Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические подходы к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей

Работа №31712

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей образа профессии 5
1.1 Образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению 5
1.2 Структура, механизм формирования образа профессии, факторы влияющие на специфику образа 8
1.3 Формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности 11
Глава 2. Сравнительный анализ результатов исследования образа профессии юриста в отечественных и зарубежных психологических исследованиях 14
2.1 Социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов. Профессионально значимые качества личности юриста 14
2.2 Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе 17
2.3 Образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов 20
Заключение 23
Библиографический список 25


В настоящее время высшее образование принято воспринимать в качестве одного из этапов профессионального становления личности. Время вузовского обучения становится ключевым элементом процесса индивидуальной профессионализации, в процессе которой студент приобретает требуемые знания, умения и навыки, оценивает себя в выбранной профессии. Однако, практика свидетельствует, что многие будущие профессионалы разочаровываются в своей профессии уже на стадии обучения. В результате уменьшается познавательный интерес, формируются сомнения в правильности выбора профессии. Особенно это заметно в первые и последние годы обучения.
Важную роль в профессиональном становлении личности играет образ профессии, складывающийся у каждого человека в процессе обучения.
Поэтому, учитывая, что вырабатывание образа профессии у студентов – это одна из существенных характеристик компетентного подхода к обучению, перед системой высшего образования и педагогами встает задача построения наиболее эффективных теоретико-методологических подходов к воспитанию образа профессии у студентов в практике высшей школы.
Особенно это важно для студентов юридических специальностей, так как после получения высшего образования многие из них поступают на службу в правоохранительные органы, работа в которых требует уважения к собственной профессии и полной профессиональной самореализации.
Это подчёркивает актуальность исследования существующих теоретико-методологических подходов к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Освещая степень разработанности изучаемой проблемы в психологической науке, следует отметить работы Е. А. Бодякшиной, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой, И. В. Дурмановой, С. В. Зибровой, Н. В. Курбет, В. В. Овсянниковой, Е. Ф. Платаш, Г. С. Помаз, М. Н. Рыбниковой, и др.
Цель работы – изучить теоретико-методологические подходы к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Задачи работы вытекают из достижения поставленной цели:
 изучить образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению;
 охарактеризовать структуру, механизм формирования образа профессии, факторы, влияющие на специфику образа профессии;
 рассмотреть формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности;
 выявить социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов и профессионально значимые качества личности юриста;
 проанализировать существующие эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе;
 представить образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов.
Объектом исследования выступает образ профессии.
Предмет исследования – образ профессии у студентов юридических специальностей.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ и синтез, систематизация собранного теоретического материала, классификация и обобщение.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ образа профессии как психологического понятия позволяет заключить, что в специальной научной литературе присутствует большое число дефиниций и подходов, где отражается как основное содержание этого понятия, так и его отдельные характеристики.
Образ профессии – это комплекс представлений личности о своей профессиональной деятельности и о себе как о профессионале, включающий взаимодополняющие элементы, отражающие знания человека о профессии, его отношение к ней, отношение личности к себе как профессионалу, а также профессиональную позицию человека и его стремление стать профессионалом.
Структура образа профессии содержит разнообразные элементы (когнитивный, эмоциональный, творческий, личностный, социальный и др.), что обусловливает сложность механизма формирования данного психологического образования.
Разнообразие выделенных исследователями структурных элементов образа профессии даёт возможность рассмотреть его с различных позиций, выявить его особенности с учётом факторов, влияющих на специфику образа конкретной профессии.
Целенаправленное формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности студентов способствует достижению ключевой цели высшего образования – росту качества выпускаемых профессионалов.
Юридическая деятельность служит важнейшим средством разрешения социальных противоречий, решения задач и функций, стоящих перед обществом и государством в целом, что обусловливает её социально-психологические особенности. Специфическими особенностями деятельности юриста являются: поиск и хранение информации, её подготовка к использованию; действия по работе с правовой информацией, по её отбору, анализу и переработке, оценке; выступления правового содержания; подготовка документов и материалов; опознание и оценка правовых проблемных ситуаций; выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний; ведение переговоров; выполнение технических действий.
Наиболее значимыми профессиональными качествами для юриста выступают ответственность, организованность, умение эффективно разрешать конфликт, стрессоустойчивость.
Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе представлены работами Б. К. Кали, А. И. Моисеевой, А. В. Мотиной и др. авторами. Каждое исследование отличается индивидуальностью, однако свидетельствует о формировании в обществе и в студенческой среде некоего стереотипа образа профессии юрист.
В целом эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе свидетельствуют, что у курсантов 4 курса в ядерном слое образа профессии преобладают высокие показатели осмысленности жизни, ценности семейно-бытовой сферы, работа уходит на второй план. Семантический слой реконструирован чётко сложенным образом профессии. Перцептивный слой образа профессии реконструирован негативно, курсанты не испытывают положительных эмоций к своей будущей профессии, что, скорее всего, обусловлено усталостью.
Образ профессии выступает важнейшим фактором профессионального становления студентов-юристов, позволяющим им успешно проходить обучение и в дальнейшем вести эффективную профессиональную трудовую деятельность. Уже в ходе профессионального обучения студент осознавал себя не просто учащимся, а формирующимся специалистом-профессионалом, собственная активность которого является решающим фактором его профессионального развития.



1. Баских, Е. И. Профессионально значимые качества юристов в знании этнических особенностей преступности в деятельности полиции / Е. И. Баских // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы 18-ой Всерос. науч.-метод. конф. – Иркутск, 2017. – С. 6–9.
2. Володина, К. А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции / К. А. Володина // Наука и школа. – 2013. – № 3. – С. 156–158.
3. Володина, К. А. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода / К. А. Володина // Молодой учёный. – 2014. – № 14. – С. 244–247.
4. Гойнов, И. В. Взаимосвязь понятий «профессионально важные качества», «профессионально-личностный потенциал», «успешность профессиональной деятельности» (на примере сотрудников ФСИН) / И. В. Гойнов // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н. П. Клушиной, Е. И. Зритневой, Т. В. Бахуташвили. – Ставрополь: Агрус, 2018. – С. 357–364.
5. Деркач, А. А. Психология развития профессионала: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. – М.: Изд-во РАГС, 2017. – 345 с.
6. Дубнякова, А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А. И. Дубнякова // Психодиагностика в правоохранительных органах. – 2018. – № 4 (55). – С. 19–21.
7. Дячкин, О. Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О. Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 7. – С. 20–22.
8. Зритнева, Е. И. К вопросу о формировании образа профессии у студентов / Е. И. Зритнева, Е. Ф. Платаш // Материалы XXXVIII науч.-тех. конф. Т. 2. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2018. – С. 108–111.
9. Кали, Б. К. Психологические особенности имиджа сотрудников полиции МВД России / Б. К. Кали // Наука и современность. – 2015. – № 41. – С. 49–53.
10. Караваев, А. Ф. Психологические особенности профессиональной деятельности юристов (на примере следователей): монография / А. Ф. Караваев, В. В. Кожевников, С. В. Колесникова. – Омск, 2016. – 304 с.
11. Колмогорцева, Н. Н. Соотношение понятий «образ мира», «профессиональная составляющая образа мира» и «образ профессии» / Н. Н. Колмогорцева, К. А. Володина // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – № 3 (11). – С. 86–93.
12. Люкшина, Д. С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда (на примере сотрудников пограничной, полицейской и таможенной служб) / Д. С. Люкшина // Вестник Кемеровского гос. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 102–108.
13. Моисеева, А. И. Образ профессии у курсантов юридического института МВД России / А. И. Моисеева, Д. С. Люкшина // Психология и педагогика кризисов саморазвития личности: колл. монография / А. Ю. Нагорнова [и др.]. – Ульяновск: Зебра, 2018. – С. 235–244.
14. Мотина, А. В. Стереотипизированный образ профессии полицейского в сознании современной студенческой молодежи (на примере вузов г. Барнаула) / А. В. Мотина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2018. – № 10. – С. 124–128.
15. Нарциссова, С. Ю. Юридическая психология: учеб.-метод. пособие / С. Ю. Нарциссова, В. В. Попадейкин. – М.: Академия МНЭПУ, 2018. – 191 с.
16. Общие основы юридической психологии: учеб.-метод. пособие / сост.: Е. А. Вертягина, Е. В. Стрельцова, А. Л. Южанинова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2018. – 173 с.
17. Отраднова, А. С. Профессиональные кризисы в формировании самоопределения обучающихся вузов МВД России / А. С. Отраднова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. № 3 (52). – С. 73–78.
18. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – СПб.: Питер, 2013. – 330 с.
19. Рыбникова, М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дисс. … канд. психол. наук / М. Н, Рыбникова. – М., 2008. – 26 с.
20. Сафонова, Ю. С. Особенности профессиональной деятельности юриста / Ю. С. Сафонова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всерос. студенч. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. И. Суслова, А. П. Ушакова. – Иркутск, 2017. – С. 28–30.
21. Серкин, В. П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни / В. П. Серкин // Психологический журнал. – 2018. – Т. 33. № 4. – С. 78–90.
22. Синицына, Л. В. Особенности профессиональной деятельности юристов (административно-правовые аспекты): учеб. пособ. / Л. В. Синицына, А. В. Боброва, Д. Л. Бурдюг. – Хабаровск, 2016. – 320 с.
23. Смирнов, А. А. Особенности профессиональной деятельности юриста / А. А. Смирнов, А. А. Постнова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2015. – Т. 18. № 1. – С. 110–113.
24. Старикова, Ю. Л. Формирование образа профессии в учебной деятельности на кафедре юридической психологии / Ю. Л. Старикова // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сб. тр. / под общ. ред. А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, М. И. Розеновой. – Пермь, 2018. – С. 48–51.
25. Тойлиева, Ш. А. Психологические особенности профессиональной деятельности юристов / Ш. А. Тойлиева // Информационные тренды и безопасность личности: взгляд молодых исследователей: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Тверь, 2016. – С. 338–340.
26. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая деятельность: понятие и структура, её ценность и значимость / Ю. В. Чуфаровский // Юрист. – 2018. – № 4. – С. 13–18.
27. Шмыков, В. И. Социально-профессиональные особенности деятельности юристов (аспект жизнедеятельности) / В. И. Шмыков // Пермский конгресс учёных-юристов: тезисы докладов. – Пермь, 2016. – С. 77–81.
28. Ярычев, Н. У. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста / Н. У. Ярычев, А. А. Цамаева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–6. – С. 1318–1322.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ