ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА БОГА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
|
Введение 3
Глава 1. История кинематографа в контексте религиозных мотивов 7
§ 1.1 Начало развития кинематографа 7
§ 1.2 Религиозные мотивы в кино 11
Глава 2. Образ Бога в художественных фильмах 16
§ 2.1 Образ Бога как ощущение 16
§ 2.2 Образ Бога как конкретный персонаж 23
Глава 3. Фильмы начала XXI века 28
§ 3.1 Образ Бога в кинематографе начала XXI века 28
§ 3.2 Репрезентация Бога в художественных фильмах Ридли Скотта и Дени Вильнева 38
Заключение 47
Список используемой литературы
Глава 1. История кинематографа в контексте религиозных мотивов 7
§ 1.1 Начало развития кинематографа 7
§ 1.2 Религиозные мотивы в кино 11
Глава 2. Образ Бога в художественных фильмах 16
§ 2.1 Образ Бога как ощущение 16
§ 2.2 Образ Бога как конкретный персонаж 23
Глава 3. Фильмы начала XXI века 28
§ 3.1 Образ Бога в кинематографе начала XXI века 28
§ 3.2 Репрезентация Бога в художественных фильмах Ридли Скотта и Дени Вильнева 38
Заключение 47
Список используемой литературы
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во- первых, это конечно же невероятная популярность и значение, которое кинематограф и христианство имеют в мире. Во-вторых, интересным является тот факт, что несмотря на всю секуляризацию и развитие технологий, люди все равно тянуться к мистического, непознанному, далекому. Даже сам мир кино создан из одной лишь мысли сценариста или режиссера. И, несмотря на то, что никакими приборами невозможно засечь мысли, идеи совершенно реальны, и они объективно существуют. Поэтому нельзя считать духовный мир недействительным лишь потому, что его природа принадлежит за пределами реального мира, в непознанном идеальном мире.
Кандидат философских наук и преподаватель философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Куртов в своей работе «Кино как социальный опыт» писал следующее: «Кино -
социокультурный феномен, задающий модели, по которым в XX-XXI вв. конституируется социальная реальность: зритель проникается сюжетами и мотивами кинофильмов, усваивает транслируемые с экранов поведенческие паттерны, реагирует на формируемую кинематографом политическую «повестку дня». Современное общество, связанное средствами массовой' коммуникации, предстает в известном смысле как «глобальный кинозал» .
Именно определение «глобальный кинозал» максимально точно описывает то значение и место кинематографа в жизни людей.
Кроме кинематографа есть еще один феномен, который так же, как кино занимает очень большое и значимое место в жизни общества - это религия. Религиозная картина является, как и кинематограф с Г олливудом, неотъемлемой частью жизни западного мира. Самым популярным религиозным направлением там является христианство, оно занимает семьдесят процентов от общего числа всех религии на территории Соединенных Штатов Америки .
Таким образом, так как религиозная картина неотъемлемая часть западного общества, что означает то, что все стороны жизни человека развиваются в контексте и ее влиянием. Это не обошло и кино. Творчество представляет из себя такой тип деятельности, когда режиссер, сценарист и автор идеи пытаются передать на экране какую-либо историю, которая проходит через фильтр личного восприятия. Таким образом, находясь в обществе, где одной из основных и весомых сторон является христианская религиозная картина, это не может не быть отражено в личном творчестве, а именно в кино.
Именно образ Бога будет рассмотрен в этой работе, как ключевой. Именно эволюция его образа будет рассмотрена в контексте эволюции самого кинематографа.
Степень изученности. Исследования темы религиозности в кино представлены многими работами. Американский философ Джон Капуто написал работу «Религия «Звездных войн»», в которой на примере картины Джордж Лукаса анализирует формы религиозности западного общества. Кинокритик Никита Казимиров написал исследовательскую статью «Имя им - легион: Зак Снайдер поделился еще одной отсылкой к Библии в «Бетмене против Супермена»» , в которой анализирует попытки Зака Снайдера делать отсылки на библейские сюжеты. Россий кинокритик Евгений Мейзель написал работу «Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино» , в которой рассуждает на тему того, что должно быть присуще фильму, чтобы то считалось религиозным. Что касается исследования конкретно образа Бога в кино, то на эту тему работ не так много. Одна из них - это работа российского философа и социолога
Александра Филиппова «Многообразие теистического опыта: образ Бога в кинематографе»1
Объектом исследования выступил образ библейского Бога в современной культуре.
Предметом исследования является эволюция образа Бога в современном кинематографе.
Цель исследования выявить этапы эволюции образа Бога в контексте кинематографа.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть историю кинематографа в целом, узнать с чего все началось.
2. Рассмотреть фильмы, в основе сюжета которых есть образ бога, провести их классификацию по принципу разделения на категории, которые бы характеризовали основные особенности эксплуатации образа Бога в кино.
3. Проанализировать фильмы последних 20 лет и выявить тенденцию изменения образа Бога в кино в контексте истории кинематографа.
Теоретико-методологическая основа исследования дипломный работы представлена с учетом поставленной цели и задач. В ходе работы были задействованы следующие методы:
- Исторический метод, который позволил нам рассмотреть историю кинематографа и выделить основные моменты по исследуемой теме.
- Ретроспективный метод, который позволил нам рассмотреть фильмы, который в своем сюжете содержат образ Бога, в период с 1950 по 2017 годы.
- Сравнительный метод, который помог нам сравнить отсмотренные для анализа фильмы.
- Метода анализа, который позволил проанализировать фильмы, которые были взяты для сравнения и выделить основные черты, характерные для того или иного периода кинематографа, связанного с образом Бога.
При исследовании данной темы мы опирались на методы исследования, представленные в работе «Кино как объект культурологического исследования» кандидата культурологии Ирины Г ожанской1.
Эмпирическая база. Во-первых, художественный фильм должен содержать в себе в той или иной мере образ Бога. Фильм может не быть дословно основан на каких-либо религиозных мотивах, образ Бога может быть использовать как отдельный персонаж, через которого раскрывает совсем нерелигиозный сюжет. Во-вторых, фильм должен иметь широкую известность в западном обществе. Таким образом наша эмпиричсекая
По структуре исследование представляет собой работу, состоящую из трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа. Работа состоит из 49 страниц и списка литературы, состоящего из 55 наименований.
Кандидат философских наук и преподаватель философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Куртов в своей работе «Кино как социальный опыт» писал следующее: «Кино -
социокультурный феномен, задающий модели, по которым в XX-XXI вв. конституируется социальная реальность: зритель проникается сюжетами и мотивами кинофильмов, усваивает транслируемые с экранов поведенческие паттерны, реагирует на формируемую кинематографом политическую «повестку дня». Современное общество, связанное средствами массовой' коммуникации, предстает в известном смысле как «глобальный кинозал» .
Именно определение «глобальный кинозал» максимально точно описывает то значение и место кинематографа в жизни людей.
Кроме кинематографа есть еще один феномен, который так же, как кино занимает очень большое и значимое место в жизни общества - это религия. Религиозная картина является, как и кинематограф с Г олливудом, неотъемлемой частью жизни западного мира. Самым популярным религиозным направлением там является христианство, оно занимает семьдесят процентов от общего числа всех религии на территории Соединенных Штатов Америки .
Таким образом, так как религиозная картина неотъемлемая часть западного общества, что означает то, что все стороны жизни человека развиваются в контексте и ее влиянием. Это не обошло и кино. Творчество представляет из себя такой тип деятельности, когда режиссер, сценарист и автор идеи пытаются передать на экране какую-либо историю, которая проходит через фильтр личного восприятия. Таким образом, находясь в обществе, где одной из основных и весомых сторон является христианская религиозная картина, это не может не быть отражено в личном творчестве, а именно в кино.
Именно образ Бога будет рассмотрен в этой работе, как ключевой. Именно эволюция его образа будет рассмотрена в контексте эволюции самого кинематографа.
Степень изученности. Исследования темы религиозности в кино представлены многими работами. Американский философ Джон Капуто написал работу «Религия «Звездных войн»», в которой на примере картины Джордж Лукаса анализирует формы религиозности западного общества. Кинокритик Никита Казимиров написал исследовательскую статью «Имя им - легион: Зак Снайдер поделился еще одной отсылкой к Библии в «Бетмене против Супермена»» , в которой анализирует попытки Зака Снайдера делать отсылки на библейские сюжеты. Россий кинокритик Евгений Мейзель написал работу «Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино» , в которой рассуждает на тему того, что должно быть присуще фильму, чтобы то считалось религиозным. Что касается исследования конкретно образа Бога в кино, то на эту тему работ не так много. Одна из них - это работа российского философа и социолога
Александра Филиппова «Многообразие теистического опыта: образ Бога в кинематографе»1
Объектом исследования выступил образ библейского Бога в современной культуре.
Предметом исследования является эволюция образа Бога в современном кинематографе.
Цель исследования выявить этапы эволюции образа Бога в контексте кинематографа.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть историю кинематографа в целом, узнать с чего все началось.
2. Рассмотреть фильмы, в основе сюжета которых есть образ бога, провести их классификацию по принципу разделения на категории, которые бы характеризовали основные особенности эксплуатации образа Бога в кино.
3. Проанализировать фильмы последних 20 лет и выявить тенденцию изменения образа Бога в кино в контексте истории кинематографа.
Теоретико-методологическая основа исследования дипломный работы представлена с учетом поставленной цели и задач. В ходе работы были задействованы следующие методы:
- Исторический метод, который позволил нам рассмотреть историю кинематографа и выделить основные моменты по исследуемой теме.
- Ретроспективный метод, который позволил нам рассмотреть фильмы, который в своем сюжете содержат образ Бога, в период с 1950 по 2017 годы.
- Сравнительный метод, который помог нам сравнить отсмотренные для анализа фильмы.
- Метода анализа, который позволил проанализировать фильмы, которые были взяты для сравнения и выделить основные черты, характерные для того или иного периода кинематографа, связанного с образом Бога.
При исследовании данной темы мы опирались на методы исследования, представленные в работе «Кино как объект культурологического исследования» кандидата культурологии Ирины Г ожанской1.
Эмпирическая база. Во-первых, художественный фильм должен содержать в себе в той или иной мере образ Бога. Фильм может не быть дословно основан на каких-либо религиозных мотивах, образ Бога может быть использовать как отдельный персонаж, через которого раскрывает совсем нерелигиозный сюжет. Во-вторых, фильм должен иметь широкую известность в западном обществе. Таким образом наша эмпиричсекая
По структуре исследование представляет собой работу, состоящую из трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа. Работа состоит из 49 страниц и списка литературы, состоящего из 55 наименований.
Таким образом в результате анализа вышеприведенных фильмов, можно выделить три основных этапа эволюции образа Бога в кинематографе.
Первый этап - это фильмы, в которых впервые в контексте киносюжета появился Бог. Фильмы этого периода характеризуются тем, что Бог в них появляется лишь в качестве образа, а также тем, что эти фильмы затрагивают какую-либо философскую проблематику, которая раскрывается или направляется по сюжету через присутствие в нем бога как персонажа. Это фильмы Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского,
Второй этап - это фильмы в период с 1980 по 2007 годы. Фильмы данного этапа характеризуются тем, что в них появляется Бог в качестве полноценного персонажа, а также тем, что в большинстве своем они выходят в жанре комедии. Эти фильмы не преследуют цели раскрыть какой-либо глубоко религиозный смысл. Они намеренно не касаются вопросов толкований и догматики. Они в большей степени затрагивают вопросы нравственности самого человека. Это такие работы, как: «Туз», «О, Боже!», «Догма», «Брюс Всемогущий», «Эван Всемогущий», которые были рассмотрены выше, во второй главе работы.
Третий этап - это период современного кино. В период с 2007 до сегодняшнего дня. Этот период ярко характеризуют работы таких режиссеров, как Ридли Скотт и Дени Вильнев. Кроме того, важной чертой этого периода является то, что образ Бога приобретает новый характер выражения. Из Бога как ощущения и Бога как персонажа, появляется абсолютно новая категория - персонаж как Бог. Эта категория характеризуется тем, что обычный персонаж начинает нести в себе образ Бога, при том прямо к нему не отсылая. То есть не Бог воплощен в этот персонаже, а сам персонаж, забирая качества, присущие Богу, становится абсолютно новой фигурой.
Советский философ и религиовед Дмитрий Модестович Угринович выделял 4 группы верующих, такие как: «убеждённые верующие», «верующие», «колеблющееся» и «неверующие». Пятой группой отдельно выделились «атеисты». Таким образом можно заметить тенденцию, что к какой бы категории режиссер не относился, он может снять фильм на религиозную тематику, или просто позаимствовать оттуда персонажа или событие. Режиссеры не «брезгуют» обращаться к религии, потому что она открывает большие возможности в плане развития сюжета. Даже если автор не преследует цели раскрывать религиозные смыслы, через образ Бога он может раскрыть философские или даже нравственные человеческие вопросы. А использую Бога как ощущение, который может проявляться как угодно и в чем угодно, создать почву для философских рассуждений, как своего героя, так и зрителя.
Таким образом, на основании исследовательской работы, проглядывается тенденция, что в ближайшие десять лет вектор будет смещаться в сторону усложнения сюжета с точки зрения смысла, а категория «персонаж как Бог», станет определяющей на этот период времени.
Первый этап - это фильмы, в которых впервые в контексте киносюжета появился Бог. Фильмы этого периода характеризуются тем, что Бог в них появляется лишь в качестве образа, а также тем, что эти фильмы затрагивают какую-либо философскую проблематику, которая раскрывается или направляется по сюжету через присутствие в нем бога как персонажа. Это фильмы Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского,
Второй этап - это фильмы в период с 1980 по 2007 годы. Фильмы данного этапа характеризуются тем, что в них появляется Бог в качестве полноценного персонажа, а также тем, что в большинстве своем они выходят в жанре комедии. Эти фильмы не преследуют цели раскрыть какой-либо глубоко религиозный смысл. Они намеренно не касаются вопросов толкований и догматики. Они в большей степени затрагивают вопросы нравственности самого человека. Это такие работы, как: «Туз», «О, Боже!», «Догма», «Брюс Всемогущий», «Эван Всемогущий», которые были рассмотрены выше, во второй главе работы.
Третий этап - это период современного кино. В период с 2007 до сегодняшнего дня. Этот период ярко характеризуют работы таких режиссеров, как Ридли Скотт и Дени Вильнев. Кроме того, важной чертой этого периода является то, что образ Бога приобретает новый характер выражения. Из Бога как ощущения и Бога как персонажа, появляется абсолютно новая категория - персонаж как Бог. Эта категория характеризуется тем, что обычный персонаж начинает нести в себе образ Бога, при том прямо к нему не отсылая. То есть не Бог воплощен в этот персонаже, а сам персонаж, забирая качества, присущие Богу, становится абсолютно новой фигурой.
Советский философ и религиовед Дмитрий Модестович Угринович выделял 4 группы верующих, такие как: «убеждённые верующие», «верующие», «колеблющееся» и «неверующие». Пятой группой отдельно выделились «атеисты». Таким образом можно заметить тенденцию, что к какой бы категории режиссер не относился, он может снять фильм на религиозную тематику, или просто позаимствовать оттуда персонажа или событие. Режиссеры не «брезгуют» обращаться к религии, потому что она открывает большие возможности в плане развития сюжета. Даже если автор не преследует цели раскрывать религиозные смыслы, через образ Бога он может раскрыть философские или даже нравственные человеческие вопросы. А использую Бога как ощущение, который может проявляться как угодно и в чем угодно, создать почву для философских рассуждений, как своего героя, так и зрителя.
Таким образом, на основании исследовательской работы, проглядывается тенденция, что в ближайшие десять лет вектор будет смещаться в сторону усложнения сюжета с точки зрения смысла, а категория «персонаж как Бог», станет определяющей на этот период времени.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА КАК «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМИКСОВ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДРЕВНИЙ ОБРЯД КАК МИФООБРАЗ СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯ «ВЕСНА» Е. ЮФИТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Образ искусственного человека в американской фантастике второй половины XX века
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Место и функции образов сверхъестественных существ ёкай в современной японской литературе (ХХ-ХХI вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖАННЫ Д’АРК В ЕВРОПЕЙСКОМ КИНОИСКУССТВЕ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2024 - ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - Современная кинофантастика как феномен
многомерной картины мира (на примере кинопроизведений «Интерстеллар»
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Человек искусства в документальном кино
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016



