Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка программы социально-психологического тренинга

Работа №31371

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Теоретический анализ литературы, посвященный исследованию проблемы развития профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники в ходе применения технологий развития профессиональной мотивации 10
1.1. Профессиональная мотивация: подходы к изучению 10
1.2. Профессиональная мотивация у студентов в условиях юридической клиники 16
1.3. Подходы к развитию профессиональной мотивации 26
Глава II. Эмпирическое исследование развития профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники КФУ в ходе применения технологий развития профессиональной мотивации 32
2.1. Организация и проведение исследования. Описание выборки.
Описание методик 32
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов 42
2.2.1. Исследование динамики профессиональной мотивации у
студентов в условиях юридической клиники КФУ 42
2.2.2. Разработка и описание технологии развития
профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники КФУ 44
2.2.3. Исследование профессиональной мотивации у студентов в
условиях юридической клиники КФУ до применения технологии развития профессиональной мотивации 70
2.2.4. Исследование профессиональной мотивации у студентов в
условиях юридической клиники КФУ после применения технологии развития профессиональной мотивации 73
2.2.5. Сравнительный анализ данных, полученных при исследовании профессиональной мотивации у студентов в условиях
юридической клиники КФУ до и после применения технологии
развития профессиональной мотивации 77
2.2.6. Исследование системообразующих факторов по методике «Самоактуализационный тест», способствующих развитию профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники КФУ 82
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения 93


На данный момент в системе высшего образования остро стоит проблема подготовки будущих квалифицированных специалистов, их профессионализации и компетентности, формирования и развития профессиональной мотивации. Данная проблема относится и к области юриспруденции. Современный рынок труда предъявляет молодым специалистам, только что закончившим юридический факультет, достаточно высокие требования: наличие профессионального опыта, высокие и качественные теоретические знания в области юриспруденции, которые, в свою очередь, могут свидетельствовать о высокой профессиональной компетентности молодого юриста, знания из междисциплинарных областей, таких как психология, филология, философия, социология, которые способны более активно раскрывать потенциал будущего высококвалифицированного специалиста, способность активно проявлять себя в качестве профессионала в прикладной и фундаментальной областях своей профессиональной области, публикуя научные статьи, имея определенные учебные и, желательно, профессиональные достижения за время обучения в ВУЗе. Чтобы соответствовать перечисленным выше требованиям, у молодых специалистов должна быть сформирована профессиональная мотивация, которая отражает готовность к профессиональной деятельности, профессиональную компетентность.
Формирование и развитие профессиональной мотивации у студентов юридического факультета в период обучения в ВУЗе происходит в ходе лекционных и семинарских занятий, производственной практики, а также с помощью создания определенных профессиональных моделей и технологий, которые реализуются в процессе обучения. Примером такой профессиональной модели на юридическом факультете выступает юридическая клиника, в условиях которой студенты имеют возможность более глубоко ознакомиться со
своей профессией, получить дополнительные знания, умения и навыки в области юриспруденции посредством оказания юридических услуг населению, совершенствовать полученные при обучении знания уже в практической деятельности, а также получать обратную связь от юристов с большим профессиональным опытом относительно своей профессиональной деятельности. Все перечисленные преимущества юридической клиники способствуют личностному и профессиональному развитию студентов-юристов [8, с. 83].
Актуальность исследования. Но, к сожалению, не всегда участие в юридической клинике решает проблему становления профессионала. Многие студенты, даже находясь в условиях юридической клиники, заканчивают обучение в университете с недостаточным уровнем выраженности профессионально-важных качеств, мотивации, готовности, которые в дальнейшем помогли бы эффективно решать профессиональные задачи [21, с.230].
Подходя к решению данной проблемы необходимо особое внимание обращать на системный подход и дополнять учебно-профессиональную деятельность в юридической клинике использованием определенных технологий, помогающих студентам более гибко адаптироваться к условиям профессиональной деятельности, развивать профессиональное самосознание и готовность молодых специалистов, в целом, систему профессиональной мотивации.
Одним из эффективных видов технологий формирования профессионально-важных и личностных качеств является использование социально-психологического тренинга, который, в свою очередь, решает проблему социализации личности, выработку эффективных стратегий поведения при решении профессиональных задач, а также имеет возможность предоставить участникам оценку адекватности своих действий в той или иной профессиональной ситуации [12, с.74].
Следует обратить внимание, что на данный момент достаточно широко изучена проблема профессиональной мотивации студентов-юристов, ее критерии, компоненты, факторы развития, но технологий, с помощью которых можно ее развивать недостаточно и используется они в единицах высших учебных заведений и юридических клиник.
Таким образом, необходимо более тщательно подходить к разработке технологий, способствующих развитию профессиональной мотивации студентов в условиях юридической клиники, популяризировать и распространять данное направление подготовки будущих профессионалов в области юриспруденции.
Объект исследования: профессиональная мотивация у студентов в условиях юридической клиники.
Предмет исследования: развитие профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники КФУ с применением тренинговой технологии.
Гипотеза исследования: профессиональная мотивация у студентов в условиях юридической клиники является динамичным образованием и может трансформироваться с применением тренинговых технологий ее развития.
Исходя из вышесказанного, цель исследования - разработка программы социально-психологического тренинга, способствующей развитию профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретическое изучение литературы по проблеме профессиональной мотивации;
2. Теоретическое изучение и анализ специфики профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники;
3. Теоретическое изучение подходов к развитию профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники;
4. Разработка программы социально-психологического тренинга по развитию профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники;
5. Эмпирическое исследование динамики профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники;
6. Эмпирическое исследование динамики профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники в ходе применения разработанной программы социально-психологического тренинга;
7. Эмпирическое исследование системообразующих факторов, способствующих формированию профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники;
8. Теоретическое обоснование полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования выступили фундаментальные положения отечественной психологической и педагогической науки: культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского, и ее дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов; личностно-деятельностный подход, представленный в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; а также основные методологические принципы отечественной психологии - принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, теоретические модели педагогической деятельности (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).
Экспериментально-формирующая работа была проведена в соответствии с методологическими и методическими требованиями к конструированию развивающих программ и проведению психолого-педагогических исследований представленных в работах Б.Г. Ананьева, А. Анастази, А.А. Бодалева, К.М. Гуревича и др.
Методы исследования. В работе использовался комплекс методов: теоретический анализ по исследуемой проблеме; эмпирические методы: тестирование, эксперимент, статистические методы.
С целью диагностики динамики профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники в ходе применения технологий развития профессиональной мотивации, а также для определения системообразующих факторов использовались методики:
1. Методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова;
2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
3. Методика «Самоактуализационный тест» (САТ) Э.Шострома.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработка рекомендаций по развитию профессиональной мотивации студентов, которые впоследствии могут быть применены в организации учебного процесса как со студентами юридического факультетами, так и со студентами других учебных подразделений КФУ;
2. Практическое применение разработанной технологии развития профессиональной мотивации студентов юридического факультета, а также других учебных подразделений КФУ;
3. Дальнейшее исследование проблемы развития профессиональной мотивации среди представителей других профессиональных областей, разработка технологий, способствующих ее развитию.
Работа имеет следующую структуру: введение, теоретическая и эмпирическая главы, заключение и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая работа была посвящена разработке технологии развития уровня профессиональной мотивации у студентов в условиях юридической клиники КФУ. Рассмотрев различные подходы к проблеме профессиональной мотивации и особенности ее становления на этапе обучения студентов в условиях юридической клиники КФУ, мы разработали и экспериментально обосновали технологию формирования и развития профессиональной мотивации студентов, что явилось целью нашей работы.
В исследовании были изучены теоретико-методологические основы исследования мотивации как ключевой проблемы психологии личности. Обобщены различные подходы к проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Основу данного исследования составляют положения отечественной теории деятельности, в рамках которой мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и самоактуализацию.
Анализ различных подходов к проблеме становления профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки юридических кадров в университете показал, что учебная деятельность студентов полимотивирована. В ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы, престижные мотивы.
В ходе исследования было эмпирически доказано, что профессиональная мотивация является динамическим образованием и ее можно трансформировать при воздействии на нее внешних стимулов, в качестве которого выступила разработанная нами технология развития профессиональной мотивации.
Далее в проводимом исследовании была разработана и обоснована программа тренинга по формированию и развитию профессиональной мотивации студентов в условиях юридической клиники КФУ.
Экспериментально проверена и статистически подтверждена эффективность данной программы, которая способствовала развитию профессиональной мотивации, а именно: формированию профессиональной направленности студентов; повышению активности в подготовке к профессии, росту стремления к профессиональной самостоятельности; формированию профессиональных (стремление стать высококвалифицированным специалистом), познавательных (интерес к содержательной стороне учебной деятельности) и других мотивов профессиональной деятельности; усилению мотивации достижения успеха; повышению привлекательности будущей профессии.
Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что профессиональная мотивация у студентов в условиях юридической клиники является динамичным образованием и может трансформироваться с применением тренинговых технологий ее развития.
Было показано, что более успешное формирование профессиональной мотивации студентов обеспечивается c помощью целенаправленного тренингового воздействия.
Теоретические и практические результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки проблемы повышения качества образования и подготовки специалистов в различных направлениях. Содержание материалов выпускной квалификационной работы полезно в качестве научно-методической основы для составления программ спецкурсов и тренингов для студентов различных специальностей и курсов обучения.



1. Абдуллина O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / O.A. Абдуллина // Высшее образование в России. - 2007. - №3.
2. Аверьянова Т.В. Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В.Аверьянова. 3- изд., перераб. и доп. - М.: Норма. - 2012.
3. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие / И.И.Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2007.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1996.
6. Бодалев A.A. Как становятся великими и выдающимися? / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И.Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Межд. пед. академия, 1995.
8. Васильев В.Л. Психолого-педагогические аспекты подготовки следователей / В.Л. Васильев // Известия ВУЗ. Правоведение. - 1993. - № 1.
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. / В.Л. Васильев. - М.: СПб: Питер, 2011.
10. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности. / Л.А. Венгер // Вопр. Психологии. - 2013. - № 3.
11. Вербицкий A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография / А.А.Вербицкий, Н.А.Бакшаева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000.
12. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. / В.Ю. Большаков. - М.: СПб. - 2003.
13. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. / М.Е. Бурно. - М.: СПб. - 2001.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2 / Л.С.Выготский. - М.: - 1982.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С.Выготский. - М.: Избранные психологические исследования. - 1956.
16. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. / А.А. Деркач, Н.В. Кузнецов. - М.: - 1993.
17. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.Б. Дмитриева. — М.: СамГУ. - 2016.
18. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Б.А. Душков, Б.А.Смирнов, А.В Королев. Под ред. Б.А. Душкова: прил. Т.А. Гришиной. - 3-е изд. - М.: Академический проект: Фонд «Мир». - 2005.
19. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — М.: Минск: Изд-во БГУ. - 2014.
20. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - М.: ЛГУ. - 2015.
21. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста: Введение в специальность / А.Э. Жалинский. - М.:БЕК. - 1997.
22. Живаев Н.Г. Адаптация студентов и образ вуза / Н.Г. Живаев, А.А. Смирнов. - М.: Ярославль: ЯрГУ. - 2010.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А.Зимняя. - М.: Логос. - 2003.
24. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г.Л. Исурина. - М.: Литера. - 2006.
25. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В.Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №
5.
26. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / В.Н. Карташов. - М.: Саратов. - 2015.
27. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. - 2001.
28. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: Монография / Н.В.Кузьмина. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. Специалистов. - 2001.
29. Кулагин Б.В. Основы психодиагностики / Б.В. Кулагин. - М.: Л. - 2008.
30. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат. - 1977.
32. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г.Леонтьев. - М.: Новосибирск. Изд-во НГПУ. - 1992.
33. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Наука. - 1991.
34. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: СПб. - 1996.
35. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. - СПб.: Евразия. - 1999.
36. Немов P.C. Психология. Т. 3 / Р.С. Немов. - М.: Просвещение. - 1990.
37. Ожигова Л.Н. Психодиагностика мотивации личности курсанта: Учебнометодические рекомендации / Л.Н. Ожигова. - М.: Краснодарский филиал военного учебно-методического центра Военно-воздушных сил «Военновоздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». - 2012.
38. Райкова Е.Ю. Содержание и формы психологического консультирования по проблемам родительско-детских отношений / Е.Ю. Райкова // Психология обучения и воспитания. Ученые записи кафедры психологии. Сборник статей. - 2005. - Том 2.
39. Романов В.В. Юридическая психология / В.В.Романов. - М.: Юристъ. - 1999.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. / С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика. - 1989.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М.: - 2011.
42. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: - 2013.
43. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2001.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031001 Правоохранительная деятельность от 14 января 2011 года.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») от 14 декабря 2010 г.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») от 4 мая 2010 г.
47. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 199-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства. 2010. - № 31. - Ст. 4162.
48. Харченко Е.В. Юридическая риторика: В помощь будущему юристу / Е.В.Харченко. - М.: Челябинск. - 2000.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс. - 1997.
50. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука. - 1982.
51. Щербакова Е.А. Дневник личностного роста: Практикум / Е.А. Щербакова // КВВАУЛ. - Краснодар. - 2010. - № 18.
52. Щербакова Е.А. Тренинг профессионально важных качеств курсанта: Учебно-методическое пособие / Е.А. Щербакова// КВВАУЛ. - Краснодар. -2007.
53. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - Ростов/Д.: Феникс. - 2007.
54. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная
психология и эргономика [Электронный ресурс] / под ред. Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова. — 2005. — Режим доступа:
http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost.
55. Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Т.С. Яценко; Под. ред. А.А. Бодалева // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Краснодар. - 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ