Введение 3
1. Теоретические аспекты развития этапов изобразительной
деятельности ребенка 6
1.1. Развитие процессов рисования как вида двигательного
поведения ребенка 6
1.2. Влияние рисования на речевое развитие ребенка 13
1.3. Изменение последовательности слова и образа в детском
рисовании 17
1.4. Состояние проблемы использования взаимодействия речевой
и изобразительной деятельности в современной психолого-педагогической практике 20
2. Метод и организация исследования взаимодействия слова и
образа в детском рисунке 26
2.1. Описание выборки исследования 26
2.2. Метод исследования 27
2.3. Процедура исследования 36
3. Анализ взаимодействия слова и образа в детском
39
рисунке
3.1. Результаты исследования 339
3.2. Связь образа и его называния в детском рисунке 345
Заключение 60
Литература 62
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рисование, как одна из форм двигательного развития ребенка является одним из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений [31; 107]. А между тем, в рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем лучше у нее развиты восприятие, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем полнее и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки. Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как конкретность, образность. Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы, темперамент, некоторые половые различия ребенка [3; 50].
В детстве графический образ и его название претерпевают сложные взаимоотношения. Вначале ребенок называет рисунок после его завершения; позже эти явления совпадают по времени, и наконец, название опережает рисунок [28; 142]. Господство речи приводит к угнетению рисунка [7; 199]. Это показывает, как забегающая вперед речь составляет рамку, служит средством для важного духовного развития [6; 67].
Степень научной разработанности проблемы. Развитие процессов рисования как вида двигательного поведения ребенка рассматривают в своих трудах такие авторы, как Л.Ф. Обухова, Р.В Павелко и О.П. Цигипало, Е.И. Николаева, Л.А. Салахова, Д. Дилео, А. Смирнов, В.С. Мухина и др.
Влияние рисования на речевое развитие ребенка исследовали А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Дж. Селли, В. Друммонд, В. Штерн, К.Д. Ушинский и др.
Изменение последовательности слова и образа в детском рисовании изучали Н.Н. Николаенко, П.С. Гуревич, O.A. Вепрева, Е. Каменская, Л.М. Шипицына, К. Бюлер и др.
Проблемы практического использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной психолого-педагогической деятельности изучают И.А. Карпова, Л.Н. Бачерикова, Л.А. Панащенко, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, А.С. Фельдберг, Н.С. Карпинская, Б.Г. Ананьев, Л. Хаскел, К. Джеймсон, Ш. Гэрритсон, Е.В. Опевалова и др.
Проблема исследования заключается в том, что в современной психолого-педагогической практике мало изучен возраст, когда преобладание художественного развития переходит в преобладание речевого.
Целью исследования является изучение взаимодействия слова и образа в детском рисунке.
Объект исследования - образ в детском рисунке.
Предмет исследования - возрастные особенности взаимодействия слова и образа в рисунках дошкольников.
Гипотеза исследования - в возрасте 5-6 лет слово начинает иметь более решающее значение, чем образ.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические данные об изучаемом объекте и современные представления об изучаемом предмете исследования;
- подобрать методику исследования, описать базу проведения исследования, контингент испытуемых и объем выборки, провести сбор эмпирических данных;
- провести статистическую обработку, анализ и интерпретацию полученных данных. Сопоставить полученные результаты с выдвинутой гипотезой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности психолого-педагогической работы с дошкольниками посредством выбора
правильных методик, соответствующих такому возрасту, когда речь начинает превалировать над образом.
Методом исследования был выбран рисуночный тест «Несуществующее животное». Значительным преимуществом рисуночных тестов, по сравнению с другими методиками исследования личности, например, в сравнении со словесным опросом, является отсутствие страха у испытуемого в процессе тестирования, что позволяет дать наиболее точную и объективную оценку его личностных особенностей, эмоционального и психологического состояния.
База проведения исследования - ДОУ № 397 г. Казани.
Краткое описание выборки. Выборку исследования составили две группы дошкольников: старшей группы и подготовительной группы детского сада. Количество участников в обеих группах составило по 30 человек. Возраст детей в первой группе - преимущественно 5 лет, во второй - преимущественно 6 лет.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список литературы. В первой главе изучены теоретические аспекты развития этапов изобразительной деятельности ребенка. Во вророй главе описан метод и организация исследования взаимодействия слова и образа в детском рисунке. В третьей главе проведен анализ взаимодействия слова и образа в детском рисунке. Работа включает 7 рисунков и 13 таблиц.
В ходе проведенного исследования цель была достигнута, все задачи решены. По результатам исследования были сделаны выводы.
1. Изучение теоретических аспектов развития этапов изобразительной деятельности ребенка позволило сделать выводы, что:
- развитие художественного мастерства ребенка движется из спонтанной активности на бумаге к связыванию изображенного с теми или иными образами, от схематичного до точного изображения;
- как процесс рисования, так и разглядывание рисунков, оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей;
- речь и рисунок начинают развиваться на ранних этапах жизни ребенка и обе формы деятельности тесно переплетаются между собой. Без словесного обозначения нарисованных объектов, то есть без участия речи, малыши не могут научится понимать рисунки. Когда ребенок оказывается в состоянии «читать» рисунки, он делает попытки рисовать. Рисунки и рассказы идентичны по темам, и если слово стало для ребенка обобщающим сигналом, то и рисунок содержит ту же степень обобщения и отвлечения. Вначале ребенок называет рисунок после его завершения; позже эти явления совпадают по времени, и наконец, название опережает рисунок. По тому, когда ребенком называется рисунок (до или после рисования), можно определить момент, когда рисование поглощается речью;
- исследования педагогов и психологов по проблемам взаимосвязи слова и рисунка проводятся в основном в трех направлениях: влияние рисунка на развитие речи, влияние речи на развитие рисунка, и изменение взаимосвязи рисунка и речи с возрастом. Исследователи делают выводы о двустороннем взаимодействии образа и слова в психическом развитии ребенка. С одной стороны, идет обобщение опыта, в процессе которого устанавливается связь между словом и его значением как идеальным образом, а с другой - уровень обобщения зависит от своевременного обозначения словом самих объектов (явлений, процессов) и их свойств. Выделяют и третью линию взаимодействия образа и слова, связанную с развитием у детей наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Использование взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной психолого-педагогической практике отталкивается от вышеуказанных исследований, и преследуют в основном две цели: развития речи посредством изобразительной деятельности и развития изобразительной деятельности посредством развития речи.
2. Рисуночный тест «Несуществующее животное», выбранный в качестве метода исследования, является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования. В целях исследования оценивались: художественное (творческое) развитие ребенка; речевое развитие ребенка; преобладание художественного (творческого) либо речевого развития ребенка.
3. По результатам анализа взаимодействия слова и образа в детском рисунке были сделаны следующие выводы:
- творческое развитие у детей 6 лет немного выше, чем у детей 5 лет. Речевое развитие также с возрастом становится лучше. Половые различия в творчестве выявлены в типе рисунков (девочки рисуют сказочных персонажей, а мальчики механических существ), что является закономерным. Половые различия в речевом развитии несущественны;
- в возрасте 6-ти лет (по сравнению с 5-ю годами) слово начинает иметь более решающее значение, чем образ. Однако данная тенденция еще далеко не завершена, ребенок только движется ко времени, когда эти явления (слово и образ) совпадут по времени, и наконец, слово окончательно опередит рисунок. Следовательно, в возрасте 6-ти лет рисование еще не поглотилось речью, но процесс уже начинает двигаться в данном направлении.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась - в возрасте 5-6 лет слово начинает иметь более решающее значение, чем образ.
1. Адмакина, Т.А. Возрастные закономерности использования цвета в проективной методике «Несуществующее животное» / Т.А. Адмакина // Психология. - 2015. - № 3. - С. 153-164.
2. Ананьев, Б.Г. Вопросы детской и общей психологии / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 486 с.
3. Аникина, А.П. Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста / А.П. Аникина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2017. - №3. - С. 50-62.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
5. Бачерикова, Л.Н. Речь и рисунок - показатели деятельности второй
сигнальной системы: диссертация кандидата биологических наук:
03.00.13 / Л.Н. Бачерикова. - Челябинск, 1978. - 231 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008944571
6. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер; пер. с нем. изд. под ред. и с предисл. В.Е.Смирнова. - М., Новая Москва, 1924. - 556 с.
7. Вепрева, О.А. Возможности взаимосвязи слова и изображения в художественном развитии детей / O.A. Вепрева; в кн. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - С. 197-119.
8. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение. 1978. - 201 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
11. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1972. - 318 с.
12. Дилео, Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М.: Апрель Пресс, 2002. - 302 с.
13. Друммонд, В. Введение в изучение ребенка / В. Друмонд; пер. с англ. - М. Моск. кн. изд-во, 1910. - 385 с.
14. Дукаревич, М.З. Тест «Несуществующее животное» / В кн. Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков; сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2011. - 283 с.
15. Жукова, Н.С. Формирование устной речи: учебно-метод. пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 55 с.
16. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука; пер. с англ. Н.А. Перовой. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 224 с.
17. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5 - С. 49-53.
18. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М.: ВЛАДОС. - 2006. - 255 с.
19. Каменская, Е. Взаимосвязь слова и изображения в художественном развитии детей / Е. Каменская. - Пыть-Ях, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dshi.hmansy.muzkult.ru/
20. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 1972. - 151 с.
21. Карпова, И.А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста / И.А. Карпова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 73-75.
22. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.:
Советская Россия, 1973. - 160 с.
23. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: методическое
пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез. - 2008. - 160 с.
24. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина: в хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 358-369.
25. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
26. Мухина, В.С. детская психология: учебник для студентов пед. институтов / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
27. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
28. Николаенко, Н.Н. Психология творчества: учебное пособие / Н.Н. Николаенко; под. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. - 277 с.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 460 с.
30. Опевалова, Е В. Психология развития: учебно-методическое пособие. В 3-х ч. Ч. 3. Развитие личности в детском возрасте / Е.В. Опевалова, В.А. Шмакова; под общ. ред. проф. Е.В. Опеваловой. - Комсомольск-на- Амуре; Изд-во АмГПГУ, 2007. - 170 с.
31. Павелко, Р.В. Детская психология: учебное пособие для вузов /
Р.В. Павелко, О.П. Цигипало. - М.: Академия, 2011. - 373 с.
32. Панащенко, Л.А. Электрофизиологические показатели становления высшей нервной деятельности детей (к вопросу о применении вероятностных методов для анализа ЭЭГ детей): автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: 14.00.17 / Л.А. Панащенко. - Ленинград: Ленингр. педиатр. мед. ин-т., 1973. - 19 с.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01007317034
33. Салахова, Л.А. Что рисуют дети в детском саду вальдорфской ориентации / Л.А. Салахова // «Вдохновение добра» в лечебной педагогике и социальной терапии. - 1998. - № 1. - С. 18-36.
34. Селли, Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Селли; пер. с англ. А.А. Громбах. - М.: КомКнига, 2007. - 456 с.
35. Смирнов, А.А. Психология: учебник для педагогических институтов / А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; под ред. Б.М. Теплова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1956. - 575 с.
36. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихева. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
37. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский; под ред.А.И. Пискунова. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. - 437 с.
38. Фельдберг, А.С. Наши дети говорят правильно (из опыта работы профилактики расстройств речи у детей дошкольного возраста): методическое пособие для заведующих и воспитателей дет. садов / А.С. Фельдберг. - Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1966. - 155 с.
39. Флерина, Е.И. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.И. Флерина. - М.: Просвещение. - 181 с.
40. Школа эстетического воспитания / Под общ. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
41. Шляпникова, И.А. Проективные методы психодиагностики: учебное пособие / И.А. Шляпникова; под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 168 с.
42. Штерн, В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования / В. Штерн.- М.: Четвертая типография Транспечати, 1926. - 400 с.
43. Ярыгина, А. Творчество и выразительность / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 57-61.
44. Jameson, К. Pre-school and infant art / К. Jameson. - London: Studio vista, 1973. - 155 p.
45. Schmalholz Garritson, J. Child arts: Integrating Curriculum through the arts / Sc. J. Garritson. - Calif: Menlo Park, 1979. - 159 p.