Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ

Работа №32114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес» и
«внеклассная работа» 9
1.2 Методы и формы формирования профессиональных интересов,
применяемые в образовательном процессе 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Опыт работы учителей по профориентации старшеклассников в школе 33
2.2 Исследование профессиональных интересов
старшеклассников 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52



В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указаны ведущие тенденции, которые определили основные задачи и направления деятельности профессиональных образовательных учреждений, в число которых входят:
1) повышение профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности, что обусловливается динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сфер неквалифицированного или малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости;
2) интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения, в связи с возрастанием роли человеческого капитала.
Отсюда следует, что особенности профессиональной подготовки будущих специалистов детерминированы потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.
До настоящего времени в существующей системе профессиональной подготовки прослеживается явное противоречие между целью обучения, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности, и результатами профессиональной подготовки. Развитие учебнопознавательной деятельности обусловливается сформированностью познавательных интересов, а освоение профессиональной деятельности связано с наличием профессиональных интересов. Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность трансформировалась в учебнопрофессиональную.
В процессе профессиональной подготовки должно осуществляться осознание личностью мотивов учения, реализация связи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях (А.А. Вербицкий, Б.З. Вульфов, М.Е. Дуранов, В.К. Дьяченко, Т.П. Демидова, В.А. Климов, В.Н. Кругликов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, Г.В. Сорокоумова, Г.А. Сухобская, Л.М. Фридман, Л. Б. Юшкова и др.) говорится о том, что познавательные и профессиональные интересы взаимосвязаны.
Исследователями установлено, что познавательная природа является основой для формирования профессиональных интересов, которые, в свою очередь, становясь устойчиво доминирующими мотивами, побуждают к активному овладению студентами необходимыми для успешной производственной деятельности знаниями и умениями. Поиски путей решения проблемы познавательных и профессиональных интересов имеет особую научную и практическую ценность, что объясняется следующими причинами.
Во-первых, несмотря на то, что данная проблема в психологии и педагогике разрабатывается длительное время (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, З.И. Васильева, В.К. Дьяченко, Л.Б. Ительсон, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Д. Сазонов, Г.А. Сухобская, Г.И. Щукина и др.), но в большей мере она касается обучения в общеобразовательной школе, поэтому нахождение конструктивных направлений ее решения в процессе профессиональной подготовки представляется весьма актуальной.
Во-вторых, в работах Г.Х. Айсиной, Н.А Бакшаевой, Т.Д. Бадоева, А.А. Вербицкого, Б.С. Волкова, Б.И. Додонова, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Ю.М. Орлова, З.А. Решетовой, Г.В. Сорокоумовой, В.Д. Шадрикова и др. показано, что сформированность познавательных интересов является необходимой предпосылкой профессиональной подготовки специалистов и формирования у них профессиональных интересов и, в конечном итоге, профессиональной направленности.
В педагогической теории и практике хотя и осознается потребность в разработке теоретических и методических основ формирования профессионального интереса студентов, но число фундаментальных исследований по данной проблеме незначительно. Формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения, как показывает анализ опыта работы, преподаватели не уделяют должного внимания. Причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования профессионального интереса учащихся.
Актуальность исследования связана не только с формированием профессионального интереса в образовательном процессе, но и с преодолением отставания процесса их обучения от потребностей жизни. Существует противоречие между возрастающими требованиями к качеству образования выпускников учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с формированием профессиональных интересов студентов, и научнометодическим обеспечением этого процесса, с другой стороны. Данное противоречие обусловлено несоответствием между: постоянно
увеличивающимся объемом и усложнением научной информации и необходимостью развития познавательных и профессиональных интересов студентов, а так же потребностью общества в целом в конкурентоспособных выпускниках школ, подготовленных к активной деятельности, и научнометодическим обеспечением процесса формирования профессиональных интересов обучающихся.
Проблема исследования: поиск оптимальных педагогических условий, содействующих успешному формированию профессиональных интересов учащихся.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - формирование профессиональных интересов учащихся.
Целью исследования: изучение эффективных методов и приемов по формированию профессиональных интересов учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: формирование профессиональных интересов учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой,если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных интересов учащихся в теории и практике.
2. Раскрыть сущность профессионального интереса и определить его виды на основе установления соотношения с познавательным интересом.
3. Рассмотреть опыт работы учителей по формированию профессиональных интересов старшеклассников.
4. Осуществить анализ уровня сформированности профессионального интереса учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; единстве теории и практики. На разработку проблемы исследования значительное влияние оказали труды философов и социологов, в которых раскрываются методологические подходы к решению проблемы профессионального становления личности (М.С. Каган, Е.В. Шорохова и др.), всеобщей связи и непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики (В.Г. Афанасьев, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.).
Теоретической основой послужили:
Психологические теории деятельности и учения как деятельности, обоснованные в фундаментальных работах Л.С. Выготского, И.И. Ильясова, Л.Б. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной. Определение роли познавательных интересов в формировании профессиональных интересов, раскрытой Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицким, Г.А. Сухобской, О.К Тихомировым, Л.И. Фридманом, Л.Б. Юшковой. Идеи контекстного обучения, представленные в исследованиях А.А. Вербицкого, Н.А. Бакшаевой, В.Н. Крутикова, Т.Н. Лененко. Концепция личностно ориентированного образования, разрабатываемая В.П. Беспалько, Г.И. Железовской, И.А. Зимней, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской. Концепции профессионального развития, представленные в работах Р.П. Атутова, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеера, Л.М.Кустова, А.К.Марковой. Идеи компетентностного подхода при определении сущностных характеристик качества будущих специалистов и психологопедагогического обеспечения их подготовки (Н.Г. Печенюк, Н.Ф. Радионова, Л.Л. Редько, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).
Методы исследования. Сочетание научно - теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования таких, как: теоретический анализ и синтез
психологической, педагогической и методической литературы, системный анализ, анкетирование, наблюдение, анализ документации, методы математической статистики.
База исследования. МБОУ «Гимназия № 1» г. Менделеевск.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, в том, что могут являться основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью формирования профессиональных интересов учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема исследования нашла свое подтверждение и успешно разрешена. Поставленная цель достигнута в том, что проведенная работа в 10 классе позволила выявить профессиональные интересы учащихся.
Стоит отметить, что результат опытно - экспериментальной работы полностью подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Опытно - экспериментальная работа показала, что:
- ученики склонны к реалистичному и предприимчивому типам личности (большая часть класса), ученицы склонны к социальному и артистическому типу (большая часть класса).
- большинство из учеников предпочитают область сферы обслуживания - 35% учеников, по рабочим специальностям - 25%, по общественной деятельности - 20%, в сфере изобразительного искусства - 10% и в сфере сценического искусства - 10%.
- больший процент учащихся склонны экстремальному виду деятельности. Среди девочек преобладает категория - работа с людьми, среди мальчиков склонность к практической и экстремальной деятельности.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Большинство учеников, имея определенные профессиональные интересы не могут определиться с выбором будущей профессии. Многим из них профессии "навязывают" родители, либо сверстники. Старшеклассникам, прежде всего, необходимо определиться в своих интересах, разобрать их на значимые и второстепенные. А дальше отталкиваясь от них формировать свой профессиональный выбор.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного. Для того чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий. Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу).
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, формирование профессиональных интересов студентов будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если:
- с позиций требований модернизации Российского образования профессиональный интерес рассматривается как один из показателей качества образования будущего специалиста;
- раскрыты взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересами студентов;
- в учебном процессе выявлены и обоснованы рекомендации, содействующие формированию профессиональных интересов.
По результатам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие основные выводы: необходимо разработать систему
преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса студентов.
Установлено, что профессиональный интерес есть сложное личностное образование, возникшее при воздействии внешней среды, включающее
эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой компоненты и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранной профессией. Каждый структурный компонент несет в себе нагрузку, определяющую устойчивость профессионального интереса.
Критериями устойчивости интереса являются: 1) эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствии желания сменить ее; 2) направленность мотивов выбора профессии и совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; 3) адекватное представление выбранной профессии, стремление к ее овладению и постоянное повышение профессионального мастерства; 4) проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности. Возникновение профессионального интереса к педагогической деятельности осуществляется последовательным образованием его структурных компонентов. Воздействие внешних условий на субъекта вызывают проявление эмоций по отношению к выбираемой профессии. После чего происходит обоснование выбора профессии и формируются его мотивы. Сформировавшиеся мотивы и закрепившиеся эмоции оказывают влияние на проявление интеллектуальной и волевой активности, направленной на познание профессии.
В возникновении профессионального интереса к педагогической деятельности ведущее место занимают внешние условия (окружающая среда и конкретная профессиональная деятельность). Незначительную роль при этом играет склонность к педагогической деятельности. В дальнейшем формировании и развитии профессионального интереса доминирующую роль начинают играть склонности к данной деятельности.
Личностные профессиональные ценности, представляя собой своеобразную форму связи субъекта с конкретной профессией, отражают понимание личностью значимости профессиональной деятельности и являются информационной основой при формировании профессионального интереса у студентов. Данное исследование можно считать прогностическим, так как оно обосновывает педагогические условия и средства, направленные на формирование будущего учителя.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 267 с.
2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] // Педагогика, 1998, № 1. - С. 72-75.
3. Афанасьева Е.Н., Медведев В. Е Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст] / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совершенствование системы многоуровневого профессионального образования. Сборник научных трудов. - Орёл: ОрёлГТУ, 2006. - 251 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124
5. Бермус А.Г., Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 184 с.
7. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. -- 304 с.
9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена,- 2001.
10. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока // Пути повышения эффективности обучения в школе. - Челябинск, 1980.-С.40.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР -1960.- С.55.
12. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, - М., 2000.- С.79.
13. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева.- Свердловск, 1988. - 143 с.
14. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии
формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т; ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 1998. - 298 с.
15. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 164 с.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
18. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / под ред. Д.А. Иванова. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. -101с.
19. Иванова Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя [Текст]: автореф. дис... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2002.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 119 с.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 113с.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования.- М.: Народное образование, 2000. С.22.
23. Крайник В.Л. Культурологические принципы профессионального педагогического образования //Вестник БГПУ. Психологопедагогические науки. Выпуск 3. - 2002. - №2. - С.60-70.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики - М.: Медицина, 1992. - 234 с.
25. Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 164-170.
— URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8044/ (дата обращения: 25.04.2019).
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. С.11.
27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
28. Мордовская А. В. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — Москва: Юрайт, 2013. — 237 с.
29. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1999.
- 48 с.
30.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М.: Роспедагентство, 1996. - 374 с.
31. Пантелеева О. Н. Использование латинского языка в формировании
профессионального интереса студентов медицинского колледжа [Текст] / О. Н. Пантелеева // Профессиональное образование. Приложение Новые педагогические исследования □, № 3, 2007: Академия
профессионального образования.- М.: Изд-во АПО, 2007. - С. 140-143.
32. Пантелеева О. Н. Технология обучения, как основа формирования профессионального интереса у будущих специалистов среднего медицинского звена [Текст] / О. Н. Пантелеева // Известия Уральского отделения Российской академии образования. Образование и наука. № 4: Екатеринбург, Изд-во Уральское отделение РАО, 2008.- С. 59-68.
33. Пантелеева О. Н. Роль межпредметных связей в формировании профессионального интереса у студентов медицинского колледжа (на материале изучения дисциплины □ Основы латинского языка и медицинской терминологии) [Текст] / О. Н. Пантелеева П. И. Образцов // Ученые записки Орловского государственного университета.- Т.7. -
Орел: Изд-во Орловского государственного университета, ООО Картуш, 2006.- С.76-82.
34. Пантелеева О. Н. Роль профессионального интереса в процессе обучения [Текст] / О. Н. Пантелеева // Объединенный научный журнал . № 2: М., Изд-во ОНЖ, 2007. - С. 38-40
35. Пантелеева О. Н. Необходимость формирования профессионального
интереса к выбранной профессии в сфере профессионального образования (на материале изучения работы медицинского колледжа) [Текст] / О. Н. Пантелеева // Профессиональная подготовка специалистов: проблемы, перспективы, тенденции: матер.
Всероссийской научно - практической конференции.- Курск: КГУ.-
2006. - С.34-42.
31.Пантелеева О. Н. Формирование профессионального интереса - один из способов повышения качества подготовки будущих специалистов [Текст] / О. Н. Пантелеева // Инновационные технологии в методической и воспитательной работе в системе образования Российской Федерации: Сб. науч. трудов Всероссийской научнопрактической конференции.- Орел: Изд-во Орел ГАУ, ООО "Картуш",
2007. - С.73-76.
36. Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера; Свердл. инж. - пед. ин-т. - Свердловск, 1990. - 117 с.
37. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
38. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
39. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и другие; под редакцией
Ю.К. Бабанского. - 2-е издание, дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1988 год - 479.
40. Равкин З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников. - Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. - 45с.
41. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
43. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.
44. Суханова Н. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников как фактор будущего успешного профессионального выбора / Н. А. Суханова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2013. — № 6. — С. 143-144.
45. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1996. - 192 с.
46. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 512 с.
47. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М., 1994. - 192 с.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. - 160 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1998. - 208 с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1995. - 352 с.
51. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: Приор, 1994. - 624 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ