Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе инноваций – принципиально новых продуктов, процессов и технологий, и введение их в гражданский оборот.
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей. При этом важнейшим моментом является построение эффективного инновационного процесса.
Цель работы – рассмотреть основные этапы инновационного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, типы и проблемы внедрения инноваций;
выявить сущность инновационного процесса;
подробно исследовать этапы инновационного процесса.
Объектом данного исследования является инновационный процесс организации, а его предметом – этапы инновационного процесса.
Методическую основу составляют метод анализа и синтеза имеющейся информации, монографический, абстрактно–логический, расчётно-структурный, экономико-математический и другие методы исследования.
Теоретическую и информационную базу исследования составили работы ведущих авторов, касающиеся рассматриваемой тематики, а также информация периодических изданий.
Структурно работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных разделов, заключения и списка использованных источников.
Итак, инновация представляет собой реализованный на рынке результат, который достигнут путём вложения капитала в новый продукт, операцию, технологию или процесс. Поэтому при всём многообразии рыночных новаций важное условие их дальнейшей реализации – привлечение инвестиций в достаточном объёме.
Инновационный процесс – это инновационная деятельность определённого субъекта хозяйствования, которая объединяет научно–технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении нового товара/ услуги.
Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения цели; высоким риском, дискретностью процесса и так далее.
Инновационный процесс состоит из большого количества этапов, которые имеют отношения ко всем подразделениям организации. К ним относятся: маркетинговые исследования потребностей рынка; инициация инновации: генерация идей и их фильтрация; техническая и экономическая экспертиза проекта; научно-исследовательские работы по тематике изделия; опытно–конструкторская работа; пробный маркетинг инновации; подготовка производства изделия на заводе–изготовителе серийной продукции; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации и диффузия (распространение) инновации.
Все эти этапы тесным образом взаимосвязаны, поэтому сбой на одном из начальных этапов может обернуться неэффективностью всего инновационного процесса.
1. Аренков, И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития / И.А. Аренков. – СПб.: Изд– во СПб ГУЭФ, 2014. – 422 с.
2. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2016. – 220 c.
3. Губанова, Н.В. Проблемы реализации инновационных проектов и пути их решения / Н.В. Губанова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №9 – С.162-165.
4. Иванус, А.И. Гармоничный инновационный менеджмент / А.И. Иванус. – М.: КД Либроком, 2015. – 248 c.
5. Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. / Под ред. А. А.Быкова. – Минск: Мисанта, 2015. – 143 с.
6. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2016. – 576 с.
7. Перевезенцева, Е.Д. Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта / Е.Д. Перевезенцева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 446-451.
8. Серёмина Р. Н. Инновационные процессы как объект инвестирования // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 513-515.