Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура авангарда и власть в СССР в 1920-е годы

Работа №32000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Взаимодействие советской власти и авангардных скульпторов и архитекторов 10
Раздел II. Отношение советской власти к творчеству художников-авангардистов 25
Раздел III. Восприятие советской властью творчества авангардных писателей
и поэтов 40
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложения

Русский авангард, чей расцвет пришелся на 20-е годы XX века, оставил после себя богатое наследие. Это было масштабное явление, которое нашло отражение во всех направлениях искусства - живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, кинематографе . Произведения искусства, созданные русскими авангардистами, до сих пор пользуются большой популярностью. Изучение русского авангарда продолжает быть актуальным, особенно в контексте взаимоотношений данного направления искусства с советской властью, поскольку с самого момента его возникновения и до сегодняшнего времени среди российских деятелей искусства, общественных и политических деятелей существует весьма неоднозначное отношение к авангарду. Поиск ответа на вопрос: «Как в сложных социальных условиях (послереволюционные годы, трудности гражданской войны, революционный подъем масс, требования постройки нового общественного уклада) русский авангард смог достичь пика своего развития, получив признание и авторитет в мире?», подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
В данном исследовании будет рассмотрена система взаимоотношений между советской властью и авангардом на протяжении 1920- х годов, как складывались трансформировались взаимоотношения между представителями искусства и партийными деятелями в зарождающимся советском государстве, какие ключевые этапы в становлении «русского авангарда» в нашей стране мы можем проследить и какова модель поведения советской власти по отношению к творческой интеллигенции.
Объектом исследования можно обозначить отношение Советской власти к творческой интеллигенции в 1920-е годы. Предметом исследования - отношение советской власти к «русскому авангарду» в 1920-е годы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 г. до начала 1930-х годов XX века, которые связаны с периодом расцвета русского авангарда. Нижняя граница (1920 г.) определяется началом становления авангарда как одного из преобладающих направлений в советском искусстве в послереволюционный период, а верхняя граница (1930 г.) связана с коренным переворотом в отношении советской власти к авангарду и сворачиванием активной и насыщенной деятельности авангардистов-представителей разных сфер искусства. В то же время особенность рассматриваемой темы делает неизбежным обращение к ранним и поздним периодам.
Цель данной работы можно сформулировать следующим образом: на примере основных направлений развития русского авангарда (литературы, живописи, архитектуры) охарактеризовать отношение Советской власти к русскому авангарду в 1920-1930-е годы.
В соответствии с целью, объектом, предметом определены следующие задачи исследования:
• Выявить взаимодействие советской власти и авангардных скульпторов и архитекторов.
• Рассмотреть отношение советской власти к творчеству художников- авангардистов.
• Охарактеризовать позицию советской власти к деятельности авангардных поэтов и писателей.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы - обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также специальные методы исторического исследования: нарративный метод - сбор основных фактов о развитии «русского авангарда» и выстраивание их в единое повествование; как результат использования исторического метода - создание периодизации: в частности на примере архитектуры «русского авангарда» нами были выделены основные этапы в ее становлении; сравнительный метод применен нами в отношении различного рода литературных и художественных группировок авангардистов.
Только при использовании совокупности общенаучных и специальных исторических методов возможно достижение всех поставленных нами задач исследования.
При поиске литературы выявились определённые трудности, поскольку обозначенная нами тема раскрыта не полностью в различных трудах. В литературе освещаются отдельные вопросы, связанные с тем или иным направлением «русского авангарда», имеются биографии отдельных авангардистов, энциклопедии и сборники, где подробно описываются понятия авангарда и проведен сравнительно - сопоставительный анализ этого направления искусства с другими направлениями более раннего и более позднего времени. Однако в целом представленные в ряде работ аспекты позволяют сформировать общую характеристику «русского авангарда» и определить, каким было отношение советской власти к новому искусству, а также провести сравнительный анализ с общим мнением, существующим в истории по данному вопросу. Мы можем выделить три группы исследований, которые помогли получить необходимый материал для написания дипломной работы.
Первую группу составляют труды, содержащие информацию о деятельности архитекторов «русского авангарда» в 1920-е годы. Они предоставляют возможность сформировать общее представление об основных этапах развития архитектуры, тех формообразующих и стилеобразующих направлениях, которые создавали авангардисты, а также о взаимодействии нового вида искусства с советской властью.
В данной группе важно выделить работу С.О. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда» . Монография содержит полный обзор всех этапов становления архитектуры авангарда, показывает взаимодействие архитектурного творчества с другими видами искусства (в частности наиболее полно Хан- Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.1.: Проблемы формо- образования.Мастера и течения. М.:Стройиздат, 1996. 709 с.
отражено взаимодействие авангарда с левым изобразительным искусством). В труде С.О. Хан- Магомедова представлен подробный анализ отдельных концепций авангардистов, их роль и место в становлении всего советского искусства и культурной жизни общества. В отдельных главах дается описание взаимодействие творческой интеллигенции с советской властью, что непосредственно является темой нашего исследования.
Научный интерес представляют труды Б.М. Кирикова , А.В. Иконникова , которые описывают становление архитектуры авангарда в двух крупных городах - Москве, Петрограде, где можно проследить основные тенденции развития архитектуры авангарда.
Ко второй группе отнесены труды, характеризующие изобразительное искусство и развитие художников - авангардистов в 1920- е годы. В этих работах не просто дается характеристика стилевых направляются и обозначаются особенности каждого из них, но очень подробно описаны принципы и постулаты разных художественных сообществ и движений, существовавших в период 1920-1930-х гг.. Так как многие из художественных объединений организовывались вокруг личности отдельного художника, то немало внимания в работах уделяется личностям и судьбам ярких художников- авангардистов. К данной группе можно отнести работы: Е.А.Бобринской, Л.А. Жадовой, Р. Краусса.
Отдельную группу составляют работы, описывающие литературные достижения авангарда и взаимосвязь литераторов в советской властью. Здесь нужно отметить одну трудность, связанную с тем, что среди всех имеющихся в доступе ресурсов представлено очень много филологических работ и лишь небольшая часть работ содержит исторический анализ интересующего нас явления. Многие работы этой группы содержат обобщенную характеристику развития литературы в период 1920- х годов, однако немало внимания уделяется именно теме «русского авангарда» и его взаимоотношений с властью, в частности это следующие работы: Д. Л. Шакурова , Т.Л. Никольской , С.А. Троицкого , И.Е. Васильева.
Важно отметить, что есть труды, которые вошли сразу в несколько групп, поскольку в них в общих чертах рассматриваются все необходимые аспекты исследования. Однако этих сведений не хватило бы для написания полноценной работы, но тем не менее, они полезны для овладения общим понятийным аппаратом и понимание ключевых тенденций: Т.В. Котович , Ж.-Ф. Жаккар , Е. А. Бобринская. Отдельные главы, посвященные русскому авангарду, можно найти в коллективной работе М.М. Алленова, О.С. Евангулова, В.А.Плугина , а также осуществить сравнительно- сопоставительный анализ с более ранними и более поздними периодами в развитии искусства.
Интерес представляют и статьи ряда авторов, которые помогут понять ключевые принципы развития «русского авангарда» и главные темы произведений художников-авангардистов, в то числе можно упомянуть статьи М.Л. Зайцевой , Е.Г.Лапшиной , Л.И. Кабановой. Большой интерес для нашего исследования представляет статья Е.В. Жбанковой , потому что она характеризует деятельность властных структур в сфере культуры в интересующий нас период.
Выявленная и проанализированная историография позволила получить большой пласт информации для исследования и содействовать решению поставленных задач.
Относительно источников базы можно сказать, что здесь возник ряд трудностей, поскольку в открытом доступе тяжело найти интересующие нас документы по развитию отношений между авангардистами и советской властью. Однако можно найти различного рода опубликованные документы. Например, постановления советской власти или декреты (в частности Декрет о памятниках, известный как ленинский план монументальной пропаганды ), которые отражают ее отношение к искусству авангарда и всему происходящему в культурной жизни в целом , а также воспоминания художников и их учеников интересующего нас периода.
Дипломная работа имеет свою практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы при написании трудов по истории искусств как в региональном, так и общероссийском масштабах.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами. Она состоит из: введения, трёх разделов, в которых дается характеристика основным направлениям русского авангарда, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Зарождение авангарда в России происходило поэтапно и относительно поздно ( в отличие от зарубежного искусства). Однако явление «русского авангарда» имело свою специфику. Оно вышло за пределы исключительно национального направления в искусстве, став формообразующим и стилеобразующим центром нового искусства для всего мира. Изначально авангард воспринимался в негативно - ироническом смысле, что видно из определений А. Бенуа , который одним из первых употребил понятие «авангард» в отношении к русскому искусству в 1910 г. Однако уже в то время было понятно, что это глубокое явление, которое найдет отражение в творчестве многих художников той эпохи и принесет свои положительные плоды.
Ознакомившись с тремя направлениями авангардного искусства: архитектурой, изобразительным искусством и литературой. Мы можем дать общую характеристику «русскому авангарду», описав его, как искусство, которое разрывало все связи с устоявшимися традициями и принципами, постоянно находилось в поиске нового, что выражалось в обновлении художественных практик, использовании необычных форм и стилей для выражения содержания произведений.
Авангард создал множество литературно - художественных течений: кубизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «новый роман», «драма абсурда» и литература потока сознания и др. Но все эти течение были обеднены одной идеей - отказ от принципа «искусство ради искусства». Авангардисты (архитекторы, литераторы, художники) считали, что искусство должно служить практическим целям, что воплощали во всех направлениях искусства.
Ознакомившись с процессом зарождения и становления всех видов искусства авангарда, мы можем придти к выводу, что для любой сферы искусства, будь то архитектура, живопись или литература, характерны общие закономерности и этапы развития.
Начало 1920- х годов, когда в художественной среде существовало множество различных творческих группировок, которые были лояльны по отношению к советской власти и даже пытались сотрудничать с ней, принимая участие в агитационно-пропагандистской деятельности посредством произведений своего творчества.
Середина 1920- х годов - время наивысшего расцвета авангардного искусства, когда и самим авангардистам, и партийным органам, и народным массам казалось, что создаваемое творчество отвечает интересам социалистического строительства нового и светлого будущего.
Вторая половина 20- х годов, которая ознаменовалась переломным моментов в плане отношений советской власти и авангардистов. Тогда произошло окончательное усиление государственной власти, в соответствии с ключевыми принципами которой вся власть должна была быть сосредоточена в руках высшего партийного руководства, в том числе, и в сфере искусства. А многообразие существующих группировок внутри авангарда доставляло трудности для осуществления всеобщего контроля над всеми сферами жизни, поэтому к концу 1920- х годов искусство авангардистов из рационального, понятного народным массам и отвечающего интересам коммунистического будущего превратилось в сложное, «заумное» и полностью отказавшееся от монументальных и классических принципов искусства, без которых строительство этого светлого и лучшего будущего не представлялось возможным.
Начало 1930- х годов, когда авангард уже окончательно стал оттесняться на второй план и наметился возврат к традициям классицизма, что выразилось во всех сферах: архитектура стала насыщаться декором, здания снова получили величественный трафаретный внешний облик; в литературе произошло усиление цензуры, и ряд произведений литераторов- авангардистов просто были запрещены ввиду несоответствия эстетическим формам ; изобразительное искусство стало отходить от схематичности и абстрактности.
Таким образом, за достаточно малый по времени период - одно десятилетие - авангард прошел большой путь от зарождения и расцвета до запрещения и постепенного уничтожения, от принятия и сотрудничества с советской властью до нареканий и обвинений с ее стороны. Мы можем сказать, что наследие авангарда сыграло важную роль в становлении многих видов искусства в дальнейшем, а также в формировании современного стиля окружающего нас предметного мира. Нет той области, которая не испытала бы на себе влияние авангарда. Это и архитектура, и театр, оформление книг, кинематограф, плакатное искусство, а еще большее влияние авангард оказал на нашу повседневную жизнь - быт, одежду, посуду. Наверное, поэтому, постоянно сталкиваясь с авангардом в повседневной жизни, мы понимаем, сколь велико было значение 1920 - х годов, которые позволили зародиться и процветать такому направлению искусства, как «русский авангард», ставшему знаковым в мировой культуре и актуальному для изучения в историческом, искусствоведческом и социальном дискурсе в современное время.



1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы. Документы. Воспоминания. Составитель Перельман В.- М., 1962. - С. 121.
2. Бенуа А.Н. Дневник 1916-1918 годов. - М.: Захаров, 2010. - 768 с.
3. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. - М.: Гос. из- дат-во политической литературы, 1959. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-12.htm (дата обращения:
22.05.2018)
4. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. - СПб.: Пушкинский фонд, 1994. - 383 с.
5. От подотдела художественной Промышленности Отдела Изобразительных искусств Народного комиссариата по Просвещению // Правда. 1919. - № 106 (18 мая). - С. 4.
6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.39. С. 24.
7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.42. С. 157.
8. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 г. [Электронный ресурс] URL: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/U SSR/1925. htm (дата обращения: 25.05. 2018)
9. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно
художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1932.htm (дата обращения:
15.05.2018)
П.Литература
1. Алленов М.М. История русского и советского искусства/ М.М. Алленов, О.С. Евангулов, В.А.Плугин и др.; Под ред. Д.В. Сарабьянова. 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Высш.шк., 1989. - 448 с.: ил.
2. Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства / Е. А. Бобринская. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 304 с.
3. Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. - М.: Пятая страна, 2003. - 304 с.
4. Васильев И.Е. От авангарда к классике: кризис левого искусства и проблема творческой эволюции советских поэтов// Журнал социально - гуманитарных исследований. Лабиринт. - № 6.- 2013. - С. 67- 77.
5. Голомшток И.Тоталитарное искусство. - М.:Галарт, 1994. - С. 32.
6. Гройс Б.Сталинизм как эстетический феномен//Синтаксис.- 1987. - № 17. -
С.99.
7. Жадова Л. А. Малевич - цветопись, объемостроение / Л. А. Жадова // Художественные проблемы предметно-пространственной среды. - М.: ВНИИТЭ, 1978. - 99 с.
8. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда/ перевод с французского Ф.А.Перовской. - Гуманитарное агенство»Академический проект», 1995. - 465 с.
9. Жбанкова Е.В. Система органов управления культурой и искусством в советских государственных структурах начала 1920- х годов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2015. - № 3. - С. 112127.
10. Зайцева М.Л. К вопросу выявления специфики эстетических концепций русского авангарда// ВЕСТНИК МГУКИ, январь-фераль, 2009. - № 1 (27). - С. 73-77.
11. Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. - М., 1984.
12. Крайник К. Государственные выставки // Известия ВЦИК. - 1919. - № 101 (13 мая). - С. 4.
13. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы: пер. с англ. / Р. Краусс. - М.: Художественный журнал, 2003. - 320 с.
14. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 2. Футуристическая революция (1917-1920). Кн. 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - С. 39.
15. Кудрявицкий А. И. Попытка звука: Материалы к истории поэтической группы мелоимажинистов. // «Новое литературное обозрение», 1999. - № 35.
16. Лапшина Е.Г. Наследие русского авангарда в культурном поле России// Вестник МГСУ, 2009. - № 2. - С. 9-13.
17. Марков В.Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.: В. Кучерявкин, Б. Останин. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 328.
18. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). - М.: АСАОЕМА, 2001. - С.9.
19. Никольская Т.Л. Р. Алягров и «41°» / Авангард и окрестности. - СПб.: Изд- во Ивана Лимбаха, 2002. - С. 106.
20. Пападопулу И. Роль литературного авангарда в становлении концепции со- циалистическиого реализма. Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2014. - № 3. - С. 71.
21. Симмонс Э.Дж. Политический контроль и советская литература // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2008. - Вып. 1(24).- С. 156.
22. Троицкий С.А. Философия русского авангарда общая характеристика. - М., Мысль. - №12 (2012). - С. 66-74.
23. Хан- Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.1.: Проблемы формообразования.Мастера и течения. - М.:Стройиздат, 1996. - 709 с.
24. Хан - Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. - М.: Ладья, 1995. - С. 7.
25. Шукуров Д.Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. - СПб.; Иваново, 2007.
26. Morozov A. Social realism: factory of the New Man // Dream factory communism, the visual art of the Stalin era: 24 September 2003—2004 / Ed. by Boris Groys, Max Hollein. Frankfurt: Schrin Kunsthalle, 2004. - Р. 76.
III. Справочные издания
1. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. - СПб.: Коло, 2008. - 312 с.
2. Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда/ Т.В.Котович. - Мн.: Экономпресс, 2003. - 416 с.
3. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. - М.,2005. - С. 388.
4. Повелихина А.В., Ракитин В.И. «Зорвед» //Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3- х томах. Т.3. - М., 2014. - С 221- 222.
IV. Интернет - ресурсы
1. АХРР [Электронный ресурс] URL: https://artinvestment.ru/auctions/?c=98650 (дата обращения: 18. 05. 2018)
2. ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. [Электронный ресурс] URL: http://rusavangard.ru/online/history/vkhutemas-vkhutein/ (дата обращения: 15.05.2018)
3. Кабанова Л.И. Религиозная и крестьянская тема в русском авангарде. [Электронный ресурс] URL: www.gramota.net/materials/3/2011/8-4/20.html (дата обращения: 18.05.2018)
4. Казусь И.А. Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР :Этапы, проблемы, противоречия, 1917 - 1933 гг.: дис. к.арх. - Москва,
2001. 342 с. [Электронный ресурс] URL:
http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-arkhitekturno-gradostroitelnogo- proektirovaniva-v-sssr-etapv-problemv-protivor#ixzz5HM8Dfxas (дата обращения: 18.05.2018)
5. Советская архитектура: от дворцов к коробкам. [Электронный ресурс] URL: http://propaganda-iournal.net/9458.html (дата обращения: 13.05.2018)
6. Шестухина С. Н. Русский авангард в контексте революции 1917 года. [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/v/russkiv-avangard-v-
kontekste-revolvutsii-1917-goda (дата обращения: 15.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ