Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология лингвокогнитивных моделей в кинодискурсе (на примере англоязычных сериалов) с использованием на старшем этапе СОШ

Работа №31857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Основные понятия когнитивной лингвистики 5
1.2 Методы исследования языковых значений с позиции когнитивной
лингвистики 9
Выводы по I главе 35
II ГЛАВА. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТИПОЛОГИИ ЛИНГВОКОГНИТИНВЫХ МОДЕЛЕЙ В КИНОДИСКУРСЕ 36
2.1 Анализ выражений из англоязычных сериалов на содержание
различных типов когнитивных моделей 36
2.2 Статистический анализ полученных результатов 53
2.3 Методика использования анализа выражений в английском языке на
старшем этапе СОШ 55
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 61



Лингвокогнитивный подход к изучению языка вместе с другими когнитивными процессами (восприятие, воображение, мышление) является перспективным в исследовании природы различных языковых единиц, их значения и способа формирования в человеческом мышлении. В данной работе мы рассматриваем лингвокогнитивное моделирование в связи с соотнесением картины мира англоговорящих и русскоговорящих носителей, пытаемся понять, как они мыслят и что является основой коммуникации.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проведенный лингвокогнитивный анализ может послужить основой для своего практического применения при обучении английскому языку. В связи с недостаточным, на наш взгляд, развитием когнитивных основ понимания структур языка при обучении языка, ученик впоследствии сталкивается с трудностями в понимании и построении актов устной и письменной коммуникации. При обучении языку следует учитывать особенности мышления и мировосприятия англоговорящих носителей.
Объектом исследования является лингвокогнитивное моделирование.
Предмет данной работы - типология лингвокогнитивных моделей английского языка в кинодискурсе.
Целью работы является выявление широко употребляемых типов лингвокогнитивных моделей и разработка методов обучения с использованием когнитивных основ понимания структур английского языка.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Ознакомиться с понятием когнитивной лингвистики и ее основными компонентами;
Рассмотреть методы исследования языковых значений с позиции когнитивной лингвистики;
Выявить и проанализировать типы лингвокогнитивных моделей в кинодискурсе на основе американского сериала «Billions»;
Разработать методику обучения английскому языку на основе лингвокогнитивного моделирования.
К основным методам исследования относятся: общенаучные (анализ теоретической литературы, умозаключение), частнолингвистические (когнитивный анализ типологических моделей, элементы дискурсивного анализа, метод сплошной выборки) с последующим количественным подсчетом (лексикостатистика) рекуррентности когнитивного содержания.
Языковым материалом является кинодискурс английского языка, а именно лингвокогнитивные модели английского дискурса на основе сериала «Billions» в количестве 114 единиц.
Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний о базовых (системных) лингвокогнитивных моделях английского языка.
Практическая ценность заключается в возможности использования результатов исследования и их применении при обучении языку в таких курсах, как: когнитология, сравнительная типология английского и русского языков, практический курс английского языка, практическая грамматика.
Методологической основой для данной работы послужили исследования таких известных отечественных и зарубежных лингвистов как: И. А. Стернин, З. Д. Попова, Н. Н. Болдырев, М. Минский, Дж. Лакофф, А. Вежбицкая и др.
Научная новизна заключается в попытке впервые осуществить лингвокогнитивный анализ английского языка на основе фреквентативных моделей-конструктов языкового сознания.
Работа прошла апробацию во время научно-практической конференции студентов КФУ, где автор представила материалы исследования в форме доклада.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы о строе английского языка в когнитивном плане:
1. В процессе речи англо-говорящие носители часто не передают желаемую мысль дословно, то есть словами, которые непосредственно относятся к данному понятию или явлению. Они кодируют и передают информацию образно, используя конструкции сравнения и воплощая структуру одного понятия в другом, проводят ассоциации.
2. Они привлекают свой жизненный опыт, разные области и структуры знаний (когнитивные модели), пересекают их в сознании и добиваются нужного коммуникативного эффекта.
3. В процессе общения говорящие оперируют по большей части различными видами метафор и гештальтами, которые занимают центральное место в развитии мысли. Чем больше индивид абстрагируется, тем больше метафорических слоев ему требуется для выражения какой-либо идеи.
4. Проанализированные типы лингвокогнитивных моделей преобладают в повседневном общении людей, при более доверительном отношении. Наблюдается высокая частота употребления метафор при общении в узком кругу, так как появляется большая возможность выразить свои эмоции.
5. Лингвокогнитивные модели практически во всех примерах используются при ответных репликах, так как развернутая реплика во многих случаях требует языковой экономии, оставляя возможность принимающей стороне «додумать» и образно представить высказывание самому и сократить временные ресурсы, что находит яркое отражение в представленных моделях ( Например: I might have tried a lightning round - фраза вызывает в сознании говорящего и слушающего образ молнии, который по своим характеристикам ассоциируется с чем-то быстрым).
6. Использование прототипа позволяет придать масштабности высказыванию, так как он является быстро распознающейся моделью, и также позволяет говорить о языковой экономии (Например, I will make this look like the Rose Parade)
7. Использование образ-схемы наблюдется при кратких ответах на вопрос, так как позволяет быстро «нарисовать» схему в сознании обеих сторон диалога (I am off Axelrod).



1. Алефиренко Н. Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003. - 97 с.
2. Архипова Е. И. Механизмы образования безэквивалентных сочетаний / Е. И. Архипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3. - C. 27-30.
3. Бабушкин А. П., Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин // Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996 г. - 104 с.
4. Баранов А. Н., Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать лет спустя// Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // М.: Едиторал УРСС, 2004 г. - 256 с
5. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - С. 18-36.
6. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. - С. 25-36.
7. Болдырев H. Н. Когнитивная семантика. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. Изд. 3-е, стер. - 123 с.
8. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. - 2002. - С. 79-95.
9. Голованова Е. И. Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания / Е. И. Голованова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - С. 122-125.
10. Горшкова Т. М. Языковая объективация гештальта «Святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского») / Т. М. Горшкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4 (2). - С. 491-493.
11. Гусева Е. А. Лингвокогнитивное моделирование как понятие и явление / Е. А. Гусева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2008. - С. 126131.
12. Егорова О. А. Теория концептуальной метафоры в когнитивной лингвистике. Электронный научный журнал No 10-1 (13). 2016. С. 190-195
13. Жаботинская С. А. Теория номинации: когнитивный ракурс // Вестник Московского гос. лингвистического университета. Вып. 478: Лексика в разных типах дискурса. М.: МГЛУ, 2003. - С. 145-164.
14. Жаботинская. С. А. Принципы лингвокогнитивного анализа и феномен полисемии / С. А. Жаботинская // Проблеми загального, германського та слов’янського мовознавства. До 70^ччя професора В.В. Левицького. - Чершвщ: Книги ХХ1, 2008. - С. 357-368.
15. Залевская, А.А. Языковое сознание: вопросы теории / А.А. Залевская // Вопросы психолингвистики. 2003. - №1. - С. 30-35.
16. Клепальченко И. А. Прототип и инвариант ряда лексем из семантической группы «Лестница и элементы лестничных конструкций» / И.
А. Клепальченко // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. С. 49-56.
17. Котельникова Е. В. Актуализация моделей когнитивной лингвистики в англоязычном научно-инновационном дискурсе: дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Котельникова. - Нальчик, 2013. - 23с.
18. Кубрякова Е. С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность, язык и сознание. Тамбов, 2002. Вып.2. С. 5 - 15.
19. Кузина О. А. Семантический гештальт как способ выявления этнокультурной специфики языкового сознания / О. А. Кузина // Филология и человек. - 2010. - С. 1 -10.
20. Кустова О. А. Гештальтность текста карикатуры как его основная характеристика / О. А. Кустова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2012. - С. 37-41.
21. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 296 с.
22. Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский // М.: Энергия, 1978. — 151 с.
23. Никитин М. В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 53-64.
24. Огнева Е. А. Сценарий как способ репрезентации динамики концепта / Е. А. Огнева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - С. 7-11.
25. Песина С. А. От инварианта многозначного слова к лексическому прототипу / С. А. Песина // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - С. 53-61.
26. Полатовская О. С. Когнитивный анализ фрейма-сценария «Дискредитация» (на материале выступлений американских политических деятелей по ситуации в Сирии) / О. С. Полатовская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №11. - С. 106-110.
27. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - АСТ: «Восток-Запад», 2007. - 314с.
28. Резникова Е. В. Динамический аспект концепта «круг»: опыт структурирования на основе образ-схемы / Е. В. Резникова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - С. 162165
30. Савойская Н. П. Новые направления в зарубежной лингвистике / Н. П. Савойская // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - С. 83-89.
31. Самигуллина А. С. Понятие 'образ-схема' в современных исследования по когнитивной лингвистике / А. Н. Самигуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - С. 101-106.
32. Слышкин, Г. Г. Концептологический анализ институционального дискурса / Г.Г. Слышкин // Филология и культура. - 2001. - С. 34-36.
33. Тарасова И. А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей // Филологические науки. - 2004. - № 4. - С. 42-49.
34. Трубаева, Е.И. К вопросу взаимосвязи понятий фрейм, гештальт, слот, топик, сценарий в когнитивной лингвистике / Е. И. Трубаева // Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования : сб. материалов II междунар. заоч. науч.-практ. конф., Краснодар, 1 дек. 2011 г. / отв. ред. А.А. Киселев. - Краснодар, 2011. - С. 40-42.
35. Турсунов Ф. М. Реалии - специфическая составляющая безэквивалентной лексики / Ф. М. Турсунов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - С. 162-167
36. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1988. - № 23. - С. 52-92.
37. Харченко В.К., Функции метафоры: учебное пособие. изд.2-е // М.: Издательство Луч, 2007 г. - 96 с.
38. Цыренова А. Б. О средствах реализации сценарного концепта (на материале английского языка) / А. Б. Цыренова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - С. 18-21
39. George LatefC Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. - 1987. - Гл. 1, 17.
40. Laura A. Janda. Cognitive Linguistic in the year 2010 // International Journal of Cognitive Linguistics. - Volume 1. - Issue 1. - P. 1-30.
41. Talmy L., Toward a Cognitive Semantics. Vol. 1: Concept structuring Systems. - Cambridge (Mass), L. : A Bradford Book, The MIT Press, 2000. - 565p.
42. Когнитивная лингвистика. - URL: http://lingvodnu.com.ua/arxiv- nomeriv/lingvistika-lingvokulturologiya-2012/struktura-koncepta-v-ramkax- kognitivnoj-lingvistiki/ (дата обращения: 08.05.2019).
43. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике. - URL: https://cyberpedia.su/11xbfc5.html/ (дата обращения: 08.05.2019).
44. Содержание понятия языковая картина мира в лингвистике. - URL: https://studopedia.ru/14_78318_temperaturnaya-zavisimost-soprotivleniya- razlichnih-veshchestv.html/ (дата обращения: 03.04.2019).
45. Языковая картина мира. - URL: https://postnauka.ru/faq/25196 (дата обращения: 08.05.2019).
46. Spiders Eggs in Bubble Yum. - URL: https://www.snopes.com/fact- check/bubble-yuck/ (дата обращения: 09.06.2019).
47. Take a rain check. - URL: http://lazy-english.com/idioms-take-a-rain- check/ (дата обращения: 09.06.2019).
48. Urban Dictionary. - URL:
https: //www.urbandictionary.com/defme.php?term=Burner%20phone/ (дата обращения: 09.06.2019).
49. USA. Rose Parade history. - URL:
https://tournamentofroses.com/events/rose-parade-history/ (дата обращения: 05.
6. 2019).
50. Urban Dictionary. - URL:
https: //www.urbandictionary.com/define.php?term=Rumble%20In%20The%20Jun gle/ (дата обращения: 09. 06. 2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ