ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
|
Содержание 2
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ 7
1.1. Цели и содержание современного географического образования в
школе 7
1.2. Компоненты содержания школьного географического образования 14
1.3. Развитие опыта творческой деятельности и эмоционального
отношение к миру 18
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН В КУРСЕ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Изучение регионов и стран мира в условиях перехода на
профильное обучение 29
2.2. Модель методической системы формирования эмоционально
ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе
профильной школы 35
3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН 43
3.1. Методика проведения и результаты обучающего эксперимента по
формированию эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне 43
3.2. Методические рекомендации по проведению уроков,
направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран 50
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения 63
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ 7
1.1. Цели и содержание современного географического образования в
школе 7
1.2. Компоненты содержания школьного географического образования 14
1.3. Развитие опыта творческой деятельности и эмоционального
отношение к миру 18
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН В КУРСЕ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Изучение регионов и стран мира в условиях перехода на
профильное обучение 29
2.2. Модель методической системы формирования эмоционально
ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе
профильной школы 35
3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ И СТРАН 43
3.1. Методика проведения и результаты обучающего эксперимента по
формированию эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне 43
3.2. Методические рекомендации по проведению уроков,
направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран 50
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения 63
Актуальность исследования. Одной из главных задач развития современного общего образования является обновление его содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов образовательной деятельности учащихся, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых основной целью образования признано развитие личности обучающихся. В нормативных документах «под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» [34].
Жизнь современного общества в постоянно изменяющихся условиях требует от учащихся быть способными к сотрудничеству, проявлять толерантность. В области общего образования потребностями личности являются полноценное и разностороннее развитие с учетом индивидуальных способностей, интересов и мотивов, а также развитие универсальных практических умений.
Учащиеся должны быть не только грамотными, но уметь разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений, сопереживать. Это одно из значимых ожидаемых результатов модернизации общего образования в нашей стране. Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием - формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного выбора, критичности к своим поступкам, ответственности за их результаты, формирование нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью [34].
Особое внимание при этом, уделяется ценностным ориентациям выпускника школы, которые отражают его индивидуально- личностные
позиции; характеристике социальных чувств (толерантность, гуманизм и др.) и индивидуальным психологическим особенностям личности.
В нормативных документах под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу и его результатам.
Это ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся мотивов учения, характеризующихся устойчивой направленностью познавательной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит ценностным ориентациям личности, определяющим ее убеждения, интересы, цели и мотивы деятельности.
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социальноориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире, ценностное отношение к миру.
Объект исследования:эмоционально- ценностное отношения к миру.
Предмет исследования: формирование эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Цель: разработать методическую систему формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Гипотеза: применение системно-деятельстного подхода на уроках географии способствует формированию у учащихся эмоционально - ценностного отношения к миру.
Задачи:
1) рассмотреть цели и содержание современного географического образования в школе;
2) изучить компоненты содержания школьного географического образования;
3) изучить развитие опыта творческой деятельности и эмоционального отношение к миру;
4) рассмотреть особенности изучения регионов и стран мира в условиях перехода на профильное обучение;
5) разработать модель методической системы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе профильной школы;
6) разработать методику проведения и изучить результаты обучающего эксперимента по формированию эмоциональноценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне ;
7) разработать методические рекомендации по проведению уроков, направленных на формирование эмоционально - ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран.
Методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы, моделирование.
- эмпирические: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, тестирование.
Новизна: разработана и апробирована методическая система формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при разработке уроков и программ профильного изучения географии.
Жизнь современного общества в постоянно изменяющихся условиях требует от учащихся быть способными к сотрудничеству, проявлять толерантность. В области общего образования потребностями личности являются полноценное и разностороннее развитие с учетом индивидуальных способностей, интересов и мотивов, а также развитие универсальных практических умений.
Учащиеся должны быть не только грамотными, но уметь разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений, сопереживать. Это одно из значимых ожидаемых результатов модернизации общего образования в нашей стране. Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием - формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного выбора, критичности к своим поступкам, ответственности за их результаты, формирование нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью [34].
Особое внимание при этом, уделяется ценностным ориентациям выпускника школы, которые отражают его индивидуально- личностные
позиции; характеристике социальных чувств (толерантность, гуманизм и др.) и индивидуальным психологическим особенностям личности.
В нормативных документах под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу и его результатам.
Это ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся мотивов учения, характеризующихся устойчивой направленностью познавательной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит ценностным ориентациям личности, определяющим ее убеждения, интересы, цели и мотивы деятельности.
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социальноориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире, ценностное отношение к миру.
Объект исследования:эмоционально- ценностное отношения к миру.
Предмет исследования: формирование эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Цель: разработать методическую систему формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Гипотеза: применение системно-деятельстного подхода на уроках географии способствует формированию у учащихся эмоционально - ценностного отношения к миру.
Задачи:
1) рассмотреть цели и содержание современного географического образования в школе;
2) изучить компоненты содержания школьного географического образования;
3) изучить развитие опыта творческой деятельности и эмоционального отношение к миру;
4) рассмотреть особенности изучения регионов и стран мира в условиях перехода на профильное обучение;
5) разработать модель методической системы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе профильной школы;
6) разработать методику проведения и изучить результаты обучающего эксперимента по формированию эмоциональноценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне ;
7) разработать методические рекомендации по проведению уроков, направленных на формирование эмоционально - ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран.
Методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы, моделирование.
- эмпирические: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, тестирование.
Новизна: разработана и апробирована методическая система формирования эмоционально- ценностного отношения к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при разработке уроков и программ профильного изучения географии.
На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Содержание школьного географического образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Существует пять компонентов школьного географического образования: знания, умения и навыки, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное восприятие мира.
На первый план выходят деятельстная и личностно-ориентированная составляющая обучение географии. Для формирования творческого опыта большую роль играют практические и исследовательские задания, в том числе, метод проектов. Эмоциональная и ценностная составляющая формируются через принципы гуманизации, экологизации, плюрализма подходов, историзма, междисциплинарной интеграции, системности, а также краеведческий принцип.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социальноэкономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностноповеденческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Этапы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру описаны в разработанной нами модели методической системы, отражающей компоненты, этапы и факторы образовательного процесса.
Согласно предложенной модели формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру осуществляется на всех этапах образовательного процесса в ходе изучения профильного курса географии.
Методическая система включает следующие компоненты: целевой, опирающийся на ведущие идеи и принципы формирования содержания географического образования, предметно-содержательный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный.
Была разработана система уроков географии в 10-м классе на основе системно-деятельстного подхода и разработанной модели формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Были использованы современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Продуктивной реализации системно-деятельностного подхода (СДП) способствуют технологии деятельностного типа. Наиболее эффективна в контексте СДП технология проектной деятельности, важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования имеет технология проблемного обучения. Одна из ведущих технологий деятельностного типа - технология исследовательской деятельности - взаимосвязана на уроках с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения.
Реализации СДП способствуют элементы информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей.
По сравнению с констатирующим этапом, вырос уровень психической активации на уроке (на 12%, интереса (на 12%), эмоционального тонуса (на 20%), комфортности (на 4%).
Оценка ценности познания выросла на 22%, я-ценности - на 18%, другой-ценности - на 18%, общественно-полезной деятельности - на 12%, ответственности - на 12%.
Таким образом, более всего вырос ранг таких ценностей как познание, отношение к себе, отношении к другому.
Можно говорить о том, что предложенная модель формирования эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках географии является эффективной.
Содержание школьного географического образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Существует пять компонентов школьного географического образования: знания, умения и навыки, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное восприятие мира.
На первый план выходят деятельстная и личностно-ориентированная составляющая обучение географии. Для формирования творческого опыта большую роль играют практические и исследовательские задания, в том числе, метод проектов. Эмоциональная и ценностная составляющая формируются через принципы гуманизации, экологизации, плюрализма подходов, историзма, междисциплинарной интеграции, системности, а также краеведческий принцип.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социальноэкономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностноповеденческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Этапы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру описаны в разработанной нами модели методической системы, отражающей компоненты, этапы и факторы образовательного процесса.
Согласно предложенной модели формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру осуществляется на всех этапах образовательного процесса в ходе изучения профильного курса географии.
Методическая система включает следующие компоненты: целевой, опирающийся на ведущие идеи и принципы формирования содержания географического образования, предметно-содержательный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный.
Была разработана система уроков географии в 10-м классе на основе системно-деятельстного подхода и разработанной модели формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Были использованы современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Продуктивной реализации системно-деятельностного подхода (СДП) способствуют технологии деятельностного типа. Наиболее эффективна в контексте СДП технология проектной деятельности, важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования имеет технология проблемного обучения. Одна из ведущих технологий деятельностного типа - технология исследовательской деятельности - взаимосвязана на уроках с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения.
Реализации СДП способствуют элементы информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей.
По сравнению с констатирующим этапом, вырос уровень психической активации на уроке (на 12%, интереса (на 12%), эмоционального тонуса (на 20%), комфортности (на 4%).
Оценка ценности познания выросла на 22%, я-ценности - на 18%, другой-ценности - на 18%, общественно-полезной деятельности - на 12%, ответственности - на 12%.
Таким образом, более всего вырос ранг таких ценностей как познание, отношение к себе, отношении к другому.
Можно говорить о том, что предложенная модель формирования эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках географии является эффективной.
Подобные работы
- Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Современные способы изучения Всемирного природно-культурного наследия в школьном курсе географии (Педагогика. Психология, Пензенский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Методические подходы к формированию экологического мировоззрения как части научного мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экология города. Проблемы и пути решения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В 7 КЛАССЕ»
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



