ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Здоровьесберегающие технологии в условиях дошкольного образования: психолого-педагогические возможности в развитии познавательных процессов 13
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Реализация исследования 31
2.3. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих
технологий в развитии познавательных процессов у детей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Социальным заказом государства и общества является воспитание активного, способного размышлять, объяснять и отстаивать свою точку зрения человека. Человека, способного вовремя и без проблем подстраиваться под новшества и быстрый ритм современной жизни. Поэтому проблема развития, начиная с дошкольного возраста, является весьма актуальной.
Здоровьесберегающие технологии, как метод интегрированного обучения дошкольников рассматривали ряд ученых, которые считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе такой деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее решения[10].
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, в связи с тем, что в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. В этом ключе особую значимость приобретают здоровьесберегающие образовательные технологии, которые представляют совокупность принципов, методов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии обучения и воспитания. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении повышает уровень качества знаний и умений, активнее развиваются познавательные процессы. От всего перечисленного в совокупности зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Все обозначенные обстоятельства и определили актуальность данного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить влияние здоровьесберегающих технологий на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - познавательные процессы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить здоровьесберегающие технологии в условиях дошкольного образования и их влияние на познавательные процессы;
3. Провести исследование уровня развития познавательных процессов в дошкольном образовательном учреждении;
4. Разработать комплекс здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие познавательных процессов;
5. Провести повторное исследование и сравнить полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме и эмпирические: наблюдение, эксперимент, тестирование.
В процессе исследования были использованы такие методики, как: тест Бурдона и тест Векслера.
База исследования- МБДОУ «Детский сад № 2 села Лубяны» Кукморского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании принимали участие 15 детей 5-7 лет.
Практическая значимость исследование заключается в том, что систематическое включение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий позволит разнообразить образовательную программу и повысить эффективность педагогической работы дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют решению основных задач дошкольного образования, заявленных во ФГОС
ДО, через создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. В ДОО должны быть созданы педагогические условия для использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, которые включают программно-методический комплект, предметную пространственно-развивающую среду, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса - детей, педагогов, родителей.
Было проведено исследование по выявлению уровня внимания и интеллектуального развития у детей разновозрастной группы с 5 до 7 лет.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 2 села Лубяны» Кукморского муниципального района РТ. Экспериментальная выборка включала 15 детей.
В качестве методик исследования выбраны следующие: методика Бурдона, методика Д.Векслера.
В методической программе был реализован комплекс упражнений, состоящий из дидактических игр, развивающих познавательные процессы, также были использованы такие технологии, как: утренняя гимнастика, стретчинг, динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, подвижные и спортивные игры, была реализована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ».
Подводя общий итог исследованию, стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии оказывают благотворное влияние как на физическую активность детей, так и на познавательные процессы.