Информационно-образовательные технологии в школьной географии
|
Введение 3
1. Информационные технологии и их значение в современном
образовании 6
1.1. Информационные технологии: сущность, возникновение и развитие,
классификация 6
1.2. Информатизация школьного образования 11
1.3. Роль информационных технологий в реализации Федерального
государственного образовательного стандарта 16
1.4. Информатизация школ в Республике Татарстан 19
1.5. Психофизиологические особенности восприятия визуальной
информации учащимися 23
2. Внедрение информационных технологий в школьный предмет
«Г еография» 28
2.1. Информационно-образовательные технологии в школьной
географии 28
2.2. Репродуктивно-образовательные технологии 31
2.3. Продуктивно-образовательные технологии 39
3. Использование информационных технологий
во внеурочной деятельности в курсе школьной географии 52
3.1. Значение и особенности внеклассной работы по географии 52
3.2. Мониторинг учащихся по теме «Информационные технологии в
географии» 60
3.4. Разработка программы и проведение первого занятия по
географическому кружку с применением информационных технологий 65
Заключение 75
Список использованных источников
1. Информационные технологии и их значение в современном
образовании 6
1.1. Информационные технологии: сущность, возникновение и развитие,
классификация 6
1.2. Информатизация школьного образования 11
1.3. Роль информационных технологий в реализации Федерального
государственного образовательного стандарта 16
1.4. Информатизация школ в Республике Татарстан 19
1.5. Психофизиологические особенности восприятия визуальной
информации учащимися 23
2. Внедрение информационных технологий в школьный предмет
«Г еография» 28
2.1. Информационно-образовательные технологии в школьной
географии 28
2.2. Репродуктивно-образовательные технологии 31
2.3. Продуктивно-образовательные технологии 39
3. Использование информационных технологий
во внеурочной деятельности в курсе школьной географии 52
3.1. Значение и особенности внеклассной работы по географии 52
3.2. Мониторинг учащихся по теме «Информационные технологии в
географии» 60
3.4. Разработка программы и проведение первого занятия по
географическому кружку с применением информационных технологий 65
Заключение 75
Список использованных источников
На сегодняшний день компьютеризация тесно идет нога в ногу с подрастающим поколением. В настоящее время встретить ребенка без смартфона, планшета или компьютера уже немыслимо. Важно, чтобы современные гаджеты использовались не только в качестве развлечения, а прививал рвение к получению новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому информационные технологии тесно внедряются в образовательный процесс. Сегодня по всей России, в частности в РТ, успешно осуществляется государственная программа оснащения общеобразовательных учреждений компьютерами, доступом в Интернет, присоединением к инновационным площадкам, созданием IT классов. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить уровень знаний, полнее и точнее информировать учеников об изучаемом предмете или явлении, обогащать мировоззрение, расширять арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в концепции модернизации российского образования отмечается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и способностей. Современные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, уделяют большое внимание формированию у школьников, информационно-коммуникационной компетентности. Для этого учитель должен уметь применять в образовательном процессе различные электронные средства учебного назначения. Согласно ФГОС по географии, требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны отражать владение умениями работы с геоинформационными системами (ГИС), формировать у обучающихся таких предметных и метапредметных умений как, использование географической карты, статистических данных, современных геоинформационных технологий
для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
12
Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельную деятельность, и личностную ответственность обучающихся (т.е. ключевые компетентности).
Выбор темы исследования определен необходимостью совершенствования процесса обучения школьников географии, недостаточностью теоретической разработанности проблемы использования информационных технологий во внеурочной деятельности по географии и возможностью ее практического осуществления.
Цель исследования - анализ применения географических
информационных систем во внеурочной деятельности в курсе школьной географии.
Предмет исследования - информационные технологии, применяемые при обучении географии.
Объект исследования - способы применения информационных технологий во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) проанализировать научную и методическую литературу по проблеме становления и развития информационных технологий в педагогическом процессе;
б) охарактеризовать основные информационные технологии,
используемые в географии;
в) проанализировать использования информационных технологий во внеурочной деятельности;
г) разработать внеурочное занятие по географии с использованием информационных технологий.
Методы: изучение и анализ научной, научно - публицистической, методической литературы, проектирование методики исследовательской деятельности, анализ, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в концепции модернизации российского образования отмечается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и способностей. Современные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, уделяют большое внимание формированию у школьников, информационно-коммуникационной компетентности. Для этого учитель должен уметь применять в образовательном процессе различные электронные средства учебного назначения. Согласно ФГОС по географии, требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны отражать владение умениями работы с геоинформационными системами (ГИС), формировать у обучающихся таких предметных и метапредметных умений как, использование географической карты, статистических данных, современных геоинформационных технологий
для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
12
Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельную деятельность, и личностную ответственность обучающихся (т.е. ключевые компетентности).
Выбор темы исследования определен необходимостью совершенствования процесса обучения школьников географии, недостаточностью теоретической разработанности проблемы использования информационных технологий во внеурочной деятельности по географии и возможностью ее практического осуществления.
Цель исследования - анализ применения географических
информационных систем во внеурочной деятельности в курсе школьной географии.
Предмет исследования - информационные технологии, применяемые при обучении географии.
Объект исследования - способы применения информационных технологий во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) проанализировать научную и методическую литературу по проблеме становления и развития информационных технологий в педагогическом процессе;
б) охарактеризовать основные информационные технологии,
используемые в географии;
в) проанализировать использования информационных технологий во внеурочной деятельности;
г) разработать внеурочное занятие по географии с использованием информационных технологий.
Методы: изучение и анализ научной, научно - публицистической, методической литературы, проектирование методики исследовательской деятельности, анализ, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.
Данная выпускная квалификационная работа была нацелена на
установление решения проблемы по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность в процесс обучения географии.
В процессе написания работы, мы изучили и проанализировали литературные источники по проблеме становления и развития
информационных технологий в учебной деятельности, рассмотрели классификации информационных технологий, рассмотрели этапы информатизации образования в Республике Татарстан. Рассмотрели вопрос по проблеме психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации учащимися. Изучили, охарактеризовали и проклассифицировали информационные технологии, которые, непосредственно, можно использовать при обучении географии в школе.
В предлагаемой работе делается попытка осветить и конкретизировать ряд вопросов, касающихся непосредственно темы внеурочной деятельности по географии, какие существуют особенности, виды, какие формы и методы могут быть применены. Затронули вопрос об использовании информационных технологий во внеурочной деятельности, провели мониторинг учащихся по данной теме, в результате которого разработали программу кружка, провели одно занятия с целью развития познавательной и творческой активности учащихся в области информационных технологий используемых в географии и выявление эффективности его работы.
Исследования показали, что использование информационных технологий во внеурочной деятельности, положительно влияет на учащихся, а следовательно и на весь процесс обучения, позволяя раскрыть свои творческие способности, усиливая мотивацию обучения, повышая интерес к предмету. В ходе внеурочной деятельности, работая самостоятельно, школьники приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. В приложения к выпускной квалификационной работе мы подготовили таблицы и приложили картографический материал, созданный с помощью информационных технологий.
В целом, можно отметить, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты в полной мере.
Подводя итог, хочется отметить, что приоритетным направлением деятельности в области информационных технологий - должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области информационных технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области современных информационных технологий.
Информационные технологии, значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием этих технологий. Информационные технологии способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.
установление решения проблемы по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность в процесс обучения географии.
В процессе написания работы, мы изучили и проанализировали литературные источники по проблеме становления и развития
информационных технологий в учебной деятельности, рассмотрели классификации информационных технологий, рассмотрели этапы информатизации образования в Республике Татарстан. Рассмотрели вопрос по проблеме психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации учащимися. Изучили, охарактеризовали и проклассифицировали информационные технологии, которые, непосредственно, можно использовать при обучении географии в школе.
В предлагаемой работе делается попытка осветить и конкретизировать ряд вопросов, касающихся непосредственно темы внеурочной деятельности по географии, какие существуют особенности, виды, какие формы и методы могут быть применены. Затронули вопрос об использовании информационных технологий во внеурочной деятельности, провели мониторинг учащихся по данной теме, в результате которого разработали программу кружка, провели одно занятия с целью развития познавательной и творческой активности учащихся в области информационных технологий используемых в географии и выявление эффективности его работы.
Исследования показали, что использование информационных технологий во внеурочной деятельности, положительно влияет на учащихся, а следовательно и на весь процесс обучения, позволяя раскрыть свои творческие способности, усиливая мотивацию обучения, повышая интерес к предмету. В ходе внеурочной деятельности, работая самостоятельно, школьники приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. В приложения к выпускной квалификационной работе мы подготовили таблицы и приложили картографический материал, созданный с помощью информационных технологий.
В целом, можно отметить, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты в полной мере.
Подводя итог, хочется отметить, что приоритетным направлением деятельности в области информационных технологий - должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области информационных технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области современных информационных технологий.
Информационные технологии, значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием этих технологий. Информационные технологии способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.
Подобные работы
- Компьютерные технологии в обучении географии (Ивановский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 6 И 10 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Применение информационно-коммуникационных технологий как средства формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством ИКТ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



