Анализ источников по теме «Золотая Орда» в школьном курсе истории
|
Введение 3
Глава I. Восточные (мусульманские) источники по Золотой Орде в школьном курсе истории 9
1.1. Монгольские и китайские источники о Золотой Орде 13
1.2. Отражение истории Золотой Орды в персидских источниках 17
1.3. Арабские источники о Золотой Орде 22
Глава II. Западные (христианские) источники по Золотой Орде в школьном курсе истории 32
2.1. Сведения из русских источников о Золотой Орде на уроках истории 32
2.2. Ознакомление с темой «Золотая Орда» через литовских и венгерские
источники 36
2.3. Применение ватиканских (католических) источников по истории Золотой
Орды в школьном курсе 41
Глава III. Применение интерактивной модели обучения на уроке истории по
теме «Золотая Орда» 45
Урок на тему «Золотая Орда в источниках» 49
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
Глава I. Восточные (мусульманские) источники по Золотой Орде в школьном курсе истории 9
1.1. Монгольские и китайские источники о Золотой Орде 13
1.2. Отражение истории Золотой Орды в персидских источниках 17
1.3. Арабские источники о Золотой Орде 22
Глава II. Западные (христианские) источники по Золотой Орде в школьном курсе истории 32
2.1. Сведения из русских источников о Золотой Орде на уроках истории 32
2.2. Ознакомление с темой «Золотая Орда» через литовских и венгерские
источники 36
2.3. Применение ватиканских (католических) источников по истории Золотой
Орды в школьном курсе 41
Глава III. Применение интерактивной модели обучения на уроке истории по
теме «Золотая Орда» 45
Урок на тему «Золотая Орда в источниках» 49
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
Актуальность. Наименование «Золотая Орда» в первый раз было применено в 1566 году в историческом произведении «Казанская история», когда самой цельной страны уже не имелось. До этого везде в русских источниках термин «Орда» употреблялся без прилагательного «Золотая». С XIX века это сочетание точно закрепилось в историографии и применяется для обозначения Улуса Джучи целиком, либо для его западной части со столицей в Сарае. Именно в золотоордынских и восточных (арабоперсидских) источниках страна не имела единственного названия. Она обыкновенно обозначалась словом «улус», с прибавлением какого-либо эпитета. К настоящему времени исторической наукой достигнуты заметные успехи в изучении Золотой Орды. Причём нужно отметить, что последние работы в этой области носят не общий характер, а ставят своей задачей исследование каких-то определенных, частных аспектов существования этого государства.
Улус Джучи, или как часто его называют в отечественных исторических исследованиях Золотая Орда, часто привлекал к себе внимание историков и исследователей. Письменные источники по данной теме состоят из опубликованных летописей, хроник и произведений восточных авторов (арабские, персидские, сирийские, монгольские, китайские), русских летописей (Ипатьевская, Лаврентьевская, Никоновская и Новгородской летописи), западноевропейских хроник и записок путешественников.
Особое место среди исторических источников занимают письменные документы. Они составляют основную массу документов, которые изучаются историками. В большинстве случаев ключевая база исторического исследования ограничивается письменными документами. Общее источниковедение как историческая дисциплина изучает, прежде всего, письменные источники, даже в тех случаях, когда в классификации выделяются и другие виды источников. Как правило, письменные источники вообще в историческом источниковедении не называются документами. А в документационно-информационной науке и архивоведении письменные документы считаются основным видом документов.
Проблема внедрения на практике различных видов исторических источников является актуальной нас сегодняшний день. Активизация мышления учащихся невозможна без использования исторических источников. Благодаря информации, полученной не только из учебника, но и усвояемой из прочитанного документа, увиденной на иллюстрации или с помощью мультимедийных средств, ученики имеют возможность более углубленно понять исторические события или явления. Исторические источники способствуют овладению навыками исследовательской работы, критического мышления, является на современном этапе достаточно продуктивной формой обучения. Поэтапно спланирована работа с историческими источниками с учетом возрастных особенностей развивает культуру исторического мышления, способствует процессу познания и осмысления конкретных исторических событий, явлений. Исторические источники необходимо использовать для обеспечения эффективности уроков, повышения качества знаний, углубление, закрепление и обобщение материала.
При использовании исторических источников различного типа, необходимо помнить о многоперспективном подходе, когда какая-то историческая ситуация освещается с нескольких перспектив, представляющих различные общественные позиции и интересы.
При анализе источников Улуса Джучи, следует различать два их типа: 1) документы и источники тех стран, которые составляли когда-то общее государство с Улусом Джучи, находились под политическим влиянием Сарая: 2) вторая группа - документы тех держав, которые никогда не входили в общий состав с монгольским государством.
В связи с наличием объемного и очень разнообразного комплекса источников по истории Золотой Орды как восточного, так и западного происхождения, данная тема требует более детального ознакомления на уроках истории в школе. В школьном курсе уделяется мало внимания анализу источников по Золотой Орде, именно по этой причине актуальным является вопрос об их изучении. Это позволит реконструировать социальноэкономическую и политическую историю средневекового государства Золотая Орда, помогая в раскрытии страниц прошлого татарского народа.
Характеристика источников. Источники по данной работе можно следует разделить на две группы. Первая группа - это сочинения восточных авторов.
Утемиш-хаджи «Чингиз-наме»1 является важным монгольским источником по изучению Золотой Орды. Основными сведениями о «Чингиз- наме» и его авторе мы обязаны Е. Ф. Калю, В. В. Бартольду, и А.З. Валидову, которые подметили его научную важность. Большой вклад в исследование «Чингиз-наме» привнес представительный казахстанский востоковед В. П. Юдин.
«Монгол-ун ниуча тобчан» («Тайная история монголов») является наиболее известным и содержательным источником по истории монгольской империи. В нем рассказывается о прародителях Чингисхана и его войне за главенство в Монголии.
Источник «Чан-чунь чжэнь-жэнь си-ю цзи» («Записка о путешествии на Запад праведника Чан-чуня») содержит описания путешествия монаха Чан-чуня по центральной части Азии в период одного их походов Чингисхана (1219—1225 гг.) на запад. Также «Си-ю цзи» является самым ранним источником, повествующим об отношении ханов монгольского государства к служителям религии в завоеванных странах.
«Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»)1 является докладной запиской посла Чжао Хуна, побывавшего в 1221 г. у военачальника войска монгол в Северном Китае. В нем даны существенные сведения о преемнике Чингисхана в Северном Китае, его придворном окружении чиновников, описана деятельность монгольских дипломатов, есть информация о торговле с арабскими странами.
Сочинение «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий» Ибн Батутты2 содержат конкретные географические детали, описаниями городов и расстояний между ними, данными об административном устройстве, торговле и хозяйстве.
Широко известный «Сборник летописей» Рашид ад-Дина подробно освещает историю и деятельность Чингисхана и его сыновей, а также монгольского государства на территории Ирана.
Сочинение другого персидского автора Ала-ад-дин Ата-Мелик Джувейни «Тарих-и-джехангуша» («История завоевателя мира») повествует об осаде и падении Гурганджа (Хорезма) в апреле 1221 г.
Вторая группа источников представлена западными документами по истории Золотой Орды.
Источник «История монгалов, именуемых нами татарами» Плано Карпини1 содержит много интересных сведений об образе жизни, обычаях, нравах, быте монголов.
Источник «Письмо брата Юлиана о жизни татар» содержит информацию: о внутренней борьбе за трон разных ханов; о тактике ведения боя, о величии и роскоши царской власти, а также описывает взаимоотношения суздальского князя и татар.
«История архиепископов Салоны и Сплиты» Фомы Сплитского - это сочинение XIII в. содержит в себе сведения об осаде г. Суздаль, также отдельно имеется информации о «свойствах татар»: о происхождении их названия, про обмундирование, про их привычки.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»4 состоит из 4 частей. Первая из них представляет собой самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам Рязанского княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Федора Юрьевича. Вторая часть рассказывает о сборе войска, битве на подступах к городу, осаде Рязани, ее разорении и гибели всех «удальцов и резвецов» рязанских. В третьей части представлено эпическое сказание о Евпатии Коловрате, рязанском вельможе. Четвертая часть повествует о приходе в Рязань Ингваря Ингваревича, брата погибшего князя. Она построена на сочетании сообщений о действиях Ингваря Ингваревича. По сравнению с предыдущими частями, рассказывающими о трагических событиях, последняя носит оптимистический характер, т.к. повествует о том, что князь, собрав оставшихся в живых рязанцев, начал строительство нового города.
«Ярлыки татарских ханов московским митрополитам» 1 являются важным источником по изучению религиозной обстановки на Руси в период правления хана Узбека.
Характеристика литературы. К настоящему времени исторической наукой достигнуты заметные успехи в изучении Золотой Орды. Причём нужно отметить, что последние работы в этой области носят не общий характер, а ставят своей задачей исследование каких-то определенных, частных аспектов существования этого государства.
Труд В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» представляет большую ценность для историков. В ней автор дал научную разработку вопроса о сложении монгольского государства под властью Чингис-хана и монгольских завоеваний в Средней Азии и Иране, а также истории государств Чингизидов.
Труд Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда» охватывает весь период существования Золотой Орды и касается самых различных сторон ее жизни, но основное внимание авторы уделяют изложению политической истории государства.
Фёдоров-Давыдов Г.А. в своем труде «Общественный строй Золотой Орды» детально изучает общественное устройство основанного Бату государства. Построение работы по строго хронологическому принципу позволило подчеркнуть динамику развития отдельных элементов золотоордынской государственности с середины XIII до начала XV в. В книге подробно освещены такие важные для изучения вопросы как сложение и развитие улусной системы.
Березин И.Н. в своем труде «Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева» исследовал историю Улуса Джучи на основе первоисточников. В его труде приводится анализ сохранившихся ханских ярлыков и летописей, который помог обрисовать феодальную иерархию Золотой Орды.
В работе М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды» дается обстоятельный анализ политических событий в Улусе Джучи XIV - начала XV вв.
Из методической литературы особенно нужно выделить книгу Ю.В. Ваганова «Памятки на уроках истории» , в котором даются практические рекомендации для формирования исследовательских умений учащихся на уроках истории, в том числе посредством организации работы с историческими документами.
Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных школ авторов Д.М. Исхакова, И.А. Гилязова, И.Л. Измайлова , представляет собой первый опыт разработки школьного учебника профильного уровня по истории татарского народа и Татарстана. Пособие предназначено для учащихся, углубленно изучающих гуманитарные дисциплины. В основу курса легли современные исторические концепции и теории, новые исторические источники, в том числе впервые вводимые в научный оборот, применен комплексный подход к изучению истории татарского народа, рассматриваемой в контексте евразийских и мировых цивилизационных процессов. В пособии представлены вопросы разного уровня сложности, из которых учитель может необходимые для каждого конкретного класса и учащегося. Большинство из них носят развивающий, проблемный характер и призваны акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах курса.
Учебник по истории России для 6 класса общеобразовательных школ Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова освещает основные вопросы истории России с древнейших времен до начала XVI века1. В данном пособии значительное внимание уделено вопросам культуры и быта.
Объект исследования - история Золотой Орды (Улуса Джучи).
Предмет исследования - источники при изучении Золотой Орды в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывает период с XIII по XV века. Нижняя граница представлена образованием Золотой Орды, а верхняя представлена её распадом.
Территориальные рамки данной работы охватывают территорию Золотой Орды.
Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении и анализе различных групп источников - как восточных, так и западных в школьном курсе истории.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ источников по истории Золотой Орды в школьном курсе истории средней школы.
Задачи исследования:
- проанализировать монгольские и китайские источники о Золотой Орде;
- охарактеризовать отражение Золотой Орды в персидских источниках;
- рассмотреть арабские источники об Золотой Орде;
- сделать анализ русских источников о Золотой Орде;
- рассмотреть польские, литовские и венгерские источники, повествующих о Золотой Орде;
- ознакомиться с ватиканскими источниками при изучении темы «Золотая Орда»;
- составить урок по теме «Золотая Орда в источниках», применяя интерактивную модель обучения.
Методы исследования. В работе нами был применен историкосистемный метод. Он направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей, а также динамических изменений (генезис). Применяя данный метод мы проанализировали восточную и западную группу источников по Золотой Орде. Также в работе нами был применен историко-сравнительный метод. Данный метод позволил раскрыть сущность исследуемых явлений на основе имеющихся фактов, выявить общее и повторяющееся, с одной стороны, и качественно отличное - с другой.
В исследовании нами применялись общенаучные методы анализа, с помощью которого детально рассматривались восточные и западные источники по Золотой Орде, методы синтеза, дедукции и индукции.
При анализе учебных пособий по истории России и истории Татарстана за 6 и 10 классы для общеобразовательных школ нами был применен метод ретроспекции. Это позволило выявить степень наполненности и объективности изложения темы «Анализ источников по теме «Золотая Орда» в школьном курсе истории».
В процессе написания работы нами за основу был взят принцип историзма. Он предполагает исследование любого объекта в его динамике, рассматривая возникновение и развитие того или иного феномена. Также в работе мы стремились придерживаться принцип объективности, который ставит в качестве исследовательского приоритета всесторонний учёт исторических фактов.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при преподавании всемирной истории в общеобразовательной школе, а также при подготовке методических рекомендаций к учебным пособиям по курсу «История Золотой Орды». Основные выводы, содержащиеся в работе, могут найти применение на уроках истории в школе.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена китайским, монгольским, персидским и арабским источникам. Вторая - особенностям представления Золотой Орды в христианских источниках. Третья глава содержит рассматривает способ применения интерактивной модели обучения на уроках истории.
Улус Джучи, или как часто его называют в отечественных исторических исследованиях Золотая Орда, часто привлекал к себе внимание историков и исследователей. Письменные источники по данной теме состоят из опубликованных летописей, хроник и произведений восточных авторов (арабские, персидские, сирийские, монгольские, китайские), русских летописей (Ипатьевская, Лаврентьевская, Никоновская и Новгородской летописи), западноевропейских хроник и записок путешественников.
Особое место среди исторических источников занимают письменные документы. Они составляют основную массу документов, которые изучаются историками. В большинстве случаев ключевая база исторического исследования ограничивается письменными документами. Общее источниковедение как историческая дисциплина изучает, прежде всего, письменные источники, даже в тех случаях, когда в классификации выделяются и другие виды источников. Как правило, письменные источники вообще в историческом источниковедении не называются документами. А в документационно-информационной науке и архивоведении письменные документы считаются основным видом документов.
Проблема внедрения на практике различных видов исторических источников является актуальной нас сегодняшний день. Активизация мышления учащихся невозможна без использования исторических источников. Благодаря информации, полученной не только из учебника, но и усвояемой из прочитанного документа, увиденной на иллюстрации или с помощью мультимедийных средств, ученики имеют возможность более углубленно понять исторические события или явления. Исторические источники способствуют овладению навыками исследовательской работы, критического мышления, является на современном этапе достаточно продуктивной формой обучения. Поэтапно спланирована работа с историческими источниками с учетом возрастных особенностей развивает культуру исторического мышления, способствует процессу познания и осмысления конкретных исторических событий, явлений. Исторические источники необходимо использовать для обеспечения эффективности уроков, повышения качества знаний, углубление, закрепление и обобщение материала.
При использовании исторических источников различного типа, необходимо помнить о многоперспективном подходе, когда какая-то историческая ситуация освещается с нескольких перспектив, представляющих различные общественные позиции и интересы.
При анализе источников Улуса Джучи, следует различать два их типа: 1) документы и источники тех стран, которые составляли когда-то общее государство с Улусом Джучи, находились под политическим влиянием Сарая: 2) вторая группа - документы тех держав, которые никогда не входили в общий состав с монгольским государством.
В связи с наличием объемного и очень разнообразного комплекса источников по истории Золотой Орды как восточного, так и западного происхождения, данная тема требует более детального ознакомления на уроках истории в школе. В школьном курсе уделяется мало внимания анализу источников по Золотой Орде, именно по этой причине актуальным является вопрос об их изучении. Это позволит реконструировать социальноэкономическую и политическую историю средневекового государства Золотая Орда, помогая в раскрытии страниц прошлого татарского народа.
Характеристика источников. Источники по данной работе можно следует разделить на две группы. Первая группа - это сочинения восточных авторов.
Утемиш-хаджи «Чингиз-наме»1 является важным монгольским источником по изучению Золотой Орды. Основными сведениями о «Чингиз- наме» и его авторе мы обязаны Е. Ф. Калю, В. В. Бартольду, и А.З. Валидову, которые подметили его научную важность. Большой вклад в исследование «Чингиз-наме» привнес представительный казахстанский востоковед В. П. Юдин.
«Монгол-ун ниуча тобчан» («Тайная история монголов») является наиболее известным и содержательным источником по истории монгольской империи. В нем рассказывается о прародителях Чингисхана и его войне за главенство в Монголии.
Источник «Чан-чунь чжэнь-жэнь си-ю цзи» («Записка о путешествии на Запад праведника Чан-чуня») содержит описания путешествия монаха Чан-чуня по центральной части Азии в период одного их походов Чингисхана (1219—1225 гг.) на запад. Также «Си-ю цзи» является самым ранним источником, повествующим об отношении ханов монгольского государства к служителям религии в завоеванных странах.
«Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»)1 является докладной запиской посла Чжао Хуна, побывавшего в 1221 г. у военачальника войска монгол в Северном Китае. В нем даны существенные сведения о преемнике Чингисхана в Северном Китае, его придворном окружении чиновников, описана деятельность монгольских дипломатов, есть информация о торговле с арабскими странами.
Сочинение «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий» Ибн Батутты2 содержат конкретные географические детали, описаниями городов и расстояний между ними, данными об административном устройстве, торговле и хозяйстве.
Широко известный «Сборник летописей» Рашид ад-Дина подробно освещает историю и деятельность Чингисхана и его сыновей, а также монгольского государства на территории Ирана.
Сочинение другого персидского автора Ала-ад-дин Ата-Мелик Джувейни «Тарих-и-джехангуша» («История завоевателя мира») повествует об осаде и падении Гурганджа (Хорезма) в апреле 1221 г.
Вторая группа источников представлена западными документами по истории Золотой Орды.
Источник «История монгалов, именуемых нами татарами» Плано Карпини1 содержит много интересных сведений об образе жизни, обычаях, нравах, быте монголов.
Источник «Письмо брата Юлиана о жизни татар» содержит информацию: о внутренней борьбе за трон разных ханов; о тактике ведения боя, о величии и роскоши царской власти, а также описывает взаимоотношения суздальского князя и татар.
«История архиепископов Салоны и Сплиты» Фомы Сплитского - это сочинение XIII в. содержит в себе сведения об осаде г. Суздаль, также отдельно имеется информации о «свойствах татар»: о происхождении их названия, про обмундирование, про их привычки.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»4 состоит из 4 частей. Первая из них представляет собой самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам Рязанского княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Федора Юрьевича. Вторая часть рассказывает о сборе войска, битве на подступах к городу, осаде Рязани, ее разорении и гибели всех «удальцов и резвецов» рязанских. В третьей части представлено эпическое сказание о Евпатии Коловрате, рязанском вельможе. Четвертая часть повествует о приходе в Рязань Ингваря Ингваревича, брата погибшего князя. Она построена на сочетании сообщений о действиях Ингваря Ингваревича. По сравнению с предыдущими частями, рассказывающими о трагических событиях, последняя носит оптимистический характер, т.к. повествует о том, что князь, собрав оставшихся в живых рязанцев, начал строительство нового города.
«Ярлыки татарских ханов московским митрополитам» 1 являются важным источником по изучению религиозной обстановки на Руси в период правления хана Узбека.
Характеристика литературы. К настоящему времени исторической наукой достигнуты заметные успехи в изучении Золотой Орды. Причём нужно отметить, что последние работы в этой области носят не общий характер, а ставят своей задачей исследование каких-то определенных, частных аспектов существования этого государства.
Труд В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» представляет большую ценность для историков. В ней автор дал научную разработку вопроса о сложении монгольского государства под властью Чингис-хана и монгольских завоеваний в Средней Азии и Иране, а также истории государств Чингизидов.
Труд Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда» охватывает весь период существования Золотой Орды и касается самых различных сторон ее жизни, но основное внимание авторы уделяют изложению политической истории государства.
Фёдоров-Давыдов Г.А. в своем труде «Общественный строй Золотой Орды» детально изучает общественное устройство основанного Бату государства. Построение работы по строго хронологическому принципу позволило подчеркнуть динамику развития отдельных элементов золотоордынской государственности с середины XIII до начала XV в. В книге подробно освещены такие важные для изучения вопросы как сложение и развитие улусной системы.
Березин И.Н. в своем труде «Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева» исследовал историю Улуса Джучи на основе первоисточников. В его труде приводится анализ сохранившихся ханских ярлыков и летописей, который помог обрисовать феодальную иерархию Золотой Орды.
В работе М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды» дается обстоятельный анализ политических событий в Улусе Джучи XIV - начала XV вв.
Из методической литературы особенно нужно выделить книгу Ю.В. Ваганова «Памятки на уроках истории» , в котором даются практические рекомендации для формирования исследовательских умений учащихся на уроках истории, в том числе посредством организации работы с историческими документами.
Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных школ авторов Д.М. Исхакова, И.А. Гилязова, И.Л. Измайлова , представляет собой первый опыт разработки школьного учебника профильного уровня по истории татарского народа и Татарстана. Пособие предназначено для учащихся, углубленно изучающих гуманитарные дисциплины. В основу курса легли современные исторические концепции и теории, новые исторические источники, в том числе впервые вводимые в научный оборот, применен комплексный подход к изучению истории татарского народа, рассматриваемой в контексте евразийских и мировых цивилизационных процессов. В пособии представлены вопросы разного уровня сложности, из которых учитель может необходимые для каждого конкретного класса и учащегося. Большинство из них носят развивающий, проблемный характер и призваны акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах курса.
Учебник по истории России для 6 класса общеобразовательных школ Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова освещает основные вопросы истории России с древнейших времен до начала XVI века1. В данном пособии значительное внимание уделено вопросам культуры и быта.
Объект исследования - история Золотой Орды (Улуса Джучи).
Предмет исследования - источники при изучении Золотой Орды в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывает период с XIII по XV века. Нижняя граница представлена образованием Золотой Орды, а верхняя представлена её распадом.
Территориальные рамки данной работы охватывают территорию Золотой Орды.
Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении и анализе различных групп источников - как восточных, так и западных в школьном курсе истории.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ источников по истории Золотой Орды в школьном курсе истории средней школы.
Задачи исследования:
- проанализировать монгольские и китайские источники о Золотой Орде;
- охарактеризовать отражение Золотой Орды в персидских источниках;
- рассмотреть арабские источники об Золотой Орде;
- сделать анализ русских источников о Золотой Орде;
- рассмотреть польские, литовские и венгерские источники, повествующих о Золотой Орде;
- ознакомиться с ватиканскими источниками при изучении темы «Золотая Орда»;
- составить урок по теме «Золотая Орда в источниках», применяя интерактивную модель обучения.
Методы исследования. В работе нами был применен историкосистемный метод. Он направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей, а также динамических изменений (генезис). Применяя данный метод мы проанализировали восточную и западную группу источников по Золотой Орде. Также в работе нами был применен историко-сравнительный метод. Данный метод позволил раскрыть сущность исследуемых явлений на основе имеющихся фактов, выявить общее и повторяющееся, с одной стороны, и качественно отличное - с другой.
В исследовании нами применялись общенаучные методы анализа, с помощью которого детально рассматривались восточные и западные источники по Золотой Орде, методы синтеза, дедукции и индукции.
При анализе учебных пособий по истории России и истории Татарстана за 6 и 10 классы для общеобразовательных школ нами был применен метод ретроспекции. Это позволило выявить степень наполненности и объективности изложения темы «Анализ источников по теме «Золотая Орда» в школьном курсе истории».
В процессе написания работы нами за основу был взят принцип историзма. Он предполагает исследование любого объекта в его динамике, рассматривая возникновение и развитие того или иного феномена. Также в работе мы стремились придерживаться принцип объективности, который ставит в качестве исследовательского приоритета всесторонний учёт исторических фактов.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при преподавании всемирной истории в общеобразовательной школе, а также при подготовке методических рекомендаций к учебным пособиям по курсу «История Золотой Орды». Основные выводы, содержащиеся в работе, могут найти применение на уроках истории в школе.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена китайским, монгольским, персидским и арабским источникам. Вторая - особенностям представления Золотой Орды в христианских источниках. Третья глава содержит рассматривает способ применения интерактивной модели обучения на уроках истории.
В выпускной квалификационной работе нами были проанализированы восточная и западная группа источников по теме «Золотая Орда» в школьном курсе истории.
На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «документ» и разные классификации его видов. Некоторые ученые понимают под этим термином только письменные источники, в то время как другие относят к данной категории и вещественные экземпляры.
Классификация исторических источников основывается на естественно-историческом и географическом происхождении источников, либо на их субъективно-объективном характере, либо на формах и способах кодирования информации. При всем многообразии классификационных схем исторических источников, любая классификация должна определяться характером источниковой базы, обусловленной особенностями исторической эпохи; органично вытекать из целей и задач исследования, его тематики, из специфики научно-исследовательской, учебной или научнопросветительской работы; способствовать получению как можно более полной и достоверной источников информации; учитывать источниковедческий опыт исследователя и уровень подготовки лиц, осваивающих исторические знания.
Источники по теме Золотая Орда представлены группами источников из разных стран. Нами были проанализированы следующие:
1. Китайские источники: 1) Пэн Да-я, Сюй Тин «Хэй-да шилюэ» (Краткие известия о черных татарах); 2) Китайская династийная история «Юань ши»; 3) Чунь Чан «Си ю Цзи» (Описание путешествия даосского монаха на Запад 1221 г).
2. Монгольские источники: 1) «Тайная история монголов» («Сокровенное сказание»); 2) Родословие тюрков («Шаджарат ал-атрак»); 3) Утемиш- хаджи Ибн Маулана Мухаммад Дости «Чингиз-наме».
3. Персидские источники: 1) Рашид ад-Дин «Сборник летописей»; 2) Ибн Биби «Сельджук-намэ»; 3) Джузджани «Насировы разряды».
4. Арабские источники:
1) Из «Полного описания истории Ибн ал-Асира»; 2) Сочинение Шихаб ад-Дина Мухаммада ан-Насави «Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны»; 3) Ибн Батутта «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий».
Отдельную были рассмотрены хроники западноевропейских стран и русские летописи; католические источники, представленные отчетами дипломатических и религиозных миссий, а также письмами и докладами отдельных странствующих монахов разных монашествующих орденов.
Анализируя источники по истории «Золотой Орды», мы выделили тематическую направленность и особенность разных групп, например:
- китайские источники описывают взаимоотношения монгольских правителей и представителей разных китайских династий, описывают их дипломатические и военные отношения;
- монгольские источники описывают внутреннее устройство самой Золотой Орды, его законы;
- русские источники характеризуют внешние взаимоотношения ханов Золотой Орды и русских князей, их битвы и договорные условия;
- ватиканские документы интересуются религиозной ситуацией в Золотой Орде и представляют данные о миссионерской работе католических монахов и путешественников.
Нами был разработан интерактивный урок по теме «Золотая Орда в источниках».
Безусловно, поэтапно спланированная работа с историческими источниками на уроках в общеобразовательной школе должна способствовать развитию культуры исторического мышления, способствовать более глубокому познанию и осмыслению конкретных исторических событий, явлений. Исторические источники необходимо использовать на уроках истории для обеспечения эффективности уроков, повышения качества знаний, углубление, закрепление и обобщение материала. Не следует забывать, технология формирования и развития творческой компетентности - одна из инновационных педагогических технологий, которая соответствует требованиям федерального стандарта развития образования, переходу к новому типу гуманистически- инновационного образования, где внимание переносится на процесс приобретение учащимися знаний, умений, навыков, жизненного опыта, которые трансформируются в УУД. Применение технологии формирования творческой компетентности при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создаст дополнительную мотивацию к обучению. В результате учащиеся будут применять новые знания, опираясь на усвоенный ранее материал; смогут выработать умение действовать и принимать решения самостоятельно или в составе команды и сумеют применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач.
Так, одна из наиболее удачных интерактивных форм работы с источниками по теме «Золотая Орда» можно назвать метод проектов. Он является одним из главных творческих методов обучения истории сегодня. Данный метод можно активно использовать в работе, так как он позволяет ученику под руководством учителя выполнять различные творческие задания и тем самым решать определенные учебно-воспитательные проблемы. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения обеспечит интенсивное развитие интеллектуального и духовного мира учащегося. Содержание проектной деятельности школьников на уроке истории по теме «Золотая Орда» формируется путем отбора доступного и интересного для учащихся источникового материала и подготовки по нему проектов.
В заключение отметим, что работа с историческими источниками - одно из необходимых форм работы на уроках, т.к. способствует более углубленному изучению предмета, выработке критического мышления, формированию собственного мнения, жизненной и гражданской позиции.
На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «документ» и разные классификации его видов. Некоторые ученые понимают под этим термином только письменные источники, в то время как другие относят к данной категории и вещественные экземпляры.
Классификация исторических источников основывается на естественно-историческом и географическом происхождении источников, либо на их субъективно-объективном характере, либо на формах и способах кодирования информации. При всем многообразии классификационных схем исторических источников, любая классификация должна определяться характером источниковой базы, обусловленной особенностями исторической эпохи; органично вытекать из целей и задач исследования, его тематики, из специфики научно-исследовательской, учебной или научнопросветительской работы; способствовать получению как можно более полной и достоверной источников информации; учитывать источниковедческий опыт исследователя и уровень подготовки лиц, осваивающих исторические знания.
Источники по теме Золотая Орда представлены группами источников из разных стран. Нами были проанализированы следующие:
1. Китайские источники: 1) Пэн Да-я, Сюй Тин «Хэй-да шилюэ» (Краткие известия о черных татарах); 2) Китайская династийная история «Юань ши»; 3) Чунь Чан «Си ю Цзи» (Описание путешествия даосского монаха на Запад 1221 г).
2. Монгольские источники: 1) «Тайная история монголов» («Сокровенное сказание»); 2) Родословие тюрков («Шаджарат ал-атрак»); 3) Утемиш- хаджи Ибн Маулана Мухаммад Дости «Чингиз-наме».
3. Персидские источники: 1) Рашид ад-Дин «Сборник летописей»; 2) Ибн Биби «Сельджук-намэ»; 3) Джузджани «Насировы разряды».
4. Арабские источники:
1) Из «Полного описания истории Ибн ал-Асира»; 2) Сочинение Шихаб ад-Дина Мухаммада ан-Насави «Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны»; 3) Ибн Батутта «Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий».
Отдельную были рассмотрены хроники западноевропейских стран и русские летописи; католические источники, представленные отчетами дипломатических и религиозных миссий, а также письмами и докладами отдельных странствующих монахов разных монашествующих орденов.
Анализируя источники по истории «Золотой Орды», мы выделили тематическую направленность и особенность разных групп, например:
- китайские источники описывают взаимоотношения монгольских правителей и представителей разных китайских династий, описывают их дипломатические и военные отношения;
- монгольские источники описывают внутреннее устройство самой Золотой Орды, его законы;
- русские источники характеризуют внешние взаимоотношения ханов Золотой Орды и русских князей, их битвы и договорные условия;
- ватиканские документы интересуются религиозной ситуацией в Золотой Орде и представляют данные о миссионерской работе католических монахов и путешественников.
Нами был разработан интерактивный урок по теме «Золотая Орда в источниках».
Безусловно, поэтапно спланированная работа с историческими источниками на уроках в общеобразовательной школе должна способствовать развитию культуры исторического мышления, способствовать более глубокому познанию и осмыслению конкретных исторических событий, явлений. Исторические источники необходимо использовать на уроках истории для обеспечения эффективности уроков, повышения качества знаний, углубление, закрепление и обобщение материала. Не следует забывать, технология формирования и развития творческой компетентности - одна из инновационных педагогических технологий, которая соответствует требованиям федерального стандарта развития образования, переходу к новому типу гуманистически- инновационного образования, где внимание переносится на процесс приобретение учащимися знаний, умений, навыков, жизненного опыта, которые трансформируются в УУД. Применение технологии формирования творческой компетентности при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создаст дополнительную мотивацию к обучению. В результате учащиеся будут применять новые знания, опираясь на усвоенный ранее материал; смогут выработать умение действовать и принимать решения самостоятельно или в составе команды и сумеют применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач.
Так, одна из наиболее удачных интерактивных форм работы с источниками по теме «Золотая Орда» можно назвать метод проектов. Он является одним из главных творческих методов обучения истории сегодня. Данный метод можно активно использовать в работе, так как он позволяет ученику под руководством учителя выполнять различные творческие задания и тем самым решать определенные учебно-воспитательные проблемы. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения обеспечит интенсивное развитие интеллектуального и духовного мира учащегося. Содержание проектной деятельности школьников на уроке истории по теме «Золотая Орда» формируется путем отбора доступного и интересного для учащихся источникового материала и подготовки по нему проектов.
В заключение отметим, что работа с историческими источниками - одно из необходимых форм работы на уроках, т.к. способствует более углубленному изучению предмета, выработке критического мышления, формированию собственного мнения, жизненной и гражданской позиции.
Подобные работы
- ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭКОНОМИКА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Приемы и средства изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках
школьного курса истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Освещение проблемы крупнейших средневековых торговых путей в восточной Европе в школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТОРГОВЛЯ В ЗОЛОТОЙ
ОРДЕ» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Портрет правителя Улуса Джучи в школьных учебниках по истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ: МЕТОДИКА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Отражение крупнейших сражений тюрко-мусульманского мира средневековья в школьных учебниках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СТАНОВЛЕНИЕ ПОВОЛЖСКО-ИНДИЙСКИХ КОНТАКТОВ:
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Фискальная система в средневековых государствах Поволжья:
отражение темы в школьной программе истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



