ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Понятие и виды платных образовательных услуг в образовательных
организациях 7
1.2 Порядок и правовое регулирование оказания платных образовательных услуг 14
1.3 Основные подходы организации и алгоритм оказания платных
дополнительных образовательных услуг 23
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 32
2.1 Общая характеристика деятельности МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 32
2.2 Анализ организации платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 41
2.3 Оценка эффективности оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО
«ЦДТ» НМР РТ 49
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ В МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 70
3.1 Рекомендации по оптимизации платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 70
3.2 Проект по совершенствованию оказания платных образовательных услуг в
МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях неудовлетворительного финансирования бюджетных учреждений следует изменить направление практической деятельности образовательных учреждениях идентично меняющимся потребностям социума. Решением текущей проблемы является развитие образовательной предпринимательской деятельности, которая становится неотложным элементом системы образования и представляет собой различные формы предоставления платных образовательных услуг. Оказание платных образовательных услуг способствует более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако, в этой связи, особую важность приобретает соблюдение норм действующих законов, особенно в части реализации конституционного принципа доступности и бесплатности образования.
В современных обстоятельствах социально-экономических преобразований увеличилась потребность в доступных платных
образовательных услугах в образовательных учреждениях. Дополнительные образовательные услуги, которые предлагаются бюджетными учреждениями образования, стремительно развиваются и пользуются спросом. Впрочем, очень часто дополнительные образовательные услуги бюджетного учреждения оказываются без учета действующих на сегодняшний день нормативных документов, что приводит к организационным и финансовым нарушениям, из- за этого оказание платных образовательных услуг требует упорядочения механизма их организации.
На сегодняшний день проблема платного образования в негосударственных образовательных организациях является одной из самых распространенных проблем, имеющихся в российской системе образования. По статистическим данным на сегодняшний день более чем примерно для 12% людей главным условием при выборе образовательного учреждения является цена обучения. В первую очередь, это связано с постепенным уменьшением бюджетных мест в образовательных учреждениях, что обуславливается увеличением в них конкурсных отборов, а кроме того разделением образовательных организаций по стоимости образовательных услуг. По этой причине все чаще потребители сосредотачиваются свое внимание на негосударственных образовательных учреждениях, которые реализуют обучение за плату, а также на платные отделения, существующие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, интересуются программами кредитования в сфере образования. Необходимо отметить, что трудностей, образующихся при использовании платных образовательных услуг, имеется значительно больше, по сравнению с получением бесплатного образования. А фактором развития данной проблемы является, в главную очередь, незнание потребителей условий предоставления платных услуг в сфере образования, что обуславливает высокую значимость рассматриваемой проблемы.
Цель работы - исследование оказания платных образовательных услуг в образовательных организациях на примере муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Нижнекамского муниципального района РТ.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы оказания платных образовательных услуг в образовательных организациях.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
3. Разработать предложения по совершенствованию оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
Объект исследования - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Нижнекамского Муниципального района РТ (МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ).
Предмет исследования - процесс оказания платных образовательных услуг.
Методы исследования: анализ теоретических исследований и научных разработок в области у оказания платных образовательных услуг, социологические исследования, статистический анализ, экономический анализ, наблюдение, опрос.
Г ипотеза исследования - использование дополнительных платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ, позволит повысить удовлетворенность населения во всестороннем развитии детей, а также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в глубоком теоретическом и методологическом исследовании оказания платных образовательных услуг и практическом анализе платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ, что делает возможным использование изложенного материала при теоретическом изучении данной темы и в практической деятельности.
В первой главе раскрыты теоретические основы оказания платных образовательных услуг в образовательных организациях. В данной главе рассмотрены: понятие и виды платных образовательных услуг в образовательных организациях; порядок и правовое регулирование оказания платных образовательных услуг; основные подходы организации и алгоритм оказания платных дополнительных образовательных услуг.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ. В данной главе представлено следующее: общая характеристика деятельности; анализ оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ; оценка эффективности платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
В третьей главе рассмотрены основные направления по совершенствованию оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ. Здесь изложены рекомендуемые направления по оптимизации оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ и разработан проект совершенствования оказания платных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в научном журнале «NovaUm.Ru».
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована научная и учебная литература, периодические издания и публикации на тему оказания платных образовательных услуг. Теоретические исследования показали, что вопросы оказания платных образовательных услуг сегодня активно обсуждаются и являются особо значимыми для населения. Особенно хотелось отметить следующих авторов, которые более подробно в своих публикациях освещают рассматриваемый вопрос: Абдуллина С.В., Беспалов М., Боровик В.Г., Величкович К. В., Губанова Е.В., Демидова Е.А., Красовская Л.В., Коротина К.С., Лазарев В.С., с другой стороны, большое значение имеют работы ученых различных отраслей юридической науки, посвященные вопросам образовательного законодательства: Курова С.В., В.И. Шкатуллы В.И., Шкарлупиной Г.Д.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретические исследования позволили сделать следующие выводы.
Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги:
- не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
- за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся).
Негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, то есть предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Это правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. Перечень платных образовательных услуг, как основных, так и дополнительных, должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций. Обязательным условием предоставление платных образовательных услуг является заключение договора на оказание платных образовательных услуг между образовательной организацией и потребителем данных услуг.
Практические исследования организации платных образовательных услуг проводились на примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Нижнекамского Муниципального района РТ (МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ), в результате которых были сделаны следующие выводы.
МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ дополнительное образование получает 1469 детей, в возрасте от 4 до 18 лет, с которыми работает 30 педагогов.
Анализ образовательной деятельности выявил качественный уровень образовательного процесса. Наблюдается положительная стабильность охвата детей в группах переменного состава. Анализ кадрового потенциала показал, что в учреждении работают опытные педагоги с достаточно высоким уровнем профессионализма. В МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ предоставляются бесплатные и платные образовательные услуги.
Платные услуги оказываются по следующим направлениям:
- студия «Живой мир искусства»;
- хореография;
- восточный танец;
- театр танца «Второе дыхание»;
- индийский танец;
- вокал;
- обучение игры на фортепиано и гитаре;
- подготовка к школе;
- лепка;
- рисунок и живопись;
- объединение «Кройка и шитье»;
- иностранные языки (английский, немецкий, французский).
На платной основе обучается 855 детей.
Во внебюджетных доходах платные образовательные услуги приносят наибольшую прибыль, из которых наибольшие поступления идут от оплаты обучения детей по направлению «Подготовка к школе». Для получения качественной оценки было проведено исследование результатов детей, обучающихся по направлению «Подготовка к школе». Для проведения данного исследования было получено разрешение от 52 детей.
Исследование проводилось в два этапа. На каждом этапе проведены исследования по следующим направлениям: оценка базовых личностных качеств детей; оценка компонентов сформированности предпосылок к учебной деятельности детей; оценка показателей состояния высших психических функций и процессов; сформированность мотивационной готовности к обучению в школе (по методике Венгера А.Л. «Беседа о школе»).
Результаты первого этапа исследования стали базовыми для сравнения изменений на втором этапе исследования. Полученные при первом этапе исследования результаты можно охарактеризовать как неудовлетворительные. Высокие показатели (90%) были получены по математическим представлениям (личные качества) и предпосылкам к учебной деятельности (компоненты сформированности). У большинства детей показателей состояния ВПФ и процессов оказались ниже среднего. У более чем половины детей была не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе. Оценка результатов второго этапа исследования показала положительную динамику роста по всем показателям. Значительно повысились: зрительно-моторная координация; математические представления; мыслительные процессы; звукобуквенный анализ, синтез, фонематическое восприятие; саморегуляция и организация деятельности; внимание.
На втором этапе при оценке личностных качеств, никто из детей не получил наименьшие баллы и не было выявлено детей, у которых не сформированы предпосылки к учебной деятельности. Однако возрос показатель частичной сформированности пространственных представлений почти у половины исследуемых детей.
Показателей состояния ВПФ и процессов на втором этапе поднялись до высокого и среднего уровня. Не было выявлено детей, у которых показатель ВПФ ниже среднего или низкий. Значительно повысилась сформированность мотивационной готовности к обучению детей в школе. Только у одного ребенка данный показатель оказался несформированным. Остальные (51 ребенок) уже готовы к обучению в школе.
Результаты анализа и оценки позволили сделать вывод о высокой эффективности для МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ оказания платных образовательных услуг.
По результатам исследования определилась возможность и необходимость расширения направлений и видов деятельности по оказанию платных образовательных услуг, использования на занятиях инновационных, активных форм и методов обучения. С целью определения направление по оптимизации оказания платных образовательных услуг, был проведен опрос родителей, дети которых посещают занятия в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ, а также жителей близлежащих района, в ходе которого определены пожелания развития предоставляемых услуг.
Одним из пожеланий оказалось открытие развивающего кружка для детей в возрасте от 1 года до 4 лет. На основании чего автором был разработан проект «Музыка с мамой». Основываюсь на результаты опроса и внесенные предложения, с целью совершенствования оказания платных образовательных услуг, разработан проект «Построение инновационной модели организации платных дополнительных образовательных услуг в МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ на 2019 - 2020 г.г.», который включил в себя внедрение следующих дополнительных платных услуг:
- рисование песком;
- бисероплетение;
- роспись;
- развивающий кружок «Музыка с мамой» (для детей от 1 года до 4 лет);
Реализация проекта позволит МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ»:
- повысить финансовые возможностей при минимальных затратах на организацию и проведение платных дополнительных образовательных услуг;
- использовать новые информационно-коммуникационные технологии, повышающие эффективность дополнительного образовательного процесса;
- внести позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
- стабилизировать кадровый состав за счет увеличения заработной платы;
- повысить доходность Центра;
- поднять имидж и повысить конкурентоспособность;
- оптимизировать культурно - досуговую деятельность Центра.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
5. Закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ( в ред. От
01.05.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo .gov.ru..
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС КонсультантПлюс.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497// СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// СПС КонсультантПлюс.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295// СПС КонсультантПлюс.
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
II. Специальная литература:
11. Абдуллина, С.В. Образовательные услуги: общие понятия// Науковведение. - 2013. - №2. - с.2-11
12. Берлин А. В. Эффективность кадрового обеспечения организации// Российский экономический журнал, № 5, 2014. - с. 12 - 17.
13. Беспалов М. Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2013. №
8. - С. 18 - 22
14. Боровик В.Г. Проверка оказания платных образовательных услуг / Справочник руководителя образовательного учреждения». - 2016. - №9. - с. 18 - 22.
15. Величкович, К. В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов // Вестник БДУ. Сер.3. -
2017. - №3. - с. 79-84.
16. Горячкова С.А. и др. Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Архангельск: АО ИППК РО, 2014. - С. 100-132.
17. Днепров Э. Инновационное движение в российском школьном образовании - М.: Педагогика-Пресс - 2016. - 297 с.
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. Изд. 6, пер. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 476 с.
19. Красовская Л.В. Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные акты в образовательном учреждении (рекомендации юриста из опыта работы). - М.: Планета, 2015. - 285 с. С.125-126.
20. Кравченко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
21. Крысько В.Г. Педагогика и психология: Учебник/ В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
22. Коротина К. С. Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 161163.
23. Кочешкова Л. О. Технология управления инновационной деятельностью в
образовательном учреждении: Методические рекомендации для
руководителей образовательных учреждений/ Под ред. профессора В. В. Судаков а. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2017. - 97 с.
24. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М.: Феникс,
2013. - 489 с.
25. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 22 - 29.
26. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию современного образования// Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 17 - 20.
27. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и
проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих
проблем. - Спб.: СП6АППО, 2012. - 96 с.
28. Лукашенко, К.М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления.- М.: Маркет ДС, 2016. - 45с.
29. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2013. - 299 с.
30. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 248 с.
31. Панкрухин Г. Основы маркетинга в сфере образования. С-Пб.: Изд-во С-Пб ГУ, 2012. - 419 с.
32. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 178 с.
33. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
34. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы/ А.М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с.
35. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2015. - 480 с.
36. Сластенин В.А., Подымова В.А. Эффективность образовательного процесса// Педагогическая наука и образование. - 2015. - № 7. - С. 12 - 16.
37. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 636 с.
38. Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство, 2018.- 386 с.
39. Хромова К.В. Образовательные услуги и их специфика// Юридические науки и политология. - 2014. - №4. - с. 44-46
40.Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
41. Шилова, Н.И. К вопросу об экономическом содержании, особенностях и классификации образовательных услуг // Экономические науки. - 2014. - №4. - с.107-114.
Интернет-источники:
42. Губанова Е. В. Оказание платных дополнительных услуг в образовательном учреждении: основные подходы: http://https://cyberlemnka.ru.
43.Зернова И.Оказание платных образовательных услуг: httpV/отрасли-
права.рф/article/13238.
44. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией: http://web.snauka.ru.
45. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо: URL: http://www.mgu-consulting.ru.
46. Смирнова М.В., Демидова Е.А. Как организовать предоставление платных образовательных услуг: http://1obraz.ru.
47. Шарафутдинова Р.И., Хусаинова С.В. Платные образовательные услуги в образовательной организации: http://novaum.ru/public/p1170.
Текущая документация МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ:
48. Устав МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
49. Отчет о деятельности МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ за 2016 - 2018 г.г.
50.Отчет о результатах самообследования МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ за 2016 - 2018 г.г.
51. Отчет о потеплении и использовании внебюджетных средств МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ за 2016 - 2018 г.г.
52. Положение о МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
53. Положение о структурных подразделениях МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
54. Положение об организационной структуре МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
55. Положение об оказании платных образовательных услуг МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ.
56. Штатное расписание педагогического состава МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ за 2016 - 2018 г.г.