Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА БОГА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Работа №31062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
634
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История кинематографа в контексте религиозных мотивов 7
§ 1.1 Начало развития кинематографа 7
§ 1.2 Религиозные мотивы в кино 11
Глава 2. Образ Бога в художественных фильмах 16
§ 2.1 Образ Бога как ощущение 16
§ 2.2 Образ Бога как конкретный персонаж 23
Глава 3. Фильмы начала XXI века 28
§ 3.1 Образ Бога в кинематографе начала XXI века 28
§ 3.2 Репрезентация Бога в художественных фильмах Ридли Скотта и Дени Вильнева 38
Заключение 47
Список используемой литературы


Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во- первых, это конечно же невероятная популярность и значение, которое кинематограф и христианство имеют в мире. Во-вторых, интересным является тот факт, что несмотря на всю секуляризацию и развитие технологий, люди все равно тянуться к мистического, непознанному, далекому. Даже сам мир кино создан из одной лишь мысли сценариста или режиссера. И, несмотря на то, что никакими приборами невозможно засечь мысли, идеи совершенно реальны, и они объективно существуют. Поэтому нельзя считать духовный мир недействительным лишь потому, что его природа принадлежит за пределами реального мира, в непознанном идеальном мире.
Кандидат философских наук и преподаватель философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Куртов в своей работе «Кино как социальный опыт» писал следующее: «Кино -
социокультурный феномен, задающий модели, по которым в XX-XXI вв. конституируется социальная реальность: зритель проникается сюжетами и мотивами кинофильмов, усваивает транслируемые с экранов поведенческие паттерны, реагирует на формируемую кинематографом политическую «повестку дня». Современное общество, связанное средствами массовой' коммуникации, предстает в известном смысле как «глобальный кинозал» .
Именно определение «глобальный кинозал» максимально точно описывает то значение и место кинематографа в жизни людей.
Кроме кинематографа есть еще один феномен, который так же, как кино занимает очень большое и значимое место в жизни общества - это религия. Религиозная картина является, как и кинематограф с Г олливудом, неотъемлемой частью жизни западного мира. Самым популярным религиозным направлением там является христианство, оно занимает семьдесят процентов от общего числа всех религии на территории Соединенных Штатов Америки .
Таким образом, так как религиозная картина неотъемлемая часть западного общества, что означает то, что все стороны жизни человека развиваются в контексте и ее влиянием. Это не обошло и кино. Творчество представляет из себя такой тип деятельности, когда режиссер, сценарист и автор идеи пытаются передать на экране какую-либо историю, которая проходит через фильтр личного восприятия. Таким образом, находясь в обществе, где одной из основных и весомых сторон является христианская религиозная картина, это не может не быть отражено в личном творчестве, а именно в кино.
Именно образ Бога будет рассмотрен в этой работе, как ключевой. Именно эволюция его образа будет рассмотрена в контексте эволюции самого кинематографа.
Степень изученности. Исследования темы религиозности в кино представлены многими работами. Американский философ Джон Капуто написал работу «Религия «Звездных войн»», в которой на примере картины Джордж Лукаса анализирует формы религиозности западного общества. Кинокритик Никита Казимиров написал исследовательскую статью «Имя им - легион: Зак Снайдер поделился еще одной отсылкой к Библии в «Бетмене против Супермена»» , в которой анализирует попытки Зака Снайдера делать отсылки на библейские сюжеты. Россий кинокритик Евгений Мейзель написал работу «Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино» , в которой рассуждает на тему того, что должно быть присуще фильму, чтобы то считалось религиозным. Что касается исследования конкретно образа Бога в кино, то на эту тему работ не так много. Одна из них - это работа российского философа и социолога
Александра Филиппова «Многообразие теистического опыта: образ Бога в кинематографе»1
Объектом исследования выступил образ библейского Бога в современной культуре.
Предметом исследования является эволюция образа Бога в современном кинематографе.
Цель исследования выявить этапы эволюции образа Бога в контексте кинематографа.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть историю кинематографа в целом, узнать с чего все началось.
2. Рассмотреть фильмы, в основе сюжета которых есть образ бога, провести их классификацию по принципу разделения на категории, которые бы характеризовали основные особенности эксплуатации образа Бога в кино.
3. Проанализировать фильмы последних 20 лет и выявить тенденцию изменения образа Бога в кино в контексте истории кинематографа.
Теоретико-методологическая основа исследования дипломный работы представлена с учетом поставленной цели и задач. В ходе работы были задействованы следующие методы:
- Исторический метод, который позволил нам рассмотреть историю кинематографа и выделить основные моменты по исследуемой теме.
- Ретроспективный метод, который позволил нам рассмотреть фильмы, который в своем сюжете содержат образ Бога, в период с 1950 по 2017 годы.
- Сравнительный метод, который помог нам сравнить отсмотренные для анализа фильмы.
- Метода анализа, который позволил проанализировать фильмы, которые были взяты для сравнения и выделить основные черты, характерные для того или иного периода кинематографа, связанного с образом Бога.
При исследовании данной темы мы опирались на методы исследования, представленные в работе «Кино как объект культурологического исследования» кандидата культурологии Ирины Г ожанской1.
Эмпирическая база. Во-первых, художественный фильм должен содержать в себе в той или иной мере образ Бога. Фильм может не быть дословно основан на каких-либо религиозных мотивах, образ Бога может быть использовать как отдельный персонаж, через которого раскрывает совсем нерелигиозный сюжет. Во-вторых, фильм должен иметь широкую известность в западном обществе. Таким образом наша эмпиричсекая
По структуре исследование представляет собой работу, состоящую из трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа. Работа состоит из 49 страниц и списка литературы, состоящего из 55 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом в результате анализа вышеприведенных фильмов, можно выделить три основных этапа эволюции образа Бога в кинематографе.
Первый этап - это фильмы, в которых впервые в контексте киносюжета появился Бог. Фильмы этого периода характеризуются тем, что Бог в них появляется лишь в качестве образа, а также тем, что эти фильмы затрагивают какую-либо философскую проблематику, которая раскрывается или направляется по сюжету через присутствие в нем бога как персонажа. Это фильмы Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского,
Второй этап - это фильмы в период с 1980 по 2007 годы. Фильмы данного этапа характеризуются тем, что в них появляется Бог в качестве полноценного персонажа, а также тем, что в большинстве своем они выходят в жанре комедии. Эти фильмы не преследуют цели раскрыть какой-либо глубоко религиозный смысл. Они намеренно не касаются вопросов толкований и догматики. Они в большей степени затрагивают вопросы нравственности самого человека. Это такие работы, как: «Туз», «О, Боже!», «Догма», «Брюс Всемогущий», «Эван Всемогущий», которые были рассмотрены выше, во второй главе работы.
Третий этап - это период современного кино. В период с 2007 до сегодняшнего дня. Этот период ярко характеризуют работы таких режиссеров, как Ридли Скотт и Дени Вильнев. Кроме того, важной чертой этого периода является то, что образ Бога приобретает новый характер выражения. Из Бога как ощущения и Бога как персонажа, появляется абсолютно новая категория - персонаж как Бог. Эта категория характеризуется тем, что обычный персонаж начинает нести в себе образ Бога, при том прямо к нему не отсылая. То есть не Бог воплощен в этот персонаже, а сам персонаж, забирая качества, присущие Богу, становится абсолютно новой фигурой.
Советский философ и религиовед Дмитрий Модестович Угринович выделял 4 группы верующих, такие как: «убеждённые верующие», «верующие», «колеблющееся» и «неверующие». Пятой группой отдельно выделились «атеисты». Таким образом можно заметить тенденцию, что к какой бы категории режиссер не относился, он может снять фильм на религиозную тематику, или просто позаимствовать оттуда персонажа или событие. Режиссеры не «брезгуют» обращаться к религии, потому что она открывает большие возможности в плане развития сюжета. Даже если автор не преследует цели раскрывать религиозные смыслы, через образ Бога он может раскрыть философские или даже нравственные человеческие вопросы. А использую Бога как ощущение, который может проявляться как угодно и в чем угодно, создать почву для философских рассуждений, как своего героя, так и зрителя.
Таким образом, на основании исследовательской работы, проглядывается тенденция, что в ближайшие десять лет вектор будет смещаться в сторону усложнения сюжета с точки зрения смысла, а категория «персонаж как Бог», станет определяющей на этот период времени.



1. Аронофски Д. Ной. Д. Аронофски / Д. Аронофски. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/596001/ (дата обращения 31.05.2019) .
2. Бергман И. Седьмая печать / И. Бергман. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/425/ (дата обращения 30.05.2019).
3. Библия [Текст] / Российское библейское общество. Синодальный перевод. Книга Исход - М.: Российское библейское общество, 2008. - 1326 с.
4. Блокбастрер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокбастер (дата обращения 01.05.2019).
5. Брик О. Фото и кино / О. Брик. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 104 с.
6. Вилънев Д. Бегущий по лезвию 2049 / Д. Вильнев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/589290/ (дата обращения 15.05.2019) .
7. Гибсон М. Страсти Христовы / М. Гибсон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/3707/ (дата обращения 01.01.2019).
8. Гожанская И. Кино как объект культурологичсекого исследования / И. Гожанская. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kino-kak-obekt-kulturologicheskogo- issledovaniya (режим доступа 01.05.2019).
9. Голливуд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/r олливуд#Киноиндустрия (дата обращения:
2.06.2019) .
10. Дубинин И. Динамика обыденного сознания / И. Дубинин, Л. Гуслякова. - Минск.: Университетское, 1985. - 93 с.
11. Империя Патэ и фильмы «Д’ар». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookucheba.com/iskusstvo-kinematografii_1397/imperiya-pate-film- 69976.html (дата обращения 3.06.2019).
12. Исход: Цари и боги Ридли Скотта. Скандал, интрига, религия.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thr.ru/cinema/ishod-cari-i- bogi-ridli-skotta-skandal-intriga-religia/ (дата обращения 22.05.2019).
13. Казимиров Н. Имя им - легион: Зак Снайдер поделился еще одной отсылкой к Библии в «Бетмене против Супермена» / Н. Казимиров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kanobu.ru/news/imya-im-legion-zak-snajder- podelilsya-esche-odnoj-otsyilkoj-kbiblii-vbetmene-protiv-supermena-403436/ (дата обращения 11.04.2019).
14. Калиниченко Е. В. Второй Ватиканский Собор / Е. В. Калинченко, В. П. Пономарёв, Д. Э. Пучкин, В. В. Тюшагин. - М.: АСТ, 2015. - 124 с.
15. Капуто Д. Религия «Звездных войн» / Д. Капуто. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logosjoumal.ru/arch/77/101_6.pdf (дата обращения
11.06.2019) .
16. Карасев Л. Сегодня и завтра / Л. Карасев // Вопросы философии. №5 - М.: Политиздат, 1993. - 92 с.
17.. Кастеллано Ф. Туз / Ф. Кастеллано, Д. Моччиа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/136947/ (дата обращения
10.05.2019) .
18. Куртов М. Кино как социальный опыт: дисс. ... канд. филос. наук / М. Куртов. - Санкт-Петербург, 2011. - 133 с.
19. Лем С. Солярис / С. Лем. - М.: АСТ, 2015. - 992 с.
20. Ли Х. Убить пересмешника / Х. Ли. - М: Neoclassic, 2017. - 416 с.
21. Маллиган Р. Убить пересмешника / Р. Маллиган. [Элекронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/357/ (дата обращения
20.05.2019) .
22. Медиафраншиза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиафраншиза (дата обращения 08.08.2018).
23. Мейзелъ Е. Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино / Е. Мейзель.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://old.kinoart.ru/archive/2012/09/vsyudu-bog-probnye-zametki-o- religioznom-kino (дата обращения 11.04.2019).
24. Мень А. Библиологический словарь / А. Мень. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. - 654 с.
25. Моисей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Моисей (дата обращения 01.01. 2019).
26. Ной. Даррен Аронофски. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7dOQE4ERU8Q (дата обращения
03.05.2019) .
27.. Пазолини П. Евангелие от Матфея / П. Пазолини. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/evangelie-ot-matfeya-1964-
39876/ (дата обращения 2.06.2019)
28. Плахов А. Всего 33 / А. Плахов. - Винница: АКВИЛОН, 1999. - 464 с.
29. Райнер К. О Боже! / К. Райнер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/4n2/ (дата обращения 20.05.2019).
30. Рамзес II. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамсес_П (дата обращение 10.02.2019).
31. Религия в США. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prousa.info/religion (дата обращения: 2.06.2019).
32. Рембранд Х. Возвращение блудного сына / Х. Рембрандт. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-
972560688 (дата обращения 3.05.2019).
33. Самые первые фильмы в мире. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //uznayvse. ru/interesting-facts/samyie-pervyie-filmyi-v-mire. html (дата
обращения 29.05.2019).
34. Скотт. Р. Исход. Цари и боги / Р. Скотт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/484611/ (дата обращения 25.01.2019).
35. Скотт Р. Прометей / Р. Скотт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/467099/ (дата обращения 30.12.2018).
36. Скотт Р. Чужой. Завет / Р. Скотт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/chuzhoy-zavet-2017-695548/ (дата обращения
05.06.2019) .
37. Смит К. Догма / К. Смит. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/6437/ (дата обращения 01.06.2019)
38. Соколова И. История и теория кино / И. Соколова. - Тюмень.: 2007. - 240 с.
39. Спинн-Офф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спин-офф (дата обращения 01.01.2019).
40. Тарковский А. Ускользающее таинство / А. Тарковский. - М: Водолей, 2016. - 424 с.
41. Тарковский А. Солярис / А. Тарковский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/43911/ (дата обращения 01.06.2019)
42. Тарковский и Бергман: что они говорили о Боге? И о чем — с Богом? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://foma.ru/tarkovskiy-bergman- chto-oni-govorili-o-boge-o-chem-s-bogom.html (дата обращения 5.05.2019).
43. Угринович Д.М. Психология религии / Д. М. Угринович. - М.: Политпиздат, 1986. - 345 с.
44. Филиппов А. Многообразие теистичсекого опыта: образ Бога в
кинематографе / А. Филлипов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/88592/1/215-218.pdf (дата обращение09.09.2019) .
45. Хофман Э. Сотворение мира / Э. Хофман. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mults.info/mults/?id=2389 (дата обращения 31.05.2019).
46. Шэдъяк Т. Брюс Всемогущий / Т. Шэдьяк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/39577/ (дата обращения 01.04.2019).
47. Шэдъяк Т. Эван Всемогущий / Т. Шэдьяк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/103791/ (дата обращения 31.12.2019).
48.Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» / У. Эко. - Санкт-Петербург.: Симпозиум, 2007. - 92 с.
49. BadComedian. Чужой: Завет (Alien vs Дебилы). [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ym0o49jxcSI&t=1358s
(дата обращения 01.01.2019).
50. Bergman I. Images: My Life In Film Paperback / I. Bergman. - NY.: Arcade Publishing, 1995. - 442 p.
51. Breen J. The motion picture Production Code / J. Breen. - Hollywood: Motion Picture Association of America, 1934. - 72 p.
52. Corman A. Oh, God! A Novel / A. Corman. - NY: Bantam Books, 2013. - 190 p.
53. Gibson remarks. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://usatoday30.usatoday.com/life/people/2006-07-31-gibson-remarks_x.htm (дата обращения 20.11.2018).
54. Godsploitation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shaungroves.com/2006/05/godsploitation/ (дата обращения 01.02.2019).
55. Let's talk about Godsploitation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Filmshttps: //www. reddit. com/r/Christianity/comments/4e7bqj/lets_talk_about_go dsploitation_films/ (дата обращения 01.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ