Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Работа №31194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
979
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Основные подходы к пониманию природы конфликта,
конфликтной ситуации и конфликтного поведения 11
1.3 Изучение влияния личностных особенностей подростков на выбор
стратегии поведения в конфликте 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 26
2.1 Выбор методик и организация исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 28
2.3 Практические рекомендации по профилактике конфликта в
межличностных отношениях подростков 41
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека. В этом возрасте часто возникают различные конфликты в разных сферах общения - семье, группе, среди сверстников. Зачастую именно от того, какую стратегию выберет подросток в конфликтной ситуации, будет зависеть ход его социализации. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловила выбор темы исследования «Влияние личностных особенностей подростков на выбор стратегий поведения в конфликте».
В данной работе исследованы различия в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации учащихся подросткового возраста.
Об актуальности данного исследования свидетельствует то, что:
- ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в конфликте, от его стратегии поведения в нем;
- подростковый возраст является кризисным и опасным. Очень важную роль может играть взрослый, находящийся рядом с подростком в кризисной ситуации, который может способствовать правильному выбору стратегии поведения подростком для устранения и предотвращения конфликта.
На выбор стратегии поведения в конфликте значительное влияние оказывают личностные особенности подростка. Подростки в большинстве случаев часто не умеют находить конструктивный выход из конфликтной ситуации. Они разрешают ее в эмоционально-негативных формах, при этом используется вербальная, физическая агрессия. Негативные последствия конфликта в подростковом возрасте позволили сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования - каковы стратегии поведения в конфликте подростков в зависимости от личностных особенностей.
Объект исследования - обучающиеся подросткового возраста от 13 до 15 лет.
Предмет исследования - влияние личностных особенностей подростков на выбор стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования - выявление выбора стратегий поведения в конфликте в зависимости от личностных особенностей подростков.
Гипотеза исследования - выбор стратегий поведения в конфликте зависит от таких личностных особенностей подростков, как темперамент и уровень агрессивности.
Задачи исследования:
1) изучить состояние научной разработанности исследуемой темы в психологической литературе;
2) дать сущностную психологическую характеристику понятиям: «конфликт», «конфликтная ситуация», «стратегии поведения в конфликте»;
3) рассмотреть стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте;
4) провести эмпирическое исследование;
5) обобщить и проанализировать полученные выводы и разработать методические рекомендации для классных руководителей.
Методологической основой исследования стали научные труды таких авторов, как В.А. Аверина, Волкова Б.С., Н.В. Гришиной, Л.Ф. Сербиной, З.Д. Сиражетдиновой, Н.В. Степановой, где раскрыты общие закономерности и психологические основы конфликтов, а также пути для их устранения и предотвращения [2; 17; 24; 54; 55; 56].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-психологического исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовые опросы («Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса, «Оценка агрессивности в отношениях» А.Ассингера, «Личностный опросник на темперамент» Г.Айзенка).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап работы - (сентябрь - октябрь 2018 года) включал в себя изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования. Осуществлялся выбор темы, построение плана исследования. Формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы исследования.
II этап работы - (ноябрь - январь 2019 года) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор и анализ эмпирического исследования.
III этап работы - (февраль - май 2019 года) заключался в обобщении и анализе полученных данных эмпирического исследования, оформлении результатов и техническом оформлении работы.
Базой исследования послужила МБОУ «СОШ №3» г. Заинска. Выборку исследования составили обучающиеся подросткового возраста в количестве 50 человек.
Новизна исследования заключается в том, что нами впервые было проведено эмпирическое исследование в МБОУ «СОШ №3» г. Заинска и были выявлены различия в выборе стратегий поведения в конфликте у подростков в зависимости от личностных особенностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, полученные результаты могут быть использованы в работе преподавателей с подростками и родителей при решении задач формирования личности и при формировании конструктивных отношений среди учащихся подросткового возраста.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия автора в итоговой студенческой конференции в секции «Актуальные проблемы младших школьников и подростков» (Елабуга, 2019 г.), в VI Международном научно-исследовательском конкурсе «Студент года 2018» в секции «Психологические науки» (Пенза, 2018), в итоговой студенческой конференции в секции «Практическая психология» (Елабуга, 2017 г.), в V Международной научно-практической заочной конференции «European research» в секции «Психологические науки» (Пенза, 2016 г.).
Содержание работы нашло отражение в статьях:
1. Волкова Е.Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков // Наука и Просвещение. - 2016. - №5.- С. 166-168.
2. Волкова Е.Ю. Влияние личностных особенностей подростков на выбор стратегий поведения в конфликте // Наука и Просвещение. - 2018.- № 6.- С. 250-255.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 54 страницы без Приложения. В тексте работы 9 таблиц и 11 рисунков

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение вопросов взаимосвязи личностных особенностей и стратегий поведения в конфликте является актуальным, особенно в жизнедеятельности детей подросткового возраста. Именно подростковый возраст является наиболее наполненным конфликтными ситуациями. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте.
Существует достаточно большое количество психологической литературы по изучению конфликтного поведения, причин возникновения конфликтов, а также способов их разрешения.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) в психологии определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Понятие «конфликтная ситуация» - это стечение обстоятельств, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация может быть предотвращена до появления конфликта.
Таким образом, конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового возраста, более того конфликты в этом возрасте распространены настолько широко, что их можно рассматривать как норму. На уровень конфликтности подростков влияют особенности личности подростков.
Теоретическое исследование показало, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
Под межличностные конфликты понимается открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе противоречий, которые действуют непоследовательно как противоположные концы в конкретной ситуации.
Для проведения эмпирического исследования нами были использованы следующие эмпирические методы научно-психологического исследования: наблюдение, тестовые опросы («Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса, «Оценка агрессивности в отношениях» А.Ассингера, «Личностный опросник на темперамент» Г.Айзенка). Среди 50 опрошенных подростков стратегию поведения соперничество выбрали 20% (10 человек), стратегию сотрудничества выбрали 24% (12 подростков), стратегию компромисса выбрали 24% (12 человек), стратегию избегания выбрали 10% (5 человек), стратегию приспособления выбрали 22% (11 человек).
Исходя из результатов, проведенного нами эмпирического исследования, оказалось, что подростки, выбирающие соперничество как способ поведения в конфликте, обладают высоким уровнем агрессивности, у выбирающих сотрудничество и компромисс - средний уровень агрессивности, а у выбирающих подростков избегание и приспособление - низкий уровень агрессивности.
Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных стратегий поведения в конфликте.



1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие. - М.: Академ. проект, 2013. - 496 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер; 2015. - 230 с.
3. Аверин В.А. Психология личности. - СПб.: Речь, 2014. - 89с.
4. Адлер А. Индивидуальная психология. История зарубежной психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 2015. - С. 131140.
5. Альмяшкина О.А. Роль семьи в снижении агрессии у подростков // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 33. - С. 5-8.
6. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 2015. - 142 с.
7. Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода // Интернет журнал Науковедение. - 2014. - №6 (25). - С. 51-56.
8. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб: Питер, 2013. - 244 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Орион, 2014. - 429с.
10. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: АСТ, 2012. - 164 с.
11. Белов В.М. Психология здоровья. - СПб.: Алетейя, 2016. - 231 с.
12. Бовть О.В. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №3(15). - С. 262-265.
13. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2013.123 с.
14. Вишняков А.И. Причины немотивированной агрессии у трудных подростков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4.- С. 6-11.
15. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
- СПб.: Питер, 2015. - 338 с.
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов. - М.: Академический Проект; 2012. - 144 с.
17. Волков Б.С. Психология подросткового возраста. - М.: Кнорус, 2016.
- 266 с.
18. Высотина Л.А. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 201 с.
19. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования.- 2013. - №2. - С. 47-52.
20. Гилинский Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М.: ИС РАН, 2015. - С. 39-59.
21. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 42-52.
22. Головинова А.А. Механизмы психологической защиты подростков с разными стилями поведения в конфликте // Наука и современность. - 2011.- №8-2. - С. 45-54.
23. Горбунова О.С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. - № 51. - С. 8-15.
24. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2011. - 464 с.
25. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликту в поведении. Психические состояния. - Самара. СГУ, 2016. - 92 с.
26. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Изд-во ЭКСМО,2013. - 320 с.
27. Дубровина Д.А. Взаимосвязь вербальной агрессии и отклоняющегося поведения подростков // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 151-154.
28. Ерезин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 2-5.
29. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 440 с.
30. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. - М.: Орбита,2014. - 150 с.
31. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Дрофа, 2012. - 256 с.
32. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер,2015. - 150 с.
33. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С.118-126.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Речь, 2015. - 458 с.
35. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-пресс, 2010. - 416 с.
36. Майерс Д. Социальная психология: учебник. - СПб.: Питер, 2012.688 с.
37. Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2010. - №6. - С.2-13.
38. Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика
антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 2010. - 143 с.
39. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб: Питер, 2013. - 312 с.
40. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2010. - 608 с.
41. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 35-42.
42. Несват В.А. Исследование агрессии у подростков, предрасположенных к различным формам девиантного поведения // Международный научный альманах. - 2016. - №2. - С.23-28.
43. Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М.: Речь, 2016. - 284 с.
44. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. - М.: Сфера, 2014.- 20 с.
45. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: АСТ, 2013. - 479 с.
46. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. - М.: ТОО «ИнтелТех»,2015. - 89 с.
47. Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию.- М.: АСТ, 2010. - 255 с.
48. Покусаев В.Н. Управление конфликтной ситуацией в учебновоспитательном процессе. - Волгоград: Перемена, 2010. - С. 39-41.
49. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.
- М.: Речь, 2016. - 656с.
50. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». - Минск, 2012. - 79с.
51. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Смысл, 2011. - 390 с.
52. Сачук Е.Н. Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014. - №1. - С.82-84.
53. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: АСТ, 2013. - 96 с.
54. Сербина Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №4. - С. 98-106.
55. Сиражетдинова З.Д. Коррекция агрессивности подростков в ситуации межличностного конфликта. - 2015. - №1. - С. 1-5.
56. Степанова Н.В. Формирование адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного проекта // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 4-13.
57. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М.: Академия, - 2013. - 272 с.
58. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Дрофа, 2012. - 220 с.
59. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - М.: Академический Проект, 2013. - 183 с.
60. Шумилин А.П. Межличностные конфликты. - М.: МГУ, 2015. - 121 с.
61. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб .:Ювента, 2014. - 718 с.
62. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя. - 2014. - № 2. - 25 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ