Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Работа №31311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
834
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения информатике 8
1.1. Особенности содержания обучения информатике в средней школе 8
1.2. Эвристические методы в системе обучения информатике 12
1.3. Проблемные задачи как средство развития творческих способностей
учащихся в процессе обучения информатике 23
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. Организация опытно - экспериментальной работы по развитию творчества учащихся в процессе обучения информатике 35
2.1. Комплекс проблемных ситуаций и творческих задач для обучения
информатике в 7 - 9 классах 35
2.2. Организация и результаты опытно - экспериментальной работы в 7 - 9
классах общеобразовательной школы 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЯ


В XXI веке система образования ориентируется на современные категории, которые определяются тесной связью педагогического процесса с межличностными отношениями. Выпускаясь из школы, ученик должен стать конкурентоспособной личностью, т.е. он должен обладать высоким уровнем общего развития, владеть коммуникативными умениями, уметь принимать самостоятельные решения, овладевать нестандартными способами мышления и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в школе на первый план выходят следующие направления: деятельность по развитию творчества у обучающихся, индивидуальный подход, направленный на развитие активности, инициативности и самоуправления.
Современная система образования должна учитывать потребности общества. Использование в учебном процессе новых образовательных технологий и принципов организации позволяет обеспечить реализацию современных моделей образования. А это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, который владеет технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, и, следовательно, совсем иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности по ее разрешению.
Проблема творческих способностей изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, Б.Теплова, Н.Лейтеса, А.Матюшкина [3, 15].
Значительное влияние на становление теории способностей оказал А.Н.Леонтьев - главный представитель мощной и хорошо аргументированной концепции формирования способностей. Наиболее фундаментальную разработку проблема способностей получила в трудах философа и психолога С.Л.Рубинштейна. Большой вклад в развитие теории творческих способностей школьников оказали известный российский психолог Л.С.Выготский и педагог - психолог Д.Б.Богоявленская. Изучение феномена творчества связано с именами Л.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других известных русских психологов.
Свои психологические модели развития творчества были разработаны и рядом западных ученых: Дж.Гилфорд, Дж.Галлаир, Дж.Рензули, Е.П.Торренс, М.Воллах, Р.Стернберг.
Р.Стернберг проводил многочисленные исследования, которые свидетельствуют о важности определённых личностных качеств, для функционирования творческого процесса. Он отмечал, что для творчества особенно важен стиль мышления в формате «думать по - новому» [19, с. 49].
Теоретики и методисты XX века К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания.
Ученый Н.С.Лейтес отмечает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики [12, с.25].
Доктор психологических наук Ю.З.Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
Отечественные ученые З.И.Калмыкова, Я.А.Пономарев, Е.Г.Алиева, Н.М. Гнатько, Н.В.Хозратова рассматривают в своих трудах подходы и механизмы развития творческих способностей, условия их реализации.
Исследования В.А.Крутецкого посвящены изучению проявлений творческих способностей при изучении математики [10, с.3].
Несмотря на то, что проблема развития творческих способностей школьников широко рассматривалась и развивалась, она по - прежнему остаётся важной и актуальной и на сегодняшний день.
В психологии и педагогике решаются проблемы, связанные с развитием творчества детей, что свидетельствует о теоретической и практической важности их рассмотрения для реального учебно - воспитательного процесса, это и определило тему нашего исследования.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: как организовать процесс обучения информатике, позволяющий развивать у обучающихся творческие способности? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения информатике»
Объект исследования - процесс обучения информатике учащихся основной школы.
Предмет исследования - развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения информатике.
Цель исследования - разработка, научное обоснование и опытная проверка комплекса проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей обучающихся на уроках информатики.
Гипотеза исследования. В процессе обучения информатике будет обеспечено развитие творческих способностей учащихся, если:
• обучение будет осуществляться путем повышения доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий;
• использовать комплекс эвристических методов, позволяющих развивать креативные качества на каждом из уровней обучения информатике.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей школьников;
2. определить условия развития творческих способностей школьников на уроках информатики;
3. осуществить диагностическую работу и анализ ее результатов;
4. разработать и реализовать комплекс проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей учащихся на уроках информатики;
5. обобщить результаты опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость работы заключается в анализе особенностей содержания информатике в средней школе, подходов к применению основ проблемного обучения на уроках информатики и значении творческих способностей в овладении актуальными компетенциями; характеристике проблемных задач как одного из средств развития творческих способностей обучающихся.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей учащихся на уроках информатике в основной школе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, работа с понятием и др.;
- эмпирические: наблюдение, проведение опытно - экспериментальной работы, математическая обработка результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования выступил 9 «А» класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельным предметов» Советского района города Казани. За период прохождения производственной (педагогической) практики с 11 февраля по 23 марта 2019 года мною были получены большое количество полезных и мудрых советов со стороны опытных учителей - предметников, большой объем знаний, умений и навыков, их закрепление и применение во время проведения уроков различного типа, а также положительные отзывы со стороны опытного учителя информатики Печерей Евгении Павловны: «За время прохождения практики Марина Эдуардовна Копарова продемонстрировала хороший уровень знаний, знание различных интернет - ресурсов, которые активно использовались ею на уроках, умение работать с аудиторией. К урокам Марина Эдуардовна готовилась добросовестно, продумывала и применяла эффективные методы и формы обучения, используя проблемные ситуации, игровые моменты. На уроках студентка - практикантка вела себя уверенно, старалась вовлечь в образовательный процесс всех учащихся класса».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческие способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания.
Развитие творческих способностей школьников при изучении информатики - важная задача, для решения которой необходимы активность, инициативность, творческий поиск учащегося и самого педагога.
В условиях XXI века, когда роль информационных технологий становится фундаментальной, проникающей во все сферы деятельности нашего общества, открываются перспективы для совершенствования процесса обучения информатики, в том числе и с помощью заданий творческого характера.
В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество - это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Творческая деятельность, это такая деятельность человека, которая создает что - то новое, все равно будет ли это созданное какой - либо вещью внешнего мира или известным построением ума, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Использование заданий и упражнений проблемного, творческого, игрового характера на уроке позволяет усвоить новый материал, помогает отработке определенных навыков и умений, может выступать средством контроля усвоения материалами в сочетании с современными информационными технологиями, позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения информатике, решить задачи развития всесторонней и творческой личности. На уроках информатики в 8 - 9 классе могут быть использованы различные дидактические игры, интерактивные игры, разработанные в MS Excel
Учащиеся 7-9 классов эмоционально положительно реагируют на дидактические игры, соревновательные элементы, проблемные задания, а правильно организованный с учётом специфики материала урок тренирует память, стимулирует умственную деятельность, что помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Использование метода проектов и игровых технологий мотивирует учащихся на восприятия новых знаний, что дает возможности для развития познавательного интереса и формирует компьютерную грамотность.
Организованный нами педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый. На констатирующем этапе с помощью диагностики нами был выявлен уровень творческих способностей учащихся экспериментальных классов и уровень мотивации к изучению предмета «Информатика». Результаты диагностики показали, что необходимым элементом является разработка специального комплекса упражнений, направленных на развитие творческого мышления, повышения уровня учебной мотивации.
В 7 - 9 классах общеобразовательной школы нами был реализован комплекс мер - на уроках информатики применялись задания творческого, проблемного характера, работа выстраивалась как в групповом, так и в индивидуальном формате. Применялись элементы соревновательности и конкурсного характера построения занятий, проектные формы работы с детьми. Все это способствовало повышению уровня творческих способностей учеников и повышения мотивации к изучению информатики, о чем свидетельствуют результаты итоговой диагностики.
Таким образом, использование на уроках информатики заданий творческого характера вводит в учебную деятельность элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Педагогическим результатом является получение новых знаний, их закрепление, развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся


1. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого - педагогические аспекты. - М: Педагогика, 2013. - 183 с.
2. Биглер В.С. Мышление как творчество. - М.: Наука, 2013 - 399 с.
3. Бахвалов В.А., Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. - 2014. - № 4. - С. 23 - 27.
4. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. - М.: Наука, 2014. - 286 с.
5. Волкова В.Н. Теория информационных процессов и систем. - М.: Юрайтис, 2016. - 504 с.
6. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: Питер, 2012. - 192 с.
7. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб: Питер, 2015. - 640 с.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2013. - 238 с.
9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Академия, 2013. - 280 с.
10. Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Основы информатики. - М.: Конус, 2016. - 348 с.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://klex.ru/b40
12. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М.: Просвещение, 2013. - 128 с.
13. Просветов Г.И. Анализ данных с помощью Excel. Задачи и решения. - М.: Альфа - Пресс, 2015. - 160 с.
14. Семакин И. Г. Информатика: методическое пособие для 7 - 9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
15. Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 167 с.
16. Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 - 176 с.
17. Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 341 с.
18. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. - СПб: Питер, 2002. - 272 с.
19. Фалина И. Н., Булгакова Н. А., Фалин А. И. Классификация учебных задач по информатике по уровню сложности. Информатика в школе №10 - 2017. - С.31.
20. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно - методическое пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с.
21. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 74 с. (Серия «Современный урок»).
22. Хуторской А.В. Современная дидактика [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://metodich.ru/download/uchebnik-dlva-vuzov-hutorskoi-andrei-
viktorovich-sovremennaya.doc.
23. Хуторской А.В. Теория и технология креативного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://khutorskov.ru/books/index.htm (дата обращения 17.10.18).
24. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 2014. - 143 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ