г.В. Сорокоумовой, В.Д. Шадрикова и др. показано, что сформированность познавательных интересов является необходимой предпосылкой профессиональной подготовки специалистов и формирования у них профессиональных интересов и, в конечном итоге, профессиональной направленности.
В педагогической теории и практике хотя и осознается потребность в разработке теоретических и методических основ формирования профессионального интереса студентов, но число фундаментальных исследований по данной проблеме незначительно. Формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения, как показывает анализ опыта работы, преподаватели не уделяют должного внимания. Причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования профессионального интереса учащихся.
Актуальность исследования связана не только с формированием профессионального интереса в образовательном процессе, но и с преодолением отставания процесса их обучения от потребностей жизни. Существует противоречие между возрастающими требованиями к качеству образования выпускников учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с формированием профессиональных интересов студентов, и научнометодическим обеспечением этого процесса, с другой стороны. Данное противоречие обусловлено несоответствием между: постоянно
увеличивающимся объемом и усложнением научной информации и необходимостью развития познавательных и профессиональных интересов студентов, а так же потребностью общества в целом в конкурентоспособных выпускниках школ, подготовленных к активной деятельности, и научнометодическим обеспечением процесса формирования профессиональных интересов обучающихся.
Проблема исследования: поиск оптимальных педагогических условий, содействующих успешному формированию профессиональных интересов учащихся.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - формирование профессиональных интересов учащихся.
Целью исследования: изучение эффективных методов и приемов по формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: формирование профессиональных интересов учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой,если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных интересов учащихся в теории и практике.
2. Раскрыть сущность профессионального интереса и определить его виды на основе установления соотношения с познавательным интересом.
3. Рассмотреть опыт работы учителей по формированию профессиональных интересов старшеклассников.
4. Осуществить анализ уровня сформированности профессионального интереса учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; единстве теории и практики. На разработку проблемы исследования значительное влияние оказали труды философов и социологов, в которых раскрываются методологические подходы к решению проблемы профессионального становления личности (М.С. Каган, Е.В. Шорохова и др.), всеобщей связи и непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики (В.Г. Афанасьев, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.).
Теоретической основой послужили:
Психологические теории деятельности и учения как деятельности, обоснованные в фундаментальных работах Л.С. Выготского, И.И. Ильясова, Л.Б. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной. Определение роли познавательных интересов в формировании профессиональных интересов, раскрытой Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицким, Г.А. Сухобской, О.К Тихомировым, Л.И. Фридманом, Л.Б. Юшковой. Идеи контекстного обучения, представленные в исследованиях А.А. Вербицкого, Н.А. Бакшаевой, В.Н. Крутикова, Т.Н. Лененко. Концепция личностно ориентированного образования, разрабатываемая В.П. Беспалько, Г.И. Железовской, И.А. Зимней, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Концепции профессионального развития, представленные в работах Р.П. Атутова, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеера, Л.М.Кустова, А.К.Марковой. Идеи компетентностного подхода при определении сущностных характеристик качества будущих специалистов и психологопедагогического обеспечения их подготовки (Н.Г. Печенюк, Н.Ф. Радионова, Л.Л. Редько, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).
Методы исследования. Сочетание научно - теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования таких, как: теоретический анализ и синтез
психологической, педагогической и методической литературы, системный анализ, анкетирование, наблюдение, анализ документации, методы математической статистики.
База исследования. МБОУ «Гимназия № 1» г. Менделеевск.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, в том, что могут являться основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью формирования профессиональных интересов учащихся.
1) повышение профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности, что обусловливается динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сфер неквалифицированного или малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости;
2) интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения, в связи с возрастанием роли человеческого капитала.
Отсюда следует, что особенности профессиональной подготовки будущих специалистов детерминированы потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.
До настоящего времени в существующей системе профессиональной подготовки прослеживается явное противоречие между целью обучения, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности, и результатами профессиональной подготовки. Развитие учебнопознавательной деятельности обусловливается сформированностью познавательных интересов, а освоение профессиональной деятельности связано с наличием профессиональных интересов. Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность трансформировалась в учебнопрофессиональную.
В процессе профессиональной подготовки должно осуществляться осознание личностью мотивов учения, реализация связи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях (А.А. Вербицкий, Б.З. Вульфов, М.Е. Дуранов, В.К. Дьяченко, Т.П. Демидова, В.А. Климов, В.Н. Кругликов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, Г.В. Сорокоумова, Г.А. Сухобская, Л.М. Фридман, Л. Б. Юшкова и др.) говорится о том, что познавательные и профессиональные интересы взаимосвязаны.
Исследователями установлено, что познавательная природа является основой для формирования профессиональных интересов, которые, в свою очередь, становясь устойчиво доминирующими мотивами, побуждают к активному овладению студентами необходимыми для успешной производственной деятельности знаниями и умениями. Поиски путей решения проблемы познавательных и профессиональных интересов имеет особую научную и практическую ценность, что объясняется следующими причинами.
Во-первых, несмотря на то, что данная проблема в психологии и педагогике разрабатывается длительное время (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, З.И. Васильева, В.К. Дьяченко, Л.Б. Ительсон, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Д. Сазонов, Г.А. Сухобская, Г.И. Щукина и др.), но в большей мере она касается обучения в общеобразовательной школе, поэтому нахождение конструктивных направлений ее решения в процессе профессиональной подготовки представляется весьма актуальной.
Во-вторых, в работах Г.Х. Айсиной, Н.А Бакшаевой, Т.Д. Бадоева, А.А. Вербицкого, Б.С. Волкова, Б.И. Додонова, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Ю.М. Орлова, З.А. Решетовой, Г.В. Сорокоумовой, В.Д. Шадрикова и др. показано, что сформированность познавательных интересов является необходимой предпосылкой профессиональной подготовки специалистов и формирования у них профессиональных интересов и, в конечном итоге, профессиональной направленности.
В педагогической теории и практике хотя и осознается потребность в разработке теоретических и методических основ формирования профессионального интереса студентов, но число фундаментальных исследований по данной проблеме незначительно. Формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения, как показывает анализ опыта работы, преподаватели не уделяют должного внимания. Причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования профессионального интереса учащихся.
Актуальность исследования связана не только с формированием профессионального интереса в образовательном процессе, но и с преодолением отставания процесса их обучения от потребностей жизни. Существует противоречие между возрастающими требованиями к качеству образования выпускников учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с формированием профессиональных интересов студентов, и научнометодическим обеспечением этого процесса, с другой стороны. Данное противоречие обусловлено несоответствием между: постоянно
увеличивающимся объемом и усложнением научной информации и необходимостью развития познавательных и профессиональных интересов студентов, а так же потребностью общества в целом в конкурентоспособных выпускниках школ, подготовленных к активной деятельности, и научнометодическим обеспечением процесса формирования профессиональных интересов обучающихся.
Проблема исследования: поиск оптимальных педагогических условий, содействующих успешному формированию профессиональных интересов учащихся.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - формирование профессиональных интересов учащихся.
Целью исследования: изучение эффективных методов и приемов по формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: формирование профессиональных интересов учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой,если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных интересов учащихся в теории и практике.
2. Раскрыть сущность профессионального интереса и определить его виды на основе установления соотношения с познавательным интересом.
3. Рассмотреть опыт работы учителей по формированию профессиональных интересов старшеклассников.
4. Осуществить анализ уровня сформированности профессионального интереса учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; единстве теории и практики. На разработку проблемы исследования значительное влияние оказали труды философов и социологов, в которых раскрываются методологические подходы к решению проблемы профессионального становления личности (М.С. Каган, Е.В. Шорохова и др.), всеобщей связи и непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики (В.Г. Афанасьев, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.).
Теоретической основой послужили:
Психологические теории деятельности и учения как деятельности, обоснованные в фундаментальных работах Л.С. Выготского, И.И. Ильясова, Л.Б. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной. Определение роли познавательных интересов в формировании профессиональных интересов, раскрытой Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицким, Г.А. Сухобской, О.К Тихомировым, Л.И. Фридманом, Л.Б. Юшковой. Идеи контекстного обучения, представленные в исследованиях А.А. Вербицкого, Н.А. Бакшаевой, В.Н. Крутикова, Т.Н. Лененко. Концепция личностно ориентированного образования, разрабатываемая В.П. Беспалько, Г.И. Железовской, И.А. Зимней, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Концепции профессионального развития, представленные в работах Р.П. Атутова, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеера, Л.М.Кустова, А.К.Марковой. Идеи компетентностного подхода при определении сущностных характеристик качества будущих специалистов и психологопедагогического обеспечения их подготовки (Н.Г. Печенюк, Н.Ф. Радионова, Л.Л. Редько, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).
Методы исследования. Сочетание научно - теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования таких, как: теоретический анализ и синтез
психологической, педагогической и методической литературы, системный анализ, анкетирование, наблюдение, анализ документации, методы математической статистики.
База исследования. МБОУ «Гимназия № 1» г. Менделеевск.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, в том, что могут являться основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью формирования профессиональных интересов учащихся.
Проблема исследования нашла свое подтверждение и успешно разрешена. Поставленная цель достигнута в том, что проведенная работа в 10 классе позволила выявить профессиональные интересы учащихся.
Стоит отметить, что результат опытно - экспериментальной работы полностью подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Опытно - экспериментальная работа показала, что:
- ученики склонны к реалистичному и предприимчивому типам личности (большая часть класса), ученицы склонны к социальному и артистическому типу (большая часть класса).
- большинство из учеников предпочитают область сферы обслуживания - 35% учеников, по рабочим специальностям - 25%, по общественной деятельности - 20%, в сфере изобразительного искусства - 10% и в сфере сценического искусства - 10%.
- больший процент учащихся склонны экстремальному виду деятельности. Среди девочек преобладает категория - работа с людьми, среди мальчиков склонность к практической и экстремальной деятельности.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Большинство учеников, имея определенные профессиональные интересы не могут определиться с выбором будущей профессии. Многим из них профессии "навязывают" родители, либо сверстники. Старшеклассникам, прежде всего, необходимо определиться в своих интересах, разобрать их на значимые и второстепенные. А дальше отталкиваясь от них формировать свой профессиональный выбор.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного. Для того чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий. Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу).
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
По результатам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие основные выводы: необходимо разработать систему
преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса студентов.
Установлено, что профессиональный интерес есть сложное личностное образование, возникшее при воздействии внешней среды, включающее
эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой компоненты и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранной профессией. Каждый структурный компонент несет в себе нагрузку, определяющую устойчивость профессионального интереса.
Критериями устойчивости интереса являются: 1) эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствии желания сменить ее; 2) направленность мотивов выбора профессии и совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; 3) адекватное представление выбранной профессии, стремление к ее овладению и постоянное повышение профессионального мастерства; 4) проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности. Возникновение профессионального интереса к педагогической деятельности осуществляется последовательным образованием его структурных компонентов. Воздействие внешних условий на субъекта вызывают проявление эмоций по отношению к выбираемой профессии. После чего происходит обоснование выбора профессии и формируются его мотивы. Сформировавшиеся мотивы и закрепившиеся эмоции оказывают влияние на проявление интеллектуальной и волевой активности, направленной на познание профессии.
В возникновении профессионального интереса к педагогической деятельности ведущее место занимают внешние условия (окружающая среда и конкретная профессиональная деятельность). Незначительную роль при этом играет склонность к педагогической деятельности. В дальнейшем формировании и развитии профессионального интереса доминирующую роль начинают играть склонности к данной деятельности.
Личностные профессиональные ценности, представляя собой своеобразную форму связи субъекта с конкретной профессией, отражают понимание личностью значимости профессиональной деятельности и являются информационной основой при формировании профессионального интереса у студентов. Данное исследование можно считать прогностическим, так как оно обосновывает педагогические условия и средства, направленные на формирование будущего учителя.
Стоит отметить, что результат опытно - экспериментальной работы полностью подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Опытно - экспериментальная работа показала, что:
- ученики склонны к реалистичному и предприимчивому типам личности (большая часть класса), ученицы склонны к социальному и артистическому типу (большая часть класса).
- большинство из учеников предпочитают область сферы обслуживания - 35% учеников, по рабочим специальностям - 25%, по общественной деятельности - 20%, в сфере изобразительного искусства - 10% и в сфере сценического искусства - 10%.
- больший процент учащихся склонны экстремальному виду деятельности. Среди девочек преобладает категория - работа с людьми, среди мальчиков склонность к практической и экстремальной деятельности.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Большинство учеников, имея определенные профессиональные интересы не могут определиться с выбором будущей профессии. Многим из них профессии "навязывают" родители, либо сверстники. Старшеклассникам, прежде всего, необходимо определиться в своих интересах, разобрать их на значимые и второстепенные. А дальше отталкиваясь от них формировать свой профессиональный выбор.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного. Для того чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий. Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу).
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
По результатам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие основные выводы: необходимо разработать систему
преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса студентов.
Установлено, что профессиональный интерес есть сложное личностное образование, возникшее при воздействии внешней среды, включающее
эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой компоненты и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранной профессией. Каждый структурный компонент несет в себе нагрузку, определяющую устойчивость профессионального интереса.
Критериями устойчивости интереса являются: 1) эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствии желания сменить ее; 2) направленность мотивов выбора профессии и совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; 3) адекватное представление выбранной профессии, стремление к ее овладению и постоянное повышение профессионального мастерства; 4) проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности. Возникновение профессионального интереса к педагогической деятельности осуществляется последовательным образованием его структурных компонентов. Воздействие внешних условий на субъекта вызывают проявление эмоций по отношению к выбираемой профессии. После чего происходит обоснование выбора профессии и формируются его мотивы. Сформировавшиеся мотивы и закрепившиеся эмоции оказывают влияние на проявление интеллектуальной и волевой активности, направленной на познание профессии.
В возникновении профессионального интереса к педагогической деятельности ведущее место занимают внешние условия (окружающая среда и конкретная профессиональная деятельность). Незначительную роль при этом играет склонность к педагогической деятельности. В дальнейшем формировании и развитии профессионального интереса доминирующую роль начинают играть склонности к данной деятельности.
Личностные профессиональные ценности, представляя собой своеобразную форму связи субъекта с конкретной профессией, отражают понимание личностью значимости профессиональной деятельности и являются информационной основой при формировании профессионального интереса у студентов. Данное исследование можно считать прогностическим, так как оно обосновывает педагогические условия и средства, направленные на формирование будущего учителя.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2013 - Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические методы и приемы формирования представлений о профессиях у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Формирование познавательного интереса обучающихся в кружке вышивки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



