Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Работа №31584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Универсальные учебные действия: понятие, виды, особенности 6
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных
действий 15
1.3. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация исследования. Описание методик 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45



Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) вводят в школу понятие «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Изучением общеучебных умений занимались такие ученые Ю.К. Бабанский, Л.С Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и критерии их сформированности рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Актуальность темы обусловлена тем, что возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Формирование коммуникативных умений младших школьников чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Умения формируются в деятельности, коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
От коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
Коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Целью исследования является изучение коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие универсальных учебных действий и его виды.
2. Рассмотреть развитие коммуникативных УУД младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: учащиеся младшего школьного возраста в
начале и конце учебного года имеют различные уровни коммуникативных универсальных учебных действий.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование).
Методики исследования:
1. Методика «Ковёр» (Овчарова Р.);
2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
База исследования: Общеобразовательная школа № 2 г. Елабуги, учащиеся 4-ых классов, 10-11 лет, в количестве 30 человек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогом-психологом для выявления детей с низким уровнем коммуникативных УУД в начальной школе, коррекционно-развивающей работы с ними и составления методических рекомендаций для родителей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие коммуникативных универсальных учебных действий признается одним из важнейших компонентов федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Исследование по методике Р. Овчаровой «Ковёр» показало средний уровень коммуникативных универсальных учебных действий, что свидетельствует о том, что у учащихся хорошо развито умение работать в группе, но испытали затруднения при нахождении общего решения задачи.
По данным методики «Рукавички» Г.А. Цукерман мы выявили у испытуемых средний уровень сформированности действий по согласованию усилий. У этих учащихся хорошо развито умение по осуществления сотрудничества и организация действий, но имеются различия в выборе узора.
И по данным методики «Схема наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД учащихся Александровской Э.М. (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)» было выявлено, что у многих учащихся хорошо развито умение строить понятные для партнера высказывания, но в некоторых случаях они испытывают определенные затруднения в донесения информации оппоненту.
С помощью Т-критерия Стьюдента мы выяснили, что различия между уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий в начале и конце года статистически различны. Это может быть связанно с тем, что испытуемые больше времени обучаются вместе и уже за 4 года совместного обучения больше научились групповому взаимодействию друг с другом. Дети продуктивнее работают вместе, легко взаимодействую при совместной деятельности.
Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно, но не полно указывают ориентиры действия по построению узора. Так же у них получается лучше выстроить диалог, задавать уточняющие вопросы, для получения дополнительной информации о партнере. Дети такого возраста лучше идут на контакт друг с другом, они стараются контролировать действия партнеров и если что-то не получается, то помогают.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся младшего школьного возраста в начале и конце учебного года имеют различные уровни коммуникативных универсальных учебных действий.



1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С. 14-21.
2. Беглова Т.В., Битянова М.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования.
- Самара: ИД Федоров, 2019. - 230 с.
3. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И. Гришанова. - Ижевск: 2010. - 136 с.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 192 с.
5. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. - 2015. — № 1 (6). — С. 532-534.
6. Иващенко Ф.И. Особенности установления психологического контакта.
- М.: Педагогика, 1999. - 201 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
8. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия, 2001. - 166 с.
9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. - М.: Просвещение,1996. -126 с.
10. Лебединцев В.Б. Формирование УУД в начальной школе. - М.: «ИЛЕКСА», 2016. - 208 с.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.:
Просвещение, 1997. - 213 с.
13. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1991. - 173 с.
14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
15. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2013. — № 3. — С. 23-26.
16. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
17. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентанта- Граф, 2002. - 112 с.
18. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 537.
19. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности //Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 5 (95). — С. 129-131.
20. Орлова Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 91.
21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
22. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
23. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В двух частях. Часть 1 / сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2009. - С. 3-121.
24. Рашина Л. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - № 38.
25. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., 2000. - С. 237.
26. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Фёдоров, 2010. - 192 с.
27. Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М.: Вентана - Граф, 2003. - 38 с.
28. Сатарова Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе»- // Метод проектов в школе / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование». - 2003. - №4. - С.13-18.
29. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 20-25.
30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
31. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Просвещение, 1978. - 283 с. [Электронный ресурс] URL: https://sheba.spb.ru/shkola/psih-rus-1978.htm (дата обращения: 30.03.2019 г.)
32. Акимова М.К., Козлова В.Г. Учет психологических особенностей
учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С.49-56. [Электронный ресурс] URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886071.htm (дата обращения:
30.03.2019 г.)
33. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО).
[Электронный ресурс] URL: https: //www. metod-kopilka.ru/page-udd-
1.html (дата обращения: 30.03.2019 г.)
34. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно
познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. [Электронный ресурс] URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/vnutrishkolnaya- sistema-razvitiya-uchebno- poznavatelnoy-kompetentnosti-uchaschihsya (дата обращения: 30.03.2019 г.)
35. Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999. - 5. - 248 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/didakticheskie-igry-kak-sredstvo- razvitiva-kreativnogo-mvshleniva-uchashchikhsva (дата обращения:
30.03.2019 г.)
36. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя
начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-
kommunikativnoi-deiatelnosti-uchitelia-nachalnyh-klassov-v-sisteme.html (дата обращения: 30.03.2019 г.)
37. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002. - 153 с. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901807908 (дата обращения: 30.03.2019 г.)
38. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение», 2009. - 307 с. [Электронный ресурс] URL:
http: //школа82 ■екатеринбvрг■рф/file/download/989 (дата обращения:
30.03.2019 г.)
39. Коммуникативные универсальные учебные действия. [Электронный
ресурс] URL: https: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/materialv-
mo/2011/10/12/kommunikativnve-universalnve-uchebnve-devstviva (дата обращения: 30.03.2019 г.)
40. Коммуникативные универсальные учебные действия. [Электронный
ресурс] URL: https: //naukovedenie. ru/PDF/13 5PVN314.pdf (дата
обращения: 30.03.2019 г.)
41. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания
дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: Пособие для педагогов и родителей. - М.: 2005. - 128 с. [Электронный ресурс]
URL:
http://school2100.com/upload/iblock/04d/04d36ca1241cde61d333ef69e2129 b96.pdf (дата обращения: 30.03.2019 г.)
42. Личковаха С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] URL: pedportal.net/nachalnve- klassv/raznoe/formirovanie-kommunikativnvh-uud-vo-vneurochnov- devatelnosti-543454 (дата обращения: 28.02.2019)
43. Неуступалова А.В. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. [Электронный ресурс] URL: pedportal.net/nachalnve-klassv/raznoe/formirovanie-kommunikativnvh-uud- cherez-vneurochnuvu-devatelnost-815248 (дата обращения: 28.02.2019)
44. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ "Академия", 2002. - 272 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.studmed.ru/polat-es-novve-pedagogicheskie-i-
informacionnve-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniva efeb9cdefba.html (дата обращения: 30.03.2019 г.)
45. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 347 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.libex.ru/detail/book462200.html (дата обращения: 30.03.2019
г)
46. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
[Электронный ресурс] URL: https://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/627412/ (дата обращения: 30.03.2019 г.)
47. Толоконцева Т.В. Игровые технологии как средство формирования
познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] URL:
festival.1 september.ru/articles/657345/ (дата обращения: 28.02.2019)
48. Хоменко В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. [Электронный ресурс] URL: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud- cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-508239 (дата обращения: 28.02.2019)
49. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
// Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.m/iournak/2002/0423.htm (дата
обращения: 30.03.2019 г.)
50. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.:
Просвещение, 2009. - 48 с. (Стандарты второго поколения).
[Электронный
ресvрс1URL:http://www■dagminobr■ru/storage/f^les/2015/fundamentalnoe y adro.pdf (дата обращения: 30.03.2019 г.)
51. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших
школьников // Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51. [Электронный ресурс] URL: https: //interactive- plus.ru/ru/article/18835/discussion platform (дата обращения: 30.03.2019


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ