ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА МАРШРУТАХ 6
1.1 Качество обслуживания пассажиров на маршрутах: сущность, структура 6
1.2 Проблемы качественного обслуживания пассажиров на маршрутах .. 100
Выводы по первой главе 133
ГЛАВА 2 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ НА РЕГУЛЯРНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ МАРШРУТЕ «№ 7» ГОРОДА ЕЛАБУГА (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН) 144
2.1 Анализ регулярного муниципального маршрута «№ 7» города Елабуга
Республики Татарстан 144
2.2 Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров на регулярном муниципальном маршруте «№ 7» города Елабуга Республики Татарстан 211
Выводы по второй главе 311
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 332
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для современной России характерно становление новых, более эффективных механизмов управления в различных сферах деятельности, в том числе и на автомобильном транспорте, что находит отражение транспортном законодательстве, совершенствовании механизмов взаимодействия предприятий перевозчиков и органов муниципальной власти, в установлении новых норм предоставления транспортных услуг. Автомобильный транспортный комплекс формируется под воздействием таких факторов, как размещение и развитие хозяйства, расположение других населенных пунктов, направление и мощность межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей, размещение курортов и значимых объектов туризма.
В целях обеспечения эффективности деятельности, а также устойчивого развития пассажирский транспорт нуждается в организационной системе, по возможности объединяющей все известные механизмы управления как экономическими процессами производства и взаимодействия участников рынка, так и социальными процессами общества. По пассажирообороту Россия занимает четвертое место в мире (после Китая, Индии и Японии). Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р) задает векторы основных направлений развития автотранспортной отрасли, определяет требования к транспортным процессам.
Развитие системы транспортного обслуживания населения, улучшение показателей его качества возможно лишь при наличии четкой, актуальной информации обо всем происходящем на определенном участке движения в определенный промежуток времени. Максимальная оперативность и достоверность этой информации о ситуации в системе транспортного обслуживания населения может быть получена только при условии эффективного взаимодействия различных органов государственной и муниципальной власти.
Достижение определенного уровня перевозки пассажиров приводит к увеличению их свободного времени за счет уменьшения затрат времени на передвижение и благоприятно влияет на участие населения во всех сферах общественной жизни страны. При организации транспортного обслуживания качество является одним из основных критериев формирования параметров перевозки.
Управление качеством транспортного обслуживания предусматривает определение соответствующих требований к параметрам технологического процесса перевозок пассажиров. При этом дискуссионными остаются вопросы разработки показателей для оценки качества перевозок и методов его планирования.
Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «Повышение качества обслуживания пассажиров на маршрутах».
Объект исследования: деятельность автотранспортных предприятий по обслуживанию пассажиров на маршрутах.
Предмет исследования: мероприятия по повышению качества обслуживания пассажиров на маршрутах.
Цель исследования: разработать мероприятия по повышению качества обслуживания пассажиров на маршруте «№ 7» в городе Елабуга (Республика Татарстан).
Задачи исследования:
1. Определить сущность и структуру качества обслуживания пассажиров на маршрутах.
2. Выявить основные проблемы качественного обслуживания пассажиров на маршрутах.
3. Проанализировать автобусный маршрут «№ 7» в городе Елабуга (Республика Татарстан).
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров на маршруте «№ 7» в городе Елабуга (Республика Татарстан).
Методы исследования: изучение и анализ источников информации, нормативной документации по теме исследования, сравнение, обобщение опыта в сфере качества транспортных услуг, моделирование, опрос, наблюдение, математическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы можно использовать в качестве рекомендаций по повышению качества обслуживания пассажиров автомобильного транспорта.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное нами исследование по проблеме повышения качества обслуживания пассажиров на маршрутах позволило нам сформулировать следующие выводы.
Для огромной территории Российской Федерации транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики страны, объединяя отдельные регионы, отрасли, предприятия в единое целое. Однако, несмотря на развитие отдельных видов транспорта, неразвитость транспортной инфраструктуры не позволяет удовлетворить в полной мере возрастающий спрос на пассажирские перевозки.
Основными показателями качества работы системы городского транспорта на автобусных маршрутах являются: регулярность, выполнение правил перевозки, наличие надлежащей и дополнительной информации, культура обслуживания пассажиров со стороны водителей автобусов.
Для решения поставленных в нашем исследовании задач был проанализирован регулярный муниципальный маршрут № 7 города Елабуга (Республика Татарстан). Нами применялись метод наблюдения, опроса, интервью. Были опрошены как водители, так и пассажиры.
Результаты проведенного нами опроса позволили установить, что на городских автобусах обычно перемещаются 70,2 % опрошенных, ездят на личном автомобиле 22,6 % опрошенных, остальные либо ходят пешком, либо заказывают такси. Поэтому проблемы обслуживания пассажиров на общественном транспорте очень актуальны для города Елабуга.
Проведенный анализ маршрута № 7 показал, что в целом состояние проезжей части на маршруте удовлетворительное. В отдельных местах наблюдается ямочность и дефекты дорожного покрытия. Беседы с пассажирами маршрута показали, что, почти все они довольны качеством дорог. Отдельные пассажиры отмечали, что недостатки дорожных покрытий, в основном, наблюдаются весной, но потом их устраняют.
На протяжении маршрута № 7 располагается 15 светофорных объектов, 40 пешеходных переходов и 20 искусственных неровностей. Данные технические средства обеспечивают в должной мере безопасность дорожного движения на всем протяжении маршрута.
По пути движения маршрута нами зафиксировано одно место концентрации дорожно-транспортных происшествий - на пересечении проспекта Нефтяников и улицы Строителей, перед автобусной остановкой НГДУ. Хотя там и установлен светофор, движение в часы пик там осложнено.
В процессе наблюдения движения маршрута № 7 нами установлено, что существующие остановочные и посадочные площадки, павильоны имеются в наличии. Их устройство и размещение соответствует требованиям «Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений». К сожалению, не на всех остановках и посадочных площадках имеется искусственное освещение. Недостаточно информационных табличек о времени движения автобусов и остановках.
Для оценки отношения пассажиров к качеству обслуживания на городском транспорте в г. Елабуга нами был проведен опрос жителей, в котором приняли участие 84 человека. Несмотря на то, что общее отношение жителей к сложившейся ситуации с пассажирскими перевозками в городе удовлетворительное, имеется довольно много претензии к качеству осуществляемых перевозок. По мнению пассажиров, культура обслуживания водителей автобусных маршрутов в городе Елабуга находится на низком уровне (так считают 76 % респондентов).
Наше исследование показало, что в настоящее время состояние сферы пассажирских перевозок в городе Елабуга характеризуется не достаточно высоким качеством, нерегулярностью выхода автотранспортных единиц на рейсы, особенно в вечернее время и выходные дни, а главное неудовлетворенностью качеством обслуживания определенной части потребителей. Поэтому крайне важным представляется выявление и изучение наиболее значительных проблем в области обслуживания пассажирских перевозок, а также разработка мероприятий по совершенствованию и улучшению их качества.
К основным мероприятиям по повышению качества обслуживания пассажиров на маршрутах мы отнесли использование гибких совмещенных маршрутов, методов дежурных и смешанных маршрутов, повышение качества информированности населения о работе городского общественного транспорта, а также обязательное обучение всех водителей по программе «Культура обслуживания пассажиров на городском общественном транспорте». Основными разделами данной программы должны быть следующие: психофизиологические основы труда водителя автобуса и легкового таксомотора; обеспечение безопасности перевозки пассажиров; морально-этические нормы поведения работников городского транспорта; основы профессионального общения водителя с пассажирами; культура речи как основа бесконфликтного общения с пассажирами; тренинг по стрессоустойчивости.
Таким образом, все поставленные в выпускной квалификационной работе задачи нами решены, цель исследования достигнута.
1. Агуреев, И.Е. Закономерности влияния капитальных вложений в развитие улично-дорожной сети на характеристики транспортных процессов / И.Е. Агуреев, В.А. Пышный // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 4 (43). - С. 61-68.
2. Андреев, К.П. Разработка мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети / К.П. Андреев, В.В. Терентьев, И.Е. Агуреев // Грузовик. -2017. - № 8 - С. 6-9.
3. Андреев, К.П. Совершенствование городской маршрутной сети / К.П. Андреев // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 3 (19). - С. 102106.
4. Андреев, К.П. Совершенствование транспортного обслуживания населения / К.П. Андреев // Транспортное дело России. - 2017. - № 3. - С. 7-9.
5. Галабурда, В.Г. Роль транспортной подвижности населения в повышении качества жизни и развития общества / В.Г. Галабурда, Е.А. Иванова, Т.А. Флягина // Транспортное дело России. - 2016. - №. 5. - С. 101-103.
6. Горев, А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
7. Гудков, В.А. Качество пассажирских перевозок: возможность
исследования методами социологии : учебное пособие / В. А. Гудков [и др.]. - Волгоград : ВолгГТУ, 2008. - 163 с.
8. Дорохин, С.В. Безопасность на дорогах: проблемы и решения / С.В. Дорохин, В.В. Терентьев, К.П. Андреев // Мир транспорта и технологических машин. - 2017. - № 2. - С. 67-73.
9. Дрючин, Д.А. Основные направления повышения качества транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом по регулярным маршрутам / Д.А. Дрючин, М.А. Майоров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4 (179). - С. 30-36.
10. Епифанов, В.В. Повышение качества перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта на основе оценки удовлетворенности потребителей / В.В. Епифанов, А.С. Тюрин; под науч. ред. М.Ю. Обшивалкина. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 195 с.
11. Ефимова, ДМ. Исследование удовлетворенности услугами транспортного обслуживания московским городским пассажирским транспортом / Д.М. Ефимова, Р.Р. Сидорчук // Маркетинг в России и за Рубежом. - 2015. - №
6. - С. 32-40.
12. Загорский, И.О. Методика оценки уровня обеспечения безопасности перевозки пассажиров как показателя качества транспортного обслуживания / И.О. Загорский, П.П. Володькин // Вестник ТОГУ. - 2009. - №1. - С. 122-127.
13. Загорский, И.О. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом / И.О. Загорский, П.П. Володькин. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. - 154 с.
14. Иванова, Е.А. Маркетинг качества обслуживания пассажиров / Е.А. Иванова // Мир транспорта. - 2016. - № 2. - С. 102-107.
15. Как повысить культуру обслуживания в общественном транспорте [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны. - URL: http://nabchelny.ru/news/30832 (дата обращения: 15.04.2019).
16. Кравченко, Е.А. Стратегия повышения качества перевозок населения / Е.А. Кравченко, Е.Е. Кравченко // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2008. - № 3. - С. 41-44.
17. Кравченко, Е.А. Слагаемые качества транспортного обслуживания / Е.А. Кравченко, Е.Е. Кравченко // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2007. - №3. - С. 37-39.
18. Кузнецов, В.И. Условия эффективности управления автотранспортным предприятием / В.И. Кузнецов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2014. - №1. - С. 40-46.
19. Ларин, О.Н. Организация пассажирских перевозок: учебное пособие /
О.Н. Ларин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 104 с.
20. Методика оценки качества обслуживания пассажиров общественным транспортом / М.М. Бочкарева [и др.] // Известия ВолгГТУ. Серия: Наземные транспортные системы. - 2007. - Вып. 2. - № 8. - С. 91-94.
21. Митюгин, В.А. Развитие теорий моделирования транспортных потоков /
В.А. Митюгин, Н.А. Фролов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2015. - № 6-1. - С. 68-76.
22. Михайлов, А.Ю. Современные методы оценки качества организации дорожного движения в городах / А.Ю. Михайлов, А.Г. Левашев, М.И. Шаров. - Иркутск: Иркут. нац. исслед. техн. ун-т, 2015. - 218 с.
23. Носов, А.Л. Показатели оценки качества транспортного обслуживания пассажиров / А.Л. Носов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - URL: http://e-koncept.ru/2016/16269.htm.
24. Носов, А.Л. Управление качеством работы городского пассажирского транспорта с использованием транспортной модели / А.Л. Носов // Логистика сегодня. - 2015. - № 1. - С. 38-47.
25. Оценка пассажиров работы городского общественного транспорта (на примере г. Ханой) / В.А. Гудков [и др.] // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2013. - № 6. - С. 9-14.
26. Паршакова, К.А. Повышение качества городских пассажирских
автомобильных перевозок на основе оптимизации интервалов движения с учётом региональных особенностей / К.А. Паршакова, Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина // Наука сегодня глобальные вызовы и механизмы развития : материалы
международной научно-практической конференции. - Вологда, 2019. - С. 51-56.
27. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / В.А. Гудков [и др.]; под ред. В.А. Гудкова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 448 с.
28. Пермовский, А.А. Пассажирские перевозки: учебно-методическое
пособие / А.А. Пермовский. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 164 с.
29. Покацкая, Е.В. Некоторые аспекты клиентоориентированности в организации пассажирских перевозок / Е.В. Покацкая, Т.А. Филатова // Вестник транспорта Поволжья. - 2018. - № 1 (67). - С. 44-50.
30. Попова, И.М. Критерии оценки качества обслуживания городским пассажирским транспортом [Электронный ресурс] / И.М. Попова, Р.А. Шустов, Е.А. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 35. - С. 126-130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95579.htm.
31. Региональное пассажирское сообщение: состояние и тенденции развития / О.Ю. Смирнова [и др.]. // Инновационный транспорт. - 2017. - № 3 (25). - С. 2631.
32. Рябчинский, А.И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.И. Рябчинский, В.А. Гудков, Е.А. Кравченко. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
33. Спирин, И.В. Научные основы комплексной реструктуризации городского пассажирского транспорта: монография / И.В. Спирин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 200 с.
34. Спирин, И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник / И.В. Спирин. - 5-e изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
35. Спирин, И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом / И.В. Спирин. - М.: Академкнига, 2004. - 413 с.
36. Тарханова, Н.В. Анализ факторов, оказывающих влияние на объем транспортных услуг / Н.В. Тарханова // Вестник ИрГТУ. - 2015. - № 6 (101). - С. 134-137.
37. Трубицын, К.А. Экономика на автотранспорте. Качество оказываемых услуг / К.А. Трубицын // Транспортное дело России. - 2017. - № 6. - С. 120-121.
38. Турпищева, М.С. Проблемы управления автомобильными пассажирскими перевозками / М.С. Турпищева, Н.А. Селюкова // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. - 2010. - №1. - С. 16-18.
39. Фадеев, А.И. Нормирование параметров системы пассажирского транспорта общего пользования / А.И. Фадеев, В.А. Ковалев, Е.В. Фомин //
Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. -№12. - С. 179-183.
40. Федоров, В.А. Городской пассажирский транспорт Санкт-Петербурга (1991-2014 гг.): политика, стратегия, экономика / В.А. Федоров. - СПб.: Принт,2014. - 232 с.
41. Шабанов, А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизм управления / А.В. Шабанов.
- Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. - 205 с.
42. Якунин, Н.Н. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок / Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина, А.В. Смирнов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2013. - №3. - С. 31-36.
43. Яменсков, А.И. Проблемы качества перевозок пассажиров городским общественным транспортом в городе Новороссийске / А.И. Яменсков, К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 124-128.
44. Ясенов, В.В. Современные проблемы муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий / В.В. Ясенов // Автотранспортное предприятие.- 2014. - №5 - С. 28-32.
45. Яценко, С.А. Методика обследования спроса на автобусы особо малой вместимости на примере г. Иркутска / С.А. Яценко // Вестник ИрГТУ. - 2016. - № 3 (110). - С. 163-168.