Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

Работа №31272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы изучения национальных исследовательских
университетов в системе высшего образования 6
1.1 Понятие, сущность и основные направления реализации государственной
политики в сфере высшего образования 6
1.2 Инструменты и основные механизмы реализации государственной
политики в сфере высшего образования 16
1.3 Зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере высшего
образования 27
2. Анализ региональных механизмов реализации государственной политики в
сфере высшего образования 38
2.1 Региональные особенности развития национальных исследовательских
университетов 38
2.2 Влияние национальных исследовательских университетов на социально-экономическое развитие регионов 64
3. Проблемы функционирования и перспективы совершенствования национальных исследовательских университетов в регионах Российской
Федерации 89
3.1 Проблемы функционирования национальных исследовательских
университетов 89
3.2 Возможные направления совершенствования деятельности национальных
исследовательских университетов 93
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение

Система высшего образования представляет собой совокупность компонентов, в число которых входят образовательные программы, государственные стандарты и образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органы управления образованием.
Безусловно, система высшего образования является важной составляющей социально-экономического развития. Качество выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти в сфере образования, предопределяет дальнейшее развитие экономики региона или государства.
Актуальность исследуемой в ходе выпускной квалификационной работы темы не встает под сомнение, поскольку диктуется необходимостью исследования государственной политики в отношении национальных исследовательских университетов и региональных механизмов создания НИУ. Изучение данной темы позволит сформировать представление о национальных исследовательских университетах и государственной политике, проводимой в отношении них, оценить положительные и отрицательные эффекты, возникающие от деятельности университетов.
Объектом данной работы являются регионы Российской Федерации, в которых размещены национальные исследовательские университеты. Предмет исследования - влияние национальных исследовательских университетов на социально-экономическое развитие регионов России. Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей государственной политики и механизмов ее реализации на примере национальных исследовательских университетов и разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере управления национальными исследовательскими университетами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Определить сущность и выявить основные направления реализации государственной политики в сфере высшего образования.
• Выявить основные инструменты и механизмы реализации государственной политики в сфере высшего образования.
• Проанализировать зарубежный опыт организации системы высшего образования и деятельности исследовательских университетов
• Выявить региональные особенности формирования национальных исследовательских университетов
• Оценить влияние национальных исследовательских университетов на приоритетные отрасли развития региона
• Выявить основные проблемы, возникающие при реализации государственной политики в сфере высшего образования и деятельности национальных исследовательских университетов
• На основе выявленных проблем сформировать рекомендации, способствующие повышению качества государственного управления системой высшего образования и национальными исследовательскими университетами
В качестве основных нормативно правовых актов, использующихся при написании выпускной квалификационной работы необходимо отметить Конституцию Российской Федерации, Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 октября 2008г. №1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов», Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 09.06.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации», Распоряжение правительства РФ от 18 ноября 2008 «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года».
В ходе написания курсовой работы было использовано большое количество литературы. Теоретические основы исследуемой проблемы и совокупность методов и механизмов реализации государственной политики в сфере высшего образования представлены в работах Пикулькина А.В., Лобанова В.В., Сморгуновой Л.В., Диденко Н.И., Петровского А.Б., Еремичевой Г.В., Москалевой О.В. В качестве основного правового источника были использованы Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 гг., Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. и т. д.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, разделенные на параграфы и заключение. В первой главе описывается понятие, сущность и основные направления реализации государственной политики в сфере высшего образования, инструменты и основные механизмы ее реализации, анализ зарубежного опыта проведения государственной политики в сфере высшего образования и исследовательских университетов в частности.
Вторая глава имеет практическое значение, где рассматриваются региональные особенности формирования национальных исследовательских университетов, приоритетные направления их деятельности. Кроме того, в данной главе проводится корреляционно-регрессионный анализ с целью оценить степень воздействия деятельности национальных университетов на социально-экономическое развитие регионов и спрогнозировать изменение показателей, характеризующих СЭР.
Третья глава, в свою очередь, дает обобщенное представление о проблемах в сфере государственного управления системой высшего образования и деятельности национальных исследовательских университетов. На основе выявленных проблем, сформированы рекомендации по их решению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система образования является одной из стратегических отраслей государства, развитие которой предопределяет социально -экономическое развитие и благополучие общества. Безусловно, на современном этапе система высшего образования испытывает определенные трудности, препятствующие достижению поставленных перед ней целей, а решение существующих преград позволит в значительной степени увеличить качество предоставления услуг в сфере образования.
Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс является возможностью повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования, однако она все еще остается невостребованной.
В рамках выпускной квалификационной работы были исследованы основные направления реализации государственной политики в Российской Федерации, определены инструменты и механизмы ее реализации, проанализирован международный опыт организации системы высшего образования. Кроме того, в рамках практической части работы, был проведен комплексный анализ региональных особенной формирования национальных исследовательских университетов, определены приоритетные направления их деятельности и сферы взаимодействия с региональными предприятиями. На основе отобранных данных о деятельности университетов и социальноэкономическом развитии регионов, проведен корреляционно-регрессионный анализ, на основании которого был сделан вывод о том, насколько сильно деятельность НИУ связана с изменением социально-экономического развития регионов. На основании проделанной работы были выделены основные проблемы в сфере высшего образования, сформированы рекомендации по их нейтрализации.
Отдельно необходимо остановиться на международном опыте
организации системы высшего образования и взаимодействии
исследовательских университетов с предприятиями в Японии, США и
Германии. Системе высшего образования Российской Федерации необходимо
96
перенимать опыт тех стран, где деятельность исследовательских университетов проявляется наиболее ярко и сильнее всего влияет на модернизацию производств.
Исследование региональных особенностей образования национальных исследовательских университетов позволило выявить приоритетные направления развития университетов, определить степень соответствия их деятельности этим направлениям.
Результатом корреляционно-регрессионного анализа, как основного этапа выпускной квалификационной работы, стало формирование вывода о влиянии деятельности национальных исследовательских университетов на социальноэкономическое развитие регионов. Исходя из данных, полученных в ходе анализа, был сделан вывод о том, что деятельность университетов не оказывает влияние на изменение объема приоритетной отрасли развития НИУ в структуре валового регионального продукта и численность безработного населения.
При написании выпускной квалификационной работы был
проанализирован большой объем научной литературы, касающейся сферы высшего образования, в том числе и статьи в Scopus, рассмотрены нормативноправовые акты, являющиеся основой формирования системы образования в Российской Федерации. Проведена плодотворная работа с большим количеством данных государственной статистики и отчетах о самообследовании университетов.
Цели и задачи, определенные в начале исследования, были полностью достигнуты.Так, были проанализированы особенности государственной политики и механизмы ее реализации на примере национальных исследовательских университетов, разработаны рекомендации по
совершенствованию государственной политики в сфере управления национальными исследовательскими университетами.
Особенности современного развития общества и приоритеты, поставленные Президентом Российской Федерации в ходе своего послания, диктуют необходимость активного взаимодействия органов государственной власти и образовательных организаций, входящих в систему высшего образования. Учитывая необходимость вхождения России в новую технологическую революцию, основная задача в увеличении объема инноваций ложится на национальные исследовательские университеты.
Так, необходимо решить комплекс проблем, возникающих в сфере высшего образования и в национальных исследовательских университетах в том числе. Несмотря на большой объем государственного финансирования инновационной деятельности, объем научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в последние годы активно падает, что говорит о недополучении образовательными учреждениями этих средств.
Одной из основных проблем, как уже отмечалось ранее, является несоответствие национальных исследовательских университетов тем целям и задачам, что перед ними ставились в ходе их создания. Проведенный корреляционный анализ показал, что деятельность университетов имеет низкую взаимосвязь с изменением социально-экономического положения в регионах, на территории которых эти НИУ находится.
Национальные исследовательские университеты продолжают выпускать на рынок труда низко востребованных специалистов, поскольку занимаются реализацией программ, которые не являются сферой их специализации.
Исходя из выводов и проблем, выявленных в ходе проделанной выпускной квалификационной работы, можем сделать вывод о том, что деятельность национальных исследовательских университетов действительно оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона, участвуя в создании инноваций и взаимодействии с региональными предприятиями посредством участия в научных и производственных кластерах.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Российская газета» от
23.11.2011 г. N 263
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // «Российская газета». №245. 23.12.1997.
3. Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30.12.2006 N 275-ФЗ // «Российская газета». №2. 11.01.2007.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ // «Российская газета». №5976. 31.12.2012.
5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета». №7567. 17.05.2018.
6. Указ Президента РФ от 7 октября 2008г. №1448 «О реализации
пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» // Собрание законодательства Российской Федерации. №41. 13.10.2008 г
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации №47. 24.11.2008.
8. Постановление Кабинета Министров РТ №249 О создании научнообразовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» // «Сборник постановлений и распоряжений
Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти». № 79. 27.10.2015.
9. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов // Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. № АФ-33/03пр. 9.09.2009
10. О Концепции создания сети национальных исследовательских университетов // Справка заседания коллегии Минобрнауки России по вопросам создания национальных исследовательских университетов. 4.03.2009г.
11. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 44 с.
12. Веревкин Л.П. Система высшего образования в Японии // Царскосельские чтения. — 2010. — №15. — С. 19-25
13. Винникова М.Н. Управление системой образования в Германии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования . — 2011 . — №2. — С. 166-169
14. Диденко Н.И., Петровский А.Б., Еремичева Г.В., Москалева О.В. Интеграция академической и университетской науки на примере Санкт- Петербурга: социальные технологии // Социология науки и технологий. — 2014. — №3. — С. 13-37
15. Куприянов, Р.В. Влияние глобальных тенденций в области развития высшего образования на процесс подготовки социальных работников в России // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т.17. — № 9. — С. 349-355.
16. Лобанов В.В. Основы государственной политики. Учебное пособие. М.: ГУУ, 2009. — 200 с.
17. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: Юнити - Дана, 2004. — 399 с.
18. Попова Н.Ф. К вопросу о полномочиях Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013. — №3. — C.62-70
19. Приказчикова О. Ф. Территориальная организация науки Германии // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. — №29. — С. 123-130
20. Сморгунова Л.В. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: РОССПЭН, 2006. — 384 с.
21. Фурсова В.В., Горбачева О.В. Современное российское
образование: проблемы и перспективы развития. Казань: Изд-во Казан. гос. унта, 2012. — 257 с
22. Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России: Учебное пособие. М.: РУДН, 2008. — 246 с.
23. «Рейтинговое агентство РИА Рейтинг» // Рейтинг качества жизни 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2017.pdf (дата обращения 5.02.2018)
24. Сайт Казанского национального исследовательского
технологического университета // Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» на 2010 - 2019 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http://www.kstu.ru/article.jsp?id=0&id_e=23338 (дата обращения: 05.02.2018)
25. Министерство образования и науки Российской Федерации, Главный информационно вычислительный центр // Информационноаналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring (дата обращения 5.02.2018)
26. Официальный сайт Министерства экономического развития Иркутской области // Проект стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030/ (дата обращения: 05.03.2018)
27. Официальный сайт Иркутского национального исследовательского технического университета // Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» на 2010 - 2019 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: https://www.istu.edu/deyatelnost/niu/programma_razvitiya/. (дата обращения: 05.03.2018)
28. Сайт Мониторинг трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ // Мониторинг трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vo.graduate.edu.ru
29. Официальный сайт Томского политехнического университета // Программа развития ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» на 2009-2018 год [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://tpu.ru/download/document?id=201 (дата обращения: 05.03.2018)
30. Служба новостей Томского политехнического университета // Томский политех впервые вошел в рейтинг лучших университетов мира по трудоустройству выпускников [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://news.tpu.ru/news/2017/09/12/27636/ (дата обращения 5.02.2018)
31. Официальный сайт Белгородского государственного национального исследовательского университета // Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» на 2010-2019 годы
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://niu.bsu.edu.ru/niu/_files/NIU.pdf (дата обращения: 05.03.2018)
32. Блог ректора Белгородского государственного университета //.
«Подводя итоги года» [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL: http://ftp.bsu.edu.ru/bsu/olegpolukhin/blog/index.php?page=post&blog=blog_r ector&post_id=podvodya-itogi-goda (дата обращения 5.02.2018)
33. «Рейтинговое агентство РИА-Рейтинг» // Социальный навигатор [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ria.ru/sn/ (дата обращения 5.02.20
34. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики // Каталог публикаций. / Регионы России. Социально
экономические показатели. 2014 г. - [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru. - Режим доступа. — http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm (дата обращения 26.03.2017)
35. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики // Каталог публикаций. / Регионы России. Социально -
экономические показатели. 2017 г. [Электронный ресурс]: — Режим доступа. — http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (дата обращения 26.03.2017)
36. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики // Центральная база статистических данных. / - [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru. - Режим доступа. — http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения 26.03.2017)
37. Science Production in Germany, France, Belgium, and Luxembourg: Comparing the Contributions of Research Universities and Institutes to Science, Technology, Engineering, Mathematics, and Health // Volume 55, Issue 4, 1 December 2017, Pages 413-434
38. Lenhardt, G., Reisz, R.D., Stock, M. // American "elite universities" - Selective colleges and major research universities [Amerikanische "Elitehochschulen" selective colleges and major research universities] // Volume 11, Issue 4, December 2008, Pages 559-576
39. A.Arimoto R&D policy and social contribution in Japanese higher education // Asia Pacific Education Review Volume 17, Issue 3. 1.10.2016. Pages 427-438
40. QS World University Rankings // Рейтинг университетов мира QS
[Электронный ресурс]. — Режим доступа. —URL:
https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 (дата обращения 5.05.2018).
41. Webometrics Ranking of World Universities // Рейтинг университетов мира Webometrics [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.webometrics.info/en/world. (дата обращения 1.12.2017)
42. ARWU World University Rankings 2017 // Рейтинг университетов мира ARWU [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2017.html (дата обращения 1.12.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ