Введение 4
1. Теоретические аспекты внутреннего имиджа компании и его
формирование 8
1.1 Понятие внутреннего имиджа компании 8
1.2 Методы формирования внутреннего имиджа компании 16
1.3 Эффективность формирования внутреннего имиджа компании 25
2. Анализ формирования внутреннего имиджа Zhengzhoushi Kailong Jiadian
Youxiangongsi 35
2.1 Общая характеристика деятельности компании 35
2.2 Анализ системы управления 40
2.3. Исследование процесса формирования внутреннего имиджа компании 44
3. Предложения по совершенствованию внутреннего имиджа Zhengzhoushi
Kailong Jiadian Youxiangongsi 54
3.1 Предложения по совершенствованию имиджа руководителя
организации 54
3.2 Формирование психологического климата организации 57
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 62
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 76
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью в современных условиях ограниченности ресурсов и разного рода экономических санкций нахождения эффективных инструментов поддержания лояльности и приверженности сотрудников организации путем создания позитивного внутреннего имиджа организации, охватывая развитие позитивного имиджа управленческого и рабочего персонала.
Одной из ключевых проблем организационной психологии является гармоничное, непротиворечивое сочетание интересов персонала, конкретных людей и задач организации. Цели, которые ставят перед собой сотрудники, могут отличаться от целей и задач организации в силу индивидуальнопсихологических особенностей работника - его ценностно-смысловой сферы, мотивации профессиональной деятельности, отношения не только к выполнению своих функциональных обязанностей, но и к организации в целом и т.д. Эти и другие индивидуальные характеристики сотрудников, а также условия труда, отношение персонала к руководству организации, ее кадровая политика, взаимные доверительные отношения между
сотрудниками разного уровня, уровень корпоративной культуры в организации и личной культуры каждого сотрудника, наличие командного духа в компании создаю определенный социально-психологический климат в организации, формируют мнение персонала о своей организации.
Компании всегда стремятся формировать у людей определённое, выгодное мнение о себе, оказывающее влияние на её коммерческий успех. В условиях конкурентного рынка крайне важно владеть статусом благонадежности и выгодности в глазах клиентов, контрагентов, органов власти, потенциальных и настоящих сотрудников. Известны случаи, когда отрицательный образ компании приводил к тому, что она терпела значительные убытки и, как правило, прекращала свое существование. Образ организации в восприятии различных групп общественности называют
имиджем организации. На сегодняшний день проблеме организационного имиджа уделяется значительное внимание как в прикладных, так и в фундаментальных исследованиях. Однако в большинстве случаев акцент делается на внешнем имидже, так как именно он в большей степени связан с коммерческим успехом компании. В то же время внутренний имидж обеспечивает внутреннюю стабильность компании, кроме того, он может влиять на внешний имидж и на внутриорганизационные процессы, обеспечивающие эффективность её деятельности.
На сегодняшний день существует достаточное количество общих теоретических разработок по имидж организации, активно изучается его структура, факторы, особенности. В исследовании имиджа организации находят свое развитие и применение такие методы психодиагностики, как метод семантического дифференциала, метод фокус-групп, контент-анализ, проективные методики и др. Проблема внутреннего имиджа организации вызывает интерес исследователей, но не является столь разработанной как имидж организации.
Целью дипломной работы является разработка мер по совершенствованию внутреннего имиджа компании.
Для достижения сформулированной цели важно реализовать следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты внутреннего имиджа компании и его формирование
- определить сущность понятия внутреннего имиджа компании
- рассмотреть методы формирования внутреннего имиджа компании
- рассмотреть критерии эффективности формирования внутреннего имиджа компании
- провести анализ формирования внутреннего имиджа на примере ZKJT
- дать общую характеристику деятельности компании
- проанализировать корпоративный имидж компании
- исследовать процесс формирования внутреннего имиджа компании
- сформулировать направления по совершенствованию внутреннего имиджа компании.
Предметом исследования являются социально-психологические характеристики внутреннего имиджа, объектом - составляющие внутреннего имиджа компании ZKJT.
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области имиджа организации, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.
Теоретико-методологическая основа исследования сложилась из положений: системного подхода к изучению культуры организации (Э.Шейн, Р.Лайкерт, Р.Харрисон, Ч.Хэнди, В.Сате, Р.Дж.Маршак, Л.Джуэлл), работ российских ученых в области организационных исследований (Т.Ю.Базаров,
С.А.Липатов, О.С.Виханский, А.И.Наумов, П.Н.Шихирев,
М.В.Крымчанинова), основных концепций психологии социального познания (Г.М.Андреева, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Дж.Брунер, С.Московичи, И.Гофман), символического интеракционизма (Г.Блумер, Дж.Мид, Т.Шибутани), теории категоризации и социальной идентичности (Г.Тэджфел, Дж.Тернер), психосемантики (Ч.Осгуд, П.Вернон, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев), психосемиотики имиджа (Е.А.Петрова), моделирования и конструктивного представления имиджа (А.Н.Орехов, В.Я.Белобрагин, В.В.Белобрагин), имиджа организации (С.К.Сергиенко, Э.П.Утлик, Е.Б.Перелыгина, Е.Ю.Огородова, Д.А.Горбаткин, И.Ю.Никольская, Е.В.Г рутттинина. и др.).
В качестве методической базы послужили следующие методы исследования: системный, сравнительный и экономический анализы. для получения общих сведений об организации использовались нестандартизированные интервью. Для изучения внутреннего имиджа организации применялась методика О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Структура данной работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В результате проведенного исследования в рамках дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Внутренний социальный имидж - это, с одной стороны, целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий организацию и адресованный ее персоналу с целью эмоционально-психологического воздействия на него.
С другой стороны, это субъективно воспринимаемый персоналом образ, содержащий сущностные характеристики организации и выражаемый в оценках, суждениях, представлениях персонала о своем предприятии, об отношении компании к труду и отдыху, в представлении компании во внутренних СМИ.
Внутренний имидж компании (организации) - это мнение персонала (работников) о своей компании (организации), сформированное на основе символического образа этой компании посредством профессиональных усилий.
Структура внутреннего имиджа организации включает: благоприятный эмоционально-психологический климат; высокий уровень корпоративной культуры; хорошо отлаженную систему заработной платы и нематериального поощрения сотрудников; лояльное отношение персонала к руководству компании; обеспечение возможности карьерного роста кадровой политикой компании; доверие руководства персоналу компании; здоровые эмоционально-психологические взаимоотношения в коллективе; высокий уровень коммуникативной культуры в компании; высокую оценку взаимоотношений работников с руководством компании; гордость сотрудников за свою организацию; присутствие командного духа в компании; достаточно высокий уровень информационной открытости руководства компании.
Сстема внутренних PR-коммуникаций направлена на конструирование положительного корпоративного имиджа компании посредством оптимизации внутриорганизационного взаимодействия, развития обратной связи между разными уровнями управления, внедрения организационных ценностей в сознание сотрудников, преподавателей и студентов, формирования эффективной и целостной корпоративной культуры. Продуманная стратегия внутренних PR повышает трудовую мотивацию и лояльность сообщества, развивает и поддерживает корпоративную идентичность как осознание своей причастности к целям и ценностям организации.
Zhengzhoushi Kailong Jiadian Youxiangongsi является современным высокотехнологичным, с большим техническим и интеллектуальным потенциалом предприятием по разработке и изготовлению низковольтных комплектных устройств, комплектных распределительных устройств на напряжение до 35 кВ, комплектных трансформаторных подстанций на напряжение до 220 кВ.
В компании ZKJT в настоящее время уделяется активное внимание имиджевой политике компании. В формировании имиджа компании значительное место занимает дань традициям при развитии инноваций.
На основе методики О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто было выявлено, что в целом коллектив удовлетворен, индекс удовлетворенности стремится к
1. Тем самым можно сделать вывод, что руководитель создает эффективные условия для работы, доброжелательных отношений в коллективе. Организация имеет активную кадровую политику.
Внутренний имидж ZKJT можно оценить как достаточно высокий. В компании реализуются различные программы, кампании в разнообразных направлениях по повышению лояльности и удовлетворенности сотрудников.
В социальной и организационной психологии проблема имиджа компании, его эмпирического исследования по-прежнему остается малоизученной. Мы попытались разработать методику исследования
внутреннего имиджа организации на основе Индекса Внутреннего имиджа и представить ее заинтересованному исследователю в области организационной психологии и имиджелогии.
Внутренние коммуникации, реализуемые PR-специалистами, представляют собой определённую часть политики организации по управлению персоналом, которая направлена на повышение уровня лояльности сотрудников организации и их мотивирование.
Эффективность бизнеса и процветание фирмы напрямую связано с имиджем ее руководителя. В своем коллективе, руководитель — это прежде всего образец для подражания. Деловая репутация руководителя, который отвечает за свои слова, должна постоянно подтверждаться его поступками по отношению к партнерам и подчиненным. Высокообразованный, с широким кругозором, знающий больше других, руководитель должен всегда уметь оказать поддержку, помочь советом.
Умение держать коллектив в здоровом рабочем напряжении положительно влияют как на эффективность бизнеса, так и на репутацию управляющего компанией. Во внешнем облике руководителя, его манере одеваться, двигаться, всегда должны чувствоваться уверенность, энергия и стиль. Деловой костюм в сдержанных тонах, отчасти консервативный, но не вызывающе роскошный, произведет впечатление солидности и респектабельности. Наиболее позитивно влияет на имидж руководителя владение искусством общения. Созданию имиджа преуспевающего руководителя способствует и окружающий его интерьер.
1. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е.Б. Перелыгина- М.: Аспект Пресс, 2012.
2. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов- М.: Рефл-бук,
2010. - 291 с.
3. Ульяновский, А.В. Корпоративный имидж: технология
формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. /
A. В. Ульяновский- М.: Эксмо, 2008. - 267 с.
4. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.
B. А. Спивака. СПб.:Питер, 2012. - 284 с.
Диссертации
5. Ободкова, Е. А. Социально-психологическая структура и содержание имиджа организации : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль. 2007
6. Шагжина, С. А. Взаимосвязь внутреннего имиджа организации и организационной приверженности сотрудников: дис. ... канд. психол. наук. Москва: 2008. - 125 с.
Авторефераты диссертаций
7. Миронова, Н.А. Стратегическое управление корпоративным имиджем на рынке молочной продукции Кировской области: автореф дис. канд. экон. наук. СПб., 2009.
8. Рогалева, Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: автореф.дис... канд. экон. наук. Новосибирск, 2017.
9. Тимошенко, О.В. Маркетинговый механизм формирования имиджа промышленного предприятия: автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2011.
Печатная периодика
10. Алешина, И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект / И.В. Алешина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С. 50-54.
11. Бозаджиев, В.Л. Внутренний имидж организации и методика его исследования / В.Л. Бозаджиев // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2016. № 12. С. 119-133.
12. Буянов, В.И. Построение системы трансляции
внутрикорпоративной информации / В.И. Буянов // Коммуникология. 2014. Т.
7. № 5. С. 85-92.
13. Васильева, Т.В. Внутренний имидж вуза как одна из основосоставляющих имиджеформирующих характеристик образовательного учреждения / Т.В.Васильева // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 21-2. С. 131-136.
14. Верц, С.В. Влияние корпоративной культуры на формирование внутреннего корпоративного имиджа / С.В. Верц // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 2 (50).
С. 13-19.
15. Воейкова, В.В. Имидж компании на примере ОАО "Сбербанк России" / В.В. Воейкова // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 4. С. 228-229.
16. Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Оценка эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью / Д.П.Гавра, Д.П.Шишкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 4. С. 128-136.
17. Гатиятулин, Ш.Н. Внутренние коммуникационные векторы командообразования инструментами PR / Ш.Н.Гатиятулин, М.Ю.Петров // Поиск (Волгоград). 2016. № 2 (4). С. 22-27. 0
18. Голубь, А.Б. К вопросу формирования внутреннего имиджа территории российского Дальнего Востока / А.Б. Голубь // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2016. № 1 (12). С. 005-015.
19. Горчакова, Р.Р. Внутренний имидж организации / Р.Р. Горчакова // Регионология. 2017. № 2 (79). С. 155-160.
20. Депелян, Р.А. Технологии связей с общественностью в формировании внутреннего имиджа организации / Р.А. Депелян // Российская школа связей с общественностью. 2016. Т. 3. С. 46-58.
21. Депелян, Р.А. Факторы, влияющие на формирование внутреннего имиджа организации / Р.А. Депелян // Государственное управление.
Электронный вестник. 2017. № 64. С. 68-81.
22. Дороговцева А.А. Внутренний PR как направление стратегических коммуникаций / А.А. Дороговцева // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016. Т. 2. № 2. С. 70-76.
23. Дурдыева, Д.А. Особенности формирования имиджа руководителя как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / Д.А.Дурдыева // Символ науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 25-30.
24. Евтушенко, С.Ф. Организация работы с ветеранами как
направление внутренней PR-активности ВУЗА / С.Ф. Евтушенко, А.Б.Орлов // Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции,
международный опыт. 2014. № 6. С. 100-102.
25. Иноземцева, Е. Внутренний имидж компании как объект исследования / Е.Иноземцева // Российский экономический журнал. 2018. № 9-10. С. 56-58.
26. Канкина, А.В. Внутрикорпоративные праздники как инструменты PR / А.В.Канкина, Ю.Б.Рагер // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 7. С. 98-104.
27. Касаткина, В.А. Детерминанты внутреннего социального имиджа организации / В.А. Касаткина // Вестник Орловского государственного
университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3 (44). С. 417-419.
28. Коробкина, М.А. Факторы формирования психологического климата в организации / М.А.Коробкина, А.С.Акопян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 5. С. 78-82.
29. Коровкина, О.В. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе /
О.В.Коровкина // Экономика и социум: современные модели развития. 2015. № 1. С. 108-111.
30. Красильников, С.А. Пути оптимизации позитивного имиджа руководителя / С.А.Красильников // Акмеология. 2016. № S1 (57). С. 67.
31. Криницына, З.В. Влияние внутрикорпоративного имиджа на приверженность персонала организации / З.В. Криницына // Социогуманитарный вестник. 2017. № 1 (10). С. 54-57.
32. Лохина, В.А. Выбор имиджа руководителя в зависимости от вида кадровой политики организации / И.Д.Шапошникова, В.А.Лохина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. Т. 1. № 4. С. 151-153.
33. Мажоров, Д.А. Критерии оценки эффективности имиджа и имиджеобразующих текстов / Д.А. Мажоров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 60. С. 167-171.
34. Овсянникова Т.В., Млечко Л.Е. Система внутренних PR- коммуникаций ВУЗА / Т.В.Овсянникова, Л.Е.Млечко // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 3 (24). С. 18-26.
35. Омаркожаева, А.Н. Совершенствование системы корпоративных ценностей компаний / А.Н. Омаркожаева // Вестник университета Туран. 2017. № 1 (73). С. 104-110.
36. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия,
психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007. - 328 с.
37. Писчикова, Н.П. Функции и принципы формирования положительного имиджа руководителя организации / Н.П.Писчикова // Перспективы интеграции науки и практики. 2016. № 3. С. 129-132.
38. Прядко, С.Н. Развитие методологических подходов к оценке эффективности формирования имиджа организации сферы услуг / С.Н.Прядко, Б.Зангиев // Sciences of Europe. 2018. № 23-2 (23). С. 8-11.
39. Родькина, М.В. Анализ взаимосвязи имиджа руководителя и избранного стиля руководства / М.В.Родькина // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 542-545.
40. Сагайдак, В.А. Основные инструменты формирования
внутреннего социального имиджа Волгоградских бизнес-организаций: социологический анализ / В.А. Сагайдак // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и
социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 79-85.
41. Сысоева, К.В. Использование PR-менеджмента в совершенствовании внутренних коммуникаций органов государственной власти / К.В.Сысоева, С.В.Саванович // Вестник молодежной науки. 2016. № 1 (3). С. 9.
42. Тимачева, М.А. Управление внутренними PR-коммуникациями в ОАО "ОТП БАНК" / М.А.Тимачева, Л.М.Семенова // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2015. № 1. С. 301-304.
43. Ульбашева, Ф.Д. Создание условий для совершенствования трудовых отношений и формирования благоприятного социальнопсихологического климата организации / Л.А.Шакова, Ф.Д.Ульбашева // Научные Известия. 2016. № 1 (2). С. 59-64.
44. Чекменева, А.П. Формирование доверия персонала инструментами внутреннего PR (на примере ООО "Торговый Дом "Электрощит" - Самара") / А.П. Чекменева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-2. С. 181-199.
45. Червова, Э.А. Формирование эффективного социальнопсихологического климата в коллективе / Э.А.Червова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-10. С. 34-37.
46. Чирков, А.Н. Стратегия формирования имиджа организации / А.Н. Чирков // Nauka-Rastudent.ru. 2017. № 6. С. 3-7.
47. Чумпурова, И.Г. Имидж руководителя организации / И.Г.Чумпурова // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 4-2 (10). С. 233-236.
48. Широкова, И. Внутрикорпоративный PR на российском фармрынке / И. Широкова // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2017. № 3. С. 38-43.
49. Щекотихина, А.Ю. Современные задачи PR-специалистов во внутренних коммуникациях / А.Ю.Щекотихина // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 65-68.
Электронные ресурсы
50. Акулич М. Маркетинговый анализ, проводимый для повышения
эффективности программ лояльности // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-
research/loyalty_programme.htm (дата обращения: 12.03.2018)
51. Бинецкий А.Э. Внутренний имидж компании // Центр
дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ebtarium.m/vnutrennrjj_imidzh_kompami/ (дата
обращения: 01.02.2018).