Введение 3
1. Теоретические основы оценки персонала 6
1.1. Сущность и значение персонала организации, классификация персонала 6
1.2. Управление и оценка персонала организации 11
1.3 Основные методы оценки персонала 17
2. Анализ системы оценки персонала в АО «Международный аэропорт «Казань» 30
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Международный аэропорт «Казань» 35
2.3. Анализ системы управления персоналом и оценки персонала в АО
«Международный аэропорт «Казань» 46
3. Рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала в АО
«Международный аэропорт «Казань» 76
3.1 Применение новых методов оценки персонала в АО «Международный аэропорт «Казань» 76
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 81
Заключение 86
Список литературы 88
Актуальность. Первостепенная значимость оценки персонала в эффективности управления человеческими ресурсами определена неразрывной связью почти со всеми функциями системы управления персоналом. Отбор кандидатов на вакантные должности невозможен без оценки персонала, справедливое поощрение и материальное стимулирование в виде премий и бонусов также невозможно реализовать без оценки результатов деятельности сотрудников. Оценка персонала необходима для определения потребностей в обучении и развитии персонала.
Современные исследования в области управления трудовыми ресурсами показывают, что правильно сформированная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Это определяется, В первую очередь, значением результатов опенки в управлении персоналом. Являясь важным элементом управления человеческими ресурсами, критерии показатели оценки персонала создают возможность принятия обоснованных решений в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.
Для многочисленных аспектов кадровой работы, таких как прием на работу, продвижение по службе, премирование и депремирование, увольнение и сокращение, обучение и профессиональный рост, поощрение, реорганизация, процедуры оценки персонала являются основными базовыми мероприятиями. Оценка и аттестация сотрудников компании тесно увязаны практически со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом. Так, по данным Авиакомпании «Аэрофлот», совершенствование системы оценки персонала может способствовать увеличению производительности труда и, как следствие, росту прибыльности предприятия на 2-3% .
Отсюда следует, что система оценки персонала в компании актуальна вне зависимости от стадии развития предприятия, его размеров и доли рынка, поскольку она представляет собой основообразующую персонал -технологию, которая образует непрерывный процесс в системе управления предприятия любой формы собственности и взаимосвязана со всеми направлениями управления персоналом.
Объект исследования: персонал АО «Международный аэропорт «Казань».
Предмет исследования: оценка персонала АО «Международный аэропорт «Казань».
Цель исследования: изучить систему оценки персонала в АО «Международный аэропорт «Казань» и разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- изучить литературные источники по обозначенной проблеме;
- представить организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ системы управления персоналом в АО «Международный аэропорт «Казань»;
- проанализировать систему оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань»;
- разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань».
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки персонала, раскрывается сущность и значение персонала организации, классификация персонала, уделяется внимание управлению и оценке персонала организации, а также основным методам оценки персонала.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика АО «Международный аэропорт «Казань», результаты анализа системы управления и оценки персонала исследуемого предприятия.
В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию методов оценки персонала персонала АО «Международный аэропорт «Казань» и их экономическое обоснование.
В настоящее время реализация процедуры регулярной (ежегодной, полугодовой) оценки персонала является одной из обязательных и важнейших функций, выполняемых практически каждой современной, развивающейся компании. Процедура сложна, может выглядеть совершенно по-разному, представлять собой либо одну из существующих методик, либо комбинацию. Ошибка при разработке, внедрении и реализации системы оценки может привести к крайне негативным последствиям для компании.
Вторая часть главы посвящена анализу существующей системы оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань». В результате данного анализа были выявлены следующие положительные стороны оценки персонала, существующей на данном предприятии:
- простота в использовании;
- система не затратна по материальным, временным и человеческим ресурсам;
- всеохватность по сотрудникам;
- автоматизированность;
- достаточно высокая информативность;
- система вписывается в общую схему работы предприятия;
- возможность для сотрудника оценить себя самостоятельно;
- проведение личной беседы каждого сотрудника и его руководителя.
Основными минусами оказались:
- несовершенная система общекорпоративных компетенций;
- недостаточная объективность оценки, так как она осуществляется только 1 человеком - руководителем;
- проблемы с коммуникацией, которые приводят к тому, что некоторые сотрудники и руководители не понимают смысла оценки, не заинтересованы в участии в ней, либо их ожидания относительно назначения и последствий процедуры не оправдываются;
- не оцениваются профессиональные знания некоторых категорий, для которых это важно.
Были предложены изменения, которые должны максимально покрыть слабые места процедуры ежегодной оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань»:
1. Для решения проблемы с коммуникацией были определены ответственные группы, каналы информирования, этапы, на которых должно проводиться информирование, и основные темы, которые должны освещаться: что такое система оценки, каково ее основное назначение, зачем ставятся цели, что такое компетенции, как они конкретно должны проявляться, какими могут быть результаты прохождения процедуры.
2. Было предложено пересмотреть существующую систему компетенций аэропорта, добавить некоторые компетенции и сделать систему вариативной, в зависимости от требований и функций конкретной должности. Для каждого отдела внутри подразделения были определены критичные компетенции, важные и второстепенные.
3. Для устранения двух последних недостатков - отсутствия оценки профессиональных знаний и недостаточная объективность - было предложено пересмотреть саму процедуру оценки, расширив ее и внедрив метод «360 градусов».
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учеб. пособие /
А.Р. Алавердов. - М.: Маркет ДС, 2016. - 304 с.
2. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Инфра-М, 2015. - 440 с.
3. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала. Учеб. Пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: Юнити, 2018. - 192 с.
4. Аширов, Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 432 с.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2017. - 224 с.
6. Басаков, М.И. Кадровое делопроизводство / М.И. Басаков. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2016. - 256 с.
7. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 504 с.
8. Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 с.
9. Гаврилова, А.Е. Деятельность административно-хозяйственной службы / А.Е. Гаврилова. - М.: Academia, 2016. - 256 с.
10. Галенко, В.П. Менеджмент: Учебник для вузов / В.П. Галенко. - СПб.: Питер, 2017. - 224 с.
11. Галькович, Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 345 с.
12. Генкин, Б.М. Эффективность труда и качество жизни / Б.М. Генкин. - СПб.: Питер, 2015. - 112 с.
13. Гибсон, Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж.Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х. Доннеллли. - М: Инфра-М, 2016. - 290 с.
14. Гительман, Л.Д. Преобразующий менеджмент / Л.Д. Гительман. - М.: Дело, 2015. - 321 с.
15. Гительмахер, Р.Б. Руководитель в оценках подчиненных. Уч. Пособие / Р.Б. Гительмахер. - Иваново, 2015. - 345 с.
16. Денисов, А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А.Ф. Денисов. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 304 с.
17. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах / Н.А. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018. - 416 с.
18. Иванцевич, Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж. Иванцкевич,
A. А. Лобанов. - М.: Проспект, 2014. - 324 с.
19. Как мотивировать продуктивную работу персонала / Под ред.
B. С. Лазарева. - М.: Наука, 2017. - 433 с.
20. Калачева С. А. Аттестация. - М. Издательство ПРИОР, 2017. - 254 с.
21. Кафидов, В.В. Теория организации / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2018. - 144 с.
22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 304 с.
23. Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ГАУ, 2016. - 344 с.
24. Кови, С. Семь навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / С. Кови. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 123 с.
25. Корнийчук, Г.А. Прием и увольнение работников: оформление трудовых отношений, подбор и оценка персонала: практическое руководство / Г.А. Корнийчук. - М.: Омега-Л, 2017. - 158 с.
26. Мелихов, Ю. Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 344 с.
27. Михайлов, Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы / Ф.Б. Михайлов. - Казань, 2016. - 321 с.
28. Никифорова, Н. А. Управление персоналом. Краткий курс / Н.А. Никифорова. - М.: Окей-книга, 2017. - 128 с.
29. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации / И.А. Оганесян. - Мн.: Амалфея, 2015. - 256 с.
30. Одегов, Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. - М.: КноРус, 2018. - 985 с.
31. Резник, С.Д. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
32. Руденко, А.М. Управление персоналом. Учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова. - М.: Феникс, 2017. - 416 с.
33. Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом: Учебно-практическое пособие / Э.Е. Старобинский. - М.: ЗАО Бизнес-школа, 2016. - 345 с.
34. Фёдорова, Н. В. Управление персоналом. Учебник / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2018. - 224 с.
Печатная периодика
35. Астахов, Ю.В. Планирование деловой карьеры персонала как эффективная кадровая технология / Ю.В. Астахов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Выпуск № 2. Том 13. 2017 - С. 14-17.
36. Габтрахманова, Ю.Т. Планирование деловой карьеры персонала в организации / Ю.Т. Габтрахманова, Д.В. Лашко // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - №16. - С. 66-72.
37. Гаврилюк, В. Сила компетенции / В. Гаврилюк // Справочник по управлению персоналом. - 2017. - № 9. - С. 76.
38. Гизатулин, А.М. Оценка персонала как ключевая составляющая системы мониторинга персонала / А.М. Гизатулин, Е.В. Новикова // Консультант директора. - 2017. - №2. - С. 48-52.
39. Золотов, А. Методика оценки эффективности организационной структуры управления / А. Золотов, М. Федерова // Консультант директора. - 2017. - №2. - С. 34-38.
40. Марыша, Н.А. Менеджер по персоналу тоже нуждается в мотивации / Н.А. Марыша // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №3. - С. 1519.
41. Пильман, К.С. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом / К.С. Пильман // Политика, экономика и инновации. - 2018. - №5(22). - С, 1-7.
42. Селентьева, ДО. Совершенствование системы управления персоналом организации / Д.О. Селентьева, Д.Г. Зиганшина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018 . - №12. - С. 82-86.
43. Старобинский, Э. Е. Повышение квалификации менеджеров - процесс непрерывный / Э.Е. Старобинский // Управление персоналом. - 2012. - № 1. -С.67-70.
44. Стоянов, И.А. Проблема оценки персонала: обзор, критический анализ и решение задачи / И.А. Стоянов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №1. - С. 114-118.
45. Фоменко, А. Современные аспекты оценки эффективности персонала / А. Фоменко, Е. Павлова, А. Шлычков // Консультант директора. - 2017. - №22 (130). С. 21-28.
46. Чекалов, М. Самый эффективный кадровый ресурс / М. Чекалов, И. Клюшина // Управление персоналом. - 2016. - №5. - С. 30-32.
47. Чмирева, Е.В. Методы оценки персонала - выбор метода оценки / Е.В. Чмирева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(54). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 15-19.
Источники на электронных носителях удаленного доступа
48. Авиакомпания «Аэрофлот»: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aeroflot.ru (дата обращения: 10.05.19)
49. Бачина, Е.С. Методы оценки персонала [Электронный ресурс] /
Е.С. Бачина // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 139-144.
URL:https://moluch.ru/archive/142/39944/ (дата обращения: 07.05.19)
50. Витюгина, И.В. Инструменты эффективного HR-менеджмента
[Электронный ресурс] / И.В. Витюгина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - №3. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14461 (дата обращения: 06.06.2019).
51. Жусупов, А.Р. Методы оценки и аттестации персонала [Электронный
ресурс] / А.Р. Жусупов, А.А. Хасенова, Т.В. Майорова // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - №1. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77332 (дата обращения: 28.05.2019).
52. Карманова, А.В. Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом [Электронный ресурс] / А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 409. URL: https://moluch.ru/archive/143/40249/ (дата обращения:
11.05.19)
53. Козлов, В.В. Система управления персоналом предприятия [Электронный ресурс] / В.В. Козлов, Д.В. Бочаров. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 160 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/18956.html (дата обращения: 05.05.19)
54. Кошевенко, С.В. Разработка примерной программы Assessment Center карьерного потенциала сотрудников [Электронный ресурс] / С.В. Кошевенко // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №12. - Ч. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41542 (дата обращения: 20.06.2019).
55. Рыжова, Н. Состояние систем управления персоналом: реалии и перспективы [Электронный ресурс] / Н. Рыжова // Справочник по управлению персоналом. 2017. №1. URL: http://www.pro- personal.ru/journal/785/379656 (дата обращения: 11.05.19)
56. Санникова, Е.А. Оценка эффективности системы управления персоналом в организации [Электронный ресурс] / Е.А. Санникова //
Современные научные исследования и инновации. - 2017. - №3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79494 (дата обращения: 28.05.2019).
57. Симонова, А. Разработка системы оценки персонала [Электронный
ресурс] // Консалтинговая компания iTeam. URL:
https://blog.iteam.ru/razrabotka-sistemy-otsenki-personala/ (дата обращения: 05.05.19)
58. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2017. - 319 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/71073.html (дата обращения:
07.05.19)
59. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://www.favt.ru (дата обращения: 10.05.19)
60. Шевченко, М. Система оценки персонала [Электронный ресурс] /
М. Шевченко // HR-сообщества и публикации. URL: https://hr-
portal.ru/article/sistema-ocenki-personala (дата обращения: 07.05.19)