СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Понятие, сущность и значение технологий банковской деятельности 7
1.2. Становление и развитие банковских технологий 13
1.3. Особенности формирования и внедрения банковских технологий на современном этапе 19
2. АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 33
2.1. Оценка деятельности российских коммерческих банков по внедрению современных банковских технологий 33
2.3. Анализ результатов деятельности Сбербанка России 36
2.3. Анализ деятельности Сбербанка России по внедрению современных банковских технологий 62
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 69
3.1. Выявление тенденций развития технологий банковской деятельности 69
3.2. Определение перспективных технологий для внедрения в деятельность Сбербанка России 74
3.3. Оценка экономической эффективности внедрения современных банковских технологий в Сбербанка России 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Приложения.pdf
Приложения.docx
Презентация1.pptx
ДОКЛАД.docx
2014.pdf
2013.pdf
2012.pdf
Актуальность темы работы. Процесс управления банком в современной рыночной экономике в условиях появления новых банковских продуктов, активного внедрения новейших банковских технологий и, как следствие, жесткой конкуренции требует соответствующего методологического инструментария и эффективной организационной структуры.
Однако в современных условиях управление в большинстве российских банков не адекватно стоящим перед ним задачам, а уровень организации бизнес-процессов оставляет желать лучшего. Крупные многофилиальные банки сталкиваются с проблемами консолидации информации, предоставления агрегированных данных руководству и контролирующим органам.
Современный этап развития мировой банковской системы протекает в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на финансовых рынках. Одним из основных факторов успешного развития банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений. В настоящее время инновации являются ключевым фактором стабильности, конкурентоспособности и устойчивого экономического роста банков.
Текущие реалии банковского бизнеса позволяют явно выделить три основных катализатора банковской инновационной деятельности: глобализацию мировых финансовых рынков и рынков банковских услуг, возрастающую конкуренцию со стороны банковского и небанковского секторов, мировой финансовый кризис. Описываемые явления оказывают значительное влияние на качественный и количественный состав игроков рынка банковских услуг и приводят к ключевым изменениям в поведении потребителей, таким образом оставляя банкам единственную возможность сохранить и увеличить свои конкурентные преимущества посредством внедрения инноваций, направление которых и определяет стратегию развития банковского сектора в среднесрочной перспективе.
Проведение инновационной политики в кредитной организации не должно протекать стихийно. Положительного эффекта от внедрения инноваций можно добиться только при наличии возможности управления инновационным процессом, что не представляется возможным без четко выделенной морфологии банковских инноваций, которая как минимум позволила бы различать инновации и видоизменения.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Целью работы является изучение современных банковских технологий и разработка внедрения данных технологий в деятельность современных коммерческих банков на примере ОАО «Сбербанк России».
Задачи работы:
раскрыть теоретические основы современных банковских технологий, рассмотрев понятие, сущность и значение технологий банковской деятельности, особенности становление, развитие, формирования и внедрения банковских технологий на современном этапе;
на примере ОАО «Сбербанк России» провести анализ внедрения современных банковских технологий, представив оценку деятельности российских коммерческих банков по внедрению современных банковских технологий, проведя анализ результатов деятельности ОАО «Сбербанк России» по внедрению современных банковских технологий;
на основании проведенного анализа раскрыть перспективы развития современных банковских технологий, выявив тенденций развития технологий банковской деятельности.
Объектом дипломной работы выступает банковские технологии в условиях формирования новой (информационной) экономики, отличительной особенностью которой является динамизм и инновационность её субъектов.
Предметом дипломной работы является система экономических, организационных и финансовых механизмов повышения эффективности банковских технологий на основе использования инноваций.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов: Шапкин В.А., Селянин В.Е., Мазеин И.А., Насрулина Л.Р., Синки Дж., Рожков Ю.В., Щуплова Е.В., Власов С.Н., Иода Е.В., Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н., Куликова Е.Е., Зуб А.Т. и других.
Современные инновационные банковские технологии как ключевой фактор стабильности и обеспечения конкурентоспособности в банковской сфере рассматривали в своих работах И.В. Бархатов, М. Березовская, В.С. Викулов, Л.В. Кох, Е.Н. Смольянинова, В.С. Просалова, А.В. Муравьева и др. Однако требуют большего внимания выявление сущности банковских инноваций и их классификация, а также исследование тенденций инновационного развития в банковском секторе, что обусловливает цель данной статьи.
В рамках поставленной цели в работе решается ряд задач, необходимых для более глубокого понимания сущности банковских инноваций, среди которых: определение понятия «инновация» в банковской сфере, выделение основных видов инноваций и их характерных черт, формирование подробной классификации инноваций.
Данная работа представляет агрегированные данные последних исследований применительно к морфологии инноваций в банковской отрасли с учетом выделения основных аттракторов развития в соответствии с каждым выявленным типом банковских инноваций и их возможными комбинациями.
Методологическая основа исследования. В рамках работы использовались такие научные методы исследования, как описание изучаемых правовых явлений, выявление и формулирование их сущностных характеристик и признаков, классификация, системный анализ, сравнительный правовой анализ, историко-правовой метод и другие методы, широко применяемые в гуманитарных науках.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Банка России, Ассоциации российских банков, коммерческих банков, информация, опубликованная в научных журналах экономического и финансового характера, взятая с официальных сайтов Банка России, коммерческих банков и консалтинговых групп, а также данные, собранные и проанализированные автором в процессе исследования, отчетность Сбербанка России за 2012-2014 гг..
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка и
Во введении обосновывается актуальность, цели, задачи исследования. В первой главе изучается теоретические основы современных банковских технологий, понятия, сущность и значение, особенности становления, развития, формирования и внедрения. Во второй главе «Анализ внедрения современных банковских технологий» приводится анализ экономической характеристики банка, изучается деятельность Сбербанка России по внедрению современных банковских технологий. В третьей главе, на основании проведенного анализа исследуются перспективы развития современных банковских технологий. В заключении подводятся итоги работы.
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с изучением современных банковских технологий и их внедрения в деятельности российских коммерческих банков на примере «Сбербанка России» позволил сформулировать следующие основные результаты.
Банковская технология представляет собой результат инновационного процесса, то есть последовательной цепи действий и событий в рамках инновационной стратегии развития банка.
Основой технологического прогресса в банковском бизнесе, безусловно, являются информационные технологии. Новые технологии сокращают информационную асимметрию, повышают степень прозрачности рынка, делают более доступной информацию о клиентах, в результате чего меняются условия конкуренции в банковской отрасли, она становится более напряженной. банковские технологии являются важным стратегическим направлением развития коммерческого банка и одним из основных факторов повышения его конкурентоспособности на современном рынке банковских услуг. Наряду с множеством преимуществ применение этих технологий связано с появлением разнообразных рисков и угроз, а также нерешенностью проблем их аудита.
Развитие банковских технологий, в частности в IT сфере, в настоящее время является наиболее распространенной деятельностью российских банков: 77 процентов банков, уже предлагают своим клиентам услугу управления банковским счетом через Интернет. В то время как услуги Интернет-трейдинга оказывают 55 % банков, а Интернет-эквайринга - 32%.
Анализ современных банковских технологий и их внедрение проводилось на примере коммерческого банка ОАО «Сбербанк России».
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Полное фирменное наименование Банка: Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Сокращенное фирменное наименование Банка: ОАО «Сбербанк России». Юридический адрес: Россия, 117997, город Москва, улица Вавилова, дом 19.
Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Сбербанк России имеет линейно-функциональную структуру управления.
Чистый процентный доход Банка в 2014 году составил 959723,00 млн руб, что выше соответствующего показателя 2012 года на 264800,00 млн руб.
Основной прирост обеспечили комиссии по операциям с банковскими картами и операциям эквайринга. Основной фактор – рост эмитированных карт и количества клиентов на эквайринговом обслуживании.
Проведенных анализ деятельности изучаемого банка показал, что в исследуемом периоде у ОАО «Сбербанк России» наблюдается положительная динамика по всем анализируемым направлениям, что говорит о хорошем финансово-экономическом положении исследуемого банка.
В целях анализа деятельности ОАО «Сбербанк России» по внедрению современных банковских технологий, в настоящей работы был проведен анализ what's hot and what's not (что «горячо», а что - нет).
На основании проведенного анализа были выделены проблемы и недостатки обработки и защиты информации электронного документооборота в ОАО «Сбербанк России»; изучены показатели исходной защищенности перечень актуальных угроз безопасности информации при обработке в информационных системах исследуемой банковской организации.
Проведенный анализ деятельности Сбербанка России по внедрению современных банковских технологий показал большой интерес банка в среднесрочной перспективе к развитию технологии защищенного документооборота между филиалами организации. Т.к. ОАО «Сбербанк России» является территориально-распределенной организацией, то ежедневно происходит обмен тысячами документов между филиалами, разделенными территориально. Отсутствие защищенной системы документооборота преподносит высокие риски в деятельность общества, что говорит о целесообразности разработки данной системы На основании проведенного анализа было принято наиболее рациональное решение по определению наиболее перспективных технологий для внедрение в деятельность Сбербанка России – создание защищенной локальной сети электронного документооборота.
Оценка экономической эффективности внедрения современных технологий показала, что разработка системы защиты электронного документооборота целесообразна. Все затраты, имеющие место при создании системы окупаются менее чем за полгода.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в углубленном рассмотрении процесса диффузии банковских инноваций в зависимости от различных макроэкономических и микроэкономических факторов, а также применительно к характеру и ключевым свойствам инноваций в банковской отрасли в соответствии с их классификацией и типологией.
Практическая значимость результатов дипломной работы заключается в возможности их широкого использования при разработке механизмов управления развитием банковских технологий современного коммерческого банка, деятельностью банка, оценке эффективности отдельных инновационных, технологических решений, совершенствовании системы управления рисками и защищенностью информации для повышения эффективности деятельности кредитной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Законы Российской Федерации и субъектов РФ, иные нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2013.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // «Парламентская газета», № 131-132, 13.07.2002.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.2014)»О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492.
4. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 19.07.2013) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, № 9, ст. 1097.
5. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 17.06.2014) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (принят ГД ФС РФ 24.06.1997) // «Российская газета», № 137, 22.07.1998.
2. Книги, монографии, учебная литература
6. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2014.
7. Банковское дело. Под ред. Жукова Е.Ф., Эриашвили Н.Д. М., 2010 г.
8. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. - М., 2011 г.
9. Глинкин А.А. НДС и спецналог в составе операционных расходов банка. М.: МКПЦН, 2011 г.
10. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. – СПб: Питер, 2014.
11. Доллан Э.Дж., Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. - М., 2010 г.
12. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения). М., 2014 г.
13. Коробов Ю.И. Банковский маркетинг. Саратов: Издат. центр Сарат. экон. Академии, 2013 г.
1. Кох Л.В. Эффективность инновационной деятельности банка: теория и методология: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2008.
2. Кох Л.В., Смольянинова Е.Н., Просалова В.С. Инновации в банковском бизнесе. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2009.
14. Новаторов В. Маркетинг услуг. ОМСК: Мысль, 2013.
15. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2014 г.
16. Прием и выдача наличных денег (Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера. Первичные документы») (в редакции обновления за март 2008 г.)
17. Разумовский Б.С. Искусство рекламы. М.: Инфра-М, 2011 г.
18. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. С-П.: Коруна, 2013 г.
19. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. Тернополь: АО: ТЕРНЕКС, 2013 г.
20. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М., Все для вас, 2011 г.
21. Уткин Э.А. Банковский кредит и его особенности. М.: Инфра-М, 2014 г.
22. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы. ЮНИТИ, 2011.
23. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы. ЮНИТИ, 2011.
3. Издания периодической печати
24. Борисов А.Н. О маркетинге настоящем и мнимом// Бизнес и Банки, №24, 2014.
25. Булатов А.Н. Возможности применения lean-технологий в банковском отделении // Банковский ритейл. 2014. № 4. С. 85 - 95.
26. Гайдунько Д.Д. Банковский кредит в современных российских условиях // Банковские технологии, №1, 2013.
27. Зубченко Л.А. Новые тенденции в развитии банковского кредитования // Маркетинг, № 8, 2013.
28. Кашани К. Маркетинг изменяется, чтобы выжить// Маркетинг, №1, 2014 г.
29. Комаров Е.А. Банковский маркетинг // Управление персоналом, №10, 2008 г.
30. Куршакова Н. Региональные коммерческие банки в условиях диверсификации их деятельности // Маркетинг, №4, 2015.
31. Одесс В., Наумик В. Банки и информационные технологии //Маркетинг, №4, 2014.
32. Одесс В., Наумик В. Банки и информационные технологии //Маркетинг, №4, 2013.
33. Осокин А. Банковская реклама// Комерсант, №19, 2013 – с.30.
34. Петров А.К. Рекламная активность российских банков// Бизнес и Банки, № 10, 2013.
35. Трофимов Т.А. Имидж банка как фактор конкурентной борьбы //Маркетинг и маркетинговые исследования, №12, 2013.
36. Халуев К. Маркетинг операций с пластиковыми картами // Маркетинг, №6, 2014.
37. Халуев К. Маркетинг отношений – современный подход в работе банка с клиентами // Маркетинг,№ 5, 2013.
38. Челенков А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта //Маркетинг, №6, 2013.
39. Ямпольский М.М. О трактовках кредита // Деньги и кредит. 2014. № 4.
40. Бархатов И.В. Особенности инновационных банковских услуг // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34. С. 130-135.
41. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. 1997. № 3.
42. Викулов В.С. Концептуальный подход к разработке инновационныих стратегий коммерческого банка // Финансовый менеджмент. 2010. № 5.
43. Муравьева А.В. Банковские инновации: мировой опыт и российская практика: дис. ... канд. экон. наук. 2005. С. 12.
44. Орловский В. Инновации на вырост // Банковские технологии. 2010. № 3. C. 26-29.
4. Электронные ресурсы
45. Векипедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/.
46. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] // http://www1.minfin.ru/ru/.
47. Официальный сайт Правительства Рязанской области [Электронный ресурс] // http://www.ryazanreg.ru.
48. Официальный сайт Сбербанка России [Электронный ресурс] // http://www.sbrf.ru/.
49. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/.
50. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.cbr.ru/.