Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт

Работа №73083

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы межличностных конфликтов и внутриличностной конфликтности старшеклассников 13
1.1. Психологические особенности личности в старшем школьном возрасте 19
1.2. Психологические особенности межличностных конфликтов старшеклассников . 24
1.3. Внутриличностная конфликтность старшеклассников и её связь с ситуациями
межличностного взаимодействия 28
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование типов реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт34
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования 34
2.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования 37
2.2.1. Высокий уровень внутриличностной конфликтности старшеклассников 41
2.2.2. Средний уровень внутриличностной конфликтности старшеклассников 46
2.2.3. Низкий уровень внутриличностной конфликтности старшеклассников 50
2.2.4. Сравнительный анализ уровня выраженности внутриличностной конфликтности,
стратегий поведения в ситуации межличностного конфликта, коммуникативных типов личности, индивидуально-типологических особенностей учащихся 10 и 11 классов 56
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Выводы 68
Список использованной литературы 70
Приложения


Конфликты играют очень важную роль в жизни каждого человека, семьи, организации, государства и человечества в целом. Они выступают необходимым условием общественного развития.
В чем же причины современных конфликтов? Их развитию способствовали самые различные факторы. Так, например, о себе четко дали знать проблемы, связанные с распространением оружия, его бесконтрольным использованием. Так же к этому необходимо добавить развитие урбанизации и миграцию населения в города, к чему оказались неготовыми многие государства.
В научной сфере с начала 90-х годов 20 века по настоящее время наблюдается постоянное увеличение ежегодного количества публикаций и диссертаций по проблемам межличностных и внутриличностных конфликтов. Это указывает на то, что количество подобных видов конфликта в обыденной жизни не уменьшается. В связи с обострением проблемы встает вопрос о необходимости ее более серьезного и детального научного рассмотрения, смены особенностей обыденных представлений о природе конфликта, способах участия в нем и его возможных последствий.
Содержание понятия «конфликт» трактуется исследователями с различных позиций, в соответствии с разными основаниями. К настоящему времени в психологической литературе накопилось значительное число дефиниций. На протяжении развития психологии наблюдалась динамика во взглядах ученых на роль конфликтов в жизни человека: от рассмотрения конфликта как отрицательного явления, несущего в себе деструктивный потенциал (В. Н. Иванов, Н. С. Мансуров), до признания его многофункциональным социально-психологическим явлением (А. Я. Анцупов, М. М. Кашапов, П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан, А. И.Шипилов и др.) [7].
В основе любого конфликта лежит проблемная ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения, несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Проблемные ситуации, возникающие в ходе протекания коммуникативной деятельности, могут стимулировать личность к нахождению конструктивных способов коммуникативного поведения. Структурная модель описания конфликтов предполагает анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, с целью установления параметров, влияющих на конфликтное поведение, и конкретизации форм этого влияния [33].
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своей книге «Конфликтология» пишут: «Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностной конфликтности посвящено около 8% публикаций» [4]. Таким образом, мы можем утвердительно говорить о том, что проблеме соотношения внутриличностной конфликтности и межличностного конфликта посвящено колоссально малое количество литературы, статей и иных научных публикаций.
Современный мир очень богат на проявление внутриличностной конфликтности, которая напрямую проецируется на особенности взаимодействия в межличностных ситуациях, впоследствии приводя такие взаимоотношения в состояние глубокого, порой затяжного конфликта.
В настоящее время распространение получило огромное количество преступлений разной степени выраженности (от кражи до терроризма). В качестве примера можно привести довольно обширный список всемирно известных убийц, насильников, маньяков, которые, по-видимому, имели определённый уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, что могло толкать их на совершение таких жестоких злодеяний. Яркой личностью является Андрей Романович Чикатило, получивший прозвище «Бешеный зверь», «Ростовский потрошитель», известный как маньяк, совершивший более 65 убийств. Изучение биографии дает нам информацию о том, что он был достаточно преуспевающим учеником в школе, затем получил профессию и занимался определенной деятельностью. Однако, различного рода исследования показывают, что у данного человека было накоплено огромное количество обид, унижений, перенесенных в детстве, подростковом и юношеском возрасте. Невозможность снять стресс, постоянное напряжение и несправедливость окружения зарождают в людях ненависть ко всему миру. Такие люди не могут дать сдачи сверстникам, зато с удовольствием подавляют более слабых людей [43].
Так же этот список можно дополнить и таким американским серийным убийцей и похитителем людей, как Теодор Роберт (Тед) Банди, который, признался в совершении свыше 30 убийств. Отличительным фактом, на наш взгляд, является то, что в 1972 году он закончил Вашингтонский университет со степенью в области психологии, став лучшим учеником на курсе [67], [68], [69]. [70].
Наиболее современной и актуальной остается история девушки-студентки МГУ им. М.В.Ломоносова - Вари Карауловой, которая была осуждена за попытку незаконно пересечь границу Сирии и вступить в «Исламское государство» (запрещенное на территории РФ). В 2016 году она была приговорена к 4,5 годам лишения свободы. 16 апреля 2019 года девушку освободили досрочно (раньше на 1 год 10 дней). Данная история наиболее полно и подробно описана в фильме, вышедшем 16 апреля 2019 года: «Я - Варя Караулова и больше никто».
Казалось бы, очень странно упоминать здесь данную ситуацию, но, если углубиться в детали, разобрать все «по кусочкам», выслушав точку зрения родителей и непосредственно самой девушки, мы увидим абсолютно прямую связь этой истории с темой нашего диплома.
Основываясь на фактах, можно приводить в качестве примера слова мамы, которая настояла на том, чтобы дочь не уходила из французской школы и не меняла её на спортивную школу (девочке очень нравилась академическая гребля). Важный момент здесь заключается в том, что именно после такой ситуации была замечена замкнутость, неуверенной в себе. Так же немаловажную роль играет тот факт, что девочка всегда с трудом заводила новые знакомства и имела ограниченный круг общения, в котором ей было комфортно, она не стремилась его каким либо способ расширять. В интервью Варя призналась, что остро переживала ситуацию развода своих родителей, но внешне не подавала грусти и разочарования, чтобы не расстраивать свою маму. Мы не можем в полной мере утверждать, что данные факты могли способствовать такому поведению и выбору девушки, но и не можем обойти стороной эти моменты, т.к. вопрос является действительно актуальным, это то, что происходит здесь и сейчас, вокруг нас.
Во многих подобных историях, автобиографиях, мы можем найти отголоски затаившихся обид, огромное количество противоречий с самим собой, что могло быть спроецировано на социально-неодобряемую деятельность. Сходные ситуации мотивируют нас на предположение о том, что в таких ситуациях определенный уровень внутриличностной конфликтности породил подобного рода негативные взаимоотношения не только с собой, но и с окружающими людьми.
Конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
Внутренний конфликт, не выходящий за рамки нормы, является одним из условий развития самосознания личности. Внутренняя конфликтность на «фоновом» уровне является естественным состоянием для человеческой психики. Проявления конструктивного внутриличностного конфликта (протекает в рамках нормы) такие как, критическое отношение к себе как к личности, недовольство некоторыми аспектами своего поведения становятся мощным импульсом самосовершенствования и дальнейшего развития. Однако, деструктивный внутриличностный конфликт, усугубляющий внутреннее конфликтное состояние, перерастает в критическую ситуацию и становится причиной, например, невротических реакций или соматических заболеваний. Также этот тип внутриличностного конфликта может привезти к тяжелым переживаниям, способным вызвать стресс, или даже к крайней форме разрешения - суицидальным формам поведения [24].
Изучение внутриличностных конфликтов старшеклассников тем самым становится актуальным и в контексте психологического здоровья субъектов школьного образования и в контексте личностного совершенствования будущих студентов, профессионалов, а также способствует обогащению теоретических основ междисциплинарной науки конфликтологии.
Всё это определяет актуальность нашего исследования, которая заключается в том, что на сегодняшний день в современной литературе недостаточно разработана комплексная тема как межличностных конфликтов, так и внутриличностной конфликтности старшеклассников, а также отсутствует единый подхода к определению основных факторов, способствующих их возникновению.
В практическом отношении данная тема является актуальной с точки зрения поиска эффективных путей разрешения как межличностных, так и внутриличностных конфликтов среди старшеклассников. Наиболее остро это выражается в большом числе суицидов и суицидальных попыток молодежи среди старших школьников, незаконного использования оружия, проблемы буллинга и различных направлений агрессии.
Несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования, посвященные данной теме, таких авторов, как: М.М.Кашапова, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, С. И. Ериной, остается недостаточно изученным вопрос изучения соотношения внутриличностной конфликтности и межличностных конфликтов старшеклассников.
Мы не можем обойти данную проблему стороной, т.к. статистика данного вида конфликтности безоговорочно растет.
Проблема детерминации внутриличностной конфликтности поставлена в психологии давно, однако вопросы ее разрешения активно обсуждаются в научной литературе. В современной отечественной и западной психологии все большее внимание уделяется разработке методологии с опорой на понятие «субъект» [57]. Применительно к поставленной нами проблеме именно субъект разрешает жизненные трудности, собственные внутренние противоречия и на основе этого использует стратегии поведения в межличностном конфликте.
Особое внимание в нашей работы мы уделяет проблеме конфликтов среди старшеклассников, так как вопрос является очень актуальным и, несомненно, важным.
Анализ работ, посвященных межличностным отношениям на разных возрастных этапах, показал, что психологи исследуют в основном взаимоотношения дошкольников и школьников; вероятно, это объясняется запросом практики образования и спецификой самих возрастов: происходит бурное развитие личности, деятельности, познавательной и эмоциональной сфер. Значительно меньше исследований посвящено взаимоотношениям в юношеском возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов [13].
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что в ней определены количественные и качественные характеристики внутриличностной конфликтности, стратегии поведения в межличностных конфликтах старшеклассников, будут выявлены индивидуально-типологические особенности и смысложизненные ориентации старшеклассников, связанные с внутриличностной конфликтностью.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные данные будут способствовать разработке программ психологической коррекции внутриличностной конфликтности старшеклассников, могут послужить основой для разработки программ психологического сопровождения старшеклассников, например, в условиях профессионального самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в сфере школьного образования, а также в практике психологического консультирования детско-родительских отношений в семьях с ребенком старшего школьного возраста.
Кроме этого, выявление жизненных сфер, в которых чаще всего возникают внутренние противоречия у старшеклассников, позволят увидеть актуальные направления работы с данной социальной категорией.
Материалы исследования были представлены в текстах 7 научных публикаций, среди них наиболее значимыми являются следующие:
1. Башкин М.В, Шавалева К.А. Типы реагирования на межличностный конфликт студентов с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции [19-20 ноября 2018 г.] / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 295 с.
2. Башкин М.В., Шавалева К.А. Связь внутриличностной конфликтности студентов со стратегиями их поведения в ситуации межличностного конфликта. Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 13. - 422 с.
3. Башкин М.В., Шавалева К.А. Связь внутриличностной конфликтности студентов с типами их реагирования на межличностный конфликт. Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. №1, 2019 г.
Так же работа была представлена на конференциях и конкурсах:
1. Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт. Международный молодежный форум «Путь в науку». Всероссийская молодежная научная конференция «Психология - молодая наука», диплом 2 степени.
2. Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт. Международный молодежный форум «Путь в науку». Всероссийская молодежная научная конференция «Психология - молодая наука», победитель в номинации «за глубину знаний автором избранной области исследования».
3. Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт. Международная научно-практическая конференция «СЕМЬЯ И ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ», г. Санкт- Петербург (заочное участие).
4. Связь внутриличностной конфликтности студентов со стратегиями их поведения в ситуации межличностного конфликта. Внутривузовский конкурс курсовых и выпускных квалификационных работ. Победитель в номинации "Фундаментальная психология".
5. Типы реагирования студентов с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт. УШ всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» (заочное участие).
Цель исследования - выявление соотношения типов реагирования старшеклассников на межличностный конфликт с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ теоретико-методологических основ проблемы внутриличностной конфликтности и межличностных конфликтов старшеклассников.
2. Определить характеристики внутриличностной конфликтности старшеклассников.
3. Выявить основные конфликтные жизненные сферы старшеклассников.
4. Проанализировать индивидуально-типологические особенности старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности и различными типами реагирования на межличностный конфликт.
5. Установить различия в доминировании конфликтных жизненных сфер у обучающихся 10 и 11 классов.
6. Провести сравнительный анализ внутриличностной конфликтности старшеклассников и представителей контрольной группы (студентов).
Объект исследования: внутриличностная конфликтность старшеклассников.
Предмет исследования: соотношение внутриличностной конфликтности
старшеклассников с типами их реагирования на межличностный конфликт.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза: уровень проявления внутриличностной конфликтности
старшеклассника связан с выбором им определенного типа реагирования на межличностный конфликт.
Частные гипотезы:
1. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им в межличностном конфликте типа реагирования «Агрессия».
2. Низкий уровень выраженности внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им оптимального типа реагирования на межличностный конфликт.
3. Доминирующие жизненные сферы, в которых возникает внутриличностная конфликтность старшеклассников - «Любовь», «Интересная работа», «Материально-обеспеченная жизнь».
4. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности характерен для старшеклассников зависимого и агрессивного коммуникативных типов личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели теоретико-методологические основы проблемы внутриличностной конфликтности старшеклассников, типы реагирования в межличностном конфликте, а так же их возможные взаимосвязи. Используя методики Е. Б. Фанталовой, К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), М.М. Кашапова и Т.Г. Киселевой, Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), Л. Н. Собчик, мы провели эмпирическое исследование, которое полностью подтвердило следующие гипотезы:
Уровень проявления внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им определенного типа реагирования на межличностный конфликт. В частности:
1. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им в межличностном конфликте типа реагирования «Агрессия».
2. Низкий уровень выраженности внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им оптимального типа реагирования в межличностном конфликте.
3. Доминирующие жизненные сферы, в которых возникает внутриличностная конфликтность старшеклассников - «Любовь», «Интересная работа», «Материально-обеспеченная жизнь».
4. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности характерен для старшеклассников зависимого и агрессивного коммуникативных типов личности. Данная гипотеза подтверждена частично, так как нами не было выявлено характерного зависимого коммуникативного типа личности среди старшеклассников. Таким образом, старшеклассники, которым присущ высокий уровень внутриличностной конфликтности, не стремятся к конформизму, то есть они не стремятся проявлять пассивность, склонность к уступкам, скорее они последовательны в оценках, суждениях, поведении, а так же не уходят от острых вопросов.
Нами выполнены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель работы - выявление соотношения типов реагирования старшеклассников на межличностный конфликт с уровнем выраженности у них внутриличностной конфликтности.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что в ней определены количественные и качественные характеристики внутриличностной конфликтности, стратегии поведения в межличностных конфликтах старшеклассников, будут выявлены индивидуально-типологические особенности и смысложизненные ориентации старшеклассников, связанные с внутриличностной конфликтностью.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные данные будут способствовать разработке программ психологической коррекции внутриличностной конфликтности старшеклассников, могут послужить основой для разработки программ психологического сопровождения старшеклассников, например, в условиях профессионального самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в сфере школьного образования, а также в практике психологического консультирования детско-родительских отношений в семьях с ребенком старшего школьного возраста.



1. Агишева Н. К. Конфликт как предмет научного анализа / Н. К. Агишева // Медицинская психология, 2007. - № 3. - С. 3-10.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев; В. Усманов А. Зайцев Л. Панич С. Иванов В. Шимкевич А. Борин Л. Панич. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 264 с.
4. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
5. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов. 3-е изд. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб: Питер, 2007. - 496 с.
6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 208 с. - (Б-ка школьного психолога).
7. Башкин М.В.. Конфликтная компетентность : метод. указания / М. В. Башкин ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2014. — 72 с.
8. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 221 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. - 317 с.
10. Бородкин Ф. М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!/Авт. предисл. Ю.А, Шерковин - 2¬е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 1989. - 190 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
12. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2006. - 296 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4 . Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
14. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 413 с.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998. - 626 с.
16. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. —М.: Генезис, 2002. —573 с.
17. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
18. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В. Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
19. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. - 400 с.
20. Ерина С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие / С.И. Ерина ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль : ЯрГУ, 2005 - 238 с.
21. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. М., московский психолого - социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
22. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / О. Б. Ермолаева. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.
23. Ершов А. А. Личность и коллектив : межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А. А. Ершов ; Общество "Знание" РСФСР. Ленинградская организация. - Л. : [б. и.], 1976. - 40 с.
24. Железовская Г. И. Внутриличностные конфликты, формы, их проявления и симптомы / Г. И. Железовская, И.И. Нагирнер // Социальный мир человека. - Вып. 6: Материалы шестой международной практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г. / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2016. С. 41 - 44.
25. Зазыкин В.Г., Зайцева, Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. - М.: МКО, 1998. - 149 с.
26. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Учебн.пособ. для студ. ВУЗ / Здравомыслов А. Г. ; — Аспект Пресс — М., 1995. — 317 с.
27. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций/ Д. П. Зеркин. - Ростов-на-Дону,
1998. - 480 с.
28. Исаева Э. Г. Внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/ Э. Г. Исаева. - Махачкала, 2007. - 69 с.
29. Кашапов М. М. Обучение актуализации творческого потенциала в управлении конфликтом/ М. М. Кашапов // Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент.
Социальная практика: материалы Международного конгресса, Кострома, 10-13 сентября, 2009 г. / Отв. ред., сост. А. Л. Журавлев, Н. П. Фетискин, Т. И. Миронова. - Том I. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. - С. 147-149.
30. Кашапов М. М. Обучение педагогов творческому профессиональному мышлению в условиях конфликтной ситуации [Текст] / М. М. Кашапов // Конфликты в образовании : материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции / Под науч. ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 42-51.
31. Кашапов М. М. Основы конфликтологии : учеб. пособие для СПО / М. М. Кашапов.
— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 116 с.
32. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / М. М. Кашапов / Под научн. ред. проф. А. В. Карпова. - М.; Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.
33. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология : социальные конфликты / Т. Н. Кильмашкина.
— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 279 с.
34. Кон И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
35. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
36. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 1999. - 448 с.
37. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
38. Кудряшова В. В. Показатели психологического здоровья в юношеском возрасте / Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. - Ростов-на-Дону,
1999. - С. 86-89.
39. Кузнецова Л. Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза: автореф. дис. . ..канд-та пс. наук: 19.00.07 / Л. Б. Кузнецова. Белгород, 2005. - 23 с.
40. Кураев Г.А. Возрастная психология / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. Ростов на Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
41. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде / В. Т. Лисовский // Credo New. - 2002. - №1.- С. 8-41.
42. Лобан Н.А. Конфликтология: учеб.-метод. комплекс / Н.А. Лобан. - Минск: Изд-во МИУ, 2012 - 296 с.
43. Масалов А. А. Нелюди. Самые знаменитые маньяки. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 256 с.
44. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Моск. психол.- социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 542 с.
45. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М. М. Кашапова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 428 с.
46. Наумова Л.Д. Особенности возникновения, развития и разрешения юношеских конфликтов / Л.Д. Наумова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. Тюмень: ТОГИРРО, 2009. - С.21-23.
47. Наумова Л.Д. Специфика и потенциал дисциплин гуманитарного цикла в подготовке учащихся старших классов к продуктивному разрешению конфликтов / Л.Д.Наумова // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы II-ой международной интернет-конференции. / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. М.: «Спутник+», 2009. С.118-122.
48. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев : Лыбидь, 1990. - 192 с.
49. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999. - 126 с.
50. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.
51. Почекаева И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Ижевск - 2010.
52. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. 2-е изд., доп. - СПБ.: Питер, 2008. - 480 с.
53. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 574 с.
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.
55. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя / М. М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
56. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2001. - 459 с.
57. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход : обоснование и перспектива / Психол. журн. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.
58. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
59. Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
60. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.
61. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. - М.: Флинта, 1999. - 672 с.
62. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешев. СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
63. Хасан Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. М.: Академия, 2007. - 192 с.
64. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Т1. - М.,1986. - 408 с.
65. Цыбульская М. В. Конфликтология: учебное пособие / М.В. Цыбульская. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007. - 150 с.
66. Шемякина О. О. Исследование внутриличностных юношеского этапа развития // эл. журнал Психологическая наука и образование / www. psuedu. ru. 2012. - №2.
67. Michaud Stephen; Aynesworth, Hugh. The Only Living Witness (англ.). — Authorlink, 1999.
68. Thomas K. W. Conflict and Negotiation. Processes in Organizations [Text] / K. W. Thomas // Handbook of Industrial and Organizational Psychology, 1992. - Vol.3. - P.889-935.
69. Van de Vliert E. Agreeableness and Activeness as Components of Conflict Behaviors [Text] / E. Van de Vliert, M. C. Euwema // Journal Person. Soc. Psychol., 1994. - V. 66. - № 4. - P. 18-26.
70. Wood V. F. Predicting interpersonal conflict resolution styles from personality characteristics [Text] / V. F. Wood, P. A. Bell // Personality and Individual Differences. - Volume 45, Issue 2, July, 2008. - P. 126-131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ