НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Налоговые льготы как правовая категория
1.1 Понятие налоговой льготы 7
1.2 Признаки налоговой льготы 13
1.3. Формы налоговой льготы 17
Глава 2. Порядок установления и применения налоговых льгот
2.1 Порядок установления и применения налоговых льгот на федеральном
уровне 24
2.2 Порядок установления и применения налоговых льгот на региональном
уровне 32
2.3 Порядок установления и применения налоговых льгот на местном
уровне 42
Заключение 53
Список используемой литературы
Глава 1. Налоговые льготы как правовая категория
1.1 Понятие налоговой льготы 7
1.2 Признаки налоговой льготы 13
1.3. Формы налоговой льготы 17
Глава 2. Порядок установления и применения налоговых льгот
2.1 Порядок установления и применения налоговых льгот на федеральном
уровне 24
2.2 Порядок установления и применения налоговых льгот на региональном
уровне 32
2.3 Порядок установления и применения налоговых льгот на местном
уровне 42
Заключение 53
Список используемой литературы
Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, регулирующие режимы налогообложения, установление некоторых преимуществ отдельных категорий налогоплательщиков (налоговые льготы и особые (специальные) режимы), но неизменным остается положение конституции Российской Федерации о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Следует обратить внимание на такие сложные общественные отношения, как отношения, связанные с предоставлением налоговой льготы. Говоря о сложности, подразумевается то, что ни законодатель, ни научная литература не дают точного определения данному понятию и в связи с этим возникают сложности установления и применения налоговых льгот на всех трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Важность исследования понятия льготы в налоговом праве, признаков налоговой льготы и форм их предоставления обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота.
Учитывая то, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлений, и, в частности, выделение из общего массива правовых норм
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что льготы в налоговой системе Российской федерации играют важную роль, т.к. сегодня с налоговыми льготами сталкиваются абсолютно каждый гражданин и организация, ведь в налоговой системе Российской Федерации содержится более 200 льгот.
Льготы по налогам также занимают важное место в налоговом планировании. Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством, - один из самых эффективных методов налогового планирования. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные нормативные правовые акты, что вызывает трудности установления и применения налоговых льгот. В первую очередь, они связаны с тем, что отсутствует какие-либо законченные финансово-юридические учения о льготах. Недоработанность подобного учения, в свою очередь, приводит к недоработанности учения о льготах, несогласованность в подходах авторов к понятию льгот, к их классификации в литературе, а следовательно и к проблемам в правоприменительной деятельности.
Целью дипломной работы является определение правовой природы понятия «налоговой льготы», ее сущности, признаков, форм и особенностей установления и применения налоговых льгот на всех уровнях. Изучить подходы разных авторов к определению «налоговые льготы», рассмотреть существующие классификации льгот, выявить более полную и правильную, рассмотреть порядок установления и применения налоговых льгот на всех трёх уровнях.
Для достижения поставленных целей будут решены следующие задачи:
1. исследование понятия налоговой льготы как разновидности правовой льготы, данное законодателем и авторами научной литературы;
2. изучение признаков налоговой льготы; исследование различных форм налоговых льгот;
3. определить круг лиц, которые могут получать налоговые льготы;
4. изучить порядок установления и применения налоговых льгот на всех уровнях: федеральном, региональном, местном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с исполнением обязанности налогоплательщиком в аспекте применения налоговых льгот, допустимых действующим законодательством о налогах и сборах.
Налоговые льготы активно изучаются современными авторами. Ежегодно встречаются статьи в научных журналах, также этой теме посвящена не одна книга. Авторы активно обсуждают спорные вопросы по поводу понятия налоговых льгот, их классификации и важности оценки эффективности. Министерство Финансов часто дает разъяснения в спорных вопросах о предоставлении налоговых льгот.
Теоретической основой работы выступают отдельные положения и выводы отечественных ученых и специалистов в различных отраслях права — С.С.Алексеева, А.П.Алехина, В.И.Балабина, С.В.Барулина, Д.Н.Бахраха, МЮ.Березина, В.Р.Берника, О.В.Бойкова, М.И.Брагинского, Д.Д.Бутакова, Д.В.Виницкого, Н.В.Витрука, Г.АХаджиева, А.Н.Головкина, О.Н.Горбуновой, И.В.Горского, В.ИГуреева, М.Р.Дзагоевой, А.О.Дикова,В.И.Дымченко, И.В.Караваевой, М.В.Карасевой, В.А.Кашина, В.Г.Князева, А.Н.Козырина, Ю.А.Крохиной, Н.С.Крыловой, М.В.Кустовой, И.И.Кучерова,М.В.Лушниковой, А.В.Малько, Н.И.Матузова, О.В.Мещеряковой, И.С.Морозовой, А.А.Никонова, О.А.Ногиной, В.Г.Панскова, В.А.Парыгиной,С.Г.Пепеляева, Г.В.Петровой, С.В.Разгулина, В.И.Слома, Ю.А.Тихомирова, Г.П.Толстопятенко, Д.Е.Фадеева, Н.И.Химичевой, Э.М.Цыганкова, Д.Г.Черника, С.Д.Шаталова, Н.А.Шевелевой, Т.Н.Юткиной и др.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы
Следует обратить внимание на такие сложные общественные отношения, как отношения, связанные с предоставлением налоговой льготы. Говоря о сложности, подразумевается то, что ни законодатель, ни научная литература не дают точного определения данному понятию и в связи с этим возникают сложности установления и применения налоговых льгот на всех трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Важность исследования понятия льготы в налоговом праве, признаков налоговой льготы и форм их предоставления обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота.
Учитывая то, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлений, и, в частности, выделение из общего массива правовых норм
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что льготы в налоговой системе Российской федерации играют важную роль, т.к. сегодня с налоговыми льготами сталкиваются абсолютно каждый гражданин и организация, ведь в налоговой системе Российской Федерации содержится более 200 льгот.
Льготы по налогам также занимают важное место в налоговом планировании. Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством, - один из самых эффективных методов налогового планирования. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные нормативные правовые акты, что вызывает трудности установления и применения налоговых льгот. В первую очередь, они связаны с тем, что отсутствует какие-либо законченные финансово-юридические учения о льготах. Недоработанность подобного учения, в свою очередь, приводит к недоработанности учения о льготах, несогласованность в подходах авторов к понятию льгот, к их классификации в литературе, а следовательно и к проблемам в правоприменительной деятельности.
Целью дипломной работы является определение правовой природы понятия «налоговой льготы», ее сущности, признаков, форм и особенностей установления и применения налоговых льгот на всех уровнях. Изучить подходы разных авторов к определению «налоговые льготы», рассмотреть существующие классификации льгот, выявить более полную и правильную, рассмотреть порядок установления и применения налоговых льгот на всех трёх уровнях.
Для достижения поставленных целей будут решены следующие задачи:
1. исследование понятия налоговой льготы как разновидности правовой льготы, данное законодателем и авторами научной литературы;
2. изучение признаков налоговой льготы; исследование различных форм налоговых льгот;
3. определить круг лиц, которые могут получать налоговые льготы;
4. изучить порядок установления и применения налоговых льгот на всех уровнях: федеральном, региональном, местном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с исполнением обязанности налогоплательщиком в аспекте применения налоговых льгот, допустимых действующим законодательством о налогах и сборах.
Налоговые льготы активно изучаются современными авторами. Ежегодно встречаются статьи в научных журналах, также этой теме посвящена не одна книга. Авторы активно обсуждают спорные вопросы по поводу понятия налоговых льгот, их классификации и важности оценки эффективности. Министерство Финансов часто дает разъяснения в спорных вопросах о предоставлении налоговых льгот.
Теоретической основой работы выступают отдельные положения и выводы отечественных ученых и специалистов в различных отраслях права — С.С.Алексеева, А.П.Алехина, В.И.Балабина, С.В.Барулина, Д.Н.Бахраха, МЮ.Березина, В.Р.Берника, О.В.Бойкова, М.И.Брагинского, Д.Д.Бутакова, Д.В.Виницкого, Н.В.Витрука, Г.АХаджиева, А.Н.Головкина, О.Н.Горбуновой, И.В.Горского, В.ИГуреева, М.Р.Дзагоевой, А.О.Дикова,В.И.Дымченко, И.В.Караваевой, М.В.Карасевой, В.А.Кашина, В.Г.Князева, А.Н.Козырина, Ю.А.Крохиной, Н.С.Крыловой, М.В.Кустовой, И.И.Кучерова,М.В.Лушниковой, А.В.Малько, Н.И.Матузова, О.В.Мещеряковой, И.С.Морозовой, А.А.Никонова, О.А.Ногиной, В.Г.Панскова, В.А.Парыгиной,С.Г.Пепеляева, Г.В.Петровой, С.В.Разгулина, В.И.Слома, Ю.А.Тихомирова, Г.П.Толстопятенко, Д.Е.Фадеева, Н.И.Химичевой, Э.М.Цыганкова, Д.Г.Черника, С.Д.Шаталова, Н.А.Шевелевой, Т.Н.Юткиной и др.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы
Налоги являются одним из самых важных инструментов государственной политики, они затрагивают важные стороны жизни общества и влияют на решение задач, которые стоят перед государством. От состояния системы налогообложения во многом зависит характер преобразований в нашей стране.
Особое место в налоговой системе Российской Федерации занимают льготы. Существование налоговых льгот необходимо государству, для того, чтобы осуществлять свои функции. Ведь льготы по налогам чаще всего направлены на те сферы деятельности, в которых необходимо повышение развития, улучшение уровня жизни населения.
В результате проведенного исследования понятия, признаков, форм и порядка установления и применения налоговых льгот можно сделать следующие выводы.
Законодательное определение налоговой льготы является общим и неточным, руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считаются льготой, а какие нет, что провоцирует проблемы в правоприменительной деятельности. В научной литературе же существует множество точек зрений по поводу природы понятия «налоговой льготы», но самой удачной является определение, которое в своей работе представил В.Г. Панского, т.к. представленное им определение более точно раскрывает содержание понятия «налоговая льгота», хотя и не претендует на истину в последней инстанции.
Что касается признаков налоговой льготы, выделяющих её из массы правовых льгот, то по этому вопросу нет единой точки зрения в связи с множественностью подходов к определению самого понятия «налоговой льготы». Изучи подходы авторов научной литературы, можно выделить следующие отличительные от иных мер, предоставляющих преимущества, признаками налоговых льгот: законность - налоговые льготы должны устанавливаться только законами федерального и регионального уровня или нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований; налоговая льгота - это право налогоплательщика; предоставление налоговой льготы лишь отдельным категориям плательщиков налогов и сборов; любой вид налоговой льготы предполагает снижение налоговых обязательств налогоплательщика или же издержек, связанных с уплатой или декларированием налогов и сборов по сравнению с общим порядком налогообложения. Только так мера, предусмотренная законодательством, удовлетворяющая одновременно всем перечисленным признакам, может рассматриваться как налоговая льгота.
Вопрос о форме предоставления налоговой льготы также рассматривается не одним автором, рассмотрев различные подходы авторов и законодателя к определению формы налоговой льготы, хотелось бы выделить следующие: освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков, изъятие, налоговый кредит, налоговые вычеты.
Порядок установления налоговых льгот на федеральном уровне регламентируется налоговым законодательством РФ и базируется на установленных законодателем принципах (правилах). Несмотря на то, что установлен общий порядок применения налоговых льгот, существуют некоторые особенности применения в отношении каждого из федеральных налогов. В судебной практике резонансные дела, касающиеся применения налоговых льгот на федеральном уровне не встречаются.
На региональном уровне льготы устанавливаются и применяются в соответствии с федеральным налоговым законодательством и (или) законами субъектов РФ о налогах и сборах. Так, законы РТ о налогах и сборах подробно регламентируют условия, основания применения налоговых льгот и содержат перечень лиц, на которые они распространяются. В нашей республике установление и применение налоговых льгот не вызывает проблем, что показывает немногочисленная судебная практика.
Установление и применение налоговых льгот на местном уровне осуществляется налоговым законодательством о налогах и сборах и (или) нормативно - правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Законы субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, содержащие нормы о налоговых льготах не должны противоречить налоговому законодательству федерального уровня. При установлении и применение налоговых льгот налоговые органы должны учитывать, что их введение должно быть направлено на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности, и действовать сообразно воле федерального законодательства, выраженной в соответствующих нормах.
Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигается важная цель - сокращение размера налогового обязательства плательщика налога и сбора, что стимулирует его на дальнейшую уплату налога в соответствующий бюджет.
Особое место в налоговой системе Российской Федерации занимают льготы. Существование налоговых льгот необходимо государству, для того, чтобы осуществлять свои функции. Ведь льготы по налогам чаще всего направлены на те сферы деятельности, в которых необходимо повышение развития, улучшение уровня жизни населения.
В результате проведенного исследования понятия, признаков, форм и порядка установления и применения налоговых льгот можно сделать следующие выводы.
Законодательное определение налоговой льготы является общим и неточным, руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считаются льготой, а какие нет, что провоцирует проблемы в правоприменительной деятельности. В научной литературе же существует множество точек зрений по поводу природы понятия «налоговой льготы», но самой удачной является определение, которое в своей работе представил В.Г. Панского, т.к. представленное им определение более точно раскрывает содержание понятия «налоговая льгота», хотя и не претендует на истину в последней инстанции.
Что касается признаков налоговой льготы, выделяющих её из массы правовых льгот, то по этому вопросу нет единой точки зрения в связи с множественностью подходов к определению самого понятия «налоговой льготы». Изучи подходы авторов научной литературы, можно выделить следующие отличительные от иных мер, предоставляющих преимущества, признаками налоговых льгот: законность - налоговые льготы должны устанавливаться только законами федерального и регионального уровня или нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований; налоговая льгота - это право налогоплательщика; предоставление налоговой льготы лишь отдельным категориям плательщиков налогов и сборов; любой вид налоговой льготы предполагает снижение налоговых обязательств налогоплательщика или же издержек, связанных с уплатой или декларированием налогов и сборов по сравнению с общим порядком налогообложения. Только так мера, предусмотренная законодательством, удовлетворяющая одновременно всем перечисленным признакам, может рассматриваться как налоговая льгота.
Вопрос о форме предоставления налоговой льготы также рассматривается не одним автором, рассмотрев различные подходы авторов и законодателя к определению формы налоговой льготы, хотелось бы выделить следующие: освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков, изъятие, налоговый кредит, налоговые вычеты.
Порядок установления налоговых льгот на федеральном уровне регламентируется налоговым законодательством РФ и базируется на установленных законодателем принципах (правилах). Несмотря на то, что установлен общий порядок применения налоговых льгот, существуют некоторые особенности применения в отношении каждого из федеральных налогов. В судебной практике резонансные дела, касающиеся применения налоговых льгот на федеральном уровне не встречаются.
На региональном уровне льготы устанавливаются и применяются в соответствии с федеральным налоговым законодательством и (или) законами субъектов РФ о налогах и сборах. Так, законы РТ о налогах и сборах подробно регламентируют условия, основания применения налоговых льгот и содержат перечень лиц, на которые они распространяются. В нашей республике установление и применение налоговых льгот не вызывает проблем, что показывает немногочисленная судебная практика.
Установление и применение налоговых льгот на местном уровне осуществляется налоговым законодательством о налогах и сборах и (или) нормативно - правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Законы субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, содержащие нормы о налоговых льготах не должны противоречить налоговому законодательству федерального уровня. При установлении и применение налоговых льгот налоговые органы должны учитывать, что их введение должно быть направлено на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности, и действовать сообразно воле федерального законодательства, выраженной в соответствующих нормах.
Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигается важная цель - сокращение размера налогового обязательства плательщика налога и сбора, что стимулирует его на дальнейшую уплату налога в соответствующий бюджет.
Подобные работы
- Налоговые льготы как финансово-правовой институт повышения инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Налоговые льготы и иные правовые стимулы поддержки предпринимателей по российскому законодательству
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА, КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые льготы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам в
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



