Введение 2
Глава 1. Внешние связи внутригосударственных регионов на примере североамериканского пространства 6
§ 1 Выстраивание внешнеэкономических и политических связей на примере Калифорнии 6
§2 Парадипломатия Квебека и участие в международных процессах 15
Глава 2. Внешние связи внутригосударственных регионов на примере Европейского пространства 20
§1 Шотландская модель парадипломатии в условиях выхода Великобритании из состава Европейского союза 20
§2 Каталонская модель парадипломатии в контексте развития отношений между Мадридом и Барселоной 29
§3 Развитие внешних связей на примере Фламандского региона Бельгии . 40
Глава 3. Внешние связи внутригосударственных регионов Российской Федерации 48
§1 Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность Чеченской Республики 48
§2 Роль и место Республики Татарстан в развитии внешнеэкономических связей 54
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Все большую актуальность данной теме придает та внешнеполитическая ситуация, которая складывается в наши дни. В условиях все более развивающейся глобализации как в экономическом, так и в политическом плане создает все больше очагов сепаратизма и желании регионов проводить внешнюю политику, которая будет независимой от центра. К тому же пример регионов, проводящих относительно независимую политику, особенно в экономическом плане создает все больше вопросов у населения данных регионов, основная суть которого сводится к достаточно простой и справедливой форме, а именно, почему именно наш регион должен быть регионом-донором для всех остальных субъектов государства и может ли регион существовать самостоятельно без какого-либо взаимодействия с федеральным центром.
Стоит также отметить, что население регионов с развитыми внешними связями достаточно скептически настроены и скептически высказываются по отношению той политики, которую федеральный центр пытается навязывать. Также в не стоит забывать, что в XXI веке происходит все больший рост роли и влияния Транснациональных корпораций как на экономические, так и политические процессы.
Постановка проблемы: процесс глобализации и усиление сепаратных настроений регионов процессы тесно взаимосвязанные. В первую очередь, это связано с тем, что большая часть централизованных государств переходит в категорию пост — современных государств, передавая свои полномочия влиятельным международным организациям, что разумеется способно вызвать недовольство некоторой части населения, нежелающей следовать общей тенденции развития или же находясь в поисках своего собственного пути.
Во-вторых, с усилением процессов глобализации, также увеличивается и роль ТНК, капитал которых, зачастую, превосходит капиталы регионов и даже некоторых государств. И, следовательно, при увеличении роль ТНК, роль местного регионального капитала заметно снижается, что способно серьезно повлиять на отношение основных слоев населения отдельно взятых субъектов федерации на проводимую в регионе политику.
Географические рамки исследования: Для более детального сравнения успешного развития внешних связей внутригосударственных регионов были выбраны Канадская провинция Квебек и Американский Штат Калифорния со стороны Североамериканских регионов, анализ парадипломатии происходил на примерах Шотландии, Каталонии и Фландрии со стороны Европейского континента, а для анализа внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности со стороны Российской Федерации была проанализирована деятельность двух субъектов федерации, которые отказались подписывать федеративный договор 1992 года, а именно Чеченская республика и Республика Татарстан.
Цели и задачи исследования: Цель данного исследования - изучить внешнюю политику отдельно взятых регионов и проанализировать возможности, которые данные регионы получают при отдалении от центра и последствия проведения частично или полностью самостоятельной внешней политики.
Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:
1) Проанализировать развитие межрегиональных отношений на примере американского штата Калифорния и Канадской провинции Квебек.
2) Рассмотреть Европейскую парадипломатии на примерах Шотландии, Каталонии и Фландрии.
3) Проанализировать возможности проведения внешней политики регионов Российской Федерации на примере Республики Татарстан, Чеченской Республики
Степень изученности темы. Данная тема представляет собой область особого интереса как отечественных, так и зарубежных исследователей, таких как Насыров И.Р. , Юрковский В.М. , Акимов Ю.Г. , Морозов А.Н. , Альдекоа Ф. , Морозов А.Н. , Дюран М. и многих других.
Хронологические рамки исследования (1967-2018).
Данное исследование охватывает различные хронологические рамки для каждого из регионов. Для изучения внешнеэкономической деятельности американского Штата Калифорния мы рассматривали данную деятельность во время нахождения на посту Г убернатора Калифорнии Джерри Брауна, то есть с 2011 года, по настоящий момент. В случае с Квебеком, мы изучали деятельность данной провинции с 1960-х годов по настоящее время. Рассматривая парадипломатию европейских регионов, то для каждого европейского региона были выбраны уникальные рамки исследования. В случае с Шотландий мы рассматривали парадипломатию данного региона с принятия Шотландского акта и начала развития парадипломатии. Рассматривая Каталонию, мы рассматривали внешнюю активности данного региона с 1970 гг. ХХ века с момента перехода к демократическим институтам. Касательно Фландрии, то наибольшую ценность предполагают хронологические рамки, начиная с конституционных реформ 1988 года как начало развития парадипломатии. Что же касается российских регионов, мы рассматривали их внешнеполитическую деятельность с отказа подписывать Федеративный договор в 1992 году по настоящее время.
Методология и методы исследования. При написании работы мы опирались на исторический и сравнительный методы. Они предполагают наиболее полное исследование конкретных событий и отношений между государственными регионами. Руководствуясь полученными знаниями, мы анализировали происходящие процессы.
Объект исследования. Объектом исследования является внешняя политика регионов на примере американского штата Калифорнии, Канадской провинции Квебек, Шотландии, Каталонии, Фландрии, Чеченской Республики и Республики Татарстан.
Предмет исследования. Предметом исследования является политика, проводимая внутригосударственными регионами.
Источниковая база исследования. При написании курсовой работы использовались как исторические работы, так и информация, полученная с официальных сайтов Правительств внутригосударственных регионов и их соглашений с зарубежными компаниями и регионами. Также огромную роль при написании данного исследования стали выступления руководителей внутригосударственных регионов и их международные поездки с целью заключения взаимовыгодных соглашений и договоров, способных улучшить позиции представляемого ими региона в общем ансамбле субъектов государства.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и литературы
Проанализировав и сравнив внешнеэкономическую и межрегиональное сотрудничество регионов, мы рассмотрели деятельность, которые осуществляют Калифорния, Квебек, Чечня и Татарстан на международной арене.
Первым направлением, которые было рассмотрено и изучено, является
американский штат Калифорния. Данный штат представляет собой огромную
роль, для понимания того, какое важное место занимают договоры, которые
заключаются между субъектами отдельных стран. Китай и США являются
друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами и на
примере штата Калифорнии, можно заметить какую огромную роль играет
этот штат и какой объем товарооборота наблюдается у одного штата и
61
различных Китайских провинций, таких как провинция Цзянсу, провинция Гуандун, муниципалитетом Чунцин и Шанхайской администрацией парка высоких технологий комитета Чжанцзян. Но в то же время на территории Калифорнии звучит все больше и больше назревают сепаратные тенденции о необходимости независимости штата. Теоретически Калифорния способна существовать и занимать шестую строчку сильнейших экономик мира, но вопрос состоит в другом. А способна ли будет страна существовать без крупнейшего штата-донора? Так что, одной из важнейших задач Дональда Трампа является поиск путей решения все более назревающих тенденций о независимости регионы.
Вторым рассмотренным направлением является франкоговорящая провинция Квебек. Этот регион также представляет собой интерес, но уже не столько с экономической точки зрения, сколько с точки зрения тесного взаимодействия в области культуры и образования как с Францией, так и с остальными странами Международной Организации Франкофонии. На примере Квебека мы можем проследить динамику, с которой изменялись настроения о суверенитете как внутри Прекрасной Провинции, так и в самом федеральном центре. Все действия, которые направлены на большую самостоятельность региона не часто встречает особо положительную реакцию федерального центра, но никто никогда не собирается накалять ситуацию до Гражданской войны, поэтому самым важным шагом остается поиск компромиссных решений в попытке найти путь развития, которым будут довольствоваться и который способен одновременно развивать как регионы, так и саму страну на мировой арене.
Развитие внешних связей внутригосударственных регионов характерно не только для Американских или европейских стран, но также для регионов Европы. Для более детального рассмотрения такого понятия как парадипломатия и как она существует в Европейских странах, сравнив и проанализировав реализацию регионами внешней политики при разных формах государственного устройства.
В случае с Великобританией мы рассмотрели место Шотландии в системе, которая на данный момент времени является квази-федеративной. Можно явственно проследить динамику развития внешнеполитических и внешнеэкономических связей в условиях все больше нарастающих противоречий касательно будущего Шотландии в составе Великобритании в связи с потенциальным выходом страны из Европейского союза и как следствие, разрыва всех торгово-экономических связей с Европейскими странами.
В случае с Каталонией, мы рассматривали место и роль данного региона в системе унитарного государство, где каждое действие должно быть согласовано с центральным правительством. Из всех рассмотренных нами регионов, именно в каталонии наблюдаются наиболее серьезные сепаратные тенденции и любые попытки выхода на международную арену пресекаются центральным правительством, что еще больше усиливают радикальные настроения мятежного региона.
Рассматривая Фландрию можно отметить, что благодаря конституционным регионам в Бельгии, сложилась достаточно интересная ситуация, касательно как законодательства, так и месте Бельгии в системе международных отношений. Но стоит отметить, что с получением таких широких полномочий появилась серьезная угроза того, что при все более растущих националистических настроений, существует вероятность распада Бельгии по этнонациональному признаку и присоединение к странам, которые родственны по культуре и языку, в случае с Фландрий это Нидерланды, а в случае с Валлонией — Франция.
Развитие внешних связей внутригосударственных регионов характерно не только для Американских или европейских стран, но также для регионов Российской Федерации. Для более тщательного рассмотрения и прослеживания динамики развития зарубежных связей регионов Российской Федерации стоило рассматривать регионы, которые своими действиями изначально выделились из числа остальных субъектов Российской Федерации, а именно Чеченская Республика и Республика Татарстан.
В данной главе, первым делом, мы рассматривали сегодняшнюю ситуацию и сравнивали как развивались два «мятежных» региона. На примере Чеченской республики, мы проследили весь путь, который проделала Чечня на пути «от руин» к относительно динамично развивающемуся, но по - прежнему дотационного региона. Мы можем проследить за попытками республики привлекать все больше и больше инвестиций в до сих пор восстанавливаемую экономику региона, но также можем заметить попытки республики вернуть себе утраченную репутацию, которую этот регион создал себе в годы войны на Северном Кавказе.
Другой же, регион России с сепаратными тенденциями, Республика Татарстан, выбрала для себя не путь вооруженного сопротивления, а путь грамотного взаимодействия с федеральным центром в заключении международных договоров, создании совместных предприятий и привлечения зарубежных инвестиций для благоприятного существования региона среди остальных субъектов Российской Федерации. И таким образом, можно заметить различное отношения зарубежных регионов к Чеченской Республике и Республике Татарстан. Татарстан, за счет проведения различных международных соревнований на высочайшем уровне, созданием Особых Экономических Зон на территории республики создало себе репутацию, которые видят иностранные инвесторы и без страха потерь своих средств, вкладывают их в предприятия самой инвестиционно-привлекательной республики на территории Российской Федерации.
Опыт республики Татарстан способен продемонстрировать не только российским регионам, но также и регионам остального мира, что может произойти с экономическим благосостоянием региона и его местом, которое регион способен занимать среди остальных субъектов при постоянном поиске компромиссов с Федеральным центром. Самая важная вещь в построении и поиске путей решения по-прежнему занимает диалог, а не вооружённое противостояние.
1. Да здравствует французская Валлония! // www.vice.com
[ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
https://www.vice.com/ru/article/jmbawk/long-live-french-wallonia-123 (дата обращения: 23.05.2018).
2. «Брексит» раздора: что мешает Британии выйти из Евросоюза //
www.rubaltic.ru [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/19092018-breksit- razdora-chto-meshaet-britanii-vyyti-iz-evrosoyuza/ (дата обращения:
23.10.2018) .
3. Британский вице-адмирал: Отделение Шотландии оставит Лондон без ядерного оружия // vz.ru [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://vz.ru/news/2014/3/17/677446.html (дата обращения: 25.03.2019).
4. Будет ли в Шотландии второй референдум о независимости? //
www.dw.com [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
https://www.dw. com/ru/%D0%B1 %D 1 %83%D0%B4%D0%B5%D 1 %82- %D0%BB%D0%B8-%D0%B2-
%D 1 %88%D0%BE%D 1 %82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0 %B8%D0%B8-
%D0%B2%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%B9-
%D 1 %80%D0%B5%D 1 %84%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%BD%D0
%B4%D 1 %83%D0%BC-%D0%BE-
%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D 1 %81 %D0 %B8%D0%BC%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8/a-37951391 (дата
обращения: 15.03.2019).
5. Кадыров обсудил с министром обороны Саудовской Аравии борьбу с терроризмом [Электронный ресурс] // www.interfax.ru URL: http://www.interfax.ru/world/538815 (дата обращения: 28.03.2018).
6. Кадыров попросил увеличить федеральные дотации Чечне из-за роста рождаемости [Электронный ресурс] // vedomosti.ru URL:
65
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/09/27/735578-kadirov- uvelichit-dotatsii (дата обращения: 28.03.2018).
7. Международный форум IFN CIS & Russia Forum [Электронный ресурс]
// realnoevremya.ru URL: https://realnoevremya.ru/events/383 (дата
обращения: 28.03.2018)
8. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ // tass.ru [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://tass.ru/migracionnyy-krizis-v-evrope (дата обращения:
25.01.2019) .
9. Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс] // asi.ru URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 01.04.2018).
10. Парламент Шотландии высказался за отказ от Brexit при угрозе выхода из ЕС без сделки // tass.ru [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6267058 (дата обращения:
08.03.2019) .
11. Перечень международных договоров (соглашений, протоколов),
заключенных от имени Республики Татарстан и от имени Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]// 1997-2011.tatarstan.ru URL: http://1997-2011.tatarstan.ru/index.php@node_id=178.html (дата
обращения: 01.04.2018).
12. Рустам Минниханов в Индии принял участие в бизнес-форуме «Телангана - Татарстан» [Электронный ресурс] // president.tatar.ru URL: http://president.tatar.ru/rus/index.htm/news/1176869.htm (дата обращения:
15.04.2018) .
13. Справка о перспективных торгово-экономических предложениях
иностранных партнеров и продвижении за рубеж деловых инициатив и проектов Чеченской Республики в 2016 году. [Электронный ресурс] // mid.ru URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-ce/-
/asset_publisher/DF9VGJcRBIyK/content/id/2705171 (дата обращения:
24.03.2018) .
14. Что в Шотландии думают о повторном референдуме о независимости // www.bbc.com [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
https://www.bbc.com/mssian/av/media-37731401 (дата обращения:
25.12.2018) .
15.Экономика Чечни [Электронный ресурс] // info.minfin.ru URL: http://mfo.mmfin.ru/subj_anaHhcs.php (дата обращения: 24.03.2018).
16. A RECORD-BREAKING PLACE TO INVEST. // https://www.sdi.co.uk/ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://www.sdi.co.uk/#page-1269 (дата обращения: 23.10.2018).
17. About the Catalan Tourist Board / Generalitat de Catalunya, Agenda Catalana de Turisme. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://act.gencat.cat/act-about- us/act-about-the-catalan-tourist-board/?lang=en (accesed on 24.12.2017).
18. About us / Flanders Department of foreign affairs. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://www.fdfa.be/en/about-us (accessed on 16.12.2018).
19. About vleva. The bridge between Flanders and Europe / Vleva. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://en.vleva.eu/about-vleva (accessed on
16.12.2018) .
20. Accio.gencat.cat / Generalitat de Catalunya, Agenda per la Competitivitat de l'Empresa. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://accio.gencat.cat/ca/inici/ (accesed on 24.12.2017).
21. Accord entre le gouverment du Quebec et le forum francophone des affaires portant reconnaissance et octroi de certains avantages par le goverment du Quebec [Электронный ресурс] // mrif.gouv.qc.ca URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/ententes/1995-API05.pdf (дата обращения: 23.03.2018).
22. Agreement to Establish Sister State/Province Relationship between the State of California of the United States of America and Guangdong Province of the People's Republic of China [Электронный ресурс] // CA.GOV URL: http://www.business.ca.gov/Portals/0/Files/MOU-
Guangdong_Sister_State_China.pdf?ver=2016-10-03-143834-900 (дата обращения: 13.03.2018).
23. Agreement to Establish Sister State/Province Relationship between the State of California of the United States of America and Guangdong Province of the People's Republic of China [Электронный ресурс]
24. Agreements - International non-governmental organizations (NGOs)
[Электронный ресурс] // mrif.gouv.qc.ca URL:
http://www.mrif.gouv.qc.ca/en/ententes-et-engagements/accords- oing?organisationId=&codeStatut=&anneeEntreeVigueurDebut=1964&anne eEntreeVigueurFin=2018&Numero=#results (дата обращения: 20.03.2018).
25. CA.GOV [Электронный ресурс] URL:
http://www.business.ca.gov/Programs/International-Affairs-and-Business- Development/InternationalAgreements (дата обращения: 13.03.2018).
26. CA.GOV [Электронный ресурс] URL:
http://www.business.ca.gov/Programs/International-Affairs-and-Business- Development/InternationalAgreements (дата обращения: 13.03.2018).
27. Cabinet Secretary for Culture, Tourism and External Affairs / Scottish
Government, Cabinet and ministers. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https: //beta. gov. scot/about/who-runs-government/cabinet-and- ministers/cabinet-secretary-culture-tourism-external-affairs/ (дата
обращения 20.01.2018).
28. California: Trade Statistics [Электронный ресурс] // globaledge.msu.edu
URL: https://globaledge.msu.edu/states/california/tradestats (дата
обращения: 13.03.2018).
29. Contact. Flanders investment & trade / Flanders investment & trade. [Электронный ресурс]:
https://www.flandersinvestmentandtrade.com/en/contact (accessed on
16.12.2018) .
30. Culture / Flanders Department of foreign affairs. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://www.fdfa.be/en/culture (accessed on 17.12.2018).
31. Cumulative Estimates of the Components of Resident Population Change for the United States, Regions, States, and Puerto Rico: April 1, 2000 to July 1, 2008
32. De como el Estatuto cambio de manos durante la negotiation. El Pafs. 19 de junio de 2006.
33. DECRET 236/2003, de 8 d'octubre, pel qual s'aproven els estatuts de l'Agencia Catalana de Cooperacio al Desenvolupament // Correccio d'errades en el DOGC. 2003. № 4031, P. 24655. Art. 3.1, 3.2.
34. Delegacio del Govern de la Generalitat de Catalunya davant la Unio Europea / Generalitat de Catalunya, Departament d'Accio Exterior, Relacions Institucionals i Transparencia. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http: //exteriors. gencat. cat/ca/departament/adreces-i- telefons/index.html?codInf=14091 (accessed on 28.11.2017).
35. Development cooperation / Flanders Department of foreign affairs. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://fdfa.be/en/development-cooperation (accessed on 16.12.2018).
36. Diplomatic network of representatives / Flanders Department of foreign affairs. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://fdfa.be/en (accessed on
16.12.2018) .
37. Does California give more than it gets from Washington D.C.?
[Электронный ресурс] // politifact.com URL:
http: //www. politifact. com/california/article/2017/feb/14/does-california- give-more-it-gets-dc/ (дата обращения: 14.03.2018).
38. Echange de lettres entre le gouvernement du Quebec et la Republique
franfaise en vue de la creation d'un Comite franco-quebecois pour les operations de cooperation industrielle [Электронный ресурс] //
mrif.gouv.qc.ca URL:
http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/ententes/1969-01 .pdf (дата обращения: 20.03.2018).
39. El Pla Anual de Cooperacio al Desenvolupament 2017 en dades / Generalitat de Catalunya, Cooperacio catalana. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
40. Entente entre la Documentation franfaise et l'Imprimeur de la Reine
[Электронный ресурс] // mrif.gouv.qc.ca URL:
http: //www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/ententes/1967-04.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
41. Entente entre le gouvemement du Quebec et le gouvernement du Canada
relative au Sommet francophone, 7 novembre 1985. [Электронный ресурс] URL: https: //www. sqrc .gouv.qc. ca/documents/positions-
historiques/positions-du-qc/partie3/Document21.pdf
42. Entente portant sur des services de francisation entre la ministre de l'lmmigration et des Communautes culturelles du Quebec et l'Institut franfais de Barcelone [Электронный ресурс] // mrif.gouv.qc.ca URL: http: //www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/ententes/2010-06.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
43. General Representation of the Government of Flanders to the European Union
/ Vlaanderen.be. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
www.vlaanderen.be/int/europese-unie/en/article/general-representation- government-flanders-european-union (accessed on 16.12.2018).
44. http://cooperaciocatalana. gencat. cat/web/.content/continguts/01 accd/05pla_a nual/
20170504_infografia_Pla_Anual_2017.pdf (accesed on 26.11.2017).
45. http://ec.europa.eu/regional_policy/opendays/od2008/doc/pdf/catalogue_en.p df (accessed on 27.11.2018).
46.International agreements [Электронный ресурс] // mrif.gouv.qc.ca URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/en/ententes-et-engagements/ententes- internationales?territoireId=§eurId=&codeStatut=&anneeEntreeVigueur Debut= 1964&anneeEntreeVigueurFin=2018&Numero=#results (дата обращения: 20.03.2018).
47.International development / Scottish Government, policies. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://beta.gov.scot/policies/international- development/ (accessed on 02.02.2018).
48. La Catalogne, Presidente des Quatre Moteurs pour l’Europe / Four motors for Europe. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://4motors.srv21.auvergnerhonealpes.eu/la-catalogne-presidente-des- quatre-moteurs-pour-leurope/ (accessed on 29.01.2019).
49. La Constitution Espanola // Boletm Oficial del Estado. 1978. № 311. Pp.
29313-29424. Tftulo VIII.
Art. 149.1.3.
50. Ley 16/2014, de 4 de diciembre, de action exterior y de relaciones con la Union Europea. // Boletm Oficial del Estado. 2014. № 309. Pp. 104804- 104820. Thulo Preliminar. Art. 4 (a, c, g).
51. Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Accion y del Servicio Exterior d el Estado // Boletm Oficial del Estado. 2014. № 74. Pp. 25431-26564. Art. 5.2, 11.3,
12.4.
52. Ley Organica 6/2006, de 19 de julio, de reforma del Estatuto de Autonomla de Cataluna. // Boletm Oficial del Estado. 2006. № 172. Pp. 27269-27310. Art. 197.
53. Memorandum of understanding and supplementary agreements between the
United Kingdom Government, the Scottish Ministers, the Welsh Ministers, and the Northern Ireland Executive Committee // Government of the UK. Part
I. Para. 2. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/316157/MoU_between_the_UK_and_the_Devolved_A dministrations.pdf (accessed on 19.12.2017).
54. Memorandum of Understanding between the secretariat of tourism of the
United Mexian States and goverment of California of the United States of America on the ccoperation in the tourism sector [Электронный ресурс] // CA.GOV URL: http://www.business.ca.gov/Portals/0Mles/MOU-
Tourism_Mexico.pdf?ver=2016-10-03-143835-977 (дата обращения:
13.03.2018) .
55. Memorandum of understanding for Strengthening trade and investment
cooperation between the Ministry of Economy of the United Mexican States and the government of the State of California of the United States of America [Электронный ресурс] // CA.GOV URL: http://www.business.ca.gov/Portals/0/Files/MOU-
Ministry_of_the_Economy_Mexico.pdf?ver=2016-10-02-201254-837 (дата обращения: 13.03.2018).
56. Memorandum of Understanding on establishing “China provinces and US
California joint working group on trade and investment cooperation [Электронный ресурс] // CA.GOV URL:
http://www.business.ca.gov/Portals/0/Files/MOU-
Min_of_Commerce_China.pdf?ver=2016-10-03-143836-057 (дата
обращения: 13.03.2018).
57. Memorandum of Understanding on establishing “China provinces and US
California joint working group on trade and investment cooperation [Электронный ресурс] // CA.GOV URL:
http://www.business.ca.gov/Portals/0/Files/MOU-
Min_of_Commerce_China.pdf?ver=2016-10-03-143836-057 (дата
обращения: 13.03.2018).
58. Memorandum of Understanding On Friendly Cooperation Between The State of California, United States of America And Jiangsu Province, People's Republic of China [Электронный ресурс] // CA.GOV URL: http://www.business.ca.gov/Portals/0/Files/MOU-
Jiangsu_China.pdf?ver=2016-10-03-143835-260 (дата обращения:
13.03.2018) .
59. Minister for UK Negotiations on Scotland’s Place in Europe / Scottish Government, Cabinet and ministers. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://beta.gov.scot/about/who-runs-government/cabinet-and- ministers/minister-uk-negotiations-on-scotlands-place-in-europe/ (accessed on 20.01.2018).
60. Ministerial visits within Europe: 2017 // www.gov.scot [ЭЛЕКТРОННЫЙ
РЕСУРС]: https://www.gov.scot/publications/ministerial-visits-europe-
2017/ (дата обращения: 23.10.2018).
61. Networking Scotland in Europe // https://www.scotlandeuropa.com/
[ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://www.scotlandeuropa.com/membership/ (дата обращения:
23.09.2018) .
62. Our Offices Abroad / Generalitat de Catalunya, Agenda Catalana de Turisme. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://act.gencat.cat/our-offices-
abroad/?lang=en (accesed on 24.11.2017).
63.Our Offices Abroad // act.gencat.cat [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://act.gencat.cat/our-offices-abroad/?lang=en (дата обращения:
25.03.2019) .
64. Prime Minister Harper and Premier Charest sign historic agreement establishing a formal role for Quebec in UNESCO [Электронный ресурс] http://www.unesco.ca/en/commision/ccfu.documents/13agreementestablishi ngformalroleQuebecinUNESCO5May06.pdf
65. Que son? / Generalitat de Catalunya, Departament d'Accio Exterior, Relacions Institucionals i Transparencia. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://exteriors.gencat.cat/ca/ambits-dactuacio/afers_exteriors/catalans-i- catalanes-exterior/comunitats-catalanes/que_son/ (accesed on 23.11.2018).
66. Qu'est-ce que la CTP? / La Communaute de Travail des Pyrenees. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: https://ctp.org/modulos.php?idmodulos=6 (accessed on 29.01.2019).