ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Эволюция образа Зевса в V - II вв. до н.э.
1.1. Образ Зевса в V - IV вв. до н.э 13
1.2. IV -III вв. до н.э. в истории поклонения Зевсу 22
1.3. Культ и образ Зевса с III в. до н.э. по II в. до н.э 33
ГЛАВА 2. Отражение культа Зевса в жизни древних греков.
2.1. Культ Зевса в материальных символах 40
2.2. Отражение культа Зевса в духовном сознании древних греков 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 58 ПРИЛОЖЕНИЕ
Древние греки создали уникальный и неповторимый тип цивилизации и культуры, давший мощный толчок развитию западноевропейского общества. Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками своеобразной творческой деятельности древних греков. Античная Греция положила начало возникновению европейской цивилизации и культуры, заложив материальные, духовные, эстетические ценности, которые нашли свое развитие почти у всех европейских народов. Особое место в древнегреческой культуре занимает религия, овеянная мифами и легендами, а также характеризуемая политеизмом. Религия неразрывно связана с мифологией.
Наиболее ясное и яркое определение термину «мифология» дал А.Г. Петискус: «Мифология - это представления древних людей о природе, обществе и человеке, рожденные новой фантазией, содержащие зачатки науки, искусства и религии, учившие человека жить и умирать в соответствии с их понятиями об истине, добре и красоте. Мифология - это учебник жизни».
При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра). Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, зависть, великодушие). Так, господствующей формой религии в Древней Греции становится политеизм . Формируется пантеон богов, во главе которого стоит Зевс. Его почитают, проводят ритуалы, строят храмы, постепенно возводя в культ данного бога.
Актуальность дипломной работы заключается в том, чтобы проследить поэтапное становление культа Зевса в Древней Греции, выделив три ступени развития образа данного божества у греческих народов. Она обуславливается необходимостью изучения проблемы становления единого культа Зевса у разрозненных племен, населявших Древнюю Грецию.
Объектом исследования данной дипломной работы является религия Древней Греции. Предметом исследования - культ Зевса как верховного божества Древней Греции. Целью дипломной работы является выявление роли культа Зевса как верховного божества в религиозных представлениях эллинов.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. Изучить эволюцию образа и культа Зевса в классический период
2. Рассмотреть отражение культа Зевса в материальной культуре.
3. Проанализировать влияние Зевса на сознание греков. Хронологические рамки охватывают классический период Древней Греции до становления и развития эллинизма в Древней Греции с V века до н.э. до II века до н.э., так как именно в этот период культ Зевса достигает своего апогея и могущества.
Обзор источников и литературы. Греческая мифология оставила большой след в исторических источниках. Рассматривая труды античных историков, писателей, поэтов, мы применили к ним хронологический метод. Начиная с Гомера, мы выделили общеизвестные поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомеровские мифы своего рода видение реальности, так как автор не сомневается в правдивости излагаемого. Древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э. открывает мир богов, героев и простых людей. Он описывает сверхъестественные силы богов и их роль в жизни людей. Рассказывая о войнах, героях и правителях, Гомер не только заинтересовывает сюжетом, но и показывает структуру древнегреческого общества, иерархию властей, государственный режим, который существовал в описываемое время и его причины.
Далее по хронологии следует Гесиод, который жил в период становления греческой полисной системы и идеологии. Главная его заслуга в том, что он вносит некую структуру и порядок в существующие представления у древних греков, составляет генеалогию богов и показывает их историю зарождения в «Теогонии». «Теогония» - совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов. У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях.
Также широко известен Каллимах из Кирены - древнегреческий поэт эллинистического времени, глава александрийской поэтической школы. Его перу принадлежит большое количество литературных и научных трудов, однако большая часть их оказалась утрачена. Полностью сохранились только гимны в честь олимпийских богов: они являются очень ценным источником древнегреческой мифологии, поскольку доносят до нас редкие древние варианты мифологической традиции.
Первый гимн Каллимаха посвящён верховному богу древнегреческого пантеона - Зевсу. Сюжетом гимна является местная легенда о рождении и воспитании бога не на Крите, который традиционно почитался как “родина” бога, а в Аркадии на горе Ликей. Однако этот гимн не предназначался для исполнения во время религиозных церемоний и вообще не является религиозным по своему характеру, а предстаёт только как литературное произведение. В нём описываются элементы быта, свойственные эллинистической эпохе, содержится много намёков на современные поэту события. Этот гимн очень важен для исследования мифологии и культа юного Зевса, потому что для его написания Каллимах использовал редкие варианты мифологической традиции: гимн изобилует малоизвестными деталями и содержит ряд важных сведений, описывающих аркадский культ Зевса-младенца и его особенности.
Одним из значительных вкладов в изучение античной истории внес сам отец истории - Геродот Галикарнасский. В своем труде «История» помимо основного сюжета о греко-персидских войнах автор воссоздает картину жизни народностей , которые населяли территорию Древней Греции и Малую Азию. Геродот описывает полисное устройство, быт, верования народов, их обычаи и традиции, при этом делая попытку рационального объяснения тем или иным событиям, а не божественным промыслом.
Используя работы Феокрита как еще один из источников об истории Древней Греции, мы видим, что его отличают идиллии и эпиграммы как особый жанр повествования похожий на маленькие сценки или картины из городской и сельской жизни. Данный жанр возник в III в. до н.э. Герои сценок из произведений Феокрита городские обыватели и поселяне, которые решают бытовые проблемы, соблюдают обычаи, ссорятся и мирятся меж собой. Такая картина открывает нам быт и повседневность античных народов, что помогает увидеть их мировоззрение, а также верования, благодаря именам богов, к которым они обращаются.
Следующим позднеантичным историком философии, жившем в 1-й половине III в. до н.э. является Диоген Лаэртский, создавший многотомный труд о биографиях древнегреческих ученых. Благодаря его « О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» мы получаем сведения о Сократе, Ксенофонте, Аристотеле, Диогене и т.д. Немаловажно знать не только труды греческих ученых, поэтов, философов, но и их биографии для воссоздания полной картины о греческой культуре.
Упоминая выше Аристотеля, невозможно не сказать о его книге «Политика» , где он рассказывает о политическом устройстве греческих полисов, а также связь государственной власти с религиозными языческими верованиями. Также он объясняет некоторые явления, такие как почему Крит стал религиозным центром эллинов.
Среди греческих историков и поэтов, также внес свой вклад в изучение истории и культуры Древней Греции древнеримский писатель Плиний Старший, автор крупнейшего энциклопедического сочинения античности «Естественная история». Так, Плиний рассказывает о религиозных обрядах и священных местах эллинов, подробно описывая природные особенности и как они влияли на верования греков.
Павсаний , древнегреческий писатель и географ II века более всего знаменит описанием храмов, алтарей, жертвенников, обычаев древнегреческим богам, в частности Зевсу. В Олимпии, в священном центре Альтиса, где находятся всевозможные сооружения и постройки, выделяется более всего храм Зевса Всеэллинского, который возвел местный архитектор Либон, с величественной статуей бога работы афинского скульптора Фидия (середина V в. до н. э.), ставшей третьим чудом света, но не дошедшим до наших дней. «Описание Эллады» некий путеводитель по Древней Греции, раскрывающий нам культуру народов, достопримечательности и памятники, а также связывающие их легенды и сказания о богах и героях.
Литература, к которой мы обращались в ходе исследования, разделена тематически: История Древней Греции, мифология Древней Греции, образ и культ Зевса. В ходе изучения книг привлекались труды, как отечественных ученых, историков, писателей, так и зарубежных.
Историю Древней Греции среди зарубежных авторов нами были выделены особенно Боннар Андре «Греческая цивилизация». Переведенная на многие европейские языки, она дает наиболее полную, художественно и философски осмысленную картину греческой культуры, от ее истоков до конечного этапа. Издание иллюстрировано.
Книга А. Бартонека «Златообильные Микены» посвящена критомикенской цивилизации. Чехословацкого ученый здесь изучает предшественницу древнегреческой культуры и рассматривает формирование богов. Бартонек затрагивает образ жизни микен, в том числе их религию и культы в частности культа Зевса , опираясь на древнегреческие источники.
Уильям Тейлор «Микенцы. Подданные царя Миноса» описывает многочисленные бесценные находки, сделанные в археологических экспедициях Генриха Шлимана, Артура Эванса и других ученых на месте, где стояли когда-то "златообильные Микены", в которых правил легендарный царь Минос. Книга проиллюстрирована.
Под другой тематикой, где исследователи рассматривают мифологию и религию Древней Греции, мы можем выделить следующих их работы. Книга Зайцева А.И. «Греческая мифология и религия» , содержит материал, изложенный доступным языком и не теряющий своей научности. В данном труде рассматривается греческая религия и мифология, при чем охватывая период не только ее зарождения , но и продолжения развития мифологической мысли вплоть до фрейдизма. Здесь затронуты не только боги, входившие в пантеон , но и их знаменитые оракулы, жрецы, описаны различные мистерии.
Лосев А.Ф. в своем труде «Мифология греков и римлян» собрал основные первоисточники о мифологии древней Греции и изложил их с начала возникновения до научного обоснования. Так, исследователь может проследить развитие античной философской мысли.
Следующий советский ученый А. А. Тахо-Годи в своей монографии «Греческая мифология» уделяет большое внимание мифологическим образам богов, героев, чудовищ и прочих персонажей. Таким образом, он обращает внимание на внутренний мир античного древнегреческого общества, их представления о мире. Также здесь раскрываются межплеменные , родовые отношения через мифологические образы.
Большую помощь оказала книга С.А.Токарева «Мифы народов мира. Энциклопедия». В энциклопедии мифологические представления не только греков, но и других народов. Здесь описаны образы богов, демонов, полубогов, а также посвященные им молитвы и ритуалы. Книга содержит краткую информацию об отражении мифологических образов и сюжетов в литературе и искусстве.
Сапрыгин С.Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени приводит археологические находки и доказательства: монеты, таблички, найденные близ священных храмов, скульптуры и другие вещественные источники, тем самым на их основе составляя портрет религии и культов богов в Понте.
Изучая образ и культ непосредственного самого Зевса, мы обращались к следующим авторам.
Борухович В.Г. «Зевс Минойский» обращает внимание на религиозные обряды, связанные с Зевсом в Древней Греции, а также дает объяснение возникновению тех или иных обрядов или игрищ, посвященных богу. Так, Борухович описывает зарождение культа Зевса и его распространение на Крите в микенской цивилизации. Также он проводит параллель между двумя божествами греческой и римской религии - Зевсом и Юпитером. Автор, ссылаясь на древнегреческие произведения, раскрывает образ Зевса, а также его семьи, описывая образ Геры и детей.
П. М. Леонтьев «О поклонении Зевсу в Древней Греции» . Его работа посвящена исследованию культа Зевса на трех этапах развития греческой религии: - время пеласгов (народа, населявшего Грецию до возникновения Микенской цивилизации), время героев и время гелленов (то есть эллинов).
В первой главе автор пытается выяснить происхождение поклонения Зевсу, обращаясь к анализу древнегреческих мифов. В последующих трех главах описываются три ступени в истории поклонения Зевсу у греков Исследуются также видоизменения культа Зевса в различных греческих областях (Лаконика, Аттика, Немея, Олимпия и др.).
Большой интерес представляет книга А.Г. Петискуса «Боги и легенды Олимпа: Энциклопедический путеводитель по мифологии древних греков и римлян» , которая посвящена рассмотрению древнеримской и древнегреческой мифологии как системы представлений о происхождении мира, о богах и героях. Автор описывает олимпийских богов, богов моря и вод, земли и подземного мира, приводит главнейшие мифы о героях.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, в каждой из которых три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Глава первая представляет собой теоретическую часть дипломной работы, в которой рассматривается общее представление древнегреческой мифологии, формирования культа Зевса. Раскрывая эволюцию культа Зевса, за основу мы взяли периодизацию П. М. Леонтьева «О поклонении Зевсу в Древней Греции» , так как она наиболее ясно разделяет этапы становления культа верховного божества Олимпа. Давая определение «культу», в первую очередь, мы подразумеваем систему поклонения и безоговорочного следования определённому божеству, признаваемому за исключительную и незыблемую ("святую") истину. Для культа характерны бескомпромиссность и не изменяемость норм. Это средоточие служения Высшему, вокруг культа развертываются все прочие формы религиозной жизни и деятельности. Сопоставляя данное определение с культом конкретного божества, мы видим, что данные признаки присущи ему.
Почитание того или иного божества обычно сводилось к выполнению определенных ритуалов и принесению установленных жертв, то есть в основе древнегреческой религии лежал обряд. Каких-то особенно строгих религиозных догматов и специальной церковной организации в Древней Греции не существовало, а роль священных книг, подобных Библии, Корану или Ведам, играли главным образом произведения Гомера и Гесиода.
Во второй главе рассматривается окружение Зевса, его места поклонения, обряды, связанные с ним, а также разбираются храмы и святилища данному божеству с их известными оракулами. Так, дается определение культу Зевса в контексте с развитием древнегреческой религии и обществом. Как мы узнаем, Зевс не был верховным божеством с появлением первых мифов и сказаний о нем.
Однако далее мы видим, что его образ набирает силу и перерастает в культ. Он уже представлен как отец богов и людей, справедливый законотворец, благодетель храбрых воинов, покровитель человеческой общности. То есть, культ Зевса проникает во все сферы общественной жизни.
Практическая значимость. Данное исследование может помочь при подготовке уроков по истории культуры Древней Греции, а также по европейской культуре XVIII - XX вв., так как многие сюжеты европейского искусства имеют мифологическую или религиозную составляющую. В конце дипломный работы представлен конспект урока для реализации в 5 классе.
Мифология Древней Греции - неисчерпаемый источник, кладовая духовных ценностей человечества, накопленных за многовековую историю общества. Мифы и легенды, созданные эллинами много лет назад, не забыты и до сих пор. Люди занимаются изучением могущественных богов и великих героев, открывая для себя удивительный мир, где переплетаются силы природы и беспомощный человек и где, несмотря на такое неравное соотношение сил, царит гармония и духовное единство.
Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях. Античный миф нельзя называть сказкой, потому что сказка это уже продукт народного творчества. Для эллинов того времени вымышленные боги казались реальностью, поэтому они свято верили в них и чтили имена верховных божеств. Миф ничего заранее не придумывает и вполне реален, как сама жизнь, естественно творящая этот миф.
В ходе исследования проблемы дипломной работы, культ Зевса был изучен в ходе трех ступеней его эволюции, а также рассмотрено его отражение в материальной символике и в сознании древних греков. Мифология Зевса отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ вершителя мировых судеб, "всецаря" и "всеэллинского" владыки, универсализм и космизм Зевса принимают монотеистические черты. Культ Зевса был рассмотрен с разных сторон: и эволюция образа у других народов, где были выявлены три ступени поклонения Зевсу, и роль культа олимпийского владыки в жизни эллинов.
Влияние языческой религии было настолько велико, что на них создавалась материальная культура: величественные храмы, скульптуры, одна из которых стала чудом света, священные места, монеты с изображением владыки Олимпа, игрища - все это посвящалось Зевсу и его многочисленным родственникам-божествам. Древние греки верили в справедливость верховного божества за их покорность и послушание, построение храмов, соблюдение священных обычаев.
Бог-громовержец, властитель неба и повелитель грома и молнии стал образцом идеального правителя, мудрого и справедливого, вдохновителем создания шедевров искусства, блюстителем законов, а также духовной поддержкой многим простым людям. В наше время Зевс также популярен, многие вдохновляются им. Человечество до сих пор бережет мифы и сказания о нем, передавая их из поколения в поколение. Культ Зевса - это загадка, которую человек будет отгадывать на протяжении многих веков. Образ Зевса при всей сложности и многоплановости всегда будет производить сильное впечатление и привлекать внимание не только исследователей, но и всех людей, интересующихся историей и культурой Древней Греции.
1. Апполодор. Мифологическая библиотека/ Пер. В.Г. Борухович.- СПб.: Наука, 1972.- 224 с.
2. Аристотель. Политика.Т.4/Пер. С.А.Жебелева.-М.: Мысль, 1983.-С. 376-644
3. Гесиод. Теогония / Пер. В.В. Вересаева.- М.: Ладомир, 1999.- 579 с.
4. Гесиод. Эои / Пер. В.Н. Ярхо.- М.: Лабиринт, 2001.- 256 с.
5. Гомер. Иллиада. Одиссея / Пер. Н. Гнедича.- М.: Художественная литература, 1967.- 740 с.
6. Геродот. История в девяти книгах/ Пер. Г.А. Страновского.- Л.: Наука, 1972.- 600 с.
7. Диодор Сицилийский. Греческая мифология/ Пер. Г.Страновского.-С.6 Лабиринт, 2000.-705 с.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Пер. М.Л.Гаспаров.- М.: Мысль, 1986.- 571 с.
9. Мавр Сервий Гонорат. Комментарии к «Энеиде» Вергилия/ Пер. С. Ошерова, Ф. Петровского.-М.:Лабиринт,2001- 288 с.
10. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Тифония/ Пер. Голубец Ю.А.- М.: Мысль, 1997.- 608 с.
11. Павсаний. Описание Эллады. Т.2 / Пер. С.П. Кондратьева.- СПб.: Алетейя, 1996.- 562 с.
12. Плиний Старший. Естественная история II/ Пер. Б.А. Старостина.- М.: Наука, 2007.- 366 с.
13. Страбон. Геогафия в 17 книгах/ Пер. Страновского Г.А.- Л.: Наука, 1964.- 957 с.
14. Феокрит. Идиллии и эпиграммы / Пер. М.Е. Грабарь- Пассек.- М.: Издательство академии наук СССР, 1958.- 324 с.
15. Феофраст. История растений / Пер. М. Е. Сергеенко .- М.: Издательство Академии наук СССР, 1951.-606 с.
II. Список литературы
1. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб.: Алетейя, 1998. - 432 с.
2. Арский Ф.Н. В стране мифов /Ф.Н. Арский.- М.: Молодая гвардия, 1968. -415 с.
3. Бартонек А. Златообильные Микены / Пер. Цыбенко О.П.- М.: Наука, 1991.- С.309
4. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Борев.- М.: Высшая школа,2002.- 511 с.
5. Борухович В. Г. Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)/ «Античный мир и археология». Вып. 4. Саратов, 1979. С. 3—26.
6. Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
7. Гаспаров М.Л. Эллинские поэты VIII - III века до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика.-М.: Ладомир, 1999. — 515 с.
8. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре/ М.Л. Гаспаров.- М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 384 с.
9. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. Лукьяненко К. П.- М. : Прогресс, 1992. - 620 с.
10. Джон Пендлбери. Археология Крита / Пер. Я.М. Боровского.- М.:Наука, 1950.- 472 с.
11. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология / А.И. Зайцев.- СПб: Академия, 2005.- 199 с.
12. Залюбовина Г.Т. Архаическая Греция: особенности мировоззрения и идеологии / Г.Т. Залюбовина- М.: Прометей, 1992.- 89 с.
13. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой мифологии / Ф.Х. Кессиди.- М.: Мысль, 1972.- 312 с.
14. Кнабе Г.С.Быт и история в античности./ Г.С. Кнабе- М: Наука, 1988.272 с.
15. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Кун Н.А- М.: Вече, 2007.445 с.
16. Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации./ Ю.М. Лаптева - СПБ: Гуманитарная академия, 2009.- 512 с.
17. Латышев В. В. Очерк греческих древностей: Богослужебные и сценические древности. - СПб.: Алетейя, 1997. - Ч. 2. - 320 с.
18. Леонтьев П.М. О поклонении Зевсу в Древней Греции / П.М. Леонтьев.- М.: Университетская типография, 1850.- 341 с.
19. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1996.- 975 с.
20. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д.Любимов - М: Просвещение, 1980.- 110 с.
21. Мертлик Р. Античные легенды и сказания/ Пер. Солодухин М.Ф.- М.: Республика, 1992.- 480 с.
22. Нейхардт А.А. Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима / А.А. Нейхардт- М.: Просвещение, 1975.- 576 с.
23. Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие.- М.: МПГУ, 2011.- 366 с.
24. Нильссон М. Греческая народная религия/ Пер. С.Клементьевой.-СПб.: АЛЕТЕЙЯ,1998.- 218 с.
25. Паневин К.В. История Древней Греции / К.В. Паневин - СПБ: Полигон АСТ, 1998.- С. 97.
26. Пигулевская И.С. Словарь греческой мифологии.-М.: Центрполиграф, 2008.- 256 с.
27. Сапрыкин С.Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского
времени/ С.Ю. Сапрыкин.- Москва- Тула: Гриф и К, 2009.- 422 с.
28. Тахо- Годи А.А. Греческая мифология.- М.: Искусство, 1989.- 302 с.
29. Тейлор У. Микенцы. Подданые царя Миноса / Пер. Федеров С.В. - М.: Центрполиграф, 2003.- 230 с.
30. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1/ С.А. Токарев.- М.: Советская Энциклопедия, 1987.-С.449
31. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов/ Пер. А. Помогайбо.-М.: Вече, 1997. - 512 с.
32. Фролова Н. А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.). Часть I. Монетное дело Боспора 49/48 г. до н.э. - 210211г. н.э. / ГИМ. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
33. Черняк В.З. Семь чудес света и другие.- М.: Знание, 1983.- 205 с.
34. Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерноморье/ Д. Б. Шелов.- М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.
35. Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий/ Пер. Н.Н. Кулаковой.- М.: Критерион, 2001.466 с.
Ш. Интернет-ресурсы
1. Феодосийский музей древности. История античной архитектуры. URL: http://kimmeria.com/old_museum/mysteries/mysteries_05_08.htm (дата обращения: 25.02.2018)