ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы технологии интерактивного обучения 7
1.1. Интерактивные методы и формы обучения: психолого-педагогический
аспект 7
1.2. Интерактивные технологии обучения в начальной школе 13
Выводы по первой главе 22
Глава II. Методические основы организации интерактивного обучения в начальной школе 23
2.1. Интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов 23
2.2. Экспериментальная работа по организации интерактивных методов и
форм работы учителя в начальной школе 29
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
Глава I. Научно-теоретические основы технологии интерактивного обучения 7
1.1. Интерактивные методы и формы обучения: психолого-педагогический
аспект 7
1.2. Интерактивные технологии обучения в начальной школе 13
Выводы по первой главе 22
Глава II. Методические основы организации интерактивного обучения в начальной школе 23
2.1. Интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов 23
2.2. Экспериментальная работа по организации интерактивных методов и
форм работы учителя в начальной школе 29
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
В современном обществе предъявляются высокие требования к профессии учителя. Специалист начального образования должен не только владеть системой профессиональных компетентностей, быть способным применять в практической деятельности приобретенные в вузе знания, но и уметь применять эти знания в новых, нестандартных ситуациях, требующих от человека нестандартного мышления, инновационных подходов к решению проблемы. Сегодня как никогда актуальна мысль о том, что в школе востребован тот учитель начальных классов, который умеет от образования перейти к самообразованию, от развития - к саморазвитию, от воспитания - к самовоспитанию. Идея саморазвития, самоопределения личности человека, поиска им индивидуальной траектории развития является чрезвычайно значимой для личностно - ориентированного образования [9].
Педагоги, умеющие организовать обучение и воспитание с использованием таких технологий, которые соответствуют возрасту обучающихся и отражают специфику областей знаний, очень ценятся в современной школе. Интерактивное обучение требует, чтобы учитель использовал специальные приемы организации познавательной деятельности и ставил вполне определенные и прогнозируемые цели, к примеру, вовлеченность учащихся в учебное взаимодействие и создание для учеников благоприятных условий обучения. Это делает процесс обучения продуктивным. Если сравнивать традиционное обучение с интерактивным, то можно заметить, что при обучении по интерактивным технологиям изменяется степень взаимодействия педагога и учеников: педагог ставит себе задачу создать такие условия обучения, в которых учащиеся будут проявлять инициативу, а сам уходит на второй план.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебный процесс в начальной школе интерактивных методов и форм, на способности учителей начальных классов использовать в практике работы богатый арсенал интерактивных технологий обучения.
Противоречие между необходимостью внедрения интерактивных методов и форм обучения учащихся начальных классов и отсутствием доступного для учителя начальной школы современного систематизированного дидактического материала по интерактивным технологиям обучения обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: с помощью психолого-педагогического и теоретико-методологического анализа литературы определить наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов, провести эксперимент и проверить эффективность применения интерактивных технологий на уроках в начальной школе и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации интерактивного обучения.
Объект исследования: процесс изучения интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Предмет исследования: изучение интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Перед началом исследования мы выдвинули следующую гипотезу: методика организации интерактивного обучения в начальной школе будет эффективной, если:
- учитывать психолого-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;
- систематически и целенаправленно применять на уроках в начальной школе различные методы и формы интерактивного обучения;
- использовать интерактивные технологии в урочной и внеклассной работе учителя начальных классов.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1.Охарактеризовать историко-педагогический аспект проблемы.
2. Теоретически обосновать научные основы интерактивного обучения детей начальной школы.
3. Разработать методические рекомендации по организации интерактивного обучения в начальных классах.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов и форм работы в начальной школе.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1) Теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) Статистические методы исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение одного года (2017-2018 уч.года) и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2017 г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цели, задачи, база; разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) отрабатывалась методика интерактивного обучения учащихся начальных классов.
На третьем этапе (апрель 2018 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, завершалось оформление результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования является ССМШ при КГК им. Н.Г.Жиганова г.Казани.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Уточнено содержание понятия «интерактивное обучение».
2. Уточнено содержание понятия «технология».
3. Определены наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов.
4. Разработаны методические рекомендации по организации интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены теоретико-методические основы интерактивных методов и форм работы учителей начальных классов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической работе учителей начальных классов по интерактивным методам и формам обучения в начальной школе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе различных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 29 источников и пяти приложений. Общий объем работы 53 страницы.
Педагоги, умеющие организовать обучение и воспитание с использованием таких технологий, которые соответствуют возрасту обучающихся и отражают специфику областей знаний, очень ценятся в современной школе. Интерактивное обучение требует, чтобы учитель использовал специальные приемы организации познавательной деятельности и ставил вполне определенные и прогнозируемые цели, к примеру, вовлеченность учащихся в учебное взаимодействие и создание для учеников благоприятных условий обучения. Это делает процесс обучения продуктивным. Если сравнивать традиционное обучение с интерактивным, то можно заметить, что при обучении по интерактивным технологиям изменяется степень взаимодействия педагога и учеников: педагог ставит себе задачу создать такие условия обучения, в которых учащиеся будут проявлять инициативу, а сам уходит на второй план.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебный процесс в начальной школе интерактивных методов и форм, на способности учителей начальных классов использовать в практике работы богатый арсенал интерактивных технологий обучения.
Противоречие между необходимостью внедрения интерактивных методов и форм обучения учащихся начальных классов и отсутствием доступного для учителя начальной школы современного систематизированного дидактического материала по интерактивным технологиям обучения обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: с помощью психолого-педагогического и теоретико-методологического анализа литературы определить наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов, провести эксперимент и проверить эффективность применения интерактивных технологий на уроках в начальной школе и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации интерактивного обучения.
Объект исследования: процесс изучения интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Предмет исследования: изучение интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Перед началом исследования мы выдвинули следующую гипотезу: методика организации интерактивного обучения в начальной школе будет эффективной, если:
- учитывать психолого-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;
- систематически и целенаправленно применять на уроках в начальной школе различные методы и формы интерактивного обучения;
- использовать интерактивные технологии в урочной и внеклассной работе учителя начальных классов.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1.Охарактеризовать историко-педагогический аспект проблемы.
2. Теоретически обосновать научные основы интерактивного обучения детей начальной школы.
3. Разработать методические рекомендации по организации интерактивного обучения в начальных классах.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов и форм работы в начальной школе.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1) Теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) Статистические методы исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение одного года (2017-2018 уч.года) и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2017 г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цели, задачи, база; разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) отрабатывалась методика интерактивного обучения учащихся начальных классов.
На третьем этапе (апрель 2018 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, завершалось оформление результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования является ССМШ при КГК им. Н.Г.Жиганова г.Казани.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Уточнено содержание понятия «интерактивное обучение».
2. Уточнено содержание понятия «технология».
3. Определены наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов.
4. Разработаны методические рекомендации по организации интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены теоретико-методические основы интерактивных методов и форм работы учителей начальных классов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической работе учителей начальных классов по интерактивным методам и формам обучения в начальной школе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе различных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 29 источников и пяти приложений. Общий объем работы 53 страницы.
Особенностью современной образовательной системы является реализация компетентного подхода на всех его уровнях. Это влечет за собой изменения в требованиях к учебному процессу. К одному из таких изменений относится требование к обновлению методических и технологических средств обучения. Это обусловливает необходимость перехода от информативных технологий обучения к интерактивным.
Разнообразные интерактивные виды работ становятся сегодня всё более популярными и используются при преподавании различных учебных предметов, особенно в начальной школе [18].
Проведённое нами исследование доказало наличие проблемы, которая выражается в недостаточном использовании интерактивности в ходе работы с младшими школьниками в начальной школе. Также была выявлена недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике современного образования.
В ходе нашего эксперимента мы сделали выводы, что интерактивные упражнения открывают новые возможности, которые связаны с налаживанием межличностного взаимодействия через диалог. А ведь и правда, в каждом классе между учениками возникают определенные взаимоотношения, и от этих отношений зависят их успехи в учёбе. Умело организовав взаимодействие учащихся с помощью учебного материала, можно добиться повышения результатов учебной деятельности.
На вопрос о применении интерактивных образовательных технологий сегодня имеется однозначный ответ. В федеральном образовательном стандарте сформулирована необходимость их использования в образовательном процессе. К сожалению, лишь малая часть педагогов начальной школы готовы применять интерактивные технологии. Поэтому мы считаем, что повышение профессиональной компетентности учителей начальной школы в области конструирования содержания уроков с использованием современных интерактивных технологий становится одним из главных условий, которое помогает добиваться повышения результатов обучения в младшей школе. При использовании инновационных методов в обучении, учитель позволяет ученикам становиться полноправными участниками процесса обучения и использовать свой опыт в качестве основного источника учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, а лишь побуждает школьников к самостоятельному поиску. Сравнивая традиционные формы ведения занятий с интерактивными, мы видим, что происходит изменение взаимодействия педагога и учащихся. При интерактивном подходе активность педагога подавляется, а активность учащихся возрастает. Задачей учителя становится создание условий для самостоятельной работы младших школьников. Интерактивное обучение обеспечивает высокую мотивацию, командный дух, взаимоуважение, взаимообогащение.
Включение в работу учителя начальной школы интерактивных форм и методов работы положительно влияет на всестороннее развитие детей, особенно на формирование коммуникативных навыков младших школьников. Наиболее эффективными методическими приемами интерактивного обучения являются: «Взаимные презентации», «Мозговой штурм», «Карусель» и работа в малых группах.
Цели и задачи, которые мы ставили перед началом исследования, полностью выполнены, гипотеза доказана.
Одним из результатов нашей работы стала разработка памятки для учителей, которые хотят использовать в своей профессиональной деятельности интерактивные формы и методы работы.
Разнообразные интерактивные виды работ становятся сегодня всё более популярными и используются при преподавании различных учебных предметов, особенно в начальной школе [18].
Проведённое нами исследование доказало наличие проблемы, которая выражается в недостаточном использовании интерактивности в ходе работы с младшими школьниками в начальной школе. Также была выявлена недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике современного образования.
В ходе нашего эксперимента мы сделали выводы, что интерактивные упражнения открывают новые возможности, которые связаны с налаживанием межличностного взаимодействия через диалог. А ведь и правда, в каждом классе между учениками возникают определенные взаимоотношения, и от этих отношений зависят их успехи в учёбе. Умело организовав взаимодействие учащихся с помощью учебного материала, можно добиться повышения результатов учебной деятельности.
На вопрос о применении интерактивных образовательных технологий сегодня имеется однозначный ответ. В федеральном образовательном стандарте сформулирована необходимость их использования в образовательном процессе. К сожалению, лишь малая часть педагогов начальной школы готовы применять интерактивные технологии. Поэтому мы считаем, что повышение профессиональной компетентности учителей начальной школы в области конструирования содержания уроков с использованием современных интерактивных технологий становится одним из главных условий, которое помогает добиваться повышения результатов обучения в младшей школе. При использовании инновационных методов в обучении, учитель позволяет ученикам становиться полноправными участниками процесса обучения и использовать свой опыт в качестве основного источника учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, а лишь побуждает школьников к самостоятельному поиску. Сравнивая традиционные формы ведения занятий с интерактивными, мы видим, что происходит изменение взаимодействия педагога и учащихся. При интерактивном подходе активность педагога подавляется, а активность учащихся возрастает. Задачей учителя становится создание условий для самостоятельной работы младших школьников. Интерактивное обучение обеспечивает высокую мотивацию, командный дух, взаимоуважение, взаимообогащение.
Включение в работу учителя начальной школы интерактивных форм и методов работы положительно влияет на всестороннее развитие детей, особенно на формирование коммуникативных навыков младших школьников. Наиболее эффективными методическими приемами интерактивного обучения являются: «Взаимные презентации», «Мозговой штурм», «Карусель» и работа в малых группах.
Цели и задачи, которые мы ставили перед началом исследования, полностью выполнены, гипотеза доказана.
Одним из результатов нашей работы стала разработка памятки для учителей, которые хотят использовать в своей профессиональной деятельности интерактивные формы и методы работы.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Изучение в начальной школе раздела "Нумерация многозначных чисел"
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации творчества в образовательной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «LAPBOOK» В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные методы обучения иностранному языку в начальной школе на уроках и во внеурочное время
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе: социологический аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональные кейсы как инструмент оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Интерактивные задания по информатике для организации самостоятельной работы обучающихся начальной школы
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



