Введение 3
1. Теоретические аспекты открытых инноваций как современной концепции
инновационного менеджмента 6
1.1. Сущность управления открытыми инновациями 6
1.2. Факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций 14
1.3. Ключевые показатели результативности открытых инноваций 24
2. Модель открытых инноваций на примере отрасли коммерческой
недвижимости 34
2.1. Состояние отрасли коммерческой недвижимости в России 34
2.2. Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой
недвижимости 46
2.3. Методика инновационного развития коммерческой недвижимости 56
3. Использование подхода открытых инноваций в деятельности компании UD
Group 64
3.1. Общая характеристика деятельности UD Group 64
3.2. Анализ используемых элементов модели открытых инноваций в
деятельности компании UD Group 80
3.3. Экономическая оценка эффективности внедрения практик открытых
инноваций в деятельность компании UD Group 86
Заключение 99
Список использованных источников 103
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что инновационное развитие является важным аспектом для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики. Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки - и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
Частота появления новых возможностей и угроз, а также скорость их проникновения на рынки продолжают возрастать. С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. В результате меняется привычная структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10-20% и в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли топ-500 американских корпораций в 1997 году на долю технологических компаний приходилось около 9%, в 2017 году - уже 17%.
Такие изменения происходят повсеместно, так что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества. Ранее компании могли фокусироваться на одном типе инноваций, развивая свое преимущество на основе одного фактора конкурентоспособности (качество, цена, сервис), и быть успешными. Теперь для получения весомого и устойчивого конкурентного преимущества игрокам любой отрасли необходимо комплексно заниматься инновациями, задействуя все три основных их типа - продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели. В современной реальности инновации нужны бизнесу не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба для отрасли в случае внедрения радикальных инноваций, делающих экономически нецелесообразными целые направления бизнеса.
Те компании, которые стремятся к успеху, рассматривают переход от закрытых к открытым инновациям как ключевую составляющую своей стратегии инновационного развития. Подобная тенденция хорошо прослеживается в компаниях США, Канады и Европы. Что касается отечественных компаний, которые занимаются инновационными разработками, то они только начинают внедрять механизмы и инструменты открытых инноваций.
С этих позиций особенно важным является - как открытые инновации позволят повысить конкурентоспособность компании и увеличить ее финансовые результаты. Модель открытых инноваций базируется на активном поиске перспективных идей во внешней среде, в результате чего компании кооперируются между собой, обмениваясь знаниями и проводя совместные исследования. Это значительно снижает издержи на инновационные разработки и ускоряет процесс создания инновационных продуктов, что делает открытые инновации намного эффективнее закрытого подхода в рамках современной экономики.
Целью работы является исследование открытых инноваций как современной концепции инновационного менеджмента на примере девелоперской компании.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть сущность управления открытыми инновациями;
- выявить факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций;
- обобщить ключевые показатели результативности открытых инноваций;
- изучить состояние отрасли коммерческой недвижимости в России;
- определить типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости;
- оценить критические факторы успеха и показателей результативности поиска инновационных идей компаний в сфере коммерческой недвижимости;
- дать общую характеристику деятельности компании UD Group;
- провести анализ используемых элементов модели открытых инноваций в деятельности компании UD Group;
- обосновать экономическую оценку внедрения практик открытых инноваций в деятельность компании UD Group.
Объект исследования - инновационная деятельность компании в сфере управления коммерческой недвижимостью в современных условиях.
Предмет - оценка экономической эффективности от использования практик открытых инноваций в деятельности компании в сфере управления коммерческой недвижимостью.
Методологической основой исследования в работе послужил структурный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, факторный анализ, метод экспертной оценки, коэффициентный анализ, метод инвестиционной оценки проекта, методы графического и табличного представления данных и др.
При написании работы была использована научные работы российских и зарубежных авторов, таких как Р.И. Акмаева [4], А.И. Базилевич [6], А.Н. Бондаренко [33], Я.Д. Вишняков [10], Т.П. Горяинова [36], А.В. Литвинова [39], Р.М Нижегородцев [19], К.К. Прахалад [20], Р. Свэйм [22] и др.
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать ряд выводов и предложений.
Необходимым условием достижения предприятием экономического роста, высокой конкурентоспособности и научно - технического прогресса выступает способность предприятия реализовать стратегию инновационного развития.
Результативность трансфера НИОКР в производство и его интенсивность зависит от стратегии инновационного развития предприятия. Все стратегии в данной сфере можно систематизировать с учетом трех параметров: жизненный цикл инноваций, рыночный и технический потенциал предприятия. Именно эти параметры определяют степень открытости инноваций: открытые, закрытые и комбинированные.
Среди факторов, которые способствовали переходу промышленных предприятий от модели закрытых инноваций к открытым, можно отметить интеллектуализацию производства, повышение уровня образования и мобильности сотрудников, рост доступности венчурного капитала, высокая стоимость инноваций, формирование новых коммуникаций.
Так как процесс управления открытыми инновациями слабо структурирован и практически не стандартизирован, то существующий набор инструментов контроллинга нет смысла применять. Поэтому необходимо модернизировать и адаптировать набор инструментов, в частности, путем разработки КПР, которые позволяют измерять инновационный потенциал предприятия. К наиболее значимым факторам успешности реализации открытых инноваций можно отнести наличие знаний и возможностей для исследования, а также доступ к интеллектуальной собственности и инновационной культуре. Чаще всего для поиска инновационных идей предприятия используют различные виды сетевых платформ (неформальные сети). Более половины идей возникает в результате совместных исследований с клиентами-соразработчиками, а около трети идей инноваций приходится на поставщиков.
Компании должны стараться отделить свою инновационную деятельность от основного бизнеса и поэтому инновационная система учета должна включать в себя три набора КПР: информативные КПР, которые предназначены для измерения прогресса новых венчурных компаний; КПР управления, которые помогают понять, стоит ли компании продолжать инвестировать в определенные венчурные предприятия; глобальные КПР, которые изучают общую производительность инновационного отдела в контексте более крупного бизнеса.
Модель открытых инноваций была рассмотрена на примере рынка коммерческой недвижимости, который является активно развивающимся в России. Коммерческие объекты распределены по нишам: помещения под размещение складов, торговые территории, офисные помещения, производственные территории.
Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости выделяют четыре группы: инновации в строительстве, инновации в развитии инфраструктуры и территории жилых; инновации в сфере обслуживания и маркетинга.
Также в отрасли коммерческой недвижимости активно внедряются инновации PropTech, которая является новой парадигмы в сфере недвижимости и представляет собой радикально новый подход к приобретению, эксплуатации и управлению недвижимостью.
Управление коммерческой недвижимостью необходимо осуществлять с учетом ее инвестиционной привлекательности, так как это важно для повышения доходности объекта недвижимости, а также привлечении инвестиций в него. Определенный набор критериев, которые описывают состояние внешних и внутренних факторов объекта, даст возможность эффективно управлять инновационным развитием объекта коммерческой недвижимости.
UD Group - ведущий девелопер на рынке коммерческой недвижимости в Татарстане. UD Group использует взвешенный подход к инновациям, старается воплотить все лучшее с учетом последних тенденций инженерной мысли. Компания строит современные и актуальные объекты. Но в то же время, в результате проведенной экспертной оценки и расчета ключевых показателей результативности, уровень инновационной модели UD Group можно считать средним, имеющий потенциал для дальнейшего развития.
В качестве направления улучшения инновационной деятельности компании, нами была проанализирована эффективность использования инновационного подхода к развитию инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости. С учетом предложенных в работе факторов, влияющих на коммерческую недвижимость, и инновационных технологий можно качественно и количественно оценивать привлекательность коммерческой недвижимости UD Group. Данный подход базируется на использовании компанией модели открытых инноваций, которая заключается в выстраивании регулярной деятельности по поиску инновационных партнеров и образовании партнерских взаимоотношений с ними. Для разработки инновационного проекта с более высокими показателями экономической эффективности по сравнению с «традиционным» проектом, необходимо, во- первых, выявить список инновационных технологий, которые будут влиять на привлекательность коммерческой, во-вторых, оценить стоимостные параметры их реализации, которые будут увеличивать инвестиционные расходы по созданию объекта коммерческой недвижимости. Таким образом, для проведения подобных расчетов на практике потребуется мониторинг и обработка информации различных конференций, выставок и бизнес-форумов по инновациям в строительстве и инженерной инфраструктуре, а для получения конкретной стоимости инноваций для проекта необходимо выстраивать взаимодействие с конкурирующими поставщиками соответствующих инновационных решений. Следовательно, проведение подобного анализа и расчет инвестиционного потенциала для каждого проекта в компании UD Group потребуют осуществления дополнительной деятельности сотрудниками компании.
Для демонстрации преимуществ открытых инноваций на примере объекта UD Group было предложено несколько инновационных мероприятий, из которых: система аналитики покупателей, концепция благоустройства, системы «умного дома», инновационная структура паркингов. Таким образом было проведено сравнение двух проектов: исходного «традиционного» и итогового инновационного. В результате экономической оценки был использован метод экспертных оценок, проведен анализ основных показателей по инвестиционной привлекательности объекта коммерческой недвижимости, включая показатели - NPV и IRR. Также был проведен анализ чувствительности NPV к цене за квадратный метр, операционным расходам и стоимости внедрения предлагаемых инноваций. Вследствие чего была построена схема «дерево решений» по различным сценариям спроса. В конечном итоге была доказана полная целесообразность предложенных мероприятий. Проект с инновационными решениями по всем показателям является более инвестиционно-привлекательным и устойчивым к кризисным ситуациям по сравнению с исходным «традиционным» проектом.
Предложенный инновационный подход к управлению коммерческой недвижимостью даст возможность UD Group анализировать и улучшать все свои проекты, увеличивая при этом показатели выручки, прибыли и рентабельности. Это позволит сделать компанию более финансово устойчивой, в том числе повысить устойчивость управляющей компании ООО «Юнайт», которая непосредственно занимается управлением и эксплуатацией объектов коммерческой недвижимости. Следует еще раз подчеркнуть, что для работы по схеме развития инновационной привлекательности коммерческой недвижимости UD Group необходимо совершенствовать систему управления инновационной деятельностью в части поиска инновационных идей из внешней среды, включая мониторинг рынка инновационных технологий и взаимодействие с инновационными поставщиками.
1. Протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 года №1 [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Гарант». - Последнее обновление 05.01.2019.
2. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 года о Федеральном агентстве по науке и инновациям [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 05.01.2019.
3. Приказ Минэкономики РФ от 22 июня 1998 г. №237 [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 147-ФЗ от 31.07.1998 г. // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 05.01.2019.
Книги, монографии
4. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 541 с.
5. Аксенов А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 c.
6. Базилевич А.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Проспект, 2013. - 640 c.
7. Баранчеев В. Управление инновациями: учебник / В. Баранчеев, Н. Масленникова, В. Мишин. - Москва : Юрайт-Издат, 2012. - 359 с.
8. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
9. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 с.
10. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 с.
11. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 с.
12. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 311 с.
13. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. - М.: Дашков и К, 2013. - 168 с.
14. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
15. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2013. - 200 с.
16. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 с.
17. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Г. Медынский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 с.
18. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
19. Нижегородцев Р.М. Экономика инноваций: Учеб. пособие / Р.М. Нижегородцев. 2-е изд., исправл. и доп. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 154 с.
20. Прахалад К. К. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем : учебник / К. К. Прахалад, М. С. Кришнан ; пер. В. Егоров. - Москва : Альпина Паблишер, 2012.- 264 с.
21. Свиридова С. В. Инновационное развитие предприятий и комплексов: монография / С. В. Свиридова. - Воронеж: ФБГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. - 222 с.
22. Свэйм Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера : монография / Р. Свэйм; пер. В. Кузин ; ред. А. Цветков. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 413 с.
23. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
24. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. - М.: КноРус, 2013. - 208 с.
25. Стрелкова Л. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: учебное пособие / Л. Стрелкова, Ю. Макушева. - Москва: Юнити- Дана, 2013. - 236 с.
26. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 476 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
28. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2013. - 410 с.
Авторефераты диссертаций
29. Абдужабаров А. Х. Механизм развития инвестиционного потенциала объектов коммерческой недвижимости: автореферат диссертации соискание уч. степени к.э.н. по специальностям 08.00.05 и 08.00.10 / А. Х. Абдужабаров. - Москва, - 23 с.
30. Заппаров Б.А. Управление инновационной активностью на основе инструментов финансового стимулирования: автореферат диссертации на соискание уч. степени к.э.н. по специальностям 08.00.05 и 08.00.10/ Б.А. Заппаров. - Казань, 2015. - 41 с.
31. Маков В. М. Формирование условий активизации инновационной деятельности промышленных предприятий: автореф. дис. на соискание степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / В. М. Маков. - Уфа, 2011. - 25 с.
Печатная периодика
32. Бойко В. Открытые инновации: критические факторы успеха и ключевые показатели / В.Бойко // Экономика и жизнь. - 2019. - №15. - С. 87-90.
33. Бондаренко А.Н. Пути активизации инновационной деятельности предприятий / А.Н. Бондаренко // Молодой ученый. - 2015. - № 2-1 (17). - С. 53-59.
34. Веселовский М.Я. Формирование интерактивной модели трансфера технологий как фактор повышения инновационной активности компаний / М.Я. Веселовский, М.А. Измайлова, С.У. Нуралиев // Вопросы региональной экономики. - 2015. - № 3. - С. 9-20.
35. Горохова А. Е., Секерин В. Д. Специфика стратегий открытых, комбинированных и закрытых инноваций // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - № 1 (ч.2). - С. 96 - 101.
36. Горяинова Т.П. Роль процедур управления знаниями в инновационной деятельности предприятия / Т.П. Горяинова, А.Е. Курач // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №2 (92). - С. 59-65.
37. Заглумина Н. А. Реализация инновационного проекта на прединвестиционной стадии / Н. А. Заглумина, М. В. Вершинина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 6. - С. 315-318.
38. Калашникова Ю. А. Инструменты стимулирования инновационной активности промышленных предприятий Челябинской области / Ю. А. Калашникова, П. Я. Дегтярёв // Инновационная экономика России: проблемы и пути решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2012.- С. 193-197.
39. Литвинова А.В. Формы стимулирования инновационной деятельности и принципы их реализации / А.В. Литвинова, М.В. Парфенова // Друкеровский вестник. - 2015. - № 1. - С. 57-61.
40. Лукьянова А. Ю. Проблемы инновационного развития России / А.Ю. Лукьянова, Л.В. Погосян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР,
2011. - С. 36-38.
41. Мартыненко О. В. Особенности инновационного развития в России / О.В, Мартыненко, А.А. Горнякова // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 158163.
42. Назин К.Н. Теоретический анализ категории «Инновация» / К.Н. Назин, Д.И. Кокурин // Инновации в России: сборник. - 2-е изд. - 2011. - С. 5963.
43. Попова Е.Ю. Инновации и инновационная деятельность
промышленных предприятий в современных условиях / Е.Ю. Попова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №7. - С. 165-169.
Электронные ресурсы
44. Аптекман А., Калабин В. и др. Цифровая Россия: новая реальность. - McKinsey & Company, июль 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.eom/~/media/McKinsey/Locations/Europe and Middle East/Russia/ Our Insights/Digital Russia/Digital-Russia-report.ashx.
45. Воронецкий Р. Агентства скоро могут исчезнуть. Как Property Technologies меняют сферу недвижимости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://probusiness.io/markets/3851 -agentstva-skoro-mogut-ischeznut-kak- property-technologies-menyayut-sferu-nedvizhimosti.html.
46. Обзор недвижимости 2018 от UD Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1qePFMGG9ctD4u-FsjERTEweuD- mNWSsd/view.
47. Почему общественный сектор недвижимости должен приветствовать
инновации и преобразовать модели предоставления услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profitsgroup.ru/obshhestvennyy-sektor-
nedvizhimosti.
48. Рост коворкинг-пространств и потребность в смарт-зданиях - Тренды
недвижимости 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://profitsgroup.ru/rost-kovorking-prostranstv-i-potrebn.
49. Система учета инноваций «Антипрокрустовский» подход к ключевым показателям производительности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.disruptive.vc/2017/02/19/перевод-статьи-от-авторов-the-corporate- startup-систе/.
50. Федоров А. Анализ рынка коммерческой недвижимости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz- rynka-kommercheskoy-nedvizhimosti-2018/.
51. Официальный сайт компании UD Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ud-group.com.
52. Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
53. Портал о торговой недвижимости и ритейле [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shopandmall.ru.
54. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru.