Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактора политической социализации учащихся
1.1. Понятие, сущность, формы политического участия
1.2. Формы и методы организации уроков по теме «политическое участие
граждан» в средней школе
1.3 Формирование понятия «политическое участие» в рамках УМК как способ политической социализации обучающихся средней школы ...
Выводы по I главе
II. Экспериментальное исследование формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактора политической социализации учащихся
2.1. Организация выборки и описание методик исследования формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактора политической социализации учащихся ..
2.2. Реализация программы формирующего этапа экспериментального исследования
2.3 Анализ и интерпретация контрольного этапа экспериментального
исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность темы заключается в том, что для развития общества на современном этапе, участие граждан в политической жизни страны является основополагающим для решения важных политических вопросов. Власть, опираясь на опыт прошлых лет, не может не учитывать интересы граждан, которые основывается на признании конституционного права каждого гражданина на политическую свободу и равные права. При этом предполагается, что интересы всех слоев общества могут быть представлены в политическом процессе.
Роль участия людей в политике считается обязательным атрибутом демократического государства. Оно дает гражданам возможность стать субъектами политической деятельности, воздействовать на решения важных публичных проблем и предопределять условия собственного существования.
ФГОС ООО предполагает, что изучение обществознания в школе призвано сформировать условия для исполнения выпускником обычных для людей социальных ролей. Выпускнику средних учебных заведений необходимо получить полное понятие о возможностях и способностях, которые есть в современном российском обществе для продолжения образования, будущего трудоустройства, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о критериях достижения успеха в разных сферах жизни общества.
Активистский тип политической культуры важно формировать со школьной скамьи, так как молодые люди должны понимать, что для решения любой политической задачи важно найти варианты её решения, не прибегая к насилию.
К сожалению, в настоящее время большинство молодых людей испытывает равнодушие ко многим политическим процессам, происходящим в стране. Поэтому необходимым условием для включения молодёжи в общественную жизнь является развитие её самоорганизации и социальной активности, как путем воспитания патриотических чувств, так и получения знаний в курсе обществознания.
Проблема исследования нами определена следующим образом: каковы методы и условия процесса формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактора политической социализации обучающихся.
Объект исследования - Политическое участие, как фактор политической социализации обучающихся на уроках обществознания.
Предмет исследования - особенности формирования понятия «политическое участие» в политической социализации школьников.
Цель исследования - разработать и апробировать программу формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактора политической социализации обучающихся.
Гипотеза исследования процесс формирования понятия«политическое участие», как фактор политической социализации обучающихся на уроках обществознания будет более эффективным, если:
- осуществлять структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности,
- обеспечить реализацию специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления,
- разработать специальные учебные задания мыслительно - коммуникативного характера по овладению обучающимися логическими операциями мышления,
- обеспечить реализацию развивающих технологий изучения по формированию логико-познавательных умений и навыков обучающихся в процессе познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- раскрыть смысл понятия «политическое участие» и выявить его сущность,
- рассмотреть формы политического участия,
- определить формы и методы организации уроков по теме «политическое участие» в средней школе,
- разработать и внедрить в учебный процесс программу экспериментального исследования формирования понятия «политическое участие» как фактора политической социализации обучающихся,
- провести анализ и интерпретацию контрольного этапа эмпирического исследования формирования понятия «политическое участие» как фактора политической социализации обучающихся.
Теоретико - методологическую основу составили исследования:
По теории содержания образования (Н.Ф. Талызина)
По теории проблемного обучения (Г.И. Ибрагимов)
По теории коммуникативно-развивающего обучения (Е.И. Пассов)
В работе над поставленными задачами нами был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы. В первую группу источников входят нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ (ст. 31, 32, 33), ФКЗ о референдуме РФ , ФЗ о выборах Президента РФ , ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ , ФЗ об образовании , Приказ Министерства образования и науки РФ «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2017/2018 год.
Вторую группу источников составляют учебники обществознания, входящие в Федеральный перечень школьных учебников. На сегодняшний день в этот перечень входят две полноценные линейки учебников с 5 по 11 классы. (Линейка Учебников под ред. Боголюбова и линейка учебников под ред. Бордовского).
Методы исследования. В тексте работы используется метод анализа нормативно-правовой базы, учебной литературы, а также монографий и статей по выбранной теме. Для получения достоверных данных о представлениях политического участия у обучающихся был проведен опрос, а также использовался метод статистической обработки информации. Сравнительный метод исследования дал возможность детально проанализировать способы формирования понятия «политическое участие».
Степень изученности темы.
В истории становления категории «политическое участие» можно условно выделить несколько этапов:
- рассмотрение отдельных аспектов гражданского и политического участия в философской традиции (до конца XIX века);
- исследование проблемы участия в государственном управлении и выборах в политической социологии и политологии (конец XIX - первая половина XX века);
- использование категории «политическое участие» в качестве самостоятельной научной категории в современных политологических концепциях (со второй половины XX века).
Теоретические аспекты политического участия рассматриваются в работах отечественных политологов (Д.Гончаров, М. Холмская,Ю.Растов, А. Ковлер и А. Смирнов, В. Медведева).
Специфика работы с обществоведческими понятиями в средних образовательных школах описана в работе Л.Н. Боголюбова, Л.С. Бахмутовой,13 Л.П. Борзовой.
Научная новизна состоит в том, что в работе определены показатели, критерии и уровни формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использовать некоторые ее аспекты, учителями обществознания в процессе подготовки изучения темы «политическое участие», также смежных тем. Исследование может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, подготовки к ОГЭ, а также воспитанию активистского типа политической культуры.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 по апрель 2018 года на базе МБОУ «Гимназия № 152» Кировского района г. Казани. В процессе работы было обследовано 50 учеников 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.
Апробация работы. Результаты данного исследования были представлены на «Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета» 9 апреля 2018 в статье «Место и содержание темы «политическое участие» в курсе обществознания».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении определены цель, задачи, методы исследования выпускной квалификационной работы, а также степень изученности темы.
В первой главе определены теоретические аспекты особенностей формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактор политической социализации обучающихся.
Во второй главе описаны экспериментальные исследования особенностей формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания как фактор политической социализации обучающихся.
В заключении сформированы выводы к выпускной квалификационной работе
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день обучающиеся в основной массе своей проявляют интерес к общественно-политической жизни общества, им не безразлично, как складывается политическая и социально-экономическая ситуация в стране, какие события происходят в мире.
Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам рядового гражданина.
Сложность явления политического участия состоит в многообразии форм коллективного и индивидуального участия, а также близости к ним социальной активности и гражданской самоорганизации.
Неопределённость понятия политического участия не только не препятствует использованию его в политической практике,но способствует повышению эффективности этих практик, в частности, с помощью манипулирования сознанием граждан, использующим различия в понимании политического участия.
В современных российских условиях различные понимания политического участия нередко определяют сущность противостояния политических сил, значимые политические и государственные решения и даже направленность политического процесса.
Понятие «политическое участие» можно охарактеризовать как процесс включения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
Понятие политическое участие охватывает две формы политической деятельности:
1. Пассивное политическое участие: а) участие в голосовании на всех выборах и референдумах; б) иметь право быть избранным во все общественные выборные органы.
2. Активное политическое участие: а) участие в формулировании правительственной политики и последующем ее осуществлении, замещение должности и выполнение всех государственных обязанностей на всех уровнях управления; б) принятие участия в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.
Своеобразной формой политического поведения является политический протест.
Для наиболее качественного проведения урока по теме «политическое участие» в средней школе учитель сам определяет формы организации урока, в зависимости от задач, по формированию участвующих знаний, а результативность обучающихся зависит от методов действия, которые учитель выбирает для реализации этих задач и целей урока.
В ходе исследования, мы выяснили, что большое влияние на развитие политической граммотности оказывают знания о политическом участии, как факторе политической социализации. Формирование понятия «политическое участие» помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.
В ходе экспериментального исследования мы доказали работа по реализации программы «Политическое участие» способствовала развитию формирования понятия «политическое участие» на уроках обществознания обучающихся экспериментальной группы. Испытуемые хорошо овладели знаниями о понятии «политическое участие», происходит формирование умений сравнивать, сопоставлять, работать с текстами. Также формируется активистский тип политической культуры.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи, благодаря чему мы достигли цели исследования - выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили уровень сформированности понятия «политическое участие» обучающихся.
Гипотеза о том, что процесс формирования понятия «политическое участие», как фактора политической социализации обучающихся на уроках обществознания будет более эффективным, если уточнить и конкретизировать содержание обучения понятию «политическое участие» обучающихся средней школы; разработать специальные учебные задания мыслительно-коммуникативного характера по овладению обучающимися понятия «политическое участие»; в ходе внедрения программы будет использоваться диагностический инструментарий, позволяющий выявлять динамику результатов и осуществлять корректировку процесса в ходе исследования, подтвердилась.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]/ Режим доступа
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld= 134&dst=100119,0&rnd=0.5412233997589135#02923687887708528 (дата обращения 14.03.18)
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. 2004. 30 июня.
3. О выборах Президента Российской Федерации : Федерал. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ //Собр.законодательства РФ. - 2003. - №2. - ст. 171; Рос. газ. - 2003. - 16 янв.
4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федерал. закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2005. - №21. - ст. 1919; Рос. газ. - 2005. - 24 мая.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
6. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 5 июля 2017 года) [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/499087774 (дата обращения 14.03.18)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910060/ (Дата обращения 11.05.2017)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014
г. № 253...(с изменениями на 26.01.16) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyy-perechen-uchebnikov/ (Дата
обращения 10.05.2017)
9. Федеральный институт педагогических измерений. Единый
государственный экзамен по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11 /demoversii-specifikacii-kodifikatory.pdf (дата
обращения: 12.05.2018).;
10. Федеральный институт педагогических измерений. Единый
государственный экзамен по обществознанию. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. 2017. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.pdf
(Проверено: 12.05.2018).
11. Федеральный институт педагогических измерений. Единый
государственный экзамен по обществознанию. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-
kodifikatory.pdf (Проверено: 12.05.2018).
12. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
13. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Народное образование. 1993. - №5.
1.1. Учебники
14. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.;
15. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под
ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.;
16. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.;
17. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.;
18. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.;
19. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под ред. Г.А. Бордовского.- 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. -144 с.;
20. Барабанов В.В. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - 2-е изд., дораб. и испр. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.;
21. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф,
2015. - 208 с.;
22. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 3-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.;
23. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И.П. Насонова; под общ. ред. акад.Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.;
Литература
24. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е . М.: Аспект Пресс, 2014.- 364 с.
25. Антология мировой политической мысли: Зарубежная
политическая мысль: истоки и эволюция. В 5-ти томах. Т. 1 / Отв. ред.: Миголатьев А.А.; Ред.-сост.: Алисова Л.Н., Жовтун Д.Т. - М.: Мысль, 1997. - 832 с.
26. Аракчеева, O.E. Пропедевтическая подготовка учителя к
формированию социальной компетентности учащихся [Текст] /
О.Е.Аракчеева // Образование и саморазвитие. - 2012. № 3. С. 43—46.
27. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - Ч. 2. - М.: Владос, 2001. - 400 с.
28. Безбородов А.Б. Обществознание / А.Б. Безбородов,
В.Д. Губин , М.Б. Буланова. - М.: Велби;. Проспект. - 2010. - 416 с.
29. Боден Ж. Метод легкого изучения истории // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 1 / Отв. ред.: Миголатьев А.А.; Ред.-сост.: Алисова Л.Н., Жовтун Д.Т. - М.: Мысль, 1997. - 832 с. (С. 304-305.)
30. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008. - 606 с.
31. Борзова, Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст] / Л.П. Борзова. - М.: Владос пресс, 2004.- 220с.
32. Бурдина Д. А. Политическая компетентность современного школьника // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 422-424. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/141/39568/ (дата обращения:
12.05.2018) .
33. Верба С., Най Н. Участие в Америке: Политическая демократия и социальное равенство. - М., 1987. - 428 с.
34. Маркс, К. Классовая борьба во Франции в 1848-1850 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избр. соч. : в 3 т. Т. 1. - М., 1980. С. 193 - 312.
35. Гончаров, Д.В. Теория политического участия / Д.В. Гончаров. - М.: Юрист, 1997. - 208 с.
36. Гречко, П.К. введение в обществознание / П.К. Гречко. - М.: Уникум-Центр, 1999.- 320 с.
37. Грудзинская Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико. - Н. Новгород: ННГУ, 2007. - 182 с.
38. Зубков, В.И. Основные теоретико-методологические подходы к изучению политического участия [Текст] / В. И. Зубков,В. А. Сушенков // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №5. - С. 261279.
39. Ибрагимов Г.И. Проблемное обучение в системе высшего
образования: состояние и тендениции развития // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2016. №1. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sisteme-vysshego- obrazovaniya-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 19.05.2018).
40. Игнатов В. И. Проблемы политического участия в современной
России: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки:
41.03.4 - Политология / Игнатов, Вячеслав Игоревич - Томск: [б.и.], 2017. [Электронный ресурс] URL:
http: //vital .lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repo sitory/vital :5128
41. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности
социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. - №3. - С. 124-128.
42. Ковлер А.И., Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории / Ковлер А.И., Смирнов В.В.; Отв. ред.: Шахназаров Г.Х. - М.: Наука, 1986. - 192 c.
43. Козырева П.М., Смирнов А.И. Политическое участие и особенности развития политической активности в современной России / П.М. Козырева, А.И. Смирнов // Социологическая наука и социальная практика.
2013. № 3. С. 53-76.
44. Комаровский B.C. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса.//Социс. 1996. №6. С. 18-31.
45. Концепция преподавания дисциплины "Обществознание" в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://edu.crowdexpert.ru/concept_social (Проверено 08.05.2018)
46. Лаврикова А. А., Шумилова О.Е. Особенности восприятия
категории «Политическое участие» молодежью // Известия ТулГУ.
Гуманитарные науки. 2015. №4. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-kategorii-politicheskoe- uchastie-studencheskoy-molodezhyu (дата обращения: 14.05.2018).
47. Ленин В. И. Проект и объяснение программы социал-
демократической партии // Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1967. С. 81110;
48. Макарова О.А. Современные тенденции политического участия молодежи // Власть. 2014. № 12. С. 39-42.
49. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 2001. - 656 с.
50. Малашенко И.В. Проблема абсентеизма в современной молодежной среде и стратегии улучшения качества электорального поведения // Грамота. 2016. № 12. С. 59.
51. Медведева В.К. Электоральная активность и политическое участие: вопросы теории и практики // Вопросы политологии. 2013. № 3. С. 95- 102.
52. Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 190-194
53. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2015. С.198
54. Милорава А. Р. Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России // Молодой ученый. - 2017. №14. С. 182-184.
55. Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.3. М., 1999. С. 110-115.
56. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 174 с.
57. Пассов Е. И. Методология методики: теория и опыт применения. - Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2002. - 228 с.
58. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. М.: - Юрист, 2001. - 592 с.
59. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др. ]; под ред. С. В. Решетникова. - 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: ТетраСистемс, 2010. - 528 с.
60. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 559 с.
61. Пособие для учителя./Под ред. Боголюбова Л.Н., Кинкулькина
А.Т. [Электронный ресурс] / URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/085/28085/11307 (дата обращения 06.05.18)
62. Политология: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Г. В. Пушкарева. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 295 с.
63. Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края) // Социс. - 1996. - № 6. С. 17-21.
64. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - 716 с.
65. Селиванов И. Ю. Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - №2. Т.2. С. 113-116. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/25/2627/ (дата обращения: 07.05.2018).
66. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. - 240 с..
67. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
68. Талызина Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня //Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.92-101.
69. Холмская, М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы. /М.Р. Холмская. // Полис. - 1999. №5. С. 170-176.
70. Энгельс Ф. Франция и президентские выборы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание Второе. Т. 6. - 689 с.