Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы проблемы влияния цифровых технологий на
адаптацию учащихся первых классов 8
1.1. Изучение адаптации в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2 Психологические особенности младших школьников первого года
обучения 20
Выводы 1 главы 38
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования влияния цифровых технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Процедура исследования 41
Вывод по 2 главе 44
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния цифровых технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов 45
3.1 Анализ результатов исследования и их обсуждение 45
3.2 Выявление характера и степени взаимосвязи цифровых технологий на
адаптацию в школе учащихся первых классов 60
Выводы по 3 главе 66
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность вопроса изучения влияния
цифровых технологий на школьную адаптацию, обусловлена, прежде всего,
тем, что цифровые технологии занимают огромное место в жизни
современных детей. С самого рождения дети находятся под его влиянием.
Это так называемые «цифровые аборигены», главные жители цифрового
социума в возрасте до восьми лет [40].
Обследованию младшего школьного возраста психологи отдают
большое значение, потому что как раз он значителен при развитии личности
школьника, в нем закладывается возможность дальнейшего формирования
ребенка. Исследователи выделяют, что вероятность удачного продвижения
школьников на данном периоде находится в зависимости от их умения
приспосабливаться к видоизменениям обстоятельств учебы при прибытии в
первый класс, где они постигают новый вид деятельности – обучение.
Адаптация в первом классе – особый и сложный этап в жизни ученика:
он постигает новую общественную роль, новый вид деятельности – учебную,
меняется его круг, появляются одноклассники, преподаватели,
видоизменяется уклад жизни ученика.
В соответствии с тезисами Федерального государственного
образовательного стандарта индивидуальными итогами усвоения основной
образовательной программы начальной школы обязаны стать усвоение
основных навыков адаптации в нынешнем меняющемся мире, формирование
навыков общения со старшими и сверстниками, умение не создавать
конфликтов и находить решения спорных ситуаций [38].
Адаптация к школе – многоплановый процесс, который проявляется в
привыкании к новым жизненным условиям, к новому делу, новым
общественным ролям.4
Термин «школьной адаптации» начало употребляться в последние годы
для показа разнообразных вопросов и трудностей, начинающихся у детей в
связи с учебой в школе [26].
Большинство публикаций в последние годы как в психологической так и
педагогической литературе, показывают актуальность вопроса адаптации
детей к школе.
По данным разных авторов (Александровская Э.М., Вайнер Э.Н., Казин
Э.М., Антропова, М.В Качан Л.Г., Мухина В.С., Поздняков С.В. Овчарова
Р.В. и др.), ежегодно от 15 до 40% детей, которые поступают в первый класс,
являются психологически не подготовлены к учебе, ощущают нелегкости и
могут быть дезадаптированы. Вопросы психологической готовности и
вопросы адаптации ребенка к школе также рассматривали отечественные и
зарубежные педагоги, психологи и дефектологи: Е.О. Смирнова, М.Р.
Битянова, А.В. Запорожец, О.В. Хухлаева Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л.
Венгер, Л.С. Выготский, , Ж. Пиаже, А. А. Реан, Г. Селье, (H. Selye),
А.Н. Леонтьев.
Концептуальные основания разработки вопроса адаптации детей в
контексте готовности к школе в психологии связаны с работами
А.В.Петровского, Н.И.Гуткиной, Д.Б.Эльконина, Р.А.Захарова,
Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко, Я.Ииерасека. В работах данных авторов
адаптация анализируется как особая пара, фаза в развитии личности, от
которого в существенной мере становится зависим итог развития личности.
И.В Дубровина, Н.И.Гуткина Р.В.Овчарова, в своих трудах анализируют
адаптацию как приспособление ребенка к новым условиям социальной
среды, новым отношениям, требованиям, режиму, видам деятельности.
Исследователи (Д. Майерс, А. Хендерсон, Л. И. Анцыферова, Е. В.
Кобзева) разбирают адаптацию с точки зрения сложных обстановок.
Адаптация – это не только лишь приспособление к успешной жизни в
среде, но и умение к дальнейшему психологическому, личностному,
социальному развитию.5
Также на актуальность, разработку и решение вопроса адаптации
детей к обучению в школе сосредоточивает свое внимание Агентство по
образованию и науке. Директор Агентства государственной политики в
сфере образования РФ И. Калины, данный вопрос и педагогов и родителей.
Поэтому идея реформирования образования касается не только лишь
всевозможных его сторон, но и периодов, с детского сада. Для маленьких
детей намеревается построить дошкольную систему подготовки к
зачислению в первый класс, которая сделает легкой школьную адаптацию.
По происшествию удачной адаптации к школе ведущей деятельностью
младшего школьника понемногу станет учебная, которая придет на смену
игровой [34].
Анализ психологической литературы разрешает говорить о том, что
проблема изучения адаптации к школе первоклассников является предметом
пристального исследования многих исследователей, все же, вопросу связи с
использованием цифровых технологий отдано незначительное количество
исследований.
Таким образом, нами выявлено противоречие, между недостаточной
теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и
необходимостью экспериментального исследования влияния цифровых
технологий на адаптацию к школе учащихся первых классов.
Это противоречие выражается в форме научной проблемы: существует
ли взаимосвязь между использованием цифровых технологий учащимися
первых классов и адаптацией к школе?
Необходимость изучения данной проблемы определяет актуальность
темы исследования: «Цифровых технологий как фактора дезадаптации к
школьному обучению».
Как мы отметили выше наличие большого числа теоретических и
практических трудов по вопросу адаптации к школе рассматриваются без
учета влияния цифровых технологий на детей. Следовательно, не хватает
изучения школьной адаптации с учетом влияния цифровых технологий на6
учащихся первых классов, что и составляет теоретическую значимость
исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что
родители и классные руководители сталкиваются с множеством проблем,
связанных с периодом адаптации детей к школе, к новой среде. Поэтому
помощь первоклассникам в период адаптации, педагогам и родителям
необходимо строить, не только с учетом знаний о различных аспектах
готовности к школе, но и влияния цифровых технологий на детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мы
подвергли анализу особенности адаптации учащихся первых классов,
определили их уровень школьной мотивации, изучили социальный климат в
семьях, оценили использование цифровых технологий детьми, а также
установили уровень и характер влияния использования цифровых технологий
на адаптацию к школьному обучению.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть
использованы психологами образовательных учреждений в
консультировании, психологическом сопровождении первоклассников в
период адаптации, а также педагогами в организации воспитательной
работы.
Объект исследования: адаптация к школе учащихся первых классов.
Предмет исследования: влияние цифровых технологий на адаптацию к
школе учащихся первых классов
Цель исследования: изучение специфики влияния цифровых технологий на
адаптацию к школе учащихся первых классов.
Гипотеза исследования: существует связь между использованием цифровых
технологий и уровнем адаптации к школе учащихся первых классов.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по
проблеме влияния цифровых технологий на адаптацию учащихся первых
классов.7
2.Проанализировать особенности адаптации первоклассников к школе.
3.Определить уровень школьной мотивации учащихся первых классов.
4.Изучить социальный климат в семьях.
5.Оценить использование цифровых технологий учащимися первых классов.
6.Изучить уровень и характер влияния использования цифровых технологий
на адаптацию к школьному обучению.
7.Анализ и интерпретация результатов.
Методы и методики исследования:
Метод опроса, анкетирование с помощью следующих методик:
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе
Л.М. Ковалевой,Н.Н. Тарасенко; Шкала семейного окружения (ШСО),
методика адаптирована С.Ю. Куприяновым; Анкета для определения
школьной мотивации Н.Г. Лусканова; Анкета «Оценка использования
цифровых технологий детьми начальной школы».
Математические методы обработки данных: количественный и
качественный анализ результатов, статистический анализ при помощи Uкритерия Манна – Уитни; корреляционный анализ при помощи корреляции
Пирсона в «SPSS Statistics»;
Выборка: Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №47»
Советского района города Казани. В исследовании приняли участие 60
учащихся первых классов в возрасте 7 лет, их родители, а также учителя.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из титульного листа,
реферата, оглавления, введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
В конце проделанной нами работы необходимо сказать, что мы
выполнили задачи, которые стояли перед нами и достигли цели.
Целью нашей работы являлось исследование влияния цифровых
технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов.
Перед нами стоял вопрос, существует ли связь межу использованием
цифровых технологий и адаптацией в школе учащихся первых классов.
Необходимо подметить, что результаты проведенного нами
исследования разрешают утверждать, что исследование предоставленного
вопроса является актуальным в психологической науке.
В результате анализа литературы мы выявили, что адаптация ребенка к
школе это многосторонний процесс, то есть не только новые среда
воздействуют на ребенка, но и сам он старается изменить социальнопсихологическую ситуацию.
В практической части нашей работы мы подобрали методики для
исследования данной проблемы. Получив результаты, провели
количественны, качественный анализ. Статистический анализ данных
осуществили с помощью дисперсионного анализа.
Корреляционный анализ провели с помощью корреляции Пирсона при
помощи компьютерной программы «SPSS Statistics».
В результате:
Выявлено, что основная масса наших испытуемых первоклассников
адаптированы к школе, достаточно хорошо чувствуют себя в школе, и
успешно справляются со своими обязанностями, однако некоторые дети
неохотно ходят в школу, испытывают трудности в учебе.
Обнаружено, что в семьях принявших участие в нашем исследовании в
основном дружелюбная атмосфера. Родители совместно с детьми проводят
время за чтением книг, прогулками на свежем воздухе и занимаются трудом.
Следует заметить, что дети, однако пользуются мобильными68
устройствами преимущественно смартфонами, играют в игры и смотрят
видео. А в результате использования мобильных устройств родители
заметных проблем не отмечают, лишь в некоторых случаях, у детей
повысилась тревожность, снизилось внимание, повысилась
раздражительность.
Статистически показано, что между учащимися с активным и
пассивным использованием цифровых технологий нет различий по уровню
адаптации, а также школьной мотивации.
Однако установлено, что существует связь между уровнем школьной
адаптации учащихся первых классов, использованием ими цифровых
технологий, а также взаимоотношениями в семье.
В заключении нужно отметить, что родители являются примером для
своих детей, в этом возрасте ребенок находится в эмоциональной
зависимости от социального окружения. Если родитель сам с уважением
относиться к моральным ценностям, ориентирован на активный отдых не
проводит все свое свободное время в социальных сетях, активно участвует в
общественной, культурной сферах деятельности совместно с детьми, то
адаптация у детей из таких семей протекает хорошо. Такие ученики легко
включаются в школьную жизнь, позитивно относятся к школе,
предъявляемые им требования воспринимают адекватно; проявляют большой
интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения
выполняют охотно и добросовестно; учебный материал усваивают легко.
Таким образом, полученные эмпирические данные разрешили
утверждать обоснованность выставленного нами предположения о наличии
взаимосвязи между использованием цифровых технологий и уровнем
адаптации к школе.