Введение
Глава 1. Система народного образования Казанской губернии к 1917 году.
1.1. Образование в Казанской губернии в XIX -начале XX вв.
1.2 Создание новых органов управления народным образованием
1.3 Строительство нового национального просвещения татар
Глава 2. Социально-демографический состав учительства I ступени.
2.2 Учительство Казани во время событий Гражданской войны
2.3 Социальный состав учительства I ступени.
Заключение
Объектом дипломной работы является учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1920-х гг.
Предмет дипломной работы - процесс формировaния учительствa Казанской губернии / ТАССР в 1918 - началe1920-х гг. как социальнопрофессиональной группы.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1918 г. по 1920 гг. Начиная с положения создания единой трудовой школы РСФСР (октябрь 1918) , и заканчивая 1920 годом образованием ТАССР.
Территориальные рамки исследования ограничены Казанской губернией / Татарской ACCP - регионом, игравшим значительную роль в культурно-просветительной жизни народов Среднего Поволжья. Процесс формирования советского учительства в этом регионе представляет особый интерес в виду наличия национальных школ и многонационального состава педагогических кадров и учащихся.
Целью изучения является создание характеристики учительства Казанской губернии / ТАССР в начальном этапе развития советских школ, его общественно-политических, социально- антропологических, профессионально-образовательных черт.
Для реализации цели нужно было решить следующие задачи:
- изучить политику органов Народного комиссариата просвещения по отношению к учительству;
- изучить социально-экономические обстоятельства жизни и труда учительства;
- изучить , общество, его развитие.
Методологическую базу изучения составляют важные основы истори ческого знания - научность, историзм и объективизм, всесторонность и комплексность научного анализа. Характер поставленных задач вызвал надобность использованияособых исторических способов: классифик ации, проблемно-хронологического, сравнительного, критичного подхода к источникам и историографии по исследуемой теме.
Источниковая база исследования
Использованные в исследовании источники можно условно разделить на три группы 1) неопубликованные документы, связанные с работой системы народного образования Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1920-х гг. Исследованы фонды Национального архива Республики Татарстан. Использованную документацию можно разделить на следующие подгруппы: Документы отдела народного образования Казанского
губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ф. Р-271), характеризующие изменения в системе образования и в учебном процессе в Кaзaни и в губернии в 19181919 гг. B этом фонде содержатся такжe документы, зафиксировавшие сведения о социальном происхождении, национальности и профессиональных характеристиках учителей школ, отчеты педагогов о мeтодах преподавания, о качестве знаний учеников, о трудностях в их работе, бытовые условия и условия труда.
Документы фонда наркомата просвещения ТАССР (фонд Р- 3682) характеризуют мероприятия правительства и местных coветckих органов республики, начиная с 1920 г., направленные на восстановление и развитие школьной сети в г. Казани, других городах республики и в деревнях..
Наиболее важными для исследования документами фонда отдела народного образования исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов (гороно) (фонд Р-992) являлись отчеты учителей школ г.Казани, их письма и заявления, переписка с Народным комиссариатом по просвещению.
В работе использованы также опубликованные источники. Их можно разделить на следующие подгруппы: законодательные акты органов государственной власти CCCP, РСФСР и ТАССР, отчеты . ЗДсь дописать
В работе использовались также материалы периодичeской печати. Такие журналы как «Новое Казанское слово», «Кояш», газeта «Знамя рeволюции», «Йолдыз» имeют большую ценность в данном исслeдовании. На страницах этих изданий печатались постановления, циркуляры и директивы центральных и республиканских органов власти, содержащие теоретико-идеологическое обоснование их деятельности в сфере образования.
Степень изученности темы.
За период с 1920-х до начала 2000-х гг. отечественными историками были освещены многие аспекты истории народного образования в России, в том числе в Казанской губернии и ТАССР. Фасхутдинова Е.Н. в своей диссертационной работе «Учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1930-х годов (по архивным документам)» большое место уделила периоду 1920-1930х гг. Период 1918-1920 год раскрыт в меньшей степени.
Историографию проблемы можно разделить на 4 этапа.
В период 1918-1920-х гг. освещением вопросов народного образования, реформирования школы, положения и роли учительства занимались лидеры и идеологи победившего большевизма В.И. Ленин , А.В. Луначарский и др. В их трудах были поставлены проблемы развития школы, укрепления ее материально-технической базы, подготовки учительских кадров, культурно-просветительской работы - как составные части задачи создания социалистического общества.
Период 1930-х - середины 1950-х гг. характеризуется сужением тематики исследований по проблемам народного образования. Было опубликовано только несколько работ, в которых получили освещение отдельные аспекты истории народного образования республики в 1920- х гг . Вопросы строительства общеобразовательной школы в республике в 19201930-е гг., развитие и укрепление материально-технической базы школы, подготовка педагогических кадров получили освещение в книге В.М. Горохова и Б.П. Рождественского.
Во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. по мере общей либерализации в стране происходит некоторое оживление интереса историков и педагогов к изучению развития образования в СССР, и в ТАССР, в частности. Среди других исследований особо следует выделить работы М.З. Тутаева, в которых на обширном архивном материале прослеживаются этапы становления и развития советской школы в Татарстане в довоенный период, подробно освещены почти все стороны культурного строительства в Татарстане.
Работы Ф.Ф. Королева показывали общее направление развития системы образования в СССР, общие тенденции положения учительства. Но положение учительства рассматривалось лишь эпизодически, и на него не обращалось должного внимания. Научный поиск сдерживало существование запретных тем, многочисленных стереотипов в советской историографии, а также искусственное исключение из истории значительного круга деятелей. Более того, монополия на истину партийных руководителей ограничила научный исторический поиск. Такой подход действовал вплоть до конца 1980-х годов. С началом перестройки во второй половине 1980-х гг. в отечественной историографии произошел поворот, выразившийся в отходе от идеологизации научных исследований. Характерными для тех лет стали усилия по изданию различных документальных сборников и публикаций, а также появление специализированных журналов и сборников статей, очерков, научно-популярных сообщений и мемуаров, посвященных проблемам истории интеллигенции СССР . Однако учительство как социально-профессиональная категория интеллигенции еще не стало объектом специального монографического изучения. Появление ряда статей, посвященных учителям (включающих и региональный контекст) далеко не исчерпало проблематику.
В новом XXI веке по истории учительства, образования Казанской губернии /ТАССР вышли в свет труды Нуреева Р.Р. , Хамидова Р.И.,Ахметовой А.Р. , Фасхутдиновой Е, а также статьи Шуваловой Е.М.,
Крашенинниковой Т.П ., Давыдова Д.В I . Крестьянство в условиях НЭПа: историко-демографическая характеристика:монография.-Казань:изд. Казан.гос.техн.ун.,2010.-230с.,
Таким образом, несмотря на заметное расширение в последние годы тематики исследований по истории народного образования 1920- х гг., обобщающие работы по истории труда и жизни учительства Казанской губернии / ТАССР в 1918 - начале 1920-х гг. пока не созданы, нет имен учителей. В описанных выше трудах учительство изучается, как социальный класс, а в данном исследовании озвучены имена, происхождение, возраст, место работы. Все это определяет актуальность проведения данного исследования.
Научная новизна исследования заключается: - во введении в научный оборот комплекса неопубликованных источников, извлеченных из фондов НА РТ;
- в создании одного из первых исследований, специально посвященных изучению учительства Казанской губернии / ТАССР в ранне советский период как социально-профессиональной группы;
- в обобщении статистических сведений о социально- антропологических и профессиональных характеристиках учительства указанного периода и в сведении их в комплекс графиков, диаграмм и таблиц.
На основании проделанного исследования, можно сделать следующие выводы. Партийное руководство страны отводило учительству одну из главнейших ролей в создании новой системы образования. Учитель был обязан принимать активное участие в пропаганде социалистических идеалов, мероприятий партии, правительства в различных сферах жизни общества. Однако, часть учительства (в основном представители класса интеллигенции) не поддерживали пришедших к власти большевиков , и отказывались принимать директивы и нововведения советского правительства. Также часть учительства с негативом принимали школьные новведения , такие как отмена оценок, отсутствие ценза при поступлении в учебные заведения. Также с опаской была встречена идея трудового воспитания в единой трудовой школе. Физический труд ставился вровень с умственным , и требовал больших усилий.
Советское руководство проводило свою политику в школьном деле, прибегая к методикам административных воздействий, чисток состава учительства. Своеобразные чистки, которые именовались выборами, отрицательно сказывались на качестве образования. Поскольку каждый имел право избираться на какую-либо должность, не имея нужного уровня образования. Но с другой стороны перевыборы имели и положительный результат. Как показало проделанное мною исследование, в школах, особенно в сельской местности, преподаватели не имели должного уровня образования. В таком случае, чистки состава преподавателей оказались крайне эффективны. Все кто не имел нужного уровня образования отправлялись на курсы по подготовке и переподготовке учительских кадров. На места уволенных приходили амбициозные, молодые сотрудники с горящими глазами и верой в социализм.
Вследствие событий гражданской войны, а Казань дважды становилась театром военных действий , в школах шел процесс феминизации. В эти годы учителями в Казанской губернии в большинстве своем работали выходцы из крестьянства, священнослужителей, земледельцев и в преобладающем числе представители класса интеллигенции. Как показало мною проведенное исследование, в сельской местности преподавателей с высшим образованием было крайне мало. В основном в селах и деревнях преподавали учителя со средним образованием, в большинстве случаев это выпускники выпускницы гимназий. Среди учителей преобладали русскоговорящие педагоги.
С 1918 по 1920 год проходил бурный рост количества школ, курсов по подготовке учителей, которые финансировались Наркоматом просвещения. Поначалу курсы были малоэффективны, поскольку не было единой методики преподавания, не было единого плана обучения. Курсы расширяли кругозор обучаемых, но глубина познаний оставалась поверхностной. Также на таких курсах учили быть социально-политически активным гражданином страны. Выпускники подобных курсов становились прекрасными пропагандистами.
Работа учителя в этот период проходила в очень сложных условиях. Хозяйственная разрушенность страны, ухудшение финансового положения населения негативно сказывалось на положении школы. Работе учителей мешали голод, холод, отсутствие освещения, учебных и письменных принадлежностей. Заниматься приходилось в условиях антисанитарии, поскольку занимаемые ранее школьные помещения лазаретом, не обрабатывались должным образом. Отсутствие мебели, дров для отопления, стекол в окнах сказывалось на здоровье детей, которые в холодное время года школу не посещали, в связи с отсутствием теплой одежды и обуви. Несмотря на, то что положение о единой трудовой школе обязалось обеспечивать учеников питанием, многие школы г. Казани были не пригодны для организации горячего питания. Написать сколько школ было и сколько было непригодно.
Помимо ужасных условий труда, работу учителей усложнял тот факт, что не было единой методики преподавания, не было учебно-методического комплекса. Большую часть свободного времени учителя должны были вести активную общественно-политическую жизнь.
Успешное проведение и выполнение реформ возможно в том случае, если образ жизни и условия труда учителей исследуется и улучшается. Необходимо помимо приказа о выполнении реформы в жизнь, заботиться о том в каких условиях, как и кем она будет исполняться.