Введение 3
1. Значение готовой продукции в деятельности коммерческой 6
организации
1.1. Экономическая сущность готовой продукции, как объекта учета 6
1.2. Характеристика процесса создания готовой продукции 11
1.3. Качественные характеристики готовой продукции 18
2 Учет и контроль выпуска готовой продукции 23
2.1 Методы оценки готовой продукции на исследуемом предприятии 23
2.2. Синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции 28
2.3. Контроль за сохранностью выпуска готовой продукции 38
3. Анализ выпуска готовой продукции 44
3.1 Анализ динамики и выполнения плана выпуска продукции 44
3.2 Динамика ритмичности выпуска продукции 52
3.3 Анализ резервов увеличения выпуска готовой продукции 60
Заключение 69
Список использованных источников
Для коммерческих организаций, функционирующих в сфере материального производства управление процессом создания готовой продукцией является центральной частью всего хозяйственного процесса. Все хозяйственные процессы предшествующее производству и все операции следующие за производством, в существенной степени отражаются на выпуске готовой продукции, на условиях осуществления этого процесса, на сумме и перечне затрат, включаемых в производственную себестоимость готовой продукции, а если смотреть на процесс управления выпуском готовой продукции, то и включаемых в полную себестоимость готовой продукции.
Важность рациональной организации учета процесса производства готовой продукции и формирования затрат связанных с этим процессом, среди прочего, состоит в том, что данные бухгалтерского учета и отчетности формируют информационную базу для принятия управленческих решений в сфере управления готовой продукцией.
Принятию любого управленческого решения должен предшествовать анализ процесса создания готовой продукции, который должен осуществляться на всех этапах и по всем направлениям этой работы. От качества проведенного анализа зависит объективность представления менеджеров и значит эффективность и приемлемость принимаемых решений.
Любое управляющее воздействие на процессы происходящие в коммерческой организации должны быть подконтрольны с позиции оптимальности их осуществления и с позиции объективности их оценки. Если организация сумеет организовать учет, анализ и контроль готовой продукции наиболее рациональным способом, это может стать существенным вкладом в улучшение общего финансового состояния коммерческой организации. Именно это делает рассматриваемую тематику актуальной для всестороннего изучения.
Возможность применения полученных обобщений и выводов, для оптимизации производства готовой продукции в конкретной коммерческой организации делают эту тему актуальной и значимой и с практической точки зрения.
Целью работы является изучение и разработка практических рекомендаций по увеличению выпуска продукции на основе всестороннего теоретического анализа и оценки условий организации учета анализа и контроля выпуска продукции в условиях ООО «Кырлай хлеб»
Объектом исследования является ООО «Кырлай хлеб»
Для реализации намеченной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность понятия готовая продукция с различных позиций.
- Охарактеризовать общие характеристики среды в которой происходит создание готовой продукции и дать характеристику специфическим условиям, свойственным объекту исследования.
- Систематизировать теоретический и практический материал по методологии организации учета готовой продукции и отражения информации о ней в бухгалтерской отчетности.
- Провести практический анализ готовой продукции по различным направлениям на основе данных ООО «Кырлай хлеб»
- Выявить возможные резервы увеличения выпуска готовой продукции в условиях деятельности ООО «Кырлай хлеб»
Для того, чтобы поставленные задачи были решаемыми, в работе планируется использовать:
- официальные нормативно-правовые акты прямо или косвенно регулирующие вопросы управления готовой продукцией;
- труды ведущих теоретиков в области бухгалтерского учета;
- материалы электронных нормативно правовых систем, в которых рассматриваются практические ситуации их хозяйственной деятельности различных коммерческих организаций;
- учетные и внеучетные данные коммерческой организации - объекта исследования, по которому и планируется выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска готовой продукции.
Структура работы включает в себя три главы, каждая из которых направлена на реализацию намеченных задач. В первой главе будет раскрыта теоретическая информация, во второй главе будет рассмотрена методология учета, в третьей главе будет проведен анализ по данным рассматриваемой коммерческой организации
В данной работе рассмотрены только два практических предложения для увеличения выпуска продукции. На практике, по итогам проведения комплексного маркетингового исследования можно выявить дополнительные резервы увеличения выпуска продукции с целью повышения уровня доходности деятельности ООО «Кырлай хлеб».
Обобщая материал, изложенный в работе, было сделано ряд обобщений.
Рассматривая сущность экономической категории «готовая продукция» был сделан вывод о том, что в различных условиях деятельности под готовой продукцией могут пониматься различные объекты. Это связано с различиями понятия готовности применительно к факту использования полученного продукта и факта готовности его к реализации на любой стадии изготовления.
В широкой трактовке под готовой продукцией могут пониматься и товары, которые не являются продуктом производства, но являются продуктом предпродажной подготовки. Объектом практического изучения данной работы являлась готовая продукция ООО «Кырлай хлеб», поэтому в данной работе под готовой продукцией понималась продукция прошедшая все стадии технологической обработки и готовая к конечному потреблению.
Типичными проблемами для коммерческих организаций в выпуске готовой продукции являются проблемы связанные с различиями в учете, с невозможностью или неумением рационально организовать производство и минимизировать его издержки, обеспечить необходимые потребительские свойства, обеспечить соответствие современным стандартам качества, и наладить обратную связь с потребителями готовой продукции.
В ходе рассмотрения теории организации производства готовой продукции, в условиях промышленного предприятия, было сделано обобщение о том, что существует множество классификаций производственного процесса по различным признакам. К классификационным признакам можно отнести длительность и повторяемость, степень использования машин и механизмов, масштабность и сложность, глубину переработки и др.
Эффективный выпуск готовой продукции базируется на принципах рациональной организации производства, но всегда предопределяется конкретными производственно-хозяйственными условиями.
Современная практика управления процессом производства, базирующаяся на рассмотрении процесса производства, как потока ресурсов, которые взаимодействуют и преобразуются, выделила два типа их движения: толкающий и тянущий.
Основным фактором, определяющим тянущей или толкающей будет система управления производством является все тот же спрос на готовую продукцию организации.
Рассмотрев требования к рациональной организации процесса производства был сделан вывод о том, что невозможно организовать эффективное производство готовой продукции, сосредоточив усилия по оптимизации только на основных производственных процессах. Создание нормальных условий их протекания является важным условием рациональности производства готовой продукции.
Базируясь на принципах бережливого производства, организация может иммобилизовать внутренние организационные ресурсы для увеличения выпуска готовой продукции и для улучшения качества производимой продукции.
Внедрение системы бережливого производства способствует усилению контроля за ходом выпуска готовой продукции на всех стадиях производственного цикла. В ходе сравнительного анализа современных концепций управления производства и концепции научной организации труда, применимой в СССР , выяснилось единство подходов к пониманию того, что понимается под рациональностью производства и того как этого следует добиваться.
В условиях деятельности каждого отдельного объекта исследования традиционные принципы рациональной организации выпуска готовой продукции будут находить свое выражение.
Вне зависимости от того о какой именно готовой продукции идет речь, вопрос выпуске продукции или отказе от ее выпуска решается на стадии маркетинговых исследований. Именно маркетинговая деятельность предопределяет свойства готовой продукции, которые предприятие производитель задает своей продукции с целью максимального удовлетворения запросов покупателей. Если вопросы выпуска продукции, свойств этой продукции не согласованы с запросами потребителей, выпуск продукции не будет приносить организации прибыль.
Рассматривая качественные характеристики готовой продукции выяснилось, что между производителями и потребителями всегда существует противоречие интересов по вопросам качества, связанное с тем что покупатели хотят получить качество за меньшие деньги, а производитель хочет произвести и продать товар, вкладывая минимум средств на улучшение качества.
Основным способом разрешения этого конфликта интересов является разделение границ потребителей, их запросов и установление предельного уровня затрат на повышение качества готовой продукции, которые бы обеспечивали прирост объема продаж и прибыли на этой основе.
В зависимости от специфики номенклатуры выпускаемой готовой продукции каждое предприятие само устанавливает приемлемые качественные параметры. Они должны быть не ниже уровня, регламентируемого стандартами качества.
В национальной и международной практике разработана целая серия стандартов, характеризующих процесс производства готовой продукции, саму продукцию, ее безопасность, экологичность, транспортабельность и многие другие характеристики.
Анализ материалов рассмотренных по проблемам обеспечения качества выпускаемой продукции позволил сделать заключение о том, что исходным условием обеспечения качества готовой продукции является обеспечение качества всех процессов, которые осуществляются на уровне производства и на уровне предприятия в целом.
Качество готовой продукции можно улучшать до различного уровня. При определении приемлемости уровня качества готовой продукции для организации следует руководствоваться принципом «Лучшее качество должно компенсироваться производителю высокой ценой».
Как и большинство экономических показателей, показатель уровня качества готовой продукции является весьма подвижным. С изменением внутренней и внешней среды организации критерии качественности готовой продукции могут и должны меняться. В этих условиях установление обратной связи с рынком для своевременной корректировки критериев качества готовой продукции являются крайне важными.
В ходе реализации намеченных задач, поставленных в работе, были рассмотренные нормативные основы организации учета выпуска готовой продукции, порядок формирования ее стоимости для различных условий осуществления предпринимательской деятельности.
Анализ нормативных документов показал, что основу организации правильного учета готовой продукции на предприятии составляет трехуровневая правовая система организации и ведения бухгалтерского учета в России. Эта система включает в себя законодательные акты Российской Федерации, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Стандарты бухгалтерского учета и отчетности, рабочие документы разработанные самим предприятием, для организации внутреннего учета в сфере выпуска, хранения и реализации готовой продукции.
Производственные предприятия в праве выбирать способ оценки готовой продукции по фактической или по плановой (нормативной) себестоимости. У каждого метода оценки есть свои плюсы и минусы. ООО «Кырлай хлеб» применяет метод оценки стоимости готовой продукции по полной себестоимости с отнесением затрат со всех промежуточных счетов учета, кроме 44 счета а счет , с распределением косвенных затрат на отдельные виды производимой готовой продукции по суммам прямых материальных затрат, относящихся к этой продукции.
Основным недостатком данного метода оценки является невозможность оценить себестоимость до окончания месяца, в котором затраты осуществлялись.
Использование автоматизированной системы бухгалтерского учета, частично решает эту проблему, потому что встроенная в программу аналитика позволяет прогнозировать уровень себестоимости исходя из фактически осуществленных затрат.
Анализ организации синтетического и аналитического учета готовой продукции показал, что в ООО «Кырлай хлеб» используются унифицированные формы первичного учета, хотя законодательством предусматривается возможность использования форм первичной документации разработанных самой организации.
ООО «Кырлай хлеб» не использует метод оценки по плановой себестоимости и по этому синтетический учет готовой продукции осуществляется на счете 43 «Г отовая продукция», без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» . Это закреплено в учетной политике организации.
В практики организации учета готовой продукции ООО «Кырлай хлеб» единственными нераспределяемыми затратами, относящимися на себестоимость этой продукции являются расходы на продажу. Которые без распределения полной суммой относятся в дебит счета 90 «Продажи».
Анализ существующей в ООО «Кырлай хлеб» системы контроля за сохранностью готовой продукции показал, что, на каждом этапе формирования и движения готовой продукции в процессе производства, хранения и реализации качество контролируется различными специалистами.
Качество исходных ингредиентов проходит двойной контроль со стороны складской службы и со стороны службы технолога производства. При наличии признаков несоответствия исходных ингредиентов требованиям стандартов качества проводятся лабораторные исследования н абазе местной санитарно-эпидемиологической службы, потому что у ООО «Кырлай хлеб нет собственной лаборатории. Из-за отсутствия лаборатории контроль осуществляется в основном в документарной и в визуальной форме.
На стадии производства продукции контроль осуществляется с помощью системы видеонаблюдения, средств автоматизации и контроля установленного на всем ведущем оборудовании и путем документирования технологических и расходных параметров в журналах оперативного учета.
В связи с коротким сроком пролеживания продукции «Кырлай хлеб» на складе, по большей номенклатуре выпускаемой готовой продукции, складской учет носит документарный характер. Визуальный контроль сводится к видеонаблюдению за аккуратностью размещения, временем выдерживания продукции по технологическим нормам, отсутствием хищения со стороны сотрудников и других лиц и правильностью размещения во время отгрузки продукции покупателям.
Анализ состава и номенклатуры выпускаемой готовой продукции ООО «Кырлай хлеб показал, что в ее составе есть наименования которые производятся постоянно, а есть виды продукции, заказы на производство которой формируются только при наличии спроса.
Еще одной выявленной тенденцией является смена потребительских предпочтений в выборе наименований продукции покупателями. В условиях когда крупные хлебокомбинаты производят новые сорта хлеба, булочных изделий, кондитерских изделий и другой аналогичной продукции, интерес к традиционным сортам хлебобулочных и кондитерских изделий снижается.
ООО «Кырлай хлеб» уделяло недостаточно внимания происходящим структурным сдвигам в потребительских предпочтений и в период с 2017 по 2018 году было вынуждено уменьшить выпуск готовой продукции по большинству наименований. Уменьшение составило более 30% в стоимостном и натуральном выражении.
Проведенный анализ позволил подтвердить верность утверждения о том, что рассматривать выпуск готовой продукции без анализа рыночной ситуации не имеет смысла, потому что именно рыночные запросы должны определять состав и структуру готовой продукции ООО «Кырлай хлеб».
Изменчивость спроса на продукцию привела к тому, что выпуск готовой продукции в ООО «Кырлай хлеб», объективно относится к не ритмичном.
Используя данные полученные в результате исследования покупаемости различных сортов продукции в крупных сетевых магазинах «Магнит», «Пятерочка», «Эссен» выяснилось что среди населения высоким спросом пользуются совершенно новые сорта хлеба, которые можно отнести к категории «Здоровое питание».
В рамках анализа резервов увеличения выпуска готовой продукции, за основу было взято предположение, что увеличивать выпуск готовой продукции следует только по тем номенклатурным наименованиям, по которым существует нарастающий спрос.
В результате было предложено расширить выпуск уже существующих сортов хлеба на основе использования ржаной муки с добавлением различных полезных компонентов и без их добавления и начать производство хлеба на бездрожжевой основе из цельнозернового сырья.
Обоснованная оперативная система планирования заказов на производство готовой продукции, используемая в ООО «Кырлай хлеб» позволила организации в условиях снижения выпуска готовой продукции избежать резкого падения доходности. Но в ходе максимального уменьшения заказов, до уровня тех которые точно продадутся, предприятие потеряло часть потенциального объема производства, покупка которого носит вероятностный характер.
Для того чтобы в будущем не упускать такие возможности и для того чтобы расширить номенклатуру востребованной готовой продукции, в рамках работы было предложено производить сухарики с различными вкусами. Сырье для изготовления которого можно получать по двум каналам. Основным из них будет - специально выпеченные заготовки, а вспомогательным каналом будут излишки не реализованной хлебной и булочной продукции.
Расчет возможного экономического эффекта по данным мероприятиям показал, что в случае реализации этих направлений использования внутренних резервов увеличения выпуска готовой продукции предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 4702 тыс. руб. Ее прирост может составить почти 100% к уровню 2018 года.
Таким образом, представленная работа подтверждает наличие внутренних резервов у ООО «Кырлай хлеб» для увеличения выпуска готовой продукции в дальнейшем, и обеспечения на этой основе своего дальнейшего экономического развития.