ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (В 9 КЛАССЕ)
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Историко-теоретические аспекты использования
инновационных образовательных технологий в учебном процессе в общеобразовательной школе
1.1. Ретроспективный анализ использования инновационных
образовательных технологий в учебном процессе в школе
1.2. Психолого-педагогические предпосылки использования
инновационных образовательных технологий в учебном процессе в 9 классе
1.3. Возможности курса «Экономическая и социальная география»
для использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию
инновационных образовательных технологий при изучении курса «Экономическая и социальная география России»
2.1. Педагогические условия использования инновационных
образовательных технологий в процессе обучения экономической и социальной географии
2.2. Применение в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий при изучении экономической и социальной географии
России 57
2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию инновационных образовательных технологий в процессе обучения курса «Экономическая и
социальная география России» (в 9 69
классе)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
1. Историко-теоретические аспекты использования
инновационных образовательных технологий в учебном процессе в общеобразовательной школе
1.1. Ретроспективный анализ использования инновационных
образовательных технологий в учебном процессе в школе
1.2. Психолого-педагогические предпосылки использования
инновационных образовательных технологий в учебном процессе в 9 классе
1.3. Возможности курса «Экономическая и социальная география»
для использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию
инновационных образовательных технологий при изучении курса «Экономическая и социальная география России»
2.1. Педагогические условия использования инновационных
образовательных технологий в процессе обучения экономической и социальной географии
2.2. Применение в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий при изучении экономической и социальной географии
России 57
2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию инновационных образовательных технологий в процессе обучения курса «Экономическая и
социальная география России» (в 9 69
классе)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность исследования. В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Но ведь география - это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики, химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках - это задача каждого учителя географии. Но процесс формирования знаний - длительный и сложный, через восприятие, осмысление, запоминание и применение. Он усложняется еще и тем, что само по себе «знание», в том числе и географическое, представляет собой сложный клубок структурных элементов - понятий, категорий, закономерностей и т.д. Для получения качественных знаний - необходима правильная организация этого процесса.
Одной из особенностей современной образовательной системы является поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и введением инноваций; поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования, поэтому теоретической основой процесса обучения должна быть теория развивающего обучения, сущность которой раскрыта в трудах В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина [16,38].
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использовании компьютерных технологий в учебном процессе. Среди школьных предметов география имеет очень широкие возможности для учебы с использованием ИКТ.
Тому, что компьютеризация обучения остается актуальной темой и в настоящее время, свидетельствуют работы по вопросу возможности применения компьютерные технологий в школе В.А. Дыганова, Р.Р. Насибуллина,Гайсина И.Т. Таким образом, необходимость использования ИКТ в преподавании географии не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения [5].
Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения географии в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия проектирования и использования компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
Цель исследования: обосновать педагогические условия проектирования и использования компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущностные характеристики и содержание понятия средства компьютерной наглядности.
- раскрыть технологические основы проектирования средств компьютерной наглядности.
- определить и обосновать систему педагогических требований, форм и методов использования средств компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
База исследования: в исследовании приняли участие учителя географии и учащиеся средних общеобразовательных школ: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани и МБОУ «Аланская средняя общеобразовательная школа» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в поиске новых форм использования информационных технологий в изучении школьном курсе географии и применения их в образовательном учреждении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Одной из особенностей современной образовательной системы является поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и введением инноваций; поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования, поэтому теоретической основой процесса обучения должна быть теория развивающего обучения, сущность которой раскрыта в трудах В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина [16,38].
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использовании компьютерных технологий в учебном процессе. Среди школьных предметов география имеет очень широкие возможности для учебы с использованием ИКТ.
Тому, что компьютеризация обучения остается актуальной темой и в настоящее время, свидетельствуют работы по вопросу возможности применения компьютерные технологий в школе В.А. Дыганова, Р.Р. Насибуллина,Гайсина И.Т. Таким образом, необходимость использования ИКТ в преподавании географии не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения [5].
Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения географии в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия проектирования и использования компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
Цель исследования: обосновать педагогические условия проектирования и использования компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущностные характеристики и содержание понятия средства компьютерной наглядности.
- раскрыть технологические основы проектирования средств компьютерной наглядности.
- определить и обосновать систему педагогических требований, форм и методов использования средств компьютерной наглядности в процессе обучения географии.
База исследования: в исследовании приняли участие учителя географии и учащиеся средних общеобразовательных школ: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани и МБОУ «Аланская средняя общеобразовательная школа» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в поиске новых форм использования информационных технологий в изучении школьном курсе географии и применения их в образовательном учреждении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Рассмотрены понятия «технология обучения», термин «технология», внедрения технологии обучения, понятия. Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.
В ходе исследования были использованы такие педагогические условия,как: межпредметные связи, интеграция, использование электронных средств обучения в учебном процессе; применялись инновационные технологии обучения: игровые,проектные, технология проблемного обучения, технология учебно-исследовательской деятельности на уроке, технология групповой деятельности.
Информатизация в образовании является одной из приоритетных задач, создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации можно только используя современные информационно- компьютерные технологии и телекоммуникации. Компьютерные технологии и мультимедийные средства обучения предоставляют новые возможности для подачи и усвоения материала и активно решают задачи географического образования: а) вооружение учеников солидным объемом новых знаний, умений и навыков, б) обучение географическому мышлению и методам работы, в) воспитания учащихся. При этом могут быть использованы, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, так и частично-поисковый, исследовательский и метод проблемного изложения. В целом можно сказать, что применение компьютерных технологий повышает результативность обучения.
Главная задача научно-исследовательских и опытно-экспериментальных изысканий по данному направлению - обоснование роли и места компьютера в учебно-воспитательном процессе с учетом всего многообразия психологопедагогических, организационных и собственно технических факторов.
В многочисленных публикациях отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных экспериментов, построения и интерпретации математических моделей физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника. Отмечается, в частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на
контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.
Изучая проблему снижения интереса школьников к географии, были поставлены задачи найти пути решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках и повышения мотивации учеников. Это побудило к поиску таких форм, методов и приемов обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Наши поиски были активно направлены на развитие познавательных интересов, учащихся на уроках географии через использование ИКТ и других современных образовательных технологий, т.к. мы были убеждены, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
В ходе исследования были использованы такие педагогические условия,как: межпредметные связи, интеграция, использование электронных средств обучения в учебном процессе; применялись инновационные технологии обучения: игровые,проектные, технология проблемного обучения, технология учебно-исследовательской деятельности на уроке, технология групповой деятельности.
Информатизация в образовании является одной из приоритетных задач, создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации можно только используя современные информационно- компьютерные технологии и телекоммуникации. Компьютерные технологии и мультимедийные средства обучения предоставляют новые возможности для подачи и усвоения материала и активно решают задачи географического образования: а) вооружение учеников солидным объемом новых знаний, умений и навыков, б) обучение географическому мышлению и методам работы, в) воспитания учащихся. При этом могут быть использованы, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, так и частично-поисковый, исследовательский и метод проблемного изложения. В целом можно сказать, что применение компьютерных технологий повышает результативность обучения.
Главная задача научно-исследовательских и опытно-экспериментальных изысканий по данному направлению - обоснование роли и места компьютера в учебно-воспитательном процессе с учетом всего многообразия психологопедагогических, организационных и собственно технических факторов.
В многочисленных публикациях отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных экспериментов, построения и интерпретации математических моделей физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника. Отмечается, в частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на
контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.
Изучая проблему снижения интереса школьников к географии, были поставлены задачи найти пути решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках и повышения мотивации учеников. Это побудило к поиску таких форм, методов и приемов обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Наши поиски были активно направлены на развитие познавательных интересов, учащихся на уроках географии через использование ИКТ и других современных образовательных технологий, т.к. мы были убеждены, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОССИИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Развитие позновательного интереса: обучающихся в процессе изучения экономической и социальной географии "(9-10 класс)"
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЩИВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Особенности методики изучения межотраслевых комплексов при изучении курса «География Республики Татарстан» в 9 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



