ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Юношеский возраст и его особенности 10
1.2. Исследование понятия смысложизненные ориентации 21
1.3. Психологические аспекты агрессивности и агрессивного поведения 30
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Процедура исследования 45
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 46
Выводы по 2 главе 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 51
3.1. Результаты исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций
и агрессивности в юношеском возрасте 51
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 59
Выводы по 3 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Жизненный путь человека - это процесс формирования определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте.
Ориентации, направленные на те, или иные ценности, охватывают собой выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, помыслов, побуждений.
Смысложизненные ориентации активируют положение человека в группе. Постоянная потребность личности в приобретении и поддержке статуса есть одна из самых значимых социальных потребностей личности.
Увеличение агрессивных факторов в молодёжной среде отражает одну из актуальнейших социальных проблем современного общества. Агрессивные поступки играют порой роль средства достижения, какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности в юношеском возрасте, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей смысложизненных ориентаций. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого-педагогической работы с семьёй и понимания юношеского возраста. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте сегодня становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности у исповедующих Ислам (практикующих) мусульманок и светских, этнических мусульманок в юношеском возрасте.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. СЖО (тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева).
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки;
3. Виды агрессивности Л.Г. Почебута;
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составляет 100 человек, девушки в возрасте 16-18 лет, ученицы Казанского Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия и Казанского Федерального Университета.
В результате работы над темой «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
В качестве методик исследования использовались: опросник агрессивности Басса - Дарки, опросник агрессивности Почебут, методика исследования системы жизненных смыслов Д.А. Леонтьева.
После проведенной диагностики и обобщения результатов, нами были сделаны следующие выводы:
1. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Басса - Дарки этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.1). высокий индекс агрессивности выявлен в большей мере у этнических мусульманок (25,56), в сравнении у практикующих мусульманок этот показатель намного ниже (16,54), что означает высокую степень агрессивности, импульсивности, враждебности, проявление негативных чувств при малейшем возбуждении с использованием различных форм агрессии этнических мусульманок.
2. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Почебут этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.6). Высокая степень агрессии выявлена в большей мере у этнических мусульманок (17,26), в сравнении данный показатель выявлен у практикующих мусульманок (12,42), что означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
3. Результаты диагностики, показателей смысложизненных ориентаций этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1:Эмп = 3.4). Показатель «Осмысленность жизни» сформирован в большей мере у практикующих мусульманок (109), для сравнения (94,9) - у этнических мусульманок. У девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. Проверка достоверности различий по методике агрессивности Почебут показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам агрессивности. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Вербальная агрессия» (хср=8,2), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Физическая агрессия» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Предметная агрессия» (хср=5,4), чем у не религиозных девушек (хср=4,2), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Эмоциональная агрессия» (хср=3,9), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Самоагрессия» (хср=6,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Степень агрессивности» (хср=8,5), чем у не религиозных девушек (хср =4,7).
5. Проверка достоверности различий по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам осмысленности жизни. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «результат жизни» (хср=10,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,4), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «локус контроля - Я» (хср=9,1), чем у не религиозных девушек (хср=3,6), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «цели в жизни» (хср=6,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,7), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «процесс жизни» (хср=5,9), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «осмысленность жизни» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4).
5. Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности и осмысленности жизни у не религиозных девушек позволили выявить следующие взаимосвязи умеренная статистически значимая по силе и
прямые по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «Локус контроля - жизнь» (гэмп=0,29, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Локус контроля - жизнь» (ГЭМП=0,32, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Цели в жизни» (ГЭМП=0,34, р=0,05^ средняя статистически значимая по силе и обратная по направлению связь между следующими показателями: «Вербальная агрессия» и «Локус контроля - Я» (гэмп=-0,4, р=0,01); умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «процесс жизни» (ГЭМП= -0,29, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «цели в жизни» (ГЭМП= -0,32, р=0,05);
«Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= -0,43, р=0,05); «Самоагрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,31, р=0,05^; «Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= - 0,32, р=0,05^;
6. На выборке девушек, исповедующих ислам, были выявлены: умеренные статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «осмысленность жизни» (гэмп=0,32, р=0,05); «процесс жизни» и «негативизм» (гэмп=0,31, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «процесс жизни» (гэмп=0,51, р=0,05) «Вербальная агрессия» и «результат жизни» (гэмп=0,46, р=0,05);
умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «локус контроля - Я» (гэмп= -0,32, р=0,05); «Вербальная агрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,32, р=0,05).
7. Наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте у практикующих мусульманок и светских (этнических), подтвердилась.
По итогам исследовании мы выявили, что у девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Данные аспекты как показало оказывают важное влияние на уровень агрессивности, а именно позитивное психоэмоциональное состояние и умение владеть собой, низкий уровень агрессивных тенденций в поведении.
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович. - М.: Знание, 2012. - 142 с.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2017. - №6. - С. 112-123.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2015. - 254 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов. - М.: Владос, 2015.- 212 с.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: МПСИ, 2011. - 416 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МГУ, 2010. - 178 с.
7. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14.- Психология. - 1981. - № 2. - С. 46-56.
8. Братусь, Б.С. Общая психология / Б.С. Братусь. - М.: Владос, 2014. - 233 с.
9. Бреслав, Г.Э. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков. Методическое пособие для врачей / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2014.
- 342 с.
10. Васильева, О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. - 2016. - №4. - С. 6064.
11. Водинская, М. Арт-терапия с агрессивными детьми / М. Водинская // Образование школьников. - 2017. - №12. - С. 19.
12. Выготский, Л.С. Психология развития. / Под. Ред. М.Я. Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Мидэн», 2006. - 245 с.
13. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2017. - №3. - С. 45-52.
14. Гончар, С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных подростков / С.Н. Гончар // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17-19. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/
15. Горьковая, И.А. Смысложизненные ориентации у подростков, проживающих в разных макросоциальных условиях / И.А. Горьковая, В.В. Шмыгарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015.
- № 4. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=20514
16. Гумель, Е.Б. Проявление форм агрессии личности подростка в зависимости от уровня развития компетентности социального взаимодействия / Е.Б. Гумель, А.А. Петушкова // Психология, социология и педагогика. 2012. - № 6 - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/923
17. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии.
- 2017. - №1. - С. 53-57.
18. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / Ениколопов С.Н. // Прикладная психология. - 2017. - № 2. - С. 34-39.
19. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен / Д. Журавлев // Народное образование. - 2013. - №2. - С. 185-193.
20.Завражни, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражни // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С. 43-49.
21.Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 14-17.
22. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О. Златогорская // Школьный психолог. - 2013. - №30. - С. 2-3.
23. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. - М.: Айрис- пресс, 2015. - 240 с.
24. Колодий, Н.Е. Как преодолеть негативные стереотипы общения школьников / Н.Е. Колодий, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С. 83-88.
25. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колесова. - СПб: Питер, 2014. - 224 с.
26. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М: Политиздат, 2009. - 340 с.
27. Котова, И.Б. Социализация личности. Психология в вопросах и ответах. / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2015. - 129 с.
28. Кравцова, Е. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении / Е. Кравцова, А. Тышенбаева, А. Степанова // Школьный психолог. - 2016. - №41. - С. 4-6.
29. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Крейхи Б. - СПб.: ЭКСМО, 2013. - 322 с.
30. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 158 с.
31. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. - 2017. - №3. - С. 2426.
32. Курбатова, Т.Н. Еще раз об агрессии / Т.Н. Курбатова // Психологическая газета. - 2016. - №2. - С. 14.
33. Лапин, Н.И. Общая социология / Н.И. Лапин. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 240 с.
34. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2014. - №6. - С. 168-171.
35. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 125 с.
36. Мальковская, Т.Н. Учитель — ученик. / Т.Н. Мальковская. - М.: Знание, 1997. — 64 с.
37. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб., 1997. - 189 с.
38. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2015. - 254 с.
39. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т. - М.: АСТ-пресс, 2017. - 345 с.
40. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 640 с.
41. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2015. - 235 с.
42. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2016. - 240 с.
43. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райе. - М.: МГУ, 2015. - 178 с.
44. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2006. - №5. - С. 3-18.
45. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 2013. - 366 с.
46. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. - М., 1999. - 712 с.
47. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С. 8188
48. Рыбалко, Е.Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии / Е.Ф. Рыбалко. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 240 с.
49. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. - 2016. - Т.5. - №4. - С.65 - 73.
50. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, 2013. - 93 с.
51. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - М.: Прогресс, 2016. - 125 с.
52. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2015. — 384 с.
53. Смирнова В.Е. Психология юношеского возраста / В.Е. Смирнова. - СПб., 1997. - 189 с.
54. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2013. - 322 с.
55. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Знание, 2013. - 366 с.
56.Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.А. Чижова. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 158 с.
57.Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский. - М.: Знание, 2007. — 154 с.
58.Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. / Э. Шпрангер. - М.: Проспект, 2010. - 131 с.
59.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 2016. - 125 с.
60.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая систе ма / М.С. Яницкий. - Самара, 2015. - 235 с.