ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 6
1.1. Стратегии управления бизнесом: понятие и сущность 6
1.2. Инструменты стратегического управления бизнесом 12
1.3. Брендинг как инструмент управления бизнесом 18
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 28
2.1. Финансово-организационная характеристика предприятия ООО «ИКЕА
ДОМ» 28
2.2. Анализ инструментов реализации брендинга как стратегии управления
бизнесом 40
2.3. Восприятие бренда ИКЕА конечными потребителями 50
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БРЕНДИНГА КАК
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию инструментов брендинга ИКЕА 58
3.2. Оценка эффективности рекомендаций 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бизнес трансформируется стремительно исходя из меняющихся запросов потребителей. Темпы изменений во многом связаны с развитием информационных технологий, которые неизменно преобразуют привычки потребления. Информационные технологии влияют на внутреннюю организацию бизнеспроцессов. Они становятся неотъемлемым средством работы и функционирования на всех этапах. Техническая оснащенность позволяет организации оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки. Соответственно, стратегии и инструменты управления, которые были актуальны ещё двадцать лет назад, уже не подходят для эффективного менеджмента сегодня.
Меняется структура баланса предприятия. Рыночная стоимость предприятия — определяется источниками финансирования бизнеса. Фактически это сумма акций, котирующихся на рынке. В период с 1980 года по 2000 год в Великобритании и США, по данным британского Института защиты торговых знаков, отношение балансовой стоимости компании к их рыночной стоимости уменьшилось в пять раз. Примерно 70% бухгалтерского баланса приходится на нематериальные активы. Они не имеют физической и осязаемой формы, поэтому можно называть их так же интеллектуальной составляющей ведения бизнеса, интеллектуальной собственностью. К нематериальным активам относят патенты, ноу-хау, деловую репутацию, авторские права и, конечно, бренд, который выступает важнейшим нематериальным активом. Остальные 30% баланса отображают рыночную стоимость компании. Такие значительные изменения так же приводят к модернизации управленческих решений. Нематериальные активы начинают играть значительную роль во введении бизнеса. Они становятся мощным ресурсом в конкурентной борьбе компаний на рынке.
Итак, растет значимость нематериальных активов предприятия. Главным и сильнейшим из них на современном рынке становится бренд. Это не антикризисный инструмент, а стратегический. Брендинг отражает симбиоз процессного подхода и стратегического менеджмента. Они продвигают бизнес и позволяют ему быть эффективным в долгосрочной перспективе.
Бизнес — владение ресурсами (капиталом) компании. Предпринимательство — введение инноваций. Менеджмент — управление капиталом и ресурсами. Это ключевые термины, которые будут применяться на протяжении всей работы. Позже, к ним присоединится брендинг как стратегия управления бизнесом. Все эти три понятия соединяются воедино, когда речь идет о формировании стратегии организации. Стратегическое планирование необходимо, для выстраивания видения развития компании. Оперативные инструменты нужны для корректировки стратегии здесь и сейчас.
Объект исследования — ООО «ИКЕА ДОМ» (бренд ИКЕА).
Предмет исследования — стратегия брендинга, реализуемая ООО «ИКЕА ДОМ» (бренд ИКЕА).
Цель работы: формирование рекомендаций по совершенствованию брендинга как стратегии управления бизнесом ООО «ИКЕА ДОМ» (бренд ИКЕА).
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- раскрыть понятия: бизнес, стратегия, брендинг;
- описать инструменты стратегического управления бизнесом;
- рассмотреть брендинг как инструмент управления бизнесом;
- дать финансово-организационную характеристику предприятия ООО «ИКЕА ДОМ» (бренд ИКЕА);
- провести анализ инструментов реализации брендинга как стратегии управления бизнесом в рамках бренда ИКЕА;
- исследовать восприятие бренда ИКЕА конечными потребителями в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию брендинга ИКЕА в России;
- рассчитать эффективность рекомендаций по совершенствованию брендинга ИКЕА в России.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы различные методы исследования: обобщение, анализ, синтез и абстрагирование.
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты стратегии управления бизнесом, инструменты стратегического управления бизнесом, а так же брендинг как инструмент управления бизнесом.
Во второй главе приведена организационная характеристика предприятия и основных финансовых показателей ООО «ИКЕА ДОМ» за 2015-2017гг. Проанализированы инструменты реализации брендинга группы компаний ИКЕА в России и мире. Рассмотрены аспекты восприятия бренда ИКЕА конечными потребителями в России.
В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию инструментов брендинга ИКЕА, а так же приведена оценка эффективности рекомендаций.
В заключении сформулированы основные выводы по выбранной теме, обобщается материал работы.
Развитие рыночных отношений в России происходит сравнительно недавно, поэтому их путь отличается от более развитых стран. Необходим новый, качественный уровень менеджмента. Становится актуальной разработка новых концепций систем стратегического управления.
Внешняя и внутренняя среда организаций стремительно меняется, поэтому главным конкурентным преимуществом становится быстрая и четкая адаптация к изменениям. Долговременные и перспективные направления деятельности главная отличительная черта стратегического менеджмента. Стратегия — программа действий и способ достижения поставленных целей. На примере бренда ИКЕА было рассмотрено, что стратегическое видение ассортиментной политики становится сильным конкурентным преимуществом на годы вперед.
В современной экономике бренды представляют собой значимую составляющую нематериальных активов компании и не только вносят существенный вклад в ее рыночную стоимость, но и выступают объектом купли- продажи. Кроме того, бренды являются отношенческими активами, оказывают стимулирующее воздействие на потребителя и становятся своеобразным гарантом надежности будущих доходов для своего владельца. Ценность, создаваемая брендом за счет предоставления этих выгод, обозначена в литературе как капитал бренда. В теории управления брендами предложены различные подходы к выделению факторов, влияющих на капитал бренда, его изучению и измерению. Тем не менее, общее согласие отчасти достигается на уровне концептуализации капитала бренда как добавленной ценности, которой бренд наделяет товар. Добавленная ценность подразумевает, что бренд обладает преимуществами по сравнению с конкурентами, и это мотивирует потребителей совершить покупку, производителя — вложить ресурсы в развитие бренда, а инвесторов — высоко оценить стоимость бренда на рынке.
Бренд ИКЕА — сильный эмоциональный мотиватор для многих людей. Компании удается с успехом реализовывать свою миссию: улучшать жизнь многих людей. Данная ценность реализуется за счет сильной социальной политики компании. Проведенный в рамках исследования опрос показал, однако, что на местном рынке Казани, покупатели слабо знакомы с ответственным отношением компании к планете и людям. Были предложены рекомендации в этом направлении. Применяя их, ИКЕА Казань способствует поддержанию политики разумного потребления в республике, а так же повышает доверие к бренду, используя социальные инициативы при ведении бизнеса. За счет продвижения интернет коммерции ИКЕА сможет идти в ногу со временем и быть ближе к покупателю. Приобрести их станет удобнее.
Итак, мы рассмотрели три разных направления, которые помогут комплексно поддержать позитивное восприятие бренда ИКЕА Казань. Работа над продвижением интернет магазина по подсчетам составила 1 570 000 рублей. Предложенные мероприятия и рекомендации призваны увеличить лояльность и приверженность к бренду ИКЕА на локальном рынке. Исходя из меняющихся запросов современного человека, стремительно изменяется дизайн и функционал товаров для дома. Меняется образ жизни людей и их привычки. Это создает новые потребности, которые группа компаний ИКЕА стремится удовлетворить для максимально возможного числа людей.
Экономический эффект от внедрения рекомендаций влияет на выручку и прибыль. Коэффициент окупаемости составил 0,023. Предложенные нами мероприятия окупятся в течение 1 месяца.
Благодаря рекомендациям, бренду удастся изменить повседневную жизнь многих людей к лучшему в Татарстане, предлагая товары по доступной цене. Точки взаимодействия позволяют делать магазин более доступным для большого числа людей. Это направление будет улучшено благодаря рекомендациям по продвижению интернет-магазина ИКЕА. Социальную и духовную жизнь республики активно развивают министерства и другие государственные структуры. Они поддерживают внедрение раздельного сбора отходов, малоимущих и людей с ограниченными возможностями. Среда становится доступной для многих слоев населения. Благодаря своей деятельности по устойчивому развитию, компания ИКЕА тоже сможет внести свой вклад в духовную составляющую жителей республики. Магазин будет для них не только местом для вдохновения, но и предметом гордости.
ИКЕА уникальная компания, сочетающая в себе глобальный подход и сохранение традиций, заложенных еще ее основателем. Корпоративный дух ИКЕА, то о чем мечтают многие, но получается у единиц. Бренд как стратегия успешно реализовывается уже во многих странах мира. Люди любят его историю, традиции и возвращаются сюда за вдохновением всей семьей. За счет этого бизнес развивается и продолжает составлять сильную конкуренцию в сфере обустройства дома.
1. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - 21 с.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете" - 48 с.
Книги, монографии
3. Борисенко, Я.М. Основные факторы применения аутсорсинга бизнеспроцессов на предприятиях малого бизнеса [Текст] / Я.М.Борисенко// Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы VIII международной научнопрактической конференции (9-10 марта 2016 г.)/ North Charleston, USA. Том 2. CreateSpace, 2016.- С. 120-122.
4. Хайруллина А.Д. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Казань: Татэкопринт, 2014. — 192 с.
5. Fred R. David. Fundamentals of Strategic Management. Merrill Publishing Company, 1986, p. 19
6. Рольбина Е.С. Маркетинговые исследования, сегментация,
позиционирование: учебное пособие / Е.С. Рольбина. — Казань: Издательство КГФЭИ, 2010, — 212с.
6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 91 с.
7. Зонова, А. В. Методика проведения SWOT анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федерации / А. В. Зонова, В. В. Кислицына // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 4 (19).
8. Аакер Дэвид А. Создание сильных брендов (2-е издание). - М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. - 440 с .
9. Дэвис С., Данн М. Бренд-билдинг. Создание бизнеса, раскручивающего бренд, СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2015. - 496 с.
11. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
12. Робертс, К., Lovemarks: бренды будущего - Рипол классик, 2005
13. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох и др.: Пер. с англ. — М.: Вершина, 2017. - 48с.
14. Льюис Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех. - М.: Олимп-бизнес, 2008.- 62с.
15. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 234с.
16. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: Учебное пособие. — М.: ТК Велби: Проспект, 2015. - 75с.
17. Мещеряков Т.В. Бренд территории как символический капитал // Креативная экономика. - 2018. - №8 (20). - с. 61-69
18. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. -95с.
19. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ. Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: Юнити, 2017. - 736 с.
20. Каданцева Е.Е. Современные тенденции в рекламе, маркетинге и PR // Синергия Наук. 2018. № 22. С. 265-274.
21. Касимова Э.Р., Чернова Е.А. Эффективные способы управления лояльностью // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности // Сборник научных трудов. Уфа, 2017. С. 71-77.
22. Гриднева Н. Опыт создания и перспективы развития в России туристского бренда территории // Федерализм. 2016. № 3. С. 193-197.
23. Чернякина А. О. Брендинг туристской территории: ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного подхода развития туризма // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 12. С. 47-51
24. Козлова Н.А. Новые вызовы и возможности для применения DIGITAL- маркетинга. «Неделя науки СПбПУ» материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2016. С. 287-290
25. Божук С.Г., Юн Е.Л., Огородникова П.Н. Построение карты пользовательского пути с учетом факторов поведения потребителей. Экономка и предпринимательство. 2017. № 12-1 (89). С. 555-558.
26. Бышонков Д.А., Плетнева Н.А. Применение AR-технологий в дополненной реальности. Сб. Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 293-295.
27. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2015. - 496 с.
28. Зонин Н. А., Прохорова О. В., Самылкина К. А. Выведение нового товара на региональный рынок: основные этапы // Молодой ученый. — 2014. — №19.1.
Диссертации
29. Ю.С.Григорьева Исследование и формирование целевой стратегии развития компании (на примере ООО «ИКЕА ДОМ») / Григорьева Юлия Сергеевна. - 2015. - 98 с.
Печатная периодика
30. Арутюнов Ю. «ВЫБОР СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ». Власть. 2007. № 7. С. 35-41.
31. Кирьянова Л. Г. Бренд и позиционирование как факторы конкурентоспособности // Вестник ИНЖЭКОНА. 2015. № 2. С. 216-220.
Электронные ресурсы
32. ИКЕА откроет мини-магазины в рамках новой стратегии [Электронный ресурс] — режим доступа:
https://adindex.ru/news/marketing/2018/10/15/175043.phtml?utm_referrer=https%3A%2F %2Fzen.yandex.com
33. Дегальцева Ж. В. Контроллинг затрат на содержание персонала //
Научный журнал КубГАУ - 2014 - №101(07) - с.8-16. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/58.pdf
34. Официальный сайт группы компаний ИКЕА [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.ikea.com
35. Профессионалы рекламы выбрали лучший российский слоган 20-летия
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
https: //www.sostav.ru/columns/mmfr20/parts/6/2/
36. 10 известных логотипов, нарисованных по памяти [Электронный ресурс]
— Режим доступа: https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/339624
37. Forbrain: исследование лояльности клиентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://4brain.ru/blog
38. Эгго: Аналитика.Прогнозирование. Маркетинг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://aggo.ru/blog/10-sposobov-zavoevat-doverie-potrebitelya
39. Вьюнова О. Ю. Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 291-294. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/209/51258/
40. Статистика рекламного рынка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akarussia.ru/node/7849
41. Эгго: Аналитика.Прогнозирование. Маркетинг [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://aggo.ru/blog/10-sposobov-zavoevat-doverie-potrebitelya3
42. Макатрова Н. Основные тенденции в брендировании городов и регионов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.concretica.ru/publications/single/browse/2/article/6/467
43. О группе компаний ИКЕА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ikea.com/ms/ru_RU/thisis-ikea/about-the-ikeagroup/index