Введение 3
1. Теоретические аспекты системы предоставления государственных услуг 6
1.1. Сущность государственной услуги 6
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему предоставления
государственных услуг 18
1.3. Зарубежный опыт предоставления государственных услуг в сфере
земельных и имущественных отношений 26
2. Анализ системы предоставления государственных услуг на примере Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
36
2.1. Государственное управление земельно-имущественными отношениями в
России 36
2.2. Общая характеристика деятельности Министерства земельных и
имущественных отношений Республики Татарстан 42
2.3. Анализ системы предоставления государственных услуг в Министерстве 51
3. Совершенствование системы предоставления государственных услуг в
Министерстве земельных и имущественных отношений РТ 60
3.1. Направления совершенствования системы предоставления
государственных услуг 60
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы
предоставления государственных услуг 66
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 81
Качество государственного управления - один из основных факторов успешного экономического развития Российской Федерации. На совершенствование системы государственного управления направлена Административная реформа, проводимая в России. В рамках данной реформы были поставлены задачи, связанные с повышением качества и доступности государственных услуг [42]. Это очень важно, так как государственные услуги мы приобретаем в течение всей нашей жизни: регистрация брака, регистрация рождения, получение паспорта гражданина РФ, водительское удостоверение и др.
В России насчитывается около 170 тыс. действующих государственных и муниципальных учреждений. Они предоставляют 261 509 государственных услуг, из них 67,4% бесплатные и 13,6% государственных услуг, за предоставление которых взимается плата [43]. Оказание большого количества услуг переведено в электронный формат, но такие услуги часто ограничиваются только подачей заявления или документов. Бывает, что кроме электронных документов требуются и бумажные копии, а результат предоставления услуги можно получить только лично. Поэтому необходимо разработать механизмы, которые бы позволили оказывать государственную услугу в электронном виде от начала до конца.
Совершенствование системы предоставления государственных услуг продолжается уже более десяти лет. При этом началом модернизации стало совершенствование нормативно-правой базы, регулирующую рассматриваемую сферу деятельности, приведение норм законодательства согласно современным условиям и требованиям.
Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью и количеством государственных услуг, и необходимостью эффективной организации их предоставления.
Начало административной реформы вызвало большой научный интерес к
деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных
3
услуг. Ученые направили силы на определение научного понятия «государственная услуга», выявление их признаков, разработку классификации государственных услуг.
Теоретические вопросы предоставления государственных услуг исследованы отечественными учеными: Бачило И.Л., Ковалевой Н.Н.,
Нарышкиным С.Е., Ноздрачевым А.Ф., Хабриевой Т.Я., Санниковой Л.В., Талапиной Э.В., Терещенко Л.К., Тихомировым Ю.А., Шаститко А.Е., Шевелевой Н.А. и другие.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающие в сфере оказания государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Предметом исследования выступает организация предоставления государственных услуг в Министерстве, правовые нормы, регулирующую эту область, теоретические положения по этой проблематике.
Целью выпускной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы предоставления государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
— изучить нормативную правовую основу, регламентирующую предоставление государственных услуг;
— изучить зарубежный опыт предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений с целью выявления интересных практик, которые можно применить в России;
— рассмотреть государственное управление земельно-имущественными отношениями в России;
— дать характеристику деятельности Министерства земельных и имущественных отношений;
— провести анализ системы предоставления государственных услуг в Министерстве, выявить несовершенства;
— предложить направления по совершенствованию системы
предоставления государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ;
— оценить эффективность предложенных мероприятий по
совершенствованию организации предоставления государственных услуг.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых в области теории права, эффективности и качества предоставления государственных услуг, аналитические материалы
Министерства земельных и имущественных отношений, правовые акты в сфере государственных услуг. Был проведен мониторинг как российских, так и зарубежных интернет-сайтов, затрагивающих тематику государственных услуг.
В основе работы положен системный подход, использовались приемы и методы экономического, статистического и логического анализов, а также метод сравнения, это позволило обосновать основные положения выпускной работы.
Совершенствование системы предоставления государственных услуг остается одним из ключевых направлений в государственной политике, оно является совершенствованием всей системы государственного управления.
В процессе исследования мы выявили, что государственная услуга - это деятельность, предоставвляемая федеральными огранами исполнительной власти, внебюджетными фондами и исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ, в пределах своих полномочий и функци, по запросам заявителей. Официально разработанных классификаций
государственных услуг еще не разработаны, но мы в данной работе привели некоторые авторские подходы к определению видов государственных услуг.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что система предоставления государственных услуг имеет широкую и детально проработанную законодательную базу на федеральном и региональном уровнях.
Государственное управление земельно-имущественными отношениями в России также стало объектом нашего внимания, так как в рамках данной работы мы изучали деятельность по предоставлению государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ. Мы определили, какие методы управления земельно-имущественным комплексом используютсяв Российской Федерации, это:
— приватизация государственной собственности;
— передача государственного имущества в аренду;
— передача государственного имущества в безвозмездное пользование;
— передача государственного имущества в доверительное управление;
— заключение концессионных соглашений.
Далее мы дали общую характеристику деятельности Министерства земельных и имущественных отношений РТ. Рассмотрели в историческом контексте развитие земельных и имущественных отношений в Татарстане. Были определены основные функции Министерства:
— управляет имуществом, которое находится в собственности Республики Татарстан;
— осуществляет управление использование недвижимости (сооружений, зданий), объектов культурного наследия, транспорта, оборудования, которые находятся в собственности РТ;
— регулирует использование пакета акций (долей), входящие в собственность РТ;
— управляет в установленном порядке имущества, земельных участков, организаций, зданий, сооружений, жилищного фонда, акций (долей), транспорта, оборудования, находящихся в собственности республики;
— управляет земельными ресурсами РТ;
— осуществляет управление причисление земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Также был дан анализ некоторых экономических показателей деятельности Министерства, а именно: численность персонала, динамика текучести кадров, динамика состава активов, структура доходов и др.
Далее проанализировали систему предоставления государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ. Дали перечень государственных услуг, которые Министерство оказывает, изучили административные регламенты, в которых мы выявили неточности в стандартах, например: административный регламент по предоставлению услуги по включению государственного имущества РТ в Реестр государственной собственности РТ не дает информацию, что подать документы можно в электронном виде через электронный документооборот, он утверждает, что можно подать только лично и по почте. Также была выявлены проблема технической оснащенности Министерства, другими словами персональные компьютеры очень тормозят процесс предоставления услуг, и проблема неэффективного межведомственного электронного взаимодействия.
Анализируя систему предоставления государственных услуг в Министерстве, мы можем сделать вывод о том, что электронизация услуг включает в себя только предоставления информации, подачи заявления и (или) документов и уведомления о готовности результатов оказания услуги, касается это только некоторых услуг.
Изучение организации предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений за рубежом показало, что у них очень развит электронный формат оказания услуг в этой сфере, а также он свидетельствует о том, что основой государственной политики должна выступать концепция качественного сервисного обслуживания и открытости государственного сектора для потребителей.
На основе анализа системы предоставления государственных услуг в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ и зарубежного опыта мы предложили направления совершенствования в этой сфере, а именно:
— кадровое обучение и оценка потенциала государственных служащих;
— цифровизация государственных услуг;
— использование мобильных средств и сервисов в предоставлении государственных услуг;
— создание комфортных условий для предоставления государственных услуг людям с ограниченными возможностями;
— совершенствование технического оснащения Министерства;
— осуществление обратной связи с получателями услуг;
— работа по соврешенствованию административных регламентов.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. / Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №9. - Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) / Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) / Российская газета. - № 23. - 06.02.1996.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Российская газета. - № 211-212. - 30.10.2001.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) / Российская газета. - №256. - 31.12.2001.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) / Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» / Собрание законодательства РФ. - 2018. - №1. - Ст. 65.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» / Собрание законодательства РФ. - 2018. - №1. - Ст. 66.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / Собрание законодательства РФ. - 2018. - №9. - Ст. 1283.
10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Собрание законодательства РФ. - 2017. - №1. - Ст. 90.
11. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [Электронный ресурс]: ред. от 30.03.2018 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: ред. от 11.05.2018 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р «Об
утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и
75
муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» [Электронный ресурс]: ред. от 19.07.2017 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
14. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» [Электронный ресурс]: ред. от 25.05.2016 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Закон Республики Татарстан от 06.04.2005 № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» [Электронный ресурс]: ред. от 26.12.2008 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Закон Республики Татарстан от 12.05.2003 № 16-ЗРТ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]: принят ГС РТ 11.04.2003 / Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
17. Постановление КМ РТ от 22.08.2007 г. № 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» [Электронный ресурс]: ред. от 19.09.2012 / Гарант. - Режим доступа: http: //base.garant.ru
Книги, монографии
18. Воробьев, А.В. Управление земельными ресурсами: учебное пособие /А.В.Воробьев, Е.В. Акутнева. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2015. - 212 с.
19. Двинский, М.Б. Управление государственной и муниципальной собственностью: конспект лекций / М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова. - Красноярск: СФУ, 2014. - 90 с.
20. Дубенюк, Н. Большая экономическая энциклопедия / Н. Дубенюк. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.
21. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.
22. Иваницкая, И.П. Введение в экономику недвижимости: учебное пособие / И.П. Иваницкая, А.Е. Яковлев. - М.: КНОРУС, 2014. - 184 с.
23. Кабашов, С.Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот. Термины и определения : учеб. пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990. - 256 с.
25. Лушникова, Т. Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб. пособие / Т. Ю. Лушникова. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2013. - 165 с.
26. Неделько, С.И. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. - Москва, 2014. - 321 с.
27. Никонова, Л.С. Модель «одно окно» современная технология управления в социальной сфере: методическое пособие / Л.С.Никонова. - М.: ФИЭГ, 2015. - 454 с.
28. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.П. Орешин. - 2-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 178 с.
29. Паршин, М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству / М.В. Паршин. - М., 2013. - 272 с.
30. Попов, Л.Л. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно правовые аспекты: монография / Л. Л. Попов, Е. В. Мигачева, С. В. Тихомиров. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
31. Разомасова, Е.А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие: монография / Е.А. Разомасова. - Новосибирск: НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», 2013. - 136 с.
32. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 629 с.
33. Фадеев, В.И. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации : монография / В. И. Фадеев. - М.: Норма: ИНФРАМ, 2016. — 208 с.
34. Фокин, С.В. Земельно-имущественные отношения: учеб. пособие / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - 271 с.
Диссертации
35. Кулдыбаева И.У. Правовое регулирование предоствления
электронных государственных услуг: дис... канд. юрид. наук: 12.00.14
/Кулдыбаева Ирина Ураловна. - Челябинск, 2014. - 238 с.
36. Тяпикин Э.А. Вопросы эффективности управления земельноимущественным комплексом на примере города Новокузнецка Кемеровской области: дис.канд. эконом. наук: 08.00.14 / Тяпикин Эдуард Анатольевич. - Томск, 2016. - 235 с.
37. Щербинина, Н.Н. Электронные государственные услуги в Российской Федерации: административно-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Щербинина Наталья Николаевна. - Воронеж, 2017. - 308 с.
Печатная периодика
38. Кухтин, П.В. Зарубежный опыт государственного управления землями крупных городов / П.В. Кухтин // Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - 45 с.
39. Нестеров, А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной / А.В. Нестеров // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 11. - 37 с.
40. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - 2004. - №10. - 25 с.
41. Тихомиров, Ю.А. Правовые аспекты административной реформы / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика. - 2004. - №4. - 17 с.
Электронные ресурсы
42. Административная реформа в России (государственное управление) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar.gov.ru
43. Гаврилова, Л.А. Предоставление государственных и муниципальных
услуг в России: современное состояние и основные направления
совершенствования [Электронный ресурс] / Л.А. Гаврилова // Сервис Plus. - 2015. - №10. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
44. Исаков, А.Р. Государственные услуги и их классификация [Электронный ресурс] / А.Р. Исаков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - №6 (95). - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru
45. Министерство земельных и имущественных отношений РТ. Государственные услуги [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: http: //mzio .tatarstan.ru/
46. ОКВЭД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn-- b1aeqp1f.xn--p1ai/
47. Отчет Министерства земельных и имущественных отношений РТ о работе в 2017 году и основные задачи на 2018 год в сфере земельных и имущественных отношений [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: http: //mzio.tatarstan.ru/
48. Портал недвижимости в Германии [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: http://www.standort-augsburg.de
49. Предоставление государственных услуг: зарубежный опыт и
направления для развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nisse.ru/
50. Специфика британского земельного кадастра [Электронный ресурс]. - М.: Земельный вестник Московской области. - 2013. - №9. - Режим доступа: http://zemvest.ru
51. Стратегия развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: http: //mzio .tatarstan.ru/
52. Федеральное агенство по управлению государственным имуществом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosim.ru/
53. Электронное строительство и процесс утверждения [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: http://www.berlin.de/ebg/
54. Government Property Agency [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://www.gov.uk
55. HM Land Registry [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://eservices.landregistry.gov.uk
56. Land Registration Rule Committee [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://www.gov.uk
57. Singapore Land Authority [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://www.sla.gov.sg/
58. URA One Map [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://www.onemap.sg
59. Urban Redevelopment Authority [Электронный ресурс]. - Режиим доступа: https://www.ura.gov.sg