Введение 4
1. Теоретические основы налогообложения прибыли в Российской
Федерации
8
1.1 Экономическая сущность налога на прибыль 8
1.2 Исторические этапы налогообложения прибыли в Российской
Федерации
15
1.3 Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль в Российской
Федерации
24
1.4 Зарубежный опыт налогообложения прибыли организаций 31
2. Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль в Российской
федерации
39
2.1 Анализ формирования налоговой базы по налогу на прибыль 39
2.2 Анализ структуры начислений налога на прибыль в бюджетную
систему Российской Федерации
47
2.3 Анализ поступлений по налогу на прибыль в консолидированный
бюджет Российской Федерации по основным видам экономической
деятельности
55
3. Пути совершенствования налогообложения прибыли предприятий в
Российской Федерации
63
3.1 Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на
прибыль
63
3.2 Совершенствование налогообложения прибыли организаций как
инструмента межбюджетного регулирования доходной части бюджета
субъектов Российской Федерации
72
3.3 Возможности применения зарубежного опыта механизма исчисления
и уплаты налога на прибыль в Российской Федерации
80
Заключение
Список использованных источников 94
Приложения
Стабильное существование любого государства основанной на рыночных
отношениях, во многом зависит от наличия финансовых инструментов
государства. Одним из таких инструментов является налоговая система,
которая представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов,
взимаемых на территории государства с юридических и физических лиц в
соответствии с налоговым законодательством, также это совокупность
налоговых органов, норм и правил, определяющих правомочия сторон,
участвующих в налоговых правоотношениях. Основным налогом в налоговой
системе РФ является налог на прибыль организаций, который представляет
собой форму изъятия части чистой прибыли организаций или хозяйствующих
субъектов в бюджетную систему.
В РФ, с самого начала возникновения налоговой системы, налог на
прибыль занял прочное положение как фискальный инструмент государства. В
доходах консолидированного бюджета налог на прибыль занимает достаточно
существенное положение. При этом сложно переоценить роль налога на
прибыль в формировании бюджета субъектов РФ, так как большая часть по
нормативу приходится именно на бюджет регионов.
В механизме исчисления налога на прибыль в РФ есть недостатки. К
сожалению являясь фискальным инструментом государства, исследуемый
налог не имеет широкой преференциальной базы. Стимулирование экономики
и отдельных его отраслей сводится к минимуму. Необходимость развития
основополагающих отраслей экономики напрямую связана с налогом на
прибыль. Так как налог на прибыль является прямым налогом, он напрямую
воздействует на экономический потенциал налогоплательщика. Благодаря
непосредственной связи налога с размером полученного налогоплательщиком
реального дохода через регулирование налоговой ставки, государство может
ограничивать или стимулировать ту или иную деятельность, инвестиционную5
активность в различных отраслях экономики и регионах. Поэтому налог на
прибыль весьма важный инструмент государства.
Изучением вопросов теории и практики налогообложения прибыли
организаций в РФ занимает множество ученых экономистов, среди которых
Дадашев А.З., Кашин В.А., Барулин С.В., Брызгалин А.В., Черник Д.Г.,
Шаталов С.Д, Горский И.В., Малис Н.И., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Поляк
Г.Б., Родионова В.М., Романовский М.В., и другие. Большое количество работ
выделенных специалистов направлено на изучение и анализ механизма
исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в РФ. Однако, так как
налоговое законодательство в РФ часто изменяется, в частности это касается и
налогообложения прибыли организаций, исследования направленные на
выявление актуальных проблем и определение путей их решения в механизме
исчисления и уплаты данного налога имеют высокую значимость.
Актуальность выпускной квалификационной работы определится тем,
что исследование вопросов, действующего механизма налогообложения
прибыли организаций в РФ на фоне изменения налогового законодательства
приобретают все более важную значимость. Так же актуальность
подтверждается тем, что налог на прибыль один из самых основных налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы
подтверждается тем, что сущность и роль налогообложения прибыли
организаций до конца не изучена и есть множество открытых вопросов.
Практическая значимость определяется ориентацией данной работы на
решение актуальных проблем механизма исчисления и уплаты налога на
прибыль организаций в РФ.
Объектом изучения в данной работе является налогообложение прибыли
организаций в РФ. Предметом изучения является совершенствование
механизма исчисления и уплаты налога на прибыль в РФ.6
Цель выпускной квалификационной работы является исследование
механизма исчисления и уплаты налога на прибыль и выявления проблем для
совершенствования налога на прибыль в РФ.
Для решения выбранной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогообложения прибыли организации
в России;
- рассмотреть исторические этапы развития налога на прибыль в РФ
- изучить действующий механизм исчисления и уплаты налога на
прибыль в РФ;
- рассмотреть зарубежный опыт применения механизма исчисления
налога на прибыль;
- провести анализ формирования налоговой базы по налогу на прибыль в
РФ;
- проанализировать поступления налога на прибыль, в различные уровни
бюджета.
- провести анализ поступлений в консолидированный бюджет по
основным видам экономической деятельности для выявления проблем;
- разработать комплекс мер направленных на решения проблем в
механизме исчисления исследуемого налога для совершенствования
налогообложения прибыли организаций в РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Во введении отмечена актуальность выпускной квалификационной
работы, а так же его теоретическое и практическое значение. Определены цели
и задачи, объект и предмет исследования, информационная база и применяемые
методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам налогообложения
прибыли в РФ и зарубежных странах. Так же рассмотрены исторические этапы
развития и действующий механизм исчисления и уплаты налога на прибыль
организаций в РФ.7
Во второй главе проведен анализ применения налога на прибыль в РФ, в
частности проанализирована структура налоговой базы в целом по РФ и в
разрезе по федеральным округам. Анализ поступлений по налогу на прибыль в
консолидированный бюджет проделан по основным видам экономической
деятельности.
В третьей главе разработаны меры по совершенствованию механизма
исчисления и уплаты налога на прибыль. Уделено внимание
совершенствованию налогообложения прибыли организаций как инструмента
межбюджетного регулирования доходной части бюджета субъектов РФ. Так же
рассмотрен зарубежный опыт решения выявленных проблем, для их
практического применения в налогообложении прибыли РФ.
В заключении обобщены результаты всех трех глав данной
исследовательской работы и сформированы выводы.
Выпускная квалификационная работа осуществлялась на основе
системного подхода при использовании экономико-математических и
статистических методов обработки данных для анализа основных
экономических показателей упрощенной системы налогообложения в РФ.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы
послужили нормативно правовые акты РФ, а так же учебные пособия, научная
литература, статьи отечественных и зарубежных авторов. Материалами для
анализа в исследовательской работе послужили открытые статистические
данные, предоставляемые налоговыми службами и органами государственной
статистики.
Основной формой изъятия прибыли в бюджет РФ является налог на
прибыль организаций. Экономическая сущность налога на прибыль сводится к
фискальной и стимулирующей функции, посредством которых государство
может влиять на экономику. Налог на прибыль имеет крайне изменчивую
форму, поэтому его роль как фискального и стимулирующего инструмента
менялась.
Особенности механизма исчисления и уплаты налога на прибыль
налогоплательщиками в РФ заключаются в следующем:
- механизм исчисления в общем виде представляет собой произведение
ставки на налоговую базу;
- механизм исчисления налога на прибыль не предусматривает широкий
перечень преференций для налогоплательщиков;
- в налоге на прибыль применяется общая ставка исчисления, которая
равна для основных видов экономической деятельности, а так же
хозяйствующих субъектов малого, среднего и крупного бизнеса;
- нормативы распределения ставки не учитывают экономические
возможности малообеспеченных субъектов РФ.
Сложившийся механизм исчисления и уплаты налога на прибыль во
многих случаях приводит к проблемам, которые возникают при применении
налога.
Одной из актуальных проблем, связанных с применением механизма
исчисления и уплаты налога на прибыль, является отсутствие пониженных
ставок и отдельных преференций для слаборазвитых отраслей экономики и
малого бизнеса. Это приводит к слабым темпам экономического развития
отдельных проблемных отраслей.
Нормативы распределения налога на прибыль, по которым поступления
приходятся на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ не учитывает
экономическое положение малообеспеченных регионов. В результате растет90
дефицит бюджета малообеспеченных регионов, что вызывает их зависимость
от межбюджетных трансфертов.
Поступления по налогу на прибыль играют важную роль в формировании
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. За 2006-2017 года доля
налога на прибыль в консолидированном бюджете была непостоянной. Если в
2006 году поступления по налогу на прибыль были наибольшими и
формировали 27% всех налоговых поступлений консолидированного бюджета,
то в 2017 году его доля составила только 15% уступая НДПИ и НДФЛ.
Снижение доли можно обосновать тем, что в 2009 году ставка была снижена с
24% до 20%, что сильно повлияло на спад поступлений по налогу на прибыль.
Изменение ставки была вызвана необходимостью снижения налогового
бремени на реальный сектор экономики, из-за экономического кризиса в 2008
году. Это отражает отсутствие гибкости налога на прибыль к изменениям
экономической среды.
Низкий перечень преференций в механизме исчисления налога на
прибыль привели к тому, что сильно пострадали основополагающие отрасли
экономики. В 2009 году спад поступлений в целом наблюдался по всем видам
экономической деятельности и составил 49,6%. Значительное снижение
поступлений наблюдается от организаций занятых в добывающей и
обрабатывающей отрасли 51% и 70% соответственно. Промышленный сектор
экономики пострадал больше всего. Если значительное снижение поступлений
в 2009 году от обрабатывающего и добывающего сектора экономики можно
объяснить тем, что кризис напрямую связан с выделенными отраслями, то
промышленный сектор экономики пострадал из-за отсутствия преференций по
налогу на прибыль организаций. До 2009 года в промышленном секторе
экономики наблюдались структурные проблемы в основном это низкие
производственные мощности, отсутствие современных технологий, после
кризиса это усугубилось. Кризис 2008 года перенеся на 2013 год, в котором
наблюдается снижение поступлений по налогу на прибыль связано это с низкой
инвестиционной привлекательностью многих видов экономической91
деятельности, в основном касающихся производственного сектора экономики.
Отсутствие должного объёма инвестиций предполагает использование больших
собственных средств, что уменьшает рентабельность организации.
К 2017 году поступления по всем видам экономической деятельности в
целом возросли за период с 2006-2017 года, однако структурные проблемы в
основополагающих секторах экономики остались. Промышленный сектор
экономики представляет сферу с низкой отдачей инвестиций с барьерами для
входа малого бизнеса и отсутствия достаточных производственных мощностей
у действующих организаций, которые бы способствовали экономическому
росту и развития экономики.
Проблема заключается в том, что действующий механизм исчисления и
уплаты налога на прибыль имеют равную ставку, статьи расходов и доходов,
преференции для всех видов экономической деятельности. По нашему мнению,
необходим отдельный подход в налогообложении прибыли для проблемных
отраслей экономики. Производственный сектор нуждается в преференциях, в
том числе в отдельных преимуществах малому бизнесу занятому в этой отрасли
и в более благоприятной налоговой среда для инвестиций, как от российских,
так и иностранных инвесторов.
Большая часть поступлений по налогу на прибыль приходится на бюджет
субъектов РФ. Однако нормативы распределения по налогу на прибыль за 2006-
2017 года изменялся не раз. Изменения ставки и нормативов распределения
налога на прибыль привели к тому, что изменились доходы федерального
бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. С 2006 - 2008 года
включительно доля поступлений налога на прибыль в консолидированный
бюджет субъектов составляла 70%. С 2009 года доля увеличилась до 82%, что в
целом можно охарактеризовать с положительно из-за роста дефицита бюджета
субъектов РФ. В 2017 году нормативы снова были изменены, так 2%
зачисляемых в федеральный бюджет, были повышены на 1% из региональной
ставки. Правительство это обосновывало тем, что 1 % поступлений из
региональной ставки будет направлен на финансирование дефицита бюджета92
субъектов РФ. Однако эта мера решает лишь проблему дефицита бюджета
регионов, но никак не способствует выравниванию доходов субъектов РФ.
В разрезе поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет
субъектов РФ по федеральным округам за 2006-2017 год заметна сильная
разграниченность поступлений по налогу на прибыль. На центральный
федеральный округ приходится 43,5% всех поступлений, это говорит о высоких
поступлениях по налогу на прибыль в субъектах, приходящихся на выделенный
федеральный округ. Значительно меньшую долю формирую северо-западный,
приволжский, уральский федеральные округа, на которые приходится 11,2%,
13%, 13,2% соответственно. Незначительные доли формирует дальневосточный
федеральный округ 5,4%, южный федеральный округ 4% и северокавказский
федеральный округ 0,8%. Это говорит о межбюджетном неравенстве доходов
субъектов РФ.
Изучив экономическую сущность и законодательные особенности налога
на прибыль в РФ, для решения проблем возникающих при применении
механизма исчисления и уплаты налога, можно предложить рекомендации по
совершенствованию налога на прибыль организаций в РФ:
1) для стимулирования производственного сектора целесообразно
использовать инвестиционную (инновационную) преференцию, которая бы
позволяла организациям, занятым в производственном секторе экономики
уменьшать налоговую базу до 50%, если эти средства будут направлены на
техническую модернизацию основных средств организации. Как результат у
организаций будет больше средств, для повышения технических возможностей
организаций. В свою очередь это приведет к расширению производства и более
совершенной продукции;
2) для стимулирования малого бизнеса и производственного сектора
необходимо понизить ставку для малых предприятий занятых в
производственном секторе экономики. Это позволит сформировать
предпосылки к развитию промышленного сектора, так как именно малый
бизнес определяет темпы экономического роста;93
3) чтобы малообеспеченные регионы получили дополнительные
поступления по налогу на прибыль необходимо направить федеральную ставку
налога прямиком в бюджет субъектов. Это позволит так же сформировать
денежную базу для стимулирования экономики на уровне субъектов РФ;
4) субъектам, следует разрешить предоставлять дополнительные
повышающие коэффициенты ускоренной амортизации, дополнять перечень
расходов новыми статьями, изменять нормы переноса убытков. Увеличение
полномочий регионов должны увеличить стимулирующий характер налога на
прибыль организаций, и привести к экономическому росту в регионах, а так же
повысит самостоятельность малообеспеченных субъектов.
Предложенные рекомендации по совершенствованию механизма
исчисления и уплаты налога на прибыль являются наиболее приемлемыми с
учетом предпосылок на текущем этапе развития экономики РФ. Предложенные
меры позволят сформировать предпосылки для развития производственного
сектора экономики и малого бизнеса. Так же будут способствовать
выравниванию доходов среди бюджетов субъектов РФ, в особенности
увеличить экономические возможности малообеспеченных регионов.
Сформированные рекомендации будут способствовать совершенствованию
механизма исчисления налога на пр
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2018. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон:
принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 10.05.2018. – М.:
Проспект, 2018. – 1071 с.
3. О предельных значениях дохода, полученного от
осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление
Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [Электронный ресурс] /
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт
«КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/.
4. Основные направления налоговой политики Российской
Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов:
постановление правительства РФ 30.05.2013 [Электронный ресурс] /
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт
«КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/.
5. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на
прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата
представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в
электронной форме: приказ ФНС России от 19.10.2016. N ММВ-7-3/572@
[Электронный ресурс] / Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». – Официальный сайт «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206387/.
6. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ
Минфина России от 02.07.2010. N 66н [Электронный ресурс] / Справочно-95
правовая система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт
«КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/.
7. Об утверждении Инструкции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты в
бюджет налога на прибыль предприятий и организаций": приказ МНС РФ
от 15.06.2000 N БГ-3-02/231 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28620/.
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года: разработан
Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/.
9. О налогах с предприятий, объединений и организаций: закон
СССР от 14.06.1990 N 1560-1 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт «КонсультантПлюс». –
Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3062#00
7579305656995827.
10. Об основах налоговой системы в Российской Федерации:
закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 [Электронный ресурс] /
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт
«КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207/.
11. О налоге на прибыль предприятий и организаций: закон РФ
от 27 декабря 1991 года №2116-1 [Электронный ресурс] / Справочноправовая система «КонсультантПлюс». – Официальный сайт
«КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200/.96
Книги, монографии
12. Белова А.Г. Экономический кризис в России: экспертный
взгляд /А.Г. Белова А.А. Блохин. – М.: Экон-Информ, 2009. – 112 с.
13. Бланк И.Л. Управление прибылью.- 2-е изд., расш. и доп.- К.:
Ника-Центр, Элы», 2002. - 423 с.
14. Войтов А. Г. История экономических учений: учебное
пособие. — М.: Дашков и К°, 2016. — 228 с.
15. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской
Федерации: Учебник и практикум для академического бакалавриата /
Финансовый университет; под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — М.: Юрайт,
2014. — 541 с.
16. Грибов В.Д. Экономика организаций (предприятия) : учебник
/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 10-е изд., стер. – Москва
: КНОРУС, 2016. – 416 с.
17. Иванова Н.И. Налоговое стимулирование инновационных
процессов / отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН. 2009. - 160 с.
18. Карпова Е.Н. Долгосрочная финансовая политика
организации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
19. Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ.
— М.: КНОРУС, 2016. — 245 с
20. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник
для вузов/ Под ред.проф. В.Г Князева, проф. Д.Г. Черника. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 191 с.
21. Лазурина О.М. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /
Под общей редакцией к.э.н., доцента О.М. Лазуриной – Ярославль:
МФЮА, 2014. – 220 с.
22. Латышев И.А. Современная Япония: Справочник/ Отв. ред.
И.А. Латышев. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2013. – 319 с.
23. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник
и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С.97
Букина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. —
309 с.
24. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль / К. Маркс. – М.:
Политиздат, 1983. – 63 с.
25. Полежарова Л. В. Международное обложение налогом:
современная теория и методология применения в рыночных условиях:
монография [Текст] // Л. В. Полежарова. — М.: Магистр, Инфра-М, 2016.
— 416 с.
26. Романовский М. В. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / под
ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, Инфра-П,
2009. – 528 с.
27. Селезнева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности организации:
учеб. пособ. / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 583 с.
28. Синельников-Мурылев С. Совершенствование налога на
прибыль в Российской Федерации в среднесрочной перспективе /
С.Синельников-Мурылев, Е.Шкребела - М.:Изд-во Института Гайдара,
2011. – 264 с.
29. Шаркова А.В. Словарь финансово-экономических терминов /
А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н.,
проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация
«Дашков и К°», 2015. —1168 с.
30. Быкова С.Н. Налогообложение прибыли организаций и
предпринимательская активность : дис. ... канд. экон. наук : / С.Н. Быкова.
- Москва, 2006. - 194 с.
31. Деева А.А. Налоговое стимулирование инвестиций в
реальный сектор экономики: автореф. дис…, канд. экон. наук.: / А.А.
Деева. – Москва, 2009. - С.3-23.98
Отчеты о научно-исследовательской работе
32. Синельников С. Г. Бюджетный кризис в России: 1985–1995
годы: отчет о НИР / С. Г. Синельников. - Москва: Институт
экономической политики имени Е. Т. Гайдара Евразия, 1995. - 273 с.
Печатная периодика
33. Воронина, Л. А. Мировой опыт налогового стимулирования
инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической
деятельности / Л. А. Воронина, В. В. Иосифов, Д. В. Дира, Е. А.
Нестеренко // Финансы и кредит. – 2012. – N.13. – С. 63-70.
34. Галухин, А.В. Финансовая устойчивость доходной базы
бюджетов регионов: состояние и оценка ее результативности / А.В.
Галухин // Федерализм. – 2015. – №2(78). – С. 151-162.
35. Попелышева Ю.С. Налоговое стимулирование инвестиций в
реальный сектор экономики / Ю.С. Попелышева, Л.С. Костина// Интернетжурнал «Науковедение». – 2017. - №5 (9). – С. 126-130.
36. Костин Ф.И. Налоговое стимулирование инвестиционной
активности в секторе обрабатывающей промышленности / Ф.И. Костин //
Оценка инвестиций. – 2010. - №9 . - С. 123-127.
37. Красильников О.Ю. Сдвиги в отраслевой и технологической
структуре экономики России за годы реформ / Социально-гуманитарные
знания. 2001. № 5. С. 277 – 286.
38. Лачихина А. Г. Налоговые иструменты стимулирования
инвестиций / А. Г. Лачихина // Устойчивое развитие российских регионов:
экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков :
сборник материалов XII международной научно-практической
конференции. - 2015. — №11. — С. 328-331.
39. Майнуленко В.В. Экономическая сущность, виды и функции
прибыли хозяйствующего субъекта / В.В. Майнуленко, Т.А. Садовская
//Дайджест-финансы . – 2012. –№10. – С. 25-34.99