Взаимосвязь агрессии и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Юношеский возраст и его особенности 10
1.2. Исследование понятия смысложизненные ориентации 21
1.3. Психологические аспекты агрессивности и агрессивного поведения 30
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Процедура исследования 45
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 46
Выводы по 2 главе 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 51
3.1. Результаты исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций
и агрессивности в юношеском возрасте 51
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 59
Выводы по 3 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Юношеский возраст и его особенности 10
1.2. Исследование понятия смысложизненные ориентации 21
1.3. Психологические аспекты агрессивности и агрессивного поведения 30
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Процедура исследования 45
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 46
Выводы по 2 главе 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 51
3.1. Результаты исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций
и агрессивности в юношеском возрасте 51
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 59
Выводы по 3 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Жизненный путь человека - это процесс формирования определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте.
Ориентации, направленные на те, или иные ценности, охватывают собой выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, помыслов, побуждений.
Смысложизненные ориентации активируют положение человека в группе. Постоянная потребность личности в приобретении и поддержке статуса есть одна из самых значимых социальных потребностей личности.
Увеличение агрессивных факторов в молодёжной среде отражает одну из актуальнейших социальных проблем современного общества. Агрессивные поступки играют порой роль средства достижения, какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности в юношеском возрасте, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей смысложизненных ориентаций. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого-педагогической работы с семьёй и понимания юношеского возраста. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте сегодня становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности у исповедующих Ислам (практикующих) мусульманок и светских, этнических мусульманок в юношеском возрасте.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. СЖО (тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева).
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки;
3. Виды агрессивности Л.Г. Почебута;
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составляет 100 человек, девушки в возрасте 16-18 лет, ученицы Казанского Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия и Казанского Федерального Университета.
Ориентации, направленные на те, или иные ценности, охватывают собой выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, помыслов, побуждений.
Смысложизненные ориентации активируют положение человека в группе. Постоянная потребность личности в приобретении и поддержке статуса есть одна из самых значимых социальных потребностей личности.
Увеличение агрессивных факторов в молодёжной среде отражает одну из актуальнейших социальных проблем современного общества. Агрессивные поступки играют порой роль средства достижения, какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности в юношеском возрасте, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей смысложизненных ориентаций. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого-педагогической работы с семьёй и понимания юношеского возраста. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте сегодня становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности у исповедующих Ислам (практикующих) мусульманок и светских, этнических мусульманок в юношеском возрасте.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. СЖО (тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева).
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки;
3. Виды агрессивности Л.Г. Почебута;
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составляет 100 человек, девушки в возрасте 16-18 лет, ученицы Казанского Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия и Казанского Федерального Университета.
В результате работы над темой «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте.
В качестве методик исследования использовались: опросник агрессивности Басса - Дарки, опросник агрессивности Почебут, методика исследования системы жизненных смыслов Д.А. Леонтьева.
После проведенной диагностики и обобщения результатов, нами были сделаны следующие выводы:
1. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Басса - Дарки этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.1). высокий индекс агрессивности выявлен в большей мере у этнических мусульманок (25,56), в сравнении у практикующих мусульманок этот показатель намного ниже (16,54), что означает высокую степень агрессивности, импульсивности, враждебности, проявление негативных чувств при малейшем возбуждении с использованием различных форм агрессии этнических мусульманок.
2. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Почебут этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.6). Высокая степень агрессии выявлена в большей мере у этнических мусульманок (17,26), в сравнении данный показатель выявлен у практикующих мусульманок (12,42), что означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
3. Результаты диагностики, показателей смысложизненных ориентаций этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1:Эмп = 3.4). Показатель «Осмысленность жизни» сформирован в большей мере у практикующих мусульманок (109), для сравнения (94,9) - у этнических мусульманок. У девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. Проверка достоверности различий по методике агрессивности Почебут показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам агрессивности. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Вербальная агрессия» (хср=8,2), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Физическая агрессия» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Предметная агрессия» (хср=5,4), чем у не религиозных девушек (хср=4,2), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Эмоциональная агрессия» (хср=3,9), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Самоагрессия» (хср=6,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Степень агрессивности» (хср=8,5), чем у не религиозных девушек (хср =4,7).
5. Проверка достоверности различий по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам осмысленности жизни. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «результат жизни» (хср=10,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,4), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «локус контроля - Я» (хср=9,1), чем у не религиозных девушек (хср=3,6), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «цели в жизни» (хср=6,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,7), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «процесс жизни» (хср=5,9), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «осмысленность жизни» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4).
5. Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности и осмысленности жизни у не религиозных девушек позволили выявить следующие взаимосвязи умеренная статистически значимая по силе и
прямые по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «Локус контроля - жизнь» (гэмп=0,29, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Локус контроля - жизнь» (ГЭМП=0,32, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Цели в жизни» (ГЭМП=0,34, р=0,05^ средняя статистически значимая по силе и обратная по направлению связь между следующими показателями: «Вербальная агрессия» и «Локус контроля - Я» (гэмп=-0,4, р=0,01); умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «процесс жизни» (ГЭМП= -0,29, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «цели в жизни» (ГЭМП= -0,32, р=0,05);
«Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= -0,43, р=0,05); «Самоагрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,31, р=0,05^; «Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= - 0,32, р=0,05^;
6. На выборке девушек, исповедующих ислам, были выявлены: умеренные статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «осмысленность жизни» (гэмп=0,32, р=0,05); «процесс жизни» и «негативизм» (гэмп=0,31, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «процесс жизни» (гэмп=0,51, р=0,05) «Вербальная агрессия» и «результат жизни» (гэмп=0,46, р=0,05);
умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «локус контроля - Я» (гэмп= -0,32, р=0,05); «Вербальная агрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,32, р=0,05).
7. Наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте у практикующих мусульманок и светских (этнических), подтвердилась.
По итогам исследовании мы выявили, что у девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Данные аспекты как показало оказывают важное влияние на уровень агрессивности, а именно позитивное психоэмоциональное состояние и умение владеть собой, низкий уровень агрессивных тенденций в поведении.
В качестве методик исследования использовались: опросник агрессивности Басса - Дарки, опросник агрессивности Почебут, методика исследования системы жизненных смыслов Д.А. Леонтьева.
После проведенной диагностики и обобщения результатов, нами были сделаны следующие выводы:
1. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Басса - Дарки этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.1). высокий индекс агрессивности выявлен в большей мере у этнических мусульманок (25,56), в сравнении у практикующих мусульманок этот показатель намного ниже (16,54), что означает высокую степень агрессивности, импульсивности, враждебности, проявление негативных чувств при малейшем возбуждении с использованием различных форм агрессии этнических мусульманок.
2. Результаты диагностики, показателей агрессивности по методике Почебут этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1Эмп = 3.6). Высокая степень агрессии выявлена в большей мере у этнических мусульманок (17,26), в сравнении данный показатель выявлен у практикующих мусульманок (12,42), что означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
3. Результаты диагностики, показателей смысложизненных ориентаций этнических мусульманок и практикующих мусульманок отличаются статистически значимо (1:Эмп = 3.4). Показатель «Осмысленность жизни» сформирован в большей мере у практикующих мусульманок (109), для сравнения (94,9) - у этнических мусульманок. У девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. Проверка достоверности различий по методике агрессивности Почебут показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам агрессивности. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Вербальная агрессия» (хср=8,2), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Физическая агрессия» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Предметная агрессия» (хср=5,4), чем у не религиозных девушек (хср=4,2), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Эмоциональная агрессия» (хср=3,9), чем у не религиозных девушек (хср=3,4), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Самоагрессия» (хср=6,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,1), у девушек, исповедующих ислам, более низкие показатели по шкале «Степень агрессивности» (хср=8,5), чем у не религиозных девушек (хср =4,7).
5. Проверка достоверности различий по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева показала, что не религиозные девушки и девушки, исповедующие ислам, отличаются по многим шкалам осмысленности жизни. Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «результат жизни» (хср=10,8), чем у не религиозных девушек (хср=5,4), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «локус контроля - Я» (хср=9,1), чем у не религиозных девушек (хср=3,6), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «цели в жизни» (хср=6,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,7), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «процесс жизни» (хср=5,9), чем у не религиозных девушек (хср=4,1), у девушек, исповедующих ислам, более высокие показатели по шкале «осмысленность жизни» (хср=7,2), чем у не религиозных девушек (хср=3,4).
5. Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности и осмысленности жизни у не религиозных девушек позволили выявить следующие взаимосвязи умеренная статистически значимая по силе и
прямые по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «Локус контроля - жизнь» (гэмп=0,29, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Локус контроля - жизнь» (ГЭМП=0,32, р=0,05); «Индекс агрессивности» и «Цели в жизни» (ГЭМП=0,34, р=0,05^ средняя статистически значимая по силе и обратная по направлению связь между следующими показателями: «Вербальная агрессия» и «Локус контроля - Я» (гэмп=-0,4, р=0,01); умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «Физическая агрессия» и «процесс жизни» (ГЭМП= -0,29, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «цели в жизни» (ГЭМП= -0,32, р=0,05);
«Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= -0,43, р=0,05); «Самоагрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,31, р=0,05^; «Самоагрессия» и «процесс жизни» (гэмп= - 0,32, р=0,05^;
6. На выборке девушек, исповедующих ислам, были выявлены: умеренные статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «осмысленность жизни» (гэмп=0,32, р=0,05); «процесс жизни» и «негативизм» (гэмп=0,31, р=0,05); «Эмоциональная агрессия» и «процесс жизни» (гэмп=0,51, р=0,05) «Вербальная агрессия» и «результат жизни» (гэмп=0,46, р=0,05);
умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «общий индекс агрессивности» и «локус контроля - Я» (гэмп= -0,32, р=0,05); «Вербальная агрессия» и «осмысленность жизни» (гэмп= -0,32, р=0,05).
7. Наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте у практикующих мусульманок и светских (этнических), подтвердилась.
По итогам исследовании мы выявили, что у девушек практикующих мусульманок, в большей мере, чем у этнических мусульманок выражено в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У практикующих мусульманок более осмысленная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Данные аспекты как показало оказывают важное влияние на уровень агрессивности, а именно позитивное психоэмоциональное состояние и умение владеть собой, низкий уровень агрессивных тенденций в поведении.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - МОТИВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Связь ценностных ориентаций старших школьников и студентов с их отношением к ненормативной лексике
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь уровня конфликтности подростков с типом их психологической сепарации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Иррациональные установки как фактор суицидального риска в юношеском возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (Оренбургский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



