Открытые инновации как современная концепция инновационного менеджмента
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты открытых инноваций как современной концепции
инновационного менеджмента 6
1.1. Сущность управления открытыми инновациями 6
1.2. Факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций 14
1.3. Ключевые показатели результативности открытых инноваций 24
2. Модель открытых инноваций на примере отрасли коммерческой
недвижимости 34
2.1. Состояние отрасли коммерческой недвижимости в России 34
2.2. Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой
недвижимости 46
2.3. Методика инновационного развития коммерческой недвижимости 56
3. Использование подхода открытых инноваций в деятельности компании UD
Group 64
3.1. Общая характеристика деятельности UD Group 64
3.2. Анализ используемых элементов модели открытых инноваций в
деятельности компании UD Group 80
3.3. Экономическая оценка эффективности внедрения практик открытых
инноваций в деятельность компании UD Group 86
Заключение 99
Список использованных источников 103
Приложения
1. Теоретические аспекты открытых инноваций как современной концепции
инновационного менеджмента 6
1.1. Сущность управления открытыми инновациями 6
1.2. Факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций 14
1.3. Ключевые показатели результативности открытых инноваций 24
2. Модель открытых инноваций на примере отрасли коммерческой
недвижимости 34
2.1. Состояние отрасли коммерческой недвижимости в России 34
2.2. Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой
недвижимости 46
2.3. Методика инновационного развития коммерческой недвижимости 56
3. Использование подхода открытых инноваций в деятельности компании UD
Group 64
3.1. Общая характеристика деятельности UD Group 64
3.2. Анализ используемых элементов модели открытых инноваций в
деятельности компании UD Group 80
3.3. Экономическая оценка эффективности внедрения практик открытых
инноваций в деятельность компании UD Group 86
Заключение 99
Список использованных источников 103
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что инновационное развитие является важным аспектом для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики. Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки - и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
Частота появления новых возможностей и угроз, а также скорость их проникновения на рынки продолжают возрастать. С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. В результате меняется привычная структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10-20% и в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли топ-500 американских корпораций в 1997 году на долю технологических компаний приходилось около 9%, в 2017 году - уже 17%.
Такие изменения происходят повсеместно, так что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества. Ранее компании могли фокусироваться на одном типе инноваций, развивая свое преимущество на основе одного фактора конкурентоспособности (качество, цена, сервис), и быть успешными. Теперь для получения весомого и устойчивого конкурентного преимущества игрокам любой отрасли необходимо комплексно заниматься инновациями, задействуя все три основных их типа - продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели. В современной реальности инновации нужны бизнесу не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба для отрасли в случае внедрения радикальных инноваций, делающих экономически нецелесообразными целые направления бизнеса.
Те компании, которые стремятся к успеху, рассматривают переход от закрытых к открытым инновациям как ключевую составляющую своей стратегии инновационного развития. Подобная тенденция хорошо прослеживается в компаниях США, Канады и Европы. Что касается отечественных компаний, которые занимаются инновационными разработками, то они только начинают внедрять механизмы и инструменты открытых инноваций.
С этих позиций особенно важным является - как открытые инновации позволят повысить конкурентоспособность компании и увеличить ее финансовые результаты. Модель открытых инноваций базируется на активном поиске перспективных идей во внешней среде, в результате чего компании кооперируются между собой, обмениваясь знаниями и проводя совместные исследования. Это значительно снижает издержи на инновационные разработки и ускоряет процесс создания инновационных продуктов, что делает открытые инновации намного эффективнее закрытого подхода в рамках современной экономики.
Целью работы является исследование открытых инноваций как современной концепции инновационного менеджмента на примере девелоперской компании.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть сущность управления открытыми инновациями;
- выявить факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций;
- обобщить ключевые показатели результативности открытых инноваций;
- изучить состояние отрасли коммерческой недвижимости в России;
- определить типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости;
- оценить критические факторы успеха и показателей результативности поиска инновационных идей компаний в сфере коммерческой недвижимости;
- дать общую характеристику деятельности компании UD Group;
- провести анализ используемых элементов модели открытых инноваций в деятельности компании UD Group;
- обосновать экономическую оценку внедрения практик открытых инноваций в деятельность компании UD Group.
Объект исследования - инновационная деятельность компании в сфере управления коммерческой недвижимостью в современных условиях.
Предмет - оценка экономической эффективности от использования практик открытых инноваций в деятельности компании в сфере управления коммерческой недвижимостью.
Методологической основой исследования в работе послужил структурный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, факторный анализ, метод экспертной оценки, коэффициентный анализ, метод инвестиционной оценки проекта, методы графического и табличного представления данных и др.
При написании работы была использована научные работы российских и зарубежных авторов, таких как Р.И. Акмаева [4], А.И. Базилевич [6], А.Н. Бондаренко [33], Я.Д. Вишняков [10], Т.П. Горяинова [36], А.В. Литвинова [39], Р.М Нижегородцев [19], К.К. Прахалад [20], Р. Свэйм [22] и др.
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Частота появления новых возможностей и угроз, а также скорость их проникновения на рынки продолжают возрастать. С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. В результате меняется привычная структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10-20% и в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли топ-500 американских корпораций в 1997 году на долю технологических компаний приходилось около 9%, в 2017 году - уже 17%.
Такие изменения происходят повсеместно, так что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества. Ранее компании могли фокусироваться на одном типе инноваций, развивая свое преимущество на основе одного фактора конкурентоспособности (качество, цена, сервис), и быть успешными. Теперь для получения весомого и устойчивого конкурентного преимущества игрокам любой отрасли необходимо комплексно заниматься инновациями, задействуя все три основных их типа - продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели. В современной реальности инновации нужны бизнесу не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба для отрасли в случае внедрения радикальных инноваций, делающих экономически нецелесообразными целые направления бизнеса.
Те компании, которые стремятся к успеху, рассматривают переход от закрытых к открытым инновациям как ключевую составляющую своей стратегии инновационного развития. Подобная тенденция хорошо прослеживается в компаниях США, Канады и Европы. Что касается отечественных компаний, которые занимаются инновационными разработками, то они только начинают внедрять механизмы и инструменты открытых инноваций.
С этих позиций особенно важным является - как открытые инновации позволят повысить конкурентоспособность компании и увеличить ее финансовые результаты. Модель открытых инноваций базируется на активном поиске перспективных идей во внешней среде, в результате чего компании кооперируются между собой, обмениваясь знаниями и проводя совместные исследования. Это значительно снижает издержи на инновационные разработки и ускоряет процесс создания инновационных продуктов, что делает открытые инновации намного эффективнее закрытого подхода в рамках современной экономики.
Целью работы является исследование открытых инноваций как современной концепции инновационного менеджмента на примере девелоперской компании.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть сущность управления открытыми инновациями;
- выявить факторы, обуславливающие переход к модели открытых инноваций;
- обобщить ключевые показатели результативности открытых инноваций;
- изучить состояние отрасли коммерческой недвижимости в России;
- определить типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости;
- оценить критические факторы успеха и показателей результативности поиска инновационных идей компаний в сфере коммерческой недвижимости;
- дать общую характеристику деятельности компании UD Group;
- провести анализ используемых элементов модели открытых инноваций в деятельности компании UD Group;
- обосновать экономическую оценку внедрения практик открытых инноваций в деятельность компании UD Group.
Объект исследования - инновационная деятельность компании в сфере управления коммерческой недвижимостью в современных условиях.
Предмет - оценка экономической эффективности от использования практик открытых инноваций в деятельности компании в сфере управления коммерческой недвижимостью.
Методологической основой исследования в работе послужил структурный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, факторный анализ, метод экспертной оценки, коэффициентный анализ, метод инвестиционной оценки проекта, методы графического и табличного представления данных и др.
При написании работы была использована научные работы российских и зарубежных авторов, таких как Р.И. Акмаева [4], А.И. Базилевич [6], А.Н. Бондаренко [33], Я.Д. Вишняков [10], Т.П. Горяинова [36], А.В. Литвинова [39], Р.М Нижегородцев [19], К.К. Прахалад [20], Р. Свэйм [22] и др.
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать ряд выводов и предложений.
Необходимым условием достижения предприятием экономического роста, высокой конкурентоспособности и научно - технического прогресса выступает способность предприятия реализовать стратегию инновационного развития.
Результативность трансфера НИОКР в производство и его интенсивность зависит от стратегии инновационного развития предприятия. Все стратегии в данной сфере можно систематизировать с учетом трех параметров: жизненный цикл инноваций, рыночный и технический потенциал предприятия. Именно эти параметры определяют степень открытости инноваций: открытые, закрытые и комбинированные.
Среди факторов, которые способствовали переходу промышленных предприятий от модели закрытых инноваций к открытым, можно отметить интеллектуализацию производства, повышение уровня образования и мобильности сотрудников, рост доступности венчурного капитала, высокая стоимость инноваций, формирование новых коммуникаций.
Так как процесс управления открытыми инновациями слабо структурирован и практически не стандартизирован, то существующий набор инструментов контроллинга нет смысла применять. Поэтому необходимо модернизировать и адаптировать набор инструментов, в частности, путем разработки КПР, которые позволяют измерять инновационный потенциал предприятия. К наиболее значимым факторам успешности реализации открытых инноваций можно отнести наличие знаний и возможностей для исследования, а также доступ к интеллектуальной собственности и инновационной культуре. Чаще всего для поиска инновационных идей предприятия используют различные виды сетевых платформ (неформальные сети). Более половины идей возникает в результате совместных исследований с клиентами-соразработчиками, а около трети идей инноваций приходится на поставщиков.
Компании должны стараться отделить свою инновационную деятельность от основного бизнеса и поэтому инновационная система учета должна включать в себя три набора КПР: информативные КПР, которые предназначены для измерения прогресса новых венчурных компаний; КПР управления, которые помогают понять, стоит ли компании продолжать инвестировать в определенные венчурные предприятия; глобальные КПР, которые изучают общую производительность инновационного отдела в контексте более крупного бизнеса.
Модель открытых инноваций была рассмотрена на примере рынка коммерческой недвижимости, который является активно развивающимся в России. Коммерческие объекты распределены по нишам: помещения под размещение складов, торговые территории, офисные помещения, производственные территории.
Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости выделяют четыре группы: инновации в строительстве, инновации в развитии инфраструктуры и территории жилых; инновации в сфере обслуживания и маркетинга.
Также в отрасли коммерческой недвижимости активно внедряются инновации PropTech, которая является новой парадигмы в сфере недвижимости и представляет собой радикально новый подход к приобретению, эксплуатации и управлению недвижимостью.
Управление коммерческой недвижимостью необходимо осуществлять с учетом ее инвестиционной привлекательности, так как это важно для повышения доходности объекта недвижимости, а также привлечении инвестиций в него. Определенный набор критериев, которые описывают состояние внешних и внутренних факторов объекта, даст возможность эффективно управлять инновационным развитием объекта коммерческой недвижимости.
UD Group - ведущий девелопер на рынке коммерческой недвижимости в Татарстане. UD Group использует взвешенный подход к инновациям, старается воплотить все лучшее с учетом последних тенденций инженерной мысли. Компания строит современные и актуальные объекты. Но в то же время, в результате проведенной экспертной оценки и расчета ключевых показателей результативности, уровень инновационной модели UD Group можно считать средним, имеющий потенциал для дальнейшего развития.
В качестве направления улучшения инновационной деятельности компании, нами была проанализирована эффективность использования инновационного подхода к развитию инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости. С учетом предложенных в работе факторов, влияющих на коммерческую недвижимость, и инновационных технологий можно качественно и количественно оценивать привлекательность коммерческой недвижимости UD Group. Данный подход базируется на использовании компанией модели открытых инноваций, которая заключается в выстраивании регулярной деятельности по поиску инновационных партнеров и образовании партнерских взаимоотношений с ними. Для разработки инновационного проекта с более высокими показателями экономической эффективности по сравнению с «традиционным» проектом, необходимо, во- первых, выявить список инновационных технологий, которые будут влиять на привлекательность коммерческой, во-вторых, оценить стоимостные параметры их реализации, которые будут увеличивать инвестиционные расходы по созданию объекта коммерческой недвижимости. Таким образом, для проведения подобных расчетов на практике потребуется мониторинг и обработка информации различных конференций, выставок и бизнес-форумов по инновациям в строительстве и инженерной инфраструктуре, а для получения конкретной стоимости инноваций для проекта необходимо выстраивать взаимодействие с конкурирующими поставщиками соответствующих инновационных решений. Следовательно, проведение подобного анализа и расчет инвестиционного потенциала для каждого проекта в компании UD Group потребуют осуществления дополнительной деятельности сотрудниками компании.
Для демонстрации преимуществ открытых инноваций на примере объекта UD Group было предложено несколько инновационных мероприятий, из которых: система аналитики покупателей, концепция благоустройства, системы «умного дома», инновационная структура паркингов. Таким образом было проведено сравнение двух проектов: исходного «традиционного» и итогового инновационного. В результате экономической оценки был использован метод экспертных оценок, проведен анализ основных показателей по инвестиционной привлекательности объекта коммерческой недвижимости, включая показатели - NPV и IRR. Также был проведен анализ чувствительности NPV к цене за квадратный метр, операционным расходам и стоимости внедрения предлагаемых инноваций. Вследствие чего была построена схема «дерево решений» по различным сценариям спроса. В конечном итоге была доказана полная целесообразность предложенных мероприятий. Проект с инновационными решениями по всем показателям является более инвестиционно-привлекательным и устойчивым к кризисным ситуациям по сравнению с исходным «традиционным» проектом.
Предложенный инновационный подход к управлению коммерческой недвижимостью даст возможность UD Group анализировать и улучшать все свои проекты, увеличивая при этом показатели выручки, прибыли и рентабельности. Это позволит сделать компанию более финансово устойчивой, в том числе повысить устойчивость управляющей компании ООО «Юнайт», которая непосредственно занимается управлением и эксплуатацией объектов коммерческой недвижимости. Следует еще раз подчеркнуть, что для работы по схеме развития инновационной привлекательности коммерческой недвижимости UD Group необходимо совершенствовать систему управления инновационной деятельностью в части поиска инновационных идей из внешней среды, включая мониторинг рынка инновационных технологий и взаимодействие с инновационными поставщиками.
Необходимым условием достижения предприятием экономического роста, высокой конкурентоспособности и научно - технического прогресса выступает способность предприятия реализовать стратегию инновационного развития.
Результативность трансфера НИОКР в производство и его интенсивность зависит от стратегии инновационного развития предприятия. Все стратегии в данной сфере можно систематизировать с учетом трех параметров: жизненный цикл инноваций, рыночный и технический потенциал предприятия. Именно эти параметры определяют степень открытости инноваций: открытые, закрытые и комбинированные.
Среди факторов, которые способствовали переходу промышленных предприятий от модели закрытых инноваций к открытым, можно отметить интеллектуализацию производства, повышение уровня образования и мобильности сотрудников, рост доступности венчурного капитала, высокая стоимость инноваций, формирование новых коммуникаций.
Так как процесс управления открытыми инновациями слабо структурирован и практически не стандартизирован, то существующий набор инструментов контроллинга нет смысла применять. Поэтому необходимо модернизировать и адаптировать набор инструментов, в частности, путем разработки КПР, которые позволяют измерять инновационный потенциал предприятия. К наиболее значимым факторам успешности реализации открытых инноваций можно отнести наличие знаний и возможностей для исследования, а также доступ к интеллектуальной собственности и инновационной культуре. Чаще всего для поиска инновационных идей предприятия используют различные виды сетевых платформ (неформальные сети). Более половины идей возникает в результате совместных исследований с клиентами-соразработчиками, а около трети идей инноваций приходится на поставщиков.
Компании должны стараться отделить свою инновационную деятельность от основного бизнеса и поэтому инновационная система учета должна включать в себя три набора КПР: информативные КПР, которые предназначены для измерения прогресса новых венчурных компаний; КПР управления, которые помогают понять, стоит ли компании продолжать инвестировать в определенные венчурные предприятия; глобальные КПР, которые изучают общую производительность инновационного отдела в контексте более крупного бизнеса.
Модель открытых инноваций была рассмотрена на примере рынка коммерческой недвижимости, который является активно развивающимся в России. Коммерческие объекты распределены по нишам: помещения под размещение складов, торговые территории, офисные помещения, производственные территории.
Типовые практики открытых инноваций в отрасли коммерческой недвижимости выделяют четыре группы: инновации в строительстве, инновации в развитии инфраструктуры и территории жилых; инновации в сфере обслуживания и маркетинга.
Также в отрасли коммерческой недвижимости активно внедряются инновации PropTech, которая является новой парадигмы в сфере недвижимости и представляет собой радикально новый подход к приобретению, эксплуатации и управлению недвижимостью.
Управление коммерческой недвижимостью необходимо осуществлять с учетом ее инвестиционной привлекательности, так как это важно для повышения доходности объекта недвижимости, а также привлечении инвестиций в него. Определенный набор критериев, которые описывают состояние внешних и внутренних факторов объекта, даст возможность эффективно управлять инновационным развитием объекта коммерческой недвижимости.
UD Group - ведущий девелопер на рынке коммерческой недвижимости в Татарстане. UD Group использует взвешенный подход к инновациям, старается воплотить все лучшее с учетом последних тенденций инженерной мысли. Компания строит современные и актуальные объекты. Но в то же время, в результате проведенной экспертной оценки и расчета ключевых показателей результативности, уровень инновационной модели UD Group можно считать средним, имеющий потенциал для дальнейшего развития.
В качестве направления улучшения инновационной деятельности компании, нами была проанализирована эффективность использования инновационного подхода к развитию инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости. С учетом предложенных в работе факторов, влияющих на коммерческую недвижимость, и инновационных технологий можно качественно и количественно оценивать привлекательность коммерческой недвижимости UD Group. Данный подход базируется на использовании компанией модели открытых инноваций, которая заключается в выстраивании регулярной деятельности по поиску инновационных партнеров и образовании партнерских взаимоотношений с ними. Для разработки инновационного проекта с более высокими показателями экономической эффективности по сравнению с «традиционным» проектом, необходимо, во- первых, выявить список инновационных технологий, которые будут влиять на привлекательность коммерческой, во-вторых, оценить стоимостные параметры их реализации, которые будут увеличивать инвестиционные расходы по созданию объекта коммерческой недвижимости. Таким образом, для проведения подобных расчетов на практике потребуется мониторинг и обработка информации различных конференций, выставок и бизнес-форумов по инновациям в строительстве и инженерной инфраструктуре, а для получения конкретной стоимости инноваций для проекта необходимо выстраивать взаимодействие с конкурирующими поставщиками соответствующих инновационных решений. Следовательно, проведение подобного анализа и расчет инвестиционного потенциала для каждого проекта в компании UD Group потребуют осуществления дополнительной деятельности сотрудниками компании.
Для демонстрации преимуществ открытых инноваций на примере объекта UD Group было предложено несколько инновационных мероприятий, из которых: система аналитики покупателей, концепция благоустройства, системы «умного дома», инновационная структура паркингов. Таким образом было проведено сравнение двух проектов: исходного «традиционного» и итогового инновационного. В результате экономической оценки был использован метод экспертных оценок, проведен анализ основных показателей по инвестиционной привлекательности объекта коммерческой недвижимости, включая показатели - NPV и IRR. Также был проведен анализ чувствительности NPV к цене за квадратный метр, операционным расходам и стоимости внедрения предлагаемых инноваций. Вследствие чего была построена схема «дерево решений» по различным сценариям спроса. В конечном итоге была доказана полная целесообразность предложенных мероприятий. Проект с инновационными решениями по всем показателям является более инвестиционно-привлекательным и устойчивым к кризисным ситуациям по сравнению с исходным «традиционным» проектом.
Предложенный инновационный подход к управлению коммерческой недвижимостью даст возможность UD Group анализировать и улучшать все свои проекты, увеличивая при этом показатели выручки, прибыли и рентабельности. Это позволит сделать компанию более финансово устойчивой, в том числе повысить устойчивость управляющей компании ООО «Юнайт», которая непосредственно занимается управлением и эксплуатацией объектов коммерческой недвижимости. Следует еще раз подчеркнуть, что для работы по схеме развития инновационной привлекательности коммерческой недвижимости UD Group необходимо совершенствовать систему управления инновационной деятельностью в части поиска инновационных идей из внешней среды, включая мониторинг рынка инновационных технологий и взаимодействие с инновационными поставщиками.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ГК «ТРАНСТЕХСЕРВИС»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Инновационный кластер как фактор пространственного развития региона (на примере РТ)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской Области
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021



