ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы эстетического воспитания у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «эстетическое
воспитание», «эстетическая воспитанность» 10
1.2. Особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте 23
1.3. Методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях
дополнительного образования 32
Выводы по I главе 46
Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетической
воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента 54
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования 63
Выводы по II главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы 78
Приложения 84
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы эстетического воспитания у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «эстетическое
воспитание», «эстетическая воспитанность» 10
1.2. Особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте 23
1.3. Методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях
дополнительного образования 32
Выводы по I главе 46
Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетической
воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента 54
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования 63
Выводы по II главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы 78
Приложения 84
Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Происходит спад практически всех традиционных эстетических и идеологических норм, которые формировались на протяжении веков, изменились и сами вкусы эстетики нового поколения.
Больше всего подвергаются влиянию этих факторов те подростки, которые из-за особенностей возраста пытаются подражать современным эстетическим эталоном. К несчастью, сегодня новая псевдо-культура создает и развивает в сознании подростков заблуждения, касающиеся эстетических приоритетов, что усложняет процесс реализации огромного количества педагогических задач.
Одной из важнейшей сторон содержания дополнительного образования это формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков [30].
Огромными возможностями, для решения задач конкретно эстетического воспитания подростка обладает система дополнительного образования, удовлетворяющая интересы, в духовной, социокультурной и образовательной сфере. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что школьное образование не может полностью реализовать потенциал эстетического воспитания. В современное время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Данной проблемой занимались такие ученые и педагоги как:
А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, а также современные ученые - педагоги, такие как О.А.Апраксина, Н.А.Дмитриев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский,В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков.
A. С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию своих воспитанников. В своих научных работах он многократно отмечал то, что дети должны быть активными участниками создания красивого в их жизни, потому что, изменяя действительность, «согласно законам красоты», человек преображается и сам.
С.Т.Шацкий одним из первых, на базе своей станции, начал реализовывать на практике теоретические проблемы эстетического воспитания. Его коллектив разработал систему эстетического воспитания, внеся значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия).
B. А.Сухомлинский спустя долгие годы наблюдений над детьми в абсолютно различных сферах их деятельности сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы. Он включал в эстетическое воспитание, такие сферы как, искусство, природу, быт, стремился к тому, чтобы дети учились чувствовать, понимать, ценить, а главное творить красоту.
Современные ученые - педагоги, перечисленные выше, также изучали проблемы эстетического воспитания, искали пути их решения. Результатом их деятельности стали разработки в области определения и конкретизации принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.
Однако несмотря на проведённый анализ литературных источников и исследование передового педагогического опыта выявили недостаточное освещение вопросов, которые раскрывают теоретико-методологические основания эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Противоречие исследования: между необходимостью
современного общества во всесторонне развитой, эстетически воспитанной личности, с одной стороны, и недостаточной изученности уровня эстетической воспитанности подростков в организации дополнительного образования, другой стороны.
Проблема исследования: каков уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих учреждения дополнительного образования?
Цель исследования - изучение уровня эстетической воспитанности у подростков, которые посещают учреждения дополнительного образования хореографической направленности.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания у подростков в организации дополнительного образования хореографической направленности.
Предмет исследования - уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих организации дополнительного образования хореографической направленности.
Гипотеза исследования: уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования выше, чем у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии гипотезе выдвинутой ранее и исходя из вопросов понимания проблемы, цели, обьекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику понятий «эстетическое воспитание», «эстетическая воспитанность».
2. Определить особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте.
3. Изучить основные методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Экспериментальным путем выявить уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
5. Предложить психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Методологическая и теоретическая база исследования: основана на концепциях в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающих основные положения эстетического воспитания у подростков. Исследование основано на трудах таких ученых как Я.А.Коменский, Г.Песталоцци, И.Гербарт, Ф.Фребель, Д.Дидро, Ф.Шиллер о важности эстетического воспитания в образовательной организации. Психолого-педагогическая характеристика подростков представлена в трудах Т.В.Драгуновой, Г.Г.Солодовой, Н.А.Климовой, В.В.Гаврилюка и Н.А.Трикоза.
Благодаря цели и задачам исследования, нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические
3. Статистические методы обработки результатов
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 30 учащихся в возрасте 12-14 лет.
Все участники были разделены на две группы по 15 человек. В первую группу входили подростки, посещающие занятия хореографии классической направленности «Чишмэ». Во вторую группу вошли подростки, посещающие занятия хореографии современного направления «A-team».
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
1. На первом (поисково-теоретическом) этапе нами осуществляется анализ самой проблемы в педагогическом и психологической литературе по теме исследования; определяется научный аппарат и база исследования; подбираются методики опытно - экспериментального исследования.
2. На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, исследовался уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
3. На третьем этапе (обобщающем) этапе осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: изучен уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих занятия по хореографии классической направленности «Чишмэ» и занятия по хореографии современного направления «A-team».
Практическая значимость проведенного исследования заключалась в том, что нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования хореографической направленности, которые могут быть полезны педагогам дополнительного образования, родителям, психологам.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из в ведения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Больше всего подвергаются влиянию этих факторов те подростки, которые из-за особенностей возраста пытаются подражать современным эстетическим эталоном. К несчастью, сегодня новая псевдо-культура создает и развивает в сознании подростков заблуждения, касающиеся эстетических приоритетов, что усложняет процесс реализации огромного количества педагогических задач.
Одной из важнейшей сторон содержания дополнительного образования это формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков [30].
Огромными возможностями, для решения задач конкретно эстетического воспитания подростка обладает система дополнительного образования, удовлетворяющая интересы, в духовной, социокультурной и образовательной сфере. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что школьное образование не может полностью реализовать потенциал эстетического воспитания. В современное время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Данной проблемой занимались такие ученые и педагоги как:
А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, а также современные ученые - педагоги, такие как О.А.Апраксина, Н.А.Дмитриев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский,В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков.
A. С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию своих воспитанников. В своих научных работах он многократно отмечал то, что дети должны быть активными участниками создания красивого в их жизни, потому что, изменяя действительность, «согласно законам красоты», человек преображается и сам.
С.Т.Шацкий одним из первых, на базе своей станции, начал реализовывать на практике теоретические проблемы эстетического воспитания. Его коллектив разработал систему эстетического воспитания, внеся значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия).
B. А.Сухомлинский спустя долгие годы наблюдений над детьми в абсолютно различных сферах их деятельности сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы. Он включал в эстетическое воспитание, такие сферы как, искусство, природу, быт, стремился к тому, чтобы дети учились чувствовать, понимать, ценить, а главное творить красоту.
Современные ученые - педагоги, перечисленные выше, также изучали проблемы эстетического воспитания, искали пути их решения. Результатом их деятельности стали разработки в области определения и конкретизации принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.
Однако несмотря на проведённый анализ литературных источников и исследование передового педагогического опыта выявили недостаточное освещение вопросов, которые раскрывают теоретико-методологические основания эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Противоречие исследования: между необходимостью
современного общества во всесторонне развитой, эстетически воспитанной личности, с одной стороны, и недостаточной изученности уровня эстетической воспитанности подростков в организации дополнительного образования, другой стороны.
Проблема исследования: каков уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих учреждения дополнительного образования?
Цель исследования - изучение уровня эстетической воспитанности у подростков, которые посещают учреждения дополнительного образования хореографической направленности.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания у подростков в организации дополнительного образования хореографической направленности.
Предмет исследования - уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих организации дополнительного образования хореографической направленности.
Гипотеза исследования: уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования выше, чем у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии гипотезе выдвинутой ранее и исходя из вопросов понимания проблемы, цели, обьекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику понятий «эстетическое воспитание», «эстетическая воспитанность».
2. Определить особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте.
3. Изучить основные методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Экспериментальным путем выявить уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
5. Предложить психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Методологическая и теоретическая база исследования: основана на концепциях в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающих основные положения эстетического воспитания у подростков. Исследование основано на трудах таких ученых как Я.А.Коменский, Г.Песталоцци, И.Гербарт, Ф.Фребель, Д.Дидро, Ф.Шиллер о важности эстетического воспитания в образовательной организации. Психолого-педагогическая характеристика подростков представлена в трудах Т.В.Драгуновой, Г.Г.Солодовой, Н.А.Климовой, В.В.Гаврилюка и Н.А.Трикоза.
Благодаря цели и задачам исследования, нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические
3. Статистические методы обработки результатов
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 30 учащихся в возрасте 12-14 лет.
Все участники были разделены на две группы по 15 человек. В первую группу входили подростки, посещающие занятия хореографии классической направленности «Чишмэ». Во вторую группу вошли подростки, посещающие занятия хореографии современного направления «A-team».
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
1. На первом (поисково-теоретическом) этапе нами осуществляется анализ самой проблемы в педагогическом и психологической литературе по теме исследования; определяется научный аппарат и база исследования; подбираются методики опытно - экспериментального исследования.
2. На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, исследовался уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
3. На третьем этапе (обобщающем) этапе осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: изучен уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих занятия по хореографии классической направленности «Чишмэ» и занятия по хореографии современного направления «A-team».
Практическая значимость проведенного исследования заключалась в том, что нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях учреждения дополнительного образования хореографической направленности, которые могут быть полезны педагогам дополнительного образования, родителям, психологам.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из в ведения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Эстетическое воспитание общества и личности как научное понятие объясняется и описывается в философии, психологии, педагогике, социологии и является сложной, многогранной и многоуровневой проблемой. Содержание ее базируется на общечеловеческих ценностях, поэтому эстетическое воспитание имеет гуманистическую направленность. Ее формирование предполагает комплексное и системное рассмотрение особенностей эстетического образования, предусматривающих их опережающее развитие по сравнению с развитием потребностей общества.
Воспитание эстетики у подростков в современной России является насущной задачей и связывается с разрешением задачи гармонизации во взаимосвязях в системе «человек — культура-общество» и в самой эстетике, существующего отношения к культуре, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
В эстетическом воспитании личности особая роль отводится эстетическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков эстетического характера, закладывает фундаментальные основы культуры личности, в том числе и эстетической культуры.
В данном научном нами были решены следующие задачи:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику понятий «эстетическое воспитание», эстетическая воспитанность».
«Эстетическое воспитание» - это процесс воспитания целостной гармонически развитой личности, для которой характерны: сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве.
«Эстетическая воспитанность» - это результат воспитания целостной гармонически развитой личности человека, основанный на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно - эстетической образованности.
2. Определить особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте заметно падает склонность к дилетантским занятиям изобразительной и музыкальной деятельностью, но с удовольствием ребята занимаются с истинным любителем и мастером в своей области, познавая секреты мастерства и набирая багаж выразительности своего внутреннего мира. Это связано с тем, что подросток приобретает способность объективно оценивать результаты своего творчества (если к этому времени он обладает достаточной широтой эстетического кругозора, если у него сложились устойчивые интересы и пристрастия, если сформировался комплекс специальных умений)[47].
Таким образом, подростки весьма остро воспринимают эстетическую информацию; способны к эмоциональному переживанию; способны сознательно оценивать и сопоставлять красивое и уродливое; увлекаются художественным творчеством, театром, изобразительной деятельностью. При этом данный возраст весьма трудный для эстетического воспитания в силу инфантилизма в эстетических оценках, стеснительности в выражении своих эстетических чувств, сдержанности в эстетических суждениях.
3. Изучить основные методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. Работа по эстетическому воспитанию подростков в таких организациях осуществляется в разных формах - массовых (концерты, праздники, конкурсы, выставки), ансамблевых, кружковых, студийных.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями. Используются как традиционные методы воспитания (беседа, рассказ, иллюстрация, игра), так и методы, обусловленные спецификой того или иного предмета (импровизация, сбор материала, творческие встречи). Эстетическое воспитание реализуется в процессе организации культурно-досуговой деятельности, при включении подростков в активную художественную и творческую деятельность (музыкальную, танцевальную, театральную, изобразительную), при усвоении образцов мировой и отечественной культуры, при взаимодействии с семьями.
4. Экспериментальным путем определить уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения повышения уровня эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Анализируя результаты исследования мы можем сделать вывод, о том,
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», глубоко и осознанно относятся к музыкальным произведения, ярко реагируют в процессе восприятия искусства и адекватно реагируют эмоциональному смыслу произведения. Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team», с таким же уровнем эмоциональной реакцией на музыкальное произведение так же 7% детей. То есть детям из экспериментальной группы необходимо стараться найти в музыке гармонию, задумываться над своей адекватной реакцией на нее. Знакомиться с произведениями искусства, являющимися классическими и в тоже время фундаментальными для всего мира. Обращать внимание на то, как то или иное произведение влияет на окружающих людей. Если будут делать это регулярно, то их отношение к музыке и ее гармонии, станет более осмысленным и активным.
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», обладают недостаточными знаниями в области искусства, лишь 13% учеников разбираются в направлениях и деятелях искусства . Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team», только 7% имеют достаточные знания в области эстетики и искусства. Педагогам следует обратить внимание именно на процесс получения теоретических знаний, просвещать своих учеников всевозможными нетрадиционными формами. Использовать большее количество профессиональной литературы с яркими примера в области хореографии.
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», проявляют активность в области эстетики и искусства. Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team» также большинство учеников инициативны в вопросах касающихся искусства. Однако педагогу следует направить свои педагогические навыки прежде всего на мотивацию учащихся в получении новых знаний, а лишь потом давать им этим знания. Педагог следует знакомить детей с произведениями искусства, посредствам нетрадиционных форм обучения: экскурсии, викторины, фестивали.
Обращать внимание на то, как те или иные мероприятия влияют на учеников Если будут делать это регулярно, то их отношение к искусству и эстетике станет более осмысленным и активным
Проведя статистическую обработку результатов нашего исследования с применением параметрического критерия t - Стьюдента для несвязных выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования и у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
Тем самым результаты статистического анализа подтвердили выводы, сделанные нами выше, а также подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале нашего исследования: что уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования выше, чем у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
5. Предложить психолого-педагогические рекомендации по
повышению уровня эстетической воспитанности подростков в
условиях учреждения дополнительного образования.
• Творческое сотрудничество педагога и подростков
• Оптимизация программы образовательно-воспитательного процесса
• Ценностно-ориентированный подход в обучении
• Разработка модельного подхода
• Художественно-творческая самоактуализация подростков
• Организационно-педагогическое обеспечение
В заключении хотелось бы сделать общий вывод о том, что в эстетическом воспитании личности особая роль отводится эстетическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков эстетического характера,
Воспитание эстетики у подростков в современной России является насущной задачей и связывается с разрешением задачи гармонизации во взаимосвязях в системе «человек — культура-общество» и в самой эстетике, существующего отношения к культуре, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
В эстетическом воспитании личности особая роль отводится эстетическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков эстетического характера, закладывает фундаментальные основы культуры личности, в том числе и эстетической культуры.
В данном научном нами были решены следующие задачи:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику понятий «эстетическое воспитание», эстетическая воспитанность».
«Эстетическое воспитание» - это процесс воспитания целостной гармонически развитой личности, для которой характерны: сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве.
«Эстетическая воспитанность» - это результат воспитания целостной гармонически развитой личности человека, основанный на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно - эстетической образованности.
2. Определить особенности эстетического воспитания в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте заметно падает склонность к дилетантским занятиям изобразительной и музыкальной деятельностью, но с удовольствием ребята занимаются с истинным любителем и мастером в своей области, познавая секреты мастерства и набирая багаж выразительности своего внутреннего мира. Это связано с тем, что подросток приобретает способность объективно оценивать результаты своего творчества (если к этому времени он обладает достаточной широтой эстетического кругозора, если у него сложились устойчивые интересы и пристрастия, если сформировался комплекс специальных умений)[47].
Таким образом, подростки весьма остро воспринимают эстетическую информацию; способны к эмоциональному переживанию; способны сознательно оценивать и сопоставлять красивое и уродливое; увлекаются художественным творчеством, театром, изобразительной деятельностью. При этом данный возраст весьма трудный для эстетического воспитания в силу инфантилизма в эстетических оценках, стеснительности в выражении своих эстетических чувств, сдержанности в эстетических суждениях.
3. Изучить основные методы и формы эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. Работа по эстетическому воспитанию подростков в таких организациях осуществляется в разных формах - массовых (концерты, праздники, конкурсы, выставки), ансамблевых, кружковых, студийных.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями. Используются как традиционные методы воспитания (беседа, рассказ, иллюстрация, игра), так и методы, обусловленные спецификой того или иного предмета (импровизация, сбор материала, творческие встречи). Эстетическое воспитание реализуется в процессе организации культурно-досуговой деятельности, при включении подростков в активную художественную и творческую деятельность (музыкальную, танцевальную, театральную, изобразительную), при усвоении образцов мировой и отечественной культуры, при взаимодействии с семьями.
4. Экспериментальным путем определить уровень эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения повышения уровня эстетической воспитанности у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Анализируя результаты исследования мы можем сделать вывод, о том,
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», глубоко и осознанно относятся к музыкальным произведения, ярко реагируют в процессе восприятия искусства и адекватно реагируют эмоциональному смыслу произведения. Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team», с таким же уровнем эмоциональной реакцией на музыкальное произведение так же 7% детей. То есть детям из экспериментальной группы необходимо стараться найти в музыке гармонию, задумываться над своей адекватной реакцией на нее. Знакомиться с произведениями искусства, являющимися классическими и в тоже время фундаментальными для всего мира. Обращать внимание на то, как то или иное произведение влияет на окружающих людей. Если будут делать это регулярно, то их отношение к музыке и ее гармонии, станет более осмысленным и активным.
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», обладают недостаточными знаниями в области искусства, лишь 13% учеников разбираются в направлениях и деятелях искусства . Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team», только 7% имеют достаточные знания в области эстетики и искусства. Педагогам следует обратить внимание именно на процесс получения теоретических знаний, просвещать своих учеников всевозможными нетрадиционными формами. Использовать большее количество профессиональной литературы с яркими примера в области хореографии.
- что большинство подростков, посещающих занятия хореографии классического направления «Чишмэ», проявляют активность в области эстетики и искусства. Среди подростков, посещающих занятия хореографии современного направления «А-team» также большинство учеников инициативны в вопросах касающихся искусства. Однако педагогу следует направить свои педагогические навыки прежде всего на мотивацию учащихся в получении новых знаний, а лишь потом давать им этим знания. Педагог следует знакомить детей с произведениями искусства, посредствам нетрадиционных форм обучения: экскурсии, викторины, фестивали.
Обращать внимание на то, как те или иные мероприятия влияют на учеников Если будут делать это регулярно, то их отношение к искусству и эстетике станет более осмысленным и активным
Проведя статистическую обработку результатов нашего исследования с применением параметрического критерия t - Стьюдента для несвязных выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования и у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
Тем самым результаты статистического анализа подтвердили выводы, сделанные нами выше, а также подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале нашего исследования: что уровень эстетической воспитанности подростков, посещающих занятия хореографии классической направленности в учреждениях дополнительного образования выше, чем у их сверстников, посещающих занятия хореографии современного направления в учреждениях дополнительного образования.
5. Предложить психолого-педагогические рекомендации по
повышению уровня эстетической воспитанности подростков в
условиях учреждения дополнительного образования.
• Творческое сотрудничество педагога и подростков
• Оптимизация программы образовательно-воспитательного процесса
• Ценностно-ориентированный подход в обучении
• Разработка модельного подхода
• Художественно-творческая самоактуализация подростков
• Организационно-педагогическое обеспечение
В заключении хотелось бы сделать общий вывод о том, что в эстетическом воспитании личности особая роль отводится эстетическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков эстетического характера,
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание подростков
в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности экологической культуры у подростков,посещающих учреждения дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - Культурно-досуговая деятельность с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание младших подростков в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Развитие здорового образа жизни у детей младшего возраста в системе дополнительного образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



