ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ
|
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основы формирования лексических навыков обучающихся младших классов с использованием ИКТ 8
1.1. Место и роль информационных технологий в современной системе
обучения иностранным языкам 8
1.2. Особенности изучения иностранного языка на начальном этапе
обучения 17
1.3. Цели и содержание формирования лексических навыков 24
ГЛАВА 2. Методика формирования лексических навыков средствами ИКТ у обучающихся младших классов 37
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения иностранному языку на этапе начальной школы 37
2.2. Система заданий и упражнений, направленных на формирование
лексических навыков по иностранному языку у младших школьников 53
2.3. Диагностика эффективности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике в младших классах 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
1 Теоретико-методологические основы формирования лексических навыков обучающихся младших классов с использованием ИКТ 8
1.1. Место и роль информационных технологий в современной системе
обучения иностранным языкам 8
1.2. Особенности изучения иностранного языка на начальном этапе
обучения 17
1.3. Цели и содержание формирования лексических навыков 24
ГЛАВА 2. Методика формирования лексических навыков средствами ИКТ у обучающихся младших классов 37
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения иностранному языку на этапе начальной школы 37
2.2. Система заданий и упражнений, направленных на формирование
лексических навыков по иностранному языку у младших школьников 53
2.3. Диагностика эффективности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике в младших классах 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
На сегодняшний день, важным фактором, расширяющим свое влияние во всех сферах жизни, стало развитие компьютерных информационных технологий.
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в педагогический процесс является сегодня проблемой и ее важность определяется с одной стороны, необходимостью подготовки специалистов, а также формирование методики использования средств ИКТ в образовательном процессе; с другой стороны, развитие образовательного потенциала ИКТ, оказывающее влияние на повышении информационнокоммуникационной компетенции учащихся.
Актуальность данного исследования определяет использование новых технических и технологических средств и методик (ИКТ), готовых компьютерных программ, позволяющих осуществлять самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся по получению, усвоению знаний, по формированию лексических навыков и развитию умений в предметной области «Иностранный язык».
В рамках научного исследования актуальность темы обусловлена противоречием между образовательным потенциалом средств ИКТ для формирования лексических навыков среди младших школьников и недостаточной технологической разработанностью использования средств ИКТ в обучении иностранному языку в школе.
На основе выдвинутого противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования лексических навыков средствами ИКТ у младших школьников?
Проблема исследования позволила сформулировать его тему: «Формирование лексических навыков средствами ИКТ».
Цель исследования: разработка, апробация на практике, использование информационно-коммуникационных технологий при формировании лексических навыков по английскому языку у младших школьников на основе разработанного комплекса заданий.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: методика формирования лексических навыков средствами ИКТ в младшей школе.
Гипотеза исследования: методика формирования лексических навыков средствами ИКТ будет эффективной, если:
- учтены свойства и методические функции языковых мультимедийных программ: мультимедийность, интерактивность, обратная связь, универсальность, многоуровневость учебных языковых материалов, автономность;
- разработана и внедрена в практику обучения технология применения мультимедийной программы, включающая различные задания для формирования навыков аудирования, говорения, чтения, письма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть теоретико-методические аспекты формирования лексических навыков у младших школьников при изучении иностранного языка.
2. изучить принципы использования информационно - коммуникационных технологий в младших классах.
3. выявить методический потенциал ИКТ в формировании лексических навыков обучающихся младших классов.
4. разработать комплекс заданий по формированию лексических навыков с использованием информационно-коммуникационных технологий для обучающихся младших классов;
5. провести проверку выдвинутой гипотезы в экспериментальном обучении на основе применение разработанной методологии по формированию лексических навыков средствами ИКТ.
Для достижения поставленной цели и решения задач использованы методы исследования:
- метод теоретического анализа литературы по теме исследования; методы экспериментального исследования (анкетирование, беседы, интервьюирование, метод экспертной оценки, тестирование, педагогический эксперимент);
- метод моделирования учебной деятельности у обучающихся младших классов посредством обучающей программы;
-метод статистической обработки данных эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования выступили положения:
- системного подхода (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов. Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов);
-личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
-коммуникативного подхода в методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, Е.И. Пассов, О.Г. Поляков, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин).
Теоретической базой исследования послужили:
- теоретические положения по организации учебного процесса и применению компьютерных технологий в учебно-познавательном процессе по иностранному языку (М.А. Бовтенко, К.Б. Есипович, А.В. Зубов, Е.А. Маслыко, Е.С. Полат, Р.К. Потапова, Т.П. Сарана, М.Н. Евстигнеев, J. Higgins и др.).
- исследования по проблемам порождения и восприятия иноязычной речи (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, В. П. Белянин, Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, П.Я. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Горелов, А. Чистович, G. Miler, W. Rivers, M. Williams и другие).
Основные этапы исследования:
Первый этап исследования посвящен изучению научно-методической литературы по заявленной проблематике; теоретический анализ проблем формирования лексических навыков в процессе овладения иностранным языком с применением информационно-коммуникационных технологий.
Второй этап посвящен разработке комплекса заданий по формированию лексических навыков для обучающихся младших классов.
Третий этап посвящен проведению экспериментального обучения, анализу полученных результатов, выявлению эффективности разработанной системы овладения и совершенствования лексических навыков у обучающихся младших классов. На данном этапе обобщены полученные результаты, скорректирована структура обучающей программы.
Научная новизна исследования:
- определены условия эффективного становления лексических навыков младших школьников: использование мультимедийных средств; обучение на основе специальных упражнений; организация контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной работы младших школьников;
- разработана методика формирования лексических навыков иноязычной речи с помощью информационного сопровождения, включая:
а) стратегию формирования навыков аудирования;
б) принципы формирования разговорных навыков;
в) методологию навыков чтения;
г) эффективное использование орфографических навыков письма;
Теоретическая значимость исследования: выявлен методический потенциал использования информационно-коммуникационных технологий для овладения лексическими навыками иностранного языка; уточнены принципы формирования лексических навыков иноязычной речи посредством мультимедийной программы; обосновано использование комплекса упражнений в соответствии с природой формирования лексических навыков иностранной речи.
Практическая значимость исследования: разработана и экспериментально проверена методика формирования лексических навыков иностранного языка средствами ИКТ, включающая специальные методы, приемы, систему направленных упражнений.
Материал исследования может быть использован на занятиях по практике речи английского языка для обучающихся младших классов с целью овладения и дальнейшего совершенствования лексических навыков иностранной речи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Применение информационно-коммуникационных технологий для формирования лексических навыков обучающихся младших классов расширяет методические возможности при обучении иностранной речи;
2. Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков обучающихся младших классов эффективно при применении мультимедийной программы.
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в педагогический процесс является сегодня проблемой и ее важность определяется с одной стороны, необходимостью подготовки специалистов, а также формирование методики использования средств ИКТ в образовательном процессе; с другой стороны, развитие образовательного потенциала ИКТ, оказывающее влияние на повышении информационнокоммуникационной компетенции учащихся.
Актуальность данного исследования определяет использование новых технических и технологических средств и методик (ИКТ), готовых компьютерных программ, позволяющих осуществлять самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся по получению, усвоению знаний, по формированию лексических навыков и развитию умений в предметной области «Иностранный язык».
В рамках научного исследования актуальность темы обусловлена противоречием между образовательным потенциалом средств ИКТ для формирования лексических навыков среди младших школьников и недостаточной технологической разработанностью использования средств ИКТ в обучении иностранному языку в школе.
На основе выдвинутого противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования лексических навыков средствами ИКТ у младших школьников?
Проблема исследования позволила сформулировать его тему: «Формирование лексических навыков средствами ИКТ».
Цель исследования: разработка, апробация на практике, использование информационно-коммуникационных технологий при формировании лексических навыков по английскому языку у младших школьников на основе разработанного комплекса заданий.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: методика формирования лексических навыков средствами ИКТ в младшей школе.
Гипотеза исследования: методика формирования лексических навыков средствами ИКТ будет эффективной, если:
- учтены свойства и методические функции языковых мультимедийных программ: мультимедийность, интерактивность, обратная связь, универсальность, многоуровневость учебных языковых материалов, автономность;
- разработана и внедрена в практику обучения технология применения мультимедийной программы, включающая различные задания для формирования навыков аудирования, говорения, чтения, письма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть теоретико-методические аспекты формирования лексических навыков у младших школьников при изучении иностранного языка.
2. изучить принципы использования информационно - коммуникационных технологий в младших классах.
3. выявить методический потенциал ИКТ в формировании лексических навыков обучающихся младших классов.
4. разработать комплекс заданий по формированию лексических навыков с использованием информационно-коммуникационных технологий для обучающихся младших классов;
5. провести проверку выдвинутой гипотезы в экспериментальном обучении на основе применение разработанной методологии по формированию лексических навыков средствами ИКТ.
Для достижения поставленной цели и решения задач использованы методы исследования:
- метод теоретического анализа литературы по теме исследования; методы экспериментального исследования (анкетирование, беседы, интервьюирование, метод экспертной оценки, тестирование, педагогический эксперимент);
- метод моделирования учебной деятельности у обучающихся младших классов посредством обучающей программы;
-метод статистической обработки данных эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования выступили положения:
- системного подхода (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов. Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов);
-личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
-коммуникативного подхода в методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, Е.И. Пассов, О.Г. Поляков, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин).
Теоретической базой исследования послужили:
- теоретические положения по организации учебного процесса и применению компьютерных технологий в учебно-познавательном процессе по иностранному языку (М.А. Бовтенко, К.Б. Есипович, А.В. Зубов, Е.А. Маслыко, Е.С. Полат, Р.К. Потапова, Т.П. Сарана, М.Н. Евстигнеев, J. Higgins и др.).
- исследования по проблемам порождения и восприятия иноязычной речи (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, В. П. Белянин, Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, П.Я. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Горелов, А. Чистович, G. Miler, W. Rivers, M. Williams и другие).
Основные этапы исследования:
Первый этап исследования посвящен изучению научно-методической литературы по заявленной проблематике; теоретический анализ проблем формирования лексических навыков в процессе овладения иностранным языком с применением информационно-коммуникационных технологий.
Второй этап посвящен разработке комплекса заданий по формированию лексических навыков для обучающихся младших классов.
Третий этап посвящен проведению экспериментального обучения, анализу полученных результатов, выявлению эффективности разработанной системы овладения и совершенствования лексических навыков у обучающихся младших классов. На данном этапе обобщены полученные результаты, скорректирована структура обучающей программы.
Научная новизна исследования:
- определены условия эффективного становления лексических навыков младших школьников: использование мультимедийных средств; обучение на основе специальных упражнений; организация контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной работы младших школьников;
- разработана методика формирования лексических навыков иноязычной речи с помощью информационного сопровождения, включая:
а) стратегию формирования навыков аудирования;
б) принципы формирования разговорных навыков;
в) методологию навыков чтения;
г) эффективное использование орфографических навыков письма;
Теоретическая значимость исследования: выявлен методический потенциал использования информационно-коммуникационных технологий для овладения лексическими навыками иностранного языка; уточнены принципы формирования лексических навыков иноязычной речи посредством мультимедийной программы; обосновано использование комплекса упражнений в соответствии с природой формирования лексических навыков иностранной речи.
Практическая значимость исследования: разработана и экспериментально проверена методика формирования лексических навыков иностранного языка средствами ИКТ, включающая специальные методы, приемы, систему направленных упражнений.
Материал исследования может быть использован на занятиях по практике речи английского языка для обучающихся младших классов с целью овладения и дальнейшего совершенствования лексических навыков иностранной речи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Применение информационно-коммуникационных технологий для формирования лексических навыков обучающихся младших классов расширяет методические возможности при обучении иностранной речи;
2. Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков обучающихся младших классов эффективно при применении мультимедийной программы.
Постоянные изменения в области информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов приводит к изменениям в образовании. Так, теоретическая часть работы показала, что их использование в школе на сегодняшний день является неотъемлемой частью обучения и основным требованием согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Современные технологии и различные средства представления информации позволяют значительно упростить и разнообразить образовательный процесс. Кроме того, большое преимущество современных информационно - коммуникационных технологий над остальными средствами обучения является способность представлять большие объёмы информации в различных формах, возможность интерактивного диалога в классе, а также с первых секунд заинтересовать и замотивировать обучающихся.
Презентации, электронные учебники, интерактивная доска, видео- и аудиоматериалы делают представление материала более ярким и интересным, осуществляют наглядность. Интернет на сегодняшний день является одним из наиболее известных и используемых электронных технологий, а компьютер практически занимает роль учителя.
В соответствии с поставленными задачами в данной исследовательской работе проанализированы результаты проведенного исследования, которые позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования были изучены такие понятия как «Информационно-коммуникационные технологии», «лексический навык», определены их основные классификации и виды, раскрыты цели и содержание обучения английскому языку на начальном этапе.
2. К основным использованным информационно-коммуникационным технологиям относятся компьютер, презентация Power Point, сеть Интернет, видео и аудиоматериалы, Web-сайты.
3. Разработан комплекс заданий по формированию лексических навыков с использованием информационно-коммуникационных технологий для обучающихся младших классов.
4. Доказана эффективность проведенного педагогического эксперимента с целью выявления эффективности использования информационнокоммуникационных технологий в начальных классах.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике в 4-ых классах.
Презентации, электронные учебники, интерактивная доска, видео- и аудиоматериалы делают представление материала более ярким и интересным, осуществляют наглядность. Интернет на сегодняшний день является одним из наиболее известных и используемых электронных технологий, а компьютер практически занимает роль учителя.
В соответствии с поставленными задачами в данной исследовательской работе проанализированы результаты проведенного исследования, которые позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования были изучены такие понятия как «Информационно-коммуникационные технологии», «лексический навык», определены их основные классификации и виды, раскрыты цели и содержание обучения английскому языку на начальном этапе.
2. К основным использованным информационно-коммуникационным технологиям относятся компьютер, презентация Power Point, сеть Интернет, видео и аудиоматериалы, Web-сайты.
3. Разработан комплекс заданий по формированию лексических навыков с использованием информационно-коммуникационных технологий для обучающихся младших классов.
4. Доказана эффективность проведенного педагогического эксперимента с целью выявления эффективности использования информационнокоммуникационных технологий в начальных классах.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике в 4-ых классах.
Подобные работы
- Информационно-коммуникационные технологии как способ формирования иноязычного лексического навыка у обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Применение информационных технологий в процессе формирования лексических навыков обучающихся основной школы на
уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Применение видеоматериалов для формирования лексических навыков у обучающихся 8-9-х классов на уроках немецкого языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Использование информационно-коммуникационных технологий для
совершенствования лексических навыков на уроках английского языка
на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



