КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 8
1.1. Понятие и содержание статуса Центрального банка в РФ 8
1.2. Исторически предпосылки формирования правового статуса
Центрального банка в РФ 16
1.3. Нормативно-правовая основа конституционно-правового статуса
Центрального банка в РФ 27
2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 40
2.1. Полномочия и направления деятельности Центрального банка РФ 40
2.2. Основы взаимодействия Центрального банка РФ с органами
государственной власти 51
2.3. Значение и формы ответственности Центрального банка РФ 57
3. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ 62
3.1. Проблемы формирования конституционно-правового статуса ЦБ РФ.... 62
3.2. Перспективы совершенствования конституционно-правового статуса ЦБ РФ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 8
1.1. Понятие и содержание статуса Центрального банка в РФ 8
1.2. Исторически предпосылки формирования правового статуса
Центрального банка в РФ 16
1.3. Нормативно-правовая основа конституционно-правового статуса
Центрального банка в РФ 27
2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 40
2.1. Полномочия и направления деятельности Центрального банка РФ 40
2.2. Основы взаимодействия Центрального банка РФ с органами
государственной власти 51
2.3. Значение и формы ответственности Центрального банка РФ 57
3. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ 62
3.1. Проблемы формирования конституционно-правового статуса ЦБ РФ.... 62
3.2. Перспективы совершенствования конституционно-правового статуса ЦБ РФ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Становление демократического правового государства в Российской Федерации невозможно без кардинального изменения основополагающих элементов государственной системы. Кроме того, переход к рыночной экономике, и, как следствие, создание свободного рынка товаров, работ и услуг, вместе с общей интенсификацией экономических отношений в Российской Федерации обусловили необходимость коренного пересмотра правового регулирования деятельности основных институтов государственной власти. В этой связи одной из главнейших задач для реализации поставленной цели является совершенствование действующего законодательства Российской Федерации, в частности, законодательства, регламентирующего правовое положение органов государственной власти Российской Федерации.
Одним из ключевых вопросов по данному направлению является проблема анализа и изучения конституционно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, поскольку нынешние состояние законодательной базы, определяющей правое положение Центрального Банка Российской Федерации, вызывает ряд дискуссионных вопросов как теоретического, так и практического характера.
Специализированные нормативные акты, к числу которых в первую очередь относится Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России) не решили вопрос о конституционно-правовом статусе Центрального банка РФ, при этом возникли новые вопросы, относящиеся к конституционно-правовому статусу Банка России и его взаимодействию с Президентом РФ и органами государственной власти.
Актуальность исследования обоснована, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса Центрального банка Российской Федерации; во-вторых, проведением административной реформы
в Российской Федерации; в-третьих, ролью Центрального банка Российской Федерации в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации. Большое значение для реализации социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации имеют особенности взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по вопросам развития денежной системы Российской Федерации, защиты и обеспечения устойчивости рубля.
В конституционно-правовом регулировании и практике организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, взаимодействия с органами государственной власти, коммерческими организациями обнаруживаются определенные противоречия, до конца не решенные вопросы. Соответственно, требуется совершенствование российского законодательства, прежде всего, конституционного законодательства как системообразующей отрасли российского законодательства. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закладывает определенные основы для такого совершенствования. Вместе с тем, по-прежнему интересны принципиальные вопросы сущности и содержания статуса Центрального банка Российской Федерации. Они требуют дальнейшего исследования в силу очевидной научной и практической значимости.
Степень разработанности темы исследования. Достаточно много научных трудов посвящено в основном вопросам организационно-правовой формы Центрального банка Российской Федерации, основным принципам его организации и деятельности, функциям в области банковского регулирования и надзора. Анализу соответствующей проблематики посвящены исследования ведущих специалистов в области общей теории права и конституционного права Российской Федерации (М.В. Баглая, В.Д. Карповича, О.Е. Кутафина, ЛА. Окунькова), финансового и банковского права (А.Г. Братко, П.Д.Баренбойма, Я.А. Гейвандова, В.И. Лафитского, Г.А. Тосуняна, Н.И. Химичевой). Отдельные вопросы конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации нашли отражение в работах А.В. Белова, А.В. Викулина, Ю.С. Голикова, И.В. Игнатовской, В.О. Лучина, В.В. Невинского, Ю.А. Тихомирова, Н.Д. Эриашвили и др. Однако в конституционно-правовой науке достаточно слабо разработаны вопросы конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Цель исследования выявление общих черт и особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, определение основных направлений его совершенствования.
Соответственно поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты конституционно-правового статуса Центрального банка РФ;
2. Выявить особенности системы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ;
3. Обозначить тенденции развития конституционно-правового статуса Центрального банка РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования конституционноправового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Предметом исследования являются научные конструкции, федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центрального банка Российской Федерации.
Методологию исследования составили методы общенаучные и специальные методы познания, с помощью которых возможно конкретизировать конституционно-правовую природу Центрального банка РФ.
Общенаучные методы, а именно: анализ, синтез и аналогия позволили изучить труды авторов, проводивших исследования в данной сфере, что дало представление о становлении и развитии конституционно-правового статуса Центрального банка РФ.
Так же исследование проводилось с помощью формально - юридического, сравнительно-правового и исторического методов.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области теории государства и права, конституционного, финансового и банковского права. В частности, общие вопросы понятия и содержания конституционно-правового статуса рассматривались в работах М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.А. Богдановой, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Невинского, А.Ю. Якимова, И.С. Яценко.
Нормативная основа исследования. В исследовании применялись следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1»О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие.
Эмпирическую основу исследования составили данные статистики и аналитические материалы Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
Основные результаты исследования.
- Анализ конституций советского периода и разделение их по основаниям регламентирования положений банковской сферы;
- Обоснование, что необходимо рассмотрение всех признаков, способствующих составлению понятия конституционно-правового статуса Центрального банка РФ и предложение данного определения;
- Обоснование необходимости рассмотрения регулирования конституционного статуса центральных банков зарубежных стран и на основании из практических наработок, возможное внесение изменений в регулирование статуса национального Центрального банка;
- Анализ полномочий Банка России и выделение именно тех, которые влияют на его содержание конституционно-правового статуса и определяют функциональность банка в лице государственного органа;
- Обоснование и предложение внесения поправок в закон, регулирующий взаимодействие Банка России с органами государственной власти;
- Рассмотрение норм, регулирующих юридическую ответственность Банка России, обоснование того, что Банку России присуща конституционная ответственность, выделение видов мер данной ответственности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для совершенствования науки конституционного, административного и финансового права, российского законодательства в части регулирования вопросов организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации. Материалы исследования могут найти применение в нормативной деятельности Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе для преподавания учебных дисциплин «Конституционное право Российской Федерации», «Финансовое право Российской Федерации».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Одним из ключевых вопросов по данному направлению является проблема анализа и изучения конституционно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, поскольку нынешние состояние законодательной базы, определяющей правое положение Центрального Банка Российской Федерации, вызывает ряд дискуссионных вопросов как теоретического, так и практического характера.
Специализированные нормативные акты, к числу которых в первую очередь относится Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России) не решили вопрос о конституционно-правовом статусе Центрального банка РФ, при этом возникли новые вопросы, относящиеся к конституционно-правовому статусу Банка России и его взаимодействию с Президентом РФ и органами государственной власти.
Актуальность исследования обоснована, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса Центрального банка Российской Федерации; во-вторых, проведением административной реформы
в Российской Федерации; в-третьих, ролью Центрального банка Российской Федерации в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации. Большое значение для реализации социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации имеют особенности взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по вопросам развития денежной системы Российской Федерации, защиты и обеспечения устойчивости рубля.
В конституционно-правовом регулировании и практике организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, взаимодействия с органами государственной власти, коммерческими организациями обнаруживаются определенные противоречия, до конца не решенные вопросы. Соответственно, требуется совершенствование российского законодательства, прежде всего, конституционного законодательства как системообразующей отрасли российского законодательства. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закладывает определенные основы для такого совершенствования. Вместе с тем, по-прежнему интересны принципиальные вопросы сущности и содержания статуса Центрального банка Российской Федерации. Они требуют дальнейшего исследования в силу очевидной научной и практической значимости.
Степень разработанности темы исследования. Достаточно много научных трудов посвящено в основном вопросам организационно-правовой формы Центрального банка Российской Федерации, основным принципам его организации и деятельности, функциям в области банковского регулирования и надзора. Анализу соответствующей проблематики посвящены исследования ведущих специалистов в области общей теории права и конституционного права Российской Федерации (М.В. Баглая, В.Д. Карповича, О.Е. Кутафина, ЛА. Окунькова), финансового и банковского права (А.Г. Братко, П.Д.Баренбойма, Я.А. Гейвандова, В.И. Лафитского, Г.А. Тосуняна, Н.И. Химичевой). Отдельные вопросы конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации нашли отражение в работах А.В. Белова, А.В. Викулина, Ю.С. Голикова, И.В. Игнатовской, В.О. Лучина, В.В. Невинского, Ю.А. Тихомирова, Н.Д. Эриашвили и др. Однако в конституционно-правовой науке достаточно слабо разработаны вопросы конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Цель исследования выявление общих черт и особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, определение основных направлений его совершенствования.
Соответственно поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты конституционно-правового статуса Центрального банка РФ;
2. Выявить особенности системы конституционно-правового статуса Центрального банка РФ;
3. Обозначить тенденции развития конституционно-правового статуса Центрального банка РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования конституционноправового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Предметом исследования являются научные конструкции, федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центрального банка Российской Федерации.
Методологию исследования составили методы общенаучные и специальные методы познания, с помощью которых возможно конкретизировать конституционно-правовую природу Центрального банка РФ.
Общенаучные методы, а именно: анализ, синтез и аналогия позволили изучить труды авторов, проводивших исследования в данной сфере, что дало представление о становлении и развитии конституционно-правового статуса Центрального банка РФ.
Так же исследование проводилось с помощью формально - юридического, сравнительно-правового и исторического методов.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области теории государства и права, конституционного, финансового и банковского права. В частности, общие вопросы понятия и содержания конституционно-правового статуса рассматривались в работах М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.А. Богдановой, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Невинского, А.Ю. Якимова, И.С. Яценко.
Нормативная основа исследования. В исследовании применялись следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1»О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие.
Эмпирическую основу исследования составили данные статистики и аналитические материалы Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
Основные результаты исследования.
- Анализ конституций советского периода и разделение их по основаниям регламентирования положений банковской сферы;
- Обоснование, что необходимо рассмотрение всех признаков, способствующих составлению понятия конституционно-правового статуса Центрального банка РФ и предложение данного определения;
- Обоснование необходимости рассмотрения регулирования конституционного статуса центральных банков зарубежных стран и на основании из практических наработок, возможное внесение изменений в регулирование статуса национального Центрального банка;
- Анализ полномочий Банка России и выделение именно тех, которые влияют на его содержание конституционно-правового статуса и определяют функциональность банка в лице государственного органа;
- Обоснование и предложение внесения поправок в закон, регулирующий взаимодействие Банка России с органами государственной власти;
- Рассмотрение норм, регулирующих юридическую ответственность Банка России, обоснование того, что Банку России присуща конституционная ответственность, выделение видов мер данной ответственности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для совершенствования науки конституционного, административного и финансового права, российского законодательства в части регулирования вопросов организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации. Материалы исследования могут найти применение в нормативной деятельности Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе для преподавания учебных дисциплин «Конституционное право Российской Федерации», «Финансовое право Российской Федерации».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Анализ доктринальных представлений о правовом положении центрального банка дает возможность констатировать, что в зависимости от определенных политических и экономических обстоятельств, а также конкретного политико-правового режима роль, цели, функции центрального банка отличались. В частности, в советский период центральный банк по своей сути был составной частью системы органов исполнительной властью с фактическим его подчинением вначале Народному комиссариату финансов, а затем - Правительству СССР. Тогда как современная история России характеризуется независимым правовым положением Центрального банка Российской Федерации с законодательно закрепленными гарантиями невмешательства в его деятельность.
Центральный банк Российской Федерации наделен определенным правовым статусом, что позволяет ему осуществлять полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации независимо от государственных органов. В связи с этим, а также ввиду отсутствия законодательного закрепления термина «конституционноправовой статус» в настоящей работе выработано следующее определение понятия конституционноправового статуса Центрального банка Российской Федерации: «Под конституционноправовым статусом Центрального банка Российской Федерации следует понимать установленный Конституцией Российской Федерации с последующим закреплением в иных нормативных правовых актах правовой статус Центрального банка Российской Федерации, характеризующийся определенным местом Центрального банка Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации, исключительные функции, цели и полномочия, а также принципы организации и деятельности данной структуры вне зависимости от других органов государственной власти».
Правовой статус ЦБ РФ представляет собой совокупность нормативно закрепленных элементов, характеризующих ЦБ РФ как субъекта права, как участника тех или иных правоотношений. Статус ЦБ РФ следует рассматривать в общеправовом и отраслевом аспекте. В содержании правового статуса ЦБ РФ можно выделить следующие элементы: 1) цели и задачи ЦБ РФ; 2) принципы организации и деятельности; 3) гарантии; 4) функции; 5) полномочия; 6) организационно-правовая форма; 7) юридическая ответственность.
Правовое регулирование организации и деятельности ЦБ РФ, как и банковской системы в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. При этом все основные аспекты правового положения ЦБ РФ могут регулироваться только законодательством. Однако многие вопросы, так или иначе связанные с правовым положением ЦБ РФ (например, его внутренняя структура, территориальная организация, реализация принципов и функций и др.), регулируются также подзаконными актами.
Институт ответственности ЦБ РФ состоит из большой группы норм, закрепленных различными отраслями права конституционным, гражданским, административным). Юридическая ответственность ЦБ РФ обладает как общими признаками, характерными для ответственности любого субъекта права, так и собственной спецификой, обусловленной его двойственной правовой природой. В целом, под юридической ответственностью ЦБ РФ следует понимать меру государственного принуждения, применяемого к ЦБ РФ, его органам и должностным лицам, за совершенные правонарушения.
ЦБ РФ, являясь федеральным государственным органом, не принадлежит ни к одной ветви государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои исключительные функции независимо от них, занимая особое, независимое место в механизме государственного управления, обусловленное спецификой его задач и функций.
Правовой статус ЦБ РФ имеет существенную специфику, обусловленную тем, что он выступает сразу в двух ипостасях - как государственный орган, наделенный властными полномочиями, и как юридическое лицо, которое в ограниченном объеме занимается экономической деятельностью, извлекая при этом прибыль. При этом приоритетной является именно государственная «составляющая» правовой природы ЦБ РФ, его экономическая деятельность носит производный характер и должна быть направлена на решение государственных задач управления в сфере кредитно денежных отношений.
Своеобразие организационно-правовой формы ЦБ РФ как государственного органа с особым статусом обусловлено наличием у него черт некоммерческой организации (юридического лица). При этом осуществление ЦБ РФ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он прежде всего оказывает тем самым целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются ЦБ РФ в рамках общей государственной денежнокредитной политики.
Таким образом, главной особенностью правового статуса ЦБ РФ в настоящее время является то, что осуществление его государственновластных полномочий и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению в сфере денежно кредитных отношений.
Реализация конституционных полномочий Банка России является важной частью деятельности банка, наряду с этим важно реализовывать полномочия в соответствии с конституционными принципами, которые отнесены к деятельности Банка России, главным принципом выступает принцип независимости, так как качественное выполнение полномочий без давления со стороны других органов государственной власти является гарантом стабильного развития финансовой системы РФ.
Ответственность Банка России в общем охвате, и конституционная ответственность особенно важны для полноценности конституционно - правового статуса Центрального банка РФ, данная ответственность должна быть предусмотрена федеральным законодательством, прежде всего это необходимо для разграничения конституционной и политической ответственности, и при этом пресечения возникновения конкуренции интересов Президента РФ и органами государственной власти РФ. Таким образом конституционно правовая ответственность является гарантом законности в области денежно кредитной политики и взаимодействиях с Президентом РФ и органами государственной власти.
В исследовании обосновывается необходимость закрепления в законодательстве оснований для привлечения Банка России к конституционно правовой ответственности, а именно, перечня мер данной ответственности, применение которых наступает за нарушение конституционных правонарушений.
Также мы пришли к выводу о том, что осуществление государственной кредитно-денежной политики не может быть функцией только ЦБ.
Кредитноденежную политику он обязан, по нашему убеждению, осуществлять совместно с правительством страны, а потому необходим устойчивый эффективный механизм влияния правительства на банковскую систему. Мы понимаем, что данный механизм не может быть создан за счет подчинения ЦБ исполнительной власти, так как в этом случае ЦБ будет не в состоянии выполнять свою главную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Выход нам видится в создании других управляющих органов банковской системы, независимых от ЦБ, которые станут проводниками политики правительства в этом секторе.
Представляется, что помимо ЦБ на верхнем уровне банковской системы должны быть созданы: государственный орган, наделенный правом издания нормативных актов в сфере регулирования банковской деятельности; государственный орган, наделенный правом надзора за банковской деятельностью, а также правом применять санкции к нарушителям банковского законодательства.
Организационно-правовой механизм разделения функций возможен по двум сценариям: с внесением изменений в Конституцию и без них - путем принятия новых федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Внесение изменений в Конституцию РФ может быть реализовано как принятием новой редакции ст. 75, так и в рамках комплексной конституционной реформы, которая будет включать в себя конституционно-правовое закрепление принципов бюджетного федерализма.
Центральный банк Российской Федерации наделен определенным правовым статусом, что позволяет ему осуществлять полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации независимо от государственных органов. В связи с этим, а также ввиду отсутствия законодательного закрепления термина «конституционноправовой статус» в настоящей работе выработано следующее определение понятия конституционноправового статуса Центрального банка Российской Федерации: «Под конституционноправовым статусом Центрального банка Российской Федерации следует понимать установленный Конституцией Российской Федерации с последующим закреплением в иных нормативных правовых актах правовой статус Центрального банка Российской Федерации, характеризующийся определенным местом Центрального банка Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации, исключительные функции, цели и полномочия, а также принципы организации и деятельности данной структуры вне зависимости от других органов государственной власти».
Правовой статус ЦБ РФ представляет собой совокупность нормативно закрепленных элементов, характеризующих ЦБ РФ как субъекта права, как участника тех или иных правоотношений. Статус ЦБ РФ следует рассматривать в общеправовом и отраслевом аспекте. В содержании правового статуса ЦБ РФ можно выделить следующие элементы: 1) цели и задачи ЦБ РФ; 2) принципы организации и деятельности; 3) гарантии; 4) функции; 5) полномочия; 6) организационно-правовая форма; 7) юридическая ответственность.
Правовое регулирование организации и деятельности ЦБ РФ, как и банковской системы в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. При этом все основные аспекты правового положения ЦБ РФ могут регулироваться только законодательством. Однако многие вопросы, так или иначе связанные с правовым положением ЦБ РФ (например, его внутренняя структура, территориальная организация, реализация принципов и функций и др.), регулируются также подзаконными актами.
Институт ответственности ЦБ РФ состоит из большой группы норм, закрепленных различными отраслями права конституционным, гражданским, административным). Юридическая ответственность ЦБ РФ обладает как общими признаками, характерными для ответственности любого субъекта права, так и собственной спецификой, обусловленной его двойственной правовой природой. В целом, под юридической ответственностью ЦБ РФ следует понимать меру государственного принуждения, применяемого к ЦБ РФ, его органам и должностным лицам, за совершенные правонарушения.
ЦБ РФ, являясь федеральным государственным органом, не принадлежит ни к одной ветви государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои исключительные функции независимо от них, занимая особое, независимое место в механизме государственного управления, обусловленное спецификой его задач и функций.
Правовой статус ЦБ РФ имеет существенную специфику, обусловленную тем, что он выступает сразу в двух ипостасях - как государственный орган, наделенный властными полномочиями, и как юридическое лицо, которое в ограниченном объеме занимается экономической деятельностью, извлекая при этом прибыль. При этом приоритетной является именно государственная «составляющая» правовой природы ЦБ РФ, его экономическая деятельность носит производный характер и должна быть направлена на решение государственных задач управления в сфере кредитно денежных отношений.
Своеобразие организационно-правовой формы ЦБ РФ как государственного органа с особым статусом обусловлено наличием у него черт некоммерческой организации (юридического лица). При этом осуществление ЦБ РФ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он прежде всего оказывает тем самым целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются ЦБ РФ в рамках общей государственной денежнокредитной политики.
Таким образом, главной особенностью правового статуса ЦБ РФ в настоящее время является то, что осуществление его государственновластных полномочий и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению в сфере денежно кредитных отношений.
Реализация конституционных полномочий Банка России является важной частью деятельности банка, наряду с этим важно реализовывать полномочия в соответствии с конституционными принципами, которые отнесены к деятельности Банка России, главным принципом выступает принцип независимости, так как качественное выполнение полномочий без давления со стороны других органов государственной власти является гарантом стабильного развития финансовой системы РФ.
Ответственность Банка России в общем охвате, и конституционная ответственность особенно важны для полноценности конституционно - правового статуса Центрального банка РФ, данная ответственность должна быть предусмотрена федеральным законодательством, прежде всего это необходимо для разграничения конституционной и политической ответственности, и при этом пресечения возникновения конкуренции интересов Президента РФ и органами государственной власти РФ. Таким образом конституционно правовая ответственность является гарантом законности в области денежно кредитной политики и взаимодействиях с Президентом РФ и органами государственной власти.
В исследовании обосновывается необходимость закрепления в законодательстве оснований для привлечения Банка России к конституционно правовой ответственности, а именно, перечня мер данной ответственности, применение которых наступает за нарушение конституционных правонарушений.
Также мы пришли к выводу о том, что осуществление государственной кредитно-денежной политики не может быть функцией только ЦБ.
Кредитноденежную политику он обязан, по нашему убеждению, осуществлять совместно с правительством страны, а потому необходим устойчивый эффективный механизм влияния правительства на банковскую систему. Мы понимаем, что данный механизм не может быть создан за счет подчинения ЦБ исполнительной власти, так как в этом случае ЦБ будет не в состоянии выполнять свою главную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Выход нам видится в создании других управляющих органов банковской системы, независимых от ЦБ, которые станут проводниками политики правительства в этом секторе.
Представляется, что помимо ЦБ на верхнем уровне банковской системы должны быть созданы: государственный орган, наделенный правом издания нормативных актов в сфере регулирования банковской деятельности; государственный орган, наделенный правом надзора за банковской деятельностью, а также правом применять санкции к нарушителям банковского законодательства.
Организационно-правовой механизм разделения функций возможен по двум сценариям: с внесением изменений в Конституцию и без них - путем принятия новых федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Внесение изменений в Конституцию РФ может быть реализовано как принятием новой редакции ст. 75, так и в рамках комплексной конституционной реформы, которая будет включать в себя конституционно-правовое закрепление принципов бюджетного федерализма.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦБ РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности конституционно-правового статуса Центрального банка РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2021 - Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



