Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления сервисным
предприятием 9
1.1. Стратегическое управление предприятием: понятие и сущность 9
1.2. Типы стратегий развития предприятия 14
1.3. Методы стратегического менеджмента и их характеристика 19
1.4. Особенности развития стратегического управления на
предприятиях сервиса 27
2. Анализ стратегического управления в ООО «ОСК» 32
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 32
2.2. Анализ и оценка стратегического управления по функциям в ООО
«ОСК» 40
2.3. SWOT-анализ и оценка рыночной позиции ООО «ОСК» 48
3. Направления развития стратегического управления сервисного
предприятия ООО «ОСК» 55
3.1. Разработка стратегии развития ООО «ОСК» 55
3.2. Рекомендации по развитию стратегического управления
компанией 60
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предложенных
рекомендаций 66
Заключение 72
Список использованных источников 80
Приложения 86
Современный рынок динамичен и достаточно непредсказуем. Успех любого предприятия зависит не только от внутренней, но и от внешней среды. Важнейшая задача бизнеса - мгновенно адаптироваться к происходящему. И без стратегического управления в этом вопросе не обойтись.
Стратегический менеджмент является инструментом, который используется для управления всеми организационными процессами стратегической направленности, за счет которых обеспечивается выживаемость предприятия в будущем и широкий охват им рынка продукции. Следует отметить, что на современном этапе стратегический менеджмент в российских компаниях находится на достаточно низком уровне развития, однако наблюдаются улучшения в организации стратегического управления.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что компании могут получать долгосрочные конкурентные преимущества, только если они четко ориентируются в рыночной конъюнктуре, то есть учитывают различия в конкурентоспособности, согласовывая свои бизнеспроцессы и стратегию. Очевидно, что стратегическое управление компаниями становится критически важным в условиях обострения конкурентной борьбы за клиентов и капитал. В связи с неопределенностью внешней среды, особенно в условиях кризисных явлений в экономике, актуальность стратегического управления возрастает. Экономическое развитие и долгосрочная эффективная работа предприятия в значительной мере определяются выбором стратегических ориентиров, позволяющих максимально реализовать потенциал используемых в производстве ресурсов.
Большинство знаменитых компаний не только имеют качественно и профессионально разработанную стратегию, но также неукоснительно придерживаются установленных методов и ограничений своего стратегического развития, именно это условие в конечном счёте приводит компании к успеху и удерживает на лидирующих позициях. Достижение компанией успеха, ради последующего сохранения или улучшения своих позиций требует, чтобы предприятие придерживалось разработанной стратегии, но обеспечивало стратегическую гибкость. Стратегическое управление для топ-менеджмента должно быть не разовым проектом, а постоянным процессом, в реализацию которого вовлечены все сотрудники компании.
В процессе формирования информации о внешней и внутренней среде используются различные методы стратегического менеджмента. Один из самых популярных - SWOT-анализ. Это классический метод изучения внешних и внутренних параметров компании, помогающий построить матрицу сильных и слабых сторон, определить угрозы и возможности, сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях развития рынка.
На первый взгляд, информация о внутренней среде всегда под рукой и необходимость ее сбора отсутствует, хотя это не исключает важности ее анализа. Но анализировать работу крупной компании посредством изучения отчетов подразделений не во всех случаях бывает эффективно. Чтобы иметь полное представление о состоянии компании на время выбора стратегии, необходимо провести внутренний аудит.
Стратегическая сессия помогает в решении важнейших тактических и стратегических задач. Она дает возможность «настроить» корпоративный механизм. Основные инструменты - дискуссия и мозговой штурм. Проведение стратегической сессии — не только процесс анализа и формулирования целей, согласования подходов, но и, одновременно — повышения вовлеченности и компетентности сотрудников и передачи им ответственности. Главное отличие стратегической сессии от совещаний или мозговых штурмов в том, что в последних случаях цель ясна и привычна. Задача стратегической сессии - скорее, определение целей и альтернатив. Подобные задачи решаются или редко, или вообще никогда ранее компанией не решались. То есть, менеджмент компании ощущает некую неопределенность в своей деятельности и стремится ее нивелировать.
Ввиду снижения темпов роста мировой экономики и экономической стагнации в России перед предприятиями сферы услуг стоит множество задач, важнейшей из которых является быстрое реагирование на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, то есть им необходимо ориентироваться на устойчивое развитие. Становится необходимым составление стратегии компании, которая должна укрепить положение организации на рынке и обеспечить согласованность действий по привлечению и удовлетворению потребителей, успешную конкуренцию и достижение организационных целей.
Большинство предприятий стремятся стать лучше своих конкурентов. Они начинают пользоваться одними и теми же стратегиями, сходными по одним и тем же базовым показателям конкуренции, благодаря чему выбранные стратегии быстро превращаются в типовые. Для этих компаний характерным является общий набор понятий и предположений о том, как происходит конкуренция в конкретной отрасли или в стратегической группе. У таких компаний складывается традиционное представление о том, кто их клиенты (включая ключевых клиентов), какой спектр продуктов и услуг должен предлагать рынок (сегмент рынка), в котором они функционируют.
В чем большей степени предприятия разделяют это традиционное представление о действующей в отрасли (рынке) модели конкуренции (поставщики, клиенты-потребители, товары-заменители, новые организации- конкуренты, а также организации, функционирующие в отрасли), тем более сходными будут и их методы ведения конкурентной борьбы. Так как они начинают одинаково воспринимать окружающее их рыночное пространство, то тем самым у них формируется стереотип стратегического мышления.
Создание нового рыночного пространства требует смены стереотипов стратегического мышления. Современные менеджеры не должны ограничивать себя общепринятыми рамками, определяющими используемые на рынке методы конкуренции. Они должны проводить анализ за традиционно определяемыми границами конкуренции - рассматривая альтернативные отрасли (рынки), производящие сходные товары (продукты и услуги), стратегические группы конкурентов, стратегических клиентов организации (реальных и потенциальных).
Стратегическое управление для предприятия сервиса - единственный способ выжить в условиях экономического роста. В условиях жесткой конкуренции и с активным приходом в регион иностранных предприятий перед компаниями встает необходимость планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.
На сегодняшний день можно выделить наличие следующих проблем в стратегическом менеджменте сервисных предприятий:
- в России, к сожалению, еще не сложилась активная практика внедрения передового опыта и рекомендаций ведущих мировых компаний в сфере стратегического менеджмента;
- плохое понимание принципов стратегического управления и
стратегического мышления руководителями и менеджерами;
- устоявшийся в последние десятилетия ложный стереотип мышления российского предпринимателя, ориентированного на краткосрочные периоды и уклоняющегося от тщательного изучения альтернатив будущего;
- отсутствие единого подразделения, отвечающего за процесс стратегического управления на предприятиях сервиса, формализация процесса стратегического планирования;
- необоснованность и зачастую невыполнимость заявленных в стратегическом плане целей;
- слабый уровень применения автоматизированных систем управления, например, системы поддержки принятия решений.
Степень разработанности темы. Ключевые аспекты стратегического управления компанией рассмотрены в работах Г. Минцберга, М. Портера, И. Ансоффа, Ф. Котлера, Р. Акоффа, К. Прахалада, Д. Аакера, В.А. Баринова, М.Н. Дудина, В.И. Малюка, С. Келлера, В.А. Харченко и др. Вопросам разработки стратегий развития компании посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов. Среди них следует отметить Г. Кокинза, А. Лафли, Р. Румельта, Р.А. Фатхутдинова, А.М. Бабича, А.С. Васину, А.М. Слинкову и др.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить стратегический менеджмент и определить направления развития стратегического управления сервисным предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегического управления предприятием и изучить типы стратегий развития предприятия;
- дать характеристику методов стратегического менеджмента;
- выявить особенности развития стратегического управления на предприятиях сервиса;
- представить общую характеристику деятельности предприятия;
- провести анализ и оценку стратегического управления по функциям в ООО «ОСК»;
- провести SWOT-анализ и оценить рыночную позицию ООО «ОСК»;
- предложить рекомендации по развитию стратегического управления компанией;
- оценить социально-экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Объединённая сервисная компания», осуществляющая техническое обслуживание и ремонты оборудования Магнитогорского Металлургического Комбината. ООО «ОСК» - сервисная компания, созданная с целью повышения эффективности процессов ТОиР в Группе АО «Магнитогорский Металлургический Комбинат». ООО «ОСК» - организация, объединившая в себе знания и опыт персонала по проектированию, изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту электрического, энергетического, гидравлического, механического оборудования металлургических агрегатов, осуществлению строительномонтажных работ.
Предметом исследования является система стратегического управления сервисным предприятием.
В работе применялись методы количественного и качественного анализа, SWOT и PEST-анализ, модель 5-сил М. Портера, а также принципы системного подхода. Методологическую основу исследования составили такие методы как анализ, обобщение, группировка данных, изучение динамики и взаимосвязей.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как И.Ансофф, А.Я. Анцупов, В.Р. Веснин, М.Н. Дудин, Г. Керцнер, Г. Минцберг, М. Портер и других, а также материалы периодической печати.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Во введении раскрывается актуальность исследования, определяются цель, объект, предмет и методы исследования, ставятся задачи, указывается теоретическая основа исследования. В первой главе представлены теоретические аспекты стратегического управления сервисным предприятием. Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ стратегического управления на примере ООО «ОСК». В третьей главе определяются направления развития стратегического управления сервисного предприятия ООО «ОСК». В заключении представлены основные выводы и рекомендации.
В настоящее время одним из актуальных вопросов деятельности предприятий является стратегический выбор с целью усиления конкурентных позиций и повышения финансовых результатов. В связи с неопределенностью внешней среды, особенно в условиях кризисных явлений в экономике, актуальность правильного выбора стратегии возрастает. Процесс разработки стратегии развития предприятия не является конечным процессом, поскольку имеет циклический характер: за планированием следует внедрение, контроль и мониторинг, ведущие, в свою очередь, к созданию и внедрению корректировок. При разработке стратегии развития необходимо опираться на различные факторы: прошлое предприятия, окружающая среда, отношения с поставщиками и т.д. Именно такой подход позволит предприятию сосредоточиться на основной идее, а также правильно и адекватно использовать имеющиеся ресурсы.
По результатам исследования общей характеристики деятельности предприятия были сделаны следующие выводы.
Организационная структура ООО «ОСК» является по типу линейно - функциональной. Анализ динамики среднесписочной численности персонала организации показал, что за период 2016-2017 гг. численность персонала ООО «ОСК» увеличилась на 538 чел., что связано с присоединением к ООО «ОСК» сервисных компаний ПАО «ММК». За период 2017-2018 гг. численность персонала организации сократилась на 657 чел., составив 13 835 чел. в 2018 году. Снижение численности персонала связано с реализацией стратегии компании по оптимизации численности сотрудников. В структуре персонала предприятия преобладают рабочие - их доля составила в 2018 году 72%.
Анализ финансовых показателей деятельности ООО «ОСК» позволил сделать вывод, что за период 2016-2018 гг. чистая прибыль предприятия возросла на 74 101 тыс. руб., или в 5,3 раза и составила 91 453 тыс. руб. в 2018 году. Анализ источников финансовых ресурсов предприятия показал, что у ООО «ОСК» отсутствуют заемные средства банков. Долгосрочные обязательства представлены отложенными налоговыми обязательствами, а краткосрочные обязательства - кредиторской задолженностью и оценочными обязательствами.
Проведенный анализ стратегического управления по функциям в ООО «ОСК» позволил сделать следующие выводы.
Изучение функции планирования на предприятии показало, что в ООО «ОСК» разработана и утверждена миссия, определены стратегические цели и ключевые принципы организации стратегического управления.
Стратегическими целями ООО «ОСК» являются следующие:
- обеспечение стабильного финансового положения компании;
- реализация комплексного подхода по обеспечению работоспособного состояния обслуживаемого оборудования;
- снижение негативного воздействия деятельности компании на окружающую среду, предотвращение загрязнений;
- обеспечение безопасных условий труда, предотвращение нанесения вреда жизни и здоровью работников.
Одной из важных стратегических задач ООО «ОСК» была оптимизация численности персонала компании. Данная задача была выполнена в полном объеме, а поставленный план по оптимизации численности персонала в 20162018 гг. перевыполнен.
Исследование функции организации показало, что организация стратегического управления в ООО «ОСК» выполнена на приемлемом уровне, в компании уделяется внимание вопросам стратегического управления. Функции стратегического управления в ООО «ОСК» возложены на группу по развитию деятельности ОСК, службу управления активами, управление персонала и социальных программ, проектный отдел, научно-технический отдел и управление экономики и финансов. Среди проблем следует отметить недостаточное вовлечение персонала в процесс стратегического управления и не в полной мере реализованный процессный и системный подходы в стратегическом управлении.
Исследование функции мотивации на предприятии было проведено путем анкетирования персонала ООО «ОСК», по результатам которого определено, что основным мотивационным фактором для персонала ООО «ОСК» является материальная составляющая. Также достаточно значимыми мотивационными факторами являются условия труда, хорошую атмосферу в коллективе и возможность карьерного роста.
Исследование контрольной функции в ООО «ОСК» показало, что на предприятии функционирует система внутреннего контроля, целью которой является повышение эффективности управленческой деятельности. В ООО «ОСК» существуют нормативы на подготовительно-заключительные работы, однако выявленные в общей структуре потерь рабочего времени при проведении ремонтов технологического оборудования в ООО «ОСК» потери рабочего времени при приеме и сдаче смены (38,1%), потери, связанные с очисткой технологического оборудования (27,8%) и подготовкой к проведению работ (24,2%) являются сверхнормативными.
Также следует отметить рост отказов оборудования на ПАО «ММК» в результате отсутствия контроля потерь и дефектов в процессе ТОиР, осуществляемого ООО «ОСК». В целом за период 2016-2018 гг. количество отказов оборудования на ПАО «ММК» увеличилось на 2 147 ед. и составило 3 789 ед. в 2018 году.
Автоматизированной системой управления, используемой ООО «ОСК», является «1С: Управление производственным предприятием 8».
Управленческий учет осуществляется в ООО «ОСК» в рамках Интегрированной Системы Менеджмента.
По результатам SWOT-анализа и оценки рыночной позиции ООО «ОСК» были сделаны следующие выводы.
Среди сильных сторон деятельности предприятия были выделены следующие:
- наличие крупного потребителя - ПАО «ММК»;
- устойчивое финансовое состояние;
- наличие необходимых ресурсов;
- высококвалифицированный персонал;
- налаженные бизнес-процессы.
Слабыми сторонами деятельности ООО «ОСК» являются:
- высокие издержки;
- недостаточная известность компании в регионе;
- отсутствие альтернативных потребителей;
- отсутствие эффективных систем стратегического планирования и контроля;
- нерациональная организационная структура;
- негативная динамика отказов оборудования.
Основными возможностями внешней среды для дальнейшего развития ООО «ОСК» определены:
- рост отрасли металлопроката по стране будет способствовать росту спроса на услуги ремонта оборудования и машин;
- улучшение экономической ситуации;
- рост потребности промышленных предприятий в услугах по ремонту оборудования и машин;
- наличие новых привлекательных географических рынков.
При этом ООО «ОСК» следует обратить внимание на следующие угрозы:
- дальнейшее падение рынка;
- усиление ценовой конкуренции и, как следствие, падение рентабельности;
- рост кредиторской задолженности;
- рост цен на рынке и, как следствие, повышение затрат предприятия;
- недостаток высококвалифицированных специалистов;
- рост износа основных фондов ПАО «ММК.
Исследование рыночной позиции предприятия показало, что основными конкурентами ООО «ОСК» являются СМС Групп, ООО «Уралфут», ООО «Промтехмаш». Проведенная сравнительная характеристика ООО «ОСК» с конкурентами позволила сделать вывод, что среди проанализированных компаний ООО «Промтехмаш» и ООО «СМС Групп» обладают наибольшей доступностью услуг, однако при этом качество сервисных услуг у данных компаний ниже среднего, а также следует отметить низкий уровень организации работы в данных компаниях и низкую скорость предоставления услуг ремонта. При этом наиболее сильными конкурентами ООО «ОСК» являются СМС Групп, ООО «Уралфут», ООО «Промтехмаш».
Слабой стороной ООО «ОСК» относительно конкурентов является низкий уровень дифференциации услуг. Оценка конкурентного преимущества сервисного предприятия ООО «ОСК» говорит о том, что наиболее сильными конкурентами исследуемого предприятия являются ООО «Уралфут», получившее 30 баллов и ООО «Промтехмаш», получившее 28 баллов.
По результатам проведенного анализа можно выделить следующие проблемы стратегического управления в ООО «ОСК»:
1. В компании недостаточно развиты системы стратегического планирования и контроля операционной и функциональной эффективности работы оборудования, что приводит в результате к наличию дефектов и простоев в ремонте оборудования (отвечает за данное направление Управление планирования и надежности), росту числа отказов оборудования. Культура производства и организации рабочих мест развита слабо.
2. Отсутствие системы учета затрат стоимости владения активами в рамках ТОиР до уровня единицы оборудования.
По результатам определения направлений развития стратегического управления сервисного предприятия ООО «ОСК» были сделаны следующие выводы.
Итоговое значение силы позиции бизнеса ООО «ОСК» соответствует среднему значению в матрице МакКинзи и привлекательности отрасли - высокому значению. В результате в матрице МакКинзи ООО «ОСК» находится в левом среднем поле матрицы - «выборочный рост». Во многом конкурентоспособность компании зависит от качества произведенных ремонтов машин и оборудования, предоставления работ и услуг, использования новейших технологий по формам и методам работы.
По результатам построения матрицы И. Ансоффа «товар-рынок» для ООО «ОСК» определены следующие стратегические альтернативы:
- стратегия проникновения с существующими услугами на существующий рынок;
- стратегия развития новых услуг на существующем рынке;
- стратегия развития существующих услуг на новом рынке;
- стратегия развития нового направления производства или услуг путем диверсификации.
Среди представленных альтернатив на современном этапе с учетом рыночной ситуации и имеющихся у ООО «ОСК» ресурсов и способностей, а также ключевых компетенций для компании рекомендована стратегия проникновения на рынок, оптимально сочетающаяся с целями собственников бизнеса по удержанию доли рынка и увеличению прибыльности ООО «ОСК».
Для реализации выбранной стратегии ООО «ОСК» предложен следующий комплекс мероприятий:
1. Организация ТОиР оборудования, ориентированного на надёжность:
- оценка критичности оборудования;
- формирование стратегии ТОиР на основе методологии RCM-анализа.
2. Повышение операционной и функциональной эффективности путем внедрения методов бережливого производства:
- внедрение 5С;
- внедрение инструментов повышения операционной эффективности;
- актуализация регламентов ТОиР.
3. Изменение организационной структуры ТОиР:
- формирование трех уровневой структуры управления ТОиР.
4. Разделение функций персонала (оперативная деятельность, планирование, надежность оборудования):
- обучение персонала методикам ТОиР оборудования ориентированного на надежность.
5. Формирование базы данных оборудования по функциональному признаку:
- разработка IT-решения для отнесения затрат на единицу оборудования.
6. Планирование и графикование работ по ТОиР:
- планирование работ с учетом приоритезации и обеспечения ресурсами;
- управление материально-техническими ресурсами.
В рамках выбранной стратегии развития определены следующие цели по развитию стратегического управления ООО «ОСК» на 2019 год:
- снижение продолжительности внеплановых простоев оборудования на 10% к уровню 2019 года;
- снижение уровней управления в производственных структурных подразделениях ООО «ОСК» с пяти до трех;
- создание системы учета затрат стоимости владения активами в рамках ТОиР до уровня единицы оборудования;
- снижение стоимости сервиса в ООО «ОСК» в себестоимости металлопродукции ПАО «ММК».
Разработанные мероприятия были апробированы в ООО «ОСК». Так, внедрение планирования совместных ресурсов и мероприятий по снижению потерь позволили достигнуть следующих результатов:
- сокращение времени проведения ремонтов на 2-5 п.п.;
- увеличение производительности труда персонала на 3-7,5 п.п.;
- сокращение доли участия подрядных организаций на 0,5-0,9 п.п.;
В результате применения нового подхода к техническому обслуживанию получены следующие результаты:
- оптимизация трудозатрат по регламентам ТОиР на 6-18 %;
- снижение трудозатрат по «Ремонтным потокам» на 5-10 %;
- стандартизация и унификация выполняемых работ;
- системный подход к решению производственных проблем с участием руководителей подразделений.
Внедрение матрицы компетенций персонала позволило ООО «ОСК» получить результаты: разработан долгосрочный план развития персонала, определены необходимые компетенции, допуски на уровне участка, разработано 300 программ обучения практическим навыкам на рабочем месте.
Внедрение системы 5С позволило:
- улучшить условия для обеспечения безопасного выполнения работ;
- сократить запасы в цехах;
- увеличить количество сданного металлолома в технологических цехах на 30-100 % от планового значения;
- увеличить свободные производственные площади на 5-10%.
В результате внедрения маршрутной карты с отметками, регламента осмотра, а также фиксации дефектов в ООО «ОСК» удалось предотвратить отказы ремонтного оборудования на 77%. В результате реализации разработанных рекомендаций, по оценкам технических специалистов ООО «ОСК», планируется ежегодное снижение количества отказов оборудования в среднем на 30%.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 02.02.2019г.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 02.02.2019г.
3. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 02.02.2019г.
4. Федеральный закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 02.02.2019г.
Книги, монографии
5. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 с.
6. Анцупов, А.Я. Стратегическое управление / А.Я. Анцупов. - М.: Техносфера, 2015. - 344 с.
7. Бережнов, Г.В. Стратегическая модель предприятия будущего. Монография / Г.В. Бережнов. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 315 с.
8. Быковская, Е.В. Современные проблемы стратегического развития предприятия (Учебное пособие) / Е.В. Быковская, В.В. Быковский, Ю.М. Шипилова. - М.: Русайн, 2017. - 136 с.
9. Веснин, В.Р. Стратегическое управление. Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2018. - 328 с.
10. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. - Минск: Мисанта, 2015. - 624 с.
11. Дорман, В.Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческих организаций / В.Н. Дорман. - М.: Юрайт, 2017. - 134 с.
12. Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: КноРус, 2016. - 254 с.
13. Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ. Учебник и практикум. 2-е изд. / Н.А. Казакова - М.: Юрайт, 2017. - 388 с.
14. Каплан, Р. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 368 с.
15. Келлер, С. Больше, чем эффективность. Как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке / С. Келлер, К. Прайс. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 416с.
16. Керцнер, Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / пер. с англ. Е. Мамонтов. - М.: ДМК Пресс, 2014. - 320 с.
17. Клочкова, Е.Н., Платонова Т.Е., Кузнецов В.И. Экономика предприятия / под ред. Е.Н. Клочковой. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 448 с.
18. Корнеева, И.В. Экономика организации. Практикум / И.В. Корнеева, Г.Н. Русакова. - М.: Юрайт, 2018. - 124 с.
19. Коротков, Э.М. Исследование систем управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Э.М. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 226 с.
20. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 144 с.
21. Милкова, О.И. Экономика и организация предприятия. Учебник и практикум / О.И. Милкова. - М.: Юрайт, 2017. - 474 с.
22. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн,
С. Гошал. - СПб.: Питер, 2001.
23. Никифорова, Н.А. Управленческий анализ: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 с.
24. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, В.Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г.Туровца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 506 с.
25. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2018. - 608 с.
26. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 384 с.
27. Экономика организации. Учебник и практикум / под ред. А.В. Колышкина, С.А. Смирнова. - М.: Юрайт, 2018. - 498 с.
Печатная периодика
28. Агафонова, К.Ю. Современные подходы к стратегическому управлению // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 4 (84). - С. 103-107.
29. Анопченко, Т.Ю. Формирование стратегии развития коммерческой организации на основе критериального выбора / Т.Ю. Анопченко, М.В. Чараева, Е.М. Евстафьева, Е.В. Парада // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-3. - С. 536-543.
30. Беляев, В.И. Маркетинговые стратегии развития предприятий в сфере услуг: методы формирования и обоснования / В.И. Беляев, М.В. Кротова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (123). - С.156-159.
31. Власов, А.Б. Инновационная стратегия управления развитием предприятия / А.Б. Власов, Ю.В. Пахомова, Н.Н. Кудрявцева, Ю.Н. Дуванова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 4 (70). - С. 370-375.
32. Волкова, А.А. Особенности функционирования компаний сферы
услуг: роль стратегического планирования при организации развития предприятия сферы услуг / А.А. Волкова, Н.М. Горшкова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2015. - № 1 (23). - С.80-
33. Гурниковский, А.И. Оперативное управление предприятием, его сущность и связь со стратегическим и тактическим управлением / А.И. Гурниковский // В книге: Экономика, управление, право и общество. - 2016. - С. 35-38.
34. Давлианидзе, Я.С. Стратегический подход к управлению деятельностью предприятия / Я.С. Давлианидзе // Актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 2 (14). - С. 75-78.
35. Ермолина, Л.В. Стратегическое управление как фактор
конкурентоспособности предприятий и вектор развития национальной экономики / Л.В. Ермолина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - N 5.- С. 760-763.
36. Жемчугов, А.М. Целеполагание и стратегическое управление развитием организации / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Менеджмент сегодня. - 2017. - № 3. - С. 196-213.
37. Запорожцева, Л.А. Формирование стратегии устойчивого развития коммерческих организаций / Л.А. Запорожцева, Т.В. Сабетова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016.
- № 2 (68). - С. 350-355.
38. Зуева, А.В. Научные подходы к стратегическому управлению на предприятии / А.В. Зуева // В сборнике: Диагностика и прогнозирование социальных процессов. - 2017. - С. 132-135.
39. Илаева, З.М. Стратегия в системе управления развитием предприятий / З.М. Илаева, А.В. Мисаков, Л.А. Яндарбаева // В сборнике: European Scientific Conference. - 2017. - С. 25-27.
40. Калайтан, Н.А. Процессный подход к стратегическому управлению предприятием / Н.А. Калайтан // В сборнике: Опыт, достижения, перспективы торговли и экономики. - 2016. - С. 284-287.
41. Кезина, Е. Стратегическое управление организацией / Е. Кезина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2015. - С. 161-162.
42. Клименкова, М.С. Подходы к стратегическому управлению развитием предприятия / М.С. Клименкова // В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. - 2015. - С. 78-80.
43. Крюкова, Е.М. Особенности разработки маркетинговой стратегии в сфере услуг / Е.М. Крюкова, Е.Е. Нахратова // Социальная политика и социология. - 2015. - Т.14. - № 4. - С.60-67.
44. Ксензова, В.С. Стратегическое управление как элемент системы управления / В.С. Ксензова // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - 2017. - С. 234-240.
45. Лытнева, Н.А. Анализ стратегического управления развитием организаций в современных российских условиях / Н.А. Лытнева, О.Н. Ярош // Символ науки. - 2017. - Т.1. - № 2. - С. 90-93.
46. Маликова, Я.И. Совершенствование стратегического управления предприятием / Я.И. Маликова // Научные исследования и образование. - 2016. - № 2 (22). - С. 90-91.
47. Меметова, Э.Ф. Взаимосвязь между стратегическим управлением и руководством / Э.Ф. Меметова, И.Х. Османов // Синергия Наук. - 2018. - № 24. -С. 191-197.
48. Мирошникова, Е.А. Роль и значение стратегического анализа в управлении деятельностью экономических субъектов / Е.А. Мирошникова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - № 3. - С. 37-42.
49. Нурмухаметов, Р.А. Сущность, содержание и виды стратегии развития предприятия / Р.А. Нурмухаметов // Аллея науки. - 2017. - № 4. - С.231-235.
50. Пипко, Е.Г. Особенности стратегического управления предприятиями сервиса на рынке деловых услуг / Е.Г. Пипко // Российское предпринимательство. - 2010. - Т.11. - № 11. - С. 43-46.
51. Сапрыкина, О.А. К вопросу о стратегическом управлении организацией / О.А. Сапрыкина, Е.К. Михайлюк // В сборнике: Форсайт
инновационной экономики: гармонизация профессиональных и
образовательных стандартов. - 2017. - С. 137-144.
52. Семенова, М.А. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом управлении предприятием / М.А. Семенова // В сборнике: Проактивное развитие контрактной системы в условиях посткризисного развития Российской Федерации. - 2018. - С. 108-111.
53. Стельмашенко, Е.В. Маркетинговый подход к стратегическому управлению предприятием / Е.В. Стельмашенко, Д.С. Сарапука // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 2. № 5 (5). - С. 143-146.
54. Сульповар, Л.Б. Управление формированием стратегии развития предприятия / Л.Б. Сульповар // Сервис +. - 2016. - №2. - С.83-90.
Электронные ресурсы
55. Консалтинговая компания PwC. Опрос членов советов директоров российских компаний - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/corporate-govemance/assets/mssian-boards-survey/russian- boards-survey-pwc-2018-r.pdf.
56. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.