Содержание 2
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ 7
1.1. Цели и содержание современного географического образования в
школе 7
1.2. Компоненты содержания школьного географического образования 14
1.3. Развитие опыта творческой деятельности и эмоционального
отношение к миру 18
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН В КУРСЕ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Изучение регионов и стран мира в условиях перехода на
профильное обучение 29
2.2. Модель методической системы формирования эмоционально
ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе
профильной школы 35
3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН 43
3.1. Методика проведения и результаты обучающего эксперимента по
формированию эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне 43
3.2. Методические рекомендации по проведению уроков,
направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран 50
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения 63
Актуальность исследования. Одной из главных задач развития современного общего образования является обновление его содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов образовательной деятельности учащихся, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых основной целью образования признано развитие личности обучающихся. В нормативных документах «под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» [34].
Жизнь современного общества в постоянно изменяющихся условиях требует от учащихся быть способными к сотрудничеству, проявлять толерантность. В области общего образования потребностями личности являются полноценное и разностороннее развитие с учетом индивидуальных способностей, интересов и мотивов, а также развитие универсальных практических умений.
Учащиеся должны быть не только грамотными, но уметь разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений, сопереживать. Это одно из значимых ожидаемых результатов модернизации общего образования в нашей стране. Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием - формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного выбора, критичности к своим поступкам, ответственности за их результаты, формирование нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью [34].
Особое внимание при этом, уделяется ценностным ориентациям выпускника школы, которые отражают его индивидуально- личностные
позиции; характеристике социальных чувств (толерантность, гуманизм и др.) и индивидуальным психологическим особенностям личности.
В нормативных документах под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу и его результатам.
Это ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся мотивов учения, характеризующихся устойчивой направленностью познавательной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит ценностным ориентациям личности, определяющим ее убеждения, интересы, цели и мотивы деятельности.
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социальноориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире, ценностное отношение к миру.
Объект исследования:эмоционально- ценностное отношения к миру.
Предмет исследования: формирование эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Цель: разработать методическую систему формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Гипотеза: применение системно-деятельстного подхода на уроках географии способствует формированию у учащихся эмоционально - ценностного отношения к миру.
Задачи:
1) рассмотреть цели и содержание современного географического образования в школе;
2) изучить компоненты содержания школьного географического образования;
3) изучить развитие опыта творческой деятельности и эмоционального отношение к миру;
4) рассмотреть особенности изучения регионов и стран мира в условиях перехода на профильное обучение;
5) разработать модель методической системы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе профильной школы;
6) разработать методику проведения и изучить результаты обучающего эксперимента по формированию эмоциональноценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне ;
7) разработать методические рекомендации по проведению уроков, направленных на формирование эмоционально - ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран.
Методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы, моделирование.
- эмпирические: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, тестирование.
Новизна: разработана и апробирована методическая система формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при разработке уроков и программ профильного изучения географии.
На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Содержание школьного географического образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Существует пять компонентов школьного географического образования: знания, умения и навыки, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное восприятие мира.
На первый план выходят деятельстная и личностно-ориентированная составляющая обучение географии. Для формирования творческого опыта большую роль играют практические и исследовательские задания, в том числе, метод проектов. Эмоциональная и ценностная составляющая формируются через принципы гуманизации, экологизации, плюрализма подходов, историзма, междисциплинарной интеграции, системности, а также краеведческий принцип.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социальноэкономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностноповеденческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Этапы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру описаны в разработанной нами модели методической системы, отражающей компоненты, этапы и факторы образовательного процесса.
Согласно предложенной модели формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру осуществляется на всех этапах образовательного процесса в ходе изучения профильного курса географии.
Методическая система включает следующие компоненты: целевой, опирающийся на ведущие идеи и принципы формирования содержания географического образования, предметно-содержательный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный.
Была разработана система уроков географии в 10-м классе на основе системно-деятельстного подхода и разработанной модели формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Были использованы современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Продуктивной реализации системно-деятельностного подхода (СДП) способствуют технологии деятельностного типа. Наиболее эффективна в контексте СДП технология проектной деятельности, важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования имеет технология проблемного обучения. Одна из ведущих технологий деятельностного типа - технология исследовательской деятельности - взаимосвязана на уроках с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения.
Реализации СДП способствуют элементы информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей.
По сравнению с констатирующим этапом, вырос уровень психической активации на уроке (на 12%, интереса (на 12%), эмоционального тонуса (на 20%), комфортности (на 4%).
Оценка ценности познания выросла на 22%, я-ценности - на 18%, другой-ценности - на 18%, общественно-полезной деятельности - на 12%, ответственности - на 12%.
Таким образом, более всего вырос ранг таких ценностей как познание, отношение к себе, отношении к другому.
Можно говорить о том, что предложенная модель формирования эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках географии является эффективной.
1. Азизова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье»: Дис. .канд. пед. наук: СПб, 2002. - 142с.
2. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации / А.Г. Асмолов // Развитие личности.- 2009. - №1. - С. 38 - 63.
3. Бабурова И.В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников: монография / под ред. А.С. Роботовой. - СмолГУ, 2010. - 320 с.
4. Баранов А.С. Компьютерные технологии в школьной географии / А.С. Баранов.- М.: 2010.
5. Баранов А.С., Баранова И.И. О проблеме ценностных ориентаций в образовании на примере изучения в школе системы Всемирного культурного и природного наследия // Вестник факультета географии (вып.2). Сборник научных трудов. - СПб.: НОУ «Амадеус», 2009. - 192 с.
6. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Изд. центр «Генжер», 2009. - 80 с.
7. Баринова И. И. Современный урок географии // География в школе. — 2000. -№6. С.41-44.
8. Баринова И. И. Современный урок географии. - М., Школьная Пресса, 2010.
9. Беляева Т. К., Ладилова Н. Н., Николина В. В. Проблема целей и содержания географического образования: ценностный аспект. Учебное пособие / Т. К. Беляева, Н. Н. Ладилова, В. В. Николина. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2005. -85с.
10. Васильев С.В., Соломин В.П. Экологизация географического образования: сущность. Развитие. Реализация. // под ред. В.П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. 159 с.
11. Дергачев В.А. Географическая судьба России. // География в школе. 2000. № 1.
12. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель, 2006.
13.Завадская, Ж.Е. Воспитание социальной зрелости старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: Монография / Ж.Е. Завадская; Минск: Змицер Колас, 2010. - 352 с.
14. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2007. - 192 с.
15. Кезина, Л.П., Кондаков, А.М. ФГОС среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=6408 (дата обращения: 15.09.2015) .
16. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010
17. Кузьмин Ю. А. Формирование эмоционально-ценностных отношений
учащихся при изучении географии средствами ИКТ [электронный ресурс]: URL: http: //pandia.ru/text/77/414/24956.php (дата обращения 12.09.2015)
18. Курашева Е.М.Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах/ Е.М. Курашева. - М.:Экзамен, 2011. - 222с.
19. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля 5-6 класс» академический
школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
20. Лыкова, В.Я. Стратегические приоритеты взаимодействия образования и культуры // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. - Смоленск: СмоГУ, 2010. - Вып. 4. - С.3-11.
21. Лыкова, В.Я. Ценностные ориентиры в современном воспитании / Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы международной научно-практической
конференции. В 2ч. - Смоленск: СГПУ, 2010. - Ч1. - С.75-86.
22. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 26 Региональная характеристика мира. - 4-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009. - 480с.
23. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.
24. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М.: Дрофа, 2009.
25. Маркова Е.В. Модель старшей школы в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. - СИСП. - 2011. №4. - С.50.
26. Милехин, А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении / А.В. Милехин // Психологическая наука и образование, 2011. - №3. - C. 122-129.
27. Никитина, Н.Н. Ценностное самоопределение в ранней юности: социально-педагогический контекст / Н.Н. Никитина // Социальнопедагогические проблемы ценностного самоопределения личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2009. - С.44-54.
28. Никифорова С. О. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении городов в школьном курсе «География России». Дис. кандидата пед.наук. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 1 90с.
29. Николина В. В. Детерминанты географического образования // География в школе. 2000. - №7. - С.44-47.
30. Николина В. В. Теоретические основы формирования эмоциональноценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии. Дис.доктора пед.наук. Нижегородский гос.пед.университет,1999. -345с.
31. Пастухова Н. Е. Использование произведений искусства и литературы для
формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к миру на уроках географии [электронный ресурс]: URL:
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=62362 (дата обращения 12.09.2015)
32. Перетягина, Н.Н. Модернизация образования и реализация стандартов второго поколения / Н.Н.Перетягина // Начальное образование. 2010. - №2. - С. 24-29.
33. Петрова Н. Н. Настольная книга учителя географии. 6 - 11 класс. - М., Эксмо, 2009.
34. Практикум по методике преподавания географии для студентов /Под ред. Е.А. Таможней. - М.: Изд - во «Экзамен». - 2012. - 222с.
35. Приказ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15988).
36. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» М.: Просвещение, 2010.
37. Рыжаков М. В. Обучение географии и воспитание личности: от совершенствования, к обновлению // География в школе. — 1990. №5. — С.27-30.
38. Сманцер, А.П. Гуманизация воспитательного процесса / Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы IV международной научно-практической конференции. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. - Вып. 4. - 159 с.
39. Сорокина Е. Е. Игровые технологии формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в профильном обучении географии в X классе. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. №13(36). СПб.: 2007.
40. Сорокина Е. Е. Противоречия глобализации и антиглобализм. / Актуальные проблемы современного политического процесса: Материалы международной научной конференции. 4.1. Санкт-Петербург. 15 февраля 2007 / Балт.гос.техн.ун-т. СПб., 2007. - С. 123-129.
41. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе - М.: Астрель, 2011.
42. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе / Д.П. Финаров. - М.: Астрель, 2010.
43. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. Козлова В.В., Кондаковой А.М. - М.: Просвещение, 2009.
44. Щенев В. А. Культурологический принцип в изучении географии своей области/ / География в школе. 2001. - №5. - С.44-53.
45.Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский.- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 350с.: