ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме изучения
проектирования и моделирования образовательного процесса в дошкольной организации 7
1.2 Условия проектирования и моделирования образовательного
процесса в дошкольной организации 9
1.3 Организация развивающей предметно - пространственной образовательной среды в группе дошкольной организации 13
1.4 Структура образовательного процесса в дошкольном учреждении 17
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение модели воспитательно - образовательного процесса в
старшей группе 27
2.2 Разработка и апробация программы образовательного процесса
для старшей группы, воспитателей 37
2.3 Оценка эффективности образовательного процесса в старшей
группе дошкольной организации 42
Выводы по II главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с выполнением социального заказа на обновление его содержания в соответствии с быстро развивающимися изменениями в обществе. Дошкольное образование, как одна из первых ступеней образования человека, также нуждается в трансформации. Эта потребность определена тем, что дошкольное образование одним из первых начинает готовить детей к творческой деятельности в прогрессирующем мире, закладывая основы личностных качеств, которые так необходимы сейчас.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности. [40]
Если говорить об изменениях содержания образовательного процесса в ДОО, именно ФГОС ДО определяет эти изменения. И вместо десяти образовательных областей (представленных в утративших силу ФГТ), теперь их пять (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие). Следовательно, основные образовательные программы также необходимо обновлять.
Обновление и реализация этих основных образовательных программ будет проходить по-прежнему в ДОО, а это значит, что педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель образовательного процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств и методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. [4, с.6]
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. На сегодняшний день разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО), в котором прописаны основные требования к содержанию образовательной программы, педагогическим условиям ее реализации и требования к результатам. По словам А.Г. Асмолова сейчас детоцентристкая политика набирает обороты в программе будущего развития образования в России, в решении многих проблем доступности образования. Детоцентризм - идеология возращения детям детства, обществу, культуре через арку дошкольного учреждения. Поэтому у нас возникла потребность в изучении, доработке модели образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. [3]
Данным вопросом занимался руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования Александр Асмолов.[3] В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков,
B. А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). В исследованиях Л.А.Бахтуриной, А.И.Васильевой, В.Я.Волобуевой, И.И.Кобитиной, C. С.Лебедевой, Л.М.Маневцовой, Л.В.Поздняк, В.Г.Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя.
Объект исследования: организация образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательного процесса в современном ДОУ.
Цель исследования: теоретически изучить требования к структуре образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и экспериментально апробировать модель воспитательно - образовательного процесса в группе детского сада в частности организация совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ;
2. Организовать опытно - экспериментальную работу по проектированию и моделированию образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО;
3. Сформулировать выводы и обобщить итоги педагогического эксперимента;
4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей по образовательному процессу в детском саду.
Гипотеза: образовательный процесс в современном ДОО будет успешным при соблюдении следующих условий:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны следующие методы: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, беседа и анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение за образовательным процессом и беседа с детьми.
Практическая значимость работы заключается в том, что наш перспективный план развития, включающий интеграцию видов деятельности поможет воспитателям вовлекать детей в образовательной процесс в любой момент их деятельности.
База исследования: МБОУ д/с №20 «Сказка» г.Елабуга. В исследовании приняли участие старшая группа в составе 23 детей, 20 родителей и 10 воспитателей ДОУ. Количество испытуемых 53 человека.
Апробация результатов исследования представлена в электроном журнале «NovaInfo» №103, 2019 г., а так же в электронном журнале «Omega Science, 2019» 2 том.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводам по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией социального запроса на обновление содержания образования в соответствии с развивающимися вперед изменениями в обществе. Дошкольное образование, в свою очередь, являясь первой ступенью непрерывного образования личности, также нуждается в серьезной модернизации. Эта потребность связана с тем, что именно дошкольное образование первым начинает готовить детей к созидательной деятельности в прогрессирующем мире, закладывая необходимые для этого личностные качества.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности.
Для того, чтобы достигались все указанные принципы нам нужно, чтобы образовательный процесс в современном дошкольной образовательной организации был успешен, а в этом нам могут помочь следующие условия:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении был эффективен, также нужна правильно организована развивающая предметно - пространственная среда. Так как организацией ППРС занимаются воспитатели и специалисты ДОУ, мы решили провести среди них анкетирование, которое помогло нам найти пробелы в знаниях. После этого мы подготовили игру для педагогического совета и сделали папку передвижку для воспитателей. Затем, мы провели повторную анкету и посмотрели результаты. Воспитатели и специалисты детского сада теперь отличают принципы ФГОС от ППРС, а также знают о значении развивающей среды для ребенка.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что программа, разработанная нами в рамках данной выпускной квалификационной работы, эффективно влияет на развитие образовательной деятельности группы.
Проведенное исследование на базе МБДОУ №20 «Сказка» в старшей группе показало нам, что при выполнении указанных условий проектирование и моделирование образовательного процесса будет успешно реализовано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования были достигнуты.
1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеева // Развитие личности.- 2002.- №2.- С.15-17., С.12
2. Асмолов, А.Г. Детство ради детства: между адаптацией и социализацией [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/detstvo-radi-detstva-mezhdu-adaptatsiev-i- sotsializatsiey (дата обращения 20.04.2019)
3. Асмолов, А.Г. В дошкольном образовании экзамены исключены [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов - Режим доступа: https://asmolovpsv.ru/ru/interview/208
4. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
5. Белая, К.Ю. Модель образовательной программы ДОУ [Текст]
/ К.Ю. Белая // Управление ДОУ. - 2015. - №1. - С.8-17.
6. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). - Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977. - С. 232.
7. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
8. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии.- 2001.- №2.- С. 108-115.
9. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Кодачигова, Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.: Аркти, 2011
10. Грибанова, М.В. Моделирование образовательного пространства в период введения ФГОС ДО - П.: Пермь, 2014
11. Г ризик, Т.И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание.- 2010.- № 5.-С.36.
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
13. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144с
14. Джуманиязова, З. В. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС [Электронный ресур] / Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/razvivavushchava-sreda/14610- razvivavushchava-predmetno-prostranstvennava-sreda.html (Дата обращения 06.06.2019)
15. Доклад на II съезде Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) 12 июля 2015 года
16. Дьюи, Дж. Школа будущего / Дж. Дью - М.: Г осиздат, 1926
17. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
18. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. - Изд. 3-е, перер. И дополн. - Ростов н/ Д: Феникс, 2011. - 250с.
19. Жиркова, Ж.С ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Режим доступа https://monographies.ru/ru/book/view?id=250
20. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
21. Каменская, В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
22. Карабанова, О.А, Алиева, Э.Ф, Радионова, О.Р, Рабинович, П.Д,. Марич, Е.М. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с
23. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская М.П.
Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб.
Заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288с.
24. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2011
25. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Вита Пресс, 1995. - 156с, с.57.
27. Майер А. Программа развития дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dpb.1sept.ru/article.php?id=200500108 ( Дата обращения 16.12.18)
28. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
29. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / иод ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2014.
30. Нагорнова, А.Ю., Гурылева Л.В. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГУ, 2011. - 606 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studmed.ru/nagomova-ayu-guryleva-lv-red- aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-opyt-i- innovacii_36b26dd0e87.html (Дата обращения 19.05.2019)
31. Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 587-590. — URL https://moluch.ru/archive/78/13621/ (дата обращения: 13.06.2019).
32. Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с)
33. Ноткина, Н. А. и др. Оценка физического и нервнопсихического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб,
2003.
34. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
35. Пенькова, Л.А. О критериях оценки эффективности
методической работы в ДОУ//Диагностика и мониторинг в сфере образования. Сборник научных трудов Всероссийской научно
практической конференции М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 317-321.
36. Письмо Минобрнауки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10
37. Пичугина, Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. Пичугина, Г. Айдашева, С. Ассаулова. — М.: Литературная студия «Научная книга», 2013.
38. Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
39. Полат, С.Е,. Бухаркина, М.Ю,. Моисеева, М.В,. Петров, А.Е Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений . — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Академия, 2008. — 272 с.
40. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
41. Русаков, А. Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание / А. Русаков. — М.: Образовательные проекты ; Линка-Пресс, 2011.
42. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года)
43. Современные подходы к проектированию образовательной деятельности в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennve-podhodv-
k-proektirovaniyu—obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu (Дата
обращения 24.04.2019)
44. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001
45. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование: Учебнопрактическое пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та, 2001. - 124 с.
46. Current Problems of Preschool Education Rubtsov V.V., Yudina
E. G. Source: Psychological Science and Education 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://psyjournals.ru/en/articles/d31332. shtml (Дата обращения 01.06.2019)
47. Teachers’ and Families’ Perspectives in Early Childhood Education., Том 2 р. 172-180.