Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ современных образовательных Интернет-ресурсов. .7
1.1 Общая характеристика образовательных Интернет ресурсов и их роль в
обучении иностранному языку 7
1.2. Классификация образовательных Интернет-ресурсов и их функции в развитии
иноязычной коммуникативной культуры на старшем этапе обучения в СОШ 19
1.3. Требования к созданию и внедрению образовательных Интернет-ресурсов в
процесс обучения иностранному языку на старшем этапе обучения 28
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Особенности обучения говорению на уроках иностранного языка с использованием образовательных Интернет-ресурсов на старшей ступени обучения в СОШ 36
2.1 Образовательные Интернет-ресурсы в обучении говорению на иностранном
языке на старшем этапе обучения 36
2.2. Приемы и формы работы с использованием образовательных Интернет -
ресурсов на старшей ступени в процессе обучения говорения 44
Выводы по главе 2 51
Глава 3 Организационно-педагогические условия внедрения Интернет - ресурсов в процесс обучения английскому языку на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе 52
3.1 Методика организации и проведения педагогического эксперимента 52
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 58
3.3 Методические рекомендации по применению образовательных Интернетресурсов на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения 64
Выводы по главе 3 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список литературы 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Приложение
В современном мире наблюдается непревзойденный взрыв развития компьютерных технологий и создание единой информационной среды, оказывающей существенное влияние на все сферы жизни общества.
Процесс всемирной глобализации и непрерывное развитие информационных технологий приводят к образованию новых способов использования Интернет-ресурсов. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о внедрении новых технологий и в процесс образования. Как известно, основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Основной задачей учителя является достижение данной цели в соответствии с условиями современной коммуникации. Речь идет не только о применении новых методов и форм в преподавании, но и формирование совершенно нового подхода к процессу обучения иностранному языку в целом. Образовательные Интернет-ресурсы развивают потенциал обучения в целом и предоставляют возможность приобщиться к мировой культуре.
Более того, появление Интернета в процессе обучения способствует развитию мотивации учащихся, активизирует деятельность каждого участника образовательного процесса, ускоряет процесс подачи учебного материала и его усвоение в рамках одного урока. Современные педагогические технологии, проектная методика, использование новых информационных технологий, возможность взаимодействия с носителями языка помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении с учетом способностей учащихся, их индивидуальных интересов, уровня владения иностранным языком. Таким образом, вопрос внедрения информационных технологий в процесс обучения иностранному языку в СОШ, активное применение образовательных Интернет-ресурсов в процессе обучения в условиях формирования должного уровня
сформированностииноязычнойкоммуникативной компетенции и обуславливают актуальность темы исследования.
Проблемами применения образовательных Интернет-ресурсов в обучении говорению наИЯ в школьном обучении занимались такие ученые как С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л.Грейдина, З.Х. Миракян, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и другие. В зарубежной методике Интернет ресурсы и их активное применение в процессе обучения иностранному языку изучали такие исследователи, как М. Моррис, Д. Тиллер, Д. Марч, Б. Додж и др.
Объект исследования - процесс обучения говорению на иностранном языке с использованием образовательных Интернет-ресурсов на старшем этапе обучения в СОШ
Предмет исследования- методика обучения говорению на иностранном языке с использованием образовательных Интернет-ресурсов.
Целью работы является раскрытие преимуществ использования образовательных Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку с целью повышения эффективности учебного процесса и сформированности должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
В ходе нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы применения образовательных Интернет-ресурсов, использующихся в процессе обучения говорению на иностранном языке.
2. Выявить влияние современных образовательных Интернет-ресурсов на обучениеговорению на изучаемом языке в СОШ.
3. Применить образовательные Интернет-ресурсы в рамках собственной педагогической практики в обучении говорению на иностранном языке в СОШ.
4. Обосновать эффективность внедрения современных образовательных Интернет-ресурсов в процессе обучения говорению старших школьников в СОШ.
Гипотеза исследования - эффективность и результативность учебного процесса обучения говорению на иностранном языке в школе с использованием образовательных Интернет-ресурсов у учеников старшего этапа обучения достигается при реализации следующих условий:
1. Создание определенных технических условий для успешной реализации учебной деятельности с использованием Интернет-ресурсов в образовании для успешного восприятия данного метода каждым участником учебного процесса.
2. Теоретическая и практическая осведомленность педагога о рациональном применении образовательных Интернет-ресурсов при обучении говорению на иностранном языке.
3. Повышение личной мотивации и заинтересованности, критического мышления учащихся и педагогического состава в активном использовании Интернет-ресурсов в образовательном процессе.
4. Рациональное и поэтапное планирование урока иностранного языка с применением образовательных Интернет-ресурсов в рамках старшего этапа школьного образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Дан теоретический анализ современным образовательным Интернетресурсам в образовательном процессе, рассмотрены их характеристики, виды и формы их реализации на уроке иностранного языка.
2. Разработана стратегия урока с использованием Интернет-ресурсов, дан четкий поэтапный анализ планирования учебного процесса, выявлены недостатки и преимущества использования образовательных Интернет-ресурсов.
3. Доказана результативность проведения учебных занятий с задействованием соответствующих образовательных Интернет-ресурсов в развитии коммуникативной культуры у учеников старшей ступени обучения в СОШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизированном анализе образовательных Интернет-ресурсов в отечественной и зарубежной науке.
Практическая значимость заключается вреализации собственной профессиональной педагогической деятельности с применением современных образовательных Интернет-ресурсов.
В ходе нашей исследовательской работы были использованы следующие методы:
-теоретические: анализ и синтез научных отечественных и зарубежных трудов по исследуемой проблеме, классификация, сравнение, обобщение.
-эмпирические: наблюдение за образовательным процессом с
использованием Интернет-ресурсов, педагогический эксперимент.
Структура и обьем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
Главной задачей современного педагогического процесса является развитие личности, готовой к участию в диалоге культур. Формирование говорения - немаловажный компонент образовательного процесса, это связано с острой нехваткой высококвалифицированных грамотных специалистов в сегодняшнем мультикультурном обществе, которые готовы проявлять себя творчески, уметь быть равноправным участником диалога культур, проявлять свои способности в научной и исследовательской деятельности. В связи с этим необходимость овладения знаниями иностранных языков занимает сегодня важное место в образовательном процессе и становится возможным и доступным на уроках английского языка с помощью Интернет - ресурсов.
Анализ методической, педагогической и психологической литературы показал, что в данных разделах науки недостаточно внимания уделяется вопросам развития говорения с помощью Интернет - ресурсов, что еще раз указывает на недостаточную разработанность проблемы и подтверждает актуальность нашего исследования.
По вопросам изучения применения Интернет -ресурсов на уроках иностранного языка и развитие навыка говорение с их помощью предоставило нам возможность глубоко рассмотреть и раскрыть такое понятие как «социокультурная компетенция», которое представляет собой личностную характеристику деятельности человека, владеющего знаниями о культуре, быте, социальном, географическом и политическом строе страны изучаемого языка, готового к ведению диалога культур с соблюдением всех принятых норм, а так же являясь интеллектуальной, творческой личностью.
Основной целью использования Интернет -ресурсов на уроках иностранного языка является развитие навыка говорение учащихся.
Задачами, которые решаются развитием навыка говорения, при помощи Интернет -ресурсовявляются:
1) овладение учащимися компьютерной грамотности;
2) развитие самодисциплины, самоорганизации;
3) развитие творческих способностей.
Эффективность формирования развитие навыка говорение при помощи Интернет -ресурсов способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков и их культур, организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, самореализации.
Положительные и позитивные результаты в изменении уровня развитие навыка говорение учащихся, представляющих в экспериментальную группу, подтвердили правомочность выдвинутых первоначальных предположений, согласно которым развитие навыка говорение при помощи Интернет -ресурсов на уроках иностранного языка будет эффективным в том случае, если:
реализовать педагогические условия формирования развитие навыка говорение;
создать педагогические условия формирования развитие навыка говорение.
Использованные в исследовании методы позволили достоверно подтвердили эффективное применение Интернет -ресурсов в процессе формированияи развитие навыка говорение.
Эксперимент по проверке эффективности применения Интернет -ресурсов для формирования и развития навыка говорение, учащихся продемонстрировал, что применение творческих, исследовательских, типовых, имитационных, игровых, заданий, основанных на мультимедиа Интернет - ресурсах приводит к значительному росту всех необходимых для образования и развития личности элементов.
Данное положение подтверждает, что проведенный педагогический эксперимент формирования и развития навыка говорение при помощи Интернет -ресурсов показал тенденцию в развитии учащихся как личностей.
Педагогические условия, предложенные в данной магистерской диссертации по формированию развитие навыка говорение при помощи Интернет -ресурсов могут быть использованы и применены в других предметных областях на основе преемственности развития развитие навыка говорение в учреждениях среднего (полного) общего образования.
1. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций/ Н.Н. Двуличанская - М.: Наука и образование, 2011.
2. Пустовалова О.В. Использование информационнокоммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Теоретические и методологические проблемы современного образования: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Науч.- информац. издат. центр «Институт стратегических исследований». М.: Спецкнига, 2012. Т. 2. С. 114-116.
3. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В.Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.
4. .Титова С. В., Филатова A.B. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2010.
5. З.Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их
использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III
Международной науч.-практ. конф., 23-25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2.
- Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 48-55.
6. Алимова М.Г. Развивающее обучение в свете новых технологий / М.Г.
Алимова // Инновационные образовательные стратегии преподавания иностранного языка в школе: материалы научно-практической
конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2005. - С. 41-47.
7. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /
В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
8. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание / О.В. Аракелян. - М.: Грааль, 2001. - 82 с.
9. Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов/Л.А. Артамонова, М.В. Архипова, Е.В. Ганюшкина, Л.К. Делягина, М.В. Золотова, Т.В. МартьяноваН.Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского,2012.
10. Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности / А.Л. Бердичевский // Иностр. яз. в шк.- 2004. - №2. - С. 17-20.
11. Бим И.Л. Концептуальные основы современного обучения иностранным языкам и их соотнесенность с концептуальными основами 12летней школы / И.Л. Бим // На пути к 12-летней школе. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 107-112.
12. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие / И.Л. Бим. - Обнинск: Издво Титул. - 2001. - 48 с.
13. Бим И.Л. Языковой плюрализм - веление времени: Обучение иностр. яз.
в сред. шк. / И.Л. Бим // Преподаватель. - 2001. - №1. - С. 7-9.
14. Бондаренко О.А. Формирование социокультуроведческой компетенции
учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка: ( на материале англ. яз. ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Бондаренко. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингвист. ун-та, 2000. - 23 с.
15. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011
г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 52-55.
16. Вильданова Ф.З. Инновационная среда как фактор обеспечения
инновационной деятельности будущих педагогов (на примере среднего профессионально-педагогического образования): автореф. дис. канд.
пед. наук / Ф.З. Вильданова. - Казань, 2000. - 21 с.
17. Волкова Л.С. Организационно-педагогическая система развития
компьютерной культуры педагога: автореф. дис. канд. пед. наук/ Л.С. Волкова. - Казань, 2002. - 16 с.
18. Галишникова Е.М. Актуализация социально-культурного статуса иностранного языка как важный компонент духовного становления личности студента. / Е.М. Галишникова // Духовный мир личности студентов и роль иностранного языка в его становлении: тезисы докладов международной научно-методической конференции. - Казань: Изд-во КФЭИ. - 2001. - С. 3-5.
19. Гальскова Н.Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева, Е.В. Мусницкая, Н.Н. Нечаев // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3. -С. 3-6.
20. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
21. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:
лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008. - 336 с.
22. Голованова И.А. Пути формирования межкультурной коммуникативной
компетенции на факультете повышения лингвистической квалификации
/ И.А. Голованова // Сб. науч. статей МГЛУ. - Вып. 444. - С. 32-38
23. Григорьева Т.С. Содержание и принципы коммуникативного обучения.
Личностно-ориентированное обучение / Т.С. Григорьева // Инновационные образовательные стратегии в преподавании иностранного языка в школе: Материалы городской научно
практической конференции. - Казань: Гор. информ.-диагн. центр Управл. образования, 2003. - С. 35-36.
24. Донецкая, О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам:
учебно- методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов.,
Р. Квирин, В.С. Макаров, А.Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа -
http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm 25.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования/ И.Я. Зимняя// Высшее образование России. - 2003. -№ 4.
С. 34.
26. Иванова Н.А. Обучение иностранному языку на базе современных инфокоммуникационных технологий / Н.А. Иванова // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: материалы международной Интернет-конференции. - М., 2002. - С. 308-314.
27. Игнатенко И.А. Факторы формирования иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.
01 / И.А. Игнатенко; Воронеж. гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2000. - 19 с.
28. Игнатова, Н.Ю. Информационные технологии на уроках иностранного
языка / Н.Ю. Игнатова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 42.
29. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в
образовательном процессе/ А.А. Кораблёв // Школа. - 2006. - №2. - с. 37
30. Кочеткова Т.В. К проблеме изучения языковой личности / Т.В.
Кочеткова // Межкультурная коммуникация к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: материалы всероссийской научно
практической конференции 1-3 ноября 2001 г. - Ч. 1. - Уфа, 2001. - С. 177-180.
31. Крюкова О.П. Образовательная технология как единая
методологическая компьютерная платформа обучения иностранным языкам / О.П. Крюкова, Л.Я. Лаврененко, Е.Ю. Голицина // Современные теории и методики обучения иностранным языкам; под ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004. -С.
262-265.
32. Кульбеда Н.В. Развитие информационный компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией: дис. . канд.
пед. наук / Н.В. Кульбеда. - Казань, 2005. - 160 с.
33. Лопатина Ю.Д. Особенности применения персональных компьютеров
при обучении иностранным языкам в языковом вузе / Ю.Д.
Лопатина // Современные теории и методы обучения иностранным
языкам. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - С. 183-188.
34. Лупач И.Я. Социокультурный подход в методике преподавания
иностранных языков в техническом университете (На материале нем.
яз.): автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Я. Лупач; Таганрог. гос.
радиотехн. ун-т. - Таганрог, 2000. - 18 с.
35. Максимова М.А. Социолингвистические аспекты языковой эволюции /
М.А. Максимова // Духовный мир личности студентов и роль иностранного языка в его становлении: тезисы докладов
международной научно-методической конференции, ред. Е.М.
Галишникова. - Казань: Изд-во КФЭИ, 2001. - С. 29-31.
36. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении
иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Иностр. яз. в школе. - 2001. - №5. - С.11-15.
37.Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе
исследовательской деятельности учащихся / А. Обухов // Народное
образование. - 2002. - №2. - С. 129-132.
38. Парагульгов М.Б. Межкультурная коммуникация в контексте
образовательной системы: формирование поликультурной компетенции педагога/ М.Б. Парагульгов // Образование в современной школе: Журн.
НОУ «Школа» Полярная звезда». - М., 2004. - №3. - С. 13
39. Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М. : Academia, 2007. - 294с.
40. Потапова Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся. Методическое пособие для преподавателей иностранного
языка/Н.В. Потапова - Кемерово, 2009. - 16с.
41. Пушкова М.П. Педагогические основы развития социокультурной
компетенции будущего учителя: (В процессе изучения иностр. яз.): автореф. дис. . канд. пед. наук: / М.П. Пушкова; Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2001. - 21 с.
42. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.
43. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам./Сарана Т.П. - Пятигорск, 2005. 174 с.
44. Сафонова В.В. Базина Н.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей//Иностранные языки в
школе. - №7. - М: Просвещение, 2014 г. - с.2-10.
45. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения
межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития//Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - № 2. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2015 г.
46. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально - педагогические и методические положения//Иностранные языки в
школе. - №11. - М: Просвещение, 2014 г. - с.2-13.
47. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств/ Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных
технологий. - 2005. С.112.
48. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
49. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс
лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.:
Просвещение, 2002.
50. Сухонова О.В. Об использовании некоторых технических возможностей компьютера для оптимизации учебного процесса по иностранному языку / О.В. Сухонова // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / Под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой.
- М.: Изд-во Экзамен. - 2004. - С. 285-287.
51. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в
обучении иностранному языку: теория и практика: Монография. - М.: Глосса-пресс, 2012. - 252 с.
52. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
53. Тельцина, Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Тельцина, ., А.Ф. Сидоренко// Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 41 - 42.
54. Титова C.B. Информационно-коммуникационные технологии в
гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009.
55. Фарукшина Ф.Г. Развитие творческого мышления будущего учителя при
компьютерном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
56. Федорова О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Казань, 2001. - 21 с.
57. Фурманов М.А. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам // Сб. «Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных
типах учебных заведений)». Н.Новгород: НГЛУ, 2003. С. 217-223.
58. Халитова З.Р. Дидактические условия подготовки будущих учителей к
применению компьютерной техники в учебном процессе: автореф. дис.
. канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 21 с.