Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФОЛОГИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Работа №31912

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Мифологизация Гражданской войны: причины возникновения, роль государства и личности 10
1.1. Причины возникновения мифов в советской России 10
1.2. Роль государства и личности в конструировании мифов 15
Глава 2. Василий Чапаев: миф и реальность 21
2.1. Лента жизни Василия Ивановича 24
2.2. Тайна гибели легендарного комдива 36
2.3. Мифологизация образа В.И. Чапаева 41
Глава 3. Тайна исчезновения царского золота 45
3.1. Путь золота от Первой мировой войны до адмирала Колчака.. 46
3.2. «Золотой эшелон» - тайна золота Колчака 52
3.3. Царское золото. Куда пропали миллионы? 61
Заключение 69
Список использованных источников и литературы

Актуальность темы исследования. Гражданская война в России 1917-1922 годов как по своему масштабу, так и по своим последствиям - одна из наиболее крупных гражданских войн в мировой истории. Данное событие заслуживает самого пристального внимания исследователей, поскольку оказала заметное влияние на развитие как российской, так и всей мировой истории ХХ века. Для многих граждан России интерес к Гражданской войне выходит за рамки чисто научного, ведь эта война стала истинной трагедией в жизни нашей страны, унеся миллионы жизней и затронув чуть ли не каждую семью.
Раскол, произошедший в российском обществе в период Гражданской войны, в полной мере не преодолен до сих пор. Доказательством тому служат недавние дискуссии относительно перезахоронения на Родине праха генерала А.И. Деникина, тела В.И. Ленина и так далее. В общественном мнении до сих пор нет единого мнения относительно трактовки и исторической оценки многих важных событий Гражданской войны. Этим пользуются разнообразные политические силы, спекулируя на трагическом прошлом наших соотечественников. В этих условиях лишь профессиональная российская историческая наука может и должна дать объективную, взвешенную, основанную на фактах, а не на домыслах, оценку наиболее острых и запутанных вопросов Гражданской войны в России.
Падение коммунистической системы в 1980-е - 1990-е годы вызвало пересмотр цикла знаковых событий и персоналий Гражданской войны, однако в современной российской историографии существует малое количество комплексных исследований. Данная работа призвана устранить существующий пробел в историографии и осветить одну из малоисследованных страниц истории Гражданской войны - процесс конструирования мифа о Гражданской войне в Советской России.
Государственное производство базовых мифов как инструмента объединения, призыва и манипулирования сравнительно недавно стало важной сферой исследования новейшей отечественной истории. При этом часто как что-то само собой разумеющееся предполагается, что главным образом государство было заинтересовано в разработке мифов и легенд, якобы организовано централизованном, «сверху».
Но многое свидетельствует о том, что современники, участники и свидетели событий Гражданской войны в России энергично принимали участие в создании мифа о Гражданской войне. Другими словами, мифотворчество в Советской России (особенно в ранний ее период) было децентрализованным процессом, в значительной степени исходившим «снизу». В своей работе я выясню, какие причины возникновения мифов в советской России, как и по каким причинам государство и рядовые граждане принимали участие в конструировании мифов, а также на конкретных примерах разберу мифологизацию образа участника Гражданской войны (начальника дивизии Красной армии Василия Чапаева) и эпизода (процесса пропажи царского золота, его судьбу и возможных владельцев).
Объект исследования - Гражданская война, рассматриваемая как масштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри одной страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в государстве или в отдельном регионе, независимость региона или изменение политики правительства. Признаками гражданской войны являются активное участие в боевых действиях гражданского населения и вызванные этим существенные людские потери.
Предметом исследования является мифологизация Гражданской войны, рассмотренная на конкретных примерах: исторической личности и события. Термин «мифологизация» нуждается в пояснении.
Мифологизация - это в первую очередь глагол, производный от понятия «миф». Поэтому для начала нужно сказать несколько слов о мифе, многозначность которого в современной научной литературе позволяет говорить, что миф - понятие растяжимое. Исследователи выделяют пять различных явлений, которые обозначаются этим термином:
1) древнее представление о мире, результат его освоения;
2) сюжетно оформленную и индивидуальную догматическую основу религии;
4) относительно устойчивые стереотипы массового обыденного сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости;
5) пропагандистские и идеологические клише, целенаправленно формирующие общественное сознание.
Мифологизация - это процесс образования мифа. В рамках данной постановки проблемы на современном этапе следует отбросить первый и второй пункты, пункт третий полностью принадлежит искусствоведению. Разница между пунктами четыре и пять сформулирована несколько расплывчато, так как клише и стереотип — практически синонимы, категория идеологии неопределенна, а недостаточный уровень информированности и даже степень доверия одинаково относятся к обоим пунктам. Однако эту разницу можно сформулировать на основе позиции агента в процессе формирования мифа. В первом случае (четвертый пункт), позиция агента отсутствует, миф самостоятельно зарождается и распространяется в обществе, как удобная объясняющая модель, и поддерживается до тех пор, пока обстоятельства недостаточной информированности позволяют это. Во втором случае (пятый пункт) агент представлен как намеренно преобразующий информационное поле для формирования необходимых ему установок у целевой группы. Тем не менее, в каждом из этих пунктов существует два принципиально разных направления, каждое по-своему определяющее главное определение - миф.
Термин «миф» наделяется современным значением примерно с середины ХХ века. Отправной точкой, вероятно, можно считать работу французского философа и литературоведа Р. Барта «Мифологии», где «миф» как понятие используется для обозначения явлений, ранее им не обозначаемых. Безусловно, «миф» Р. Барта понятие более специфическое, но происхождение его прототипа, на мой взгляд, следует вести еще со времен древнегреческих философов. Именно тогда зарождается способ искажения реальности, убеждения и управления с помощью текста (в широком смысле, включая устную речь).
Хронологические рамки охватывают 1917-1922 годы, то есть период Гражданской войны и создания молодого советского государства, когда мифы о событиях и персоналиях Гражданской войны создавались как «сверху» (централизованно организовано государством), так и «снизу» (организованно современниками, участниками и свидетелями событий).
Территориальные рамки исследования охватывают границы бывшей Российской империи и сопряженных с ней стран.
Степень разработанности темы исследования. Историографию темы можно разделить на два основных раздела: отечественную (общероссийскую и региональную) и зарубежную. В отечественной историографии, в свою очередь, можно выделить два основных периода: советский и постсоветский, отличающиеся методологическими подходами, степенью открытости архивов и наличием/отсутствием запрещенных научных тем для исследования.
Определенный серьезный научный интерес к Гражданской войне в России в отечественной историографии обозначился лишь в 1980-е годы. Москва Воениздат выпустил книги «Гражданская война в СССР: В 2-х т.» (в 1980-ом - первый том, в 1986-ом - второй), где описывались эпизоды и персоналий Гражданской войны, с элементами советской пропагандистской машины, то есть искажая и приукрашивая действительность. Данная работа писалась в период цензуры эпохи застоя, которая включала различные формы и методы идеологического и политического контроля. Только в конце XX века - начале XXI века создались благоприятные условия для изучения Гражданской войны. Серьезных монографических научных трудов по Гражданской войне крайне мало, но есть исследования определенных эпизодов и персоналий, включая региональную, национальную и иную специфику. Здесь мы можем отметить работы таких исследователей, как Николай Стариков (Ликвидация России: кто помог красным победить в Гражданской войне, 2015 г.), Андрей Ганин (Последние дни генерала Селивачева.
Неизвестные страницы Гражданской войны на Юге России, 2012 г.), Даниил Скобцов (Три года революции и гражданской войны на Кубани, 2015), Олег Будницкий (Деньги русской эмиграции: колчаковское золото:
1918- 1957, 2008 г.) и других. Однако степень разработанности процесса конструирования мифов Гражданской войны остается крайне низким.
Цель работы - проанализировать процесс мифологизации событий и личностей Гражданской войны в России 1917-1922 годов.
Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1) проанализировать какие факторы благоприятствовали мифологизации советской истории и ускоряли ее темпы; как и по каким причинам представители власти и рядовые граждане принимали в этом участие?
2) разобрать образ одного из самых известных и любимых персонажей советского и российского фольклора, а также одного из наиболее мифологизированного участника Гражданской войны в России - Василия Иванович Чапаева, выявить истинные и вымышленные составляющие его облика;
3) исследовать эпизод, подвергнутое искажению со стороны современников, участников и свидетелей тех событий, а также их потомков - судьбу золотого запаса царской России;
Источниковую базу исследования составляет обширный комплекс материалов, отражающих исторический процесс мифологизации Гражданской войны в России и дающих возможность изучения их деятельности, опубликованных в периодической печати.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, каждая из которых логическим образом разбита на параграфы, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Гражданская война в России 1917-1922 годов — одна из самых трагических, но в то же время мифологизированных страниц нашей истории. Помимо того, что это была действительно кровавая братоубийственная война, этот эпизод в истории нашей страны окутан множествами мифов и легенд.
За время революций и Гражданской войны население России пережило не только политическую и экономическую катастрофу, но и кардинальное изменение социальной и культурной жизни. В результате этого старые мифы потеряли убедительность и консолидирующую силу. Пришедшая к власти партия большевиков стремилась закрепить в обществе новую систему ценностей, реализовывая таким образом свои претензии на законность и распространение социалистических идей. Одним из способов формирования новой идентичности служило создание мифов об отдельных эпизодах и участниках Гражданской войны (как о героических, так и враждебных новой власти лиц), с помощью которых происходило общение между населением и властью.
Как мы выяснили, после царского режима, Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, крестьянских восстаний и голода сложилась благоприятная атмосфера для конструирования мифов. Дефицит информации как в городе так и в сельской местности образовал пустоту, которое нужно было заполнить путем создания и культивирования новых мифов.
Василий Иванович Чапаев — одна из самых мифологизированных советской пропагандой фигур, на примере которого десятилетиями воспитывались целые поколения. В массовом сознании Чапаев остался героем рассказа и фильма, воспевавшего его жизнь и смерть, а также сотен анекдотов и легенд.
Василий Чапаев прожил короткую, тем не менее яркую жизнь. Сейчас довольно сложно представить, каким же он был на самом деле - слишком много мифов и преувеличений окружает образ легендарного народного героя. Некоторые мифы были созданы уже не официальной идеологией, а народным сознанием. Чапаев же со временем вошел в народный фольклор в его более современном виде - как герой множества популярных анекдотов. Однако этим перечень легенд и мифов о Чапаеве не исчерпывается.
Как отмечают исследователи, Василию Ивановичу Чапаеву не везло с объективной биографией. После публикации в 1923 году книги Д.А. Фурманова и, в особенности, после выхода на экраны в 1934 году знаменитого фильма С.Д. и Г.Н. Васильевых «Чапаев», представлявший собой фигуру далеко не первого плана, был раз и навсегда зачислен в число избранных героев Гражданской войны. Его относили к группе безопасных в политическом отношении красных военачальников, чья деятельность освещалась только в позитивном свете (таких как М.В. Фрунзе, Н.А. Щорс, Г.И. Котовский и другие). Однако в случае с Чапаевым не только официальные мифы, но и художественный вымысел прочно заслонили реальную историческую фигуру.
Такой персонаж, как В.И. Чапаев сильно повлиял на искусство: его образ вдохновлял авторов на написание повестей, песен, пьес и анекдотов. Василий Иванович смог объединить в себе те черты, которые были присущи и потому понятны, близки народу. Однако нельзя недооценивать роли Чапаева как профессионального организатора, начальника дивизии, ведь во многом благодаря его действиям Красной Армии удалось одержать победу на Восточном фронте в борьбе с чехословацким корпусом, с войском адмирала Колчака, с казаками. Отчасти и поэтому Василий Чапаев долгое время воспринимался советскими людьми как некий символ стремительного движения, неуловимости и победы. Конечно, такому восприятию личности этого героя сильно способствовало и руководство страны - властям было необходимо поставить в пример народу человека, боровшегося и погибшего за их идеалы. Постепенно В.И. Чапаеву стали приписываться несуществующие заслуги, подвиги, образ этого героя стал обрастать мифами, порой доходящими до абсурда.
Изменение образа Василия Чапаева под влиянием властей происходила постепенно, в соответствии с задачами, преследуемыми государством на разных этапах его развития. В разное время акцент делался на разные качества, присущие В. И. Чапаеву, из-за этого изменялся и характер литературы о Чапаеве, появлялись новые факты, отрицались старые. Все эти противоречия, разногласия, возникающие в процессе мифологизации, привели к тому, что на сегодняшний день вряд ли можно выделить хотя бы несколько изданий или просто биографических статей, которые можно назвать абсолютно достоверными. Полностью определить, где достоверные данные, а где миф, наверное, невозможно, так как за 100 лет образ Василия Ивановича превратился в цельную, неразрывную совокупность реального и легендарного. В.И. Чапаев является одной из тех фигур, о которых знают все, и в то же время никто не возьмется утверждать, что именно в информации об этом герое Гражданской войны можно назвать правдивым и неоспоримым.
Тайна исчезновения золотого запаса Российской империи (так называемое «царское золото», «золото Колчака» или «казанское золото») — одна из самых популярных среди историков, кладоискателей, финансистов, литераторов и кинематографистов историй, которая породила обширную литературу на разных языках. Его ищут давно и безуспешно. Впрочем, в отличие от сокровищ сказочного пирата, «царское золото» обладает одним ценным качеством - абсолютно точно известно, что оно реально существовало.
«Царское золото» — это не что иное, как большая часть золотого запаса Российской империи, которая самым таинственным образом исчезла. За годы Гражданской войны в России золотой запас сократился примерно на 2/3, и не все эти потери можно объяснить и подтвердить документально, поэтому возникли самые фантастические мифы и легенды о местонахождении исчезнувшего золота. Так, исследователи и кладоискатели полагают, что золото зарыто где-то под Казанью, и лежит в сибирских шахтах или на дне Байкала; а также выдвигаются версии, что оно хранится в подвалах японских, британских, американских и чешских банков.
В 1990-е годы на страницах российской печати появилось множество публикаций о царском золоте, которое якобы находится до сих пор в английских и японских банках и при помощи которого Россия сможет погасить свой внешний долг. «Кладоискатели» уже подсчитали, что, учитывая набежавшие проценты, стоимость золота составит круглую сумму в 100 миллиардов долларов. Еще в 1929 году парижская газета «Возрождение» писала, что, по слухам, золото, не попавшее в руки большевиков, было разделено на четыре части и где-то в Сибири зарыт клад в 20 миллионов золотых рублей. Сообщения об экспедициях, время от времени отправляющихся на поиски «золотой шахты» или чего-то подобного, до сих пор появляются на страницах газет.
Человеку, хоть немного знакомому с историей Гражданской войны в России и русской эмиграции, на ум сразу приходит мысль о том, что, вероятно, «золото Колчака» было потрачено на поддержку Белого движения (оно ведь продолжалось еще год после падения адмирала Колчака) и затем на помощь в расселении беженцев, содержание дипломатических учреждений, деятельность благотворительных организаций за рубежом. Однако одно дело - предполагать, другое - знать.
О судьбе царского золота имеется лишь небольшое количество достоверных сведений как в печати, так и в российских архивах. Золоту, точнее вырученным за него деньгам, была суждена неожиданно долгая жизнь после окончания Гражданской войны в России. Эта история чрезвычайно увлекательна до сих пор.
Итак, резюмируя, Гражданская война в России 1917-1922-ых годов — одна из наиболее мифологизированных страниц в истории нашей страны, а процесс конструирования мифа о Гражданской войне в Советской России - одна из малоисследованных страниц. Созданные и культивированные государством и простыми гражданами мифы и легенды стали инструментами консолидации советского общества и узаконении нового правительства, и прочно засели в общественном сознании.


1.1. Легендарный начдив : книга о В. И. Чапаеве. - Куйбышев, 1974. - 367 с.
1.2. Легендарный начдив: Сб. документов. Чебоксары, 1986. -286 с.
1.3. Сказы о Чапаеве / Сост. Т. Акимова. Саратов, 1951. - 244 с.
1.4. Балмасов С. Тайна гибели Чапая: последний бой // Родина.2001. №11. - 3 с.
1.5. Баныкин В. Рассказы о Чапаеве. М., 1983. - 142 с.
1.6. Евгеньева Т. Архаическая мифология в современной политической культуре // Политая. 1999. №1
1.7. Козлов В. Рядом с Чапаевым: Воспоминания личного шофера. М., 1968. - 119 с.
1.8. Кононов А. Рассказы о Чапаеве. Петрозаводск, 1982. - 38 с.
1.9. Кравченко И. Политическая мифология: вечность и
современность // Вопросы философии. 1999. №1.
1.10. Кутяков И. Боевой путь Чапаева. М., 1936. - 118 с.
1.11. Кутяков И. Василий Иванович Чапаев. М, 1958. - 87 с.
1.12. Лебедев В. Как Василий Иванович Чапаев дрался с немцами. Ленинград, 1941. - 24 с.
1.13. Новицкий Ф. Из воспоминаний о В. И. Чапаеве // Красная звезда. 1939. 5 сент.
1.14. Одесский М. Героический миф о Чапаеве // Новый взгляд. 2007. №11.
1.15. Разумневич В. И каждый ему земляк: Любопытные истории, рассказанные чапаевцами о себе, В. И. Чапаеве и его детях. М,
1969. - 175 с.
1.16. Разумневич, В. Приказ номер один: рассказы о Чапаеве. М, 1973 . - 96 с.
1.17. Седов А. Политический анекдот как явление культуры // Весы: Альманах Саратовского гос. университета. 1999. №11.
1.18. Стрельцов И. Красный путь 22-й дивизии. Самара, 1930. - 52 с.
1.19. Фурманов Д. Чапаев / Приложение к газете «Гудок»; Переработка Е. Виноградовой Е., 1925. - 30 с.
1.20. Фурманов Д. Неизвестный Чапаев // Уральский следопыт.1992. №3.
1.21. Чиркова О. Фольклорно-мифологические истоки образа Чапаева в современных народных анекдотах // Филологический поиск. 2000. Вып.4.
2. Литература:
2.1. Легендарный герой гражданской войны В. И. Чапаев : сб. ст. / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1988. - 59 с.
2.2. Мифы и мифология в современной России / Под редакцией К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М, 2003. - 216 с.
2.3. Ахунзянова Л. Легендарный начдив В .И. Чапаев. Уфа, 1982. - 11 с.
2.4. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. - 224 с.
2.5. Бирюлин В. Народный полководец. Саратов, 1986. - 144 с.
2.6. Будницкий О. Деньги русской эмиграции: Колчаковское золото. 1918-1957. М, 2008. - 512 с.
2.7. Владимиров В. Там, где жил и воевал В. И. Чапаев: путевые заметки. Чебоксары, 1997. - 83 с.
2.8. Волков С. Призрак золотого эшелона Колчака. Иркутск, 2011. - 192 с.
2.9. Дайнес В. Чапаев. М., 2010. - 475 с.
2.10. Данильченко, С. Чапаев и чапаевцы. Чебоксары, 1973. -144 с.
2.11. Кадишев А. В. И. Чапаев - легендарный герой гражданской войны. М., 1948. - 24 с.
2.12. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М., 2003. - 296 с.
2.13. Кольев А. Политическая мифология: Реализация
социального опыта. М., 2003. - 383 с.
2.14. Курносов В. Царское золото. М., 2011. - 320 с.
2.15. Лихачева З., Матвеева Е. Вася Чапаев. Ленинград, 1980. -216 с.
2.16. Лосев А. Диалектика мифа. М, 2001. - 558 с.
2.17. Нарский И. Конструирование мифа о гражданской войне в ранней Советской России (на примере Урала в 1917-1922 годах) // Россия и война в XX столетии. М., 2005. - 22 с.
2.18. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М., 2000. - 416 с.
2.19. Сироткин В. Зарубежные клондайки России. М, 2003. - 544 с.
2.20. Спирин Л. Народный герой В.И.Чапаев. Чебоксары, 1957. - 61 с.
2.21. Стариков Н. Кто добил Россию? Мифы и правда о Гражданской войне. М., 2006. - 202 с.
2.22. Флад К. Политический миф. М., 2004.
2.23. Фурманов Д. Чапаев. Чебоксары, 1986. - 272 с.
2.24. Хлебников Н. Легендарная чапаевская / Николай Хлебников, Петр Евлампиев, Яков Володихин. М., 1970. - 366 с.
2.25. Хюбнер К. Истина мифа. М, 1996. - 448 с.
2.26. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003. - 384 с.
2.27. Чапаев А. В., Чапаева К. В., Володихин Я. А. Василий Иванович Чапаев. Чебоксары, 1987. - 383 с.
2.28. Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. М., 2010. - 256 с.
3. Справочные и библиографические издания:
3.1. Библиографический словарь. - М.: 1993. - 359 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ