Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1 Теоретические основы института уголовной ответственности
1.2 Уголовно-правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве РФ .. 1.3 Исторический анализ правового положения несовершеннолетнего в
уголовном процессе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 32 2.1Правовое регулирование института уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ 32
2.2 Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних 39
2.3 Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1 Теоретические основы института уголовной ответственности
1.2 Уголовно-правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве РФ .. 1.3 Исторический анализ правового положения несовершеннолетнего в
уголовном процессе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 32 2.1Правовое регулирование института уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ 32
2.2 Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних 39
2.3 Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Не смотря на устойчивую тенденцию сокращения количества совершенных зарегистрированных преступлений, в том числе среди преступлений несовершеннолетних по данным Генеральной прокуратуры РФ (рисунок 1), за последние несколько лет, проблема подростковой преступности
стоит все так же остро.
Рис.1 - Диаграмма количества несовершеннолетних лиц, совершивший преступления, чел.
В первую очередь это связано с неуклонным ростом степени общественной опасности совершаемых ими преступлений: они стали более дерзкими, циничными, наиболее общественно опасными, направленными против наиболее слабых и незащищенных групп населения. При этом выделяется рост количества преступлений с проявлениями корысти, преступлений, совершенных с целью обеспечить себя деньгами, наркотиками, насильственные действия сексуального характера, совершенные с особой жестокостью. В среде подростков стали распространяться новые для этой категории лиц виды преступлений: это и участие в торговле оружием, изготовление и сбыт наркотиков и другие. Особое опасение вызывает увеличение количества несовершеннолетних преступников, не достигших возраста уголовной ответственности. При этом нередко они совершают тяжкие
и особо тяжкие преступления. К сожалению, такие преступления не отражаются в государственной статистике, что так же является огромной проблемой. И хотя данная проблема не раз освещалась в трудах многих криминалистов на протяжении многих лет, но все же из-за вышеописанных изменений она остается острой и актуальной.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена большой степенью криминализации несовершеннолетних, вовлечением в новые для них виды преступлений, что вызывает необходимость пересмотра методов, применяемых следователями, дознавателями в процессе расследования преступления и решения встающих перед ними проблем.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются особенности уголовной ответственности, применения уголовного наказания и освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ.
Целью исследования является изучение особенностей назначения уголовного наказания, привлечения к уголовной ответственности и освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, а также разработка направлений по их улучшению, которые могли бы способствовать повышению эффективности расследования данной категории преступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать историю развития законодательства, касающегося ответственности несовершеннолетних;
2) изучить статус несовершеннолетнего в уголовном процессе и предпосылки преступности несовершеннолетних;
3) рассмотреть правовое регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних;
4) проанализировать основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
Научная новизна заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе производится анализ состояния криминализации среди несовершеннолетних, анализ существующих проблем при привлечении к уголовной ответственности и назначении уголовного наказания за преступления, совершенные данной группой, а также предлагаются соответствующие пути и способы решения данных проблем.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложений по решению проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности и назначением уголовного наказания несовершеннолетним, а так же в возможности формирования на их основе законодательных предложений.
Теоретическая значимость заключается в возможности использования работы при изучении вопросов, связанных с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, изучении особенностей привлечения к ответственности по данной категории дел.
Теоретическую основу представленного исследования составили труды Е.А. Мещеряковой, Н.В. Угольниковой, О.В. Харсеевой, С.Х. Мухаметгалиевой, В.Д. Зеленского и других исследователей. Так же для исследования были использованы различные учебные пособия, периодические публицистические материалы.
Методы исследования. При написании данной выпускной
квалификационной работы были использованы системный подход,
сравнительный, статистический, формально-юридический метод.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав c шестью подглавами, заключения и библиографического списка.
стоит все так же остро.
Рис.1 - Диаграмма количества несовершеннолетних лиц, совершивший преступления, чел.
В первую очередь это связано с неуклонным ростом степени общественной опасности совершаемых ими преступлений: они стали более дерзкими, циничными, наиболее общественно опасными, направленными против наиболее слабых и незащищенных групп населения. При этом выделяется рост количества преступлений с проявлениями корысти, преступлений, совершенных с целью обеспечить себя деньгами, наркотиками, насильственные действия сексуального характера, совершенные с особой жестокостью. В среде подростков стали распространяться новые для этой категории лиц виды преступлений: это и участие в торговле оружием, изготовление и сбыт наркотиков и другие. Особое опасение вызывает увеличение количества несовершеннолетних преступников, не достигших возраста уголовной ответственности. При этом нередко они совершают тяжкие
и особо тяжкие преступления. К сожалению, такие преступления не отражаются в государственной статистике, что так же является огромной проблемой. И хотя данная проблема не раз освещалась в трудах многих криминалистов на протяжении многих лет, но все же из-за вышеописанных изменений она остается острой и актуальной.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена большой степенью криминализации несовершеннолетних, вовлечением в новые для них виды преступлений, что вызывает необходимость пересмотра методов, применяемых следователями, дознавателями в процессе расследования преступления и решения встающих перед ними проблем.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются особенности уголовной ответственности, применения уголовного наказания и освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ.
Целью исследования является изучение особенностей назначения уголовного наказания, привлечения к уголовной ответственности и освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, а также разработка направлений по их улучшению, которые могли бы способствовать повышению эффективности расследования данной категории преступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать историю развития законодательства, касающегося ответственности несовершеннолетних;
2) изучить статус несовершеннолетнего в уголовном процессе и предпосылки преступности несовершеннолетних;
3) рассмотреть правовое регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних;
4) проанализировать основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
Научная новизна заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе производится анализ состояния криминализации среди несовершеннолетних, анализ существующих проблем при привлечении к уголовной ответственности и назначении уголовного наказания за преступления, совершенные данной группой, а также предлагаются соответствующие пути и способы решения данных проблем.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложений по решению проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности и назначением уголовного наказания несовершеннолетним, а так же в возможности формирования на их основе законодательных предложений.
Теоретическая значимость заключается в возможности использования работы при изучении вопросов, связанных с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, изучении особенностей привлечения к ответственности по данной категории дел.
Теоретическую основу представленного исследования составили труды Е.А. Мещеряковой, Н.В. Угольниковой, О.В. Харсеевой, С.Х. Мухаметгалиевой, В.Д. Зеленского и других исследователей. Так же для исследования были использованы различные учебные пособия, периодические публицистические материалы.
Методы исследования. При написании данной выпускной
квалификационной работы были использованы системный подход,
сравнительный, статистический, формально-юридический метод.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав c шестью подглавами, заключения и библиографического списка.
Таким образом, рассмотрев вопросы, касающиеся преступлений, совершенных несовершеннолетними, можно сделать вывод, что, несмотря на общую тенденцию к снижению количества преступлений это группы, данная проблема остается по-прежнему актуальной, поэтому ее исследование и совершенствование российского законодательства в этой сфере необходимы постоянно. Рассмотрев вопросы, касающиеся ответственности несовершеннолетних и расследования преступлений, ими совершенных, можно сделать следующие выводы и выдвинуть следующие предложения по усовершенствованию законодательства.
I Выводы:
1) Историко-правовой анализ нормотворчества по вопросам, касающимся ответственности несовершеннолетних, уходят корнями глубоко в прошлое. Очевидно, что вопрос ответственности подростков всегда волновал законодателя, который стремился обеспечить наиболее полную защиту прав несовершеннолетних, закрепить дополнительные гарантии. При этом законодательство в вопросе ответственности несовершеннолетних и расследования преступлений, ими совершенных, на первоначальном этапе развития было нечетким, несистемным и, зачастую, противоречивым. Однако, не смотря на это, нельзя недооценивать его роль в развитии и становлении российского уголовного права в таком виде, в котором оно существует сейчас, ведь современное состояние уголовного законодательства, касающегося особенностей ответственности несовершеннолетних, особенностей расследования преступлений, как процесса, стало закономерным итогом развития и постепенного изменения законодательства прошлых лет.
2) Причины высокого уровня преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия кроются, в том числе, в непоследовательности и противоречиях государственной политики по отношению к молодежи, в области образования и занятости, воспитания в школе и семье, в области профилактического контроля. На сегодняшний в связи с изменениями в
экономической и политической ситуации в стране происходит расслоение
62
общества по уровню социального достатка, что способствует увеличению числа несовершеннолетних преступников. Нарушение уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.
3) Закон и криминалистическая практика исходит из того, что несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый - это специфическая личность и особая процессуальная фигура. Особенности личностных характеристик несовершеннолетних, незавершенность психологического и социального развития накладывает отпечаток на процесс расследования преступлений несовершеннолетних, на проведение различных следственных действий.
4) В настоящее время вопросы, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних содержатся в гл. 14 общей части УК РФ, а особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в гл. 50 УПК РФ. Данная глава входит в часть 4 данного кодекса, которая называется «Особый порядок уголовного судопроизводства», что так же подчеркивает особое положение и особенности личности несовершеннолетних в уголовном праве.
II Предложения:
1) Особое правовое положение несовершеннолетних и особенности расследования преступлений и конкретных следственных действий вызывает необходимость наличия у следователя, дознавателя возможности получения дополнительных знаний и навыков работы с несовершеннолетними преступниками (проблемы педагогики и подростковой психологии), а так же возможность последующего повышения квалификации по этому вопросу, ведь знание типичных реакций подростков на те или иные обстоятельства и ситуации и установление контакта между следователем, дознавателем и подозреваемым, обвиняемым является залогом успешного проведения следственных действий и раскрытия преступления в целом.
2) В статье 425 УПК РФ прописано, что участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего
16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим
63
расстройством или отстающего в психическом развитии, является обязательным. Нет никаких уточнений по поводу того, откуда должны быть эти специалисты. Здесь возникает закономерный вопрос, будет ли целесообразным присутствие незнакомых людей, хоть и владеющих специальными знаниями, на допросе несовершеннолетнего. Ведь присутствие дополнительных посторонних для подозреваемого или обвиняемого подростка людей вряд ли может расположить его к общению. Более рациональным было бы присутствие учителя или психолога, знакомого несовершеннолетнему. Во-первых, это бы помогло ему раскрыться и чувствовать себя спокойнее и расслабленнее, а во- вторых, специалист, уже зная особенности данного несовершеннолетнего, помог бы направить беседу в правильное русло, применить наиболее подходящие психологические приемы, чтобы расположить подростка к беседе и выяснить необходимую следствию информацию. В связи с этим считаю необходимым отметить дополнительно в данной статье, что предпочтительным было бы присутствие педагога или психолога, уже работавшего с данным подростком. Так же нужно учесть возможность оплаты труда привлеченных специалистов.
3) Статья 51 УПК РФ предписывает обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним. Однако на практике возникают трудности между защитником и несовершеннолетних, невозможность найти общий язык и создать доверительные отношения, служащие основой эффективного сотрудничества. В связи считаю необходимым предоставить возможность несовершеннолетнему отказаться и попросить о замене предоставленного коллегией адвокатов защитника.
Рассмотрение темы ответственности несовершеннолетних неразрывно связано с возрастом уголовной ответственности. Важной проблемой современного общества также является наступление возраста уголовной ответственности. Причем эти преступления носят очень жестокий характер. При этом лицо, совершившее данное противоправное опасное деяние, как правило, не испытывает угрызений совести, сострадания или страха перед
наказанием. Часто они совершенно спокойно относятся к совершенному, а
64
иногда и гордятся этим, хвастаясь перед сверстниками, друзьями. А так как строгого наказания по закону следовать не будет, нет никакой гарантии, что в будущем данное лицо не совершит чего-либо подобного. На мой взгляд, эту проблему нужно решать значительным понижением возраста уголовной ответственности.
I Выводы:
1) Историко-правовой анализ нормотворчества по вопросам, касающимся ответственности несовершеннолетних, уходят корнями глубоко в прошлое. Очевидно, что вопрос ответственности подростков всегда волновал законодателя, который стремился обеспечить наиболее полную защиту прав несовершеннолетних, закрепить дополнительные гарантии. При этом законодательство в вопросе ответственности несовершеннолетних и расследования преступлений, ими совершенных, на первоначальном этапе развития было нечетким, несистемным и, зачастую, противоречивым. Однако, не смотря на это, нельзя недооценивать его роль в развитии и становлении российского уголовного права в таком виде, в котором оно существует сейчас, ведь современное состояние уголовного законодательства, касающегося особенностей ответственности несовершеннолетних, особенностей расследования преступлений, как процесса, стало закономерным итогом развития и постепенного изменения законодательства прошлых лет.
2) Причины высокого уровня преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия кроются, в том числе, в непоследовательности и противоречиях государственной политики по отношению к молодежи, в области образования и занятости, воспитания в школе и семье, в области профилактического контроля. На сегодняшний в связи с изменениями в
экономической и политической ситуации в стране происходит расслоение
62
общества по уровню социального достатка, что способствует увеличению числа несовершеннолетних преступников. Нарушение уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.
3) Закон и криминалистическая практика исходит из того, что несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый - это специфическая личность и особая процессуальная фигура. Особенности личностных характеристик несовершеннолетних, незавершенность психологического и социального развития накладывает отпечаток на процесс расследования преступлений несовершеннолетних, на проведение различных следственных действий.
4) В настоящее время вопросы, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних содержатся в гл. 14 общей части УК РФ, а особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в гл. 50 УПК РФ. Данная глава входит в часть 4 данного кодекса, которая называется «Особый порядок уголовного судопроизводства», что так же подчеркивает особое положение и особенности личности несовершеннолетних в уголовном праве.
II Предложения:
1) Особое правовое положение несовершеннолетних и особенности расследования преступлений и конкретных следственных действий вызывает необходимость наличия у следователя, дознавателя возможности получения дополнительных знаний и навыков работы с несовершеннолетними преступниками (проблемы педагогики и подростковой психологии), а так же возможность последующего повышения квалификации по этому вопросу, ведь знание типичных реакций подростков на те или иные обстоятельства и ситуации и установление контакта между следователем, дознавателем и подозреваемым, обвиняемым является залогом успешного проведения следственных действий и раскрытия преступления в целом.
2) В статье 425 УПК РФ прописано, что участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего
16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим
63
расстройством или отстающего в психическом развитии, является обязательным. Нет никаких уточнений по поводу того, откуда должны быть эти специалисты. Здесь возникает закономерный вопрос, будет ли целесообразным присутствие незнакомых людей, хоть и владеющих специальными знаниями, на допросе несовершеннолетнего. Ведь присутствие дополнительных посторонних для подозреваемого или обвиняемого подростка людей вряд ли может расположить его к общению. Более рациональным было бы присутствие учителя или психолога, знакомого несовершеннолетнему. Во-первых, это бы помогло ему раскрыться и чувствовать себя спокойнее и расслабленнее, а во- вторых, специалист, уже зная особенности данного несовершеннолетнего, помог бы направить беседу в правильное русло, применить наиболее подходящие психологические приемы, чтобы расположить подростка к беседе и выяснить необходимую следствию информацию. В связи с этим считаю необходимым отметить дополнительно в данной статье, что предпочтительным было бы присутствие педагога или психолога, уже работавшего с данным подростком. Так же нужно учесть возможность оплаты труда привлеченных специалистов.
3) Статья 51 УПК РФ предписывает обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним. Однако на практике возникают трудности между защитником и несовершеннолетних, невозможность найти общий язык и создать доверительные отношения, служащие основой эффективного сотрудничества. В связи считаю необходимым предоставить возможность несовершеннолетнему отказаться и попросить о замене предоставленного коллегией адвокатов защитника.
Рассмотрение темы ответственности несовершеннолетних неразрывно связано с возрастом уголовной ответственности. Важной проблемой современного общества также является наступление возраста уголовной ответственности. Причем эти преступления носят очень жестокий характер. При этом лицо, совершившее данное противоправное опасное деяние, как правило, не испытывает угрызений совести, сострадания или страха перед
наказанием. Часто они совершенно спокойно относятся к совершенному, а
64
иногда и гордятся этим, хвастаясь перед сверстниками, друзьями. А так как строгого наказания по закону следовать не будет, нет никакой гарантии, что в будущем данное лицо не совершит чего-либо подобного. На мой взгляд, эту проблему нужно решать значительным понижением возраста уголовной ответственности.
Подобные работы
- Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность участкового уполномоченного полиции по защите прав и законных интересов граждан в сфере семейно-бытовых отношений (Барнаульский юридический институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве, проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Особенности судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Уральский Государственный Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности ведения защиты несовершеннолетнего (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Трудовые права несовершеннолетних в РФ: правовое регулирование и проблемы реализации
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Процессуальный порядок предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Российский университет кооперации)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



