Введение 11
1. Теоретические аспекты интерактивных форм обучения 14
1.1. История возникновения и развития интерактивных форм обучения 14
1.2. Понятие, классификации и принципы интерактивного обучения 17
2. Анализ современных интерактивных форм обучения в школьной
географии 32
2.1. Методы интерактивного обучения в России и за рубежом 32
2.2. Роль геоинформационных систем в географии 35
2.3. Методика организации учебной деятельности с помощью ГИС на уроке
географии 44
3. Внедрение ГИС технологий на уроке географии 48
3.1. Работа с цифровыми контурными картами 48
3.2. Программа QGIS в курсе географии России, 9 класс. 50
3.3. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в
школьной географии 72
3.4. Анкетирование обучающихся 9 Б класса МБОУ «Лицей №110» Советского
района г. Казани 74
Заключение 78
Список использованных источников 79
В современной школе постоянно требуется усовершенствование учебного процесса, который вызван переменами, происходящими в обществе. Проблема повышения качества образования и воспитания личности ученика остаются главными в современной методике преподавания географии. Задача учителя не только дать знания по своему предмету, но сформировать мышление, уметь ставить проблему и находить пути их решения, использовать информационные ресурсы и развивать коммуникабельность.
В настоящее время в процессе образования актуальными становятся способы, приемы, технологии организации образовательной деятельности основанных на интерактивных методах. Интерактивные методы обучения позволяют у обучающихся активизировать мышление, повышают мотивацию к предмету, создают условия для практического овладения материалом способствуют повышению многообразия видов и форм деятельности повышают коммуникабельность, позволяют выявить творческую способность.
В настоящее время реализация требований ФГОС наиболее актуальными являются технологии: информационно - коммуникационная, проектная развивающего обучения, проблемного обучения, модульная, интегрированного обучения и т.д. Содержание образования дополняется новыми умениями, развитием применения информации, творческим подходом на образовательные процессы с учетом индивидуализации образовательных программ. Принятие нового стандарта способствовал выделению ученика как центрального элемента учебного процесса, познавательная деятельность обучающегося при этом находится в пристальном внимании учителей.
Развитие новых технологий повлияло на выделение новых педагогических и информационных методов обучения. Естественно отделить старые и новые методы обучения невозможно, так как новые педагогические технологии опираются на базовые знания и способствуют наиболее полноценно реализовать возможности информационных технологий.
В современных школах возрастает значимость информации как главного фактора, который определяет характер и направленность развития педагогического процесса, а увлеченность обучающихся происходит за счет интерактивных средств обучения. Поэтому целью выпускной квалификационной работы является применение интерактивных форм обучения в географии и внедрение геоинформационных технологий на уроках географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть основные понятия интерактивного обучения;
• Изучить особенности применения интерактивных методов в школах;
• Разработка методички по использованию программы QGIS;
• Выявить проблемы и перспективы применения ГИС в школьной географии.
Объектом исследования данной работы являются интерактивные методы. Предмет исследования: особенности применения интерактивных методов в школах.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы исследования: теоретический и сравнительный анализ, изучения материалов научных и периодических изданий по теме. Базой для формирования информационных карт являлась программа QGIS. В качестве информационной базы были 6 использованы работы отечественных авторов по теме интерактивные методы обучения, информационные технологии, ГИС технологии Н.Н. Двуличанская, Т.В. Малышев и др. Практической базой работы послужили данные OpenStreetMap. Работа структурирована в соответствии с решаемыми задачами и включает введение, три главы, заключение и список литературы. Текст работы изложен на 68 машинописных страница без списка литературы и приложения, содержит 37 рисунков.
В ходе написании работы автором были рассмотрены и проанализированы множество материалов и статей по теме интерактивные формы обучения, ГИС технология, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия работы, а также рассмотрены опыты использования интерактивных форм обучения в России и за рубежом. В данном направлении отсутствует единая ГИС программа, а существующие в отдельных школах наработки не находятся в свободном доступе в связи с высокой конкуренцией, поэтому актуальность в сформировании единой методической пособии в использования программы QGIS остаётся по сей день. В результате исследования была использования программа QGIS для создания карт, было проведено анкетирование и анализ по применению QGIS.
В ходе проведённого нами работы, сделаны следующие выводы:
1) Информатизация современной школьной географии с помощью программы QGIS позволяет разрушить доминирование бумажной карты, доказать практическую направленность предмета, его значимость в современных условиях;
2) ГИС технологии позволяют модернизировать процесс обучения, сделать его более интересным и увлекательным для учащихся;
3) Данная технология значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину, способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
1. Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер; пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: тексты / сост. Е.И. Кравченко; под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 2002.
2. Волгина, Н. А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Рос. экон. акад., 2004. - 88 с.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике /
А.С. Воронина - Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
4. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал» /А.В. Веселовский //Вестник ОГГГГН РАН, 1999. - N1(7) - С.54 - 61
5. Дмитрук Н.Г. Методика обучения географии / Н.Г. Дмитрук - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
6. Елисеева Л.В. Обучение школьников географии в свете компетентностного подхода/ Л.В. Елисеева// Учитель и время. Смоленск.: Изд-во СмолГУ, 2013.
7. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев.: Наук. думка, 2007. - с. 120
8. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы/ Е.
А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Полоцк, 2012. - N 7. - С. 11-14.
9. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий /
О.А. Крейдер// Геоинформатика, 2005, - N 4, с. 49-52
10. Кули Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Американская социологическая мысль: тексты. - М.: МГУ, 2014. - С. 320 - 321.
11. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования. - М.: Славянская школа, 1997.
12. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Педагогика, 2003.
13. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся /Т.В. Малышева // Учитель в школе. 2010. N 4. с. 14-16
14. Методика обучения географии в школе. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение - Учебная литература, 2007.
15. Новые взгляды на географическое образование: Пер. с англ. Под ред.
В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. - М.: Прогресс, 2016.
16. Морено Я.Л. Психодрама / Я.Л. Морено; пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 205 - 321.
17. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании// География в школе, 2007. - N7 - с. 36-40
18. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии
в системе образования/ Е.С. Полат - М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
19. Рогачев А.В. Цифровая картография. Геоинформатика//География, 1999 - N 4 - С. 1 -2
20. Рудестам, К.Р. Групповая психотератия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К.Р. Рудестам. - М., 1998. - 146 с.
21. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / О.Б Ставрова - М.: Школьная пресса, 2004 г.
22. Троекашин А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения курганской области» в процессе обучения географии в средней школе.// География, 2008. - N7. - С. 4 - 6.
23. Трубина Л.К., Быкова О.Г. Геоинформационные системы. Методические указания. Учебное пособие /Л.К. Трубина, О.Г. Быкова// Под.ред В.В. Малина.Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2003. - 46 с.
24. Уваров A.O. Компьютерная коммуникация в учебном процессе: Учебное пособие/ А.О. Уваров // Пед. информатика. - 1993. - N 1. - С. 34-37
25. Финаров Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России // География в школе, 2005. - N5. - с. 56-58
26. Фопель, К. Психологические принципы обучения взрослых / К. Фопель. - М.: Генезис, 2010. - 360 с
27. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии /Н.З. Хасаншин// Информационные технологии обучения-2007.
28. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех/Э.М. Цыпина// География. - 2001. - N9. - с. 20-24
29. История западной социологии: словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ /bibliotek Buks/Sociolog/Article
30. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии
[Электронный ресурс] /Л.Н. Макаров //Вопросы Интернет образования. - 2016. - N36. - Режим доступа:
http://vio.fio.ru/vio site/cd site/Articles/archive.htm
31. Уленгов Р.А. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных страндартов [Электронный ресурс] /Р.А. Уленгов, И.А. Уразметов, Н.К. Габдрахманов, К.С. Давлетбаева// Современные проблемы науки и образования. - 2017. - N3. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26518
32. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] /Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание - 2011. - Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (дата обращения: 07.03.19)
33. Официальный сайт QGIS [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.qgis.org/2.8/ru/docs/index.html (дата обращения: 11.03.19)
34. S.K.Gubeeva, R.A.Ulengov, I.A.Urazmetov Geography information systems and learning geography in the Rebublic of Tatarstan /S.K.Gubeeva,
R.A.Ulengov, I.A.Urazmetov//SGEM Social Sciences Conference, 2016, Vol.1.Book1.-pp 779-785
35. Y.V. Torkunova Optimization Model of Interactive Forms of Education for Formation Innovative and Research Competence /Y.V. Torkunova//Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 191, 2 June 2015, Pages 1690-1692
36. S.S. Bikar , G. Kleeman, P. Van Bergen Opportunities to Implement GIS in Teaching and Learning Geography: A Survey Among Smart Schools in Sabah Malaysia / S. S. Bikar , G. Kleeman, P. Van Bergen // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 69, 24 December 2012, Pages 884-889
37. Aladag, E. The Effects Of GIS On Students' Academic Achievement And Motivation In Seventh-Grade Social Studies, 2010
38. Bednarz, S. W. Geographic information systems: A tool to support geography and environmental education. /Bednarz, S. W.// - GeoJournal, 2004, 191-199.
39. Milson, A. J., Earle, B. D. Internet-based GIS in an inductive learning environment: A case study of ninth-grade geography students/ Milson, A. J., Earle, B. D.//Journal of geography, 2008, 106(6), 227-237.
40. West B.A. Student attitudes and the impact of GIS on thinking skills and motivation / West B.A. //Journal of geography, 2003, 102(6), 267-274.