В социальной психологии существует многовариантная ти-пология конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу.
Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть описан с помощью основных параметров взаимо-действия.
Ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия на-деляется его участниками тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит вопрос «зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.
Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять.
Средства (способы, пути) реализации целей. Наличие определенных целей предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию — «как это делается».
Потенциал участников взаимодействия. Успешное решение задач взаимодействия предполагает, что его участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков (пусть самых простейших), физические возможности, необходимые для его осуществления, то есть их потенциал соответствует комплексу требований, предъявляемых взаимодействием.
Правила взаимодействия (предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению друг к другу и т. д.).
По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:
А) вовлеченных в него субъектов:
— внутриличностные;
— межличностные;
— межгрупповые;
— между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
— деструктивные;
— конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представи-телей одного организационного уровня);
— вертикальные (при вовлечении в конфликт представите-лей различных организационных уровней).
Г) длительности протекания:
— кратковременные;
— затяжные.
Д) источника возникновения:
— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);
— объективные (экономические, технологические, органи-зационные факторы).
Следует также различать реалистические и нереалистиче-ские конфликты.
• Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;
• В нереалистических конфликтах целью участников ситуа-ции становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда — способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988
2. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 1998
3. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2000
4. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону: 1999
5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2001
6. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: 1997
7. Скотт Г. Дж. Конфликты: пути преодоления. Пер. с англ. – Киев, изд. 2000
8. Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. Пер. с англ. – Киев, изд. 2000.
9. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001.