ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Налоги и налогообложение как предмет исследования 12
§1. Налоги: понятие, сущность, функции и типология 12
§2. Эволюция научной мысли о налогообложении 21
§3. Особенности налоговой системы в современной России 29
Глава 2. Формирование основ налоговой грамотности у учащихся
старшей школы на примере работы с документами 36
§1. Место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в
школьном обществоведческом образовании старших классов 36
§2. Роль документа, как источника формирование налоговой грамотности учащихся старшей школы в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение» 47
§3. Общеметодические подходы к работе с документами на уроках
обществознания в рамках темы «Налоги и налогообложение» 56
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение
Глава 1. Налоги и налогообложение как предмет исследования 12
§1. Налоги: понятие, сущность, функции и типология 12
§2. Эволюция научной мысли о налогообложении 21
§3. Особенности налоговой системы в современной России 29
Глава 2. Формирование основ налоговой грамотности у учащихся
старшей школы на примере работы с документами 36
§1. Место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в
школьном обществоведческом образовании старших классов 36
§2. Роль документа, как источника формирование налоговой грамотности учащихся старшей школы в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение» 47
§3. Общеметодические подходы к работе с документами на уроках
обществознания в рамках темы «Налоги и налогообложение» 56
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение
Актуальность исследования. Экономическая стабильность и развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности её населения. Разновидностью финансовой грамотности является налоговая грамотность, под которой следует понимать базовый набор знаний в области налогов и налогообложения. Будучи основополагающим звеном финансовой системы, налоговая система находится в прямой зависимости от принимаемых обществом грамотных налоговых решений. В связи с этим большое значение приобретает проблема повышение уровня налоговой грамотности населения.
Чтобы помочь молодому поколению адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и облегчить вхождение во взрослую жизнь, повышая уровень их информированности в различных областях жизни, в частности в сфере налогообложения, необходимо уже в школе правильно и грамотно осуществлять процесс экономического образования. На сегодняшний день экономическое образование школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой — отвечает социальному запросу обучающихся и их родителей. Здесь огромную роль играет обществоведческое образование, которое содействует воспитанию социально ответственного налогоплательщика. Поэтому мы считаем актуальным исследовать тенденции и проблемы в формировании основ налоговой грамотности у старших школьников.
Объект исследования: экономическое воспитание старших школьников на уроках обществознания.
Предметом исследования является формирование основ налоговой грамотности у старших школьников.
Цель работы: изучение и анализ методов формирования основ налоговой грамотности у старших школьников и выделение на основе анализа проблем и тенденций экономического воспитания старших школьников в рамках данной темы.
В рамках данного исследования выделяются следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность налогов и эволюцию научной мысли о налогообложении.
2. Выявить особенности налоговой системы в современном российском обществе.
3. Проанализировать содержание темы «Налоги и налогообложение» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Выявить на основе полученной информации возможные проблемы формирования налоговой грамотности старших школьников.
5. Определить методические способы формирования основ налоговой грамотности на уроках обществознания.
Научная новизна исследования определяется его уникальными задачами. В данном исследовании впервые конкретно изучаются проблемы формирования основ налоговой грамотности в рамках старшего школьного курса обществознания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в дальнейшее изучение теории экономического воспитания применительно к формированию налоговой грамотности старших школьников в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение».
Практическая направленность. Данные материалы могут быть полезны в преподавательской деятельности в курсе обществознания и смежных дисциплинах. Результаты исследования могут быть использованы для разработки факультатива в старшей школе «Основы налоговой грамотности», методических материалов, системы диагностик налоговой грамотности старших школьников.
Географические рамки работы. Географические рамки работы охватывают всю территорию Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования. Исторический метод применялся для изучения развития научной мысли о налогообложении. Метод качественного и количественного контент-анализа, синтез, и сравнение информации, полученной из учебно-методической литературы позволил определить место и содержание данной темы в школьном курсе обществознания, а также выявить педагогические возможности методических приемов, используемых в процессе формирования основ налоговой грамотности в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение» на уроках.
Источниковая база. Источниковую базу исследования составили нормативно правовые акты и учебно-методические комплексы.
К первой группе источников относится Конституция Российской Федерации, в которой закреплена одна из обязанностей граждан - платить налоги. Конституция РФ является одним из документов, с которым осуществляется работа на уроках.
Другим важным нормативно-правовым документом является Налоговый Кодекс РФ . Главная его задача заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц.
Источником для исследования послужил Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.№ 413. В нем указаны основные государственные требования к личностным и предметным результатам освоения образовательной программы выпускниками.
Основные правила построения учебного процесса заключены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г .
Вторую группу источников составляют учебники по обществознанию для 10- 11 классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в Федеральный перечень . Использование учебников в качестве источника для исследования данной проблемы позволяет выяснить место темы «Налоги и налогообложение» в школьном курсе обществознания, а также проанализировать ее содержание. Поскольку учебник является одним из основных источников знания для учащихся, а также необходимым компонентом для подготовки учителя к занятию.
Степень изученности. В процессе изучения понятия «налоги и налогообложение» и теорий о налогообложении использовались работы философов и мыслителей XVII-XX века, а также труды современных экономистов и налоговиков.
Фундаментальное изучение экономической природы налогов начинается с XVIII столетия с научных исследований Адама Смита , который считается основателем концепции классической теории налогообложения. Смит обозначил налоги как упорядоченное и регулярное изъятие части прибыли хозяйствующих субъектов. Так же он выявил главные принципы налогообложения: равномерность; определенность; удобство уплаты;
В этот период вопросами теории налогообложения занимались Д.Рикардо , Ш. Монтескье . По их мнению, налоги являются источником пополнения государственного бюджета, обязанным покрывать расходы, выделяемые на содержание правительства. В таком случае такие функции налогов, как регулирование экономики, плата за услуги, страхование платежа уходят на второй план.
В 70-е годы XIX века начинает развиваться маржиналистская школа, представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, И. Тюнен, А. Курно . В своих экономических исследованиях они акцентировали внимание на вопросах цены, стоимости, а также налогообложения.
В конце XIX столетия началось развитие различных научных направлений и средних учебных заведений, нацеленных на исследование налоговых систем отдельных стран и теоретических основ национальной налоговой политики. Начинают свои исследования представитель германской школы А. Вагнер , английской - А. Пигу , англо-американской - Э. Селигмен , шведской - К. Виксель , Э. Линдаль.
В начале XX в. появляется теория налогообложения Дж. М. Кейнса14 . Кейнс придерживается мнения о том, что налоги выступают основным регулятором экономики и являются одним из составляющих ее эффективного развития. Кейнс был приверженцем прогрессивности в налогообложении, так как полагал, что современная налоговая система побуждает производителя принимать риск относительно финансовых инвестиций.
Однако в 50-60 годы XX в. в экономике многих стран происходят коренные изменения, что привело к смене кейнсианской теории на неоклассическую теорию, представителями которой были М. Фридман, А. Лаффер и др. Фридман призывает уменьшить роль государства только в той деятельности, которую помимо него ни один человек никак не способен реализовывать - регулирование средств в обращении и установление ставок налогов.
К концу XX века для построения налоговых систем многие государства в качестве основы стали использовать представления и идеи неоклассической и неокейнсианской школы. Данного направления придерживались английские экономисты И. Фишер , Н. Калдор и другие. Они считали важным разъединение объектов налогообложения по отношению к потребителю: облагать конечную цену употребляемого продукта и накопления, ограничиваясь только ставкой процента согласно взносу.
До 1917 года в России вопросы по теории налогов рассматривали такие ученые-экономисты, как И.Х. Озеров , Н. И. Тургенев , В.Н. Твердохлебов. В своих трудах они изучали источники происхождения налогов, проблемы их конфигураций, типов, функций, кроме того предприняли попытку доказать влияние налогообложения на становление и распределение производительных сил в государстве.
Советские экономисты А. А. Соколов , М. И. Боголепов впервые заметили, то что с помощью налогов возможно стимулировать промышленность, координировать производство, издержки, предложение, спрос, цены.
На современном этапе вопросами теории налогообложения занимались Б. Х. Алиев , И. В. Горский , А И. В. Караева , А. И. Муравьев, В. Г. Пансков , Д. Г. Черник , И. А. Майбуров и другие. Они уделяли внимание становлению и развития российской налоговой системы, рассматривали вопрос генезис развития налоговой политики.
Так же для достижения поставленной цели мы рассматривали литературу, в которой отражается взаимосвязь образовательного процесса и основы экономической грамотности. Например, Ю. К. Васильев и Б.П. Шемякин , определили, что главной задачей экономического образования в школе, которая является одним из главных агентов социализации, должна быть подготовка учащихся к участию в экономической деятельности государства.
На сегодняшний день ученые не занимаются фундаментальными исследованиями по формированию налоговой грамотности учащихся в общеобразовательной школе. Однако в научной среде все же изучаются вопросы грамотности. Например, такие ученые как Б.С. Гершунский, С.А. Тангян рассматривают самое понятие «грамотность», но без решения проблемы формирования налоговой грамотности у обучающихся.
В некоторых работах В.А. Полякова и И. А. Сасовой можно выделить задачи экономического образования в школе, однако они не показывают процесс формирования грамотности.
В качестве дополнительной методической литературы при исследовании роли документа в процессе формирования основ налоговой грамотности учащихся в рамках изучении темы «Налоги и налогообложение», мы использовали работы преподавателей обществознания: Н.Ю. Басик , Л.Н. Боголюбова , Е.И. Белянковой , А. Н. Иоффе . В их научных разработках приводится классификация источников, определяется их роль в образовательном процессе, даются общеметодические рекомендации учителям по осуществлению работы с документом. В исследованиях А.Н. Иоффе рассматриваются инновационные методы организации деятельности учащихся.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключение, список источников и литературы, приложения.
В первой главе рассматривается теоретические основы налогов, а также изучается эволюция научной мысли о налогообложении и особенности современной налоговой системы России.
Во второй главе определяется место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в современном курсе обществознания, подробно изучается один из методов формирования данного понятия на уроке - работа с документом. Анализируется роль источника в процессе формирования основ налоговой грамотности в рамках заданной темы. Рассматриваются общеметодические подходы к работе с документом, определяются их педагогические возможности.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных во второй главе исследования.
Чтобы помочь молодому поколению адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и облегчить вхождение во взрослую жизнь, повышая уровень их информированности в различных областях жизни, в частности в сфере налогообложения, необходимо уже в школе правильно и грамотно осуществлять процесс экономического образования. На сегодняшний день экономическое образование школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой — отвечает социальному запросу обучающихся и их родителей. Здесь огромную роль играет обществоведческое образование, которое содействует воспитанию социально ответственного налогоплательщика. Поэтому мы считаем актуальным исследовать тенденции и проблемы в формировании основ налоговой грамотности у старших школьников.
Объект исследования: экономическое воспитание старших школьников на уроках обществознания.
Предметом исследования является формирование основ налоговой грамотности у старших школьников.
Цель работы: изучение и анализ методов формирования основ налоговой грамотности у старших школьников и выделение на основе анализа проблем и тенденций экономического воспитания старших школьников в рамках данной темы.
В рамках данного исследования выделяются следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность налогов и эволюцию научной мысли о налогообложении.
2. Выявить особенности налоговой системы в современном российском обществе.
3. Проанализировать содержание темы «Налоги и налогообложение» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Выявить на основе полученной информации возможные проблемы формирования налоговой грамотности старших школьников.
5. Определить методические способы формирования основ налоговой грамотности на уроках обществознания.
Научная новизна исследования определяется его уникальными задачами. В данном исследовании впервые конкретно изучаются проблемы формирования основ налоговой грамотности в рамках старшего школьного курса обществознания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в дальнейшее изучение теории экономического воспитания применительно к формированию налоговой грамотности старших школьников в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение».
Практическая направленность. Данные материалы могут быть полезны в преподавательской деятельности в курсе обществознания и смежных дисциплинах. Результаты исследования могут быть использованы для разработки факультатива в старшей школе «Основы налоговой грамотности», методических материалов, системы диагностик налоговой грамотности старших школьников.
Географические рамки работы. Географические рамки работы охватывают всю территорию Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования. Исторический метод применялся для изучения развития научной мысли о налогообложении. Метод качественного и количественного контент-анализа, синтез, и сравнение информации, полученной из учебно-методической литературы позволил определить место и содержание данной темы в школьном курсе обществознания, а также выявить педагогические возможности методических приемов, используемых в процессе формирования основ налоговой грамотности в процессе изучения темы «Налоги и налогообложение» на уроках.
Источниковая база. Источниковую базу исследования составили нормативно правовые акты и учебно-методические комплексы.
К первой группе источников относится Конституция Российской Федерации, в которой закреплена одна из обязанностей граждан - платить налоги. Конституция РФ является одним из документов, с которым осуществляется работа на уроках.
Другим важным нормативно-правовым документом является Налоговый Кодекс РФ . Главная его задача заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц.
Источником для исследования послужил Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.№ 413. В нем указаны основные государственные требования к личностным и предметным результатам освоения образовательной программы выпускниками.
Основные правила построения учебного процесса заключены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г .
Вторую группу источников составляют учебники по обществознанию для 10- 11 классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в Федеральный перечень . Использование учебников в качестве источника для исследования данной проблемы позволяет выяснить место темы «Налоги и налогообложение» в школьном курсе обществознания, а также проанализировать ее содержание. Поскольку учебник является одним из основных источников знания для учащихся, а также необходимым компонентом для подготовки учителя к занятию.
Степень изученности. В процессе изучения понятия «налоги и налогообложение» и теорий о налогообложении использовались работы философов и мыслителей XVII-XX века, а также труды современных экономистов и налоговиков.
Фундаментальное изучение экономической природы налогов начинается с XVIII столетия с научных исследований Адама Смита , который считается основателем концепции классической теории налогообложения. Смит обозначил налоги как упорядоченное и регулярное изъятие части прибыли хозяйствующих субъектов. Так же он выявил главные принципы налогообложения: равномерность; определенность; удобство уплаты;
В этот период вопросами теории налогообложения занимались Д.Рикардо , Ш. Монтескье . По их мнению, налоги являются источником пополнения государственного бюджета, обязанным покрывать расходы, выделяемые на содержание правительства. В таком случае такие функции налогов, как регулирование экономики, плата за услуги, страхование платежа уходят на второй план.
В 70-е годы XIX века начинает развиваться маржиналистская школа, представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, И. Тюнен, А. Курно . В своих экономических исследованиях они акцентировали внимание на вопросах цены, стоимости, а также налогообложения.
В конце XIX столетия началось развитие различных научных направлений и средних учебных заведений, нацеленных на исследование налоговых систем отдельных стран и теоретических основ национальной налоговой политики. Начинают свои исследования представитель германской школы А. Вагнер , английской - А. Пигу , англо-американской - Э. Селигмен , шведской - К. Виксель , Э. Линдаль.
В начале XX в. появляется теория налогообложения Дж. М. Кейнса14 . Кейнс придерживается мнения о том, что налоги выступают основным регулятором экономики и являются одним из составляющих ее эффективного развития. Кейнс был приверженцем прогрессивности в налогообложении, так как полагал, что современная налоговая система побуждает производителя принимать риск относительно финансовых инвестиций.
Однако в 50-60 годы XX в. в экономике многих стран происходят коренные изменения, что привело к смене кейнсианской теории на неоклассическую теорию, представителями которой были М. Фридман, А. Лаффер и др. Фридман призывает уменьшить роль государства только в той деятельности, которую помимо него ни один человек никак не способен реализовывать - регулирование средств в обращении и установление ставок налогов.
К концу XX века для построения налоговых систем многие государства в качестве основы стали использовать представления и идеи неоклассической и неокейнсианской школы. Данного направления придерживались английские экономисты И. Фишер , Н. Калдор и другие. Они считали важным разъединение объектов налогообложения по отношению к потребителю: облагать конечную цену употребляемого продукта и накопления, ограничиваясь только ставкой процента согласно взносу.
До 1917 года в России вопросы по теории налогов рассматривали такие ученые-экономисты, как И.Х. Озеров , Н. И. Тургенев , В.Н. Твердохлебов. В своих трудах они изучали источники происхождения налогов, проблемы их конфигураций, типов, функций, кроме того предприняли попытку доказать влияние налогообложения на становление и распределение производительных сил в государстве.
Советские экономисты А. А. Соколов , М. И. Боголепов впервые заметили, то что с помощью налогов возможно стимулировать промышленность, координировать производство, издержки, предложение, спрос, цены.
На современном этапе вопросами теории налогообложения занимались Б. Х. Алиев , И. В. Горский , А И. В. Караева , А. И. Муравьев, В. Г. Пансков , Д. Г. Черник , И. А. Майбуров и другие. Они уделяли внимание становлению и развития российской налоговой системы, рассматривали вопрос генезис развития налоговой политики.
Так же для достижения поставленной цели мы рассматривали литературу, в которой отражается взаимосвязь образовательного процесса и основы экономической грамотности. Например, Ю. К. Васильев и Б.П. Шемякин , определили, что главной задачей экономического образования в школе, которая является одним из главных агентов социализации, должна быть подготовка учащихся к участию в экономической деятельности государства.
На сегодняшний день ученые не занимаются фундаментальными исследованиями по формированию налоговой грамотности учащихся в общеобразовательной школе. Однако в научной среде все же изучаются вопросы грамотности. Например, такие ученые как Б.С. Гершунский, С.А. Тангян рассматривают самое понятие «грамотность», но без решения проблемы формирования налоговой грамотности у обучающихся.
В некоторых работах В.А. Полякова и И. А. Сасовой можно выделить задачи экономического образования в школе, однако они не показывают процесс формирования грамотности.
В качестве дополнительной методической литературы при исследовании роли документа в процессе формирования основ налоговой грамотности учащихся в рамках изучении темы «Налоги и налогообложение», мы использовали работы преподавателей обществознания: Н.Ю. Басик , Л.Н. Боголюбова , Е.И. Белянковой , А. Н. Иоффе . В их научных разработках приводится классификация источников, определяется их роль в образовательном процессе, даются общеметодические рекомендации учителям по осуществлению работы с документом. В исследованиях А.Н. Иоффе рассматриваются инновационные методы организации деятельности учащихся.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключение, список источников и литературы, приложения.
В первой главе рассматривается теоретические основы налогов, а также изучается эволюция научной мысли о налогообложении и особенности современной налоговой системы России.
Во второй главе определяется место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в современном курсе обществознания, подробно изучается один из методов формирования данного понятия на уроке - работа с документом. Анализируется роль источника в процессе формирования основ налоговой грамотности в рамках заданной темы. Рассматриваются общеметодические подходы к работе с документом, определяются их педагогические возможности.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных во второй главе исследования.
Изучив сущность налогов, теории налогообложения и особенности современной налоговой системы России, мы пришли к следующим выводам.
Налоги, будучи обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым государственными органами в целях обеспечения деятельности государства, являются основным источником пополнения государственного бюджета. От грамотно построенной налоговой системы, от организации налоговых сборов во многом зависит деятельность национальной экономики. Социально-экономическая сущность налогов заключается в функциях налогов, среди которых мы выделили три основные: фискальную, регулирующую и распределительную.
Понятие «налог» как экономическая категория оформилась в XVII веке. Дальнейшее развитие оно получило в таких экономических теориях, как классическая теория А. Смита, маржиналистская, кейнсианская и неоклассическая теории, теория «экономики предложения», теория монетаризма. Исследование показало, что на каждом этапе и в каждой налоговой теории это понятие развивалось, приобретало новые признаки и трансформировалось. Со временем различные налоговые концепции, разработки и идеи стали не просто теоретическими положениями, но практическим руководством в вопросах становления налоговых систем национальных государств.
Анализ современной налоговой системы РФ показал, что в данной налоговой системе происходит взаимодействие всех ее элементов и осуществляется комплексный подход к решению налоговых задач. Однако, мы к пришли выводу, что современная налоговая система РФ, хотя и имеет трёхуровневую систему налогообложения, все же остается очень большой, неэкономичной и малоэффективной. По нашему мнению, большой объем налогов, трудные методы расчета налоговых сумм, наличие большого количества бюрократических операций сильно усложняют процесс учета налогов и их инспектирования.
На основе анализа УМК по обществознанию для 10-11 классов, рекомендованного Министерством образования РФ мы выявили место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в современном курсе обществознания. В ходе анализа мы пришли к следующим выводам:
1. В учебниках по обществознанию для старших классов данная тема рассматривается в разделе экономики и права, но в некоторых учебниках она вовсе отсутствует, как самостоятельная тема, и рассматривается, как отдельное понятие в рамках других параграфов.
2. В каждом учебнике существует ряд недостатков: из-за наличия фактических примеров происходит сокращение теоретического материала, отсутствуют отсылки на источники, не в полной мере раскрывается налоговая система современной России.
3. В кодификаторе ЕГЭ тема «Налоги налогообложение» в качестве отдельных тем в разделе «экономика» и «право».
В ходе исследовательской работы мы выявляли роль документов в формировании основ налоговой грамотности у старших школьников на уроках обществознания, что позволило нам прийти к следующим выводам: применение различных видов документов на уроках в рамках темы «Налоги и налогообложение» способствует формированию личных, нравственных и гражданских качеств будущих выпускников, становлению активной гражданской позиции, так как в этих источниках подробно рассматриваются принципы налогообложения, особенности налоговой системы современной России, экономические и правовые взгляды государственных деятелей, экономистов, правоведов и налоговиков.
Проанализировав современную методическую литературу и научные труды исследователей - педагогов, преподавателей обществознания, мы выявили некоторые общеметодические приемы работы с источником в школьном курсе обществознания и, в соответствии с ними, привели несколько собственных примеров работы с Налоговым кодексом РФ в рамках темы «Налоги и налогообложение». Это позволило нам сделать вывод, что сочетание на уроке различных методов и приемов помогает улучшить качество образовательного процесса, углубить знания обучающихся по теме «Налоги и налогообложение», формировать у обучающихся критическое мышление. Все это способствует развитию на высоком уровне налоговой грамотности и налоговой культуры.
В ходе исследования было выявлено, что формирование основ налоговой грамотности в старшей школе в современных условиях происходит фрагментарно, в ней отсутствует системность.
Таким образом, оценив результаты исследования, мы можем сделать вывод, что его цель достигнута, а поставленные в рамках цели задачи решены.
Налоги, будучи обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым государственными органами в целях обеспечения деятельности государства, являются основным источником пополнения государственного бюджета. От грамотно построенной налоговой системы, от организации налоговых сборов во многом зависит деятельность национальной экономики. Социально-экономическая сущность налогов заключается в функциях налогов, среди которых мы выделили три основные: фискальную, регулирующую и распределительную.
Понятие «налог» как экономическая категория оформилась в XVII веке. Дальнейшее развитие оно получило в таких экономических теориях, как классическая теория А. Смита, маржиналистская, кейнсианская и неоклассическая теории, теория «экономики предложения», теория монетаризма. Исследование показало, что на каждом этапе и в каждой налоговой теории это понятие развивалось, приобретало новые признаки и трансформировалось. Со временем различные налоговые концепции, разработки и идеи стали не просто теоретическими положениями, но практическим руководством в вопросах становления налоговых систем национальных государств.
Анализ современной налоговой системы РФ показал, что в данной налоговой системе происходит взаимодействие всех ее элементов и осуществляется комплексный подход к решению налоговых задач. Однако, мы к пришли выводу, что современная налоговая система РФ, хотя и имеет трёхуровневую систему налогообложения, все же остается очень большой, неэкономичной и малоэффективной. По нашему мнению, большой объем налогов, трудные методы расчета налоговых сумм, наличие большого количества бюрократических операций сильно усложняют процесс учета налогов и их инспектирования.
На основе анализа УМК по обществознанию для 10-11 классов, рекомендованного Министерством образования РФ мы выявили место и содержание темы «Налоги и налогообложение» в современном курсе обществознания. В ходе анализа мы пришли к следующим выводам:
1. В учебниках по обществознанию для старших классов данная тема рассматривается в разделе экономики и права, но в некоторых учебниках она вовсе отсутствует, как самостоятельная тема, и рассматривается, как отдельное понятие в рамках других параграфов.
2. В каждом учебнике существует ряд недостатков: из-за наличия фактических примеров происходит сокращение теоретического материала, отсутствуют отсылки на источники, не в полной мере раскрывается налоговая система современной России.
3. В кодификаторе ЕГЭ тема «Налоги налогообложение» в качестве отдельных тем в разделе «экономика» и «право».
В ходе исследовательской работы мы выявляли роль документов в формировании основ налоговой грамотности у старших школьников на уроках обществознания, что позволило нам прийти к следующим выводам: применение различных видов документов на уроках в рамках темы «Налоги и налогообложение» способствует формированию личных, нравственных и гражданских качеств будущих выпускников, становлению активной гражданской позиции, так как в этих источниках подробно рассматриваются принципы налогообложения, особенности налоговой системы современной России, экономические и правовые взгляды государственных деятелей, экономистов, правоведов и налоговиков.
Проанализировав современную методическую литературу и научные труды исследователей - педагогов, преподавателей обществознания, мы выявили некоторые общеметодические приемы работы с источником в школьном курсе обществознания и, в соответствии с ними, привели несколько собственных примеров работы с Налоговым кодексом РФ в рамках темы «Налоги и налогообложение». Это позволило нам сделать вывод, что сочетание на уроке различных методов и приемов помогает улучшить качество образовательного процесса, углубить знания обучающихся по теме «Налоги и налогообложение», формировать у обучающихся критическое мышление. Все это способствует развитию на высоком уровне налоговой грамотности и налоговой культуры.
В ходе исследования было выявлено, что формирование основ налоговой грамотности в старшей школе в современных условиях происходит фрагментарно, в ней отсутствует системность.
Таким образом, оценив результаты исследования, мы можем сделать вывод, что его цель достигнута, а поставленные в рамках цели задачи решены.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ - ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Особенности трудовой социализации фрилансеров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021



