Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей образа профессии 5
1.1 Образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению 5
1.2 Структура, механизм формирования образа профессии, факторы влияющие на специфику образа 8
1.3 Формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности 11
Глава 2. Сравнительный анализ результатов исследования образа профессии юриста в отечественных и зарубежных психологических исследованиях 14
2.1 Социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов. Профессионально значимые качества личности юриста 14
2.2 Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе 17
2.3 Образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов 20
Заключение 23
Библиографический список 25
Теоретико-методологические подходы к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей образа профессии 5
1.1 Образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению 5
1.2 Структура, механизм формирования образа профессии, факторы влияющие на специфику образа 8
1.3 Формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности 11
Глава 2. Сравнительный анализ результатов исследования образа профессии юриста в отечественных и зарубежных психологических исследованиях 14
2.1 Социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов. Профессионально значимые качества личности юриста 14
2.2 Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе 17
2.3 Образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов 20
Заключение 23
Библиографический список 25
В настоящее время высшее образование принято воспринимать в качестве одного из этапов профессионального становления личности. Время вузовского обучения становится ключевым элементом процесса индивидуальной профессионализации, в процессе которой студент приобретает требуемые знания, умения и навыки, оценивает себя в выбранной профессии. Однако, практика свидетельствует, что многие будущие профессионалы разочаровываются в своей профессии уже на стадии обучения. В результате уменьшается познавательный интерес, формируются сомнения в правильности выбора профессии. Особенно это заметно в первые и последние годы обучения.
Важную роль в профессиональном становлении личности играет образ профессии, складывающийся у каждого человека в процессе обучения.
Поэтому, учитывая, что вырабатывание образа профессии у студентов – это одна из существенных характеристик компетентного подхода к обучению, перед системой высшего образования и педагогами встает задача построения наиболее эффективных теоретико-методологических подходов к воспитанию образа профессии у студентов в практике высшей школы.
Особенно это важно для студентов юридических специальностей, так как после получения высшего образования многие из них поступают на службу в правоохранительные органы, работа в которых требует уважения к собственной профессии и полной профессиональной самореализации.
Это подчёркивает актуальность исследования существующих теоретико-методологических подходов к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Освещая степень разработанности изучаемой проблемы в психологической науке, следует отметить работы Е. А. Бодякшиной, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой, И. В. Дурмановой, С. В. Зибровой, Н. В. Курбет, В. В. Овсянниковой, Е. Ф. Платаш, Г. С. Помаз, М. Н. Рыбниковой, и др.
Цель работы – изучить теоретико-методологические подходы к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Задачи работы вытекают из достижения поставленной цели:
изучить образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению;
охарактеризовать структуру, механизм формирования образа профессии, факторы, влияющие на специфику образа профессии;
рассмотреть формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности;
выявить социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов и профессионально значимые качества личности юриста;
проанализировать существующие эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе;
представить образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов.
Объектом исследования выступает образ профессии.
Предмет исследования – образ профессии у студентов юридических специальностей.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ и синтез, систематизация собранного теоретического материала, классификация и обобщение.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, заключение и библиографический список.
Важную роль в профессиональном становлении личности играет образ профессии, складывающийся у каждого человека в процессе обучения.
Поэтому, учитывая, что вырабатывание образа профессии у студентов – это одна из существенных характеристик компетентного подхода к обучению, перед системой высшего образования и педагогами встает задача построения наиболее эффективных теоретико-методологических подходов к воспитанию образа профессии у студентов в практике высшей школы.
Особенно это важно для студентов юридических специальностей, так как после получения высшего образования многие из них поступают на службу в правоохранительные органы, работа в которых требует уважения к собственной профессии и полной профессиональной самореализации.
Это подчёркивает актуальность исследования существующих теоретико-методологических подходов к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Освещая степень разработанности изучаемой проблемы в психологической науке, следует отметить работы Е. А. Бодякшиной, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой, И. В. Дурмановой, С. В. Зибровой, Н. В. Курбет, В. В. Овсянниковой, Е. Ф. Платаш, Г. С. Помаз, М. Н. Рыбниковой, и др.
Цель работы – изучить теоретико-методологические подходы к изучению образа профессии у студентов юридических специальностей.
Задачи работы вытекают из достижения поставленной цели:
изучить образ профессии как психологическое понятие: дефиниции, подходы к изучению;
охарактеризовать структуру, механизм формирования образа профессии, факторы, влияющие на специфику образа профессии;
рассмотреть формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности;
выявить социально-психологические особенности профессиональной деятельности юристов и профессионально значимые качества личности юриста;
проанализировать существующие эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе;
представить образ профессии как фактор профессионального становления студентов-юристов.
Объектом исследования выступает образ профессии.
Предмет исследования – образ профессии у студентов юридических специальностей.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ и синтез, систематизация собранного теоретического материала, классификация и обобщение.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, заключение и библиографический список.
Теоретический анализ образа профессии как психологического понятия позволяет заключить, что в специальной научной литературе присутствует большое число дефиниций и подходов, где отражается как основное содержание этого понятия, так и его отдельные характеристики.
Образ профессии – это комплекс представлений личности о своей профессиональной деятельности и о себе как о профессионале, включающий взаимодополняющие элементы, отражающие знания человека о профессии, его отношение к ней, отношение личности к себе как профессионалу, а также профессиональную позицию человека и его стремление стать профессионалом.
Структура образа профессии содержит разнообразные элементы (когнитивный, эмоциональный, творческий, личностный, социальный и др.), что обусловливает сложность механизма формирования данного психологического образования.
Разнообразие выделенных исследователями структурных элементов образа профессии даёт возможность рассмотреть его с различных позиций, выявить его особенности с учётом факторов, влияющих на специфику образа конкретной профессии.
Целенаправленное формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности студентов способствует достижению ключевой цели высшего образования – росту качества выпускаемых профессионалов.
Юридическая деятельность служит важнейшим средством разрешения социальных противоречий, решения задач и функций, стоящих перед обществом и государством в целом, что обусловливает её социально-психологические особенности. Специфическими особенностями деятельности юриста являются: поиск и хранение информации, её подготовка к использованию; действия по работе с правовой информацией, по её отбору, анализу и переработке, оценке; выступления правового содержания; подготовка документов и материалов; опознание и оценка правовых проблемных ситуаций; выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний; ведение переговоров; выполнение технических действий.
Наиболее значимыми профессиональными качествами для юриста выступают ответственность, организованность, умение эффективно разрешать конфликт, стрессоустойчивость.
Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе представлены работами Б. К. Кали, А. И. Моисеевой, А. В. Мотиной и др. авторами. Каждое исследование отличается индивидуальностью, однако свидетельствует о формировании в обществе и в студенческой среде некоего стереотипа образа профессии юрист.
В целом эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе свидетельствуют, что у курсантов 4 курса в ядерном слое образа профессии преобладают высокие показатели осмысленности жизни, ценности семейно-бытовой сферы, работа уходит на второй план. Семантический слой реконструирован чётко сложенным образом профессии. Перцептивный слой образа профессии реконструирован негативно, курсанты не испытывают положительных эмоций к своей будущей профессии, что, скорее всего, обусловлено усталостью.
Образ профессии выступает важнейшим фактором профессионального становления студентов-юристов, позволяющим им успешно проходить обучение и в дальнейшем вести эффективную профессиональную трудовую деятельность. Уже в ходе профессионального обучения студент осознавал себя не просто учащимся, а формирующимся специалистом-профессионалом, собственная активность которого является решающим фактором его профессионального развития.
Образ профессии – это комплекс представлений личности о своей профессиональной деятельности и о себе как о профессионале, включающий взаимодополняющие элементы, отражающие знания человека о профессии, его отношение к ней, отношение личности к себе как профессионалу, а также профессиональную позицию человека и его стремление стать профессионалом.
Структура образа профессии содержит разнообразные элементы (когнитивный, эмоциональный, творческий, личностный, социальный и др.), что обусловливает сложность механизма формирования данного психологического образования.
Разнообразие выделенных исследователями структурных элементов образа профессии даёт возможность рассмотреть его с различных позиций, выявить его особенности с учётом факторов, влияющих на специфику образа конкретной профессии.
Целенаправленное формирование образа профессии в контексте учебно-профессиональной деятельности студентов способствует достижению ключевой цели высшего образования – росту качества выпускаемых профессионалов.
Юридическая деятельность служит важнейшим средством разрешения социальных противоречий, решения задач и функций, стоящих перед обществом и государством в целом, что обусловливает её социально-психологические особенности. Специфическими особенностями деятельности юриста являются: поиск и хранение информации, её подготовка к использованию; действия по работе с правовой информацией, по её отбору, анализу и переработке, оценке; выступления правового содержания; подготовка документов и материалов; опознание и оценка правовых проблемных ситуаций; выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний; ведение переговоров; выполнение технических действий.
Наиболее значимыми профессиональными качествами для юриста выступают ответственность, организованность, умение эффективно разрешать конфликт, стрессоустойчивость.
Эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе представлены работами Б. К. Кали, А. И. Моисеевой, А. В. Мотиной и др. авторами. Каждое исследование отличается индивидуальностью, однако свидетельствует о формировании в обществе и в студенческой среде некоего стереотипа образа профессии юрист.
В целом эмпирические исследования специфики образа профессии юрист в социально-психологической литературе свидетельствуют, что у курсантов 4 курса в ядерном слое образа профессии преобладают высокие показатели осмысленности жизни, ценности семейно-бытовой сферы, работа уходит на второй план. Семантический слой реконструирован чётко сложенным образом профессии. Перцептивный слой образа профессии реконструирован негативно, курсанты не испытывают положительных эмоций к своей будущей профессии, что, скорее всего, обусловлено усталостью.
Образ профессии выступает важнейшим фактором профессионального становления студентов-юристов, позволяющим им успешно проходить обучение и в дальнейшем вести эффективную профессиональную трудовую деятельность. Уже в ходе профессионального обучения студент осознавал себя не просто учащимся, а формирующимся специалистом-профессионалом, собственная активность которого является решающим фактором его профессионального развития.



