Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Работа №32098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы технологии интерактивного обучения 7
1.1. Интерактивные методы и формы обучения: психолого-педагогический
аспект 7
1.2. Интерактивные технологии обучения в начальной школе 13
Выводы по первой главе 22
Глава II. Методические основы организации интерактивного обучения в начальной школе 23
2.1. Интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов 23
2.2. Экспериментальная работа по организации интерактивных методов и
форм работы учителя в начальной школе 29
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение


В современном обществе предъявляются высокие требования к профессии учителя. Специалист начального образования должен не только владеть системой профессиональных компетентностей, быть способным применять в практической деятельности приобретенные в вузе знания, но и уметь применять эти знания в новых, нестандартных ситуациях, требующих от человека нестандартного мышления, инновационных подходов к решению проблемы. Сегодня как никогда актуальна мысль о том, что в школе востребован тот учитель начальных классов, который умеет от образования перейти к самообразованию, от развития - к саморазвитию, от воспитания - к самовоспитанию. Идея саморазвития, самоопределения личности человека, поиска им индивидуальной траектории развития является чрезвычайно значимой для личностно - ориентированного образования [9].
Педагоги, умеющие организовать обучение и воспитание с использованием таких технологий, которые соответствуют возрасту обучающихся и отражают специфику областей знаний, очень ценятся в современной школе. Интерактивное обучение требует, чтобы учитель использовал специальные приемы организации познавательной деятельности и ставил вполне определенные и прогнозируемые цели, к примеру, вовлеченность учащихся в учебное взаимодействие и создание для учеников благоприятных условий обучения. Это делает процесс обучения продуктивным. Если сравнивать традиционное обучение с интерактивным, то можно заметить, что при обучении по интерактивным технологиям изменяется степень взаимодействия педагога и учеников: педагог ставит себе задачу создать такие условия обучения, в которых учащиеся будут проявлять инициативу, а сам уходит на второй план.
Актуальность исследования основана на необходимости внедрения в учебный процесс в начальной школе интерактивных методов и форм, на способности учителей начальных классов использовать в практике работы богатый арсенал интерактивных технологий обучения.
Противоречие между необходимостью внедрения интерактивных методов и форм обучения учащихся начальных классов и отсутствием доступного для учителя начальной школы современного систематизированного дидактического материала по интерактивным технологиям обучения обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: с помощью психолого-педагогического и теоретико-методологического анализа литературы определить наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов, провести эксперимент и проверить эффективность применения интерактивных технологий на уроках в начальной школе и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации интерактивного обучения.
Объект исследования: процесс изучения интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Предмет исследования: изучение интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Перед началом исследования мы выдвинули следующую гипотезу: методика организации интерактивного обучения в начальной школе будет эффективной, если:
- учитывать психолого-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;
- систематически и целенаправленно применять на уроках в начальной школе различные методы и формы интерактивного обучения;
- использовать интерактивные технологии в урочной и внеклассной работе учителя начальных классов.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1.Охарактеризовать историко-педагогический аспект проблемы.
2. Теоретически обосновать научные основы интерактивного обучения детей начальной школы.
3. Разработать методические рекомендации по организации интерактивного обучения в начальных классах.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов и форм работы в начальной школе.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1) Теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) Статистические методы исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение одного года (2017-2018 уч.года) и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2017 г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цели, задачи, база; разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) отрабатывалась методика интерактивного обучения учащихся начальных классов.
На третьем этапе (апрель 2018 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, завершалось оформление результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования является ССМШ при КГК им. Н.Г.Жиганова г.Казани.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Уточнено содержание понятия «интерактивное обучение».
2. Уточнено содержание понятия «технология».
3. Определены наиболее эффективные интерактивные методы и формы работы учителя начальных классов.
4. Разработаны методические рекомендации по организации интерактивных методов и форм работы учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены теоретико-методические основы интерактивных методов и форм работы учителей начальных классов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической работе учителей начальных классов по интерактивным методам и формам обучения в начальной школе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе различных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 29 источников и пяти приложений. Общий объем работы 53 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особенностью современной образовательной системы является реализация компетентного подхода на всех его уровнях. Это влечет за собой изменения в требованиях к учебному процессу. К одному из таких изменений относится требование к обновлению методических и технологических средств обучения. Это обусловливает необходимость перехода от информативных технологий обучения к интерактивным.
Разнообразные интерактивные виды работ становятся сегодня всё более популярными и используются при преподавании различных учебных предметов, особенно в начальной школе [18].
Проведённое нами исследование доказало наличие проблемы, которая выражается в недостаточном использовании интерактивности в ходе работы с младшими школьниками в начальной школе. Также была выявлена недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике современного образования.
В ходе нашего эксперимента мы сделали выводы, что интерактивные упражнения открывают новые возможности, которые связаны с налаживанием межличностного взаимодействия через диалог. А ведь и правда, в каждом классе между учениками возникают определенные взаимоотношения, и от этих отношений зависят их успехи в учёбе. Умело организовав взаимодействие учащихся с помощью учебного материала, можно добиться повышения результатов учебной деятельности.
На вопрос о применении интерактивных образовательных технологий сегодня имеется однозначный ответ. В федеральном образовательном стандарте сформулирована необходимость их использования в образовательном процессе. К сожалению, лишь малая часть педагогов начальной школы готовы применять интерактивные технологии. Поэтому мы считаем, что повышение профессиональной компетентности учителей начальной школы в области конструирования содержания уроков с использованием современных интерактивных технологий становится одним из главных условий, которое помогает добиваться повышения результатов обучения в младшей школе. При использовании инновационных методов в обучении, учитель позволяет ученикам становиться полноправными участниками процесса обучения и использовать свой опыт в качестве основного источника учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, а лишь побуждает школьников к самостоятельному поиску. Сравнивая традиционные формы ведения занятий с интерактивными, мы видим, что происходит изменение взаимодействия педагога и учащихся. При интерактивном подходе активность педагога подавляется, а активность учащихся возрастает. Задачей учителя становится создание условий для самостоятельной работы младших школьников. Интерактивное обучение обеспечивает высокую мотивацию, командный дух, взаимоуважение, взаимообогащение.
Включение в работу учителя начальной школы интерактивных форм и методов работы положительно влияет на всестороннее развитие детей, особенно на формирование коммуникативных навыков младших школьников. Наиболее эффективными методическими приемами интерактивного обучения являются: «Взаимные презентации», «Мозговой штурм», «Карусель» и работа в малых группах.
Цели и задачи, которые мы ставили перед началом исследования, полностью выполнены, гипотеза доказана.
Одним из результатов нашей работы стала разработка памятки для учителей, которые хотят использовать в своей профессиональной деятельности интерактивные формы и методы работы.


1. Анаева, Г.Х. Формирование умения выражать свои мысли у младших
школьников [Электронный ресурс] // Метод-сборник. Журнал для работников образования. 2014. 1 декабря. URL: http://metod-
sbomik.ru/nachalnve-klassv-gpd/960-anaeva (дата обращения: 28.05.2018)
2. Аничкина, И.В. Интерактивные методы и формы работы учителя
начальной школы [Электронный ресурс] // nsportal: социальная сеть работников образования. 2017. 23 июля. URL:
https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2017/07/23/interaktivnye-metodv-i-formv-rabotv (дата обращения: 28.05.2018)
3. Богодушко, О.Н. Урок в ТРКМ «Работа с информационным текстом»
[Электронный ресурс] // nsportal: социальная сеть работников
образования. 2011. 2 июня. URL: http s: //nsportal .ru/nachalnava-
shkola/okruzhavushchii-mir/2011/06/02/urok-v-trkm-rabota-s- informatsionnvm-tekstom (дата обращения: 28.05.2018)
4. Брагина, Я.М. Применение технологий интерактивного обучения в
начальной школе [Электронный ресурс] // nsportal: социальная сеть работников образования. 2013. 26 декабря. URL:
https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/materialv-mo/2013/12/26/primenenie- tekhnologiv-interaktivnogo-obucheniva-v (дата обращения: 30.05.2018)
5. Букатов, В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников. Петрозаводск, 2008. С 102-103.
6. Булавлева, Т.А. Метод «Аквариум» [Электронный ресурс] // Блог
социального педагога «Посредник». 2014. 8 апреля. URL:
http://all4spd.blogspot.ru/2014/04/blog-post 6999.html (дата обращения: 28.05.2018)
7. Грибкова, Н.В. Понятие и сущность интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2016. 26 декабря. URL: https://infourok.ru/ponyatie-i-suschnost- interaktivnogo-obucheniya-1474677.html (дата обращения: 30.05.2018)
8. Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб.пособие. Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева, 2013. С. 6.
9. Камалова Л.А. Личностно - ориентированный подход в подготовке специалистов профиля «Начальное образование» через карту личности студента // Образование и саморазвитие, 2014. №1(39). С. 97 - 103.
10. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов // ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С. 7.
11. Корниенко, С. Г. Интерактивное обучение // Специалист, 2005. №10.С.31.
12. Кузина, О.В. Интерактивные технологии на уроках в начальной школе
[Электронный ресурс] // Мультиурок. 2017. 23 января. URL:
https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal- .html (дата обращения: 30.05.2018)
13. Москалевич, Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества // Инновационные образовательные технологии, 2014. № 1 (37). С.44
14. Панова, В.В. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2016. 31 октября. URL: https://infourok.ru/interaktivnie- metodi-obucheniya-na-urokah-v-nachalnov-shkole-1304176.html (дата обращения: 30.05.2018)
15. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии // М.: Роспедагенство, 1996. С.76.
16. Романенкова, Г.Л. Использование современных технологий на уроках в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2016. 10 сентября. URL: https://infourok.ru/statva-ispolzovanie-sovremennih-tehnologiv-na-urokah- v-ramkah-realizacii-fgos-privom-intrigi-tehnologiva-mozgovogo-shturma- 1183521.html (дата обращения: 28.05.2018)
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Издательский центр «Академия», 2012.
18. Урывская, Л.А. Интерактивные формы обучения [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2016. 16 января. URL: https://infourok.ru/statva-interaktivnie-formi-obucheniya- 772325.html (дата обращения: 28.05.2018)
19. ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия министерства Юстиции РФ» Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации). Ростов н/д, 2013. С. 5.
20. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // Концепт:научно- методический электронный журнал. 2016. Т. 46. С. 399-404. URL: http: //e-koncept.ru/2016/76554. htm (дата обращения: 28.05.2018)
21. Финько, Е.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] // Педпортал: библиотека материалов для работников школы. 2015. 20 ноября. URL: https://pedportal.net/nachalnve-klassv/materialv-mo/ispolzovanie- interaktivnvh-metodov-obucheniva-na-urokah-v-nachalnov-shkole-1094567 (дата обращения: 28.05.2018)
22. Хортиева, З.А. Использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном пространстве ВУЗа: уч.-метод.пособие // Владикавказ, 2011. С.62
23. Цапалова, О.В. Интерактивные технологии в начальной школе [Электронный ресурс] // Персональный сайт Ольги Цапаловой. 2016. 5
декабря. URL: https: //tsapalova-push-
solnvshko63.edumsko.ru/folders/post/interaktivnve tehnologii v nachal no i shkole v pedagogike razlichayut neskol ko modelei obucheniya 1 pas sivnava - uchenik vvstup (дата обращения: 30.05.2018)
24. Царан, Р.А. 10 уроков нестандартной формы в начальных классах
[Электронный ресурс] // Kopilkaurokov.ru: сайт для учителей. 2015. 6 января. URL:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniveKlassi/uroki/10 urokov niestandartnoi f ormy v nachal nykh klassakh (дата обращения: 30.05.2018)
25. Чернухина, Н.В.Дидактические игры как средство мотивации в
изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений [Электронный ресурс] // nsportal: социальная сеть работников образования. 2016. 25 августа. URL: https: //nsportal .ru/nachalnava- shkola/russkii-
vazvk/2016/08/25/didakticheskie-igrv-kak-sredstvo-motivatsii-v-izuchenii-0 (дата обращения: 30.05.2018)
26. Шамина, Л.Р. Использование интерактивных методов при
формировании орфографической зоркости в начальной школе
[Электронный ресурс] // Официальный сайт средней общеобразовательной школы №20 города Шадринска. 2011. 13
декабря. URL: http://school20-
shadr.ucoz.ru/publ/nachalnve klassv/ispolzovanie interaktivnvkh metodov
pri formirovanii orfograficheskoi zorkosti vnachalnoi shkole/8-1-0-16 (дата обращения: 30.05.2018)
27. Шарипова, О.В. Интерактивные лекции как средство формирования
познавательной активности обучающихся [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2016. 28 марта. URL: https://infourok.ru/statva-po-teme-interaktivnie-lekcii-kak-sredstvo-
formirovaniva-poznavatelnov-aktivnosti-obuchavuschihsva-986872.html (дата обращения: 30.05.2018)
28. Шутова, Г.В. Формы и методы обучения по ФГОС [Электронный
ресурс] // Pedsovet.su: сообщество взаимопомощи учителей. 2016. 26 января. URL:
http://pedsovet.su/fgos/6025 formy i metody obuchenia po fgos (дата обращения: 28.05.2018)
29. Якрен, Е.Г. Конспект урока по русскому языку: «Непроизносимые
согласные в корне слова» [Электронный ресурс] // Kopilkaurokov.ru: сайт для учителей. 2016. URL:
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt uroka po russkomu
iazyku nieproiznosimyie soghlasnyie v kornie slova (дата обращения:
28.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ