ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме изучения
проектирования и моделирования образовательного процесса в дошкольной организации 7
1.2 Условия проектирования и моделирования образовательного
процесса в дошкольной организации 9
1.3 Организация развивающей предметно - пространственной образовательной среды в группе дошкольной организации 13
1.4 Структура образовательного процесса в дошкольном учреждении 17
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение модели воспитательно - образовательного процесса в
старшей группе 27
2.2 Разработка и апробация программы образовательного процесса
для старшей группы, воспитателей 37
2.3 Оценка эффективности образовательного процесса в старшей
группе дошкольной организации 42
Выводы по II главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме изучения
проектирования и моделирования образовательного процесса в дошкольной организации 7
1.2 Условия проектирования и моделирования образовательного
процесса в дошкольной организации 9
1.3 Организация развивающей предметно - пространственной образовательной среды в группе дошкольной организации 13
1.4 Структура образовательного процесса в дошкольном учреждении 17
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение модели воспитательно - образовательного процесса в
старшей группе 27
2.2 Разработка и апробация программы образовательного процесса
для старшей группы, воспитателей 37
2.3 Оценка эффективности образовательного процесса в старшей
группе дошкольной организации 42
Выводы по II главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с выполнением социального заказа на обновление его содержания в соответствии с быстро развивающимися изменениями в обществе. Дошкольное образование, как одна из первых ступеней образования человека, также нуждается в трансформации. Эта потребность определена тем, что дошкольное образование одним из первых начинает готовить детей к творческой деятельности в прогрессирующем мире, закладывая основы личностных качеств, которые так необходимы сейчас.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности. [40]
Если говорить об изменениях содержания образовательного процесса в ДОО, именно ФГОС ДО определяет эти изменения. И вместо десяти образовательных областей (представленных в утративших силу ФГТ), теперь их пять (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие). Следовательно, основные образовательные программы также необходимо обновлять.
Обновление и реализация этих основных образовательных программ будет проходить по-прежнему в ДОО, а это значит, что педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель образовательного процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств и методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. [4, с.6]
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. На сегодняшний день разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО), в котором прописаны основные требования к содержанию образовательной программы, педагогическим условиям ее реализации и требования к результатам. По словам А.Г. Асмолова сейчас детоцентристкая политика набирает обороты в программе будущего развития образования в России, в решении многих проблем доступности образования. Детоцентризм - идеология возращения детям детства, обществу, культуре через арку дошкольного учреждения. Поэтому у нас возникла потребность в изучении, доработке модели образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. [3]
Данным вопросом занимался руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования Александр Асмолов.[3] В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков,
B. А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). В исследованиях Л.А.Бахтуриной, А.И.Васильевой, В.Я.Волобуевой, И.И.Кобитиной, C. С.Лебедевой, Л.М.Маневцовой, Л.В.Поздняк, В.Г.Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя.
Объект исследования: организация образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательного процесса в современном ДОУ.
Цель исследования: теоретически изучить требования к структуре образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и экспериментально апробировать модель воспитательно - образовательного процесса в группе детского сада в частности организация совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ;
2. Организовать опытно - экспериментальную работу по проектированию и моделированию образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО;
3. Сформулировать выводы и обобщить итоги педагогического эксперимента;
4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей по образовательному процессу в детском саду.
Гипотеза: образовательный процесс в современном ДОО будет успешным при соблюдении следующих условий:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны следующие методы: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, беседа и анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение за образовательным процессом и беседа с детьми.
Практическая значимость работы заключается в том, что наш перспективный план развития, включающий интеграцию видов деятельности поможет воспитателям вовлекать детей в образовательной процесс в любой момент их деятельности.
База исследования: МБОУ д/с №20 «Сказка» г.Елабуга. В исследовании приняли участие старшая группа в составе 23 детей, 20 родителей и 10 воспитателей ДОУ. Количество испытуемых 53 человека.
Апробация результатов исследования представлена в электроном журнале «NovaInfo» №103, 2019 г., а так же в электронном журнале «Omega Science, 2019» 2 том.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводам по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности. [40]
Если говорить об изменениях содержания образовательного процесса в ДОО, именно ФГОС ДО определяет эти изменения. И вместо десяти образовательных областей (представленных в утративших силу ФГТ), теперь их пять (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие). Следовательно, основные образовательные программы также необходимо обновлять.
Обновление и реализация этих основных образовательных программ будет проходить по-прежнему в ДОО, а это значит, что педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель образовательного процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств и методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. [4, с.6]
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. На сегодняшний день разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО), в котором прописаны основные требования к содержанию образовательной программы, педагогическим условиям ее реализации и требования к результатам. По словам А.Г. Асмолова сейчас детоцентристкая политика набирает обороты в программе будущего развития образования в России, в решении многих проблем доступности образования. Детоцентризм - идеология возращения детям детства, обществу, культуре через арку дошкольного учреждения. Поэтому у нас возникла потребность в изучении, доработке модели образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. [3]
Данным вопросом занимался руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования Александр Асмолов.[3] В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков,
B. А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). В исследованиях Л.А.Бахтуриной, А.И.Васильевой, В.Я.Волобуевой, И.И.Кобитиной, C. С.Лебедевой, Л.М.Маневцовой, Л.В.Поздняк, В.Г.Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя.
Объект исследования: организация образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательного процесса в современном ДОУ.
Цель исследования: теоретически изучить требования к структуре образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и экспериментально апробировать модель воспитательно - образовательного процесса в группе детского сада в частности организация совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ;
2. Организовать опытно - экспериментальную работу по проектированию и моделированию образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО;
3. Сформулировать выводы и обобщить итоги педагогического эксперимента;
4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей по образовательному процессу в детском саду.
Гипотеза: образовательный процесс в современном ДОО будет успешным при соблюдении следующих условий:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны следующие методы: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, беседа и анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение за образовательным процессом и беседа с детьми.
Практическая значимость работы заключается в том, что наш перспективный план развития, включающий интеграцию видов деятельности поможет воспитателям вовлекать детей в образовательной процесс в любой момент их деятельности.
База исследования: МБОУ д/с №20 «Сказка» г.Елабуга. В исследовании приняли участие старшая группа в составе 23 детей, 20 родителей и 10 воспитателей ДОУ. Количество испытуемых 53 человека.
Апробация результатов исследования представлена в электроном журнале «NovaInfo» №103, 2019 г., а так же в электронном журнале «Omega Science, 2019» 2 том.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводам по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией социального запроса на обновление содержания образования в соответствии с развивающимися вперед изменениями в обществе. Дошкольное образование, в свою очередь, являясь первой ступенью непрерывного образования личности, также нуждается в серьезной модернизации. Эта потребность связана с тем, что именно дошкольное образование первым начинает готовить детей к созидательной деятельности в прогрессирующем мире, закладывая необходимые для этого личностные качества.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности.
Для того, чтобы достигались все указанные принципы нам нужно, чтобы образовательный процесс в современном дошкольной образовательной организации был успешен, а в этом нам могут помочь следующие условия:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении был эффективен, также нужна правильно организована развивающая предметно - пространственная среда. Так как организацией ППРС занимаются воспитатели и специалисты ДОУ, мы решили провести среди них анкетирование, которое помогло нам найти пробелы в знаниях. После этого мы подготовили игру для педагогического совета и сделали папку передвижку для воспитателей. Затем, мы провели повторную анкету и посмотрели результаты. Воспитатели и специалисты детского сада теперь отличают принципы ФГОС от ППРС, а также знают о значении развивающей среды для ребенка.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что программа, разработанная нами в рамках данной выпускной квалификационной работы, эффективно влияет на развитие образовательной деятельности группы.
Проведенное исследование на базе МБДОУ №20 «Сказка» в старшей группе показало нам, что при выполнении указанных условий проектирование и моделирование образовательного процесса будет успешно реализовано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования были достигнуты.
Основные направления изменений в системе дошкольного образования связаны с усилением его устремленности на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных особенностей детей, приобщение ребенка к социальным нормам и значимым в обществе ценностям, а также качественным улучшениям взаимодействия детского сада с семьей.
Обновление дошкольного образования прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155.
ФГОС дошкольного образования содержит в себе следующие принципы:
• полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства (младенчество, ранний возраст, дошкольный), амплификации (обогащения) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе принципов индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сами дети становятся активными в выборе содержания своего образования;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
поддержка разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности) и сохранения его уникальности.
Для того, чтобы достигались все указанные принципы нам нужно, чтобы образовательный процесс в современном дошкольной образовательной организации был успешен, а в этом нам могут помочь следующие условия:
• будет системно (планово) организована совместная деятельность взрослого и детей;
• грамотно организована развивающая предметно - пространственная среда;
• будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении был эффективен, также нужна правильно организована развивающая предметно - пространственная среда. Так как организацией ППРС занимаются воспитатели и специалисты ДОУ, мы решили провести среди них анкетирование, которое помогло нам найти пробелы в знаниях. После этого мы подготовили игру для педагогического совета и сделали папку передвижку для воспитателей. Затем, мы провели повторную анкету и посмотрели результаты. Воспитатели и специалисты детского сада теперь отличают принципы ФГОС от ППРС, а также знают о значении развивающей среды для ребенка.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что программа, разработанная нами в рамках данной выпускной квалификационной работы, эффективно влияет на развитие образовательной деятельности группы.
Проведенное исследование на базе МБДОУ №20 «Сказка» в старшей группе показало нам, что при выполнении указанных условий проектирование и моделирование образовательного процесса будет успешно реализовано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования были достигнуты.



