НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 6
§ 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 6
§ 2. Субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитных организаций 11
Глава II. Правовое регулирование реабилитационных и
ликвидационных мер, применяемых при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 14
§ 1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций 14
§ 2. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций 20
§ 3. Конкурсное производство кредитных организаций 29
Глава III. Судебное разбирательство по делам о банкротстве кредитных
организаций 37
§ 1. Порядок возбуждения и рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций 37
§ 2. Признание сделок недействительными и отказ от исполнения договоров кредитных организаций 44
§ 3. Привлечение к ответственности третьих лиц и лиц, контролирующих кредитные организации 51
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 6
§ 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 6
§ 2. Субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитных организаций 11
Глава II. Правовое регулирование реабилитационных и
ликвидационных мер, применяемых при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 14
§ 1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций 14
§ 2. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций 20
§ 3. Конкурсное производство кредитных организаций 29
Глава III. Судебное разбирательство по делам о банкротстве кредитных
организаций 37
§ 1. Порядок возбуждения и рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций 37
§ 2. Признание сделок недействительными и отказ от исполнения договоров кредитных организаций 44
§ 3. Привлечение к ответственности третьих лиц и лиц, контролирующих кредитные организации 51
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают частично ограниченной правоспособностью, в рамках которой они могут осуществлять предусмотренные лицензией банковские операции, как исключительный вид деятельности, сопутствующие им виды деятельности, а также деятельность на рынке ценных бумаг.
Специфика правоотношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, обуславливается тем, что не применяются положения § 4 Федерального закона от 26.11.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), регулирующие банкротство финансовых организаций.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом 4.1 Закона о банкротстве, который устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
К сожалению, банкротство кредитных организаций до сих пор остается достаточно распространенным явлением. По состоянию на 01.04.2019г. по официальным данным Центрального Банка России (далее - ЦБ РФ) в России зарегистрировано 870 кредитные организации . По состоянию на 29 апреля 2019 г. ЦБ отозвал лицензии у 11 кредитных организаций (далее - КО), у 4 были аннулированы.
Однако, несмотря на повышенный интерес, проявляемый в последнее время к исследуемой проблеме, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в силу различных причин целый ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к данной теме остается пока без ответа. Хотя проблематика правовых средств привлекает к себе пристальное внимание ученых и практических работников, все более возрастает число публикаций по вопросам применения названных средств, в целом в этом направлении стало оформляться самостоятельное течение, основанное на практических наблюдениях.
Рассматриваемый институт во многом выступает способом соблюдения прав кредиторов в правоотношениях. Кредитные организации являются неотъемлемой частью экономики страны, от их финансового состояния, так или иначе, зависят все сферы экономики государства. Связано это, прежде всего, с тем, что признание юридического лица банкротом в соответствии с российским законодательством влечет его ликвидацию.
В сфере несостоятельности актуальными являются критерии такой несостоятельности, порядок возбуждения дела о банкротстве, субъектный состав лиц, участвующих в процессе банкротства, эффективное применение мер по предупреждению несостоятельности, правовое положение Агентства по страхованию вкладов как конкурсного управляющего в деле о банкротстве кредитной организации, а также своевременное и эффективное проведение конкурсного производства, в случаях, когда иного выхода из сложившейся ситуации найти не представилось возможным.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в регулируемой правом сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Предметом исследования выступает нормы гражданского и иных отраслей права, регулирующих несостоятельность (банкротство) кредитных организаций, материалы судебной практики, источники специальной литературы.
Цель настоящей работы сформировать комплексное представление о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Достижение поставленных целей потребовало последовательной постановки и решения следующих задач: 1) определение понятия и признаков несостоятельности (банкротства) кредитных организаций; 2) определение субъектного состава лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитных организаций; 3) выявление мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; 4) выявление мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; 5) выявление особенностей проведения конкурсного производства в процедуре банкротства кредитных организаций 6) выяснение порядка возбуждения и рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций; 7) исследование порядка признания сделок недействительными и отказа от исполнения договоров кредитных организаций; 8) изучение порядка привлечения к ответственности третьих лиц и лиц, контролирующих кредитные организации;
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: сравнительно-правовой анализ, технико-юридический, лингвистический.
О степени научной разработанности темы исследования говорит большое количество научных работ на указанную тему. Так, проблему правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в своих работах рассматривают: Гольмстен А.Х., Карелина С.А., Попондопуло В.Ф., Сарнакова А.В., Степанов В.В., Тарасенко О.А., Телюкина М.В., и другие.
По своей структуре данная работа состоит из трех глав, восьми параграфов, введения, заключения, а также списка нормативных правовых и судебных актов и научной литературы.
Специфика правоотношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, обуславливается тем, что не применяются положения § 4 Федерального закона от 26.11.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), регулирующие банкротство финансовых организаций.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом 4.1 Закона о банкротстве, который устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
К сожалению, банкротство кредитных организаций до сих пор остается достаточно распространенным явлением. По состоянию на 01.04.2019г. по официальным данным Центрального Банка России (далее - ЦБ РФ) в России зарегистрировано 870 кредитные организации . По состоянию на 29 апреля 2019 г. ЦБ отозвал лицензии у 11 кредитных организаций (далее - КО), у 4 были аннулированы.
Однако, несмотря на повышенный интерес, проявляемый в последнее время к исследуемой проблеме, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в силу различных причин целый ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к данной теме остается пока без ответа. Хотя проблематика правовых средств привлекает к себе пристальное внимание ученых и практических работников, все более возрастает число публикаций по вопросам применения названных средств, в целом в этом направлении стало оформляться самостоятельное течение, основанное на практических наблюдениях.
Рассматриваемый институт во многом выступает способом соблюдения прав кредиторов в правоотношениях. Кредитные организации являются неотъемлемой частью экономики страны, от их финансового состояния, так или иначе, зависят все сферы экономики государства. Связано это, прежде всего, с тем, что признание юридического лица банкротом в соответствии с российским законодательством влечет его ликвидацию.
В сфере несостоятельности актуальными являются критерии такой несостоятельности, порядок возбуждения дела о банкротстве, субъектный состав лиц, участвующих в процессе банкротства, эффективное применение мер по предупреждению несостоятельности, правовое положение Агентства по страхованию вкладов как конкурсного управляющего в деле о банкротстве кредитной организации, а также своевременное и эффективное проведение конкурсного производства, в случаях, когда иного выхода из сложившейся ситуации найти не представилось возможным.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в регулируемой правом сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Предметом исследования выступает нормы гражданского и иных отраслей права, регулирующих несостоятельность (банкротство) кредитных организаций, материалы судебной практики, источники специальной литературы.
Цель настоящей работы сформировать комплексное представление о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Достижение поставленных целей потребовало последовательной постановки и решения следующих задач: 1) определение понятия и признаков несостоятельности (банкротства) кредитных организаций; 2) определение субъектного состава лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитных организаций; 3) выявление мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; 4) выявление мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; 5) выявление особенностей проведения конкурсного производства в процедуре банкротства кредитных организаций 6) выяснение порядка возбуждения и рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций; 7) исследование порядка признания сделок недействительными и отказа от исполнения договоров кредитных организаций; 8) изучение порядка привлечения к ответственности третьих лиц и лиц, контролирующих кредитные организации;
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: сравнительно-правовой анализ, технико-юридический, лингвистический.
О степени научной разработанности темы исследования говорит большое количество научных работ на указанную тему. Так, проблему правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в своих работах рассматривают: Гольмстен А.Х., Карелина С.А., Попондопуло В.Ф., Сарнакова А.В., Степанов В.В., Тарасенко О.А., Телюкина М.В., и другие.
По своей структуре данная работа состоит из трех глав, восьми параграфов, введения, заключения, а также списка нормативных правовых и судебных актов и научной литературы.
Регулирование отношений, возникающих по поводу банкротства кредитных организаций в Российской Федерации, осуществляется посредством ряда нормативных правовых актов, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на подробное регулирование института банкротства вышеуказанным ФЗ, и другими нормативными правовыми актами действующее российское законодательство требует совершенствования в связи с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями существования отечественной экономики.
По результатам проведенного исследования нами были сделаны выводы о понятии и признаках банкротства кредитных организаций, изучен порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации, проанализирован субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, выявлены положительные и отрицательные стороны мер по предотвращению банкротства, проведен анализ порядка проведения процедуры конкурсного производства, изучен правовой статус агентства по страхованию вкладов, как конкурсного управляющего, а также выявлены недостатки в регулировании рассматриваемых отношений и предложены пути совершенствования законодательства Российской Федерации о банкротстве кредитных организаций.
Определяя понятие банкротства кредитных организаций необходимо проводить четкую черту между двумя терминами, применяемыми в российском законодательстве как синонимы. Так, под «несостоятельностью» необходимо понимать такое состояние неплатежеспособности лица, при котором он не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов. Что же касается термина «банкротство», то будет правильным по примеру развитых правопорядков понимать под этим частные случаи несостоятельности, в которых должники или их должностные лица организаций привлекаются к различным видам юридической ответственности за причинение ущерба кредиторам.
Обязанность по информированию о введении данной меры в отношении какой-либо кредитной организации несет Центральный Банк Российской Федерации, однако, физические лица не всегда обращаются к публикациям издания «Вестник Банка России». Исходя из сложившейся практики, можно сделать вывод о том, насколько оперативно будет получена информация о финансовом состоянии кредитной организации, а также ее правовом статусе в конкретный момент времени, зависит качество проведения процедуры банкротства. Представляется правильным возложить обязанность по публикации сведений о назначении временной администрации банка на саму кредитную организацию.
Таким образом, считаем целесообразным дополнить статью 189.26 пунктом 4, изложив его в следующей редакции:
«4. В течение 10 дней со дня принятия Банком России акта о назначении временной администрации информация об этом должна быть опубликована на сайте кредитной организации».
Сложившаяся «богатая» арбитражная практика по делам о банкротстве кредитных организаций создает необходимость обязательного участия ГК АСВ. По нашему мнению позиция законодателя ошибочна, и требует изменения, ввиду низкого показателя эффективности. Представляется логичным сделать право о привлечении Центральным Банком Агентства по страхованию вкладов обязательным. Внести изменения в 189.47 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заменив в п.п. 1, п. 2 слово «вправе» на слово «обязан».
Кредитные организации обладают значительным объемом обязательств. В том числе и перед своими учредителями и участниками. Для учредителей и акционеров экономические потери от прекращения деятельности кредитной организации являются наиболее ощутимыми, по сравнению с остальными участниками процедуры банкротства. Здесь необходимо понимать, что с момента начала процедуры банкротства участники (акционеры) не вправе получать и распределять прибыль, соответственно они как никто другой заинтересованы в исходе данной процедуры. Очевидно, что, исключая указанных субъектов из числа лиц, имеющих права участников дела о банкротстве, российский законодатель образует преграду в осуществлении ими своих прав на удовлетворение требований со стороны кредитной организации. Наиболее целесообразным будет расширить число участников дела о банкротстве, пополнив список учредителями (участниками) кредитной организации.
Представляется логичным внести изменение в статью 189.60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», дополнив ее подпунктом 4 пункта 1, изложив его в следующей редакции:
«4) Учредители (участники) кредитной организации».
Российское законодательство предполагает достаточно сложный процесс возбуждения дела о банкротстве. Должники имеют возможность затягивать подобные процедуры путем задержки принятий решений по требованиям кредиторов, а те в свою очередь находятся в неравном правовом положении с другими участниками правоотношения. Законодатель, ставя государственные органы в привилегированное положение, преследует цель обеспечения интересов государства, и ничего однозначно отрицательного в таком подходе найти не представляется возможным. Однако, предоставляя больше прав одним участникам, Закон о банкротстве ущемляет права других, что в свою очередь приводит к затягиванию процесса возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом, или к вступлению ряда кредиторов на такой стадии банкротства, когда удовлетворение их требований уже находится под большим вопросом.
В связи с вышеизложенным, представляется правильным внести изменение в ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложив п. 2 ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в следующей редакции:
«2. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций».
Пункт 3 ст. ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции:
«3. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, независимо от истечения сроков, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона».
Немаловажным вопросом в процессе формирования конкурсной массы является взыскание дебиторской задолженности. По общему правилу на имущество, являющееся предметом залога, взыскание может быть обращено исключительно в судебном порядке. При формировании конкурсной массы время должно использоваться наиболее эффективно, и его трата на участие в судебном разбирательстве является нецелесообразной. Представляется логичным сделать исключение из общего правила для случаев, когда предмет залога должен войти в конкурсную массу при банкротстве банковской организации. При этом, изменение указанной нормы не должно затронуть права и законные интересы физических лиц, выступающих собственниками жилых помещений.
Внести изменение в статью 349 ГК РФ, дополнив ее пунктом 1.1. Изложить Пункт 1.1. статьи 349 ГК РФ в следующей редакции:
«1.1. Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется во внесудебном порядке, если залогодержателем выступает кредитная организация, в отношении которой принято решение суда о признании ее банкротом.
Если предметом залога является жилое помещение, принадлежащее на праве собственности физическому лицу, обращение взыскания в установленном настоящим пунктом порядке не допускается».
Агентство по страхованию вкладов, являясь конкурсным управляющим по делам о банкротстве кредитных организаций, лишенных лицензии на принятие денежных средств физических лиц во вклады, по российскому законодательству обладает правами по управлению деятельностью должника. Одним из прав, предоставленных Агентству, как конкурсному управляющему, является право на оспаривание сделок должника. При этом в суде ему необходимо доказать лишь факт совершения сделки, и наличие на момент совершения оспариваемой банковской операции, очереди неисполненных обязательств банка перед другими кредиторами. Представляется, что в рассматриваемой ситуации нормы права, направленные на защиту прав вкладчиков имеют диаметрально противоположный эффект и требуют законодательного усовершенствования.
Представляется правильным внести изменения в статью 189.40 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Необходимо дополнить подпункт 3 пункта 5 указанной статьи словами:
«Положение абзаца первого настоящего подпункта применяется в случае, если будет доказано, что клиент знал или должен был знать о признаках неплатежеспособности кредитной организации в момент совершения оспариваемого платежа».
Таким образом, правоотношения, возникающие по поводу банкротства кредитных организаций являются имеют высокую значимость. Правовое регулирование группы данных правоотношений имеет ряд противоречий, пробелов и нуждается в комплексном изменении, в целях эффективного регулирования институтов «предупреждения несостоятельности кредитных организаций», «права и обязанности клиентов кредитных организаций», а также единообразия требует правоприменительная практика.
По результатам проведенного исследования нами были сделаны выводы о понятии и признаках банкротства кредитных организаций, изучен порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации, проанализирован субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, выявлены положительные и отрицательные стороны мер по предотвращению банкротства, проведен анализ порядка проведения процедуры конкурсного производства, изучен правовой статус агентства по страхованию вкладов, как конкурсного управляющего, а также выявлены недостатки в регулировании рассматриваемых отношений и предложены пути совершенствования законодательства Российской Федерации о банкротстве кредитных организаций.
Определяя понятие банкротства кредитных организаций необходимо проводить четкую черту между двумя терминами, применяемыми в российском законодательстве как синонимы. Так, под «несостоятельностью» необходимо понимать такое состояние неплатежеспособности лица, при котором он не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов. Что же касается термина «банкротство», то будет правильным по примеру развитых правопорядков понимать под этим частные случаи несостоятельности, в которых должники или их должностные лица организаций привлекаются к различным видам юридической ответственности за причинение ущерба кредиторам.
Обязанность по информированию о введении данной меры в отношении какой-либо кредитной организации несет Центральный Банк Российской Федерации, однако, физические лица не всегда обращаются к публикациям издания «Вестник Банка России». Исходя из сложившейся практики, можно сделать вывод о том, насколько оперативно будет получена информация о финансовом состоянии кредитной организации, а также ее правовом статусе в конкретный момент времени, зависит качество проведения процедуры банкротства. Представляется правильным возложить обязанность по публикации сведений о назначении временной администрации банка на саму кредитную организацию.
Таким образом, считаем целесообразным дополнить статью 189.26 пунктом 4, изложив его в следующей редакции:
«4. В течение 10 дней со дня принятия Банком России акта о назначении временной администрации информация об этом должна быть опубликована на сайте кредитной организации».
Сложившаяся «богатая» арбитражная практика по делам о банкротстве кредитных организаций создает необходимость обязательного участия ГК АСВ. По нашему мнению позиция законодателя ошибочна, и требует изменения, ввиду низкого показателя эффективности. Представляется логичным сделать право о привлечении Центральным Банком Агентства по страхованию вкладов обязательным. Внести изменения в 189.47 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заменив в п.п. 1, п. 2 слово «вправе» на слово «обязан».
Кредитные организации обладают значительным объемом обязательств. В том числе и перед своими учредителями и участниками. Для учредителей и акционеров экономические потери от прекращения деятельности кредитной организации являются наиболее ощутимыми, по сравнению с остальными участниками процедуры банкротства. Здесь необходимо понимать, что с момента начала процедуры банкротства участники (акционеры) не вправе получать и распределять прибыль, соответственно они как никто другой заинтересованы в исходе данной процедуры. Очевидно, что, исключая указанных субъектов из числа лиц, имеющих права участников дела о банкротстве, российский законодатель образует преграду в осуществлении ими своих прав на удовлетворение требований со стороны кредитной организации. Наиболее целесообразным будет расширить число участников дела о банкротстве, пополнив список учредителями (участниками) кредитной организации.
Представляется логичным внести изменение в статью 189.60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», дополнив ее подпунктом 4 пункта 1, изложив его в следующей редакции:
«4) Учредители (участники) кредитной организации».
Российское законодательство предполагает достаточно сложный процесс возбуждения дела о банкротстве. Должники имеют возможность затягивать подобные процедуры путем задержки принятий решений по требованиям кредиторов, а те в свою очередь находятся в неравном правовом положении с другими участниками правоотношения. Законодатель, ставя государственные органы в привилегированное положение, преследует цель обеспечения интересов государства, и ничего однозначно отрицательного в таком подходе найти не представляется возможным. Однако, предоставляя больше прав одним участникам, Закон о банкротстве ущемляет права других, что в свою очередь приводит к затягиванию процесса возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом, или к вступлению ряда кредиторов на такой стадии банкротства, когда удовлетворение их требований уже находится под большим вопросом.
В связи с вышеизложенным, представляется правильным внести изменение в ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложив п. 2 ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в следующей редакции:
«2. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций».
Пункт 3 ст. ст. 189.61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции:
«3. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, независимо от истечения сроков, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона».
Немаловажным вопросом в процессе формирования конкурсной массы является взыскание дебиторской задолженности. По общему правилу на имущество, являющееся предметом залога, взыскание может быть обращено исключительно в судебном порядке. При формировании конкурсной массы время должно использоваться наиболее эффективно, и его трата на участие в судебном разбирательстве является нецелесообразной. Представляется логичным сделать исключение из общего правила для случаев, когда предмет залога должен войти в конкурсную массу при банкротстве банковской организации. При этом, изменение указанной нормы не должно затронуть права и законные интересы физических лиц, выступающих собственниками жилых помещений.
Внести изменение в статью 349 ГК РФ, дополнив ее пунктом 1.1. Изложить Пункт 1.1. статьи 349 ГК РФ в следующей редакции:
«1.1. Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется во внесудебном порядке, если залогодержателем выступает кредитная организация, в отношении которой принято решение суда о признании ее банкротом.
Если предметом залога является жилое помещение, принадлежащее на праве собственности физическому лицу, обращение взыскания в установленном настоящим пунктом порядке не допускается».
Агентство по страхованию вкладов, являясь конкурсным управляющим по делам о банкротстве кредитных организаций, лишенных лицензии на принятие денежных средств физических лиц во вклады, по российскому законодательству обладает правами по управлению деятельностью должника. Одним из прав, предоставленных Агентству, как конкурсному управляющему, является право на оспаривание сделок должника. При этом в суде ему необходимо доказать лишь факт совершения сделки, и наличие на момент совершения оспариваемой банковской операции, очереди неисполненных обязательств банка перед другими кредиторами. Представляется, что в рассматриваемой ситуации нормы права, направленные на защиту прав вкладчиков имеют диаметрально противоположный эффект и требуют законодательного усовершенствования.
Представляется правильным внести изменения в статью 189.40 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Необходимо дополнить подпункт 3 пункта 5 указанной статьи словами:
«Положение абзаца первого настоящего подпункта применяется в случае, если будет доказано, что клиент знал или должен был знать о признаках неплатежеспособности кредитной организации в момент совершения оспариваемого платежа».
Таким образом, правоотношения, возникающие по поводу банкротства кредитных организаций являются имеют высокую значимость. Правовое регулирование группы данных правоотношений имеет ряд противоречий, пробелов и нуждается в комплексном изменении, в целях эффективного регулирования институтов «предупреждения несостоятельности кредитных организаций», «права и обязанности клиентов кредитных организаций», а также единообразия требует правоприменительная практика.
Подобные работы
- Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и некоторые проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРИ БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - «Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2025 - Особенности несостоятельности (банкротства) кредитной организации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Причины банкротства банков и способы его предупреждения. Анализ российского опыта
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2011



