ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«зависимость», «компьютерная зависимость» 10
1.2. Специфика проявления компьютерной зависимости в
подростковом возрасте 21
1.3. Педагогический потенциал организации дополнительного образования в формировании антиаддиктивной установки компьютерной
зависимости у подростков 30
Выводы по I главе 38
Глава II. Эмпирическое исследование специфики компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования 41
2.1. Исследование и анализ причин и особенностей проявления
компьютерной зависимости в подростковом возрасте в организации дополнительного образования 41
2.2. Рекомендации по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации
дополнительного образования 78
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложение 105
Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«зависимость», «компьютерная зависимость» 10
1.2. Специфика проявления компьютерной зависимости в
подростковом возрасте 21
1.3. Педагогический потенциал организации дополнительного образования в формировании антиаддиктивной установки компьютерной
зависимости у подростков 30
Выводы по I главе 38
Глава II. Эмпирическое исследование специфики компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования 41
2.1. Исследование и анализ причин и особенностей проявления
компьютерной зависимости в подростковом возрасте в организации дополнительного образования 41
2.2. Рекомендации по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации
дополнительного образования 78
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложение 105
Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается обширная компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной жизни и промышленной деятельности. Исследование проблем компьютерной зависимости детей и подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных и информационных технологий, которые накладывают определенный отпечаток на развитие и становление личности современного ребенка. Мощный поток новой информации в сети Интернет, применение компьютерных технологий, распространение различных гаджетов и программ, популяризация смартфонов и планшетов оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных подростков.
Пристрастие к компьютеру и смартфонам быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность гаджетами и сетью Интернет. В настоящее время дети подросткового возраста уже оценили преимущества использования компьютера и сети Интернет, оказывающие и негативное влияние на их социальное и психическое развитие. Часто, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не уже могут ему сопротивляться, так не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты.
Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к продолжительной работе или проведению времени за компьютером. Изучением проблемы компьютерной зависимости занимались такие исследователи, как А.Е. Войкунский [14], М.И. Дрепа [19], А.Ю. Егоров [21] и др. Исследования К. Янг, И. Голдберга, Ю.Д. Бабаевой указывают на то факт, что на сформированность компьютерной зависимости помимо желания ухода от реальности, отождествлении себя с персонажем компьютерной игры и личных проблем, также влияют и индивидуальные особенности человека [60, с. 25]. В особенности этому подвержены подростки. По В.В. Ковалеву, дети подросткового возраста уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) [33, с. 69].
Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования, практически не проводились.
Необходимость и целесообразность организации профилактики компьютерной зависимости в условиях дополнительного образования определяется рядом следующих факторов. Организация дополнительного образования обладают возможностями не только для организации творчества детей, но и для реализации профилактических программ как продолжения процессов профилактики в школе. Следовательно, одной из задач по профилактике компьютерной зависимости является закрепление умений и навыков, формируемых в ходе профилактики в образовательных учреждениях. Профилактика компьютерной зависимости в условиях организации дополнительного образования должна представлять из себя логичное продолжение профилактики, осуществляемой в школе или других образовательных учреждениях, постоянно посещаемых ребенком, и должна быть нацелена на закрепление результатов.
Анализируя вышеперечисленные проблемы, мы пришли к следующему противоречию: между ростом компьютерной зависимости подростков и педагогическим потенциалом организации дополнительного образования по профилактике компьютерной зависимости у подростков для обеспечения эффективности их личностного развития, с одной стороны, и недостаточной изученностью особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы особенности проявления компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования».
Цель исследования: изучение и исследование компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Объект исследования: процесс компьютерной зависимости подростков.
Предмет исследования: особенности проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков, посещающих разные кружки в организациях дополнительного образования, различаются как по половому признаку, так и по индивидуально - психологическим особенностям личности, оказывающим влияние на формирование компьютерной зависимости у подростка, что является основанием для организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
2. Выявить особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
3. Раскрыть потенциал организации дополнительного образования по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков.
4. Определить и сравнить уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
5. Разработать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация и обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседы с педагогами и подростками, посещающими организацию дополнительного образования, изучение продуктов деятельности;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики психологии, которые раскрывают общенаучные категории «зависимость» и «компьютерная зависимость» (В.В. Барцаклиной [8], Л.И. Божович [11], И.Л. Васильевой [12], А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21] и др.); концептуальные идеи исследователей и педагогов о профилактике компьютерной аддикции (М. Коул [54], А.В. Беляева [10], М.С. Иванов [26], Л.Н. Юрьева [58], Т.Ю. Больбот [57], Е.В. Якушина [59] и др.); психологические и педагогические положения о закономерностях развития личности человека (Л.И. Божович [11], А.Л. Венгер [13], Л.С. Выготский [16], Л.С. Рубинштейн [49], Г. Крайг [35]); исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И Божович [1], Л.С. Выготский [16], Т.В. Драгунова [18], В.Б. Ольшанский [46], Д.Б. Эльконин [56] и др.); проблематика свободного времени и организации досуга (А.Г. Асмолов [7], Л.И. Азарова [5], А.А. Мальцева [43]).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе молодежного центра «Заман» Республики Татарстан, г. Набережные Челны с 9 февраля 2019 г. до 8 марта 2019 г. Выборку составили 42 воспитанника подросткового возраста, из них 8 человек посещают секцию «Конструирование из бумаги, ИЗО», 7 человек - секция «Speedcubing», 8 человек - секция «Алтын куллар», 9 человек - театральная студия «Инеш», 10 человек - молодежное объединение «Ника-профи».
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме компьютерной зависимости, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
На третьем (обобщающем) этапе разрабатывалась «Программа по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования»;
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены специфические особенности и причины проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что использованный пакет диагностических методик может быть использован для выявления уровня компьютерной зависимости у подростков. Педагоги дополнительного образования, опираясь на разработанную программу, могут проводить консультативную работу, направленную на профилактику компьютерной зависимости.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
Итоговая научная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (диплом 1 степени). Сертификат за активное участие в Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. - Москва, 2019.
Международная научно-практическая конференция (с онлайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 2018 г. (Сертификат участника)
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях (приняты к публикации):
Давлиева Э.Р. Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика компьютерной зависимости у детей подросткового возраста в учреждении дополнительного образования / Э.Р. Давлиева, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей и тезисов. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2019.
Давлиева Э.Р. Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования / Э.Р. Давлиева // Сборник статей XVIII всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования. - 2019.
Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования / Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. // Научный журнал «Вестник НЦБЖД». - №4. - 2019.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Пристрастие к компьютеру и смартфонам быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность гаджетами и сетью Интернет. В настоящее время дети подросткового возраста уже оценили преимущества использования компьютера и сети Интернет, оказывающие и негативное влияние на их социальное и психическое развитие. Часто, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не уже могут ему сопротивляться, так не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты.
Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к продолжительной работе или проведению времени за компьютером. Изучением проблемы компьютерной зависимости занимались такие исследователи, как А.Е. Войкунский [14], М.И. Дрепа [19], А.Ю. Егоров [21] и др. Исследования К. Янг, И. Голдберга, Ю.Д. Бабаевой указывают на то факт, что на сформированность компьютерной зависимости помимо желания ухода от реальности, отождествлении себя с персонажем компьютерной игры и личных проблем, также влияют и индивидуальные особенности человека [60, с. 25]. В особенности этому подвержены подростки. По В.В. Ковалеву, дети подросткового возраста уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) [33, с. 69].
Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования, практически не проводились.
Необходимость и целесообразность организации профилактики компьютерной зависимости в условиях дополнительного образования определяется рядом следующих факторов. Организация дополнительного образования обладают возможностями не только для организации творчества детей, но и для реализации профилактических программ как продолжения процессов профилактики в школе. Следовательно, одной из задач по профилактике компьютерной зависимости является закрепление умений и навыков, формируемых в ходе профилактики в образовательных учреждениях. Профилактика компьютерной зависимости в условиях организации дополнительного образования должна представлять из себя логичное продолжение профилактики, осуществляемой в школе или других образовательных учреждениях, постоянно посещаемых ребенком, и должна быть нацелена на закрепление результатов.
Анализируя вышеперечисленные проблемы, мы пришли к следующему противоречию: между ростом компьютерной зависимости подростков и педагогическим потенциалом организации дополнительного образования по профилактике компьютерной зависимости у подростков для обеспечения эффективности их личностного развития, с одной стороны, и недостаточной изученностью особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы особенности проявления компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования».
Цель исследования: изучение и исследование компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Объект исследования: процесс компьютерной зависимости подростков.
Предмет исследования: особенности проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков, посещающих разные кружки в организациях дополнительного образования, различаются как по половому признаку, так и по индивидуально - психологическим особенностям личности, оказывающим влияние на формирование компьютерной зависимости у подростка, что является основанием для организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
2. Выявить особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
3. Раскрыть потенциал организации дополнительного образования по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков.
4. Определить и сравнить уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
5. Разработать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация и обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседы с педагогами и подростками, посещающими организацию дополнительного образования, изучение продуктов деятельности;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики психологии, которые раскрывают общенаучные категории «зависимость» и «компьютерная зависимость» (В.В. Барцаклиной [8], Л.И. Божович [11], И.Л. Васильевой [12], А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21] и др.); концептуальные идеи исследователей и педагогов о профилактике компьютерной аддикции (М. Коул [54], А.В. Беляева [10], М.С. Иванов [26], Л.Н. Юрьева [58], Т.Ю. Больбот [57], Е.В. Якушина [59] и др.); психологические и педагогические положения о закономерностях развития личности человека (Л.И. Божович [11], А.Л. Венгер [13], Л.С. Выготский [16], Л.С. Рубинштейн [49], Г. Крайг [35]); исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И Божович [1], Л.С. Выготский [16], Т.В. Драгунова [18], В.Б. Ольшанский [46], Д.Б. Эльконин [56] и др.); проблематика свободного времени и организации досуга (А.Г. Асмолов [7], Л.И. Азарова [5], А.А. Мальцева [43]).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе молодежного центра «Заман» Республики Татарстан, г. Набережные Челны с 9 февраля 2019 г. до 8 марта 2019 г. Выборку составили 42 воспитанника подросткового возраста, из них 8 человек посещают секцию «Конструирование из бумаги, ИЗО», 7 человек - секция «Speedcubing», 8 человек - секция «Алтын куллар», 9 человек - театральная студия «Инеш», 10 человек - молодежное объединение «Ника-профи».
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме компьютерной зависимости, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
На третьем (обобщающем) этапе разрабатывалась «Программа по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования»;
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены специфические особенности и причины проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что использованный пакет диагностических методик может быть использован для выявления уровня компьютерной зависимости у подростков. Педагоги дополнительного образования, опираясь на разработанную программу, могут проводить консультативную работу, направленную на профилактику компьютерной зависимости.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
Итоговая научная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (диплом 1 степени). Сертификат за активное участие в Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. - Москва, 2019.
Международная научно-практическая конференция (с онлайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 2018 г. (Сертификат участника)
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях (приняты к публикации):
Давлиева Э.Р. Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика компьютерной зависимости у детей подросткового возраста в учреждении дополнительного образования / Э.Р. Давлиева, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей и тезисов. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2019.
Давлиева Э.Р. Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования / Э.Р. Давлиева // Сборник статей XVIII всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования. - 2019.
Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования / Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. // Научный журнал «Вестник НЦБЖД». - №4. - 2019.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В теоретической части данной выпускной квалификационной работы рассматриваются различные подходы к определению понятий «зависимость», «компьютерная зависимость», определяется их сущность, выявляется специфика зависимого поведения подростка. При изучении данных понятий мы придерживались классификации А. Ю. Егорова, суть которой состоит в том, что компьютерная зависимость является одной из форм нехимических аддикций.
Рассматривая понятие «компьютерная зависимость», был сделан вывод, что данная зависимость не возникает сама по себе, она вытекает, опосредованно, из компьютерной деятельности. Теоретические основы исследований определены на основе анализа концепций и работ А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21], К. Янг [60], И. Г олдберга [60] и др.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению подростков, страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета и различных гаджетов.
Существует множество причин, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками.
Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Для зависимых от компьютера подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии,
конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или педагогами.
Как правило, зависимый от компьютера подросток обладает ранимостью, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, высокой обидчивостью, невысокой стрессоустойчивостью,
предрасположенностью к депрессии, неспособностью решать
конфликтные ситуации. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют выстраивать взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, они с трудом приспосабливаются к коллективу и тяжело социализируются в обществе.
В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что сформированность антиаддиктивной установки и поведения у подростков должна базироваться на следующих
взаимосвязанных критериях: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, отношенческий, деятельностно-рефлексивный.
Был сделан вывод о необходимости разработки программы, направленной на преодоление уже имеющихся проблем, которые могут служить предпосылкой или причиной компьютерной зависимости. Рассматривая проблему в контексте данного исследования, был сделан вывод, что необходимо разработать универсальную базовую программу для всех подростков, посещающих разные секции и кружки. Все компоненты антиаддиктивной установки при разработке программы должны быть учтены. Следовательно, потенциал организации дополнительного образования при организации профилактической работы по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков будет играть значительную роль.
Во второй главе данной работы были рассмотрены психодиагностические методы исследования личности подростка. Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тестовая методика Кимберли Янг на выявление Интернет-зависимости (адаптированная В.А. Лоскутовой); анкетирование «Гаджет-зависимость»; тест Т. Такера на выявление игровой зависимости; методика самооценки психических состояний Г. Айзенка; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва; тест «Оценка уровня общительности» (авт. В.Ф. Ряховский).
Предпринятое нами теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Выявлено наличие компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования. Все подростки, которые приняли участие в эксперименте, имеют компьютерную зависимость, как слабую, так и достаточно сильную;
2. Рассматривая составляющие компьютерной зависимости, статистически была подтверждена существенность различий по уровню игровой зависимости между подростками, посещающими разные кружки (p<0,01). Кроме того, оказалось, что именно мальчики чаще склонны к компьютерным играм;
3. В результате использования метода корреляционного анализа были выявлены статистически достоверные взаимосвязи между компонентами компьютерной зависимости и характеристиками индивидуально-личностных особенностей подростков, посещающих разные секции. Установлено, что ведущим состоянием, коррелирующим с остальными психическими состояниями, является фрустрация, имеющая высокую положительную связь с ригидностью, агрессией, тревожностью, общительностью, самооценкой.
3. На основе сравнительного анализа результатов по методикам В.Ф. Ряховского и С.В. Ковалёва можно утверждать, что свыше 30% всех подростков, посещающих организацию дополнительного образования, обладают низким уровнем общительности и низкой самооценкой;
4. У подростков, для которых характерен низкий или средний уровень компьютерной зависимости, был выявлен преимущественно средний уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секции «Алтын куллар», «Ника-профи» и «Конструирование из бумаги, ИЗО»). Подростки с устойчивой и выраженной компьютерной зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секция «Speedcubing» и театральная студия «Инеш»);
Цель исследования достигнута: изучена и исследована компьютерная зависимость подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в работе задачи решены, выдвинутые гипотетические предположения нашли свое подтверждение. Предложенная программа профилактики компьютерной зависимости подростков может использоваться в работе педагогов дополнительного образования.
Рассматривая понятие «компьютерная зависимость», был сделан вывод, что данная зависимость не возникает сама по себе, она вытекает, опосредованно, из компьютерной деятельности. Теоретические основы исследований определены на основе анализа концепций и работ А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21], К. Янг [60], И. Г олдберга [60] и др.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению подростков, страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета и различных гаджетов.
Существует множество причин, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками.
Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Для зависимых от компьютера подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии,
конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или педагогами.
Как правило, зависимый от компьютера подросток обладает ранимостью, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, высокой обидчивостью, невысокой стрессоустойчивостью,
предрасположенностью к депрессии, неспособностью решать
конфликтные ситуации. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют выстраивать взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, они с трудом приспосабливаются к коллективу и тяжело социализируются в обществе.
В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что сформированность антиаддиктивной установки и поведения у подростков должна базироваться на следующих
взаимосвязанных критериях: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, отношенческий, деятельностно-рефлексивный.
Был сделан вывод о необходимости разработки программы, направленной на преодоление уже имеющихся проблем, которые могут служить предпосылкой или причиной компьютерной зависимости. Рассматривая проблему в контексте данного исследования, был сделан вывод, что необходимо разработать универсальную базовую программу для всех подростков, посещающих разные секции и кружки. Все компоненты антиаддиктивной установки при разработке программы должны быть учтены. Следовательно, потенциал организации дополнительного образования при организации профилактической работы по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков будет играть значительную роль.
Во второй главе данной работы были рассмотрены психодиагностические методы исследования личности подростка. Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тестовая методика Кимберли Янг на выявление Интернет-зависимости (адаптированная В.А. Лоскутовой); анкетирование «Гаджет-зависимость»; тест Т. Такера на выявление игровой зависимости; методика самооценки психических состояний Г. Айзенка; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва; тест «Оценка уровня общительности» (авт. В.Ф. Ряховский).
Предпринятое нами теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Выявлено наличие компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования. Все подростки, которые приняли участие в эксперименте, имеют компьютерную зависимость, как слабую, так и достаточно сильную;
2. Рассматривая составляющие компьютерной зависимости, статистически была подтверждена существенность различий по уровню игровой зависимости между подростками, посещающими разные кружки (p<0,01). Кроме того, оказалось, что именно мальчики чаще склонны к компьютерным играм;
3. В результате использования метода корреляционного анализа были выявлены статистически достоверные взаимосвязи между компонентами компьютерной зависимости и характеристиками индивидуально-личностных особенностей подростков, посещающих разные секции. Установлено, что ведущим состоянием, коррелирующим с остальными психическими состояниями, является фрустрация, имеющая высокую положительную связь с ригидностью, агрессией, тревожностью, общительностью, самооценкой.
3. На основе сравнительного анализа результатов по методикам В.Ф. Ряховского и С.В. Ковалёва можно утверждать, что свыше 30% всех подростков, посещающих организацию дополнительного образования, обладают низким уровнем общительности и низкой самооценкой;
4. У подростков, для которых характерен низкий или средний уровень компьютерной зависимости, был выявлен преимущественно средний уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секции «Алтын куллар», «Ника-профи» и «Конструирование из бумаги, ИЗО»). Подростки с устойчивой и выраженной компьютерной зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секция «Speedcubing» и театральная студия «Инеш»);
Цель исследования достигнута: изучена и исследована компьютерная зависимость подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в работе задачи решены, выдвинутые гипотетические предположения нашли свое подтверждение. Предложенная программа профилактики компьютерной зависимости подростков может использоваться в работе педагогов дополнительного образования.
Подобные работы
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Главы к дипломным работам, биотехнология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика компьютерной зависимости молодежи
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020



